Научная статья на тему '«Никогда нельзя привыкать к успеху»'

«Никогда нельзя привыкать к успеху» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Никогда нельзя привыкать к успеху»»

«НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ПРИВЫКАТЬ

К УСПЕХУ»

Первые ее работы, показанные публике, запомнились сразу. Непривычное для того времени смелое обращение к народным костюмам, использование натуральных материалов и украшений, изысканное сочетание цвета и декора - все это свидетельствовало о неповторимом авторском почерке. Позже ее моделям аплодировали искушенные зрители в Москве, Санкт-Петербурге и Каннах. Созданная ею красота объединяет и открывает двери многих залов мира без переводчиков... Ту первую коллекцию вечерних костюмов по якутским мотивам, с крохотными «парижскими» сумочками и пелеринками, моментально разобрали известные красавицы. Все они были женщинами европейского типа, а смотрелись в «этнических» северных платьях - глаз не оторвать. Неудивительно, что костюмы этого российского дизайнера одежды способны украсить любую женщину, высветить и достойно «обрамить» ее красоту.

Преподаватель факультета якутской филологии и национальной культуры Якутского госуниверситета Августина Николаевна Филиппова считается одним из лучших российских дизайнеров. Ее имя известно в профессиональной среде модельеров и дизайнеров одежды в странах СНГ и за рубежом. С ней дружат Вячеслав Зайцев и Татьяна Михайлова, ее коллекции украшают котируемые отечественные и зарубежные дефиле. У себя на родине Августина Филиппова - престижный и узнаваемый бренд, как алмазы, мамонты и полюс холода.

Августина Николаевна, сегодня Ваша жизнь кажется сказкой - признание, успех, поклонники, толпы людей желающих заказать именно у Вас платье или костюм... А как начинался Ваш путь ?

Шью с детства. Отец был мастеровит от природы, всё в доме и на усадьбе было сделано его руками. Он сам придумывал и делал нужные вещи, а еще любил и умел чинить всё - от I сложной техники до игрушек. Красотой и умными руками природа не обделила и мою маму, которая тоже умела делать всё. Я - старшая дочь, поэтому мне по всем приметам было предопределено родиться «с ножницами в руках».

С такими руками и умением Вы могли бы зарабатывать на безбедную жизнь везде, а шьете маленькие эксклюзивные коллекции, единичные вещи. Зачем Вам это ?

Вы правы, за каждым костюмом

Доцент факультета якутской филологии и национальной культуры Якутского госуниверситета, художник-дизайнер Августина Николаевна Филиппова.

упорный труд. Это научное изучение сохранившихся или реконструированных костюмов народов Севера и Сибири. Скрупулезное следование традиционным канонам шитья и оформления и постоянные поиски «нового прочтения» этнических традиций, тщательная отработка всех элементов, деталей и композиции костюма... При этом я шью не только для выставок, музеев и презентаций, но и костюмы для реальных деловых, успешных и состоявшихся людей. Среди них много таких, чей внешний вид - как бы профессиональное оружие.

Почему в Ваших работах всегда присутствуют национальные стилизации, этнические мотивы?

А это мой личный протест против уродства и убогости. Помните, в 70-80-е годы прошлого столетия на праздничной сцене, на экранах телевизоров, на страницах газет можно было видеть псевдо-этнические костюмы -аляповатые, сшитые из дешевых тканей «химических» расцветок, с грубыми узорами и украшениями. из жестянок от болгарских консервов. Это были уродующие людей, нищие, «немые», но якобы северные якутские одежды. Я была тогда юной девушкой, начинающей художницей и поклялась себе, что однажды сошью укра-

Вечернее платье - одна из первых вещей Августины Филипповой. Платье участвовало в конкурсе им. Натальи Ламановой (1995 г.).

шающую человека одежду, придающую ему уверенность и силу.

Что означает для Вас настоящий национальный костюм?

Костюм должен быть подлинным. Одежда народа -это отражение его души и культуры, язык, на котором ушедшие поколения говорят с ныне живущими. Каждый костюм, будь это женский или мужской, - воплощение народных традиций, он должен быть прекрасным и функциональным. Поэтому одежда любого народа: русского, таджикского, эвенкийского, якутского, - всегда «говорящая», несущая информацию о своем творце, выражающая историческую память.

Силуэт и орнамент любой национальной одежды формировались веками, продиктованы климатом, условиями жизнедеятельности, физическим типом людей, наконец. Почему же Ваши женские костюмы все так красивы и к лицу любой даме?

