Научная статья на тему 'Российская модернизация: проблемы и вызовы (вторые Губернаторские чтения. Тюмень, 26 января 2011 г. )'

Российская модернизация: проблемы и вызовы (вторые Губернаторские чтения. Тюмень, 26 января 2011 г. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДРАЙВЕРЫ РОСТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / "ДЕМОКРАТИЯ ДОВЕРИЯ" / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В 2010 г. наш журнал совместно с администрацией Тюменской области приступил к реализации проекта «Губернаторские чтения». В этом номере мы знакомим читателей с отчетами о первых двух Чтениях, в ходе которых рассматривались стратегии модернизации отечественной экономики и те проблемы и вызовы, с которыми столкнется наша страна при решении модернизационных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская модернизация: проблемы и вызовы (вторые Губернаторские чтения. Тюмень, 26 января 2011 г. )»

_____________ГУМРШОРСМЕ lifting_______________

РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ

Вторые Губернаторские чтения Тюмень, 26 января 2011 г.

Тюменская областная научная библиотека им. Д.И.Менделеева, филиал Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина

Лектор — доктор экономических наук, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества, сопредседатель Совета по национальной стратегии, заместитель председателя Научного совета ВЦИОМ, профессор Высшей школы экономики И.Е.Дискин.

Ключевые слова: модернизация, драйверы роста, институциональная реконструкция, «демократия доверия», Тюменская область

Губернатор

Тюменской

области

В.В.Якушев

Уважаемые коллеги и друзья!

Сегодня в Москве и Московской области объявлен траур по погибшим в аэропорту Домодедово. Предлагаю начать наше мероприятие с минуты молчания.

Проект «Губернаторские чтения», успешно стартовавший в прошлом году, продолжается. Но я хотел бы еще раз вернуться к его замыслу, еще раз поговорить о том, зачем он нам нужен, как к нему следует относиться и чего от него ждать. Чего жду я сам. Необходимость такого разговора стала для меня ясна по результатам анализа откликов на первый опыт — публичную лекцию, прочитанную академиком Полте-ровичем.

А отклики были. В том числе и примерно такие: «Все это очень интересно, умно и увлекательно, но где конкретные практические рекомендации? И нельзя ли в будущем привозить к нам не теоретиков, а экспертов по насущным проблемам Тюменской области, которые будут выдавать нам детальные рекомендации — только исполняй?» Отвечаю: нет, нельзя. И по удивительно простой причине: никаких экспертов по тюменским проблемам за пределами Тюменской области не существует. Единственные эксперты по тюменским проблемам — это мы. Мы с вами. Те, кто сидит в этом зале; те, кто подключен к сегодняшнему событию через видеосвязь; все те, кто живет на этой земле и чей долг — заботиться о ее благополучии. И вот именно наша погруженность в

166

ИОА11Т1КГ № 1 (60) 2011

_____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting___________________

повседневные дела часто мешает нам — в том числе чисто физически, по недостатку времени — осмыслить наш собственный опыт, мобилизовать наш собственный интеллектуальный ресурс. Попробовать жить, думать и работать не только в привычном режиме «молотилки», но и на опережение. Белка в колесе проделывает огромную работу и не продвигается ни на шаг. Давайте не будем ей уподобляться.

Лекторы, которых я приглашаю для участия в «Губернаторских чтениях», нужны нам не для того, чтобы получить готовые ответы на те вопросы, которые мы сами даже не можем толком сформулировать. Они нужны для того, чтобы мы начали задавать вопросы сами себе. Чтобы мы осознали, что о наших проблемах можно думать так, а можно так, а можно еще и вот так, но не думать о них нельзя. Как писал Леонардо да Винчи: «Увлекающийся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории».

Результатом нашего проекта должны стать не обязательные к исполнению административные поручения, а инициативы. Поток инициатив, какие-то из которых — конечно, по итогам квалифицированной государственной, политической и общественной экспертизы — воплотятся в жизнь и обозначат векторы нашей модернизации.

Разумеется, в этом отношении я не жду мгновенного эффекта — хотя и надеюсь, что его не придется ждать слишком долго. Но есть очевидные вещи, которые могут и должны осуществляться сразу же. Наши лекторы открыты для дальнейших контактов, предметных и деловых. Я знаю, например, что с академиком Полтеровичем по окончании прошлых Чтений многие тюменцы, в том числе мои непосредственные подчиненные, разговаривали о перспективах дальнейшего сотрудничества, делились замыслами, обменивались телефонами и адресами. Эти разговоры имели продолжение? Надеюсь, что да. Надеюсь в ближайшее время ознакомиться с конкретными, уже прошедшими стадию предварительного обсуждения идеями по использованию наработок Центрального экономико-математического института Российской академии наук в управлении социально-экономическим развитием Тюменской области. Если ничего подобного на моем столе так и не появится — что ж, придется делать выводы. И не всем они понравятся.

А теперь я с удовольствием представляю следующего участника «Губернаторских чтений». Иосиф Евгеньевич Дискин, доктор экономических наук, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества, Сопредседатель Совета по национальной стратегии, заместитель председателя Научного совета ВЦИОМ, профессор Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики, читающий там курс «Проблемы российской модернизации», автор ряда монографий по этим проблемам... Опять, как и в прошлый раз, все регалии, статусы и заслуги нашего уважаемого лектора

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

167

Главный

редактор

журнала

«Полития»

С.И.Каспэ

______________________rvbfPtiflTOPCMif lifting_____________________

перечислить невозможно. Как обычно, передаю слово для краткого введения в тематику сегодняшней лекции нашему партнеру по организации «Губернаторских чтений», главному редактору журнала «Полития» и также профессору Высшей школы экономики Святославу Игоревичу Каспэ — и прошу его выступить модератором дискуссии.

Коллеги, дискуссии о модернизации ведутся в социальных науках уже не первый десяток лет — и иногда важно возвращаться к предыдущим этапам и смотреть, что с тех пор изменилось. Пятнадцать лет назад одна весьма уважаемая ученая дама, занимающаяся проблемами модернизации, рассказала в моем присутствии такой случай — она общалась со своими студентами из разных стран, шла оживленная дискуссия, и в какой-то момент она обратилась к одному африканскому студенту, тихо сидевшему в стороне, с вопросом: «Ну а у вас-то что думают о модернизации?!». На что студент с доброй улыбкой ответил: «Вы знаете, а мы решили не модернизироваться. Не развиваться». Тогда же она эту историю опубликовала, с таким комментарием: «Допустим и такой выбор, если люди при этом счастливы». Родина студента называлась Замбия. Между прочим, в середине 1990-х это была страна, как казалось, с большими перспективами, возможно, один из будущих «африканских тигров». Там начинались какие-то преобразования, к ним призывал тогдашний молодой лидер — и он встретил вот такой ответ своего народа, своего политического класса. С тех пор страна пережила попытку переворота, несколько лет военного положения, и сейчас Замбия одно из беднейших государств в мире: 200-е место по ВВП (при огромных запасах полезных ископаемых); умирает каждый десятый новорожденный; более 15% населения больно СПИДом и т.д. И вот как-то есть большие сомнения, что они счастливы. Я это к тому, что сама парадигма модер-низационного выбора с тех пор существенно переменилась. Теперь мы точно знаем, что можно сделать и такой выбор, a la Замбия. Но за него придется дорого заплатить. Самое же страшное, что платить придется не только тем, кто его совершит, но и их потомкам — до седьмого колена.

И еще несколько слов в порядке представления сегодняшнего лектора. Наше экспертное сообщество состоит из разных людей. В нем есть люди, напоминающие флюгер, — они мгновенно разворачиваются, как только задувает новый ветер, как только новое слово входит в политический язык (например, слово «модернизация»). Есть люди, которые способны предсказывать, куда и откуда подует ветер. А есть люди, которые умеют вызывать ветер. Я бы сказал, что Иосиф Евгеньевич относится к третьей категории. Он плотно занимался проблемами модернизации задолго до того, как политическим руководством страны был провозглашен этот курс. Чтобы не быть голословным, я процитирую выступление Иосифа Евгеньевича на одном из заседаний семинара «Полития». Доклад назывался «Альтернативы российской модернизации»; заметьте, он состоялся 26 апреля 2007 г., то есть когда еще не

168

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

И.Е.Дискин

_____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting___________________

прошли не только президентские, но и думские выборы. «Точки роста безусловно существуют, потому что в стране существует огромная мозаика социальных и политических интересов. Они могут либо авторитарно подавляться, либо, в рамках демократического проекта, консолидироваться. Субъект модернизационного проекта — вероятнее всего, лидер. Часто ведь созданию более или менее широкой модернизационной коалиции предшествует именно формулировка лидером модернизационного призыва. И тогда появляется определение проблемного поля. У нас же в стране в дефиците проблемный подход, который там, где существуют демократические процедуры, является естественным». Еще раз повторю, это сказано 26 апреля 2007 г.! Прогноз сбылся — и лидер явился, и призыв прозвучал... Вполне закономерно, что сегодня коллега Дискин, в его нынешних статусах, является одним из активных участников собирания той самой модернизационной коалиции. Возможно, сегодня у нас есть шанс добиться от Иосифа Евгеньевича новых прогнозов, которые позволят нам заглянуть в будущее еще на несколько лет вперед — и подготовиться к этому будущему.

