Научная статья на тему 'Нижегородско-тюменский ссыльный тракт в ХIХ – начале ХХ в'

Нижегородско-тюменский ссыльный тракт в ХIХ – начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
529
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНЫЙ ССЫЛЬНЫЙ ТРАКТ РОССИИ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / ТЮРЕМНОЕ ДЕЛО В НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ И РОССИИ / MAIN EXILE ROUTE OF RUSSIA / PRISONERS / PRISON IN NIZHNY NOVGOROD GUBERNIA AND RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Варенцова Лариса Юрьевна, Варенцов Сергей Юрьевич

На основе законодательных, делопроизводственных, статистических источников, дореволюционной печати впервые рассматривается вопрос о значимости Нижегородско-Тюменского ссыльного тракта в масштабах Нижегородской губернии и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIZHY NOVGOROD-TYUMEN EXILE ROUTE IN THE XIXth – EARLY XXth CENTURY

On the basis of legislative, clerical, statistical sources of pre-revolution print, the authors for the first time consider the question of significance of the Nizhny Novgorod-Tyumen exile route in scale Nizhny Novgorod Gubernia and Russia.

Текст научной работы на тему «Нижегородско-тюменский ссыльный тракт в ХIХ – начале ХХ в»

УДК 908 (470.341)

Л. Ю. Варенцова, С. Ю. Варенцов

НИЖЕГОРОДСКО-ТЮМЕНСКИЙ ССЫЛЬНЫЙ ТРАКТ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Аннотация. На основе законодательных, делопроизводственных, статистических источников, дореволюционной печати впервые рассматривается вопрос о значимости Нижегородско-Тюменского ссыльного тракта в масштабах Нижегородской губернии и России.

Ключевые слова: главный ссыльный тракт России, заключенные, тюремное дело в Нижегородской губернии и России.

L. Yu. Varentsova, S. Yu. Varentsov

NIZHY NOVGOROD-TYUMEN EXILE ROUTE IN THE XIXth - EARLY XXth CENTURY

Abstract. On the basis of legislative, clerical, statistical sources of pre-revolution print, the authors for the first time consider the question of significance of the Nizhny Novgorod-Tyumen exile route in scale Nizhny Novgorod Gubernia and Russia.

Key words: main exile route of Russia, prisoners, prison in Nizhny Novgorod Gubernia and Russia.

Астольф де Кюстин, французский писатель и публицист, создавая известные записки «Россия в 1839 году», посетил российские столицы и Нижний Новгород. Его удивила красота волжской природы, размах Нижегородской ярмарки. Здесь на большом сибирском тракте, соединявшем Нижний Новгород с Тюменью, маркиз увидел партию пеших ссыльных поляков, закованных в кандалы, сопровождаемых двенадцатью всадниками. Они держали путь в «страшную сибирскую тайгу». Писатель проникся жалостью к узникам и пришел к выводу, что они «были невинны, ибо при деспотическом режиме виновен тот, кто карает» [1].

По сведениям профессора М. Н. Гернета, через Нижегородскую губернию ежегодно следовало множество арестантов, переправляемых в Сибирь на крепостные, портовые и другие работы [2].

В 1830-х гг. через Нижегородскую губернию переправлялись узники, следовавшие в Сибирь, с двух важнейших трактов России - Московского и Костромского. Подводную повинность несли жители селений, где останавливались данные партии [3]. Ответственность за обеспечение порядка лежала на нижегородском губернаторе. По указу Сената от 1830 г. узникам, отправляемым в Сибирь через этапы, ежемесячно наполовину брили головы [4]. Для предупреждения побегов использовались ручные укрепления - легкие железные прутья. На каждые 200 арестантов полагалось 20 прутьев [5]. Использовались легкие ручные и ножные оковы [6].

В 1864 г. Министерство внутренних дел признало НижегородскоТюменский ссыльный тракт важнейшей ссыльно-этапной дорогой Российской империи. Появились правила по перевозке арестантов [7]. Дважды в 1865 г. правительство рассматривало вопрос об увеличении штата конвоя [7] на главном ссыльном тракте России [8]. На правительственном уровне

ссыльный тракт от Нижнего Новгорода до Ачинска назвали главным ссыльным трактом России. В 1865 г. вышли в свет правила о перевозке арестантов и по пересыльному тракту от Тюмени до Ачинска [9], а также положения

о доставке узников в навигационное время по рекам Сибири [10].

Пеше-этапный порядок следования арестантов по главному ссыльному тракту был заменен перевозкой заключенных на переменных лошадях, за исключением навигационного времени, когда арестантов от Нижнего Новгорода до Перми перевозили водой.

Дорога от Нижнего Новгорода проходила через город Василь, пересекая Нижегородскую, Казанскую, Вятскую, Пермскую губернии. Всего от Нижнего Новгорода до Перми существовало 42 перехода, на которые уходило 59 дней следования, включая дневки [11].

Перевозке на лошадях подлежали без исключения все арестанты, следовавшие по Нижегородско-Тюменскому тракту, как ссыльные с их семействами, так и пересылаемые между городами, лежавшими на том тракте, по требованию судебных мест [12, с. 7-15].

