Научная статья на тему 'Низкий самоконтроль как один из детерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости'

Низкий самоконтроль как один из детерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
931
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INTERNET DEPENDENCY / ТЕОРИЯ КОНТРОЛЯ Т. ХИРШИ / T. HIRSHI'S CONTROL THEORY / НИЗКИЙ САМОКОНТРОЛЬ / LOW SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цой Надежда Алексеевна

Интернет-зависимое поведение представляет собой социальную проблему современного общества, оказывающую негативное влияние на многие аспекты социальных отношений. В настоящей работе доказывается, что одним из факторов развития интернет-зависимости является низкий самоконтроль. В работе представлены результаты исследования данного феномена. Интернет-зависимое поведение рассматривается в рамках теории контроля Т. Хирши, согласно которой неадекватное воспитание, неспособность справляться со своими спонтанными, импульсивными порывами, слабые социальные связи повышают вероятность индивида совершать девиантные поступки, в том числе стать интернет-зависимым. Предлагаются некоторые рекомендации для профилактики данного негативного социального явления на основании выявленного детерминирующего социального фактора. Полученные результаты и выводы могут служить основой для проведения дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Low Self-Control as a Factor of Internet Addiction

The phenomenon of Internet-dependent behavior is a social problem of con temporary society that has a negative impact on many aspects of social relationships. The author claims that one of the factors in the development of Internet addiction is low self-control. The empirical research was conducted among students (N=534) of Far Eastern Federal University (Vladivostok) in 2010. The research questionnaire has three parts: 1) the general pattern of Internet use and test on Internet addiction; 2) the Strengths and Difficulties Questionnaire; 3) the social and demographic characteristics of respondents. The results of this study are discussed within the framework of T. Hirshis control theory. The author argues that inadequate education, inability to cope with the spontaneous, impulsive drives, weak social ties increase the likelihood of an individual to develop Internet addiction. She offers some recommendations for the prevention of this negative social phenomenon on the basis of the identified determining social factor. Finally, the author suggests that the results and conclusions of this study can be a basis for further investigation.

Текст научной работы на тему «Низкий самоконтроль как один из детерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости»

Н.А. Цой

НИЗКИЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК ОДИН

ИЗ ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ФЕНОМЕНА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Интернет-зависимое поведение представляет собой социальную проблему современного общества, оказывающую негативное влияние на многие аспекты социальных отношений. В настоящей работе доказывается, что одним из факторов развития интернет-зависимости является низкий самоконтроль. В работе представлены результаты исследования данного феномена. Интернет-зависимое поведение рассматривается в рамках теории контроля Т. Хирши, согласно которой неадекватное воспитание, неспособность справляться со своими спонтанными, импульсивными порывами, слабые социальные связи повышают вероятность индивида совершать девиантные поступки, в том числе стать интернет-зависимым. Предлагаются некоторые рекомендации для профилактики данного негативного социального явления на основании выявленного детерминирующего социального фактора. Полученные результаты и выводы могут служить основой для проведения дальнейших исследований.

Ключевые слова: интернет-зависимость, теория контроля Т. Хир-ши, низкий самоконтроль.

Keywords: internet dependency, T. Hirshi's control theory, low self-control.

Введение

В начале XXI в. происходят качественные изменения социальной структуры общества в связи с появлением и развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Свобода, простота и широкие возможности в использовании Интернета для социального взаимодействия и манипулирования информацией являются основными причинами постоянного и стремительного повышения количества интернет-пользователей по всему миру. Трансформация различных сфер общественной жизни, обусловленная влиянием Интернета, вызвала интерес и внимание исследователей из разных областей знаний, главным

образом из-за неоднозначного воздействия и появления как позитивных, так и негативных социальных последствий активного интернет-пользования. Феномен интернет-зависимости относится к ряду негативных последствий влияния современных информационных технологий на социальные отношения, возникновения и доминирования новых форм социального взаимодействия и переориентации реальных контактов в виртуальную сферу. Результаты некоторых исследований данного феномена указывают на разрушение социальных связей, развитие социальной изоляции, уход от окружающей действительности в сторону виртуальной реальности. Данные о распространенности интернет-зависимости колеблются от 2 % до 30 % пользователей в разных социальных группах.