Прежде всего хотел бы подарить Тюменской научной библиотеке и губернатору Тюменской области свою книгу «Кризис... и все же модернизация!» (М.: Европа, 2009. — 264 с.). Тезисы, с которыми я буду выступать сегодня, развивают высказанные в ней идеи.

Коллеги, почему вообще сейчас надо вести разговор о модернизации? В России есть одна славная традиция: если мы что-нибудь начинаем, то немедленно это забалтываем. Сегодня главная проблема модернизации — не превратить ее в стертые, лишенные всякого смысла слова, а сделать реальным содержательным проектом. Это первое. И второе: если у нас начинается какое-то благое дело, то множество людей, считающих себя экспертами, сразу же подробно и в деталях объясняют, почему ничего не получится. Важнейшее условие успеха модернизационного проекта — поражение пораженцев.

Поэтому одна из задач моей сегодняшней лекции — показать, что у России есть довольно неплохие шансы реализовать модернизацион-ный проект.

Сначала надо разобраться в том, в какой именно кризис мы вляпались. На самом деле мы вошли (и начинаем одновременно выходить) в четыре разных кризиса:

1) кризис модели однополярной глобализации, вступившей в противоречие с разнородными цивилизационными и национальными трендами;

2) смена «длинных кондратьевских волн», начало нового технологического цикла;

3) кризис глобальной финансовой системы, инициированный институциональным кризисом капитализма и эгоистической политикой США;

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

169

_____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting_________________

4) обычный циклический кризис, охвативший все страны, вовлеченные в глобальные связи.

Это четыре разные проблемы, предполагающие четыре разных способа лечения. Пока оставим в стороне сюжет глобализации и посмотрим, что мы можем выжать из смены технологического цикла. Кончается цикл, основанный на информационных и коммуникационных технологиях и на потребительской электронике, что видно хотя бы по падению прибыльности соответствующих японских компаний. Эти отрасли больше не будут порождать производства с высокой маржинальностью. Но каким будет новый цикл? Можно предвидеть следующие его контуры:

— новые энерготехнологии, снижающие значение нефти. В ближайшие 10—15 лет нефть превратится в обычный продукт (значение газа сохранится дольше);

— новые материалы, снижающие издержки и зависимость от ограниченности природных ресурсов;

— медицинские и биотехнологии, существенно (до 130 лет) продлевающие продолжительность жизни жителей благополучных стран, а также богатых во всем мире.

Какими видятся в этом контексте противоречия нашего развития? Прежде всего, используемые сейчас драйверы роста никак не повышают будущее качество экономики. Сектора с высокой маржой — сырьевые, коммуникационные и IT — базируются на импорте технологий, причем основная часть маржи из российской экономики уходит. Модернизация в сырьевых секторах никак не диффундирует в смежные сектора.

Экономический рост, повышение уровня жизни в перспективе подрывают конкурентоспособность основных секторов экономики. Мы попадаем в ловушку роста. Уровень жизни за последние 10 лет радикально вырос, к 2009 г. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составил 16 тыс. долларов — это означает, что мы как бы зацепились за «нижнюю» часть Европы, но это тот уровень благосостояния, при котором очень трудно развивать массовые производства. Производство продуктов первых переделов, потребительских товаров (с высокой долей заработной платы в себестоимости) будет терять конкурентоспособность по мере роста заработной платы; поддержание конкурентоспособности в этих секторах требует кардинального сокращения занятости и ее межсекторального перетока. Чем выше уровень жизни, тем больше нам придется завозить дешевой рабочей силы с другими культурными стандартами, что приведет к появлению в нашей экономике иноцивилизационных анклавов.

Такое экономическое развитие не создает значимого спроса на качественное образование, на развитие прикладной науки. Такое экономическое развитие в очень малой степени обусловлено внутренними технологическими импульсами. Низкий уровень конкуренции не порождает высоких требований к качеству менеджмента, к подготовке высококвалифицированных кадров. Сейчас наша наука и наше образо-

170

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

_____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting__________________

вание вообще не являются факторами технологического развития. Либо мы поменяем эту ситуацию, либо они станут для нашей экономики слишком дорогим бременем и отомрут.

Актуальная экономическая политика не стимулирует высоких темпов роста, не допускает абсорбирования реальным сектором огромных финансовых ресурсов, имеющихся в наличии. Известна позиция А.Л.Кудрина, состоящая в том, что в нашу экономику бессмысленно вкладывать деньги: она не способна впитывать инвестиции, последние порождают только инфляцию и рост коррупции. Эта губительная позиция многократно оспаривалась, но остается незыблемой.

Последствия такой жизни предсказуемы:

— сужение спектра конкурентоспособных секторов. Уверен, что скоро начнет рушиться целый ряд столь любимых нами автомобильных заводов, причем как раз не АвтоВАЗ, а предприятия с участием иностранного капитала. Производство уже сейчас оказывается больше имеющегося рынка;

— затухание темпов экономического роста;

— сужение бюджетных возможностей;

— «догнивание» фундаментальной и прикладной науки, ее окончательное исключение из контура экономического развития;

— деградация «человеческого капитала», эмиграция активных, квалифицированных кадров;

— деградация «социального капитала», снижение качества корпоративного и государственного управления.

Ясно, что такая страна сталкивается с очень высокими экономическими, социальными и политическими рисками. Но это еще не все: стране, находящейся в описанном состоянии, одновременно предъявляются очень серьезные вызовы.

1. Вызов, связанный со сменой глобальных «правил игры». Либо Россия становится участником процесса переопределения этих правил — отсюда наша битва за «двадцатку», за БРИК и т.д. Либо мы становимся объектом применения этих правил.

2. Вызов технологического отставания и одновременно перехода к инновационному развитию. Тут, кстати, мы расходимся с предыдущим лектором, академиком Полтеровичем. Виктор Меерович все время говорит, что в наших условиях позволительно думать только о заимствовании технологий. Позже я попробую показать, почему этого недостаточно.

3. Вызов социального развития. В стране раскрутились огромные социальные ожидания постоянного роста уровня жизни. Между тем есть известный закон де Токвиля: революции происходят не тогда, когда ситуация ухудшается, а когда она, напротив, улучшается, однако у масс возникает ощущение, что пирог делится несправедливо. Наше сегодняшнее положение именно таково.

В общем, ситуация очень простая: либо Россия будет великой — либо ее не будет вовсе, по крайней мере как значимого глобального

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

171

____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting__________________

субъекта. Модернизации России нет приемлемой альтернативы. Сами альтернативы есть — распад, загнивание... Приемлемых — нет.

Поэтому важно посмотреть, какие уроки мы можем извлечь из истории страновых модернизаций. Они таковы.

1. Модернизация — всегда политический проект, а не продукт естественного развития системы. Это сход с одной магистрали на другую, а не движение по накатанной колее.

2. Модернизация — не борьба всего хорошего против всего плохого, а процесс, неизбежно приводящий к росту социальных напряжений и конфликтов. Модернизация — жесткий проект со значительными издержками. Задача в том, чтобы пройти этот путь хотя и с напряжением, но не с потрясениями.

3. Прямое заимствование существующих сегодня институтов (пусть даже в каких-то других местах себя оправдавших) не дает эффекта. Надо смотреть не на те институты, которые хорошо работают в развитых странах сегодня, а возвращаться в прошлое этих стран и учитывать тогдашний опыт решения сходных с нашими современными проблем. Кстати, в этом отношении мы с академиком Полтеровичем полностью сходимся.

Таким образом, России нужен модернизационный проект, отвечающий ее специфике. Я полагаю, что фокус этого проекта, его точка сборки — борьба России за высокомаржинальные сектора на внутреннем и глобальном рынках. Если удастся их найти, то возникнут следующие причинно-следственные цепочки:

— рост корпоративных доходов — поддержание конкурентоспособности за счет инвестиций, в том числе в высокие технологии, — частный спрос на технологии, науку и качественное образование;

— рост доходов бюджета — возможность государства инвестировать в будущее, то есть поддерживать производство «человеческого капитала», структурные реформы, развитие инфраструктуры, фундаментальной науки;

— рост доходов населения — рост социального потенциала развития — сокращение экономически мотивированной эмиграции активных, квалифицированных граждан.

Каковы наши ресурсы в этой борьбе? Они есть, и немалые.

1. Природные ресурсы, пользующиеся коммерческим спросом:

— в среднесрочной перспективе — энергоресурсы. Надо, кстати, закончить дискуссии о якобы вредоносной «сырьевой зависимости» России, это разговоры XIX в. Да, в XIX в. сырьевая зависимость была плоха, так как в силу различий в политическом потенциале те, кто покупал сырье, могли диктовать цены продавцам. Сегодня диктовать России «колониальные» цены никому не удастся. А значит, надо относиться к собственному сырьевому богатству спокойно, уверенно и прагматически, рассматривая его как безусловный драйвер экономического роста. Конечно, есть проблемы, связанные с волатильностью конъ-

172

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting_________________

юнктуры, но это другие проблемы, решаемые другими методами.

