Научная статья на тему 'Николай Васильевич Челноков: необыкновенная судьба обыкновенного Героя. Страницы биографии'

Николай Васильевич Челноков: необыкновенная судьба обыкновенного Героя. Страницы биографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. В.ЧЕЛНОКОВ / ИРКУТСК / БОРИСО-ГЛЕБСКАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ / Г. ЕЙСК / ШКОЛА МОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ИМ. СТАЛИНА / Е. Н. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ / Н. А. ТОКАРЕВ / 1-Й МИННО-ТОРПЕДНЫЙ АВИАПОЛК ВВС КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА / СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА / NIKOLAY VASILYEVICH CHELNOKOV / HERO OF THE SOVIET UNION / IRKUTSK / BORIS AND GLEB MILITARY ACADEMY / SCHOOL OF NAVAL PILOTS AND OBSERVERS NAMED AFTER STALIN / E. N. PREOBRAZHENSKY / N. A. TOKAREV / THE 1ST MINE-AND-TORPEDO DIVISION OF THE MILITARY AIR FORCES OF THE BALTIC FLEET / A MILITARY CONFLICT BETWEEN THE SOVIET UNION AND FINLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сеченов Игорь Вячеславович

Очерк посвящен довоенному периоду жизни Николая Васильевича Челнокова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolay Vasilyevich Chelnokov: Incredible Life of an Ordinary Soldier

The essay considers the life of N. V. Chelnokov before the war.

Текст научной работы на тему «Николай Васильевич Челноков: необыкновенная судьба обыкновенного Героя. Страницы биографии»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ / HISTORICAL ESSAYS

У",

2016. Т. 16. С. 252-262

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

УДК 355.3 54(47)(092)Челноков

Николай Васильевич Челноков: необыкновенная судьба обыкновенного героя. Страницы биографии

И. В. Сеченов

Музей истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова, г. Иркутск

Аннотация. Очерк посвящен довоенному периоду жизни Николая Васильевича Челнокова.

Ключевые слова: Н. В.Челноков, Иркутск, Борисо-Глебская военная школа летчиков, г. Ейск, школа морских летчиков и наблюдателей им. Сталина, Е. Н. Преображенский, Н. А. Токарев, 1-й минно-торпедный авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского флота, Советско-финляндская война.

«Героями не рождаются, героями становятся»

Читая куцые биографии Николая Васильевича Челнокова, опубликованные как в печатных изданиях, так и на различных сайтах в Интернете, профессиональный военный историк сразу же обращает внимание на отсутствие послужного списка, по которому можно проследить хронологию присвоения воинских званий и назначений на должности. Можно было бы списать это недоразумение на небрежность биографов-составителей, но ведь речь идет о легендарном летчике, о дважды Герое Советского Союза. Возникают подозрения, что его биографию аккуратно «вычесали», сознательно удалив из нее какие-то факты. А еще известным людям приписывают события, к которым они не причастны, действия, которых они не совершали. Вот эти сомнения и стали мотивом данного исследования.

Николай Васильевич Челноков родился в г. Иркутске 9 мая 1906 г. Когда и в какой из иркутских церквей его крестили и нарекли Николаем, не известно. Но то, что маленького Колю назвали в честь покровителя всех воинов, мореплавателей и путешественников Николая Чудотворца, сомнений не вызывает. Судьба благоволила Николаю Васильевичу, а сам он неоднократно демонстрировал окружающим христианские добродетели. И этому есть множество хоть и косвенных, но документальных свидетельств. Требовательный к себе, беспощадный к врагу, он всегда оставался чутким, отзывчивым товарищем. Будучи командиром звена, эскадрильи или авиаполка, Н. В. Челноков всегда был снисходительным к своим подчиненным, к их слабостям и ошибкам.