Проблема интернет-зависимости прежде всего касается физического и психического здоровья нации (ослабление иммунной системы, проблемы с позвоночником, весом, различные заболевания глаз, депрессия, тревога и общее психическое истощение). Она затрагивает социальные отношения: многочасовое интернет-пользование отрывает человека от реальных отношений в обществе, возникают проблемы в семейной, образовательной, профессиональной среде. По словам К. Янг, степень зависимости определяется не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни (Young 2007: 671). Наконец, феномен интернет-зависимости приводит к серьезным экономическим проблемам (значительные финансовые траты из-за он-лайн-покупок, участия в аукционах и играх, убытки предприятий и организаций вследствие пользования Интернетом сотрудниками в личных, а не рабочих целях).

Вопрос об отнесении интернет-зависимости к клиническим расстройствам остается открытым, однако уже предлагается лечение от нее в специально созданных медицинских центрах. При ее обозначении в литературе используются различные термины: киберзависимость, компьютерная зависимость, патологическое интернет-пользование, чрезмерное интернет-пользование, интернет-зависимое расстройство и т. д. Термин «интернет-аддикция» используется в большей части исследований, поскольку их авторы придерживаются мнения: почти любое человеческое увлечение в своих крайних формах дает определенные основания говорить об аддикции. Так, исследователи говорят о существовании поведенческих видов аддикции (гэмблинг, компьютерные игры, секс, физические упражнения, а в настоящее время — Интернет). Несмотря на то, что интернет-зависимость не включена в классификацию DSM*, в значи-

* Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — руководство по диагностике и статистике психических расстройств.

тельной части исследований авторы берут за основу критерии для диагностики патологического пристрастия к азартным играм, то есть феномен интернет-зависимости, как правило, определяется как болезнь или расстройство с психопатологическим механизмом возникновения.

На наш взгляд, в настоящее время говорить о зависимости от Интернета как о заболевании поспешно и неправомерно. Очевидно, что феномен интернет-зависимости является социальной проблемой современного общества и нуждается в тщательном исследовании. Мы предлагаем социологическую трактовку понятия феномена интернет-зависимости в качестве нарушения поведения, обусловленного рядом социальных факторов.

В настоящей статье предпринимается попытка выявления одного из факторов, обусловливающих появление и развитие феномена интернет-зависимости. Вместе с тем, нам представляется ошибочной попытка выявления единственной или основной причины возникновения интернет-зависимости, поскольку ее причины различны для разных людей, и чаще всего имеет место совокупность ряда причин. С точки зрения различных социологических теорий и социально-психологических концепций, существует ряд факторов, обусловливающих появление и развитие интернет-зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкая самооценка, социальная депри-вация (эскапизм), депрессия, социальная тревога, злоупотребление психоактивными веществами и т. д. При этом далеко не всегда удается выявить четкую причинно-следственную связь между злоупотреблением Интернетом и сопутствующими ему личными проблемами, такими как одиночество, потеря интереса к учебе, к близким, жизненные и финансовые трудности и т. д.

Именно Интернет, в отличие от других технологий, оказывает все возрастающее влияние на характер социальных коммуникаций, поскольку все большее значение приобретает информация, генерируемая самими пользователями, передаваемая в режиме реального времени не-локализованным по месту нахождения участникам коммуникации. Формами удовлетворения коммуникативной потребности пользователей Интернета являются сервисы социальной сети, т. е. чат, конференция, форум, ньюсгруппа, гостевые книги и т.п.

В 2008 г. рост интернет-пользователей социальных ресурсов и блогов по сравнению с 2007 г. составил 5 %, эти темпы в два раза выше, чем в любом другом секторе интернет-практик. Общее количество времени, проводимого онлайн в мире, увеличилось на 18 % с сентября 2007 г. по декабрь 2008 г. В тот же период количество времени, проводимого онлайн в социальных сетях, увеличилось на 63 % (45 млрд минут). В результате

