Научная статья на тему 'НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО МЕДИЦИНЕ ПРИСУЖДЕНА ЗА ЛЕЧЕНИЕ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ'

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО МЕДИЦИНЕ ПРИСУЖДЕНА ЗА ЛЕЧЕНИЕ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
229
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ / ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ / МАЛЯРИЯ / ОНХОЦЕРКОЗ / ФИЛЯРИОЗ / ЛЕЧЕНИЕ / NOBEL PRIZE / PARASITIC DISEASES MALARIA / ONCHOCERCIASIS / FILARIASIS / DRUGS / TREATMENT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Сергиев В.П., Морозов Евгений Николаевич

В 2015 году после долгого перерыва Нобелевская премия в области медицины полностью досталась ученым-паразитологам за изобретение препаратов для лечения малярии и нематодозов - артемизинина и ивермектина. Авторы предлагают вниманию читателей историю этих открытий и их значимость для медицинской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сергиев В.П., Морозов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOBEL PRIZE IN MEDICINE WAS AWARDED FOR THE TREATMENT OF PARASITIC DISEASES

The Nobel Prize in Medicine was granted in 2015 for outstanding results or a research in the field of neglected tropical diseases. The Prize winners developed drugs for malaria and parasitic worms - nematodes treatment. The importance of these achievements is described.

Текст научной работы на тему «НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО МЕДИЦИНЕ ПРИСУЖДЕНА ЗА ЛЕЧЕНИЕ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ»

Сеченовский вестник. 2016. № 1(23). С. 65—67

УДК 616.9:61(09)

В.П. Сергиев,

д-р мед. наук, проф., акад. РАН, зав. кафедрой тропической медицины и паразитарных болезней

Е.Н. Морозов,

канд. мед. наук, проф., директор НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского

V.P. Sergiev,

Dr. med. Sciences, Prof., Acad. RAS, head. Department of tropical medicine and parasitic diseases

E.N. Morozov,

Cand. med. Sciences, Prof., Director of the research Institute of medical Parasitology and tropical medicine they. E. I. Martynovskogo

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО МЕДИЦИНЕ ПРИСУЖДЕНА ЗА ЛЕЧЕНИЕ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

THE NOBEL PRIZE IN MEDICINE WAS AWARDED FOR THE TREATMENT OF PARASITIC DISEASES

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Морозов Евгений Николаевич, канд. мед. наук, доц., проф., директор НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского Адрес: 117997, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 20, стр. 1

Телефон: + 7 499-246-80-49 e-mail: emorozov@mail.ru Статья поступила в редакцию: 29.02.2016 г. Статья принята к печати: 25.04.2016 г.

CONTACT INFORMATION:

Evgeny Morozov, Cand. med. Sciences, Assoc., Director of the research Institute of medical Parasitology and tropical medicine they. E. I. Martynovskogo

Address: p. 20, bld. 1, Malaya Pirogovskaya St., Moscow, Russia, 117997

Tel.: + 7 499-246-80-49

e-mail: emorozov@mail.ru

The article received: February 29, 2016.

The article approved for publication: April 25, 2016.

Аннотация. В 2015 году после долгого перерыва Нобелевская премия в области медицины полностью досталась ученым-паразитологам за изобретение препаратов для лечения малярии и нематодозов — артеми-зинина и ивермектина. Авторы предлагают вниманию читателей историю этих открытий и их значимость для медицинской науки.

Abstract. The Nobel Prize in Medicine was granted in 2015 for outstanding results or a research in the field of neglected tropical diseases. The Prize winners developed drugs for malaria and parasitic worms - nematodes treatment. The importance of these achievements is described.

Ключевые слова. Нобелевская премия, паразитарные болезни, малярия, онхоцеркоз, филяриоз, лечение. Keywords. Nobel Prize, parasitic diseases. malaria, onchocerciasis, filariasis, drugs, treatment.

Нобелевская премия 2015 г. в области физиологии и медицины оказалась достаточно необычной. Она представляет редкое явление, когда столь престижная премия даётся за открытие, которое не является элитарным, а реально облегчило жизнь миллионам страдающих людей. Вероятно, по каким-то мистическим причинам Нобелевский комитет вспомнил об изначальном «гуманистическом духе» нобелевской премии, которая, как было отмечено в завещании основателя фонда, должна вручаться за открытие, служащее «максимальному благу человечества». Правда вручается нобелевская премия на деньги Альфреда Нобеля, заработавшего свой капитал преимущественно на реализации изобретен-

ного им динамита, эффективно убивающего людей, что было высоко оценено военными в начале ХХ в. Об этом в наш «политкорректный» век не принято вспоминать.

Лауреаты нобелевской премии 2015 г. в области физиологии и медицины совершили реальный прорыв в лечении паразитарных болезней, которые, по определению Всемирной организации здравоохранения, являются «игнорируемыми» или «незамечаемыми». Этому есть причина — паразитарные болезни поражают беднейших из бедных. Поэтому межнациональные фармацевтические корпорации предпочитают не тратить деньги на лекарства, которые не «сулят» многомиллионные прибыли.