Его отец Василий Сергеевич Челноков, 1876 года рождения, оказался человеком если не мудрым, то по-житейски рациональным. Будучи превосходным столяром-краснодеревщиком, Василий Сергеевич безбедно проживал в столице Российской империи Санкт-Петербурге с молодой женой Марфой Дмитриевной и двумя детьми Марией и Евгением. До рождения в

1904 г. сына Евгения Марфа Дмитриевна работала ткачихой на фабрике. Зимой 1905 г. в столице империи начинаются революционные волнения, которые быстро распространяются на крупные промышленные центры Европейской России. И родители Челнокова принимают непростое, но взвешенное решение: увезти малолетних детей подальше от революционной смуты. Почему они не уехали в Тверскую губернию, на малую родину Василия Сергеевича, а выбрали далекий Иркутск, остается загадкой. Летом

1905 года семья Челноковых оказывается в Иркутске. И действительно, в Сибири накал революционных страстей был не таким жарким, жизнь протекала размереннее и гораздо спокойнее. Навыки краснодеревщика в губернском городе Иркутске оказываются невостребованными, и Василий Сергеевич устраивается работать кассиром на железной дороге. А молодой жене в Иркутске работать не пришлось, в мае 1906 года в семье Челноковых появился третий ребенок - сын Николай. К началу 1908 года первая русская революция сходит на нет, и семья Челноковых, теперь уже с тремя детьми на руках, возвращается в столицу. Безусловно, иркутского периода своей жизни Николай Васильевич не помнил в силу малолетства и всегда искренне считал себя питерцем (ленинградцем).

Из автобиографии Николая Васильевича Челнокова, написанной им в августе 1938 г., следует, что до 1918 г. семья Челноковых проживала в Санкт-Петербурге. До весны 1917 г. Николай Челноков обучался в городском училище. С августа 1914 года Россия вела войну с Германией и ее союзниками, но Василий Сергеевич не был мобилизован в армию, хотя вполне подходил по возрасту. Отец всегда находился при семье, всегда был ответственным за семью, и именно он принял решение покинуть революционный Петроград в первые месяцы 1918 г. От возвращения в Иркутск сразу же пришлось отказаться, Гражданской войной была охвачена вся страна. На этот раз семья Челноковых переехала из голодного, сурового Петрограда в деревню Глебово Кашинского уезда Тверской губернии - на родину Василия Сергеевича. Логика простая, но железная - в годы революционного ли-холетия работящему человеку с золотыми руками в сельской местности проще заработать на пропитание и не попасть в революционные жернова. Всю гражданскую войну семья Челноковых прожила в Тверской губернии (Калининской области). Удивительно, но и в братоубийственной Гражданской войне Василий Сергеевич участия не принимал. До 1926 года Николай Челноков проживал в г. Твери (Калинине) вдали от социальных потрясений первых лет Советского государства, где и закончил 9-летнюю школу. В 1926 г. в возрасте 20 лет он возвращается в родной Петроград, ставший Ленинградом, встает на учет на бирже труда и работает поденщиком на временных работах.

В 1928 г. жизнь Николая Челнокова круто изменилась. Доподлинно не известно, одобрили родители выбор сына или нет, но в 1928 году Николай Челноков поступает на учебу в Венно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде. Николай Васильевич выбрал свою судьбу и, как показала жизнь, с выбором не ошибся. В 1929 г. Челнокова, как успешно закончившего обучение, направляют во 2-ю Борисо-Глебскую военную школу летчиков. В

1930 г. его переводят в школу морских летчиков и наблюдателей им. Сталина, которая дислоцировалась в Севастополе. В мае 1931 г. Челноков успешно оканчивает обучение, и его как грамотного наставника, способного к обучению курсантов, оставляют при школе инструктором-летчиком. В июле

1931 года школа «переезжает» из Севастополя в небольшой городок Ейск на Азовском море.

Именно с Ейском связан самый счастливый период жизни будущего дважды Героя Советского Союза Н. В. Челнокова. В этом городке Николай Васильевич жил и служил родине до августа 1938 г.

Из первой аттестации, данной молодому летчику Н. В. Челнокову в 1931 г., следует:

«Дисциплинирован. Силой воли обладает. Выдержан, добросовестен. Авторитетом среди подчиненных пользуется. Инструкторской работой интересуется. Знания теории полета и матчасти - удовлетворительны. Методическое руководство группой удовлетворительное. Техника полета хорошая. Политической жизнью страны интересуется. В личной тренировке требуется отшлифовка посадок. Инициативен недостаточно. Занимаемой должности соответствует, перевести в К-5.

