Научная статья на тему 'Никита Ксенофонтов. Портрет выпускника'

Никита Ксенофонтов. Портрет выпускника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
307
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКИТА КСЕНОФОНТОВ / NIKITA KSENOFONTOV / ВАДИМ СИРОТИН / VADIM SIROTIN / АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ / ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС АРТИСТОВ БАЛЕТА И ХОРЕОГРАФОВ / VAGANOVA BALLET ACADEMY / THE I ALL-RUSSIAN COMPETITION BALLET IN "PEOPLE" / S-SCENIC AND CHARACTER DANCE"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Розанова Ольга Ивановна

Статья представляет собой творческий потрет одного из выпускников исполнительского факультета АРБ имени А.Я. Вагановой 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikita Ksenofontov. Portrait of a graduate

The article is a creative portrait of one of the graduates of the Performing Faculty of Vaganova Ballet Academy in 2015

Текст научной работы на тему «Никита Ксенофонтов. Портрет выпускника»

УДК 792.8

О. И. Розанова НИКИТА КСЕНОФОНТОВ.

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА

В новом репетиционном зале балетной Академии (под номером семь), похожем на огромный, пронизанный светом куб, к репетиции готовились трое: педагог-репетитор Вадим Анатольевич Сиротин и ученики выпускного класса Элина Камалова и Никита Ксенофонтов. Ученики не спеша разминались, репетитор колдовал у магнитофона.

Зазвучала музыка «Цыганского танца» из «Дон Кихота» — взлетающие все выше и выше, подгоняющие друг друга пассажи. Никита, словно подхваченный ветром, буквально полетел по кругу, завертелся волчком на одном месте. Потом вместе с призывными аккордами взвился в воздух, свив тело кольцом, на секунду приземлился, юрко вывернулся, повторил прыжок и поворот, затем, двигаясь по полукругу спиной к зрителям, отчеканил быстрым перебором ног ритм музыки, снова взвился в воздух замысловатым прыжком, упал на колено, ударив по полу ладонью, и решительно вышел вперед. Бросаясь в отчаянные пируэты и резко их обрывая, он шагал вдоль воображаемой рампы, рассекая кнутом воздух...

Однако движения танца сами по себе уже давно как бы растворились в сгустке энергии, которую излучал исполнитель. Перед вами был уже не ученик выпускного класса — небольшого роста, светловолосый, сероглазый, с открытым русским лицом, но сама мятущаяся душа непокорного, вольнолюбивого цыганского племени. По логике композиции номера цыгану вскоре приходится сдержать страсть, распластавшись у ног молодой цыганки. Дуэт влюбленных начинается как поединок равновеликих воль, не желающих подчиниться друг другу. Но взаимное чувство берет свое, и молодая пара соединяется в согласном плясе. Как и положено, Никита на время загнал бушующую страсть внутрь, но, когда она вновь вырвалась на простор, его танец буквально зазвенел от счастья,

Никита Ксенофонтов в Мемориальном кабинете истории отечественного хореографического образования (АРБ имени А. Я. Вагановой). 2014 г.

которым его герой хотел поделиться со всем миром. Подхватив на руки партнершу и повернувшись с ней вокруг себя, цыган упал на колено, опустил на него откинувшую корпус цыганку и победно вскинул руки, завершив танец на экстатической ноте.

Признаюсь: случайно заглянув в репетиционный зал, я встретилась с чудом — явлением большого, чистопородного таланта, какой не часто встретишь среди учеников Академии, да и на профессиональной сцене. Талант Никиты Ксенофонтова признали и крупнейшие балетные авторитеты страны. На Первом Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов по специальности «народно-сценический и характерный танец», который состоялся в Москве 22-27 ноября 2014 г., Никита завоевал первую премию, золотую медаль и звание лауреата. Не чудо ли — ученик одержал победу над многими серьезными соперниками, в том числе артистами балета Большого театра. Но чуда могло и не случиться, если бы не деятельное участие в судьбе Никиты преподавателя Академии Вадима Анатольевича Сиротина. Блестящей победой на конкурсе Никита во многом обязан ему.

Еще раньше, репетируя массовые и ансамблевые номера, Сиротин заметил исключительную одаренность Никиты. Когда представился случай, решил показать его на престижном конкурсе и, получив добро ректора Н. М. Цискаридзе, приступил к работе. Прежде всего руководитель будущего конкурсанта определил репертуар, остановив выбор на двух сольных характерных партиях — популярный «Гопак» (хореография Р. Захарова), «Эспада» (картина «Кабачок», хореография Р. Гербека и И. Бельского) и уже упомянутый «Цыганский» из «Дон Кихота» (хореография И. Бельского и Н. Анисимовой) с партнершей, в конкурсе не участвующей. Четвертый номер — сольную композицию на тему греческого танца Сиртаки — сочинил сам Сиротин.

