0-1. £.фимов
Николаевский Княжицкий монастырь
Николаевский мужской монастырь в Кияжицкой пустыни остаётся одной из самых малоизученных православных обителей на Псковской земле. Предположительно он был основан в самом конце XVII века или в самом начале XVIII в. и просуществовал до издания Штатов 1764 г. Монастырь располагался в Заклинской засаде Псковского уезда Псковской земли. До основания монастыря здесь находился Псковлянский погост — административный центр Псковлянской (Псколян-ской) губы Заклинской засады. В псковских писцовых книгах 1585-87 гг. в Псковлянском погосте Псковлянской губы стояла деревянная церковь Николы Чудотворца, за которой в разных губах во владении числилось 12 пустошей. На погосте было 4 двора причта и один бобыльский двор. В писцовой книге 1627 г. значится Псколянская губа, а в обыскной книге 1630-31 гг. — Псколянская (Псков-лянская) губа и церковь Николая Святителя на погосте. В переписной книге 1646 г. эта губа в качестве административного округа уже не упоминается, что. вероятно, связано с запустением церкви Николая Чудотворца.
В писцовой книге 1693-94 гг. значится пустая церковь Николы Псковлянского погоста в Псковлянской губе, которая по писцовой книге 1627 г. имела во владении 11 пустошей. Однако по обыску 1693-94 гг. оказалось, что у четырёх пустошей в Псковлянской губе, пяти пустошей в Вельской губе и одной пустоши в Жеглицкой и Полицкой губе, относившихся в 1627 г. к вотчине Николаевской церкви, уже были другие владельцы. Одному из этих владельцев его пустошь была дана в поместье из пустохрамных земель в 1678 г., а другому — в 1681 г. Все эти пустоши в 1694 г. отошли к вотчине Псковского архиерейского дома. Скорее всего, что и пустая церковь Николая Чудотворца тоже оказалась приписанной «к Троицкому дому, к архиерейским вотчинам». Вероятно, что вскоре после 1694 г. Ефимов Алексей Николаевич — краевед, инженер-строитель (г. Псков)
упразднённая приходская Николаевская церковь в Псковлянском погосте была обращена в монастырскую. Ранее публиковавшееся утверждение историка Н. Н. Маслениковой о том. что она встречала упоминание о Николаевской церкви Княжицкого монастыря в писцовых книгах 1620-х гг., требует проверки. видимо, там значилась не монастырская, а приходская Николаевская церковь Псковлянского погоста.
В разных источниках XVIII в. церковь Николы Чудотворца и сам мужской монастырь называются по-разному: Николаевская церковь в Княжице. Николаевская церковь Княжицкой пустыни. Николаевская церковь с Княжиц. Княжицкий монастырь при церкви Николая Чудотворца. Николаевский Княжицкий монастырь. Николаевская Княжицкая пустынь. Мы знаем, что пустынью называется монастырь, находящийся в отдалённом пустынном месте. В переписной книге 1709 г. значится Николо-Княжицкое подворье в Пскове, в Житницкой сотне. Это подворье сгорело в пожаре 1710 г. В библиотеке Троицкого собора ранее хранился «Сборник из 71 слова», который был издан в сентябре 1700 г. в Москве и который поступил в кафедральный собор из Никольского монастыря Княжецкой пустыни. Это может говорить о том. что Николо-Княжицкий монастырь был первоначально приписан к Троицкому архиерейскому дому, а потом стал самостоятельным. Следующее упоминание об этом монастыре относится к 1714 г., когда крестьянин Старорусского уезда Иван Прохоров в марте 1714 г. «сошел из дома и поселился в пу-стыньке Княжице Псковского уезда Николая Чудотворца у строителя Устина».