Вр. ком. звена /КАНАРЕВ/»

В 1932 г. в личной жизни молодого морскоголетчика происходит важное событие - Николай Васильевич женился на Зинаиде Леонтьевне Боровиковой, работавшей в столовой помощником повара. 11 января 1933 года в семье Челноковых рождается дочь Валентина.

По службе в авиационной школе тоже все идет гладко. Молодой летчик растет, оттачивает и свои личные летные навыки, и педагогические способности. Аттестация за 1932 г. лаконична и наглядна:

«Дисциплинирован, инициативен, энергичен, авторитетом пользуется. Матчасть знает хорошо. Техника полета хорошая. Инструкторской работой интересуется. Политически развит хорошо, не мало работает над собой. Методическое руководство курсантами вполне удовлетворительное. В опытной группе была авария по вине курсанта. Подлежит продвижению на должность ком-ра звена К-7.

Вр. ком. звена /КАНАРЕВ/»

В апреле 1933 года Н. В. Челноков становится командиром звена. В этой должности он прослужит до февраля 1936 г.

В 1934 г. Николай Васильевич избирается членом Горсовета г. Ейска и является таковым до 1937 г.

К началу 1936 г. Николай Васильевич становится маститым летчиком-инструктором, добивается внушительных успехов на педагогической ниве. И это находит отражение в его аттестации за 1935 г.:

«Отличный школьный работник, с большим методическим опытом. Упорный, кропотливый, требовательный. Дисциплинирован. Политически развит хорошо. Летная подготовка хорошая. Звено периодически перевыполняет план УБП (учебно-боевой подготовки. - Авт.). Тактически подготовлен недостаточно. Вполне заслуживает посылке на КУНС ВВА (курсы усовершенствования нач. состава Военно-воздушной академии. - Авт.).

Комиссар 1-й АЭ [авиаэскадрильи] /Мелющев/».

На основании этой аттестации в феврале 1936 года инструктора-летчика Н. В. Челнокова назначают на должность командира одного из отрядов школы. А в марте 1936 г. ему присваивается воинское звание «старший лейтенант».

Вообще 1936 г. стал одним из самых ярких и запоминающихся в «ейском» периоде жизни Челнокова. В мае 1936 г. Н. В. Челноков получает свою первую правительственную награду орден «Знак Почета» - отличный подарок к 30-летию.

Представление о награждении подписал начальник школы морских летчиков комдив З. М. Померанцев.

Наибольший интерес в этом документе представляют следующие факты:

«... Работает инструктором-летчиком с 1931 г., обучил за это время 43 чел. В 1934 г. в связи с отсутствием материальной части (боевых морских самолетов) на самолете МБР-4 вместо положенной одной группы 8 чел. обучил и выпустил 2 группы в 15 чел. с оценкой 9 «отлично» и 6 «хорошо».

Государственные выпускные испытания курсантами т. ЧЕЛНОКОВА сданы по технике пилотирования 4,6, по теоретической учебе 4,7 (среднее арифметическое. - Авт.). В звене сэкономлено горючего 5 тонн 500 кг, смазочного 1 тонна 500 кг.

Все это было достигнуто тем, что т. ЧЕЛНОКОВ имея большой опыт инструкторской работы, будучи опытным методистом и умело расставив людей - передал весь свой опыт инструктора во время тренировки .».

Любопытно, но к представлению о награждении орденом «Знак почета» беспартийного Н. В. Челнокова была приложена его партийная характеристика.

«ПАРТХАРАКТЕРИСТИКА

На командира звена ЧЕЛНОКОВА Николая Васильевича

Беспартийный. Служащий. В РККА с 1928 г. Рождения 1926 г. За время пребывания в эскадрильи с 1931 года является примером высокой дисциплинированности и отличным командиром, летчиком, воспитателем. В течение 3-х лет является ударником подразделения, премирован несколько раз командованием школы и Начальником ВВС РККА за ударную работу по выпуску и безаварийность. Отлично летает и прекрасно обучает курсантов. За 2 года сам обучил и выпустил 30 курсантов. Политически развит хорошо и работает достаточно над своим политическим развитием. Активно участвует в общественной работе. Член Городского Совета. Пользуется большим авторитетом среди подчиненных и товарищей.