социальные сети и блоги поглощают время других секторов (Global Faces 2009). Согласно данным исследования, представленного в феврале 2009 г. маркетинговой компанией Nielsen, одна из одиннадцати минут онлайн во всем мире принадлежит сайтам социальных сетей и блогов (Там же). По данным ComScore, российские интернет-пользователи уделяют сетям больше времени, чем интернет-пользователи из других стран (Block 2010). Согласно их отчету, в августе 2010 г. 34,5 млн, или 74,5 % всех российских интернет-пользователей посетили хотя бы одну социальную сеть. На одного посетителя в среднем приходилось 9,8 час., проведенных в социальной сети. Этот показатель превышает больше чем в два раза аналогичный показатель для всего мира: 4,5 часа на одного посетителя в месяц. В России наиболее популярны социальные сети «Вконтакте» (27,8 млн. посетителей в месяц) и «Одноклассники» (16,7 млн). Мировой «социальный» лидер Facebook занимает лишь пятое место (4,5 млн), но его российская аудитория выросла в течение 2010 г. на 376 % (Россия лидирует... 2010). В России, по данным МАСМИ, 78 % пользователей социальных сетей заходят в них ежедневно, из них 18,1 % — более 10 раз в день, а 14,9 % — 1 раз (МАСМИ 2009). В их исследовании группа лиц младше 18 лет составила 13 %, 18-24 года — 26 %, 25-34 года — 29 %, 35-44 года — 18 %, 45-54 года — 8 %, старше 50 лет — 6 %.

Интернет отличается от традиционных медиа своей мультифункцио-нальностью. Виртуальная природа Интернета проявляется в том, что протекающие в нем коммуникации выполняют функции реальных социальных интеракций. Представляется, что социальные функции сети обусловливают рост количества интернет-зависимых пользователей, являются основой формирования феномена интернет-зависимости. Соответственно, причины выхода в сеть пользователей, склонных к интернет-зависимому поведению, вероятнее будут иметь коммуникативный характер: общение, знакомство, развлечение и т. д.

Особое место сеть занимает в жизни подрастающего поколения, хотя российские дети начинают пользоваться Интернетом позже, чем европейские. В среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет, в то время как в Европе средний возраст — 9 лет. Но при этом школьники в России пользуются Интернетом более активно и более рискованно (Солдатова, Зотова 2011: 47).

Одним из факторов риска является то, что большинство российских детей выходят в сеть без контроля со стороны взрослых: около 80 % детей в среднем по России пользуются Интернетом в своих комнатах с отдельным компьютером и через мобильные телефоны — т. е. в ситуациях, когда родители их практически не контролируют, в то время как в странах Европы дети чаще выходят в Интернет с компьютера, находящегося

в совместном пользовании членов семьи, или из школы. Другой настораживающий фактор — возрастание времени, проводимого онлайн. Более четверти детей тратят на сеть от 7 до 14 час. в неделю — т. е. около 1—2 час. в день, каждый шестой ребенок — от 14 до 21 час. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайн более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки. Часть этих детей в прямом смысле живет в Интернете — они проводят в онлайн по двое или трое суток в неделю (Там же: 48).

В силу того, что с каждым годом понижается возраст приобщения к Интернету, в настоящее время молодежь представляет больший сектор российской интернет-аудитории, воздействию информационных технологий подвержены в первую очередь те социальные слои населения, которые наименее защищены психологически, и потому проблема интернет-зависимого поведения может быть одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интеграции в социальные отношения. Именно современная молодежь будет представлять активную часть трудоспособного населения страны. Их потребительская активность, которая уже сейчас впечатляет, только нарастает.

Цель и теоретические предпосылки

Главной целью исследования было провести анализ интернет-зависимости, используя теорию контроля Т. Хирши. Нам представляется, что эта теория актуальна для данной работы, поскольку позволяет с социологической точки зрения проанализировать феномен интернет-зависимости, дает возможность эмпирически проверить основные положения и на основании результатов исследования разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения. Вместе с тем мы не претендуем на полноту изложения и анализа феномена интернет-зависимости.

В большинстве изученных нами исследований отмечается определяющее влияние семьи и семейных отношений на формирование девиантного поведения. Согласно основным положениям теории контроля Т. Хирши, в семье как в первой социальной группе ребенок усваивает нормы поведения и учится контролировать собственные импульсы и желания. Таким образом, как индивидуальная социальная особенность, развиваемая в детстве, низкий уровень самоконтроля играет важную роль в совершении девиантных поступков.