Перевозка производилась на простых повозках или телегах. Зимой везли арестантов в санях. На дне летней и зимней повозки постилался двойной или тройной обшитый холстом войлок или соломенные маты. Сидений или скамеек не предусматривалось, вместо них делались веревочные переплеты, прикрепленные к краям повозки.

Женщины и дети перевозились в крытых повозках и санях. На каждой повозке размещалось по четыре арестанта и по одному конвойному, сидевшему рядом с возчиком на передке. Вещи арестанты держали при себе.

За лицами, добровольно следовавшими в Сибирь вслед за ссыльными родственниками, на две-три повозки предусматривался один конвойный.

Арестантский поезд отправлялся с каждой станции ежедневно и только в Казани и Перми делал остановку на один день.

Перевозка арестантов прекращалась во времена весенней и осенней распутицы на две недели. В арестантском поезде всегда имелось по две-три пустые повозки. В день поезд преодолевал по две-четыре станции. Ночлежными этапами назывались пункты, где назначались ночлеги, а промежуточными этапными станциями - места для перемены лошадей и повозок. На промежуточных станциях нанимались крестьянские избы.

С ночлежных этапов арестанты отправлялись в 5-6 часов утра, когда все запряженные повозки ввозились на двор этапа или острога. Начальник команды проверял исправность повозок и сбруи, осматривал ямщиков, чтобы не было запрещенных для арестантов законом вещей [12, с. 9].

Когда поезд был готов, во двор выходили конвоиры в полном вооружении, а вслед за ними и арестанты. Начальник команды размещал их по подводам. Прежде всего помещались в повозки осужденные на каторжные работы и на поселение, ссылаемые по суду за бродяжничество, затем все остальные. Ключи от цепей вручались унтер-офицеру, заведовавшему поездом. Семейства поселенцев и каторжников отделялись от арестантов и следовали в особых повозках. Женщин-преступниц везли отдельно. Отдельно находились и лица привилегированных сословий. Поезд следовал со скоростью 8 верст в час.

Поездом заведовал унтер-офицер, он бессменно осуществлял руководство на всем пути следования. Рядовые конвоиры сменялись на каждой станции. Через каждые два часа поезд останавливался на 10 минут.

Для предупреждения побегов вместо ручных и ножных кандалов и общей цепи из прутьев использовалась особая цепь на ногу арестанту длиной в аршин, а другой ее конец фиксировался к повозке или саням и запирался снаружи замком. Замеченных в буйстве, неповиновении, покушении к побегу, привязывали к телегам или саням цепью за руки.

Арестанты получали путевое довольствие в размере 10-15 копеек в сутки. Предполагалась ежедневно теплая пища. При отправлении с ночлега им выдавали по фунту хлеба и по половине фунта вареной говядины или рыбы с солью на каждого человека [12, с. 13]. Инспектор по пересылке арестантов нес полную ответственность перед государством за проведение операции. Он обо всем докладывал губернатору.

В зимнюю пору ссыльным и пересыльным арестантам-мужчинам выдавались полушубки, армяки, коты, онучи, шапки, рукавицы, вареги, рубахи, порты, шаровары. Для женщин в холодное время года предполагались шубы, армяки, вареги, рукавицы, онучи, коты, суконные юбки, рубахи, порты. Каждому выделялся мешок для содержания этих вещей. В летнее время мужчинам выделялись особые шапки, портянки, а представительницам женского пола - холщевые юбки, платки и портянки [13]. В партиях присутствовали малолетние дети мужского и женского пола, поэтому и для них была соответствующая одежда.

В конце 1860-х - начале 1870-х гг. стоимость отправления одного ссыльного арестанта от Нижнего Новгорода до Тюмени обходилась государству 17 рублей 97 72 копейки. Эта сумма складывалась из кормового довольствия (1 рубль 80 копеек, из расчета по 10 копеек в сутки), платы за привоз пароходами (4 рубля 41 копейка), за переправу на подводах (11 рублей 76 '/2 копейки) [14, л. 104]. Приблизительно столько же стоило отправить до Тюмени одного арестанта от Казани - 17 рублей 87 '/2 копейки. Еще дороже вставала казне доставка одного ссыльного арестанта от других губернских и областных городов. Например, от Москвы это стоило 21 рубль 69 '/6 копейки, от Новгорода - 24 рубля 19 '/6 копейки [14, л. 104].

По сведениям Министерства внутренних дел, только в Нижегородской губернии в 1869 г. расходы на препровождение преступников по главным путям империи составили свыше 15 854 рубля. Они были потрачены на наем этапных помещений, расходы по этапам, содержание тюремных помещений, оплату подвод и перевозку арестантов, оплату труда офицеров [14, л. 48].

В 1862 г. открылась железная дорога, связавшая Нижний Новгород и Москву [15]. В 1864 г. вышло в свет положение о перевозке арестантов. Использовались особые поезда из восьми вагонов. Каждый из них вмещал до 60 человек. В арестантские вагоны, следовавшие между Нижним Новгородом и Москвой, принимались арестанты из попутных городов в случае наличия свободных мест. Плата за провоз арестантов определялась в 50 копеек серебром с каждой версты пути. Обратная доставка вагонов, без арестантов, производилась бесплатно [16].