Секретарь Партбюро /ЕРЫКАЛОВ/

"УТВЕРЖДАЮ " военком эскадрильи /МЕЛЮЩЕВ/»

Удивительно, но под текстом аттестации старшего лейтенанта Челнокова за 1936 год, последней среди документов Ейской школы морских летчиков, нет подписи. Установить автора этого документа не представляется возможным:

«Дисциплинирован, инициативен. Политически развит хорошо. Советской власти предан. Награжден орденом «ЗНАК ПОЧЕТА» за отличную подготовку курсантов 1934-1935 года. С отрядом работал 1 год, с работой справлялся ОТЛИЧНО, имел шесть мелких происшествий. Не всегда требователен и сознательная ответственность. Должности Ком. Отряда соответствует. Крайне желательна посылка учиться. КомЭск Майор».

Чуть ниже машинописного текста, вместо аттестации за 1937 год красивым размашистым почерком написано:

«Командир в/ч 4046/2 майор /Преображенский/

Вр. комиссара лейтенант /Татаренко/»

И стоит печать воинской части № 4046 Краснознаменного Балтийского флота1.

Данная запись могла появиться не раньше августа 1938 года, после того, как, согласно приказу НКВМФ № 0908 от 27 августа 1938 г., старший лейтенант Н. В. Челноков был направлен во 2-ю эскадрилью только что сформированного 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота. При этом согласно послужному списку, с августа 1938 г. до марта 1939 г. старший лейтенант Н. В. Челноков числился помощником командира эскадрильи военной школы морских летчиков в г. Ейске (прил. 2).

Насколько счастливым и перспективным для семьи Челноковых был 1936 год, настолько же нервозным и жутким стал 1937-й. В 1937 г. в стране широко разворачиваются политические репрессии. Досталось и Военно-Воздушным силам Рабоче-Крестьянской Красной армии. 23 ноября 1937 г. был арестован, разжалован и исключен из ВКП(б) командующий ВВС РККА, командарм второго ранга Яков Иванович Алкснис. В июле 1938 года он был расстрелян. Вслед за начальником в опалу попали его ближайшие подчиненные и соратники. И так далее. В основном репрессии коснулись высшего и среднего командного состава. Однако слишком «подозрительные» сотрудники НКВД обращали внимание и на тех летчиков и инструкторов, которые отказывались сотрудничать со следствием, писать доносы на командиров и сослуживцев. Такие «ершистые» летчики попадали в «разработку», и, чтобы защитить их от неминуемого ареста, командиры предлагали «опальным» подчиненным длительные служебные командировки, учебу или стажировки в авиационных частях где-нибудь подальше от школы. А для оперативных работников НКВД в строевой части школы лежат рапорт с просьбой направить добровольцем в Испанию или Китай. Некоторые работники Ейской школы, чтобы избежать репрессий, отправились на освоение ледовых широт Советского Заполярья. Такая практика существовала не

1 Евгений Николаевич Преображенский - легендарный советский летчик, человек выдающейся храбрости, был удостоен Звезды Героя за нанесение первого бомбового удара по Берлину в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. В 1930 г. окончил Севастопольскую школу морских летчиков.

только в авиационных школах, но и в строевых частях ВВС РККА. Однако избежать репрессий удалось не всем. В числе осужденных в 1937-1938 гг. оказались и бывшие начальники Ейской школы комдив Н. Н. Бажанов (расстрелян в 1938 г.) и бригадный комиссар Г. С. Черный-Лившиц (находился под следствием с 1938 по 1940 г.). В июле 1938 г. начальником Ейской школы назначается Александр Харитонович Андреев. Вполне возможно, отправляя старшего лейтенанта Челнокова на Балтийский флот, комбриг Андреев спасает его от неминуемой гибели. В пользу этой версии, хоть и косвенно, свидетельствует несуразная строчка из аттестации за 1936 г., непонятно кем и когда написанная: «Не всегда требователен и сознательная ответственность». Такие характеристики, как правило, давали тем, кто «страдал политической близорукостью и отказывался помогать органам правосудия разоблачать замаскированных врагов Советского государства». Есть еще одна причина, почему сотрудники НКВД могли проявлять повышенный интерес к личности старшего лейтенанта Челнокова, - до 1937 года он был членом городского Совета г. Ейска.

