Научная статья на тему 'Нижегородская речная полиция во второй половине XIX века'

Нижегородская речная полиция во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
539
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / НИЖЕГОРОДСКАЯ РЕЧНАЯ ПОЛИЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОГО АППАРАТА / HISTORICAL ANALYSIS / NIZHNY NOVGOROD RIVER POLICE / REFORMATION OF POLICE APPARATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мочалова Анна Алексеевна

Настоящая статья посвящена историческому анализу основных тенденций функционирования и развития нижегородской речной полиции в русле реформирования полицейского аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nizhny Novgorod river police in the second half of the XIX century

This article focuses on the historical analysis of the major trends in the functioning and development of the Nizhny Novgorod river police reform in line with the police apparatus.

Текст научной работы на тему «Нижегородская речная полиция во второй половине XIX века»

TPMsvHa молодого vviHoro

УДК 342.6

Мочалова Анна Алексеевна Mochalova Anna Alexeyevna

начальник кабинета специальных дисциплин кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

head of the study of special disciplines, department of operative-search activity of the bodies of internal affairs Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: rusa44ok@yandex.ru

Нижегородская речная полиция во второй половине XIX века Nizhny Novgorod river police in the second half of the XIX century

Настоящая статья посвящена историческому анализу основных тенденций функционирования и развития нижегородской речной полиции в русле реформирования полицейского аппарата.

Ключевые слова: исторический анализ, нижегородская речная полиция, реформирование полицейского аппарата.

This article focuses on the historical analysis of the major trends in the functioning and development of the Nizhny Novgorod river police reform in line with the police apparatus.

Keywords: historical analysis, Nizhny Novgorod river police, reformation of police apparatus.

Эффективная организация деятельности полиции предопределяет необходимость постоянного совершенствования ее структуры. Сложившаяся внутригосударственная ситуация в России к середине XIX столетия требовала своего разрешения посредством проведения кардинальных реформ. Еще на этапе преобразований полиции начала XIX века А.Д. Балашов подчеркивал, что вопрос о преобразовании полиции должен оставаться предметом особого внимания правительства, так как полиция еще будет составлять «весьма существенную часть правительственной власти» продолжительное время — до того момента, когда законы «придут в полную силу» [1].

Вторая половина XIX века стала для Российского государства периодом слома отжившего крепостного строя и становления его на путь капиталистического развития. В 1860—70-е годы в России были проведены крупнейшие реформы, коснувшиеся практически всех сторон государственной жизни. Было отменено крепостное право, изменены поземельные отношения, введено местное самоуправление, создана новая судебная система, коренным образом реформирована армия. Сложившиеся предпосылки стали основанием достаточно заметных преобразований полиции. Существовавшая полицейская структура в Российском государстве была реорганизована.

Император Александр II 25 декабря 1862 года подписал указ, которым утвердил «Временные правила об устройстве полиции в городах и уез-

дах губерний» [2]. В губернских и крупных уездных городах (как и в столицах), сохранялась городская полиция и создавались городские полицейские управления. В 1862 году городская и уездная полиции были объединены в единую полицейскую систему со сложной «иерархической лестницей», начинавшуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. В губернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. В государственно-правовом русле реформы 1860—70-х годов существенно изменили компетенцию общей полиции, организации местного аппарата и исполнительных структур полиции, ее ведомственных подразделений. Дальнейшее развитие нормативной базы показало, что законодатель стремился приспособить органы полиции к новым социально-политическим условиям. Так, Ю.Г. Галай в своей работе обращает внимание на то, что жизнь требовала специальных служб, ориентированных на охрану общественного порядка в новых социально-экономических условиях, и в связи с этим появились ряд специализированных полицейских подразделений: речная, ярмарочная, фабрично-заводская и другие виды полиции [2, с. 178]. В этом случае наблюдается процесс дальнейшего развития специализации полицейских органов. Борьбе с ростом преступности мешало отсутствие эффективных органов и специально подготовлен-

ТРИБУНЙ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

ного персонала, что отрицательно сказывалось на состоянии оперативной обстановки в стране.