Нижний Новгород превратился в важный перевалочный пункт по доставке арестантских партий на длительном этапном маршруте от Варшавы и Вильно, Санкт-Петербурга, Москвы до Перми и Тюмени. Из всех дальних губерний их везли по железным дорогам до Нижнего Новгорода.

Арестантов, следовавших только до Нижнего Новгорода, отправляли по прибытии партии в волжскую столицу при особом конвое и при унтер-

офицере прибывшей конвойной команды в Нижегородскую городскую тюрьму. Здесь их передавали начальнику тюрьмы со всеми письменными на них сведениями под квитанцию [17, с. 222].

Движение арестантских партий нередко приостанавливалось из-за распространения в местах заключения инфекционных заболеваний [18]. В 1877 г. император Александр II утвердил Положение о перевозках арестантов по железным дорогам России. Через год на основании этого документа вышло распоряжение инспектора Нижегородско-Тюменского ссыльного тракта. Арестанты перед доставкой на нижегородскую железную дорогу в местах заключения обеспечивались горячей пищей, если партия отправлялась не ранее 9 часов утра. Для довольствия в пути арестанты снабжались сухой пищей. В сутки на человека полагалось 3 фунта (1 кг 200 граммов) хлеба с солью. В скоромные дни предполагался еще 72-1 фунт (200-400 граммов) вареного мяса, а в дни великого поста давали вареную рыбу. Причем запрещалось давать сельдь, сушеную, сырую или соленую рыбу [19].

В 1896 г. император Николай II также утвердил проект о перевозке арестантов железнодорожным транспортом. Согласно проекту, деньги на путевое кормовое довольствие арестантов и конвойных рассчитывались посуточно. Пища для них в пути не приготовлялась. В пути они обеспечивались горячей и холодной водой, хлебом, мясом или рыбой. Арестантам простого звания выделялось в сутки на руки по 10 копеек, лицам привилегированных сословий - по 15 копеек на продовольствие в пути [20]. Кормовые деньги им выдавались на руки, чтобы они могли купить питание на станциях с помощью конвойных. В противном случае они получали сухую улучшенную пищу [21]. Если в арестантских партиях имелись малолетние дети, до семи лет, их родителям выдавались кормовые деньги на дорогу для покупки пищи, соответствующей их возрасту.

Из Москвы в Нижний Новгород прибывало от двух до пяти вагонов с арестантами, в каждом из которых находились от 40 до 50 узников. Каждую партию сопровождал офицер и конвойная команда из нижних чинов - от 12 до 30 человек.

Нижегородская губерния относилась к губерниям России, в которых ссыльные задерживались на зиму в местах осуждения, а в навигационное время высылались в Сибирь [17, с. 216-217]. В большей степени ссыльные и пересыльные арестанты на зимнее время определялись в Нижегородскую центральную пересыльную тюрьму, в меньшей степени распределялись и по уездным тюрьмам Нижегородской губернии [22].

Из центральных губерний России в Нижний Новгород поставлялись узники по железной дороге, а из Нижнего Новгорода до Перми и Тюмени -пароходами, а далее - на подводах [23].

Арестанты, подлежавшие отправлению из Нижнего Новгорода пароходами, привозились из тюрьмы на городскую сибирскую пристань к тому времени, как приводилась арестантская баржа, сдавались на баржу конвойному офицеру начальником тюрьмы или чиновником губернского правления. Передавались документы и особые попутные списки [17, с. 223].

Для продовольствия арестантов в пути между Нижним Новгородом и Пермью Нижегородское губернское правление снабжало каждый рейс отдельно. Начальникам конвоя выдавалось для продовольствия арестантов по 500 рублей. За выданные деньги отчитывались перед инспектором Ниже-

городско-Тюменского ссыльного тракта. Шнуровая тетрадь с отчетами затем шла в Нижегородскую контрольную палату [24].

В 1873 г. высочайше был утвержден штат нижегородской и тюменской пароходо-конвойных команд, сопровождавших арестантов. В навигационное время они перевозили арестантов по рекам Волге и Каме, между Нижним Новгородом и Пермью, по рекам Западной Сибири, между Тюменью и Томском. Во главе партии стоял начальник команды. Под его руководством были штаб-офицеры, унтер-офицеры, рядовые. Строевых нижних чинов в нижегородской команде находилось 85 человек, а в тюменской - 95 человек. Нестроевых (писарей и денщиков) было соответственно 10 и 11 человек [25, с. 133-134]. На каждом из пароходов полагалось по 1 офицеру, 1 старшему и 2 младшим унтер-офицерам, 25 рядовых и 1 писарю. В тюменской команде было 10 запасных рядовых для усиления конвоя. Нередко из-за мелководья арестантские партии отправлялись пешком от Тюмени до села Арта-моново [25, с. 133]. Начальники команд не менее одного раза в каждую навигацию сами отправлялись с арестантскими партиями из Нижнего Новгорода в Пермь и из Тюмени в Томск для проверки правильности конвоирования. Во время препровождения арестантов офицерам выплачивались суточные деньги по 1 рублю в день каждому, порционные деньги, провиант, приварочные деньги, по 5 копеек в сутки каждому на улучшение пищи. В награду за исправную службу они ежегодно получали годовой оклад жалованья. Нижние чины вооружались револьверами и шашками. Нижние чины снабжались летом гимнастическими рубахами, зимой - полушубками и другой теплой одеждой.