По ревизской сказке 1719 г. в подмона-стырской слободе Николаевского Княжицкого монастыря стояли крестьянские дворы Кирилла Никитина 30 лет, Пимена Михайлова 40 лет и Василия Михайлова 50 лет от роду. В ревизских сказках о монастырских крестьянах Псковской провинции за 1744 г. в
Jfc/coé №54 202/
подмонастьфской слободе было 4 крестьянских двора и насчитывалось 11 мужских душ. Эту сказку составил дьячок Княжицкого монастыря Фёдор Иванов. Крестьян Кирилла Никитина, Пимена Михайлова и Василия Михайлова уже не было в живых, также к этому времени умерли дети двоих из них — Гаврила Кириллов, Никифор Кириллов и Иван Пименов. В подмонастьфской слободе в 1744 г. жили Михей Пименов, Никита Васильев, Леонтий Васильев и Лаврентий Васильев со своими семьями. Михею Пименову было 32 года, у него имелись сыновья Антип 10 лет, Архип 8 лет и Сидор одного года от роду. У 36-летнего Никиты Васильева были сыновья Алексей 9 лет и Никифор 2 лет от роду. Леонтию Васильеву было 32 года, у него был двухлетний сын Артемий. В переписной книге 1748 г. говорится, что «по скаске 744 г., декабря 18 дня Княжицкого монастыря при церкве святого Николая Чудотворца приходских 4 двора» и значится дьячок этого монастыря Фёдор Иванов 65 лет. Княжицкий монастьфь относился к Шестизасадному заказу Псковской епархии. В 1744 г. сын дьячка Фёдора Иванова — Стефан, которому было 12 лет, обучался в школе славяно-латинской грамматики при Псковской епархии.
Многочисленные упоминания о Кня-жицком Николаевском монастыре можно найти в метрических книгах и исповедных росписях Дмитриевской церкви Моло-жанского погоста, начиная с 1750 г. После упразднения церкви Николая Чудотворца в Псковлянском погосте большая часть территории Псковлянской губы отошла к соседней Моложанской губе. При Княжицком монастыре было 4 приходских двора, и крестьяне, жившие в подмонастьфской слободе, крестили в Моложанской церкви своих детей, исповедовались, отпевали умерших родственников, здесь же венчались молодые пары. В метрической книге 1750 г. говорится: «Княжицкого монастьфя дьячка Фёдора [помер] сын ево Стефан», а в метрической книге за 1754 г. есть такая запись: «Княжицкого Николаевского монастьфя у крестьянина Леонтия Васильева [родилась] дочь Акилина». В метрической книге за 1764 г. значится, что: «Николаевской Княжицкой пустыни слободки [померла] Авдотья Яковлева крестьянская
девица». В исповедной росписи Дмитриевской церкви Моложанского погоста за 1754 г. значатся Княжицкого монастьфя Николаевской церкви дьячок Тимофей Игнатьев и Княжицкого монастьфя 4 крестьянских двора с 19-ю душами: двор Никиты Васильева, двор Леонтия Васильева, двор Михея Пиме-нова и двор Митрофана Петрова.
В исповедной росписи Моложанского погоста за 1771 г. в подмонастьфской слободе Николаевского Княжицкого монастьфя проживали 37 душ обоего пола. Старейшим жителем слободы был крестьянин Никита Васильев 87 лет, у него была жена Акилина 81 года; их сын Алексей Никитин 38 лет был женат на Домне Дмитриевой 33 лет, от которой был сын Гавриил 14 лет. У Никиты Васильева ещё были старшие сыновья: Никифор Никитин 32 лет, женатый на Агафье Даниловой 29 лет, Яков Никитин 27 лет и Захар Никитин 20 лет. Крестьянин Леонтий Васильев 61 года был женат на Настасье Семёновой 60 лет, у них имелись дочери Пелагея 19 лет и Акилина 16 лет; у их сына Артемия Леонтьева 25 лет была жена Анастасия Григорьева 24 лет. Михей Пименов 59 лет жил со второй женой Фёклой Никитиной 55 лет, у них были дети Иоанн 18 лет, Татьяна 16 лет и Февро-ния 14 лет, и с ними же жили Михеевы дети: Евдокия 23 лет, Максим 20 лет и Акилина 17 лет. Самый старший сын Михея Пименова — Антип Михеев 39 лет был женат на Агафье Сергеевой 36 лет, а другой сын Архип Михеев 38 лет имел жену Дарью Иванову 37 лет и новорождённого сына Ивана. Крестьянин Митрофан Петров 52 лет имел жену Агафью Андрееву 49 лет, сына Ивана 20 лет и дочь Матрёну 3 лет. В слободе также проживала пономарская жена вдова Татьяна Пименова 52 лет и её дети. Хотелось бы отметить, что во многих случаях возраст крестьян, указанный в метрических книгах за разные годы, не совпадает с годом их рождения.
