Научная статья на тему 'Николай Фролович лебедев (1920-2003)'

Николай Фролович лебедев (1920-2003) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пестренин Валерий Михайлович, Пестренина Ирина Владимировна

Посвящается 90-летию со дня рождения Николая Фроловича Лебедева, доктора технических наук, профессора Пермского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Николай Фролович лебедев (1920-2003)»

2010

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Математика. Механика. Информатика Вып. 1(1)

УДК 531(092)

Николай Фролович Лебедев (1920-2003)

В. М. Пестренин, И. В. Пестренина

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Посвящается 90-летию со дня рождения Николая Фроловича Лебедева, доктора технических наук, профессора Пермского государственного университета.

Николай Фролович родился в 1920 г. в Оренбургской области в местечке Абдулино. Последующие голодные годы вынудили семью перебраться в Алтайский край. Его родители: отец - Фрол Никанорович, учитель химии, мать - Пелагея Васильевна, учительница русского языка и литературы. В семье было четверо детей: три девочки и мальчик.

Николай Лебедев с отцом

Уже в школе Николай проявил незаурядные музыкальные и математические способности. Окончил школу в Барнауле с медалью и получил приглашение в оркестр народных инструментов. Приглашение было заманчивым, но победило стремление к знаниям, и он поступил на механико-математический факультет Московского госуниверситета. Его друзья - будущие знаменитые ученые: Иосиф Ворович, Никита Моисеев, Владимир Демин.

© В. М. Пестренин, И. В. Пестренина, 2010

Студент МГУ Николай Лебедев

Занятия ведут известные математики и механики: А.Н.Колмогоров, Н.Н.Лузин, А.П.Ми-наков, А.А.Ильюшин и др. В университете Николай увлеченно учится и активно занимается лыжным спортом, даже выигрывает чемпионат МГУ.

Война с Г ерманией началась, когда Николай учился на четвертом курсе. Его отец в разговоре с коллегами предсказал, что война будет долгой и тяжелой, за это он был объявлен врагом народа и осужден. Студенты четвертого курса направляются в Уфу, им выдается бронь, предоставляется возможность закончить университет.

Однако Николай добровольцем уходит на фронт - ему необходимо смыть грязное пятно, упавшее на семью. Его направили на Воронежский фронт командиром взвода в

лыжный батальон. Во многих сражениях довелось участвовать Николаю. Однажды батальон, перемещаясь по открытой местности, попал под огонь фашистских минометов. Николай быстро сообразил, что если подлетающая мина "свистит", то она не страшна - пролетит мимо, но если "шипит", - она опасна, надо падать и укрываться от осколков. Это его спасло. Из четырехсот человек в живых в

этом бою осталось только шестнадцать. Он прошел всю войну на передовой, ни разу не был ранен. Участвовал -в битве под Харьковом, обороне Севастополя, освобождении Польши. Был награжден самыми почетными солдатскими боевыми наградами - медалями "За боевые заслуги" и "За отвагу".

После демобилизации в 1945 г. Николай вернулся на родину, женился. Родился сын Сергей. В 1947 г. друг Никита Моисеев помогает Николаю восстановиться в университете. Он возвращается в Москву, сдает все экзамены за четвертый курс и уже в 1948 г. блестяще защищает дипломную работу. Его направляют в Новозыбковский пединститут (Брянская область). В Новозыбкове Николай Фролович приступает к самостоятельной научной работе. Он увлекается исследованием динамического нагружения упруго-пластических тел и публикует свои первые статьи в Инженерном сборнике АН СССР и журнале "Прикладная математика и механика". По результатам этих исследований в Институте механики АН СССР в 1952 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию. А.А.Ильюшин (круп-

Командир взвода Н.Ф. Лебедев (в центре)

нейший специалист по теории пластичности) предложил Николаю Фроловичу место на своей кафедре. Однако администрация

МГУ это предложение не поддержала, так как отец Николая был осужден. В Новозыбкове у Николая Фроловича рождаются еще двое детей: Людмила и Елена.

В 1954 г. состоялась долгожданная реабилитация отца. Его арест объявляется ошибочным, а сам он совершенно невиновным. Однако другое испытание подстерегает Николая Фроловича. Тяжело заболевает и в 1956 г. умирает в возрасте 29 лет его жена. Он остается один с тремя детьми. Научной работой заниматься нет времени. К тому же он избирается деканом факультета. Через два года Николай Фролович покидает Новозыбков, пройдя по конкурсу на должность доцента

кафедры высшей математики Калининградского рыбного института. В Новозыбкове осталась женщина, которая через два года станет его женой - Екатерина Михайловна Кам-сюк. Она тоже живет одна с двумя детьми. В 1960 г. в результате длительной переписки, обсуждения с детьми будущего Екатерина Михайловна и Николай Фролович пришли к согласию образовать семью, в которой оказалось сразу пятеро детей.