В конце XIX в. от Нижнего Новгорода на Пермь в течение навигации отправляли до 15 100 человек, в том числе около 100 местных арестантов. Между Нижним Новгородом и Пермью ежегодно совершалось 32 рейса, начиная с 29 апреля до 20 сентября. Каждые две недели - по три рейса: в каждую первую неделю по понедельникам и пятницам, а каждую вторую -только по понедельникам [17, с. 222]. После 20 сентября, до закрытия навигации, арестантские пароходы делали дополнительные осенние рейсы из Нижнего Новгорода до Казани для перевозки пересыльных арестантов.

Летом через Нижний Новгород проходили особо крупные партии арестантов, в числе которых было много политических заключенных.

Осуществлять перевозки арестантов по рекам помогало государству купечество. В 1867 г. император Александр II наградил нижегородского 1-й гильдии купца Ивана Колчина орденом св. Станислава 2-й степени за заслуги перед государством, за сделанные им значительные сбережения казны во время перевозок арестантов между Нижним Новгородом и Пермью [26].

В конце XIX в. перевозкой арестантов водой, по рекам Волге и Каме. занимался пароходовладелец, купец первой гильдии из Санкт-Петербурга Александр Семенович Семенов. Для буксировки арестантских барж он использовал три парохода: «Кунгур-1», «Кунгур-11», «Бабка» [27]. Всего ходу от Нижнего Новгорода до Перми 5 суток 12 часов. Только за одну навигацию он выполнял по 16 рейсов, доставив на своих баржах 16 арестантских партий.

В конце XIX - начале XX в. на пароходах купца М. П. Зарубина перевозились арестантские партии между Рыбинском и Нижним Новгородом [28]. Пароходами У. С. Курбатова поставлялись арестанты на баржах из Перми до Нижнего Новгорода [29]. Санкт-Петербургская компания «Надежда» также

занималась перевозкой арестантов по Волге между Нижним Новгородом и Рыбинском [30].

В начале XX в. арестанты перевозились между Нижним Новгородом и Астраханью на пароходах «Крестьянка» и «Крестьянин», «Царевич» и «Царевна», а также «Княгиня». Первые четыре парохода принадлежали пароходному обществу «По Волге», учрежденному в 1843 г. специально для перевозки арестантов от Нижнего Новгорода до Астрахани [31].

Расписание движения данных арестантских пароходов утверждалось Главным тюремным управлением, а также нижегородским губернатором. График действовал с апреля по сентябрь. Время пребывания парохода в пути -5 суток 3 часа 30 минут.

Перевозка осуществлялась под руководством начальников конвоя штабс-капитанов Меркеля и Мрачковского. В их ведении находилась следующая документация: арестантские журналы, харчевые книги, рейсовые ведомости, квитанции переднего и обратного пути, именные списки, сведения на заболевших. Больные арестанты при доставке в Нижний Новгород отправлялись на лечение в Нижегородский тюремный замок либо в Нижегородскую губернскую земскую больницу.

В 1897 г. из Москвы на Пермь и Тюмень через Нижний Новгород перевезено около 15 000 арестантов в 32 партиях. Они отправлялись из Московской центральной пересыльной тюрьмы по железной дороге до Нижнего Новгорода, а затем по рекам до Сибири. Некоторые арестанты следовали только до Нижнего Новгорода [32, с. 154-155]. В Нижний Новгород под руководством инспектора Нижегородско-Тюменского ссыльного тракта прибывали заключенные из Москвы, со всего Поволжья, из Владимирской губернии. В Нижний Новгород инспектору поступали сведения, какое количество арестантов включает каждая из партий, из каких категорий состоит, подлежат ли они отправке в Сибирь. Прибывали в Нижний Новгород партии каторжных, бродяг, ссыльных, общественников, пересыльных арестантов [32, с. 155]. К прибывавшим в навигацию 1897 г. в Нижний Новгород 15 000 заключенных прибавлялось еще и 100 человек из местных тюрем для отправки в Сибирь [32, с. 156].

В 1901 г. нижегородская пароходо-конвойная команда состояла из 146 человек [33, л. 3]. В навигационном отчете за этот год значится, что за весь сезон имел место только один побег пересыльного арестанта Александра Шефера по пути из Нижнего Новгорода в Астрахань [34].

Во время навигации от нижегородской конвойной команды требовались особые знания конвойной службы по сплаву арестантов водой, особая бдительность и осторожность. Имелись случаи, что нижние чины заражались от арестантов инфекционными болезнями. В 1894 г. был распространен сыпной тиф [35].