В атмосфере царящих в стране подавленности и деморализации в семье Челноковых отметили пополнение - 23 февраля 1938 г. родилась дочь Зинаида.

Всего за период службы в Ейской школе морских летчиков и наблюдателей им. Сталина в «Журнале поощрений и взысканий» Н. В. Челнокова значится 13 поощрений, в том числе награждение орденом «Знак Почета». И ни одного взыскания.

За полтора года - весь 1937-й и первую половину 1938-го - в личном деле старшего лейтенанта Н. В. Челнокова нет ни строчки. Скорее всего, именно в этот период из личного дела Н. В. Челнокова исчезли автобиографии, которые он в обязательном порядке должен был писать при поступлении в 1928 г. в Военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде и при назначении в 1931 г. на должность инструктора-летчика Ейской школы. Сохранились автобиографии, написанные Н. В. Челноковым в августе 1938 г. и в ноябре 1946 г. Ни в той, ни в другой 1937 г. не фигурируют. Единственное, чем они разительно отличаются - в автобиографии от августа 1938 г. записано: «Под судом и следствием не был. Связи с заграницей не имею. Лишенцев и прочих среди родственников нет».

Как бы то ни было, летом 1938 г. старший лейтенант Челноков оказывается на Балтике. 1-й Минно-торпедный авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского флота, в который перевели Челнокова, на тот момент состоял из трех эскадрилий. На вооружении стояли новые бомбардировщики ДБ-3б, а также несколько изношенных Р-5, КР-6, У-2 и УТ-1, выполнявших вспомогательные функции. Временно исполняющим обязанности командира полка был назначен майор Е. Н. Преображенский. Аэродром базирования полка располагался в с. Беззаботное под Ленинградом.

Старший лейтенант Челноков назначается на должность помощника командира 2-й эскадрильи. Он с головой погружается в новое для себя дело, и результаты не заставляют ждать. Об этом наглядно свидетельствует аттестация Н. В. Челнокова за 1938 г.:

«... За время работы в части с 15 сентября проявил себя настойчивым и требовательным командиром звена. Хороший организатор. Лично дисциплинирован. Имеет ряд поощрений и наград - за хорошую работу в ВИАУ им. Сталина. В 1936 г. награжден орденом «Знак Почета». С прибытием в часть изучил самолет Р-6 и вылетал на нем. Летные качества отличные. Упорно работает над изучением новой матчасти самолета ДБ-3.

Политически развит хорошо, к подчиненным требователен. Авторитетен. Упорно работает по овладению большевизмом и изучению Краткого Курса Истории ВКП/б/. Идеологически устойчив, делу партии и пролетарской революции предан.

Занимаемой должности командира звена соответствует.

Начальник штаба 2-й АЭ капитан /Котельников/.

15.12. 1938 г.»

В ноябре 1938 г. командиром полка назначается полковник В. П. Воробьев, а майор Преображенский становится его помощником.

Первое серьезное летное происшествие со старшим лейтенантом Челноковым произошло в самом начале 1939 г. 20 января 1939 г. по вине технического состава потерпел аварию самолет Р-6, на котором вылетали помощник командира 1-го МТАП майор Е. Н. Преображенский и старший лейтенант Н. В. Челноков. Самолет был разбит. Летчики получили многочисленные травмы и временно были отстранены от летной работы. Интересен тот факт, что это происшествие стало предметом обсуждения на заседании парткомиссии Политотдела ВВС КБФ, которое состоялось 21 мая 1939 года. 15 апреля 1939 г. старший лейтенант Челноков подает заявление о приеме кандидатом в члены ВКП(б), 13 мая его рассмотрела парторганизация в/ч № 4046 и рекомендовала принять тов. Челнокова в кандидаты ВКП(б).