Ничего удивительно в этом нет. В моих женских костюмах комфортно чувствовали себя и француженки, и русские. Я шью вещи, в которых выражаю тысячелет-

нюю память своего народа о том, как нужно одеть Женщину. Какая задача стояла перед народным мастером? Уберечь девочку, девушку, женщину от всего негативного, что есть в окружающем мире, подчеркнуть женскую прелесть, социальный статус, высокое предназначение хранительницы жизни. Каждый элемент национального костюма женщины несет в себе защиту и благословение. В русских вышитых сорочках, в передниках эвенкиек, в серебряных украшениях якуток - везде вы увидите обереги.

Августина Николаевна, магическое воздействие дефиле Ваших костюмов испытали зрители многих залов. Как приходит вдохновение, способное творить такие вещи?

Каждый художник - дитя своего времени, своей земли. Что-то хранится в генетической памяти, в подсознании, а что-то продиктовано окружением, природой, близкими людьми и единомышленниками. Но сначала во мне рождается музыка... Начинается мелодия новой песни, она становится все отчетливее и громче, требует

По приглашению В. Зайцева коллекция А. Филипповой была представлена на конкурсе «Бархатные сезоны в Сочи» (1995 г.).

Стилизованный костюм из замши для юной девушки (2002 г.).

выхода, воплощения в узорах и цвете. Рука сама тянется к карандашу, появляется рисунок, второй, третий. Иногда рисунок костюма возникает сразу, но порой не хватает ночи, пока не увижу тот образ, который покажется отвечающим моим внутренним ощущениям. С таким вдохновением родились, например, платья «Эллэйада», «Хаа-ра кыталык («Черный стерх»)...

Трудно быть Художником - это истина не новая. А могли бы Вы состояться в другой ипостаси? Вы ведь учились рисунку, живописи, танцам, клубной режиссуре, и во всех этих сферах Вам тоже прочили твердый успех...

Мой долг на этой земле - одевать людей. Это моя миссия. От первых неуверенных рисунков одежды я шла к разгадке тайны костюма, чтобы он нес в себе наследие веков и дыхание современности. Путь этот был долгим, порой мучительным, похожим на крутую лестницу вверх. Но когда я стала достигать высоких ступеней, то увидела вершины и горизонт.

Насколько мне известно, «выход во всероссийский свет» Ваших работ как-то связан с именем российского Кутюрье Вячеслава Зайцева?

Да. Я повезла свои модели в Москву, на свой первый российский показ. Это было почти 10 лет назад. Волнова-

лась немыслимо, ведь до этого я не была в домах мод, на больших показах. Привезла костюмы, рисунки. Помощник-организатор показа, молодой человек, привел Вячеслава Зайцева - мэтра российской моды. Тот небрежно стал просматривать рисунки, потом все внимательнее и сказал: «Ну что же, художник у вас неплохой. Инте-ре-есненько...». Я сказала, что рисую сама. Он вскинул глаза: «Сама?! И шьете это все ... тоже сами?». Вообще, тот первый показ весьма памятен. Манекенщицы мне достались, скажем так, после разбора их ведущими модельерами Москвы и Петербурга. Они грустно и скептически смотрели на никому не известную женщину их Якутии. Тот же молодой человек, ухмыляясь, сообщил им, что они будут показывать этнические модели, типа шаманских и прочих ужасных языческих одеяний. Призвал, кстати, быстро вживаться в образы узкоглазых дикарок. А потом к девушкам обратилась я. Просто попросила их примерить на себя образы, навеянные романтикой Севера - белыми ночами, хрупкими стерхами, цветеньем якутского лета. Сначала неуверенно, но с шепотом растущего интереса симпатичные девушки стали надевать мои вещи.

Я знаю, что было дальше. Вас поставили дополнительным и последним номером в показе. После ставшим традиционным модного авангарда «а ля рюс», многочисленных подражаний европейским кутюрье объявили: «Якутский модельер Августина Филиппова». Кто-то громко засмеялся: «Модельер из Якутска?». И тут на подиум величаво выплыли сказочные творения. Невероятно красивые девушки в царственных нарядах - шагнувшие под свет софитов прямиком из якутской таежной тишины, с речных просторов, с ленских скал. Зрители замерли. В зал обратно ринулись репортеры, свернувшие было свою видеотехнику. Смотрели, как в первый раз смотрят в лицо Красоты и вечной Природы. И когда по подиуму прошлись образы, всколыхнувшие душу - то ли скифы, то ли кипчаки, то ли просто любимые лица со времен Ермака и Стеньки Разина, зал взорвался овациями...

Я помню эти аплодисменты. Они обрушились после бесконечных минут звенящей тишины. Сначала я увидела, как гордо выпрямились девушки в моих моделях, как засветились их глаза, как профессионально верно они поплыли над залом - как невесомые волшебные птицы. Вся сила и красота родной земли, все сказки якутского края предстали в моей одежде перед искушенным и пресыщенным зрителем. После показа девушки не хотели снимать костюмы, а за кулисами светские персоны стали наперебой предлагать крупные суммы за немедленное приобретение моих вещей. Потом это повторялось в сезонных показах в Сочи, на фестивале моды в Каннах.