В ноябре 1901 г. Нижегородская пароходо-конвойная команда рапортовала инспектору Нижегородско-Тюменского ссыльного тракта, что конвойная служба в летний сезон велась исправно, офицеры и нижние чины команды достойны наградных денег [33, л. 1]. В 1901 г. между Нижним Новгородом и Астраханью перевозились из привилегированного сословия ссыльные арестанты (всего пять человек), из простого звания - в основном пересыльные, каторжные, ссыльнопоселенцы, бродяги, военные, ссылаемые в дисциплинарные батальоны [36].

Из Нижегородского края преступники, присужденные к ссылке в отдаленные губернии, кроме сибирских, ссылались еще и в Самарскую губернию [37]. Некоторых отправляли в каторжные тюрьмы Владимира, Орла [38].

Пешие переходы, перевозка арестантов на лошадях, по железной дороге, по главным водным артериям России велись под наблюдением и ответственностью инспектора Нижегородско-Тюменского ссыльного тракта.

Курировалась деятельность инспектора в Министерстве внутренних дел России [39].

В 1860- 1870-е гг. инспектором главного ссыльного тракта являлся генерал-майор Игорь Федорович Вокач [40]. Он пользовался уважением со стороны центральной и местной властей. В феврале 1867 г. император Александр II утвердил полковника Вокача в звании директора Нижегородского губернского попечительного о тюрьмах комитета [41].

С 1876 г. в должности инспектора ссыльного тракта служил генерал-майор Виктор Иванович Винокуров, выходец из дворян Санкт-Петербургской губернии, выпускник Московского кадетского корпуса, бывший инспектор Тюменско-Ачинского ссыльного тракта. Имел жалованье 3 000 рублей в год и доплату к нему за сибирскую службу в 400 рублей. Годовой оклад инспектора Нижегородского-Тюменского ссыльного тракта назначался императором и складывался из жалованья, столовых и квартирных денег [42]. В. И. Винокуров лично сопровождал партии государственных преступников [43].

17 декабря 1894 г. государь император Николай II всемилостивейше соизволил пожаловать инспектору в воздаяние ревностной и беспорочной службы в офицерских чинах в течение 35 лет орден святого Владимира 4-й степени [44, л. 12]. До этого он уже награждался орденом святого Станислава 2-й степени.

В 1894 г. в пасхальное воскресение, после заутрени, Нижегородский губернатор Николай Михайлович Баранов (1882-1897) [45] с супругой покорнейше просили инспектора Нижегородско-Тюменского ссыльного тракта пожаловать к ним, чтобы разговеться [44, л. 14]. 21 октября 1894 г. инспектор был приглашен в числе дворян, гражданских и военных чинов, духовенства нижегородским губернатором [46], генерал-лейтенантом Н. М. Барановым, в кафедральный собор Нижнего Новгорода к 9 часам утра для принятия установленной присяги на верность подданства императору Николаю II.

Расположение Нижнего Новгорода на главных водных и сухопутных трактах России оказало существенное влияние на тюремное дело в Нижегородской губернии. В силу этих обстоятельств губернские и уездные тюремные замки постоянно пополнялись ссыльными и пересыльными арестантами.

В конце XIX в. в Нижегородской губернии каменные тюремные замки имелись в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Ардатове, Балахне, Василе, Лукоянове, в селе Лысково Макарьевского уезда, деревянные - в Семенове и Сер-гаче. По сведениям прокурора Окружного суда, к 1 января 1899 г. арестантов в этих местах заключения было 1064 человека. За 12 месяцев того же года поступило 27 588, выбыло 27 657 человек. Таким образом, на 1 января 1900 г. осталось 995 человек [47]. На основании этих официальных данных следует сделать вывод, что Нижний Новгород являлся одним из важнейших пересыльных центров в процессе передвижения арестантских партий из Европейской России в Сибирь. Нижегородско-Тюменский ссыльный тракт оказывал

огромное влияние не только на тюрьмы Нижегородской губернии, но и на

всю пенитенциарную систему России XIX - начала XX в.

Список литературы

1. Астольф де Кюстин // Путешественники / сост.: Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов. -

Н. Новгород : Книги, 2009. - С. 352-353.

2. Гернет, М. Н. История царской тюрьмы / М. Н. Гернет. - М. : Гос. изд-во юрид. л-ры, 1951. - Т. 2. - С. 522.

3. Центральный архив Нижегородской области (далее - ЦАНО). Ф. 5. Оп. 45. Д. 406. Л. 10.

4. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 45. Д. 397. Л. 1 об.

5. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 44. Д. 174. Л. 12, 33.

6. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 44. Д. 173. Л. 5.

7. № 41874 - 1865, марта 5. - Высочайше утвержденное положение Комитета мини-

стров, объявленное Сенату министром внутренних дел. - О дополнительном штате конвойных команд по Нижегородско-Тюменскому ссыльно-этапному тракту // ПСЗРИ. Отделение 1-е. Т. 40. Законы 1865 года. - СПб., 1867. - С. 281.

8. № 42683 - 1865, ноября 18. - Именной, объявленный в приказе военного министра. - О назначении по одному запасному рядовому в каждой конвойной команде главного ссыльного тракта от Нижнего Новгорода до Ачинска // ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 40. Законы 1865 года. - СПб., 1867. - С. 173.