Выписка из протокола:

«. Политически грамотный, идеологически выдержанный. В настоящее время работает хорошо. За весь срок службы не было нарушений в дисциплине, но 20 января 1939 г. был случай аварии, при взлете машина была разбита и сами летчики были выведены из строя - командир Эскадрильи и сам т. Челноков. После этого случая т. Челноков работает хорошо, летает хорошо...»

Затем Николай Васильевич ответил на вопросы:

«1. Есть ли родственники, репрессированные органами Сов. власти?

- НЕТ.

3. По какой причине получилась авария?

- Не проверил сам машину, а мне доложили, что все в порядке, в результате руль глубины был неисправен. Во время взлета машина потерпела аварию.

5. Состоял ли в комсомоле?

- Не состоял.

6. Почему не подавали раньше в ВКП(б)?

- В 1931 г. будучи в школе я подавал заявление и был разобран на парт-комиссии, на партбюро, но при переезде школы в Ейск дело мое, как и мно-

гие другие было затеряно. А потом, на новом месте пока меня узнали, а в 1933 г. был прекращен прием».

Постановили:

«Подтвердить решение партогранизации в/ч 4046 тов. Челнокова Николая Васильевича принять кандидатом в члены ВКП(б) с годичным кандидатским сроком».

Так 21 мая 1939 г. старший лейтенант Челноков стал кандидатом в члены ВКП(б).

В апреле 1939 г. на основании Приказа командующего БФ № 0044 в полку была сформирована 4-я эскадрилья. Ее командиром назначается оправившийся от полученных травм майор Преображенский. Старший лейтенант Челноков также полностью восстановился после аварии и приступил к службе. К осени 1939 г. в составе 1-го МТАП имелось 60 самолетов ДБ-3б, по 15 машин в каждой эскадрилье. В связи с нарастанием военной угрозы полк вел интенсивную учебно-боевую подготовку.

25 сентября 1939 года был утвержден Аттестационный лист о присвоении старшему лейтенанту Н. В. Челнокову очередного воинского звания «капитан»:

«Дисциплинирован. Тактичен. Политически развит хорошо. Грамотен. Над собой работает. Летает хорошо. Овладел новой материальной частью хорошо. К подчиненным требователен. Среди личного состава пользуется авторитетом. В быту отрицательных сторон не замечалось. Растущий командир. Делу партии Ленина-Сталина предан. Достоин присвоения военного звания "КАПИТАН".

Командир 2 АЭ капитан (ПОПОК)

Военком 2 АЭ Ст. Политрук (МОЗГАЧЕВ)».

16 ноября 1939 г. Н. В. Челнокову было присвоено воинское звание «капитан».

Аттестация, которую 24 октября 1939 г. написал на старшего лейтенанта Челнокова его непосредственный командир ст. лейтенант Бондаренко, позволяет по-новому взглянуть на морского летчика Н. В. Челнокова:

«... Исполнителен, все приказания выполняет быстро и четко. Чувствует ответственность за порученное дело. В быту опрятен, в обращении вежлив. Требователен к себе и к подчиненным. Инициативен и общителен. Решения принимает быстро и верно. Энергичный, выносливый командир...

. Свою специальность любит, много работает над повышением своего специального уровня. Как летчик хороший, техника пилотирования хорошая. Вооружение и материальную часть самолета ДБ-3 знает хорошо...

...Личное оружие пистолет "ТТ" и пулемет "ШКАС" знает хорошо. Отлично стреляет...

. Красную присягу выполняет честно и добросовестно. Активно участвует в общественно-политической жизни звена. Общителен, среди товарищей пользуется авторитетом. Имеет большое желание к усовершенствованию своей специальности. Состояние здоровья хорошее. Вынослив. Делу партии ЛЕНИНА - СТАЛИНА предан.

Должности старшего летчика соответствует. Достоин продвижения на должность командира звена с присвоением очередного военного звания "КАПИТАН".

Командир звена Старший Лейтенант /БОНДАРЕНКО/».