— в долгосрочной перспективе — прочие минеральные ресурсы и лесопродукты;

— в долгосрочной перспективе — продовольствие и биоресурсы. Между прочим, продовольственный кризис снова сделал значимым конкурентным преимуществом физические размеры стран, и тут Россия вне конкуренции.

2. Значимые доли в ряде высокомаржинальных секторов.

3. Значимый уровень военно-технического сотрудничества. Как известно, ВТС стимулирует и невоенный экспорт — на каждый доллар проданных вооружений приходит 3—4 доллара гражданских контрактов. Так что «оборонка» — гигантский ресурс экономического роста.

4. Сохраняющийся квалификационный потенциал в перспективных секторах экономики.

5. Сохраняющиеся элементы качественного образования — у нас все еще есть 50—60 вузов, обеспечивающих вполне конкурентоспособное образование.

6. Высокий уровень адаптивности населения, значительный потенциал социальной активности.

7. Технологические заделы в перспективных секторах.

8. Широкий фронт фундаментальных исследований, опять же старые заделы, потенциально являющиеся источником прорывных технологий и продуктов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Огромные финансовые ресурсы, «замороженные» в золотовалютных резервах — примерно полтриллиона долларов.

Критерием успеха модернизационного проекта можно будет

считать кардинальное снижение «утечки мозгов», то есть эмиграции молодых, наиболее образованных и предприимчивых людей. Для этого необходимы:

— уровень доходов населения, в 7—8 децилях сопоставимый с западноевропейским. С учетом более высокой дифференциации доходов в России это означает выход на уровень 30 тыс. долларов ВВП на душу населения, или рост ВВП на 5,5% в год в течение 12— 15 лет;

— конкурентоспособные институты. Риски бизнеса в России, прежде всего риски инновационных проектов, должны быть сведены к уровню, обеспечивающему их конкурентоспособность;

— общественная атмосфера экономической и социальной активности, предприимчивости, социального оптимизма. Если угодно, та атмосфера, выражением которой является памятная многим музыка Георгия Свиридова «Время, вперед!». Существенный, в разы, рост доли молодежи, ориентированной на предпринимательство, организацию собственных, прежде всего инновационных, проектов. Высокая готовность молодых генераций к мобилизации своего

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

173

____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting__________________

«человеческого капитала», к повышению квалификации, к профессиональной и территориальной мобильности.

Еще раз повторю: для всего этого нам нужны темпы роста ВВП в 5—6% в год, а с учетом вероятного снижения цены на нефть в среднесрочной перспективе — на 6—7%. Отсюда приоритеты предлагаемой стратегии.

1. Институциональная реконструкция. Институты — всегда решающее звено модернизации, борьба за их качество способна обеспечить 2—3% прироста ВВП. Будут институты, адекватные задачам модернизации, появятся и инвестиции, и технологии. Проблема неадекватности институтов задачам модернизации не нова — приведу цитату из одного из достойнейших российских модернизаторов, сподвижника Александра II П.А.Валуева: «У нас самый закон нередко заклеймен неискренностью. Мало озабочиваясь определительной ясностью выражений и практической применимостью правил, он смело и сознательно требует невозможного». Актуально звучит, правда? Не вчера возникла эта проблема конфликта между политическими проектами и политическими же институтами. Для ее разрешения нужен не идеологизированный догматизм, а разумный компромисс между нормативными установками и практическими нуждами. Критический анализ зазора между ними — главнейший ресурс институциональной реконструкции.

2. Рост технологической компоненты развития (потенциально 3—4% прироста ВВП):

— модернизация реального сектора — прежде всего через заимствование технологий, но при жестком условии обеспечения собственной конкурентоспособности, хотя бы и в дальней перспективе;

— создание масштабной инновационной системы как драйвера роста высокомаржинальных секторов. Без создания собственных инновационных технологий мы не выберемся из вышеописанной ловушки роста. Риски велики, но их придется брать на себя, другого выхода нет.

3. Создание эффективной системы развития «человеческого капитала», самоподдерживающейся социальной динамики (потенциально 1,5—2% роста ВВП).

Объективные предпосылки для реализации такой стратегии есть.

1. Социальная база модернизации — «Новая Россия», то есть достаточно многочисленные адаптированные и рациональные слои, заинтересованные в модернизации, способные и к конструктивной критике status quo, и к участию в выработке новых «правил игры».

2. Сложившаяся конвенция относительно норм социального действия, пусть преимущественно неформальная, однако способная к эволюции в легальную систему. Простое доказательство ее нали-

174

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting__________________

чия: экономика с 2000 г. выросла в 1,7 раза, а частные инвестиции за тот же период — в 8 раз. То есть сложилось консенсуальное понимание «правил игры», и люди, зная эти правила, действуют уверенно и более чем эффективно.

3. Уже упоминавшиеся финансовые ресурсы плюс благоприятная посткризисная мировая конъюнктура, растущий внутренний спрос, активный бизнес, значительный производственный и научно-технический потенциал.

4. Ценности. Неуклонно возрастает значимость ценностей патриотизма, демократии и социальной справедливости, причем воспринимаемых гармонично, а не в противоречии друг с другом. Впервые эти ценности становятся не парадными, а воспринимаются как регуляторы реальной социальной жизни.

Почему это происходит? В последние годы в России состоялась редко замечаемая политэкономическая революция. Кризис изменил соотношение между двумя сегментами общества: живущим за счет административного ресурса и живущим за счет конкуренции. Впервые они сравнялись. В «конкурентном» секторе формируется спрос на демократический порядок, он не до конца осознан, но он есть, и это дает шанс на серьезное изменение политической ситуации. Во всяком случае, президент делает на это ставку. Отсюда возникает новый уровень требований к качеству закона и правоприменения, к качеству согласования интересов и обратной связи, то есть к качеству реальных демократических процедур.

У нас все время говорят об отсутствии большинства, готового поддержать модернизацию. Но что нам на самом деле нужно для изменения институтов?

1. Креативное меньшинство, формирующее новые институциональные образцы. Для этого достаточно 1,5—2% населения.

2. Еще 20—25% населения, способного экспериментально апробировать работоспособность этих институциональных образцов, — та самая «Новая Россия».

3. «Благожелательное большинство», еще 50—60%. Это, может быть, ключевой момент — скажем, в Иране именно его отсутствие в свое время сорвало модернизационный проект шаха Мохаммеда Реза Пехлеви.

Все это у нас есть, многочисленные социологические данные тому подтверждение. Но все-таки — почему именно демократия нам сейчас необходима, почему та модернизация, в которой мы сегодня нуждаемся, может быть осуществлена только демократическим образом? Какие конкретные задачи модернизации должна решать демократия и может решить только демократия?Демократия должна:

— формировать атмосферу доверия к государственным институтам, стимулировать экономическую и социальную активность основных субъектов модернизации;

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

175

____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting__________________

— расширять социальную поддержку модернизации, определять ее задачи на основе учета и поддержания баланса интересов основных «игроков»;

— обеспечивать обратную связь, своевременно корректировать задачи модернизации, гарантировать практичность и действенность институциональных норм. В авторитарном обществе обратной связи не бывает.

С какими рисками модернизации должна бороться демократия и может бороться только демократия?

1. Модернизация — время инноваций. Именно поэтому нужно отсекать маниловщину и авантюры, одновременно не теряя инновационные «жемчужины». Модернизация — всегда время маниловщины и авантюр, какой-нибудь Петрик совершенно закономерен, и бороться со всем этим может только демократическая экспертиза.

2. Модернизация часто страдает технократизмом. Нужно поддерживать социальное измерение модернизации, ее связь с нуждами людей.

3. Демократическая модернизация чревата популизмом, подрывающим стратегические ориентиры. Нужно обеспечить баланс роста текущего качества жизни и создания заделов устойчивого развития.

Все это возможно только при расширенном использовании демократических процедур.

Конечно, на пути к «демократии доверия» есть существенные социальные барьеры:

— слабое влияние либеральных и демократических ценностей на реальную социальную деятельность. Без имплементации ряда либеральных ценностей демократию не создать;

— традиции взаимного недоверия власти и общества;

— глубокое взаимное недоверие между элитными группами, их неготовность к созданию устойчивых коалиций ради якобы «абстрактных» целей (то, что иногда называют «серпентарием элит»);

— опасения (во многом справедливые)руководства страны, что ослабление «вертикали власти» приведет к заполнению возникающего «вакуума власти» влиянием криминалитета, коррупционных, популистских, сепаратистских групп;

— дефекты технологий диалога, недостаток умелых переговорщиков, слабое использование существующих переговорных площадок. Есть и такие силы, кому демократия просто не нужна. Она не

нужна:

— элементам политического класса, не готовым к честной конкуренции;

— авторитарно ориентированным группировкам властных элит, опасающимся за свой статус и собственность, слабо осознающим средне- и долгосрочные последствия отказа от демократии;

— коррумпированным элементам государственного аппарата;

176

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting_________________

— элементам крупного, среднего и мелкого бизнеса, выстроившим «специальные» отношения с властью и использующим их в качестве значимого конкурентного преимущества.

