ISSN 0868-5886 НАУЧНОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, 2018, том 28, № 4, c. 5-7
Николай Иванович Комяк,
организатор отечественного рентгеновского приборостроения, ученый и человек
(к 90-летнему юбилею)
Комяк Николай Иванович (10.10.1928-28.05.2000 гг.) родился в дер. Живоглодовичи (Минская область). Окончил факультет электронной техники ЛЭТИ им. В.И. Ленина (1953 г.). Д.т.н. (1975 г.), профессор (1980 г.), чл.-кор. РАН (2000 г.). Главный инженер-руководитель Специального конструкторского бюро рентгеновской аппаратуры (1960-1974 гг.). Генеральный директор НПО "Буревестник" (1974-1981 гг.). Декан факультета "Точной механики и технологии" и заведующий кафедрой "Материаловедение" Санкт-Петербургского государственного университета точной механики и оптики. Директор Института аналитического приборостроения РАН и гл. редактор журнала "Научное приборостроение" (1995-2000 гг.). Автор 220 научных трудов и 75 изобретений и патентов.
осязаемый результат
Для нас, сотрудников НПП "Буревестник", главным итогом жизни Николая Ивановича Комя-ка было создание Объединения, которое до настоящего времени существует благодаря мощному импульсу развития, данному работой коллектива, им созданного. За время его работы численность сотрудников возросла в 25 раз (2100 человек), производственные площади увеличились на 40 тыс. кв. метров. Это не считая численности сотрудников, вошедших в Объединение заводов в Одессе (800), Таллине (300) и Орле (1200), отраслевых лабораторий в Свердловске и Ереване.
предыстория
В конце 50-х годов в области рентгеновских исследований и приборостроения в СССР проявилось существенное отставание отечественных разработок от общего развития рентгеновской аналитической техники (не включая сюда медицинские рентгеновские приборы), особенно в части применения возможностей рентгеноспект-
рального и рентгеноструктурного анализа в промышленности и науке. В мире в 1960 г. работало около 60 крупных и средних фирм, основная продукция которых связана с рентгеновскими аналитическими приборами. Номенклатура приборов составляла около 100 типов, с числом моделей до 400 шт. Еще больше фирм выпускало элементы рентгеновских приборов, высоковольтные источники питания, детекторы, кристаллы, рентгеновские трубки и т. д. Объем продаж приборов составлял в это время порядка 250 млн долларов.
Возможности рентгеновского приборостроения были востребованы не только промышленностью, но фундаментальной наукой, исследованиями в материаловедении, физике плазмы, биологии, физике твердого тела, космических исследованиях и многих других.
Следует сказать, что это было неплохое время для ученых в СССР. Престиж профессии был высок, в стране усилиями Академии наук были организованы многочисленные рентгеновские лаборатории, начиная с лабораторий в ФТИ им. Иоффе, Институте кристаллографии и др. Был силен авторитет различных общественно-государственных
объединений ученых типа Совета по кристаллографии и спектроскопии и др. Уровень подготовки в институтах по физическим специальностям не уступал, а возможно, и превосходил зарубежный уровень. Однако производство сложной рентгеновской аппаратуры практически отсутствовало. Что объяснялось реалиями плановой экономики.
В этих условиях появление энергичного, необычайно работоспособного, с уникальной интуицией, целеустремленного, честолюбивого, умеющего держать удар, обаятельного Николая Ивановича Комяка не могло не привести к положительным результатам.
этапы большого пути
С Н.И. Комяком связано становление и развитие рентгеновского научного и промышленного приборостроения в нашей стране.
Он организовал создание всех необходимых элементов сложной рентгеновской техники: детекторы всех известных и неизвестных в то время видов разрабатывались и производились в НПО "Буревестник", было создано современное вакуумное производство, на котором также выпускалось несколько видов рентгеновских трубок для рентгеновской микроскопии. Под его руководством были начаты работы по созданию коорди-натно-чувствительных детекторов.
За цикл фундаментальных исследований взрывной электронной эмиссии, разработку принципиально нового класса рентгеновских приборов, организацию их серийного производства и эффективного использования в народном хозяйстве Н.И. Комяку в 1978 г. присуждена Государственная премия СССР. Были выпущены тысячи импульсных дефектоскопов для контроля магистральных трубопроводов
Была создана база для выращивания монокристаллов новых типов и налажено производство кристалл-анализаторов.
Его усилиями практически развита и внедрена в народное хозяйство порошковая дифрактомет-рия (было выпущено более 2000 дифрактометров общего назначения). Его усилиями к этому производству были привлечены такие крупные объединения, как Светлана и ЛОМО .
Внедрен рентгеноспектральный анализ в практику промышленных предприятий СССР, разработанные в НПО "Буревестник" квантометры выпускались Орловским заводом научного приборостроения тысячами штук. Впервые в стране для управления РСА применены первые отечественные вычислительные машины (М6000, Электроника 60).