В 1960 г. Николай Фролович подает документы на участие в конкурсе и избирается на должность заведующего кафедрой механики Пермского госуниверситета. Семья Лебедевых переезжает в Пермь. С первых дней и навсегда в этой большой гостеприимной семье сложились доброжелательные дружеские отношения.

Рассказывает дочь Николая Фроловича Милана: "13 июля 2010 г. исполняется 50 лет нашей семье. С первых дней родители целенаправленно делали все, чтобы подружить всех детей, создать особый дух поддержки, участия, взаимопомощи. Важно отметить, что родители, в особенности папа, были "неисправимыми" оптимистами, что позволяло с достоинством и без нытья преодолевать жизненные трудности и им самим, и всей семье.

Лыжная вылазка с семьей

По вечерам устраивали 5-минутки, на которых каждый из ребят должен был рассказать, что он сделал за день хорошего или плохого для других детей. Это очень стимулировало совершать только хорошие поступки. Доход семьи был скромным. Удовлетворить все запросы детей родители не могли. Поэтому практиковались бюджетные советы, на которых всей семьей принимались решения о необходимости каких-либо покупок для детей.

На одном из таких советов приняли решение купить швейную машину. Все дети научились шить, даже мальчики шили очень хорошо. Папа был инициатором всяческих начинаний. Он активно участвовал с детьми в благоустройстве и озеленении двора, каждую зиму организовывал строительство снежной горки во дворе, по субботам вывозил всех нас на природу (позднее на дачу, которую построил с сыновьями своими руками), водил в походы по рекам Урала.

Перед сном в течение получаса читал нам книжки, даже когда мы были старшеклассниками. Это были настоящие короткие моноспектакли, так как папа читал очень выразительно, "по ролям", не хуже профессиональных актеров. Сначала это были детские произведения, затем - русская классика: Пушкин, Тургенев, Паустовский. Любил дискутировать с детьми на различные темы (философия, политика, фильмы, книги, градостроительство и пр.), забывая про время. В этих дискуссиях он учил нас аргументировать и убеждать, основываясь на фактах, а не на мнениях. На семейных праздниках играл на своем любимом инструменте - мандолине, чудесно пел, знал на память много песен.

Приходящим в дом гостям никогда не было скучно. Хорошо запомнила случай, когда однокурсница старшего брата Сергея во время бурной дискуссии сказала: "Мне дома пирожные надоели, а у вас черный хлеб с солью вкусно!"

Он был страстным человеком, если что-то брался делать, то - с полной отдачей. Папа очень многое умел делать руками - по дому практически все. И когда его не стало, я поняла, каким редким сочетанием умений и способностей он обладал: и диссертацию докторскую защитить и дом построить. Он и меня научил по-настоящему работать: ставить цель, выделять главное и настойчиво достигать задуманного.

Не могу не отметить очень важного, на мой взгляд, папиного качества - искренности и честности. Я не помню случая, чтобы он лгал или лукавил, он всегда говорил то, что думал, даже если это кому-то и не нравилось. И слова его никогда не расходились с делом. Его кредо: "Если заявился на что-то, то сделай, а не можешь, так не болтай попусту".

На вечеринках, как правило, был душой компании - анекдоты рассказывал и разные интересные случаи из жизни. Даже когда землю копал на даче или доски строгал, он при этом песни пел.

Его любимой фразой была:

"Счастье, это когда по утрам

Сотрудники кафедры на даче у Николая Фроловича (1985)

В Пермском университете Николай Фролович проработал до конца жизни.

Здесь он раскрыл свой талант ученого и учителя. В научной деятельности Николай Фролович исходил из убеждения, что имеет смысл заниматься лишь теми проблемами, которые вытекают из практики, а не теми, которые можно решить. Это убеждение привело его к сотрудничеству с различными предприятиями: Волжским трубным заводом, Пермскими заводами им. Дзержинского, им. Ленина, СКТБ погружных электродвигателей г. Харькова, конструкторским ПО "Турбобур", ПО "Новомет" и др. Особенно тесно Николай Фролович в течение многих лет сотрудничал с Пермским филиалом НИИ буровой техники (ПфВНИИБТ).