Продвижение к «демократии доверия» снизит влияние этих

групп или подвигнет их к смене своих позиций. И их сопротивление возможно преодолеть, опираясь на массовую поддержку. Она обеспечена. Так, недавно я был научным руководителем исследования ВЦИОМ, где мы выясняли, в какой мере существующая власть отвечает на запросы населения, учитывает их интересы. Оказывается, все не так плохо — 43% опрошенных полагают, что «власти, как правило, стараются учитывать мнения и настроения народа»; придерживающихся противоположной точки зрения заметно меньше. По данным другого свежего исследования, в рейтинге респонсивности политических институтов, то есть отражения в их деятельности интересов «таких людей, как Вы», безоговорочно лидирует верховная власть (приводятся суммы удельных весов ответов «полностью отражаются» и «в значительной мере отражаются»): председатель правительства — 66%, президент — 62%, правительство — 51%... Так что уровень массового доверия к власти существенно выше, чем полагают некоторые СМИ. И при этом, также по социологическим данным, до 25% населения готовы конвертировать свою поддержку мо-дернизационного проекта в активное действие и еще более 30% — в умеренно активное. Этого достаточно.

Общие выводы таковы: шанс на модернизацию есть, но требуется разрешить очень трудную проблему, пройти очень узким «коридором возможностей». Для успеха модернизации необходимо обеспечить неразрушающую переконфигурацию интересов ключевых игроков. Условия успеха:

— явно выраженная политическая воля властвующей группы;

— переход к политическому измерению развития. Политические проблемы не решаются бюрократическими средствами;

— селекция элит по деловым и политическим качествам;

— неослабевающая борьба за умы и сердца активных социальных групп, обеспечение их поддержки. Политика не только рациональна, политика — всегда борьба за эмоции, за представления о будущем.

Наконец, как эти соображения могут быть применены в Тюмени? Классик экономики развития Альберт Хиршман говорил, что первая задача развития есть формирование и использование различных неравновесий в целях создания локальных монополий в общей рыночной среде. В этом и состоит модернизация. На какие монополии может рассчитывать Тюмень? Конечно, уровень развития области уже сейчас намного выше среднего, темпы роста высокие. Когда все почти хорошо, трудно двигаться дальше. Но надо.

Где есть спрос на тюменский потенциал? Его формируют прежде всего корпорации и население севера области, автономных округов. В ближайшее время развернется острая борьба за то, чтобы в российском

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

177

_____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting____________________

нефтегазовом секторе росла доля отечественных технологических ресурсов. Их превращение в реальный источник развития сектора способно дать порядка 1,5% прироста ВВП в год, это гигантская возможность. Тогда возникает вопрос: где будут формироваться профильные предприятия? Сейчас сервисный сектор экономики отдан иностранным компаниям, вы это знаете лучше меня. Если Тюмень выиграет сражение за восстановление российского нефтегазового сервиса и сформирует свой кластер импортозамещения, это даст ей источник высокомаржинальных доходов на 20—30 лет вперед.

Есть еще одно абсолютно монопольное преимущество Тюменской области — ее географическое положение. 2000 км протяженности по меридиану создают все возможности для формирования целой индустрии обеспечения нового качества жизни для тех, кто работает на «северах». Ценность рынка услуг в том, что услуги не транспортируются — их нужно производить на месте. Сельское хозяйство, качественные продукты, любая мыслимая рекреация, не только туризм, но и санатории, аквапарки и т.п., — это тоже реальный ресурс развития Тюмени на многие десятилетия вперед, причем завязанный на уже достигший сравнительно высокой эффективности аграрный комплекс. А ведь этот кластер еще и не слишком капиталоемок, он не требует гигантских вложений.

Еще одно преимущество — качественное образование. На него долго не было спроса, но сейчас он появляется, и здесь Тюмень тоже имеет возможность создать локальную монополию.

В общем, надо думать о двух вещах: о том, где есть деньги, и о том, что надо сделать, чтобы привести их сюда, что можно предложить взамен. Если думать об этих вещах напряженно и изобретательно, все получится.

Президент Тюменского государственного университета, член Совета Гражданского форума Тюменской области Г.Ф.Куцев

Императив ускоренного социально-экономического и научнотехнического развития Россия требует опережающей модернизации всей национальной системы образования. Именно здесь находится ключ к наращиванию интеллектуального и инновационного потенциала России. Об этом свидетельствует и исторический опыт целого ряда стран, да и советский опыт перехода к индустриальному обществу. Образование вообще и профессиональное образование в частности является главным компонентом человеческого потенциала, «социального капитала» общества, главным ресурсом в современном мире.

Тюменский регион (с учетом округов) на общероссийском фоне заметно выделяется по уровню диспропорций в своем экономическом и социальном развитии: при самом высоком уровне доходов на душу населения в стране, занимая первые места по индексу человеческого потенциала, регион характеризуется невысоким образом образованности и инновационной активности населения. Уровень материальных дохо-

178

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

jybfPtiflTOPCMf iiftm

дов пока существенно не отражается на показателях роста качества жизни, развития человеческого потенциал и «социального капитала» региона. Индекс инновативности «большой» Тюменской области ниже общероссийских показателей, существенно ниже индексов наших соседей по Уральскому федеральному округу.

В последние годы благодаря реализации профильного национального проекта самые ощутимые подвижки дают верхние ступени образования. Особо отличаются инновационной активностью работники, получившие послевузовское образование. Безусловно, одним из самых перспективных направлений является система дополнительного профессионального образования, и как раз оно-то у нас находится в самом «разобранном» состоянии.

Современная модель образования может и должна основываться на принципиально новой парадигме: образование должно стать непрерывным, причем не только в сфере узкой профессиональной компетенции. Образование становится основным средством достижения иного качества жизни, сохранения здоровья человека, освоения информационного пространства. Для большинства людей постоянное образование и самообразование должны стать системообразующим фактором. Человек должен учиться буквально каждый день и во многих сферах: финансовой (как взять ипотеку, как платить налоги...), досуговой, бытовой, семейной и т.д. Именно на этом пути, на пути внедрения компетентно-стного подхода, можно преодолеть дисфункциональность российского образования, использовать его потенциал для инновационного развития России.

Действительно, одно из конкурентных преимуществ юга Тюменской области — имеющийся кластер профессионального образования. Но для его дальнейшего совершенствования нужна развитая социально-культурная среда. Для ее создания требуется поддержка от города, от областной администрации. Потребности учебных заведений должны стать основным градообразующим фактором. Только так можно удержать инновационно активную часть населения.

Зав. кафедрой экономики товарных рынков, зам. директора Института менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета Л.Л.Тонышева

Модернизация в широком смысле слова — процесс целенаправленного системного преобразования экономических, политических, культурных, социальных и научно-технических механизмов развития общества. Модернизация возможна при наличии комплексно проработанной долгосрочной стратегии развития. Ключевой фактор модернизации России и ее регионов — повышение эффективности и производительности труда на основе инноваций.

Основные причины медленного инновационного развития российских компаний:

— российские компании ориентированы преимущественно на внутренний рынок;

ИОЛАПКГ № 1 (60) 2011

179

_____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting__________________

— низка инновационная активность бизнеса, а также инновационная восприимчивость предприятий реального сектора экономики;

— почти в 80% случаев новые продукты и технологии разрабатываются исключительно внутри заинтересованных в них компаний;

— низок уровень использования различных источников инновационных продуктов (лицензии, патенты и т.д.);

— несовершенна структура источников финансирования инновационных разработок (менее 20% инноваторов используют государственные ресурсы, частные венчурные инвестиции привлекаются только в 3% случаев);

— неразвита инновационная инфраструктура;

— социальная и культурная среда осуществления научно-инновационной деятельности крайне проблемна и неблагоприятна. Инновационные модели — это не централизованные системы

управления, они всегда регионализированы. В условиях нашей страны региональный срез модернизации является ключевым. Огромная территория РФ, крайнее разнообразие региональных социально-экономических контекстов предопределяет очаговость развития инновационных процессов, локализацию их в наиболее подготовленных регионах. Губернатор Тюменской области В.В.Якушев в своем Послании 2010 г. справедливо отметил, что «узлом консолидации» в рамках проводимой в регионе модернизации является инновационное развитие.

Однако рейтинги Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий и Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций пока свидетельствуют о недостаточной инвестиционной активности тюменского региона.

Применительно к региональной экономике инновации должны быть направлены на создание конкурентоспособной продукции, обновление материально-технической базы, подготовку высококвалифицированных кадров и реализацию практик современного менеджмента. Это должно обеспечить максимизацию добавленной стоимости на юге Тюменской области.

Основные инструменты стимулирования инновационной активности:

— встраивание регламентов и стандартов в систему взаимосвязанных норм, направленных на повышение технологического уровня соответствующих отраслей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— перенацеливание антимонопольного регулирования на решение вопросов технологического развития;

— возможность получения инноваторами всесторонней государственной поддержки.

Отдельно хочу остановиться на проблеме инновационных кадров. Неизбежный в ближайшее время демографический спад существенно заденет реальный сектор экономики; кадровый потенциал промышленности будет «стареть»; особенно острым станет дефицит квалифициро-

180

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

jybfPtiflTOPCMf iiftm

ванных кадров; и главное в этой ситуации — преодолеть наметившийся дисбаланс «образование—занятость».