В «Цыганском» Сиротин добивался от Никиты той пластической свободы, которой восхищался сам и старался перенять, репетируя партию в Мариинском театре с неподражаемым цыганом, уникальным танцовщиком Анатолием Сапоговым.

Отрабатывая «Эспаду», педагог-репетитор не ограничился шлифовкой манеры и пластики, но несколько модернизировал хореографию, усилив ее технически. В средней части поставил новый кусок — туры с падением на колено, прыжки, имитирующие игру с быком. В третьей части добавил разножку в шпагат.

Для виртуозного «Гопака» Сиротин, изучив всевозможные варианты, выбрал предельно сложный. Никита легко брал любые технические барьеры, но с кругом жете антурнан (козлы) пришлось повозиться. Когда в начале октября Никита станцевал «Гопак» на концерте в Эрмитажном театре, цискаридзе предложил технически усилить этот круг, а заодно показал, как нужно делать прыжок-разножку, с которой начинается танец. Чтобы помочь Никите, Сиротин проштудировал исполнение круга Нуреевым и Барышниковым, вспомнил, как делали этот трюк в «Запорожской Сечи» наши виртуозы — А. Павловский и А. Лифшиц, проконсультировался с педагогом из ансамбля Игоря Моисеева. Совместные усилия дали нужный результат, но Сиротину этого было недостаточно, важно было за каскадом прыжков и пируэтов не потерять образность танца. Ему хотелось видеть здесь не бесшабашного хлопца, но мужественного, благородного героя, ведь в балете «Тарас Бульба» это была вариация Остапа. Поэтому особое внимание уделялось связкам между виртуозными пассажами, проходкам, жесту.

По признанию Сиротина, работа доставила ему огромное удовольствие. ловкий, с природной координацией, энергетикой, Никита легко справлялся с техническими трудностями. «У него есть характер. А на сцене он раскрывается еще ярче, чем в зале, умеет концентрироваться. Есть даже элемент непредсказуемости, плюс артистизм от природы, подкупающее обаяние», — говорит Сиротин.

Действительно, Никита — прирожденный артист. Стоит зазвучать музыке, и он мгновенно преображается. Спонтанное, свободное проявление артистизма обеспечено исключительной физической силой и сноровкой танцовщика. Эти качества обнаружились в раннем детстве. По словам Никиты, он сызмальства ощущал непреодолимую тягу к движениям с максимальной нагрузкой и риском и реализовал эту потребность, поступив в трехлетнем возрасте в цирковое училище на отделение акробатики. Успехи были столь очевидны, что мальчика вскоре определили в старшую группу и даже предложили выступать в цирке, для чего из Москвы пригласили постановщика номера.

Работа была в самом разгаре, когда случилась беда. Из-за оплошности партнера Никита упал с верхней поддержки, приземлился неудачно и получил сложнейшую травму (компрессионный перелом в грудном отделе позвоночника). В критической ситуации обнаружилось еще одно ценное качество Никиты — мужской характер, не уступающий силе его мышц. Неугомонный Никита выдержал и целый год на вытяжке, и гипсовый «корсет» по пояс, умудряясь «контрабандой» поработать ногами и руками. Недуг он преодолел, но с мечтой о карьере циркового артиста пришлось распрощаться. Но не со спортом: по совету врачей Никита занялся плаваньем.

Удача сопутствовала ему и на воде. В девять лет он был зачислен в команду ватерполистов, был нападающим. Но по целым дням находиться в бассейне ему наскучило, да и неимоверная затрата сил особой радости не приносила. Зато все больше привлекал танец, ведь параллельно со спортом Никита ходил в танцевальный кружок. Уроки в школе, правда, частенько, прогуливал, но тут выручала мама — учительница начальных классов, да и сообразительностью бог Никиту не обидел.