Изучая динамику турбобуров, Николай Фролович первым понял и детально исследовал изгибные колебания компоновки низа бурильной колонны. Им было поставлено и решено несколько совершенно новых задач механики . Теоретические исследования обсуждались с конструкторами забойных двигателей и, по их признанию, помогали им глубже понять работу этой машины, вносить улучшающие конструкцию изменения.

хочется на работу, а с работы - домой". Папа часто повторял: "Я счастливый человек: у меня прекрасная семья и любимая работа!"

Дубравин Ю.А., Пестренин В.М. Памяти коллеги и учителя // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Математика. Информатика. Механика. Пермь, 2003. Вып. 5. С.134-135.

Вспоминает генеральный директор ЗАО "Гидробур-сервис" Эрнст Николаевич Крутик: "Выполняя работу по хоздоговору с ПфВНИ-ИБТ, Николай Фролович часто приходил к нам, в отдел турбобуров, где общался с руководителями отдела и будущими изобретателями винтового многозаходного двигателя С.С.Никомаровым, Н.Д.Деркачом и другими специалистами. Он получал от нас сведения о конструкциях двигателей, буровых долот, других устройств, о процессе и особенностях углубления скважин, осмысливал и превращал их в математические модели, пригодные для теоретического исследования.

Помню, как, выяснив, что забой бурящейся скважины является не плоским, а "ухабообразным", он через некоторое время пришел к нам с теоретическим обоснованием параметров этой "ухабообразности" - количеством, высотой (глубиной) выступов и впадин, воздействием их (выступов) на динамику процесса. Мы были удивлены, насколько это совпало с результатами экспериментальных исследований отечественных и зарубежных

*

буровиков. Более того, он доказал, что только волнистый забой, а не плоский, является устойчивым в процессе бурения. Творческое сотрудничество между Пф ВНИИБТ, в котором впервые в мире были созданы многоза-ходный винтовой двигатель и промышленная конструкция редукторного турбобура, и кафедрой твердого деформируемого тела III У позволяло совершенствовать методики расчетов двигателей на прочность, повышать их надежность. Многие студенты, выполнявшие дипломные работы по тематике договора - А.Соломоник, А.Кобитянский, Г.Филонова, А.Анисимов, Л.Лурье, М.Бобров и другие - впоследствии успешно работали в ПфВНИИБТ.

Мне лично помощь Николая Фроловича потребовалась для решения задачи о системе защиты редуктора от попадания в этот механизм, заполненный маслом, абразивной буровой жидкости. Вопрос заинтересовал Николая Фроловича, мы работали по вечерам у него дома. Там я познакомился с его удивительной многодетной семьей, красивой и всегда радушной супругой Екатериной Михайловной. Решение задачи растянулось на несколько встреч. Очень часто Николай Фролович вдруг находил новые повороты в решении задачи, приводившие к более глубокому ее пониманию. В процессе кропотливой работы мы пришли к результатам, позволившим применить их в новых разработках. Он всегда очень радовался, когда теоретические исследования приводили к полезным практическим результатам.

Многие годы Николай Фролович был членом Ученого совета Пф ВНИИБТ. Его участие, точные вопросы докладчикам, взвешенное и глубоко аргументированное мнение играли большую роль в принятии Советом правильных решений. Иногда мы вместе с другом и коллегой Николаем Дмитриевичем Дерка-чом тепло вспоминаем о Николае Фроловиче, его математических средах, на которых бывали не только коллеги по кафедре, но и представители других коллективов, о его способности увлечь коллектив интереснейшей работой, о его блестящем таланте рассказчика и юмориста. В тех разработках, которые были выполнены в Пермском филиале ВНИИБТ, в их совершенствовании есть и значительная доля выдающегося ученого, интеллигентней-

шего человека, профессора ПГУ Николая Фроловича Лебедева".

Профессор Н.Ф. Лебедев (1986)

Очень много внимания уделял Николай Фролович своим ученикам - аспирантам. Как правило, он встречался с ними у себя дома. В обсуждении постановок задач и полученных результатов никогда не давил своим авторитетом, ориентировал на самостоятельный поиск научной истины. Очень щепетильно относился к научному результату. Придумывал способы его проверки. Допускал работы к публикации, если сомнений в достоверности результатов уже не оставалось. Соавтором он выступал только в тех случаях, когда действительно вносил существенный вклад в исследование.