В современной экономике — глобальной и постиндустриальной — именно университеты создают критическую массу талантов, обеспечивающих конкурентоспособность региона и страны в целом. По количеству студентов на 10 тыс. населения Россия на первом месте в мире, а по объему инновационной продукции — на шестьдесят первом. Такая ситуация нетерпима. Университет из образовательного и исследовательского учреждения должен стать университетом предпринимательским.

Приоритетные направления:

— установление и поддержание университетами прочных связей с производственным сектором;

— развитие научно-исследовательских подразделений и инфраструктуры коммерциализации технологий;

— наращивание научного потенциала вузов;

— выполнение, наряду со стартапами, прикладных и инжиниринговых исследований для традиционных отраслей российской экономики.

Приведу в качестве примера возможного политику инновационного развития, осуществляемую Тюменским государственным нефтегазовым университетом:

— создан и функционирует инновационный центр (технопарк) техники и технологий рационального природопользования и энергосберегающих систем;

— создан научно-образовательный центр «Нефтегазовые технологии»;

— развивается бизнес-инкубационная и грантовая среда;

— активно идет создание отраслевых проблемных лабораторий;

— развивается сотрудничество с крупными нефтяными компаниями региона;

— уже в течение шести лет ведется обучение студентов предпринимательству, в том числе по программам «Научно-инновационная деятельность образовательного учреждения» и «Управление малым инновационным бизнесом»;

— проводятся студенческие конкурсы инновационных проектов. Кстати, если еще пять лет назад студенты в основном предлагали

создавать пиццерии и автосервисы, то сейчас ситуация меняется — молодежь ориентируется на действительно инновационные проекты. Судя по этому, российское общество не только должно, но и действительно может стать инновационно ориентированным; во всяком случае, в Тюменской области инновации действительно могут стать, по словам Йозефа Шумпетера, стержнем конкуренции нового типа и, соответственно, модернизации региональной экономики.

ИОЛАПКГ № 1 (60) 2011

181

Генеральный директор «Сибирского научноаналитического центра», член Совета Гражданского форума Тюменской области А.М.Брехунцов

___________________гумршорсме lifting_____________________

Модернизация идет непрерывно с древних времен, с того момента, как человек впервые замахнулся каменным топором на мамонта. Вопрос в том, как мы к этому процессу относимся. Надеюсь, не только как к очередному лозунгу.

Россия — огромная, богатейшая страна. Нам, тюменцам, досталась значительная часть и этой территории, и этих богатств. Наша нефтегазовая отрасль — гарантия общероссийской экономической и политической стабильности. Однако современная политика государства в отношении Западной Сибири и ее нефтегазовых ресурсов неадекватна. Да, конечно, есть разные сценарии — есть такой, по которому нефть скоро якобы не будет востребована вообще. Но есть и такой (и мне он представляется наиболее вероятным), согласно которому до 2050 г. рост потребления нефти составит 25—30%, а потребление газа вырастет почти в два раза.

К сожалению, правительство придерживается пессимистичного сценария и выделяет на геологоразведку буквально нищенские средства. Система изучения недр очень консервативна — от первого импульса до начала бурения тратится порядка 10 лет. В результате самоустранения государства от дела геологоразведки мы теряем драгоценное время.

Недра полуострова Ямал содержат триллионы кубических метров газа, но только недавно принято решение о строительстве там завода по сжижению газа. Возможно, оно позволит восстановить еще одно наше стратегическое конкурентное преимущество — Северный морской путь, который до сих пор находится в плачевном состоянии. Однако время опять же упущено. За последние 25 лет не построено ни одного корабля, при помощи которого можно было бы бурить скважины на шельфе, нет необходимых технологий — и мы идем за ними на поклон к норвежцам и British Petroleum. А эти технологии должны были бы развивать мы! Нам нужен прорыв к огромным запасам Гыданского полуострова, северной части шельфа Карского моря, центральной Арктики.

Зав. кафедрой экономики и мирохозяйственных связей Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права А.Г.Полякова

В тематике модернизации есть три основные проблемные зоны. В стране нет целостного, общего понимания того:

— что такое модернизация вообще;

— что должно быть двигателем модернизации — рынок или государство;

— кто должен реализовывать конкретные модернизационные проекты, разрабатывать и запускать соответствующие механизмы. Двигателем модернизации должны стать радикальные инновации,

развивающие так называемые макротехнологии. Сегодня в мире их насчитывается примерно 55, и безусловный лидер по количеству контролируемых макротехнологий — США. Мы должны понимать, что экспансия в эту область возможна только на уровне государства и при условии его всемерной поддержки.

182

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

Свободный

микрофон

____________________гумршорсме lifting_____________________

И еще одно соображение, уже непосредственно относящееся к Тюменской области. Существует известный метод создания имиджа региона, повышения его инвестиционной привлекательности — так называемый vision-образ, сначала только желаемый, но затем превращающийся в действительность. Полагаю, что Тюмень сегодня может выбирать между тремя образами:

— «агропромышленный центр Западной Сибири», базис ее дальнейшего освоения;

— «маленький Китай» — регион малых и средних форм хозяйствования;

— «территория нового экономического уклада».

Думаю, больше всего предпосылок для второго пути. Но это вопрос дискуссионный, и выбор надо делать.

Доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса Тюменского государственного университета Н.О.Вилков:

Какова роль малого и среднего бизнеса в модернизации, не нуждается ли он в особой поддержке?

Президент Ассоциации предприятий с иностранными инвестициями Тюменской области, генеральный директор «Газтурбо-сервис» В.А.Немков: Несколько замечаний. Первое. Никакие рыночные регуляторы экономики не заменят решающей роли государства в деле модернизации. Другое дело, что государственные структуры должны не «кошмарить» бизнес, а содействовать его развитию. Второе. Не надо переоценивать возможности малого бизнеса — он может существовать только как периферия крупного. Третье. Иосиф Евгеньевич, очень приятно, что вы открыто заявляете: сырьевые ресурсы — это наше благо, а не проклятие. Давно мы такого не слышали.

Заведующий кафедрой математических методов, статистики и информационных технологий в экономике Тюменского государственного университета В.В.Зыков: Основой системной модернизации является промышленная политика — согласны ли Вы с этим тезисом? И существует ли промышленная политика в России?

Председатель Тюменского областного комитета Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций И.В.Буженко:

Каковы роль и место института общественного контроля в процессе модернизации?

Аспирант Тюменского государственного архитектурностроительного университета А.Е.Чертов: Владимир Владимирович, вопрос к Вам. Иосиф Евгеньевич сказал, что ресурсы и деньги

ИОЛППКГ № 1 (60) 2011

183

И.Е.Дискин

____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting_________________

сконцентрированы на севере. А есть ли свои ресурсы на юге области? И второй вопрос: рассматривается ли сейчас вопрос о консолидации бюджетов трех наших субъектов для обеспечения комплексной модернизации «большой» области?

Доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса Тюменского государственного университета Е.М. Черкашов:

Какими должны быть приоритетные направления изменения институциональной среды, чтобы наука и образование превратились в реальный драйвер модернизации? Как, в частности, можно было бы расширить круг компетенций выпускников наших вузов?

Председатель Тюменской областной думы С.Е.Корепанов:

Что Вы думаете об опыте китайской модернизации?

Аспирант Тюменского государственного архитектурностроительного университета А.А.Тропынин: Иосиф Евгеньевич, какие способы поддержки малого бизнеса Вы предлагаете?

Директор Института предпринимательства Уральского федерального округа А.Ф.Гембарская: Для того чтобы обеспечить прорыв инновационных малых предприятий, нужно подготовить необходимые кадры. Может быть, имеет смысл разработать региональный тюменский проект подготовки инновационных кадров? Полностью согласна с тем, что возможности рекреации — колоссальный ресурс юга Тюменской области. Возьмем хотя бы наши громадные запасы сапропеля — на одной этой базе можно создать целый кластер физиотерапевтических санаториев для работников «северов».

Студент Тюменского государственного университета К.И.Юрков: Многие говорят о модели «управляемой демократии». Как она соотносится с задачами модернизации?

Прежде всего хочу поблагодарить содокладчиков — они затронули те проблемы, которых по недостатку времени не коснулся я. По той же причине я не смогу ответить на все вопросы — попытаюсь выделить важнейшие.

Коллеги, одна из самых больших наших проблем — стремление выдать желаемое за действительное. Так ли хорошо, что Россия — первая в мире по количеству студентов на тысячу жителей? Являются ли дипломы наших вузов свидетельством наличия хоть каких-нибудь компетенций, даже каких-нибудь знаний? Пока мы не очистим поле российского образования от многочисленных фикций, у нас не будет даже точки опоры для серьезного разговора на тему образования.

184

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

_____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting___________________

О желательном наборе компетенций: необходим жесткий профессиональный диалог с потенциальными работодателями выпускников, это должно помочь.

Впрочем, у нашего традиционного образования есть одно неоспоримое преимущество — фундаментальность. Все новые технологии рождаются из фундаментальных знаний и междисциплинарного подхода. Конечно, нам мешает плохое знание менеджмента высоких технологий. Фундаментальная наука не превращается в прикладные разработки сама собой, нужны специальные люди, которые будут искать зародыши прикладных технологий в огромной массе фундаментальных научных открытий. Единственная страна в мире, где это развито и поставлено на поток, — США. Но единственная страна в мире, где это еще возможно, — Россия с ее традицией фундаментального образования.