Социальная значимость паразитарных болезней огромна. По оценке Всемирного банка, кишечные гельминтозы (паразитарные черви, обитающие в кишечнике миллионов людей) по величине вызываемого ущерба здоровью людей стоят на четвертом месте среди всех болезней, значительно опережая и рак, и грипп, и многие другие болезни, о которых ежедневно люди слышат из средств массовой информации. От кишечных гельминтозов ежегодно суммарно теряется 25 миллионов лет человеческих жизней. Именно так, «в миллионах потерянных лет жизни», сегодня определяют ущерб от любой болезни.

«Большая восьмёрка», собравшаяся в Бирмингеме в 1999 г., рассмотрела по инициативе Японии проблему паразитарных болезней и констатировала, что эта патология является одним из важнейших препятствий экономического развития многих развивающихся стран.

Паразитарные болезни — это не какая-то мифическая патология, встречающаяся «неизвестно» где. По данным Всемирной организации здравоохранения, эта патология встречается у каждого третьего жителя стран «золотого миллиарда». Правда, у каждого жителя Африки в организме в среднем одновременно обитают не менее трех разных паразитов, «отравляющих» ему жизнь.

В России по экспертным оценкам примерно 20 млн. человек, преимущественно детей, ежегодно заболевают какой-нибудь паразитарной болезнью. Такие дети капризны, излишне беспокойны, плохо спят. У них неустойчивый стул, плохой аппетит и аллергические проявления на коже. Такие дети часто болеют и плохо успевают в школе. Как правило, все перечисленные симптомы проходят после избавления таких детей от паразитов, и их успеваемость улучшается.

Именно распространённые среди беднейших слоёв населения паразитарные болезни ответственны за различие в уровне смертности и состояния здоровья между бедными и богатыми. Эксперты Всемирного Банка констатировали, что при сопоставлении показателей среди 20% наиболее бедных людей и 20% наиболее богатых людей 77% разницы в уровне смертности и примерно 80% различий в состоянии здоровья определяются именно «игнорируемыми» или «незамечаемыми» болезнями по определению Всемирной организации здравоохранения.

Борьба с бедностью, о которой иногда вспоминают, наиболее эффективно может проводиться с помощью борьбы с реально массовыми паразитарными болезнями, которые незаметно вызывают задержку психического и физического развития детей и снижают трудоспособность взрослого населения. Наиболее «опасным» последствием всех паразитарных болезней является угнетение иммунитета. На фоне «паразитарного» иммунодефицита снижается эффективность вакцинопрофилактики и чаще развиваются любые другие инфекционные и неинфекционные болезни.

Поэтому, когда Вы принесёте свою собачку или кошечку к хорошему ветеринару (подчёркиваем — к хорошему), он или она перед введением вакцины непременно спросит Вас: «А глистов Вы у своего питомца выгнали?». Потому что ветеринарам известно, что на фоне гельминтов прививки часто оказываются неэффективными. Обычно педиатры не задаются таким вопросом. Вот, что значит «незамечаемые» болезни.

Завершить краткое вступление мы хотим цитатой из одной американской газеты, появившейся примерно 50 лет назад. «Если я принесу в детском горшочке глистов, большинство людей почувствуют тошноту. Это явление относится к тем сторонам жизни, о которых не говорят, которые не обсуждают и о которых не трубят средства массовой информации. Считается, что лучше не касаться этих вопросов. Ну что ж, давайте не будем беспокоить добропорядочных граждан. Оставим вещи такими, как они есть, и не будем замечать их. Что ж, спите спокойно, добрые люди, но только знайте, что миллионы детей поражены и страдают» (The New Republic, 1967 г.).

В чём же суть открытий, удостоившихся нобелевской премии в области физиологии и медицины за 2015 г. Премия была присуждена за открытие двух принципиально новых лекарственных препаратов для лечения «болезней, вызываемых круглыми паразитическими червями» и малярии.

Американец Вильям Кэмпбэл и японец Сатоши Омура выделили из грибов стрептомицет природный антибиотик — авермектин, который оказался эффективен против личиночных стадий круглых паразитических червей — гельминтов нематод. В дальнейшем из этого действующего вещества был создан ветеринарный и медицинский лекарственный препарат — ивермектин.

Ивермектин оказался эффективен против двух паразитарных болезней, распространённых в тропиках, — онхоцеркоза и филяриозов лимфатической системы. В тропическом поясе земли человек заражается возбудителями обеих болезней через укусы кровососущих насекомых. Поэтому предотвратить заражение достаточно сложно.

Распространён онхоцеркоз в Африке и Южной Америке. Личинки гельминтов, мигрируя в организме человека, вызывают нестерпимый кожный зуд и аллергические поражения глаз, приводящие к необратимой слепоте. В мире онхоцеркозом или «речной слепотой» заболевают около 17 млн. человек, из них умирают почти 50 тыс., а 350 тыс. становятся слепыми. Ежегодный однократный приём ивермектина предотвращает развитие заболевания у заразившихся людей.

