Научная статья на тему 'Нина Александровна Лавонен (к 75-летию со дня рождения)'

Нина Александровна Лавонен (к 75-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нина Александровна Лавонен (к 75-летию со дня рождения)»

Труды Карельского научного центра РАН № 4. 2012. С. 209-210

НИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАВОНЕН (к 75-летию со дня рождения)

Нина Александровна Лавонен - известный карельский фольклорист, исследователь устного народного творчества карелов, прежде всего северных. Она талантливая ученица знаменитого российского ученого, специалиста по славянскому фольклору Б. Н. Путилова, автор более 60 научных публикаций, двух монографий и нескольких сборников. Практически все ее работы являются комплексными исследованиями, написанными на стыке фольклора и эт-но гра фии.

Родилась Нина Александровна 6 декабря 1937 года в ингерманландской деревне Во-лоссола (Волосово) Красносельского района Ленинградской области. Во время войны семья оказалась в оккупации и была вывезена в Финляндию. В 1944 году Лавонены вернулись в Советский Союз, но поселиться в родных местах им не разрешили, и началась пора скитаний. Сначала их отправили на Валдай, откуда они попытались перебраться в Эстонию, затем

под Псков. Весной 1949 года семье разрешили переселиться в Петрозаводск, где она и обосновались на Сулажгорском кирпичном заводе. Здесь Нина Александровна закончила школу, затем поступила на финское отделение историко-филологического факультета Петрозаводского государственного университета. Но через год это отделение закрыли, и она перевелась на русскую кафедру. После завершения учебы Нина Александровна пять лет проработала учителем в родной школе, затем три месяца - в Государственном архиве, а в декабре 1967 года она пришла на работу в кабинет звукозаписи Института ЯЛИ. В 1973 году ее переводят в сектор фольклора и этнографии.

В 1975 году Н. А. Лавонен успешно защищает кандидатскую диссертацию под руководством известного фольклориста Б. Н. Путилова. Ее оп-по нен та ми вы сту па ют эс тон ский и ук ра ин ский исследователи Ю. Тедре и И. П. Березовский.

В 1977 году выходит в свет первая монография «Карельская народная загадка», посвященная интересному, но, пожалуй, самому «загадочному» фольклорному жанру. Ее выходу предшествовал напряженный этап полевых исследований, сбора материала в Фонограммар-хиве ИЯЛИ, Научном архиве КарНЦ и Фольклорном архиве Финского литературного общества. В результате удалось собрать тексты загадок, вы явить не толь ко со вре мен ное со стоя ние традиции, но и обнаружить интересные этнографические детали, важные моменты, которыми сопровождался процесс загадывания в прошлом. Нина Александровна объездила всю северную Карелию, побывала в Паданах, Кепе, Юшкозе-ре, Войнице, Вокнаволоке, Кестеньге, Колвице, Княжой Губе, Зеленоборском. Именно благодаря ей карельские загадки с их архаичной образной системой оказались зафиксированными на самом последнем этапе бытования. Уже в 90-е годы 20 века о традиции загадывания носители фольклора практически ничего не помнили. Во время многочисленных экспедиций был собран богатейший материал и по другим фольклорноэтнографическим вопросам, например, связанный со святочной обрядностью. В монографии Нины Александровны была освещена бытовая

и обрядовая роль загадки, функции и временные ограничения, подробно рассмотрена тематика карельских загадок, их связь с материальным и духовным миром носителей традиции. Автор проанализировала и художественную организацию этого малого жанра: метафоры, сравнения, эпитеты, аллитерацию, числительные и про стран ст вен но-вре мен ные от но ше ния. Впервые в карельской фольклористике уделялось пристальное внимание мифологическому мировосприятию карелов, была рассмотрена мифическая страна Хуйколя и древнейший мифологический образ Хозяйки загадок.

В 1982 году был издан сборник «Карельские народные загадки», подготовленный Н. А. Лавонен. В него вошло 1600 произведений этого жанра, сгруппированных по тематическому принципу. Сборник снабжен вступительной статьей, содержательными комментариями и указателями.