О целостной стратегии модернизации: она на самом деле не нужна, слишком велики издержки тотального планирования. Гораздо более эффективно запустить «ливневый процесс» модернизационных проектов и обеспечивать их координацию и отбор, чем пытаться планировать все сверху донизу.

О Китае: Китай на 85% осуществляет свою модернизацию за счет заимствования технологий в форме импорта и прямого воровства. Собственно китайских технологий почти не существует. Кроме того, полагаю, что Китай очень скоро столкнется с той же самой проблемой демократизации, обратной связи и т.д. И столкновение будет жестким.

О нефтегазовых ресурсах, безоглядно вкладываться в разведку и добычу которых требовал коллега Брехунцов: поймите, нефть и газ нам нужны только в таком количестве, на которое есть внешний и внутренний спрос. Никакой особенной нужды в геологоразведке пока нет, разведанных запасов и так предостаточно.

Об образе региона: абсолютно верно. Как только будет сформирован набор своих драйверов развития, их нужно будет закрепить в образе региона и вкладываться в его трансляцию.

О малом бизнесе: единственное место, где малый бизнес действительно продуцирует инновации, — США. В остальных странах это крупные корпорации, так уж сложилось. Не думаю, что у нас есть шанс встать на американский путь. Вообще же неправильно говорить о поддержке малого бизнеса как такового — только за то, что он малый. Финансировать нужно только проекты, сулящие отдачу, независимо от их масштабов. Лишних денег у нас нет.

Что за компетенции нам нужны? Нам необходимо формировать новую генерацию менеджмента в хай-теке, заново создавать утраченное умение управлять большими проектами. Модернизация — время героев менеджмента: ученых, бизнесменов, да и чиновников... И первое, что должны сделать эти герои, — внимательно изучить «отвалы» старой, в том числе еще советской, фундаментальной науки. Там зарыты целые сокровища, способные обрести прикладное значение. Например, сей-

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

185

С.И.Каспэ

В.В.Якушев

_____________________rvbfPtiflTOPCMif lifting__________________

час планируется возобновление работ по созданию магнитогидродинамических генераторов — это же золотое дно!

Есть ли у нас промышленная политика? В целом по стране нет. Но в некоторых секторах она есть, и совершенно замечательная, — например, в атомной промышленности. Значит, этим опытом можно воспользоваться. Конечно, сформировать ее государство в одиночку не сможет — только в сотрудничестве с профессиональными и гражданскими ассоциациями. И они же должны обеспечивать общественный контроль над реализацией что промышленной, что любой другой политики. Конечно, наличие такого контроля — одно из ключевых условий успеха модернизации.

На вопрос об «управляемой демократии» Иосиф Евгеньевич попросил ответить меня. Вообще-то это образцово ложная, даже контрпродуктивная постановка проблемы. Управляемость — неотъемлемое качество любого политического режима, иначе он не заслуживает ни имени режима, ни эпитета «политический». Когда мы покупаем машину, мы не спрашиваем, управляема ли она — это требование подразумевается по умолчанию. Другой вопрос, что машину можно использовать для разных целей — можно развозить школьные завтраки, а можно давить невинных пешеходов. Но это другой вопрос!

Почему наша модернизация осуществима только демократическими методами? Одну сторону дела уже подробно осветил коллега Дис-кин: для решения определенных классов задач нужны определенные классы инструментов, в частности — политические режимы. Для осуществления той модернизации, о которой мы сейчас говорим (в отличие от, скажем, первичной индустриализации), пригодна только демократия. Другая сторона дела — культурная и ценностная среда. Многочисленные социологические данные давно и уверенно показывают, что россияне привержены демократическим ценностям. Пусть не совсем в том наборе и не в той иерархии, которые наблюдаются в «старых демократиях», — но «старые демократии» тоже бывают разные, сравните хотя бы Швецию и Грецию. В разных демократиях состав «ценностных пакетов» различен, но они все демократические. И наш — тоже. Именно массовые ценностные установки и ориентации делают единственным мыслимым выбором России выбор демократический, и власти не могут с этим не считаться.

О перспективах взаимодействия трех наших субъектов Федерации: да, денег и природных ресурсов больше на севере, но у нас свои ресурсы — образование, наука, нефтегазовый сервис. Действительно, в силу той политики, которую пока проводят нефтяники, сервис отдан зарубежным компаниям, за его возвращение надо бороться. Тюмень, безусловно, наиболее выгодная точка для развития нефтегазового сервиса.

186

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

______________________rvbfPtiflTOPCMif lifting___________________

Что касается консолидации бюджетов: у нас есть эффективная программа сотрудничества, в ней 11 направлений, в том числе направление модернизации. Давайте исходить из существующих реалий.

О теме рекреации, санаториев, сапропеля и т.д. Исторически сложилось так, что на севере — добыча нефти и газа, а здесь — база отдыха от этого тяжелого труда. Вы знаете, что мы уже очень много сделали для обновления материальной базы этих учреждений. Конечно, рассматривается возможность строительства новых объектов, но инвесторов пока нет. Их поиск надо активизировать.

И еще несколько слов — уже в порядке выражения не губернаторской, а личной точки зрения. Мы тут много говорили об образовании. По-моему, главная беда нашего образования — это его постоянное реформирование. Советское образование не во всех отношениях было плохим. Например, высшее образование в советские времена было тесно связано с предприятиями, где фактически и проходила финальная стадия обучения — помните специальный статус «молодого специалиста»? В каком-то виде эту практику стоило бы вернуть.

О Китае: поймите, там очень дешевая рабочая сила, с ней мы конкурировать не можем и не сможем. Там подавляющее большинство рабочих вообще не имеет паспортов, потому и работает за копейки и мечтает уехать. Кроме того, Китай жестко ориентирован на ограничение внутреннего потребления. Пока продукт не станет массовым, никаких государственных инвестиций в его производство не будет, как не будет инвестиций в иностранные компании, которые могли бы составить конкуренцию национальным производствам. Китай идет совершенно другим путем, его перспективы до конца не ясны, но в целом понятно, что это не наш путь.

Конечно, не надо бояться наших нефтегазовых богатств, не надо бояться ими торговать — надо просто грамотно перекладывать полученные средства в другие сектора. Например, так, как это делают арабские эмираты, на нефтяных деньгах поднявшие колоссальную туристическую индустрию. Вот у кого надо учиться!

И последнее: спасибо Иосифу Евгеньевичу за его вдохновляющее выступление. Еще раз повторяю: жду конкретных предложений и инициатив.

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 201

187

В.И.Вольский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_________________уф tm

О ВКЛАДЕ РАЙМУНДА ЛУЛЛИЯ В ТЕОРИЮ ГОЛОСОВАНИЯ'

Ключевые слова: голосование, попарное сравнение, критерий, сумма рангов

1 Работа частично поддержана грантом РФФИ № 08-01-00039-а.

2 Плутарх 1994: 42—43.

3 Аристотель 1997: 271—343.

4 Лосев 1979: 45—55.

5 Письма 1983: кн.

VIII, 14.

6 Цит. по: Мулен 2002: 174.

7 Там же.

Принятие коллективных решений с помощью голосования восходит к античной эпохе. В «Сравнительных жизнеописаниях»2 Плутарх описывает две процедуры, принятые во времена легендарного спартанского законодателя Ликурга (VIII—IX вв. до н.э.). Аристотель в «Афинской политии»3 рассказывает об остракизме — процедуре изгнания из государства посредством голосования черепками, введенной афинским реформатором Клисфеном (VI в. до н.э.). В Древнем Риме вопрос о даровании жизни раненому гладиатору решался путем голосования зрителей в Колизее4. Во II в. н.э. Плиний Младший в письме к Аристону обсуждал особенности голосования в римском Сенате5. Все эти процедуры в той или иной степени основывались на понятии «большинство голосов».

В первые века христианства наиболее распространенный способ избрания нового настоятеля монастыря заключался в том, что умирающий аббат сам называл имя своего преемника. Если этого не происходило, то самый старый и, как предполагалось, самый мудрый из монахов предлагал кандидатуру преемника, которая тотчас же принималась всей братией.

Постепенно данная практика уступила место избранию путем голосования или всеобщего одобрения. Папа Целестин I (422—432) предписывал: «Ни один епископ не должен быть навязан»6. «Каждый, кому предстоит управлять, должен быть избран всеми, кем он призывается руководить», — уточнял Лев I (440—461)7.

Долгое время главным принципом выборов было достижение единодушия, которое чаще всего выражалось через возгласы одобрения или немедленное принятие предложенной кандидатуры. Единодушие могло также достигаться в ходе пространных обсуждений и взаимных уступок.