9. № 41872 - 1865 года, марта 5. - Высочайше утвержденные правила о сухопутной перевозке арестантов по главному пересыльному тракту от Тюмени до Ачинска // ПСЗРИ. Отделение 1-е. Т. 40. Законы 1865 года. - СПб., 1867. - С. 264-273.

10. № 41873 - 1865 года, марта 5. - Высочайше утвержденные Временные правила

о перевозке арестантов в навигационное время по рекам; Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и Томи в Западной Сибири, между городами Тюменью, Тобольском и Томском // ПСЗРИ. Отделение 1-е. Т. 40. Законы 1865 года. - СПб., 1867. -С. 273-281.

11. № 48045 - 1870, февраля 18. - Этапный маршрут следования арестантов от Варшавы, через Гродно, Вильно, Динабург, Псков, Санкт-Петербург, этап Чудово, Тверь, Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Пермь, до Тюмени (Тобольской губернии и обратно) // ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 45. Законы 1870 года. - СПб., 1874. - С. 91-92.

12. № 41329 - 1864 года, октября 5. Сенатский, по Высочайшему повелению. - О сухопутной перевозке арестантов по главному пересыльному тракту от Нижнего Новгорода до Тюмени // ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 39. Отделение 2-е. Законы 1864 года. - СПб., 1867.

13. Одежда ссыльных и пересыльных арестантов // Тюремный вестник (далее - ТВ). -1896. - № 4. - С. 230.

14. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 455.

15. Нижегородский край: Факты, события, люди. - Н. Новгород, 1994. - С. 264.

16. № 40467 - 1864 года, января 5. Высочайше утвержденный, 5 января 1864 года, проект предполагаемых дополнений и изменений в Положениях о перевозке арестантов по железным дорогам. Положения о перевозке арестантов по Московско-Нижегородской железной дороге // ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 39. Отделение 3-е. Законы 1864 года. - СПб., 1867. - С. 13-15.

17. Общее расписание движения партий ссыльных арестантов в 1896 году // ТВ. -

1896. - № 4.

18. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1003. Л. 1.

19. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 662. Л. 214.

20. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 167. Л. 2.

21. Об утверждении проекта примечания к параграфу 39 положения о перевозке арестантов по железным дорогам, Высочайше утвержденного 24 марта 1877 года // ТВ. - 1897. - № 4. - С. 136.

22. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 595. Л. 1-2.

23. N° 48045 - 1870, февраля 18. - Правила перевозки арестантов // ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 45. Законы 1870 года. - СПб., 1874. - С. 88.

24. Утвержденное начальником Главного тюремного управления расписание движения ссыльных арестантов от сборных пунктов в Сибирь в навигацию 1897 г. // ТВ. - 1897. - № 4. - С. 156-157.

25. N° 52082 - 1873 года, марта 31. - Высочайше утвержденный, 31 марта 1873 года, штат Нижегородской и Тюменской пароходо-конвойных команд, сопровождающих арестантов, перевозимых в навигационное время пароходами по рекам Волге и Каме, между Нижним Новгородом и Пермью и по рекам Западной Сибири, между Тюменью и Томском // ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 48. Законы 1873 года. -СПб., 1876.

26. Высочайшая награда // Нижегородские губернские ведомости (далее - НГВ). -1867. - № 39. - Часть официальная (далее - ЧО). - С. 258.

27. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 7. Л. 2.

28. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 170. Л. 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. План движения арестантских барж за пароходами У. С. Курбатова наследницы

О. П. Карповой в навигацию 1904 года // ТВ. - 1904. - № 5. - С. 344.

30. План перевозки арестантских партий на пароходах Санкт-Петербургской компании «Надежда» по реке Волге, между Нижним Новгородом и Рыбинском, еженедельно, во время навигации 1904 г. // ТВ. - 1904. - № 5. - С. 353-354.

31. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 164. Л. 2 об. - 3.

32. Утвержденное начальником Главного тюремного управления расписание движения ссыльных арестантов от сборных пунктов в Сибирь в навигацию 1897 г. //

ТВ. - 1897. - № 4.

33. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 171.

34. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 151. Л. 17 об.

35. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 6. Л. 12.

36. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 170. Л. 9.

37. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 455. Л. 15.

38. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 994. Л. 1 об. - 3.

39. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Центральные государственные учреждения. Министерство внутренних дел. Министерство юстиции. Министерство финансов. Министерство торговли и промышленности. Государственный контроль. - СПб., 2001. - Т. 2. - С. 8.

40. Адрес-календарь Нижегородской губернии на 1888 год. - Н. Новгород, 1888. -С. 94.

41. Высочайшее повеление // НГВ. - 1867. - № 12. - ЧО. - С. 63.

42. № 51904. - 1873 года, февраля 16. Именной, объявленный Сенату министром внутренних дел 21 апреля. - О разделении содержания чинов инспектуры пересылки арестантов на жалованье, столовые и квартирные // ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 48. Отделение 1-е. Законы 1873 года. - СПб., 1876. - С. 239.

43. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

44. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 30. Л. 12.

45. Селезнев, Ф. А. Первые лица Нижегородской губернии XVШ-XX вв. / Ф. А. Селезнев. - Н. Новгород : ННГУ, 2005. - С. 46.

46. ЦАНО. Ф. 2592. Оп. 1. Д. 1. Л. 51.

47. Нижегородский край. Адресная и справочная книга г. Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии 1901 г. - Н. Новгород, 1901. - С. 85.

References

1. Astol'f de Kyustin // Puteshestvenniki / sost.: N. V. Morokhin, D. G. Pavlov. - N. Novgorod : Knigi, 2009. - S. 352-353.

2. Gernet, M. N. Istoriya tsarskoy tyur'my / M. N. Gernet. - M. : Gos. izd-vo yurid. l-ry, 1951. - T. 2. - S. 522.

3. Tsentral'nyy arkhiv Nizhegorodskoy oblasti (dalee - TsANO). F. 5. Op. 45. D. 406. L. 10.

4. TsANO. F. 5. Op. 45. D. 397. L. 1 ob.

5. TsANO. F. 5. Op. 44. D. 174. L. 12, 33.

6. TsANO. F. 5. Op. 44. D. 173. L. 5.

7. № 41874 - 1865, marta 5. - Vysochayshe utverzhdennoe polozhenie Komiteta mini-

strov, ob"yavlennoe Senatu ministrom vnutrennikh del. - O dopolnitel'nom shtate kon-voynykh komand po Nizhegorodsko-Tyumenskomu ssyl'no-etapnomu traktu // PSZRI. Otdelenie 1-e. T. 40. Zakony 1865 goda. - SPb., 1867. - S. 281.

8. № 42683 - 1865, noyabrya 18. - Imennoy, ob"yavlennyy v prikaze voennogo ministra. -

0 naznachenii po odnomu zapasnomu ryadovomu v kazhdoy konvoynoy komande glavnogo ssyl'nogo trakta ot Nizhnego Novgoroda do Achinska // PSZRI. Sobranie 2-e. T. 40. Zakony 1865 goda. - SPb., 1867. - S. 173.

9. № 41872 - 1865 goda, marta 5. - Vysochayshe utverzhdennye pravila o sukhoputnoy perevozke arestantov po glavnomu peresyl'nomu traktu ot Tyumeni do Achinska // PSZRI. Otdelenie 1-e. T. 40. Zakony 1865 goda. - SPb., 1867. - S. 264-273.

10. № 41873 - 1865 goda, marta 5. - Vysochayshe utverzhdennye Vremennye pravila o pe-revozke arestantov v navigatsionnoe vremya po rekam; Ture, Tobolu, Irtyshu, Obi

1 Tomi v Zapadnoy Sibiri, mezhdu gorodami Tyumen'yu, Tobol'skom i Tomskom // PSZRI. Otdelenie 1-e. T. 40. Zakony 1865 goda. - SPb., 1867. - S. 273-281.

11. № 48045 - 1870, fevralya 18. - Etapnyy marshrut sledovaniya arestantov ot Varshavy, cherez Grodno, Vil'no, Dinaburg, Pskov, Sankt-Peterburg, etap Chudovo, Tver', Mosk-vu, Vladimir, Nizhniy Novgorod, Kazan' i Perm', do Tyumeni (Tobol'skoy gubernii

i obratno) // PSZRI. Sobranie 2-e. T. 45. Zakony 1870 goda. - SPb., 1874. - S. 91-92.

12. № 41329 - 1864 goda, oktyabrya 5. Senatskiy, po Vysochayshemu poveleniyu. -

O sukhoputnoy perevozke arestantov po glavnomu peresyl'nomu traktu ot Nizhnego Novgoroda do Tyumeni // PSZRI. Sobranie 2-e. T. 39. Otdelenie 2-e. Zakony 1864 goda. - SPb., 1867.

13. Odezhda ssyl'nykh i peresyl'nykh arestantov // Tyuremnyy vestnik (dalee - TV). -

1896. - № 4. - S. 230.

14. TsANO. F. 5. Op. 1. D. 455.

15. Nizhegorodskiy kray: Fakty, sobytiya, lyudi. - N. Novgorod, 1994. - S. 264.

16. № 40467 - 1864 goda, yanvarya 5. Vysochayshe utverzhdennyy, 5 yanvarya 1864 goda, proekt predpolagaemykh dopolneniy i izmeneniy v Polozheniyakh o perevozke arestantov po zheleznym dorogam. Polozheniya o perevozke arestantov po Moskovsko-Nizhegorodskoy zheleznoy doroge // PSZRI. Sobranie 2-e. T. 39. Otdelenie 3-e. Zakony 1864 goda. - SPb., 1867. - S. 13-15.

17. Obshchee raspisanie dvizheniya partiy ssyl'nykh arestantov v 1896 godu // TV. -1896. -№ 4.

18. TsANO. F. 5. Op. 1. D. 1003. L. 1.

19. TsANO. F. 5. Op. 1. D. 662. L. 214.

20. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 167. L. 2.