В первоначальной теории социальных связей Т. Хирши подчеркивал важность «непрямого контроля», суть которого в том, что родители «психологически присутствуют», когда дети находятся не под их наблюдением (Ьеу1топ 1942: 315). Эта теория говорит о четырех элементах

контроля: привязанность, обязательство, вовлеченность и убеждения. Р. Готтфредсон и Т. Хирши показали, что «прямой контроль» является ключевым в эффективном воспитании ребенка. Так, они предложили теорию преступления, которая основывается только на одном типе контроля — самоконтроле: обобщенную теорию самоконтроля, объясняющую индивидуальные различия в «склонности» сдерживаться или не сдерживаться от совершения преступления. При этом они подчеркивают, что эта склонность относится ко всем видам девиантного поведения в любом возрасте и при любых условиях.

Представляется, что низкий самоконтроль развивается в раннем детстве и остается стабильным во взрослом возрасте. Р. Готтфредсон и Т. Хирши полагают, что причина слабого самоконтроля — неадекватное воспитание. Родители, которые отказываются или неспособны отслеживать/контролировать поведение ребенка, не признают/не различают отклоняющееся поведение и не наказывают за него, тем самым развивают у ребенка низкий самоконтроль. Таким образом, у человека не формируется способность справляться со всеми своими спонтанными, импульсивными порывами, желаниями. В результате недостаток самоконтроля развивается естественным образом.

Механизм самоконтроля Т. Хирши и Р. Готтфредсон объясняют следующим образом: «Преступные поступки являются подмножеством действий, в которых актор (действующий субъект) игнорирует длительные негативные последствия, вытекающие из самого действия (например, последствия употребления наркотиков), из социального окружения и семьи (например, реакция супруги/а на измену) или из государства (например, суд, арест, тюрьма при ограблении). Все эти действия, включая преступные, объединяет одна особенность, присущая индивидам, особенно чувствительным к немедленному получению удовольствия, которые не могут смириться с необходимостью длительного ожидания в получении удовольствия. Подразумевается, что незамедлительность в получении желаемого при совершении преступления очевидна для актора, не требуется специфического навыка и обучения. Свойство индивидов, объясняющее вероятность вовлечения в такие действия, мы называем «самоконтролем»» (Hirschi, Gottfredson 1994: 15).

Самоконтроль, по мнению исследователей, должен рассматриваться как «латентная черта», стабильная индивидуальная особенность, связанная с девиантным поведением. Предполагается, что высокий самоконтроль — стабильная индивидуальная склонность, позволяющая человеку избегать немедленных или моментальных действий и поведения, приводящих к негативным последствиям (Vazsonyi, Junger, Hessing 2001: 91). Таким образом, индивиды с низким самоконтролем с большей ве-

роятностью совершают какие-либо девиантные или преступные действия.

Примеры поведения, когда немедленно удовлетворяя желания, люди не задумываются о долгосрочных последствиях, — курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками, беспорядочные сексуальные связи, азартные игры и т. д. (Jones, Quisenberry 2004: 343). Таким образом, конструкт «самоконтроль» может объяснить и интернет-зависимое поведение: можно предположить, что в основе интернет-зависимого поведения лежит низкий самоконтроль, неспособность контролировать свои желания, стремление к немедленному их удовлетворению любым способом. При этом, согласно этой теории, у человека с интернет-зависимым поведением нет каких-либо отличительных психологических черт, личностных особенностей, по которым можно было бы спрогнозировать отклоняющееся поведение, потому что низкий самоконтроль — это социальное качество, связанное с воспитанием, ослаблением или разрывом связей человека с обществом или с его группой.

Опираясь на идею о том, что Интернет является непрерывным и почти безграничным источником «награждающих» стимулов, и на вышеизложенные теоретические положения, мы сделали предположение, что у интернет-зависимых более низкий самоконтроль, чем у, тех, кто такой зависимости не имеет.

Тестирование теории

Установлено, что взаимосвязь между импульсивностью и интернет-зависимостью скорее положительная. С. Дэйв и Н. Локстон предполагают, что импульсивность способствует расторможенному поведению и потере контроля (Dawe, Loxton 2004: 344). Это подтверждает Дж. Мир-керк: интернет-зависимость, по его мнению, может быть охарактеризована неспособностью индивида сопротивляться импульсу (побуждению) нажать на кнопку компьютерной мыши (Meerkerk 2007). Импульсивность оказалась самым сильным предиктором интернет-зависимости, более сильным, чем социально-психологическое благополучие. Для интернет-зависимых пользователей характерна неспособность сопротивляться импульсу продолжать пользоваться Интернетом, несмотря на негативные последствия такого поведения.

