а
1АМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
С. В. Лебедев
Николай Федорович ЬунАков
(1837 -1904) (К 175-летию со дня рождения)
УДК 371.4
ББК 74.03(2) Бунаков Н. Ф.
В статье рассматривается биография выдающегося педагога народной школы Николая Федоровича Бунакова, основные этапы его педагогической деятельности.
Ключевые слова: Н. Ф. Бунаков, народная школа, сельский театр, учи-
тельские съезды.
S. V. Lebedev Nikolay Fyodorovich Bunakov (1837-1904) (in connection with 175th anniversary)
The article presents a biography of the outstanding pedagogue of the people’s school Nikolay Fyodorovich Bunakov and the main periods of his pedagogical activity.
Key words: N. F. Bunakov, people’s school; country theatre; teachers’ conventions.
Николай Федорович Бунаков родился 26 ноября 1837 г. в г. Вологде в семье Ф. Н. Бунакова, служившего правителем канцелярии при вологодском военном губернаторе. В возрасте 9 лет Н. Бунаков поступил
в Вологодскую классическую гимназию, которую окончил в 1854 г. Перед семнадцатилетним юношей открывались три наиболее привлекательные для него пути. Прежде всего, его интересовала научно-исследова-
тельская работа; он с большим желанием занимался литературой, что определяло его стремление посвятить свою жизнь литературной деятельности; наконец большое уважение к педагогическому труду, возникшее у Бунакова, утверждало его в намерении начать свой практический путь народным учителем. Сдав экзамен на право преподавания русского языка в уездном училище, Н. Бунаков был назначен в Тотьму — глухой провинциальный городок. Однако трудности не испугали Бунакова, а заставили его вдумчиво и серьезно работать над собой. Значительную роль в этом сыграло чтение педагогической литературы. Особенно внимательно он следил за выходящими в то время педагогическими журналами, затрагивавшими важнейшие вопросы воспитания и обучения детей. Не удовлетворяясь существовавшей постановкой обучения в училище, Н.Бунаков пытался самостоятельно отыскивать пути к достижению лучших результатов. Его уроки выделялись среди уроков других учителей своей живостью, увлекательностью. Для прочности и сознательности усвоения учащимися предмета, закрепления материала, самостоятельной работы им были составлены специальные «Записки по элементарной грамматике», представлявшие сравнительно простой и доступный для учащихся курс грамматики. Творческие начинания в педагогическом деле выдвинули Бунакова в число лучших педагогов среди учителей губернии, и в 1859 г. ему было предложено пере-
ехать в Вологду, работать в уездном училище [1. С. 12].
Наряду с учительской работой Н. Бунаков успешно занимался разносторонней литературной деятельностью и исследованиями по истории Вологодского края. Им были написаны: монография «Вологда в начале XVII в.», статьи: «Очерк народного образования в Вологодской губернии», «Новые материалы для определения народной образованности в Вологодской губернии», были записаны народные песни «Об Анике-вои-не» и «О пребывании Ивана Грозного в Вологде», а также ряд публицистических статей, отражавших различные стороны хозяйственной и общественной жизни Вологодского края. В 1864 г. Н. Бунакову предложили перевод в Полоцкое дворянское училище, однако, не приняв его, он направился в Петербург, решив посвятить себя педагогическому труду.
Принятому решению в значительной степени способствовали его встречи с К. Д. Ушинским, который в это время вернулся из-за границы: «Мне приходилось несколько раз бывать у него, беседовать с ним об учебновоспитательном деле. Тогда он был в самом радужном настроении, широкие планы роились в его голове и светлыми надеждами была полна его душа ... Он держал себя просто и приветливо, а когда заходила речь об учебно-воспитательном деле — весь расцветал и увлекался разговором, забывая время, которым тогда очень дорожил» [1.
С 15].