Появление речной полиции на внутренних водных путях России во второй половине XIX века было далеко не случайным. Государству был необходим контроль речных, в особенности волжских путей. В Указе Александра I от 17 февраля 1823 года «О мерах по прекращению разбоев в нижней части Волги» подробно (с 1797 года) перечислялись меры государства по защите купеческих караванов от разбойных нападений. В 1833 году указом Николая I «О разделении реки Волги на три полосы дистанции с определением особой полиции» была организована система полицейской охраны. Учреждена должность полицмейстера Нижне-Волжского и Средне-Волжского речного судоходства. Он координировал деятельность с поволжскими губернаторами, выполнял задачи, опираясь на небольшой штат своих подчиненных и 45 матросов. Должность и штатное расписание смотрителя судоходства на Волге ликвидирована в 1873 году в связи с созданием нижегородского, рыбинского и других отделений речной полиции.

В пореформенный период речной транспорт российского государства сохранял свою основную роль, а коммерческая выгода от использования пароходов и предполагаемая прибыль обусловили увеличение количества судовладельцев. В связи с быстрыми темпами роста пароходных обществ и компаний возникла необходимость контролировать деятельность данных предприятий. Поэтому сначала в Петербурге, а затем в Нижнем Новгороде и других городах местные власти приходят к мысли о целесообразности устройства этого полезного учреждения. В частности, в Ростове-на-Дону речная полиция явилась по инициативе гласного Михаила Максимовича Топчиева. «Учреждение в Ростове речной полиции, — отмечал он в своем заявлении в городскую Думу от 17 октября 1874 года, — необходимо: на случай несчастий с людьми иметь средств для подания помощи не только на воде, но и на берегу; беспорядок, существующий по всей пристани, скученность судов, барок, произвол каждого с огнем, неимение по всему берегу удобных съездов...», — все это говорит в пользу необходимости организации речной полиции [4, с. 142].

Целесообразность устройства речной полиции подкрепляется различными цифровыми данными. Так, например, в 1870 году на водах Санкт-Петербурга при содействии речной полиции было спасено 116 человек, а из 12 случаев воровства в 9-ти похищение было остановлено [3, с. 46]. В этот период только через Волгу на Нижегородскую ярмарку ежегодно переправлялось груза более 150 млн пудов на сумму 250 млн рублей. На нижегородской ярмарке в 1872 году было зарегистрировано общей полицией 3 820 240 человек посетителей, совершение 1 056 правонарушений.

Конкретной причиной создания нижегородской речной полиции послужил случай: от непотушен-ной папиросы на подчалке купца Софронова 25—

26 июля 1872 года произошел пожар, истребивший 115 судов. Прямой материальный ущерб составил 2 млн рублей. Он выявил степень озабоченности купцов частыми пожарами и происшествиями. Ярмарочный комитет, поддержанный статс-секретарем МВД Косоговским, предложившим от государства 25 тыс. рублей, решил организовать речную полицию. Следует отметить, что доходы от ярмарки в этот год составили более 600 тыс. рублей, четвертая часть от этой суммы шла на организацию охраны общественного порядка.

Утвержденные министром путей сообщения 1 февраля 1874 года штаты нижегородской речной полиции состояли из начальника, 5 надзирателей, 10 помощников, 60 матросов в навигационный период [7, л. 71—72]. Положение определяло функции полиции. В должностных инструкциях имелись задачи для каждого сотрудника, в том числе по охране водной среды от браконьеров. Установлены штандарт, форменная одежда и отличительные знаки ее сотрудников.

По поводу полномочий нижегородской речной полиции можно привести следующие данные из временных правил об охранении порядка на воде в пределах ведомства Нижегородской речной полиции 7 ноября 1875 года (губернатор генерал-майор Кутайсов; начальник речной полиции капитан 2-го ранга Саблин). Во Временных правилах отмечалась «обязанность всякого судна в движении своем следовать указаниям речной полиции и даже останавливать свой ход по ее распоряжению в случае пожара на судах или по иным уважительным причинам» (п. 14). Не рекомендовалось нагревание самоваров и курение табака на судах, курение табака на палубах пароходов в пределах вод, подведомственных речной полиции (п. 22). Отмечалось, что «открытие и прекращение сообщения по зимней дороге и мосткам и разрешение провоза по оным тяжестей предоставляется речной полиции по соображениям состояния льда» [5, с. 221—222].

11 мая 1882 года последовало Высочайшее повеление об учреждении Нижегородской речной полиции. Ведению данной речной полиции подлежали воды рек Оки и Волги. Она состояла из Комитета речной полиции и начальника речной полиции «с подчиненными ему чинами и служителями». Комитет речной полиции возглавлял губернатор Нижнего Новгорода, а в состав Комитета входили вице-губернатор, полицмейстер, начальник Речной полиции, начальник отделения путей сообщения, инспектор судоходства, управляющий ярмарочной конторой, архитектор, городской голова, а также члены различных городских комитетов. В обязанности комитета речной полиции входило составление и издание обязательных для частных лиц и обществ постановлений, касающихся мер предосторожности от пожаров на судах, пристанях и других надводных сооружениях, распределения и расстановки судов у пристаней, порядка выгрузки и нагрузки судов и пр. Чины речной полиции состоя-

ТРИБУНЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

ли в ведении Министерства внутренних дел и подчинялись нижегородскому губернатору.