С течением времени принцип единодушия стал заменяться принципом большинства голосов. В 1134 г. орден цистерцианцев постановил, что в случае разделения голосов следует придерживаться мнения большинства. Уже в XII в. в некоторых церковных сообществах начало использоваться тайное голосование. С 1179 г., в соответствии с решением III Латеранского собора, для избрания папы стало требоваться большинство в две трети голосов. А в конце следующего века папа

'88

‘ЮЛПШТ № 1 (60) 2011

___________________________УФОРИ_____________________________

Бонифаций VIII (1294—1303) повелел «не производить сравнение усер-8 Там же: 182. дия или заслуг голосующих, но лишь подсчитывать голоса»8. В случае равного распределения голосов голос настоятеля монастыря или председателя должен был засчитываться за два.

Итак, как в античные времена, так и в эпоху раннего и высокого средневековья при принятии коллективных решений использовался принцип большинства голосов (единогласие, больше половины, больше двух третей). Принципиально другой подход к проблеме коллективного решения путем голосования предложил выдающийся поэт, философ и миссионер Раймунд Луллий (1235—1315), разработавший процедуры голосования, основанные на попарных сравнениях кандидатов.

Будучи хорошо известен своими трудами в области философии, богословия и литературы, Луллий как один из основателей науки о коллективном принятии решений оказался незаслуженно забыт в России. Цель этой статьи — попытаться хотя бы частично восстановить историческую справедливость, описав тот вклад, который был внесен Луллием в теорию голосования.

* * *

Раймунд Луллий (лат. Raymundus Lullius, каталан. Ramon LLull) родился в городе Пальме на острове Мальорка. Он принадлежал к знатному и богатому роду и провел свою молодость в кутежах при дворе арагонского короля Якова I Завоевателя. В возрасте 30 лет он оставил семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь. В своей автобиографии (1311) Луллий говорит, что его обращение произошло после того, как ему было видение Христа, который попросил его написать «книгу, лучшую книгу в мире», направленную против заблуждений «не-9 Llull 1283: 17.верных»9. Над этой книгой, известной под названиями «Ars Generalis Ultima» («Окончательное общее искусство») и «Ars Magna» («Великое искусство»), Луллий работал многие годы.

Твердо веря не только в истинность христианства, но и в его совершенную разумность, Луллий не сомневался в возможности обращения «неверных» путем убеждения. Получив в Парижском университете степень доктора теологии, он активно занялся миссионерской деятельностью и изучением восточных языков. За свою жизнь он трижды совершал миссионерские поездки в северную Африку (в район современных Туниса и Алжира), где проповедовал идеи христианства. В своих теологических работах он часто приводил математические аргументы для подтверждения истинности христианского учения.

Знаток иудейской и мусульманской теологии, Луллий был одним из родоначальников европейской арабистики. В целях специальной подготовки миссионеров он добился регулярного преподавания восточных языков в европейских университетах.

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

189

ЛАФЕШ

10 LLulls.a.

11 LLull 1283.

12 LLull (1299). Исследователи полагают, что сохранившийся рукописный текст этого трактата был переписан с оригинала Николаем Кузанским в XVв.

(см. Hagele, Pukelsheim 2001).

13 Hagele, Pukelsheim 2001.

Луллий является основоположником и классиком каталанской литературы, одним из крупнейших лириков своего времени.

Наследие Луллия насчитывает около 300 сочинений, написанных главным образом по-каталански и по-арабски. Некоторые из его произведений сохранились в латинском переводе.

Проблемы голосования затрагивались Луллием в трактате «Arti-fitium electionis personarum» (создан не позднее 1283 г.)10, в 24-й главе романа «Blanquerna» (1283)11, а также в трактате «De arte eleccionis» (1299)12. Представленное ниже описание трех предложенных Луллием процедур голосования производится на основе английского перевода его оригинальных текстов, написанных на каталанском языке13.

I. Попарное сравнение кандидатов. В трактате «Artifitium electionis personarum» Луллий рассматривает ситуацию, когда 16 монахов должны избрать из своей среды прелата монастыря. Монахов Луллий обозначает буквами латинского алфавита: b, c, d, e, f, g, h, i, k, l, m, n, o, p, q, r.

Далее строится таблица, имеющая матричную структуру (см. рис. 1). Эта таблица содержит 120 ячеек, в которые помещены все возможные сочетания пар монахов.

Рисунок 1 bc cd de ef fg gh hi ik kl lm mn no op pq qr

bd ce df eg fh gi hk il km ln mo np oq pr

be cf dg eh fi gk hl im kn lo mp nq or

bf cg dh ei fk gl hm in ko lp mq nr

bg ch di ek fl gm hn io kp lq mr

bh ci dk el fm gn ho ip kq lr

bi ck dl em fn go hp iq kr

bk cl dm en fo gp hq ir

bl cm dn eo fp gq hr

bm cn do ep fq gr

bn co dp eq fr

bo cp dq er

bp cq dr

bq cr

br

190

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

ЛИФЕШ

По мнению Луллия, при оценке кандидатов следует исходить из трех критериев: (1) честность и святость жизни, (2) знания и мудрость, (3) состояние здоровья. Соответственно, перед голосованием подготавливаются три одинаковых экземпляра таблицы — по таблице для каждого критерия.

Все монахи собираются в одном помещении, и начинается собственно процедура голосования. Прежде всего каждый монах должен поклясться на Евангелии, что при голосовании он будет принимать во внимание эти три критерия.

Далее два монаха, обозначенные в списке буквами b и с, покидают помещение. После этого каждый из оставшихся 14 монахов должен решить, кто из покинувших помещение лучше удовлетворяет каждому из критериев, то есть должен совершить попарное сравнение этих двух монахов по трем критериям.

В первой таблице точкой отмечается монах (b или с), получивший больше голосов по первому критерию; во второй — по второму, в третьей — по третьему критерию. Если по какому-либо критерию оба монаха получили равное количество голосов (по семь), то они оба помечаются точками в таблице, соответствующей этому критерию.

После этого монахи b и c возвращаются, и описанный выше процесс повторяется для монахов b и d, затем для монахов b и e и т.д. После завершения этой процедуры (заметим, весьма и весьма длительной, так как необходимо сравнить 120 пар монахов) для каждого из 16 монахов подсчитываются точки, проставленные во всех трех таблицах. Избранным на должность настоятеля считается тот, у которого суммарное число точек во всех таблицах максимально.

В случае если максимальное число точек оказывается сразу у нескольких монахов, эти монахи снова попарно покидают помещение, а оставшиеся, еще раз дав клятву на Евангелии, опять сравнивают их по указанной схеме. Если же и после этого два монаха набирают одинаковое число точек, выбор настоятеля осуществляется посредством жребия.

Луллий уверен, что использование данной процедуры полностью исключает возможность мошенничества и покупки церковной должности, позволяя выбрать наиболее достойного.

Опишем рассмотренную процедуру голосования в иных терминах.

Для множества кандидатов А = {x,y...z} по каждому из трех критериев строятся три матрицы смежности Txy = ||t.y||, i = 1,2,3 по следующему правилу:

для всех x, y е A : t'y = 1, если половина или более избирателей

предпочитают кандидата x кандидату у; txiy = 0, если менее половины избирателей предпочитают кандидата x кандидату у.

После того как построены три матрицы

T1 = ||t У, T2 = ||t 2||, T3 = ||t у ,

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

191

14 Copeland 1951. Подробное описание этой процедуры см. Вольский, Лезина 1991.

ЛАФЕШ

для каждого кандидата x e A подсчитывается следующее число:

f (x) = £ t1 + £ t2 + £ t3 .

J ' yeA xy yeA xy yeA xy

Победителем объявляется кандидат x e A, у которого значение f (x) максимально:

x = arg max f (y).

y eA

Построение матриц смежности Ty = It^J и подсчет строчных сумм по этим матрицам, как это предписывает предложенная Луллием процедура, полностью совпадает с процедурой Коупленда, появившейся в середине XX в.14

II. Попарное сравнение кандидатов с привлечением коллегии выборщиков. В главе 24 романа «Blanquerna» описывается следующая ситуация. Когда после смерти настоятельницы одного из женских монастырей встал вопрос о выборе новой, образованная монахиня по имени Натана рассказала сестрам о замечательной процедуре, используя которую «мы постигнем истину, а постигнув истину, мы сможем найти сестру, которая более всего достойна стать нашей настоятельницей». (Важно отметить, что Луллий видел в голосовании не способ агрегирования индивидуальных мнений избирателей, но путь к постижению божественной истины, которая всегда одна и только одна.) Предложенная ею процедура состояла из двух этапов: на первом избиралась своего рода «коллегия выборщиков», на втором осуществлялся собственно выбор настоятельницы.

Всего в монастыре было 20 монахинь. На первом этапе следовало отобрать нечетное число монахинь (Натана особо подчеркнула, что число обязательно должно быть нечетным) — например, пять или семь (лучше семь).

Прежде всего монахини должны дать клятву, что будут правдивы. Потом у одной из 20 монахинь спрашивают (так, чтобы не слышали остальные), каким семи из 19 монахинь она бы доверила избрание настоятельницы. После этого тот же вопрос задают второй монахине, третьей и т.д. Затем подсчитываются голоса, которые получила каждая из монахинь, и отбираются семь получивших наибольшее число голосов. (Другими словами, применяется процедура выбора К лучших по шкале «число голосов».) На этом первый этап завершается.