Будучи в Петербурге, Н. Ф. Бунаков также имел возможность познакомиться с работой бесплатной школы, руководимой известным в то время педагогом Ф. Ф. Резенером, обучение в которой строилось на началах свободы и уважения личности. Непосредственные наблюдения, а также беседы с педагогами по различным вопросам учебно-воспитательного дела с новой силой захватили мысли и чувства Н. Ф. Бунакова. Стремясь заняться серьезным практическим делом, Бунаков в 1866 г. переехал в г. Воронеж, где ему представилась возможность работать в качестве преподавателя русского языка в Воронежской военной гимназии.
Работая в военной гимназии, он быстро подметил те недостатки в подготовке детей, с которыми они поступали в гимназию и которые сильно тормозили обучение. Чтобы устранить эти недостатки в первоначальной подготовке детей, намеревавшихся поступить в средние или другие учебные заведения повышенного типа, с одной стороны, и, с другой, — чтобы облегчить возможность поступления в гимназию детям малосостоятельных родителей, Н. Ф. Бунаков в 1867 г. организовал первоначальную школу с двухгодичным сроком обучения. Дети обучались обычным для начальных школ предметам: закону Божию, чтению, письму, арифметике и, кроме того, рисованию и черчению, наглядной геометрии и иностранному языку. Проводились также уроки пения, гимнастические упражнения и игры.
Применение, каких бы то ни было телесных наказаний в школе, категорически запрещалось. Вся педагогическая работа строилась на принципах: уважения личности ребенка, содержательности, доступности и привлекательности занятий, положительного примера учителя и т. д. Н. Ф. Бунаков руководил работой учителей и сам давал уроки. Ему хотелось возможно конкретней определить методические пути и приемы, при помощи которых сравнительно быстро достигалось бы прочное овладение детьми определенной суммой знаний и навыков и одновременно развивалось бы их мышление, способность самостоятельно думать, умело выражать свои мысли устно и письменно. В этом плане Н. Ф. Бунаков внимательно изучал пути и формы проведения эвристической и катехизической беседы, уроков объяснительного чтения, экскурсий, разнообразных видов самостоятельной работы детей.
Опыт работы школы, выводы и заключения, по тем или иным вопросам обучения и воспитания детей, освещались в публиковавшихся ежегодно отчетах Н. Ф. Бунакова по школе. Этот опыт был широко использован им и для составления учебников, книг для чтения и методических руководств в начальной школе. За время работы в Воронежской первоначальной школе им были составлены: «Азбука и уроки чтения» и руководство к этой книге; «Книжка-первинка»; книга для чтения «В школе и дома».
В 1872 г. он был приглашен в ка-
честве лектора на Всероссийский учительский съезд, в котором участвовало 700 учителей и деятелей народного образования. Курс лекций, прочитанный Н.Ф. Бунаковым для участников съезда, был издан потом под общим названием «Родной язык как предмет обучения в народной школе».
Выступление Бунакова перед участниками I Всероссийского учительского съезда положило начало его большой плодотворной работе среди народных учителей. Продолжая учительскую деятельность в Воронежской, а затем в Петинской школе, он в последующие годы своей жизни выезжал для чтения лекций и руководства работой учительских съездов и курсов, проводившихся в различных городах страны. Он побывал в Костроме (дважды), в Пскове, Великих Луках, Ирбите, Нижнем Тагиле, Шадринске, Курске, Тамбове, Херсоне, Одессе, Ярославле и других городах.
Помимо лекций и докладов, с которыми Н. Ф. Бунаков выступал на съездах и курсах, он давал и практические уроки, на которых показывал, как следует пользоваться в практике общепедагогическими и методическими положениями, советами и указаниями. В знак глубокой признательности передовое учительство России присвоило Н. Ф. Бунакову почетное звание «учителя народных учителей».
Материал лекций, прочитанных Н. Ф. Бунаковым на различных курсах и съездах учителей, был издан отдельной книгой: «Школьное дело». О своем многолетнем опыте работы
среди народных учителей, Бунаков рассказал в книге «Как я стал и как перестал быть учителем учителей».