Еще одна учительница — сестра матери, преподававшая характерный танец в Казанском хореографическом училище, — привела туда Никиту «на экскурсию». Племяннику все так понравилось (да и медики рекомендовали встать к балетному станку), что через год он оказался в числе учащихся первого-пятого класса. Спортивная закалка не подвела и здесь. Никита делал успехи, опережая сверстников. Через несколько лет станцевал поставленную на него вариацию, где исполнял восемь раз подряд двойные туры в воздухе, на что способны не все солисты. Обнаружились и несомненные актерские задатки. Например, в балете «Морозко», сочиненном для училища петербургским балетмейстером Александром Полубенцевым, Никита отличился в роли Зайчика, повзрослев, справился с технически сложной ролью Медведя и, наконец, предстал самой Бабой-Ягой. Не дерзая соперничать с великим Леонидом Якобсоном, много лет назад создавшим миниатюру «Баба-Яга», Полубенцев включил его шедевр в свой балет. Помимо технических умений, номер требует исключительной выносливости и натренированной «дыхалки», не случайно он предназначался танцовщикам-«технарям». Со всем этим совладал ученик средних классов Ксенофонтов. Удался ему и двуединый образ Бабы-Яги: то грозной фурии, несущейся по поднебесью, то — засыпающей на ходу дряхлой старухи.

Острохарактерная роль Бабы-Яги стала для Никиты вершиной ученичества в казанской балетной школе. Ему хотелось чего-то нового, еще не изведанного, хотелось двигаться дальше, и он снова заскучал. Выход нашли родители, отправив сына в Петербург. В знаменитую Вагановскую академию пятнадцатилетнего Ксенофонтова приняли, правда, предложив повторно пойти в пятый класс по специальности. Никиту это не смутило, ведь учиться можно было не три оставшихся до выпуска года, а четыре, — за этим он и приехал в Петербург.

Три года Никита занимался классическим танцем у Ф. И. Миоцци. Преподаватель отличал внимательного, хваткого, трудолюбивого новичка, а тот упорно работал над совершенствованием танцевальной формы, боролся с недостатками телосложения. В выпускном классе о строгости академических канонов заботился А. А. Ермоленков. Он тоже ценил понятливого, технически сильного ученика, хотя и понимал, что в силу уже упомянутого телосложения и небольшого роста карьера балетного премьера Ксенофонтову не грозит.

Зато в характерном классе темпераментный Никита был в своей стихии. два года занимался с Е. А. Шерстневой и еще два с Н. Б. Тарасовой. Первый педагог, по его словам, научила профессиональной дисциплине, умению сдерживать эмоциональный пыл, не теряя внутренней свободы. Второй мастер значительно расширила танцевальный репертуар.

Выносливость и физическая сила пригодились на дуэтном танце. На радость преподавателю К. Мясникову, Никита на государственном экзамене четыре раза подряд исполнил каждую комбинацию с разными партнершами, поскольку девушек в классе было намного больше, чем юношей. А на экзамене по актерскому мастерству Никита особенно отличился, исполнив номер Якобсона «Вестрис». Преподаватель А. А. Степин — в прошлом солист «Хореографических миниатюр», любимец хореографа — оценил работу Ксенофонтова как исключительную

по глубине проникновения в образную суть постановки и мастерству ее воплощения.

На выпускном спектакле Никита проявил себя и как характерный танцовщик, и как актер. В первом акте из «Спящей красавицы» он преобразился в коварную, мстительную Фею Карабосс. Во втором акте «Лауренсии» дал волю темпераменту в пламенном фламенко. Долгий период обучения остался позади, впереди была новая — взрослая жизнь. Но странная вещь — ни один петербургский театр, включая балетную труппу имени Леонида Якобсона, не предложил многообещающему выпускнику место танцовщика. В какой-то мере можно понять Мариинский театр, где во главу угла ставят внешние данные исполнителя — рост и фигуру. Но в Михайловском Ксенофонтов мог бы иметь обширный репертуар: Али и Ланкедем в «Корсаре», Индусский и Золотой Божок в «Бядерке», Ален в «Тщетной предосторожности», Цыган и Эспада в «Дон Кихоте», Менго в «Лауренсии», Филипп в «Пламени Парижа» и др. Танцовщик редкой пластичности пригодился бы и в балетах Начо Дуато, занимающих значительную часть афиши театра. А ведь в Михайловском всегда, с момента основания балетной труппы, ценили актерскую индивидуальность. Неужели некий «стандарт» дороже нынче, чем большой талант, помноженный в случае с Никитой еще и на удивительное для начинающего артиста техническое мастерство?

P. S. Свой первый сезон Ксенофонтов начинает в Новосибирском Академическом театре оперы и балета — сразу с заглавной роли в премьере балета Э. Хачатуряна — К. Майорова «Чиполлино».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.