В ревизских сказках о крестьянах в вотчине Псковского Архиерейского дома за 1762 г. есть такая запись: «Вотчины Княжицкого монастьфя Моложанской губы подмонастьфской слободы...», которая говорит о том. что этот монастьфь к тому времени был самостоятельным, не приписным. В ревизской сказке вотчин Псково-Печерского монастьфя
за тот же 1762 г. есть ещё одна подобная запись: «...крестьянин Степан Иванов у него жена Иринья Леонтьева взятая с вотчины Княжицкого монастыря тое же Моложанской губы с подмонастырской слободы». Во время секуляризационной реформы 1764 г., проведённой по указу Екатерины II, Княжицкий монастырь был упразднён, а Николаевская церковь стала приходской. Через шесть лет после упразднения монастыря, в 1770 г. деревянную Николаевскую церковь перевезли в Мельницкий погост Гдовского уезда на место сгоревшей там церкви и переосвятили во имя Святого Архангела Михаила. В Мельницком погосте она простояла до 1868 г., пока на её месте не выстроили каменный храм. Подмо-настырскую слободу после 1770 г. приписали к экономической вотчине, однако священники Моложанской Дмитриевской церкви даже после упразднения Княжицкого монастыря ещё в течение многих лет продолжали его указывать в метрических книгах. Вот, например, запись за 1765 г.: «Вотчины Княжиской пустыни Николаевской церкви отрок крестьянин Никифор Никитин [венчан] с девкой вотчины Псково-Печерского монастыря деревни Собин с крестьянской дочерью Акилиной Акинфиевой» или запись за 1775 г.: «Экономической вотчины у крестьянина подмонастырской Княжицкого монастыря слободы Якова Никитина родился сын Аверкий».
Деревня Княжицы впервые фигурирует в метрической книге за 1771 г.: «Вотчины Николаевского Княжицкого монастыря деревни Княжиц у крестьянина Архипа Михе-ева родился сын Иван... кума была Княжиц-кой подмонастырской слободы крестьянская жена Устинья Никитина». Т. е. в одной записи, сделанной при священнике Моложанской церкви Дометни Игнатьеве, указаны и деревня Княжицы и подмонастырская слобода. В «метриках» за 1771 г. есть и такая запись: «Княжицкой подмонастырской слободы у крестьянина вотчины Николаевского Княжицкого монастыря Артемия Леонтьева родился сын Евтихий». Находились ли деревня Княжицы и подмонастырская слобода рядом друг с другом, а потом они слились вместе, или же они были одним и тем же населённым пунктом, об этом точно не удалось узнать. В метрической книге за 1777 г. при том же
священнике Дометни Игнатьеве появилась деревня Слободка, так стали называть под-монастырскую слободу. Вот записи о деревне Слободке за 1777 г.: «Бывшаго Николаевского Княжицкого монастыря деревни Слаботки у Якова родился сын Тимофей» и за 1781 г.: «Вотчины Николаевского Княжицкого монастыря деревни Слабодки у крестьянина Никифора Никитина родилась дочь Ефросинья». Деревня Слаботка продолжала указываться в метрических книгах до 1782 г., даже при новом священнике Моложанской церкви Кирияне Моисееве: «Николаевского Княжицкого монастыря деревни подмонастырской Слоботки у Гаврилы Алексеева родилась дочь Федосья».