Некоторые исследователи в качестве дополнительной черты, характеризующей интернет-зависимого индивида, рассматривают низкую способность распоряжаться временем (тайм-менеджмент). Так, в исследовании Фен-Линь Као и Лин-ян Су была использована шкала характера распоряжения временем*: индивидуальное чувство контроля над вре-

* TMDS, Time Management Disposition Scale.

менем отражает способность использовать и организовывать время (Cao, Su, Liu, Gao 2007: 466). Результаты по этой шкале отражают общий уровень индивидуальной способности тайм-менеджмента. Группа интернет-зависимых показала более низкие значения, что, по мнению исследователей, может привести к недостатку умения планировать в учебе и повседневной жизни, недостатку самоконтроля. Вероятность потери контроля над временем онлайн у интернет-зависимых студентов намного больше, чем у их сверстников.

Некоторые результаты исследований, проведенных в России, также указывают на наличие положительной связи между низким самоконтролем и интернет-зависимостью. Так, например, в исследовании М.С. Чекалиной было выявлено, что у людей из экспериментальной группы (эмоционально устойчивые) большая выраженность такого качества, как самоконтроль, связана с меньшей вероятностью зависимости от Интернета, т. е. это люди, которые свои эмоциональные переживания могут контролировать, не прилагая больших усилий. Таким образом, высокий уровень самоконтроля является сдерживающим фактором интернет-зависимости.

Согласно результатам исследования, проведенного Г.Э. Брыниным среди учащейся молодежи Алтайского края, интернет-зависимые склонны к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств, потворствуют своим желаниям, не прилагают усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, импульсивность, склонность к асоциальному поведению, низкий самоконтроль характеризуют интернет-зависимых, что свидетельствует об их низкой дисциплинированности, стремлении к наслаждению, зависимости от настроений, неумении управлять своими эмоциями и поведением.

Материалы и методы

Исследование социально-психологических аспектов феномена интернет-зависимости среди студентов ДВФУ (г. Владивосток) было проведено автором в весеннем семестре 2010 г. В ходе исследования использовался специально разработанный опросник, состоящий из трех частей.

Первая часть содержала вопросы об интернет-пользовании респондента. Первые восемь из них касались информации о виде доступа к сети, стаже, причинах интернет-пользования и т. д. Девятый вопрос представлял собой тест на интернет-зависимость и состоял из 28 под-вопросов (утверждений). Он содержал 10 утверждений, которые являются ключевыми для определения интернет-зависимых пользователей

(например: «Я пытался (пыталась) проводить меньше времени в Интернете, но оказалось трудно сократить», «Вне университета (работы, дома) я обычно ищу альтернативные способы доступа в Интернет», «У меня возникли неприятности на учебе/работе из-за нахождения в сети», «Моя успеваемость (эффективность работы) ухудшилась из-за того, что больше времени уходит на интернет-активность», «Бывало, я опаздывал/а на встречи из-за того, что проводил/а время в Интернете» и др.). Ответы на них давались испытуемыми по пятибалльной шкале Лайкерта от 0 (абсолютно неверно) до 4 (совершенно верно). Тест был взят из исследования В. Ванга, переведен на русский язык и адаптирован (Wang 2001). Этот тест позволил выделить среди обследуемых интернет-пользователей три группы: 0 баллов — не интернет-зависимые (нормальные интернет-пользователи); 1—3 баллов — склонные к интернет-зависимости; 4 балла и более — интернет-зависимые пользователи. В. Ванг в своем тесте выделяет следующие индикаторы интернет-зависимости: низкий самоконтроль, социальный эскапизм (уход от реальности), негативные социальные последствия, виртуальная идентичность, физическое продление (увеличение средней продолжительности пребывания в сети Интернет, интернет-активности), виртуальная близость. Признаки интернет-зависимости основываются на интенсивности желания непрерывно оставаться в сети Интернет, несмотря на последствия.