Вроде уже и признание пришло, и профессиональный успех, но каждый раз волнуюсь, очень переживаю за коллекцию. Ведь для каждого художника его произведения, как дети. Дети любви. И так хочется, чтобы их жизнь сложилась благополучно.

Никогда нельзя привыкать к успеху. Каждый факт успешного показа, удачной реализации замысла - только новый шаг вперед, к совершенствованию. Это творю и работаю не просто я, а через меня с сегодняшним днем, с моими соотечественниками говорит культура моего народа. Это огромная ответственность и нелегкая ноша.

Костюм «Алмазная дева», изготовленный по заказу администрации г. Мирного (2005 г.).

Я примеряла Ваши костюмы. У них не только необычайно красивый дизайн, а еще и удивительная энергетика. В них чувствуешь себя королевой...

Моя помощница и единомышленница Евгения Лукина говорит, что мои модели изменяют настроение и образ жизни людей.

Вы шьете только женские и девичьи костюмы?

Я одеваю всех - мужчин, женщин, юношей и детей. Одеваю подчеркнуто красиво, потому что уверена - красота меняет поведение человека. Например, я одеваю мужчину в стилизованный под традиционный якутский камзол с орнаментами предков, подпоясываю его чеканным серебряным поясом. Теперь можете его представить сгорбленным, жалким, кривляющимся в пьяном бреду? Нет! Он - мужчина, хозяин жизни, опора и надежда семьи и рода. Одежда ведь не только носильная вещь, она формирует восприятие мира и «маркирует» человека, его статус и место в жизни.

Древние знали силу костюма, его дизайна, цвета и оформления. Иерархия костюма существовала веками. Элита всегда придавала громадное значение своему внешнему виду. Сколько у всех народов пословиц об одежде, «по которой встречают»! Но сейчас костюм почти потерял свою «знаковость»?

Известный российский артист Б. Токарев сказал мне, что мои костюмы интернациональны, что они не только якутские, они подходят для всех. Артист прав, каждый мужчина, который облачится в наряд, созданный по мотивам праздничной одежды Севера, будет выглядеть стильно и респектабельно. Я адаптирую костюмы к современности, оставляя его изначальный образ и дух, но уже переиначенные, приспособленные к реальной жизни, к окружающей среде, в том числе и к городу.

С чего начинается костюм «от Августины»?

Для меня костюм начинается с головного убора. Женя Лукина помогает мне с дизайном головных уборов. Она мастер в этом деле. Головной убор очень важен для женщины. Коко Шанель была права тысячу раз, когда говорила о шляпе. Головные уборы бывают в разных стилях, но все они предназначены защитить сакральные (биофизически важные) точки черепа. При этом головные уборы должны эстетически украсить женщину, подчеркивать ее индивидуальность и красоту: будь это русский кокошник, меховой татарский малахай или якутская бастынга.

Августина Николаевна, у каждого Художника есть свои ученики...

Ко мне все годы приходят девушки и женщины, желающие учиться и следовать моим путем. Среди них много способных и одаренных. Некоторые уже сами творят и небезуспешно: например, мои ученицы Стручкова Августа, Софронеева Айталина в Якутске, Иванова Наталья в Мирном. Никого не хочу строго оценивать. Но одна из самых ярких моих надежд - это Сардана Алексеева, отмеченная на республиканском конкурсе «СаИарга - 2006». Ей было присуждено первое место за дизайн костюмов.

В начале пути Августины Филипповой это был пионерный шаг: одежду как бы вчерашнего дня, устаревшего и забытого мира предков она предложила не только вспомнить и оценить знатокам и специалистам, но и показала, как ее можно сшить и одеть. И сразу - на вечерние, самые репрезентативные выходы. На конкурсах «Мисс России» в номинации «Национальный костюм» в ее костюмах много лет подряд побеждают представительницы Якутии: Алена Алексеева, Ая Кириллина, Наташа Колодезникова, Наташа Илларионова. За кулисами конкурса бродит шутка: «Приз за национальный костюм и без показа можно присудить красавице из Якутии...».

Редкий дар и удивительное призвание любого художника - услышать свой народ, увидеть тысячелетнее чудо родной культуры, как в первый раз, и передать людям это ощущение восторга и преклонения. Августина Филиппова своими хрупкими пальцами вышила, выстроила золотой и серебряный мир красоты, особенно драгоценный во времена потери многих нравственных и эстетических ценностей. Своим творчеством она соединила людей разных кровей и культурных пристрастий под знамёнами Красоты и Гармонии.

Беседовала член редколлегии журнала «Наука и техника в Якутии» к.и.н. П.И. Винокурова

Фото предоставила А.Н. Филиппова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.