Как свидетельствуют материалы Центрального архива Нижегородской области, в письме МВД нижегородскому Губернатору № 1333 от мая 1882 года рекомендовалось следующее: «Для наблюдения на прилегающим к Нижнему Новгороду водах в полицейском и пожарном отношении учредить Нижегородскую речную полицию на основании нижеследующих правил:

1. Ведению речной полиции подлежат воды реки Оки и Волги от верхних пределов Молитовской и Сормовской пристаней вниз по течению до конца Боровской пристани за исключением ходового фарватера сих рек, остающихся в заведовании чинов Министерства путей сообщения.

2. Речную полицию составляют: а) комитет оной; б) начальник с подчиненными ему чинами и служителями.

3. Комитет речной полиции состоит под председательством Губернатора, из Вице-губернатора, полицмейстера, начальника речной полиции, начальника отделений путей сообщений, инспектора судоходства, управляющего ярмарочной конторой, архитектора, городского головы, председатель ярмарочного биржевого комитета и пяти членов избранной городской думы и ярмарочного купечества избираются на три года» [5, с. 30].

На функционирование речной полиции требовались расходы, однако городская касса не справлялась с такой нагрузкой. Так, например, в 80-х годах ростовцы ходатайствуют об отнесении содержания ее на счет казны. На это прошение был ответ Ека-теринославского губернатора: «Охрана в пределах городских вод, судов и грузов от пожаров составляет необходимое условие каждой благоустроенной пристани, устройство и содержание коей по закону лежит на обязанности и отчетности городского общественного управления, а потому и расходы на содержание в Ростове-на-Дону речной полиции относятся на средства города» [4, с. 142]. Таким образом, дополнительного финансирования получить не удалось. Возможности у городских касс были весьма различные.

Рассматривая ситуацию в Нижнем Новгороде, отметим, что всего на содержание речной полиции было выделено 27 тыс. рублей в год. В связи с тем, что эта сумма была несколько ниже по сравнению с той, что была выделена на функционирование Санкт-Петербургской речной полиции, штат и жалованье чинов нижегородской речной полиции были скромнее. Так, начальник речной полиции в Нижнем Новгороде получал жалованье 2 100 рублей в год, а его помощник — 1 200 рублей (в Петербурге жалованье начальника речной полиции равнялось 3 тыс. рублей в год, его помощника — 1,5 тыс. рублей) [6]. Позднее, в 1899 году, годовой бюджет утвержден в 30 тыс. рублей, в навигацию 1917 года — 46 тыс. рублей.

На основании утвержденного 19 февраля 1907 года за № 181 бюджета содержание речной поли-

ции обходилось в 28,5 тыс. рублей. Из этой суммы 16,5 тыс. рублей отпускалось на выплату заработной платы сотрудников речной полиции. Предусматривались также средства на ремонт техники, противопожарных, канцелярских принадлежностей, расходы на медицину и пр. [6].

Для сравнения приведем данные, что в 1885 году личный состав речной полиции Санкт-Петербурга был усилен и утвержден ее новый штат с размером жалованья в 78 470 рублей (56 350 рублей из доходов города, 2 120 рублей — из казны). Кроме того, в распоряжение градоначальника на приобретение судов и других принадлежностей речной полиции было отпущено 48 384 рублей (30 966 рублей из доходов города). В 1887 году надзор речной полиции был распространен на Морской канал и Новый порт, а ее штат усилен — 7 250 рублей, из которых 3 400 рублей были отнесены на средства казны.

В распоряжении нижегородской речной полиции находилось 5 пароходов, 14 специальных лодок. Полицией обеспечивалась охрана 30 пристаней на 6 участках (Гордеевском, Гребневском, Молитовском, Петроградском, Сормовском, Бор-ском).

Насколько важным было судоходство, свидетельствуют следующие данные. С 1908 по 1915 год перевезено 1 499 млн пудов грузов с ценностью в 2,5 млрд рублей. Ежегодный оборот составлял 186 млн пудов на сумму 300 млн рублей. За этот период через Волгу перевезено 8 млн пассажиров, через Оку — 1,5 млн человек. В навигационный период прибывало более 2 тыс. судов с экипажем в 15 тысяч человек.