Вторая часть состояла из русскоязычной версии вопросника SDQ (The Strengths and Difficulties Questionniare) — сильные стороны и трудности, который включает в себя 25 показателей, разделенные на 5 основных групп: эмоциональные симптомы, проблемы поведения, гиперактивность, проблемы со сверстниками, просоциальное поведение (поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп), а также шкалу по общему количеству затруднений и их влияния на разные сферы повседневной жизни (домашняя жизнь, дружеские отношения, учеба в вузе, занятия в свободное время).

Третья часть включила в себя социально-демографические данные респондента: пол, возраст, курс, специальность, семейное положение, форма обучения. В опросник также вошли вопросы относительно удовлетворенности отношениями с разными людьми, злоупотребления алкоголем и общего состояния здоровья респондента.

Участие в исследовании носило анонимный и добровольный характер. Было распространено 800 копий опросника среди студентов разных курсов и институтов. Количество возвращенных заполненных опросников — 702 анкеты (возврат 87,7 %), из них 168 были исключены, т. к. были некорректно или не полностью заполнены или содержали неправдоподобную или противоречивую информацию. Окончательный

объем выборки составил 534 человека. Анализ данных проводился с помощью статистического пакета SPSS.

Результаты. Из 534 респондентов 288 (53,9 %) женского пола, 246 (46,1 %) мужского пола в возрасте от 16 до 28 лет, средний возраст 19 лет (S.D.= 1,73; Mode = 19). Семейный статус респондентов был представлен следующим образом: «женат/замужем, нет детей» — 2,4 %; «женат/замужем, с детьми» — 0,7 %; «разведен/а» — 0,6 %; «холост/не замужем, но в длительных отношениях» — 31,5 %; «не состою ни в каких отношениях» — 50,9 %; «не заинтересован/а в отношениях» — 5,7 %; «другое» — 8,8 %.

По данным нашего исследования, большинство студентов (90,3 %) имеют доступ к сети Интернет через свой персональный компьютер, 44,2 % — пользуются с помощью мобильного телефона. Другие способы доступа к сети используются в меньшей степени (компьютерный класс, компьютеры друзей, в библиотеке, на работе, интернет-кафе). В среднем опыт интернет-пользования составляет 5,2 года.

В день более получаса посвящается следующим видам интернет-активности: скачивание, файлообменные сети, поисковые системы, социальная сеть, электронная почта и онлайн-игры; от 10 до 30 минут посвящается чатам, группам новостей, интернет-конференциям, форумам, сетевым играм, интернет-магазинам и другим видам интернет-активности; до 10 минут отводится на ведение блога и электронные платежные системы.

Согласно тесту на интернет-зависимость, 59 % респондентов составили группу интернет-зависимых, 24 % — склонных к ней (пограничное состояние) и 17 % — нормальных пользователей.

Затем опрошенные были разделены на две группы. Первая — общая группа интернет-зависимых, включающая и «зависимых», и «склонных к интернет-зависимости», вторая — не интернет-зависимые. С помощью U-теста по методу Манна и Уитни были выявлены значимые различия между этими группами в количестве времени, уделяемого определенным формам интернет-активности: группа интернет-зависимых значимо больше времени, чем группа не интернет-зависимых, проводит на блогах (р=0,013), в работе с электронной почтой (р=0,005), форумами (р=0,003), файлообменными сетями (р=0,001). Значимых различий в возрасте и опыте интернет-пользования между группой интернет-зависимых и не интернет-зависимых не обнаружено.

При проверке наличия связи, ее силы и направленности между разными группами интернет-пользования («не интернет-зависимые», «склонные к интернет-зависимости» и «интернет-зависимые») и различными факторами, выделенными В. Вонг, включая главным образом

тестируемый для основной гипотезы низкий самоконтроль, использовалась мера Гамма. Метод перекрестных таблиц позволил выявить значимую положительную связь со всеми факторами: низкий самоконтроль (0=0,924, р=0,000), социальное избегание (0=0,682, р=0,000), негативные социальные последствия (0=0,869, р=0,000), виртуальная идентичность (0=0,699, р=0,000), продление (0=0,841, р=0,000), виртуальная близость (0=0,768, р=0,000).