Интересно, мог ли предполагать тогда, в октябре 1939 г., старший лейтенант Бондаренко, что дает характеристику будущему командиру 1-го МТАП?

30 ноября 1939 г. началась Советско-финляндская война, в которой 1-й МТАП ВВС КБФ принял активное участие. К слову сказать, 3-я эскадрилья под командованием майора Н. А. Токарева 30 ноября нанесла массированный бомбовый удар по столице Финляндии Хельсинки. Это стало одной из причин, за что Советский Союз был исключен из Лиги Наций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый день войны принес и первые потери: два самолета ДБ-3б, пилотируемые помощником командира полка майором А. В. Вельским и младшим летчиком эскадрильи лейтенантом П. С. Шульгиным, вылетевшие на воздушную разведку в восточную часть Финского залива, не вернулись с задания. Еще один трагический случай произошел при взлете с аэродрома. Самолет ДБ-3б, пилотируемый старшим летчиком 2-й АЭ лейтенантом Е. А. Чирьевым, с нагрузкой 3 ФАБ-500 врезался в бомбовый склад. В результате взрывов боеприпасов погибло 6 человек, было ранено 29 человек и повреждено 4 самолета. Кроме того, еще один самолет разбился при посадке, но экипаж уцелел.

Так, в первый день войны, своей первой войны, капитан Н. В. Челноков познал тяжесть утраты боевых товарищей.

Всего в советско-финляндской войне 1-й МТАП потерял 17 самолетов (из них 9 - небоевые потери) и 40 летчиков.

В ходе первого месяца войны, кроме бомбардировки наземных объектов, самолеты полка вели воздушную разведку и наносили удары по кораблям финских ВМС и транспортам.

19 декабря 1939 г. в состав 1-го МТАП вошла еще одна бомбардировочная эскадрилья ДБ-3 под командованием капитана А. И. Иванова. Она стала 5-й эскадрильей полка.

В январе 1940 г. приоритетной задачей полка стало содействие приморскому флангу 7-й армии, наступающей на Карельском перешейке. Главными объектами стали артиллерийские батареи, узлы сопротивления противника и железнодорожные станции. Действия на морском направлении полком велись по остаточному принципу.

С 29 января 1940 г. 1-й МТАП начал действовать по своему прямому предназначению - постановке минных заграждений с воздуха. Всего до марта 1940 года полком было совершено 6 минных постановок.

Еще одной из важнейших задач, поставленных командованием ВВС и флота перед полком, было уничтожение финских броненосцев «Вяйнемяй-нен» и «Ильмаринен». Личный состав полка самостоятельно и во взаимодействии с 57-м СБАП и 10-й авиабригадой произвел несколько налетов на эти корабли, вмерзшие в лед на рейде Турку, но особых успехов не добился.

На 20 января 1940 г. 1-й МТАП базировался: 1-я АЭ (10 ДБ-3б) - на аэродроме Клопицы; 2-я и 4-я АЭ (14 ДБ-3б) - на аэродроме Беззаботное; 3-я АЭ (8 ДБ-3б) - на аэродроме Котлы; 5-я АЭ (6 ДБ-3б) - на аэродроме Копо-рье. Еще 16 самолетов ДБ-3 числились в составе полка, но в боевых действиях не участвовали.

За мужество и героизм, проявленные личным составом полка в боях, 3-я АЭ полка, вооруженная ДБ-3, была награждена орденом Красного Знамени, а ее командиру майору Н. А. Токареву присвоено звание Героя Советского Союза. Это единственный случай в истории морской авиации, когда орденом было награждено подразделение, входящее в состав авиационной части.

Старший летчик 2-й АЭ капитан Челноков за воинские заслуги был награжден орденом Красного знамени. К сожалению, представления о награждении отважного летчика среди документов нет. Кто именно и за какие заслуги представил Николая Васильевича к награде, можно только догадываться. Тот факт, что экипаж капитана Челнокова в составе эскадрильи участвует в боевых вылетах, сомнению не подлежит.

К июню 1940 г. истек кандидатский срок, и капитана Н. В. Челнокова приняли в члены ВКП(б). Номер партийного билета 3598054.