С 1783 г. в метрических книгах уже значилась только деревня Княжицы. В 1796 г. умер Архип Михеев, об этом в «метриках» значится так: «Вотчины Николаевской деревни Княжиц [помер] крестьянин Архип Михеев». Последние записи, где фигурировал Княжицкий монастырь, были сделаны в метрической книге за 1797 г. при священнике Кирияне Моисееве в сентябре месяце: «Вотчины Николаевского Княжицкого монастыря деревни Княжиц у крестьянина Якова Никитина [померла] жена Варвара Моисеева 52 лет» и в октябре месяце: «Вотчины Николаевского Княжицкого монастыря деревни Княжиц у крестьянина Кириллы Алексеева [родился] сын Логин».
Княжицкий Николаевский мужской монастырь, упразднённый в 1764 г., упоминает архимандрит Юрьевского Новгородского монастыря Амвросий в своём труде «История Российской иерархии», изданном в 1812 г. Упоминание о Княжицком монастыре есть и у митрополита Евгения (Е.А. Болховитино-ва) в его книге «История княжества Псковского», изданной в 1831 г.: «Княжицкий Николаевский, мужской, в Княжицком погосте, от Пскова к северу в 30 верстах». В 1890 г. В. В. Зверинский в «Материале для истори-ко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» указал об этой обители так: «Княжицкий-Николаевский, мужской, ныне деревня Монастырка, Псковской губ, и уезда, в 24 вер. к сев. от Пскова и в 17 вер. к вост. от оз. Псковскаго, недалеко от пог. Верхолино. Су-
Jfc/coß №> 54 202/
ществовал в XVIII ст. и упразднён в 1764 г.». В издании церковного историка И. К. Смо-лича «История Русской Церкви. 1700-1917» обитель значится как Псковский Княжицкий мужской монастьфь во имя Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских.
По итогам 4-ой ревизии, проведённой в 1781-83 гг., в деревне Княжицы насчитывалось 9 дворов 32 души мужского пола и 35 душ женского пола. Деревня Княжицы до 1798 г. относилась к ведомству казённой палаты экономических крестьян, затем при императоре Павле I была отдана во владение помещика командора Александра Арсеньева, вот об этом запись в метрической книге за 1798 г.: «Вотчины генерал-майора Александра Арсеньева деревни Княжиц у крестьянина Тимофея Яковлева [родился] сын Пантелеймон». В 1801 г. крестьянами деревни Княжицы стал владеть помещик командор Иван Матусов, о чём в «метриках» за 1801 г. есть такая запись: «Вотчины командора Ивана Матусова деревни Княжиц крестьянина Антипа Михеева [померла] жена Агафья Сергеева 60 лет». В 1803 г. деревня Княжицы поступила в вотчину казённого ведомства, а в 1834 г. — в ведомство Ораниенбаумского Дворцового правления, где и находилась до отмены крепостного права. В 1835 г. в Кня-жицах насчитывалось 12 дворов и 90 жителей, а в 1862 г. — 14 дворов и 118 жителей. В 1864 г. деревня Княжицы была отнесена к Соседненской волости Лужского уезда.