Самая сильная связь наблюдается между разным интернет-пользованием и низким самоконтролем, физическим продлением и негативными социальными последствиями.

По результатам опроса по SDQ с помощью применения критерия Хи-квадрат была выявлена значимая положительная связь между гиперактивностью и разными группами интернет-пользования: «не интернет-зависимые», «склонные к интернет-зависимости» и «интернет-зависимые» (х2 =23,528, ё1=4 и показатель гамма 0=0,464 при р<0,001) (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования по опроснику SDQ (Сильные стороны и трудности), % от всех респондентов

Показатель шкалы норма пограничные патология

Общая оценка трудностей 78,1 % 15,7 % 6,2 %

Гиперактивность и невнимательность 79,6 % 9,9 % 10,5 %

Проблемы поведения 77,2 % 12,9 % 9,9 %

Эмоциональные нарушения 87,7 % 5,1 % 7,1 %

Трудности отношений со сверстниками 74,3 % 19,5 % 6,2 %

Просоциальное поведение 74,5 % 11,6 % 13,9 %

Также обнаружилась значимая положительная связь между разными группами интернет-пользования и общим количеством трудностей (Х2 = 16,197, аГ=4, р=0,003 и показатель гамма 0=0,351 при р<0,001). Связь по другим показателям опросника SDQ и разными группами интернет-пользования не была выявлена.

Значимая положительная связь выявилась между низким самоконтролем и гиперактивностью (0=0,241 р=0,000), а также между низким самоконтролем и общим количеством трудностей по SDQ (0=0,249 р=0,000).

Обсуждение результатов и выводы

В нашем исследовании распределение по гендерному признаку оказалось примерно в одинаковой пропорции. Средний интернет-пользо-

ватель, согласно полученным данным, имеет доступ к сети через свой персональный компьютер и стаж интернет-пользования около 5 лет. 17 % всех респондентов составляют группу нормальных интернет-пользователей, 24 % — склонных к интернет-зависимости и 59 % — интернет-зависимых.

Основная гипотеза о низком самоконтроле как факторе риска интернет-зависимости нашла свое подтверждение при помощи метода перекрестных таблиц (G=0,924, р=0,000). При этом стоит отметить, что значимая положительная связь была выявлена между низким самоконтролем и гиперактивностью (один из показателей опросника SDQ) (G=0,241 р=0,000), что указывает на сходство поведенческих признаков (импульсивность). Таким образом, можно заключить, что опосредующую роль в механизме развития интернет-зависимости играет низкий самоконтроль как социальный фактор, а не характеристика личности.

Обнаруженная значимая положительная связь между разными группами интернет-пользования и общим количеством затруднений (G=0,351, р<0,001) и между разными группами и негативными социальными последствиями (G=0,869, р=0,000) указывает на то, что интернет-зависимые имеют больше негативных социальных последствий, чем не интернет-зависимые. Наличие значимой положительной связи между разными группами интернет-пользования и общим количеством затруднений позволяет сделать вывод о том, что эти затруднения (трудности) влияют на разные сферы повседневной жизни (домашняя жизнь, дружеские отношения, учеба в вузе, занятия в свободное время) в большей степени у интернет-зависимых, чем у не интернет-зависимых пользователей.

Результаты нашего исследования в целом совпадают с рассмотренными выше исследованиями взаимосвязи интернет-зависимости и самоконтроля, несмотря на различия в теоретико-методологических основаниях (применение разных определений феномена интернет-зависимости, измерительных инструментов и выборок исследования). В зарубежном лонгитюдном исследовании, проведенном А. Каспи, были получены интересные результаты, которые также подтверждают наше предположение относительно социального фактора (низкий самоконтроль) в качестве детерминирующего условия отклоняющегося поведения (Marshall 2011). Было выяснено, что дети, которые еще в раннем детстве умеют владеть собой и контролировать свое поведение, не только с наименьшей вероятностью могут быть подвержены различным зависимостям, совершать преступления в будущем, но также являются более здоровыми и счастливыми, чем их более импульсивные ровесники.

В России пока еще проведено недостаточно исследований интернет-зависимости. Соответственно, из-за отсутствия информации об уровне распространенности и факторов риска интернет-зависимости не существует и системы профилактики этого негативного явления. Принимая во внимание выявленный нами социальный фактор интернет-зависимости (низкий самоконтроль), рассмотрим возможные способы профилактики через влияние на него.

