Научная статья на тему 'Нигилизм как вектор индивидуации в философии и культуре Новейшего времени'

Нигилизм как вектор индивидуации в философии и культуре Новейшего времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
446
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГИЛИЗМ / Ф. НИЦШЕ / Ж. БАТАЙ / ОНТОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ / F. NIETZSCHE / G. BATAILLE / NIHILISM / ONTOLOGY OF SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петренко Валерия Владимировна

Статья посвящена изучению феномена нигилизма в философии и культуре Новейшего времени. Очевидно, что европейский нигилизм немыслим вне опыта метафизики. Последняя представлена именами Ф. Ницше и М. Хайдеггера. Оба мыслителя декларируют ничтожение всех прежних социокультурных горизонтов и одновременно выступают с требованием новой метафизики субъекта. Так в фокусе повышенного внимания оказывается поэзия. Фигуры мышления и речи Ж. Батая рассматриваются как изоморфные языку метафизического описания Ф. Ницше. Однако опыт трансгрессии у Ж. Батая указывает на принципиальное отличие заявленных нигилистических проектов онтологии субъективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nihilism as the mode of individuation in philosophy and culture of the present Time

The article is devoted to the research of the phenomenon of nihilism in the European philosophy and culture. As an example it was selected philosophical positions of F. Nietzsche and M. Heidegger. Also there were used the texts of G. Bataille. As a result of studying the author proposes the idea of distinction between two forms of ontology of subjectivity on the base of nihilism.

Текст научной работы на тему «Нигилизм как вектор индивидуации в философии и культуре Новейшего времени»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №3 (11)

УДК 168.522

В.В. Петренко

НИГИЛИЗМ КАК ВЕКТОР ИНДИВИДУАЦИИ В ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Статья посвящена изучению феномена нигилизма в философии и культуре Новейшего времени. Очевидно, что европейский нигилизм немыслим вне опыта метафизики. Последняя представлена именами Ф. Ницше и М. Хайдеггера. Оба мыслителя декларируют ничтожение всех прежних социокультурных горизонтов и одновременно выступают с требованием новой метафизики субъекта. Так в фокусе повышенного внимания оказывается поэзия. Фигуры мышления и речи Ж. Батая рассматриваются как изоморфные языку метафизического описания Ф. Ницше. Однако опыт трансгрессии у Ж. Батая указывает на принципиальное отличие заявленных нигилистических проектов онтологии субъективности.

Ключевые слова: нигилизм, Ф. Ницше, Ж. Батай, онтология субъективности.

Опыт философского и собственно-культурного нигилизма в истории западноевропейского субъекта свидетельствует об упрочивании логики эгологизации и индивидуации последнего. Это демонстрация тех линий силы европейской метафизики и форм культуры и социальности, что прямо указывает на интенсификацию суверенности и свободы в их преимущественно западном варианте. С тем, что эта же проблематика свободы оформляет историю мысли как в классической, так и в неклассической европейской метафизике.

Уже благодаря усилиям Аристотеля и И. Канта дискурс свободы почти целиком принадлежал области так называемой «практической философии». Аристотель трактует любой праксис как фундаментальную, исключительно человеческую категорию. И. Кант, в свою очередь, именует практическим всё, что связано со свободой, и «задает правила каузальности воли». У него же мы находим сравнение свободы в негативном и позитивном смыслах. Эта традиция противопоставления будет продолжена Г.В.Ф. Гегелем, а через него будущей рецепцией гегельянства в лице, например, А. Кожева, который напрямую увязывает идею свободы с идеей негативности, дополняя программу гегельянства и младогегельянства хайдеггеровской интерпретацией «ничто». В том же направлении практически-философской редакции антропологии работает, к примеру, проект И. Берлина.

Что касается более широкого фона представления, то вопрос о субъекте и его автономии задает еще один важный горизонт. Он выявляет себя в связи с общим идеологическим проектом модерна, продолжающимся в культурных практиках Новейшего времени. Культура последнего - эмпирически - предстает для нас в формах пассивных синтезов - собственно образнохудожественных (поэтических), судьбических, социально-практических, зачастую символических, архетипических, мифологических, риторических, бессознательных. Аналитика философской модернистской программы предполагает артикуляцию синтезов активных - интерпретативных, концептуали-

зирующих, рефлексивных. И сетовать на дефицит теоретико-дискурсивного обеспечения проекта модерна, в том числе его философского проекта, не приходится. Начало такому обоснованию было положено в философии Просвещения и, конечно, в немецкой классике. Имманентная критика этого обоснования и самообоснования содержится в «Философском дискурсе о модерне» Ю. Хабермаса. Как пишет он сам, «...проблема самообоснования модерна стала осознаваться прежде всего в сфере эстетической критики. а термины Modeme и Modernity до сегодняшнего дня сохранили эстетическое ядро своего значения, созданное в процессе самопостижения авангардистского искусства» [1. С. 13— 14]. Следует отметить, что и другая критика, отнюдь не имманентная, трактует модерн схожим образом - через переизбыток свободы. В частности, «оргиастическая» (в терминологии постструктуралистской аналитики Ж. Бодрийара), она же модернистская, стратегия культуры и социальности состоит в высвобождении той чрезмерности и интенсивности свободы, которые инспирировали ускоренное производство и скрытое сверхпроизводство и материального, и символического. Опыт негативности как опыт негативной творческой свободы отсылает к пафосу европейского нигилизма.