В 1803 г. старейшими жителями деревни Княжицы были Алексей Никитин 74 лет и его жена Домна Дмитриева 69 лет, Антип Михеев 69 лет, Яков Никитин 62 лет, Максим Михеев 49 лет, вдова Татьяна Пименова 79 лет, вдова Акилина Аникиева 64 лет и вдова Меланья Иванова 55 лет. Известно, что Антип Михеев умер в 1806 г., Алексей Никитин умер в 1807 г., вдова Домна Дмитриева и вдова Меланья Иванова — в 1815 г., Максим Михеев — в 1830 г. В 1835 г. в деревне Княжицы проживали четверо крестьян, родившиеся в бытность Княжицкого монастьфя: Евстафий Иванов 82 лет, Кирилл Алексеев 77 лет, Макар Никифоров 72 лет и Тимофей Яковлев 72 лет, а Василий Иванов 70 лет, Тимофей Артемьев 70 лет и Андрей Максимов 67 лет застали Николаевскую церковь в каче-
стве приходского храма. В 1837 г. в возрасте 85 лет умер крестьянин Евстафий Иванов, в 1841 г. в возрасте 82 лет — Василий Иванов, в 1842 г. в возрасте 78 лет — Макар Никифоров, а в 1853 г. в возрасте 89 лет — Тимофей Яковлев. В 1859 г., не дожив до отмены крепостного права всего два года, умер Тимофей Артемьев, в «метриках» указано, что ему было 88 лет, видимо, священник ошибся. И хотя Тимофей Артемьев был совсем маленьким, когда Николаевская церковь бывшего Княжицкого монастьфя ещё стояла на своём месте, но он, вне всяких сомнений, мог передать рассказы родного деда Леонтия Васильева и отца Артемия Леонтьева о монастыре своим детям и внукам, впрочем, как и другие старожилы.
В 1884 г. в деревне Княжицы была построена деревянная часовня Николая Чудотворца, она была приписана к Моложанской Дмитриевской церкви. По утверждению священника Моложанской церкви Иакова Черновицкого она находилась будто бы на месте упразднённого Княжицкого монастьфя, что вполне вероятно. Часовня Николая Чудотворца в деревне Княжицы указана на эстонской карте 1938 г., составленной по съёмке около 1929-32 гг., на правом берегу реки Псковы, к северу от деревенского кладбища, и обозначена как церковь. По одним устным свидетельствам Николаевская часовня сгорела во время войны, по другим — пустовавшая ветхая часовня Николая Чудотворца в Княжицах ещё стояла в 1957 г., дальнейшая её судьба неизвестна. Ещё лет десять назад местные жители хранили память о существовавшем когда-то Княжицком Николаевском монастыре, со слов одной из жительниц Княжиц мужчин в шутку здесь называли «княжицкими монахами».
По одним устным свидетельствам часовня Николая Чудотворца, а до неё и церковь, раньше стояли там, где сейчас находится деревенское кладбище, на горке рядом с протекающей рекой Псковой. Эта локация часовни не совпадает с местом, указанным на эстонской карте 1938 г. По другим свидетельствам Княжицкий монастьфь находился примерно в 250 метрах к югу от деревенского кладбища, на том же правом берегу реки Псковы, напротив места, где до войны
работала водяная мельница (она отмечена на эстонской карте 1938 г.). Таким образом, точное место расположения Княжицкого монастыря остаётся не выясненным. Ответ на этот вопрос могли бы дать, например, археологические изыскания.
В 2012-14 гг. в центре деревни Княжицы, на левом берегу реки Псковы, была построена деревянная часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Часть средств на её возведение предоставило местное охотхозяйство. другую часть средств пожертвовали местные жители и гости деревни. В октябре 2015 г. по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия состоялось официальное освящение Николаевской часовни, которое провели протоиерей Гдовского и Плюсского округа Василий
(Лупанов), настоятель Покровской церкви в селе Новоселье иерей Олег (Жук) и иерей Димитрий (Ульянов) из Струг Красных. Ныне население деревни Княжицы сильно сократилось; в 2016 г. здесь насчитывалось 22 постоянных жителя, тогда как, например, в 1965 г. там проживало 172 человека. Деревня значительно оживает в летний период, когда сюда приезжают многочисленные дачники из Пскова и Санкт-Петербурга.