После нескольких лет успешного применения ивермектина против онхоцеркоза этот препарат стали применять в лечении филяриозов лимфатической системы. Филяриозы лимфатической системы вызывают «слоновость» — значительное увеличение объема

пораженных органов за счёт нарушения циркуляции лимфы. В группу филяриозов лимфатической системы входят несколько болезней, вызываемых разными видами круглых гельминтов — нематод. Распространены эти болезни в тропических странах Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Африки. Эта патология присутствует у 120 млн. людей. Не менее 43 млн. человек стали глубокими инвалидами из-за филярио-зов лимфатической системы. Ивермектин, назначаемый однократно, предотвращает развитие патологии лимфатической системы, но не излечивает больного, так как не действует на половозрелого гельминта. Поэтому требуется регулярный приём ивермектина или добавления в лечение других антигельминтиков.

Решающую роль во внедрении ивермектина сыграла Всемирная организация здравоохранения. В течение многих лет эта организация, входящая в систему ООН, выделяла средства и стимулировала исследователей на изучение и испытание ивермектина. После завершения многоэтапных доклинических и клинических испытаний Всемирная организация здравоохранения настойчиво продвигала этот препарат и стимулировала фармацевтические фирмы-производители к безвозмездному распространению лекарства в тропических странах, пораженных онхо-церкозом и филяриозами лимфатической системы.

Забытая сейчас значимость гельминтозов в прошлом была хорошо известна европейцам. Об этом свидетельствует публикация Чарлза Р. Дарвина (автора теории происхождения видов) в Лондонской газете «Таймс» в далёком 1881 г. В ней есть такие слова: «Будем помнить, как много жизней было спасено, как много ужасных страданий было предотвращено благодаря знаниям о паразитических червях ...».

Вторая половина нобелевской премии в области физиологии и медицины за 2015 г. была присуждена китаянке Юю Ту «за открытие нового вида лечения малярии».

Если значимость тропических гельминтозов может быть и неизвестна широкой общественности, то о малярии слышал каждый. Для человечества малярия была и остаётся главнейшей болезнью, в значительной степени определявшей выживание людей и формирование человека как биологического вида.

За весь период существования человечества от малярии умерло больше людей, чем от любой другой причины, включая не только болезни, но и войны. В настоящее время от самой агрессивной формы малярии — тропической ежегодно умирает, по экспертным оценкам, от 600 тыс. до 1 млн. больных. Неудивительно, что в результате многовекового селективного пресса в геноме человека сформировались и закрепились множественные (несколько сот) генетические аномалии, обеспечивающие защиту от этой смертельной болезни. В настоящее время врожденные гемоглобинопатии являются наиболее распространенными моногенетической патологи-

ей. По расчетам 7% жителей Земли являются носителями указанных генетических аномалий.

Из четырех наиболее частых генетических аберраций человека, непосредственно связанных с защитой от смертельных инфекций: серповидно-клеточная анемия, талассемии, кистозный фиброз и дефицит глюкозо-6-фостфат дегидрогеназы, три связаны с защитой от малярии.

Как правило, генетическая защита от малярии обеспечивается в гетерозиготном организме. Гомозиготы, содержащие подобные генетические аномалии, подвержены тяжелой патологии, часто не совместимой с жизнью. По оценке в настоящее время ежегодно в мире 300—400 тыс. новорожденных появляются на свет с серьезными клиническими проявлениями этих генетически обусловленных болезней. Хотя указанная патология наиболее часто встречается в тропиках как следствие глобальной миграции населения, такие больные регистрируются по всему миру.

Сложность лечения смертельной тропической малярии связана с тем, что на большинстве территорий, пораженных малярией, возбудитель приобрёл резистентность к классическим противомалярийным препаратам.

Поэтому настоящим прорывом стало выделение из полыни — артемизии принципиально нового класса соединений, активно воздействующих на возбудителя тропической малярии. Лауреат нобелевской премии 2015 г. Юю Ту работала в Китайской академии народной медицины, где изучала лекарственные растения. Впоследствии на основе природных артемизининов удалось создать целое семейство современных синтетических и полусинтетических лекарственных препаратов, широко используемых для спасения жизни больных малярией в странах Африки и Юго-Восточной Азии. Внедрение этих препаратов связано с настойчивостью и упорством китайских учёных и специалистов, благодаря чётким действиям которых эти препараты, несмотря не некоторый скепсис со стороны западных специалистов, особенно на начальных этапах, дошли до практики, и спасают жизни больных.

В связи с открытием артемизининов уместно вспомнить об упоминавшихся в даосской мифологии чудесных свойствах полыни. Вариантом даосского рая является остров бессмертных — Пенлай. На этом острове те, кто откушали чудесных растений с дивным ароматом, становились бессмертными. Интересно, что Пенлай — это реальная местность на полуострове Шаньдун в Китае, где проживала народность «лай», а «пен» в переводе означает полынь — артемизия. Этот пример ещё раз подчеркивает справедливость утверждения известного отечественного историка-этнолога Л.Н. Гумилёва: «Мифические и сказочные сюжеты — отнюдь не произведения большой фантазии. Они воссоздают уровень знаний и способ выражения своего времени».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.