В начале второго этапа отобранные монахини должны договориться, что будут оценивать кандидаток по четырем критериям:

— какая из кандидаток больше любит и знает Бога;

— какая из кандидаток больше любит и знает добродетели;

— какая из кандидаток сильнее всего ненавидит зло и пороки;

— какая из кандидаток больше всего подходит на должность настоятельницы.

192

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

ЛИФЕШ

Теперь эти семь монахинь должны решить, кто еще из сестер достоин избрания на должность настоятельницы монастыря. Такой расширенный список может включать, например, девять монахинь (семь отобранных плюс еще две монахини, которых отобранные монахини считают наиболее достойными). Затем, как и в первой из предложенных Луллием процедур, строится и заполняется таблица, в ячейки которой помещены все возможные сочетания пар кандидаток (в случае с девятью кандидатками таких ячеек 36; см. рис. 2).

Рисунок 2 bc cd de ef fg gh hi ik

bd ce df eg fh gi hk

be cf dg eh fi gk

bf cg dh ei fk

bg ch di ek

bh ci dk

bi ck

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

bk

Далее, две монахини выходят из помещения, и оставшиеся «выборщицы» решают, какая из них более достойна должности настоятельницы, оценивая их по четырем критериям. Понятно, что, когда сравнивается пара из семи отобранных монахинь, их оценивают пять «выборщиц»; если в пару входит отобранная монахиня и одна из «дополнительных», число «выборщиц» возрастает до шести, а если две «дополнительные» монахини — до семи.

Подавляющая часть современных исследователей наследия Лул-лия исходит из того, что точка в ячейке таблицы (например, в ячейке bc) ставится той из кандидаток, которую считают лучшей большинство оценивающих их монахинь, причем с учетом всех четырех критериев сразу. (Предположим, что монахини b и с входили в число отобранных и, соответственно, их оценивают пять монахинь. Пусть три из пяти убеждены, что монахиня b c учетом всех четырех критериев предпочтительнее монахини с, а две полагают, что с лучше, чем b. Тогда в паре bc точка ставится монахине b.) При такой интерпретации, как и в рассмотренном выше случае, выигрывает кандидатка, победившая в наибольшем числе попарных сравнений, то есть второй этап этой процедуры эквивалентен процедуре Коупленда.

Однако возможна и другая трактовка. Некоторые современные исследователи полагают, что в фразе Луллия «избирается та, которая получила большинство голосов в большинстве ячеек» слова «в боль-

ИОЛППКГ № 1 (60) 2011

193

ЛАФЕШ

15 См., напр. McLean, Lorrey 2007.

16 Borda 1784. Описание процедуры Борда см. Вольский, Лезина 1991.

шинстве ячеек» являются лишними, несущественными15. Тогда эта процедура приобретает совсем иной вид.

В каждой ячейке таблицы подсчитывается число критериев, по которым один кандидат побеждает другого при попарном сравнении. Скажем, если в ячейке bc кандидат b оказался лучше (согласно оценке большинства выборщиков) кандидата с по трем критериям, а кандидат с превзошел кандидата b по одному критерию, то кандидату b в этой ячейке ставится три точки, а кандидату с — одна (напомним, что число критериев равно четырем). Затем для каждого кандидата подсчитывается сумма точек по всем ячейкам, где присутствует этот кандидат. При такой интерпретации процедура становится близкой по духу к процедуре, предложенной Жаном Шарлем Борда (1733—1799) в 1784 г.16

Можно предположить, что, включая в свою процедуру этап избрания «коллегии выборщиков», Луллий хотел сократить время, которое необходимо затратить на определение победителя. Ведь если бы процедура применялась для всех 20 монахинь, то пришлось бы заполнять таблицу не из 36, а из 190 ячеек:

юЛя-Л = 20 X (2° - 1) = 190 ячеек.

III. Последовательное исключение кандидатов. Процедура голосования, описанная Луллием в трактате «De arte eleccionis», кардинально отличается от первых двух, хотя она также основана на попарных сравнениях кандидатов.

В начале трактата Луллий подробно объясняет, почему Святой Церкви необходимо правильным образом выбирать иерархов, которые смогут успешно бороться с «неверными» и еретиками. Помочь в решении этой задачи, с его точки зрения, способна следующая процедура.

Допустим, имеется девять кандидатов на вакантную должность настоятеля монастыря, приора или епископа: b, c, d, e, f, g, h, i, k. (Кандидаты расположены именно в таком строго зафиксированном порядке.) Они должны выбрать из своего числа того, кто займет эту должность.

Прежде всего все кандидаты должны дать клятву, что изберут самого достойного. После этого первые два кандидата (b и с) отходят в сторону — так, чтобы видеть и слышать, что говорят остальные семь кандидатов. Каждый из этих семи кандидатов высказывает свое мнение о том, который из двух кандидатов больше подходит для данной должности. Победивший в этом попарном сравнении (то есть кандидат, набравший больше голосов, чем соперник) остается стоять в стороне, а проигравший возвращается в основную группу. К победителю в первом попарном сравнении подходит кандидат, занимающий следующую позицию в списке (d), и т.д. Процедура повторяется до тех пор, пока через нее не пройдут все кандидаты вплоть до k. Победитель в этой последней паре и объявляется избранным.

194

ТЮАПТ1КГ № 1 (60) 2011

17 Caritat (Condorcet) 1785.

Библиография

ЛИФЕШ

Таким образом, победитель определяется за n — 1 шагов, где n — число кандидатов. Очевидно, чем дальше стоит кандидат от начала списка, тем больше у него шансов занять вакантную должность.

По мнению Луллия, данная процедура голосования гарантирует от обмана: поскольку избрание происходит открыто, избирателям (которые сами являются кандидатами) будет стыдно голосовать неискренне.

В основу описанной выше процедуры положен метод последовательного исключения кандидатов в процессе голосования. Подобные процедуры используются и в настоящее время, например в законодательных органах США. Так, в Конгрессе США при рассмотрении вопроса о внесении поправок в какой-либо документ принята следующая процедура. Допустим, имеется несколько альтернативных вариантов поправок. Тогда на голосование выносится исходный документ (status quo) и стоящий первым по порядку вариант поправки. Победитель в этом попарном сравнении ставится на голосование со вторым вариантом поправки и т.д. На последнем этапе на голосование выносится вариант, победивший на предпоследнем этапе, вместе с исходным документом.

И первая, и вторая процедуры голосования, предложенные Лул-лием, требуют

n х (n - 1)

2

попарных сравнений, где n — число всех кандидатов. Однако во втором случае число кандидатов существенно меньше (в него входят лишь члены «коллегии выборщиков» плюс несколько «дополнительных»), что значительно сокращает время, необходимое для выявления победителя. Еще меньше времени занимает третья процедура, предполагающая всего n — 1 попарных сравнений кандидатов.

* * *

Луллий первым в мире разработал процедуры голосования, основанные не на понятии «большинство голосов», а на попарных сравнениях кандидатов избирателями. Французский философ, математик, экономист и публицист Жан Антуан Никола Карита, маркиз де Кон-дорсе (1743—1794), использовавший метод попарных сравнений в работе, опубликованной в 1785 г.17, который вместе со своим коллегой по Парижской академии наук Борда, предложившим в 1784 г. осуществлять выбор лучшего кандидата по сумме рангов в упорядочениях избирателей, считается родоначальником теории голосования, по сути, лишь пе-реоткрыл то, что пятью столетиями ранее было открыто Луллием.

Аристотель. 1997. Политика. Афинская полития. — М. Вольский В.И., Лезина З.М. 1991. Голосование в малых группах: Процедуры и методы сравнительного анализа. — М.

ИОЛ1ШКГ № 1 (60) 2011

195

ЛАФЕШ

Лосев А.Ф. 1979. Эллинистически-римская эстетика I—II вв. н.э. — М.

Мулен Л. 2002. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы X—XV веков. — М.

Письма Плиния Младшего. 1983. — М.

Плутарх. 1994. Сравнительные жизнеописания. — М.

Borda J.C. 1784. Mimoire sur les elections au scrutin. Histoire de l’Academie Royale des Sciences pour 1781. — P

Caritat M.J.A.N., marquis de Condorcet. 1785. Essai sur I’application de l’analyse a la probabiliti decisions rendues a la pluraliti des voix. — P.

Copeland A.N. 1951. A Reasonable Social Welfare Function (Mimeo) // University of Michigan Seminar of Application of Mathematics to the Social Sciences. — Ann Arbor.

Hagele G., Pukelsheim F. 2001. LLull’s Writings on Electoral Systems // Studia Lulliana. Vol. 41.

LLull R. Artifitium electionis personarum // Biblioteca Apostolica Vaticana. Cod. Vat. lat. 9332. F. 11r—12v.

LLull R. (1283) Blanquerna // Bayerische Staatsbibliothek. Cod. Hisp. 67. F. 32v—34r.

LLull R. (1299) De arte eleccionis // Sankt Nikolaus — Hospital / Cusanusstift. Cod. Cus. 83. F 47v—48r.

McLean I., Lorrey H., Colomer J. 2007. Voting in the Medieval Papacy and Religious Orders // Lecture Notes in Artificial Intelligence. Vol. 4617.

196

TlOAi™

№ 1 (60) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.