В 1875 г. Министерством народного просвещения были введены «Правила», согласно которым учительские съезды заменялись учительскими курсами, на которых лектора должны были читать лекции, а участники курсов слушать их. Свободный обмен мнений не допускался.
По распоряжению властей Н. Ф. Бунакову было запрещено руководить съездами. По этому поводу он писал: «Руководство съездами народных учителей у меня было отнято, и это было для меня тяжелым ударом не в материальном, а в нравственном отношении, мне предстояло лето без той живой работы, без того симпатичного общества молодежи, работающей в народных школах, без тех сладостных волнений, которые стали самым дорогим интересом моей жизни» [2.
С. 23]
Разрешение на участие в учительских съездах было дано Н. Ф. Бунакову только в 1881 г., но в 1884 г. его вновь отстраняют от этой работы как неблагонадежного с точки зрения государственно-административного аппарата.
Решение чиновников вынуждает Н. Ф. Бунакова покинуть Воронеж и 1884 г. переехать в село Петино Воронежской губернии. Приобретя на свои сбережения небольшое имение, 22 октября 1884 г. в специально построенном помещении он открывает начальное народное училище.
Н. Ф. Бунаков с самого начала существования училища прилагал все усилия к тому, чтобы охватить обучением всех детей местных жителей. В этих целях он вел разъяснительную работу среди населения, оказывал материальную помощь особо нуждавшимся семьям, а для детей из отдаленных сел и деревень при училище был устроен интернат. Опытный педагог существенно расширил содержание образования начальной народной школы: помимо обучения чтению, письму и счету, вводились занятия по истории, географии и литературе, изучению природы. Особое внимание уделялось светскому пению, которое считалось важным средством эстетического воспитания. Помимо классных занятий с учащимися, проводились работы на специально отведенном для школы земельном участке, главным образом, по садоводству и огородничеству.
Применяя разнообразные методы и приемы обучения, широко используя различные виды наглядности и лабораторно-практические работы, Н. Ф. Бунаков считает самостоятельную работу ценным средством развития творческого мышления. Важнейшей задачей курса «родной язык» является формирование умения грамотно и культурно излагать свои мысли, которая обусловила логику построения учебного содержания. Начиная с первого года обучения, вводятся сочинения, которые постепенно усложняются: от описания рассмотренного предмета или картины при помощи поставленных учителем вопросов, - к выполне-
нию подобных работ без руководства учителя, описание проведенного дня в школе и т. д. В старшем классе, дети пишут сочинения на темы, требующие применения исторических, географических и иных знаний. Важнейшим критерием оценки детских работ было не только грамотное, но и живое, художественное изложение материала. Такая практика, по мнению Н. Ф. Бунакова, способствовала развитию в детях любознательности, наблюдательности, уменья анализировать и обобщать виденное и пережитое, вооружала их умением выражать свои мысли в письменной форме, наиболее приемлемой с точки зрения литературного языка.
Деловая атмосфера в школе, соблюдение детьми установленного порядка, поддержание в школьных помещениях чистоты и уюта, обеспечивали дисциплину на уроках и четкую организацию образовательного процесса. Отрицая телесные наказания и другие грубые средства насилия над личностью ученика, Н. Ф. Бунаков обращал особое внимание на авторитет учите -лей, внутреннюю организацию пространства школы, специфику жизнедеятельности детского коллектива. Он делал все, чтобы добиться от учителей самого аккуратного и добросовестного отношения к делу и примерного поведения, чтобы внешнее и внутреннее устройство школы было привлекательным, чтобы установленный школьный распорядок строго соблюдался, чтобы школа была обеспечена всеми необходимыми пособиями для учебных и
внеклассных занятий детей. И в самом деле, Петинская школа располагала большим набором наглядных пособий, многими приборами, необходимым комплектом учебников и учебных книг и библиотекой, в которой насчитывалось до 800 книг для внеклассного детского чтения.