Особо нужно отметить роль Николая Ивановича в создании и внедрении аппаратуры рентген-
люминесцентной сепарации минерального сырья. Этой идеей он загорелся под влиянием автора и изобретателя люминесцентных сепараторов алмазов В.В. Новикова. Им удалось преодолеть огромные организационные и технические трудности, чтобы разработать и внедрить сепараторы в алмазодобывающей промышленности СССР. Первые поколения люминесцентных рентгеновских сепараторов привели к революционным изменениям в технологии добычи отечественных алмазных предприятий. Это направление приборостроения имеет огромные перспективы развития для покускового обогащения различных руд. Были разработаны десятки сепараторов, и поставлено потребителям до 1982 г. около 1000 аппаратов. Благодаря этому уникальному направлению рентгеновского приборостроения НПО "Буревестник" существует до настоящего времени, — когда из-за развала СССР, отсутствия платежеспособного спроса и конкуренции иностранных производителей многие направления рентгеновского приборостроения прекратили существование.
Для фундаментальной науки разрабатывались и выпускались приборы для диагностики высокотемпературной плазмы, прецизионные вакуумные монохроматоры, рентгеновские микроанализаторы, рентген-электронные спектрометры, оже-спектрометры, монокристальные дифрактометры для биологии, приборы для исследований на син-хротронных источниках излучения и многое другое.
К концу пребывания Николая Ивановича у руля НПО "Буревестник" предприятие выпускало до 40 % приборов из номенклатуры западных фирм. Интегрально потребность народного хозяйства удовлетворялась на 30-35 %.
Николай Иванович уделял большое внимание подготовке научных кадров и повышению квалификации сотрудников Объединения, преподавал сам, организовывал сотрудничество с ведущими вузами Ленинграда и страны.
Николай Иванович Комяк был главным редактором периодического сборника (два выпуска в год) "Аппаратура и методы рентгеновского анализа", выпускавшегося СКБ РА совместно с комиссией по рентгенографии АН СССР. В состав редколлегии входили известные советские ученые М.А. Блохин, Н.Ф. Лосев, В.Г. Лютцау, К.И. Нар-бутт, М.М. Уманский, Д.М. Хейкер.
В сборнике публиковались статьи по аппаратуре и о методиках рентгеноспектрального и рент-геноструктурного анализов, результаты разработок новых рентгеновских приборов, опыт применения рентгеновских методов в различных областях науки и промышленности. Вышло 42 сборника (1975-1992 г.).
Н.И. Комяк был главным редактором журнала
"Научное приборостроение" РАН, региональным редактором международного журнала "X-ray Spectrometry", членом редколлегии журнала "Приборы и техника эксперимента" РАН.
В 1997 г. указом Президента РФ ему присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки РФ".
память
Мои воспоминания о личности Николая Ивановича, конечно, окрашены в цвета собственной молодости. Его мощная, цельная натура заряжала, изменяла в чем-то всех, кто с ним встречался. Моя первая встреча с Николаем Ивановичем окончилась на высоких тонах. Нас, выпускников факультета радиоэлектроники ЛПИ им. Калинина, воспитывали достаточно амбициозными. Распределение в организацию, подчиненную ЛЕНСОВНАР-ХОЗУ, считалось непрестижным и неудачным. Устроил это распределение Н.И. Комяк. Я стремился уйти из СКБ РА. Скандал пошел мне на пользу: Николай Иванович направил меня в Университет для проведения совместной работы на кафедре М.А. Румша и А.П. Лукирского.
Отзывчивость и доброта этого человека сочетались с жесткой требовательностью, умением и желанием вникать в детали. Он всегда кому-то помогал, опекал, и это было естественное его состояние. Внешняя суровость в отношениях с подчиненными сочеталась с человеческой совестливостью, порядочностью и прямотой, он был не злопамятен.
Задним числом анализируя, как и почему удалось Н.И. Комяку создать Объединение рентгеновского приборостроения, известное всей стране и не рухнувшее даже в период перестройки, следует прежде всего выделить его умение собирать кадры (блестящий, уникальный селектор кадров) и давать им возможность расти и развиваться в условиях жесткой дисциплины единоначалия.
Второе — это уникальная интуиция ученого, позволявшая ему угадывать наиболее перспектив-
ные направления развития, что позволяло получать крупные заказы по постановлениям правительства в самых передовых и нужных областях науки и техники.
Третье — это умение интегрировать усилия команды, создавать научные коллективы, находить ученых, которые становились донорами для молодого коллектива. Он не был красноречив, однако одинаково легко находил общий язык и с академиками, и с рабочими. Он любил и умел контактировать с людьми, впитывал, перерабатывал и использовал информацию. В нем чувствовалась уверенность сильного человека, которая, как мне кажется, гипнотизировала людей, с которыми он решал важные задачи (заказчиков, министерских работников).
Он был рискованным и увлекающимся человеком. Ему были противопоказаны рутина и застой. Я не помню его расслабленным, вальяжным — всегда как заведенная пружина.
Важнейшим умением в те времена было умение обосновывать свои проекты в министерских и партийных инстанциях. Этим умением он обладал в совершенстве.
Мне ничего не известно о его учителях и авторитетах. Я, наблюдая его многие годы, видел, что он сам создает себя, последовательно и непрерывно.
Сила его личности такова, что воспоминания о нем вызывают ощущения бодрости, деятельности, оптимизма и гордости за человека, сделавшего так много для страны.
Брытов Игорь Александрович [email protected]
Материал поступил в редакцию 5.06.2018