В 1983 году издается комплексная монография «Карелы Карельской АССР». Главы, посвященные «Калевале», песням калевальской мет ри ки и риф мо ван ным пес ням, на пи са ны Н. А. Лавонен.

В соавторстве с Э. С. Киуру в 1986 году выходит сборник «Рода нашего напевы: Избранные песни рунопевцев рода Перттуненов». В него включен репертуар десяти сказителей. Нина Александровна написала вступительную статью о них, подробные комментарии к каждому тексту и составила несколько указателей.

Следующая работа Н. А. Лавонен «Песенный фольклор кестеньгских карел» (1989 год) опровергла бытовавшее ранее мнение о бедности фольклорной традиции этого самого северного района Карелии. На протяжении десятилетия автор планомерно обследовала деревни Кес-теньгского района: Кестеньга, Софпорог, Зашеек, Кананайсет, Коккосалми, Тухкалу и другие. В результате в сборник были включены эпические песни на самые разнообразные сюжеты, заговоры и заклинания, свадебные песни, свадебные и похоронные причитания, ёйги, детский фольклор. Книгу предваряет глубокое исследование о фольклорно-этнографическом наследии кестеньгских карелов, об их истории, быте, обычаях и верованиях. В завершение прилагаются подробные комментарии к текстам, указатели и нотация нескольких песенных текстов, сделанная Т. А. Коскки.

Н. А. Лавонен много занималась пропагандой научных знаний, читала лекции, печаталась в различных периодических изданиях. Она вела курс по карельскому фольклору в Петрозавод-

ском государственном университете. Результатом этой работы стала хрестоматия «Карельский фольклор», вышедшая в 1992 году. В нее (вместе с переводами на русский язык и небольшими вступительными статьями к каждому жанру) включены руны, баллады, заговоры и заклинания, свадебные песни, причитания, ёйги, ли ри че ские пес ни, риф мо ван ные пес ни и частушки, детский фольклор, пословицы, загадки, сказки, предания, легенды, былички, статья о карельских рунопевцах.

В 1993 году издается сборник «Карельские ёйги», подготовленный в соавторстве с А. С. Степановой и К. Х. Раутио. Н. А. Лавонен пишет предисловие к сборнику и статью, посвященную редкому жанру ёйг, их собиранию, бы то ва нию, функ ци ям и по эти че ским осо бен-ностям, присущим этому жанру.

В 2000 году выходит в свет интереснейшая фольклорно-этнографическая монография Н. А. Лавонен «Стол в верованиях карелов». В ней исследуются быт, обряды и верования карелов, все, что было связано со столом, одним из самых сакральных предметов карельской избы. Автор впервые в карельской фольклористике рас смат ри ва ет древ ней ший культ Та пио (в связи со «столом Тапио» taapionpбyta) и домашних духов, обряд медвежьего праздника и ритуальное мытьё избы (эиипреёи), культовое значение скатерти и элементы застольного этикета.

В научной копилке Нины Александровны многочисленные статьи не только о карельском фольклоре и сказителях. Она писала и о родных ингерманландских народных песнях: эпических, свадебных и качельных, о пословицах Ингер-манландии, о переводах «Кантелетар». Круг ее интересов и знаний очень широк. Ее статьи публиковались на немецком, английском, финском и эстонском языках. Руководство всегда характеризовало ее как «высококвалифицированного... исключительно добросовестного работника». К большому сожалению, в 1996 году «в связи с выходом на пенсию» она увольняется из ИЯЛИ и уезжает в Финляндию. За границей ею было подготовлено исследование о скопцах, но оно до сих пор не издано.

Н. А. Лавонен с 1991 года является членом Общества «Капевапы» и Общества финской литературы, награждена Почетной грамотой Президиума АН СССР, Почетной грамотой Совета Министров Карельской АССР. Мы от всей души поздравляем Нину Александровну с юбилеем, желаем здоровья и творческого долголетия.

Л. И. Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.