Предъявляя высокие требования к себе как учителю и педагогическому коллективу в целом, Н. Ф. Бунаков был требователен и по отношению к детям. Он внимательно следил за тем, чтобы дети не допускали безответственного отношения к своим обязанностям, чтобы каждое начатое дело доводилось ими до конца и выполнялось, по мере сил, хорошо. В требовательном отношении к детям Бунаков не видел ничего плохого, если оно основано на разумном и искреннем стремлении учителя сделать ребенка знающим, умеющим, культурным, воспитанным, на глубокой уверенности в том, что, при соответствующем руководстве и помощи, ребенок может быть таковым, на умении сочетать высокую требовательность с высоким уважением личности ребенка, с гуманным отношением к нему.
Помимо внеклассного чтения, в Петинской школе проводились литературные и музыкальные вечера, вечера, посвященные памяти замечательных русских писателей и деятелей культуры. К участию в них привлекались родители учащихся и местные жители. Бунаков считал эти мероприятия важными и необходимыми по следующим причинам: во-первых, они
содействовали повышению культурного уровня населения, во-вторых, помогали сближению школы с населением, повышали авторитет школы, усиливали интерес и внимание к школе со стороны местных жителей.
Н. Ф. Бунаков был врагом всякого стремления избавить школу от какого бы то ни было вмешательства в ее дела со стороны населения и прежде всего родителей. Он высказывал убеждение в том, что школа только тогда станет успешно развиваться, когда тесно будет связана с народом, когда встретит с его стороны сочувствие, заботу и внимание и, наконец, когда постоянно будет чувствовать свою ответственность перед ним. Чтобы справиться с этой задачей, педагог ввел в практику школы ежегодные публичные отчеты школы перед населением.
Богатый опыт организации образовательного процесса в Петинской школы Н. Ф. Бунаков использовал как наглядный авторский материал для своих учебных книг. Опираясь на этот опыт, он подверг серьезной переработке книгу для чтения «В школе и дома», значительные поправки внес в «Азбуку» и «Книжку-первинку», составил новую книгу для чтения «Живое слово» и написал ряд педагогических статей, вошедших в сборник «Сельская школа и народная жизнь».
В 1888 г. Н. Ф. Бунаков организовал в Петине самодеятельный «крестьянский театр», исполнителями ролей в котором были ученики школы, а художественным руководителем «театра» стал сам Николай Федорович.
Спектакли, очень нравившиеся местному населению, скоро стали известными далеко за пределами Петина и послужили толчком к развитию драматических кружков и в других районах страны.
В 1902 г., после выступления на заседании комитета сельскохозяйственной промышленности, в котором Н. Ф. Бунаков смело и очень остро критиковал существовавшие тогда «порядки» и требовал коренного изменения их, он был вначале арестован, а потом выслан под гласный надзор полиции в г. Острогожск Воронежской губернии с запрещением заниматься какой бы то ни было педагогической и просветительной деятельностью.
Петинская школа и театр были закрыты, а здание школы Н. Ф. Бунаков пожертвовал для народного дома в Воронеже.
Насильно оторванный от своего любимого дела, лишенный живой практической работы, он в последние годы своей жизни занимался только литературным трудом. Незадолго до смерти талантливому педагогу-прак-тику, знаменитому организатору учительских съездов была возвращена свобода и право заниматься общественной деятельностью, но ссылка и глубокие переживания окончательно подорвали здоровье и 8 ноября 1904 г.
Н. Ф. Бунаков скончался от тяжелой болезни [3].
Список литературы
1. Соловьева, В. Д. Педагогические взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова / В. Д. Соловьева; под ред. члена-корр. АПН РССР, проф. В. З. Смирнова. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 181 с.
2. Бунаков, Н. Ф. Моя жизнь / Н. Ф. Бунаков // Спб.: Б. и., 1909. - 594 с.
3. Бунаков, Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков // М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 412 с.