Р. 8. Автор выражает искреннюю признательность за предоставленные архивные материалы доктору исторических наук Адриану Александровичу Селину и учителю истории МБОУ «СОШ № 18 имени Героя Советского Союза генерала армии В. Ф. Маргелова» Анне Борисовне Тарасовой (Харлашовой).
Основные источники
1. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Дд. 366, 370,402,421, 509, 513, 522, 523, 529, 533, 535; Оп. 112. Дд. 610, 632, 774, 942, 1432.
2. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 2707.
3. ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 1871; Оп. 2. Д. 1020; Ф. 22. Оп. 1. Дд. 333, 869.
4. Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии. Т. 4. М., 1812.
5. Болховитинов Е. А. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. Киев, 1831.
6. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии, вып. VIII, IX, X. СПб, 1880-е г.
7. Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. Т. 1.СП6,1903. №12/1714.
8. Новгородские писцовые книги изданныя Императорскою Археологическою комиссиею. Т. 5. Книги Шелонской пятины. СПб., 1905.
9. Суворов Н. С. Псковское церковное землевладение в XVI и XVII вв. Б. и., 1905-1907.
10. Харлашов Б. Н. Погосты и губы в Псковской земле XIV-XVI вв.: Дисс. ... канд. ист. наук, М., 1995.
11. Румянцева В. С. Территориальное и церковно-приходское устройство Псковской земли: (Данные по Псковскому уезду. 80-е годы XVI — 30-е годы XVII в. // Церковь в истории России, Вып. 3. М., 1999.
12. Харлашов Б. Н. Некоторые итоги изучения административно-территориального деления Псковской земли XVI-XVII вв. // Вестник РГНФ. № 3. 2001.
13. Постников А.Б. Переписные книги и ревизские сказки как источники по истории псковской церкви и духовенства последней трети XVII — первой половины XVIII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. №2. 2015.
14. Постников А. Б. Основные массовые источники РГАДА по истории псковской
15. Церкви и духовенства последней трети XVII — первой половины XVIII века // Археология и история Пскова и Псковской земли. Вып. 31. М., 2016.
Литература
1. Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии. Т. 4. М., 1812.
2. Болховитинов Е. А. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. Киев, 1831.
3. Постников А. Б. Переписные книги и ревизские сказки как источники по истории псковской церкви и духовенства последней трети XVII — первой половины XVIII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История, №2. 2015.
_ЛЬ/сае №>54 202/_
4. Постников А. Б. Основные массовые источники РГАДА по истории псковской Церкви и духовенства последней трети XVII — первой половины XVIII века // Археология и история Пскова и Псковской земли. Вып. 31. М., 2016.
5. Румянцева В. С. Территориальное и церковно-приходское устройство Псковской земли: (Данные по Псковскому уезду. 80-е годы XVI — 30-е годы XVII в. // Церковь в истории России. Вып. 3. М., 1999.
6. Суворов Н. С. Псковское церковное землевладение в XVI и XVII вв. Б. и., 1905-1907.
7. Харлашов Б. Н. Погосты и губы в Псковской земле Х1У-ХУ1 вв.: Дисс. ... канд. ист. наук, М., 1995.
8. Харлашов Б. Н. Некоторые итоги изучения административно-территориального деления Псковской земли ХУ1-ХУП вв. // Вестник РГНФ. № 3. 2001.
•ягы*«
оА ? .: Н ?о
„ о.-: \ ■ 0 о
•0..0//1
.. «л . I *
Деревня Княжицы на эстонской карте 1938 г. (по съёмке ок. 1929-32 гг.)
^ I ^ о п, ^ ч . .
_ "»^Нмси к-Ъ %
%4
- - ^ «Л
Метрическая книга за 1754 г. Николаевские церкви с Княжиц подмонастырской слободки...
г*11"' йм^А* -
ЯсГмЙ V ^
ЧттМе Ф\ ' 1 *
Метрическая книга за 1765 г. Вотчины Княжиской пустыни Николаевской церкви..,