Аттестацию за 1940 г. помощнику командира 2-й АЭ капитану Челнокову Николаю Васильевичу написал его непосредственный начальник командир 2-й АЭ капитан В. Г. Карелов.

Приведем самые интересные отрывки из этой характеристики:

«... Решителен и смел. Сообразителен, находчив, спокоен, ориентируется в любой обстановке. Инициативен...

. Личная оперативно-тактическая подготовка достаточная. Морское дело знает и любит. Грамотно сочетает теорию с практикой. Имеет общий налет на всех типах самолетов 1425 ч. Налет за 1940 год 147 ч. 30 мин. Налет на самолете ДБ-3 - 95 час. 49 мин. Слепой налет 1 час 04 мин...

...Налицо высокое чувство ответственности за порученное дело. Способен пренебрегать личными выгодами и удобствами для пользы дела...

. Должности соответствует. Достоин продвижения на должность командира авиаэскадрильи и посылки на курсы усовершенствования».

По состоянию на октябрь 1940 г. в боевом составе 1-го авиаполка числилось 34 ДБ-3б и 27 ДБ-3ф. В штате состояло 66 экипажей, из которых 14 летали ночью.

В январе 1941 года капитан Н. В. Челноков назначается на должность командира авиаэскадрильи 1-го МТАП. Но на курсы усовершенствования его не направили.

9 мая 1941 г. дважды орденоносцу, коммунисту, командиру авиаэскадрильи капитану Н. В. Челнокову исполнилось 35 лет. Позади остались «зимняя война» и «советизация» Прибалтики. Совсем рядом в родном Ленинграде мирно жили престарелые родители, подрастали любимые дочери. Живи да радуйся...

Приложение 1

Дата Присвоение воинских званий и награждения

23.03.1936 старший лейтенант

28.05.1936 орден «Знак Почета»

16.11.1939 капитан

21.04.1940 орден Красного знамени

Приложение 2

Из Послужного списка Н. В. Челнокова (от 21 апреля 1954 года)

С какого года и месяца По какой год и месяц Название должностей или какую работу выполнял

12.1928 05.1931 Курсант военной школы летчиков

05.1931 04.1933 Инструктор-летчик школы морских летчиков в г. Ейске

04.1933 02.1936 Командир звена военной школы морских летчиков в г. Ейске

02.1936 08.1938 Командир отряда военной школы морских летчиков в г. Ейске

08.1938 03.1939 Пом. командира эскадрильи военной школы морских летчиков в г. Ейске (командирован в 1-й МТАП КБФ)

03. 1939 05.1940 Младший летчик 2-й эскадрильи 1-го авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота

05. 1940 07.1940 Командир звена 2-й эскадрильи 1-го авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота

07.1940 01.1941 Пом. командира эскадрильи 1-го авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота

01.1941 Командир эскадрильи 1-го авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота

Nikolay Vasilyevich Chelnokov: Incredible Life of an Ordinary Soldier

I. V. Sechenov

Irkutsk Historical Museum named after A. M. Sibiryakov, Irkutsk

Abstract. The essay considers the life of N. V. Chelnokov before the war.

Keywords: Nikolay Vasilyevich Chelnokov, Hero of the Soviet Union, Irkutsk, Boris and Gleb military academy, school of naval pilots and observers named after Stalin, E. N. Preobrazhensky, N. A. Tokarev, the 1st mine-and-torpedo division of the military air forces of the Baltic fleet , a military conflict between the Soviet union and Finland.

Сеченов Игорь Вячеславович

младший научный сотрудник, филиал

«Солдаты Отечества»

Музей истории города Иркутска

им. А. М. Сибирякова

664007, г. Иркутск, ул. Франк-

Каменецкого, 16А

тел.: 8(3952)38-08-99

e-mail: mgb.museum@yandex.ru

Sechenov Igor Vyacheslavovich

Junior Research Associate of the Museum the soldiers of Russia, branch Irkutsk Historical Museum named after A. M. Sibiryakov

16A, Frank-Kamenetsky st., Irkutsk, 664007

tel.: 8(3952)38-08-99 e-mail: mgb.museum@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.