21. Ob utverzhdenii proekta primechaniya k paragrafu 39 polozheniya o perevozke arestantov po zheleznym dorogam, Vysochayshe utverzhdennogo 24 marta 1877 goda // TV. -

1897. - № 4. - S. 136.

22. TsANO. F. 5. Op. 1. D. 595. L. 1-2.

23. № 48045 - 1870, fevralya 18. - Pravila perevozki arestantov // PSZRI. Sobranie 2-e. T. 45. Zakony 1870 goda. - SPb., 1874. - S. 88.

24. Utverzhdennoe nachal'nikom Glavnogo tyuremnogo upravleniya raspisanie dvizheniya ssyl'nykh arestantov ot sbornykh punktov v Sibir' v navigatsiyu 1897 g. // TV. - 1897. -№ 4. - S. 156-157.

25. № 52082 - 1873 goda, marta 31. - Vysochayshe utverzhdennyy, 31 marta 1873 goda, shtat Nizhegorodskoy i Tyumenskoy parokhodo-konvoynykh komand, soprovozhdayush-chikh arestantov, perevozimykh v navigatsionnoe vremya parokhodami po rekam Volge

i Kame, mezhdu Nizhnim Novgorodom i Perm'yu i po rekam Zapadnoy Sibiri, mezhdu Tyumen'yu i Tomskom // PSZRI. Sobranie 2-e. T. 48. Zakony 1873 goda. - SPb., 1876.

26. Vysochayshaya nagrada // Nizhegorodskie gubernskie vedomosti (dalee - NGV). -1867. - № 39. - Chast' ofitsial'naya (dalee - ChO). - S. 258.

27. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 7. L. 2.

28. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 170. L. 35.

29. Plan dvizheniya arestantskikh barzh za parokhodami U. S. Kurbatova naslednitsy O. P. Karpovoy v navigatsiyu 1904 goda // TV. - 1904. - № 5. - S. 344.

30. Plan perevozki arestantskikh partiy na parokhodakh Sankt-Peterburgskoy kompanii «Nadezhda» po reke Volge, mezhdu Nizhnim Novgorodom i Rybinskom, ezhenedel'no, vo vremya navigatsii 1904 g. // TV. - 1904. - № 5. - S. 353-354.

31. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 164. L. 2 ob. - 3.

32. Utverzhdennoe nachal'nikom Glavnogo tyuremnogo upravleniya raspisanie dvizheniya ssyl'nykh arestantov ot sbornykh punktov v Sibir' v navigatsiyu 1897 g. // TV. - 1897. -№ 4.

33. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 171.

34. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 151. L. 17 ob.

35. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 6. L. 12.

36. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 170. L. 9.

37. TsANO. F. 5. Op. 1. D. 455. L. 15.

38. TsANO. F. 5. Op. 1. D. 994. L. 1 ob. - 3.

39. Vysshie i tsentral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii. 1801-1917. Tsen-tral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya. Ministerstvo vnutrennikh del. Ministerstvo yustitsii. Ministerstvo finansov. Ministerstvo torgovli i promyshlennosti. Gosudarstvennyy kon-trol'. - SPb., 2001. - T. 2. - S. 8.

40. Adres-kalendar' Nizhegorodskoy gubernii na 1888 god. - N. Novgorod, 1888. - S. 94.

41. Vysochayshee povelenie // NgV. - 1867. - № 12. - ChO. - S. 63.

42. № 51904. - 1873 goda, fevralya 16. Imennoy, ob"yavlennyy Senatu ministrom vnutrennikh del 21 aprelya. - O razdelenii soderzhaniya chinov inspektury peresylki arestantov na zhalovan'e, stolovye i kvartirnye // PSZRI. Sobranie 2-e. T. 48. Otdele-nie 1-e. Zakony 1873 goda. - SPb., 1876. - S. 239.

43. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 1. L. 11.

44. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 30. L. 12.

45. Seleznev, F. A. Pervye litsa Nizhegorodskoy gubernii XVIII-XX vv. / F. A. Seleznev. - N. Novgorod : NNGU, 2005. - S. 46.

46. TsANO. F. 2592. Op. 1. D. 1. L. 51.

47. Nizhegorodskiy kray. Adresnaya i spravochnaya kniga g. Nizhnego Novgoroda i Nizhegorodskoy gubernii 1901 g. - N. Novgorod, 1901. - S. 85.

Варенцова Лариса Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России и краеведения, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 6G)

E-mail: ^varentsova^tgmail.ru

Varentsova Larisa Yuryevna Candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of history of Russia and history of Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky (Nizhny Novgorod, 60 Bolshaya Pokrovskaya str.)

Варенцов Сергей Юрьевич сотрудник уголовно-исполнительной системы

Varentsov Sergey Yuryevich Associate of the criminal executive system

E-mail: s_varentsov@mail.ru

УДК 908 (470.341)

Варенцова, Л. Ю.

Нижегородско-Тюменский ссыльный тракт в XIX - начале XX в. /

Л. Ю. Варенцова, С. Ю. Варенцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 1 (25). - С. 32-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.