ЛИФУРИ
В.И.Вольский
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ И ЕГО СИСТЕМА ГОЛОСОВАНИЯ1
Ключевые слова: Николай Кузанский, коллективное решение, процедура голосования
1 Работа частично поддержана грантом РФФИ № 08-01-00039-а.
2 О некоторых из этих процедур см. Вольский, Лезина 1991; Алескеров, Ордешук 1995.
3 Описание этих процедур см. Hagele, Pukelsheim 2001; Вольский 2011.
4 Caritat (Condorcet) 1785.
5 LLull (1299).
6 Hagele, Pukelsheim 2001.
7 Nicolaus Cusanus 1431. Перевод трактата на английский язык см. Nicolas of Cusa 1996.
С древнейших времен и вплоть до высокого средневековья при принятии решений путем голосования использовался принцип большинства голосов2. В конце XIII в. выдающийся каталонский философ, теолог и поэт Раймунд Луллий (1235—1315) предложил кардинально иной подход к проблеме выработки коллективного решения. Луллием были разработаны три процедуры голосования: попарное сравнение кандидатов избирателями, попарное сравнение кандидатов с привлечением коллегии выборщиков и последовательное исключение кандидатов3. Позднее, в конце XVIII в., с идей попарного сравнения кандидатов выступил маркиз де Кондорсе4, по сути переоткрывший то, что пятью столетиями ранее было открыто Луллием.
Трактат «De arte eleccionis»5, в котором описана третья из предложенных Луллием процедур голосования, сохранился в личной библиотеке Николая Кузанского (1401—1464). Исследователи творчества Николая Кузанского полагают, что этот трактат переписан его рукой6. Однако разработанная им процедура голосования принципиально отличается как от процедур, выдвинутых Луллием, так и от процедур, основанных на понятии «число голосов».
Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus; настоящее имя — Nicolaus Krebs), крупнейший немецкий философ, теолог, ученый и церковный деятель, родился в городе Кузе на реке Мозель (отсюда и прозвище Кузанский). Закончив университет и получив звание доктора канонического права, он занимался вопросами богословия в Кельне и в 1426 г. был возведен в сан священника. Через некоторое время он стал настоятелем церкви св. Флорина в Кобленце, а затем поступил на службу в папскую курию. С 1448 г. — кардинал, в 1450 г. — епископ Бриксена и папский легат в Германии. В 50-е годы XV в. Николай Кузанский много путешествовал, стараясь примирить различные христианские течения Европы, в частности — гуситов с католической Церковью. В 1458 г. он вернулся в Рим и в качестве генерального викария пытался провести реформу Церкви, однако смерть помешала ему завершить задуманное.
Свою процедуру голосования Николай Кузанский изложил в трехтомном трактате «De concordantia catholica» («О согласии католиков»)7, написанном в 1431 г.
В этом трактате Николай Кузанский выступил за ограничение власти Римского Папы и усиление значения церковных соборов. Вмес-
ТОАППКТ № 3 (62) 2011
173
8 Nicolaus Cusanus 1431, vol. 3: 450.
9 Borda 1781.
____________________________KflOflPfl____________________________
те с тем, будучи убежден, что идеальный порядок в Церкви есть часть более общего порядка во Вселенной, в человеческом обществе и в человеке, он сосредоточил свои усилия на поиске универсальной гармонии в мире. Николай верил, что в мире существуют единые принципы, на базе которых должно быть организовано общество. Определяющей для него была концепция всеобщего порядка и гармонии, высшего единения в многообразии. По его представлениям, государственное устройство следовало рассматривать как своеобразную дуальную структуру «Церковь — Государство» с двумя администрациями, одна из которых (Церковь) призвана заниматься духовными вопросами, а другая (Государство) — светскими делами.
Важным для Николая Кузанского являлось ранжирование служителей церкви и построение иерархии. В его иерархической схеме, основанной на пастырской и управленческой ответственности священнослужителей, предусматривалось девять рангов: Папа, патриархи, архиепископы, епископы, архидьяконы, деканы, священники, дьяконы и подьячие.
Идея ранжирования использовалась и в разработанной им процедуре голосования.
Согласно Николаю Кузанскому, право избрания Папы и императора Священной Римской империи должно принадлежать гражданам, которые в первом случае передают его коллегии кардиналов, а во втором — коллегии выборщиков. При этом власть, которую обретают избранные правители, лишь уступается им гражданами, и те в любой момент вправе ее отобрать. Это относится не только к императору, но и к Папе, который может быть низложен, если будет потворствовать ереси.
Процедура голосования, предложенная Николаем Кузанским, состоит в следующем. Каждому избирателю выдается бюллетень со списком кандидатов, и он должен, исходя из своих предпочтений, поставить против имени каждого кандидата число от единицы до числа, равного количеству кандидатов в списке. Например, если в бюллетене указаны 10 кандидатов, то лучшего с его точки зрения кандидата избиратель помечает числом «10», следующего — числом «9» и т.д. Худшему кандидату присваивается значение «1».
После заполнения всех бюллетеней они помещаются в коробку, и священник, отслужив мессу, вынимает их один за другим и записывает числа, которые стоят против имен кандидатов. Кандидат, получивший максимальную суммарную оценку, объявляется избранным.
Николай Кузанский пишет, что он «не смог найти более безопасной системы и не может существовать более совершенной системы голосования»8.
Процедура голосования, описанная в трактате «О согласии католиков», была повторно изобретена в 1781 г. французским академиком Жаном Шарлем Борда (1733—1799)9, который, вне всякого сомнения, не был знаком с разработками Николая Кузанского в этой области.
174
ТЮАПТ1КГ № 3 (62) 2011
Библиография
ЛИФУРИ
В настоящее время эта процедура носит имя Борда, хотя она с полным основанием могла бы называться процедурой Николая Кузанского.
Данная процедура используется при выявлении победителя на ежегодных конкурсах Евровидения и при избрании председателя студенческого совета в ряде университетов США. Кроме того, она применяется в Национальной ассамблее Словении, при выборах руководителей партии Sinn Fein в Северной Ирландии, при голосовании в некоторых странах Микронезии (Кирибати, Науру), а также во многих иных ситуациях принятия коллективных решений.
Алескеров Ф.Т., Ордешук П. 1995. Выборы. Голосование. Партии. — М.
Вольский В.И. 2011. О вкладе Раймунда Луллия в теорию голосования // Полития. № 1.
Вольский В.И., Лезина З.М. 1991. Голосование в малых группах. — М.
Borda J.C. 1781. Memoire sur les elections au scrutiny. Histoire de l’Academie Royale des Sciences pour 1781. — Paris.
Caritat M.J.A.N., marquis de Condorcet. 1785. Essai sur I’application de l’analyse a la probabiliti decisions rendues й la pluraliti des voix. — P
Hagele G., Pukelsheim F. 2001. LLull’s Writings on Electoral Systems // Studia Lulliana. Vol. 41.
LLull R. (1299) De arte eleccionis // Sankt Nikolaus — Hospital / Cusanusstift. Cod. Cus. 83. F 47v — 48r.
Nicolas of Cusa: the Catholic Concordance. 1996. — Cambridge.
Nicolaus Cusanus. 1431. De concordantia catholica. — S.L.
TIOAIi™
№ 3 (62) 2011
175