Рассказывает его аспирант Евгений Колонский: "Николай Фролович предложил мне задачу математического моделирования процесса наклонно направленного бурения скважин, предупредил, что неудачные попытки решения уже были. Каждую неделю мы встречались у него дома и обсуждали предлагаемые мной домашние заготовки. Николай Фролович часто не соглашался, предлагал свои варианты, я пытался ему возражать. Екатерина Михайловна поддерживала нас чашечками горячего какао. В конце концов, мы нашли тот единственный верный путь, который и привел к успеху. Задача решилась. На предзащиту мы с Николаем Фроловичем

поехали в Московскую геологоразведочную поддержку Николая Фроловича я ощущал по-академию (МГГА), в вотчину буровиков, к стоянно. На мою основную статью по теме корифеям наклонно направленного бурения, авторам учебников по буровому делу. Я, конечно, волновался. По дороге Николай Фролович очаровал наших девушек-попутчиц по купе. Характерно, что он всегда становился центром компании. Окружающие относились к нему с большой симпатией. Математическая модель, предложенная в нашей работе, первоначально вызвала отрицание у членов ученого совета МГГА. Состоялась дискуссия, в которой нам (в первую очередь, Николаю Фроловичу) удалось убедить оппонентов в нашей правоте. Работу приняли к защите. Мы оба были тогда счастливы. Я благодарен Николаю Фроловичу за его школу и предоставленную мне возможность пройти рядом с ним частичку пути научного поиска".

Особенно ярко неординарное научное мышление Николая Фроловича проявлялось на семинарах. Он очень любил интеллектуальные дискуссии и своими бесчисленными вопросами часто ставил докладчика в тупик, а затем сам же помогал ему выбраться из затруднительного положения.

Рассказывает ученик и коллега по работе Борис Львович Гиршик: "Николай Фролович обладал редким пониманием физической сущности изучаемых явлений, свойственным немногим ученым. На уровне интуиции он мог предсказать качественное решение многих задач. Общаясь с Николаем Фроловичем, мы учились у него тому, чего не найдешь в книгах - искусству строить простые модели сложных задач и получать простые красивые решения. Хочется отметить еще одну редкую черту его характера - он радовался научным достижениям других (коллег, аспирантов), может быть, даже больше, чем своим собственным".

Широкая эрудиция в области механики привлекала к Николаю Фроловичу не только молодых людей, но и сотрудников предприятий, чтобы получить консультацию для решения производственной проблемы, коллег по работе для обсуждения научных результатов и даже представителей транспортной милиции, чтоб получить экспертную оценку транспортного происшествия.

Вспоминает Анатолий Николаевич Верещагин: "Мы работали на одной кафедре, и

кандидатской диссертации из редакции журнала "Известия вузов. Машиностроение" пришла отрицательная рецензия. У меня опустились руки. "Не отчаивайтесь, - сказал Николай Фролович, ознакомившись с рецензией и статьей, - просто не разобрались". Николай Фролович помог написать ответ на рецензию, и статья без каких-либо изменений была напечатана в журнале. В другом случае при выполнении хоздоговорной работы мне потребовалось экспериментальное исследование при действии больших массовых сил. В университете была построена центрифуга, на которой достигались ускорения 100-150§. Этого оказалось недостаточно. Обсуждение проблемы с Николаем Фроловичем привело к неожиданному решению - поместить центрифугируемые модели в тяжелую жидкость (ртуть или сплав Вуда). Это позволило получить при тех же оборотах центрифуги эффект, эквивалентный увеличению испытательных нагрузок почти на порядок". Новый способ нагружения модели на центрифуге был признан изобретением. Результаты экспериментов демонстрировались на ВДНХ СССР, авторы изобретения - Н.Ф.Лебедев, А.Н.Ве-рещагин, а также Пермский университет были награждены бронзовой медалью выставки.

Основные научные достижения Николая Фроловича в период его работы в Пермском университете касаются динамики забойных двигателей. В этой области им написана монография (1981) и защищена докторская диссертация (1983). Высокий научный уровень его публикаций и публикаций его многочисленных учеников признавался коллегами, называвшими научный коллектив, объединившийся вокруг Николая Фроловича, "школой Лебедева".

Николай Фролович ушел из жизни в 2003 г. в возрасте 83 лет. Он оставил воспоминание о себе как о бескорыстном талантливом ученом, доброжелательном коллеге, незабываемом учителе, музыкально и спортивно одаренном человеке, любящем муже, заботливом отце.

Мы храним память о нем и благодарны Судьбе за предоставленную в нашей жизни возможность знать этого замечательного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.