Ослаблению такого социального фактора, как низкий самоконтроль, способствует разработка конкретных рекомендаций, курсов, семинаров для студентов, родителей и педагогов по развитию навыков самоконтроля, стрессоустойчивости, разрешения проблем и конфликтов, включающих поведенческие, эмоциональные техники. На наш взгляд, для решения проблемы интернет-зависимости путем влияния на выявленный фактор довольно эффективной профилактической мерой является тайм-менеджмент как в реальности, так и в онлайн-пользовании — технология организации своего времени (учебы, работы и отдыха), повышения эффективности его использования: определение и постановка целей, планирование и расстановка приоритетов, делегирование и контроль выполнения поставленных задач.

Полагаем, что индивидуальная и межличностная профилактика должны быть направлены на разработку программ обучения навыкам социального общения, интеграции, самоконтроля, организации времени и стрессоустойчивости. Общественная профилактика видится в форме привлечения внимания широкой общественности к необходимости конструктивного интернет-пользования, повышения информированности о безопасном и рациональном использовании информационно-коммуникационных технологий.

Настоящее исследование подтвердило наличие положительной связи между интернет-зависимостью и низким самоконтролем. Необходимы дополнительные исследования данного феномена, поскольку очевидны его негативные социальные последствия: семейные, профессиональные, академические, финансовые проблемы. Поэтому результаты проведенного исследования являются значимыми для своевременной разработки системы профилактических мер.

Литература

Отдел интернет-исследований МАСМИ (Россия). Результаты онлайн мониторинга — 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.onlinemonitor.ru/ files/images/Report_autumn_2009_for_site.pdf (дата обращения: 05.10.2010).

Россия лидирует в социальных сетях / Медиареволюция [Электронный ресурс]. URL: http://mediarevolution.ru/audience/geography/2632.html (дата обращения: 05.10.2010).

Солдатова Г., Зотова Е. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. 2011. № 7. С. 46—56.

Block B. Russia Has Most Engaged Social Networking Audience Worldwide / ComScore. [Электронный ресурс]. URL: http://www.comscore.com (дата обращения: 05.10.2010).

Cao F, Su L, Liu T, Gao X. The relationship between impulsivity and Internet addiction in a sample of Chinese adolescents // European Psyhiatry. 2007. Vol. 22 (7). P. 466-471.

Dawe S., Loxton N. The role of impulsivity in the development of substance use and eating disorders // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2004. Vol. 28. P. 343-351.

Global Faces and Networked Places / A Nielsen report on Social Networking's New Global Footprint. March 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://blog. nielsen.com/nielsenwire/wp-content/uploads/2009/03/nielsen_globalfaces_mar09. pdf (дата обращения: 15.12.2011).

Hirschi T., Gottfredson M.R. The Generality of Deviance. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1994.

Jones Sh, Quisenberry N. The general theory of crime: how general is it? // Deviant Behavior. 2004. Vol. 25. P. 401-426.

Levinson D. Encyclopedia of crime and punishment. Corporal punishment // Berkshire publishing group. 1942. Vol. 1.

Marshall J. Children's Self-Control Predicts Health, Wealth. Self-control is a strong indicator of future success, regardless of intelligence or social status // Discovery news. URL: http://news.discovery.com/human/children-self-control-success-110124.html.

Meerkerk G.J. Pawned by the internet, Explorative research into the causes and consequences of compulsive internet use. Rotterdam, The Netherlands: Erasmus University Rotterdam, 2007. URL: http://publishing.eur.nl/ir/repub/asset/10511/ 070920_Meerkerk,+Gert-Jan.pdf.

Vazsonyi A., Junger M, Hessing D. An empirical test of a general theory of crime: a four-nation comparative study of self-control and the prediction of deviance // Journal of research in crime and delinquency. 2001. Vol. 38. No 2. P. 91-131.

Wang W. Internet dependency and psychosocial maturity among college students // Int. J. Human-Computer Studies. 2001. Vol. 5. No 6. P. 919-938.

Young K.S. Treatment Outcomes with Internet Addicts // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10. No 5. P. 671-679.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.