Трудности, связанные с обеспечением охраны общественного порядка и управлением транспортным потоком возникали часто, особенно в период работы ярмарки (вторая половина лета — начало сентября). В то же время на зимовках ежегодно оставалось не менее 160 паровых и 600 непаровых судов, из них около 200 — с грузом. Часто (особенно в переходный осенне-зимний или зимне-весенний период) в связи с ледоходом возникали трагические ситуации, как это случилось в конце ноября 1880 года, когда убыток составил несколько миллионов рублей. Только весенний ледоход в затоне Сормово 31 марта 1886 года привел к гибели 61 судна с грузом на многие миллионы рублей. Главным виновником признан начальник речной полиции, не предупредивший катастрофу.

Речная полиция занималась не только охраной транспорта, ценного имущества, охраной общественного порядка, но и взаимодействовала со специальными службами по борьбе с преступностью. Нижегородский краевед А.С. Гациский в своем знаменитом путеводителе по губернскому центру и губернии отмечал, что в течении всего существования русского Поволжья призывы о помощи: «Караул! Грабят!», звучали не только от купцов, но и от простых граждан.

В период транспортировки граждан большое распространение имели мошенничества, кражи,

TPMsvHa молодого vviHoro

s

<D Щ

><

<D I

s

Щ

О ^

о с >s о a о

0

Щ §

1 ^

о с о;

8

Щ

a о;

§

a £2

s

i

га щ

о ^

разбойные нападения. Так, нижегородским уголовным сыском и речной полицией в начале XX века было распространено циркулярное распоряжение «О пароходных шулерах» [8, л. 139]. Сотрудники речной полиции предупреждали незадачливых пассажиров о возможности попадания в сложную ситуацию при использовании наркотических средств, алкоголя «на малинку», «на собачку»: ведь с потерявшими память и сознание преступники делали, что хотели.

Таким образом, создание нижегородской речной полиции предопределено условиями экономической безопасности в период подъема отечественной экономики. Это было связано с наличием важнейшего для страны Волжского тракта, функционированием Нижегородской ярмарки с торгово-промышленным оборотом на многие миллиарды рублей, сосредоточением большого количества людей и имущества.

Примечания

1. Тот Ю.В. Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX веке: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2003.

2. Галай Ю.Г., Беляков А.В. Нижегородская полиция в XVIII — начале XX века: монография. Н. Новгород, 2012.

3. Сагеев М.И. Возникновение речной полиции на водах Санкт-Петербурга и в Волжско-Камском бассейне во второй половинеXIXвека // Молодой ученый. 2011. № 4. Т. 2.

4. Чалхушьян Г.Х. История города Ростова-на-Дону. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону. Новый

Ростов (1870—1886): глава XXXVI. Часть II. URL: http://www. donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=828

5. ЦАНО. Ф. 489. Оп. 286. Д. 1437.

6. ЦАНО. Ф. 346. Оп. 1. Д. 31.

7. ЦАНО. Ф. 3. Оп. 5. Д. 462.

8. ЦАНО. Ф. 345. Оп. 53. Д. 271.

Notes

1. Tot Yu.V. The reform of the uyezd police in the governmental policy of Russia in the XIX century: dissertation... doctor of legal sciences. St. Petersburg, 2003.

2. Galai Y.G., Belyakov A.V. Police of the Russian province on the eighteenth — beginning of the twentieth centuries (on example of Nizhegorodskay guberniya). Historical-and-legal research. Nizhny Novgorod, 2012.

3. Sageev M.I. The emergence of the river police on the waters of St. Petersburg and the Volga-Kama basin in the second half of the XIX century // Saga of young scientists. 2011. № 4. V. 2.

4. Chalhushyan G.H. History of the city of Rostov-on-Don. Historical note on the city of Rostov-na-Donu new growth (1870—1886): Chapter XXXVI. Part II. URL: http://www.don-vrem .dspl.ru/Files/article/m 1/22/art.aspx?art_id=828

5. The Central archiv of Nizhny Novgorod district. F. 489. Op. 286. D. 1437.

6. The Central archiv of Nizhny Novgorod district. F. 346. Op. 1. D. 31.

3.

Op

7. The Central archiv of Nizhny Novgorod district. F. 5. D. 462.

8. The Central archiv of Nizhny Novgorod district. F. 345. Op. 53. D. 271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.