После требования переоценки ценностей Ф. Ницше, дискуссий М. Хайдеггера о нигилизме с Э. Юнгером игра негативного и позитивного занимает умы многих в гуманитарной мысли Новейшего времени. Среди них Т. Адорно, Ж. Батай, М. Фуко. Но если немецкие авторы (к примеру, в лице философов франкфуртской школы) продолжают эстетику модернизма, формулируя принципы негативной диалектики, способствующие становлению художественной и человеческой самобытности, то французские мыслители диагностируют идеологическое истощение проекта модерна в целом и предпочитают исследовать разнообразный опыт трансгрессивного как единство непозитивного и не-негативного. Другими словами, трудно не заметить, что «практическая» диалектика негативного и позитивного применительно к культур-творчеству в самом широком его понимании фундирована именно метафизическими интроспекциями, касавшимися и в новой, и в новейшей философии вопросов предельного обоснования логической и метафизической самоочевидности негативного и позитивного в опыте мышления и действия.

В своей программной работе, в название которой прямо вынесена интересующая нас тема, М. Хайдеггер напишет: «Нигилизм есть тот исторический процесс, в ходе которого «сверхчувственное» в его господствующей высоте становится шатким и ничтожным, так что само сущее теряет свои ценность и смысл. Нигилизм есть сама история сущего, когда медленно, но неудержимо выходит на свет смерть христианского Бога. Нигилизм не есть поэтому для Ницше какое-то воззрение с такими-то «представителями», он и не отдельно взятая историческая «данность» в ряду многих прочих, поддающихся историографическому описанию. Нигилизм есть, напротив, то долговечное событие, от которого существенно меняется истина о сущем в целом, тяготея к обусловленному ею концу» [2. С. 64].

Далее М. Хайдеггер акцентирует негацию всех прежних социокультурных горизонтов и закономерно выходит к событию ничтожащего бытия-в-истории. «Ничтожение в истории» М. Хайдеггер напрямую увязывает с ниц-шевской волей к власти и требованием новой метафизики субъекта. В каком

направлении заявит о себе эта новизна в постницшеанском и постхайдеггери-анском изложении? Останется ли там, собственно, место для «власти» и для «субъекта»?

Когда Ф. Ницше язвительно писал о божественных резиньяции и скромности как синонимах прекраснодушной человеческой веры в благожелательность и благопристойность, которые однажды воцарятся в мироздании, он уже связывал критику классической европейской культурной формы с критическим прочтением определенным образом заявляющего о себе дискурсивного присутствия в этой культуре того, кто мыслит и говорит о сущем, а главным образом, способствует становлению его истины. Смерть всего символического в виде прежней когеренции сверхзначимых трансцендентальных означаемых возводила нигилизм в ранг не просто очередной идеологии или даже метаидеологии. Событие приостановки «естественного» сверхценност-ного полагания истории и социальности вызвало к жизни вектор какой-то новой индивидуации, доселе не-известной и не-данной субъекту. Обнаружение этого вектора одновременно приоткроет новые стратегии субъективации, ведущие в область речевого поведения и социального действия.

В этом отношении особенно показательна французская философская мысль, осваивающая опыт трансгрессивного в его по преимуществу французском же варианте. Справедливости ради следует указать, что французский сюрреализм часто дополнен трансевропейским авангардом - дадаизмом, футуризмом, экспрессионизмом. Это означает, что тексты Т. Тцары, Ф. Пика-биа, В. Зернера, Х. Арпа, Х. Балля [3], а также Ф. Маринетти, К. Карры, собственно художественные шаги, предпринятые П. Пикассо, П. Клее, О. Диксом, Р. Делоне, Ф. Марком, О. Кокошкой и проч. и проч. корреспондируют в общем поле поиска новых способов поэтической и судьбической самопрезен-тации с экспликацией - самоаналитикой и самоописанием - опыта предела у А. Бретона, Ф. Супо, М. Эрнста и, наконец, Ж. Батая.

Рассуждая о «предельном Батае», французская критика специально указывает на генетическое родство батаевской мысли вообще, а также фигур мышления и речи Ж. Батая языку метафизического описания у Ф. Ницше. Так, Б. Сишер в работе «Ницше Жоржа Батая» отмечает: «Сказать, что мысль Батая следует за Ницше, значит сказать, что Батай выступает продолжателем процесса, в котором Ницше вслед за Гегелем и вопреки ему сочленяет онтологию, способную удержать открытой саму открытость субъекта, тело этого субъекта и наслаждение этого тела» [4. С. 243]. Проясняя истинный смысл «сообщничества» Батая с ницшевским нигилистическим антиисторицизмом, Сишер подчеркивает: «.не рабское (университетское) усвоение мысли Ницше, а ее продолжение субъектом, своей собственной суверенностью. Суверенностью, которая не может быть реализована вне языка или просто в нем обитать, поскольку она непременно выворачивает его порядок: в этом движении концентрируются и последняя идея Батая о «субъективной суверенности», и его толкование Ницше в отношении предназначения искусства» [4. С. 250-251].

Как представляется, «случай Батая» примечателен именно в том отношении, что его истолкование не покрывается вполне ожидаемой психоаналитической редукцией. Можно согласиться с Д.Ю. Дорофеевым, что «дневной» и

«ночной» Батай лишь отчасти воспроизводят историю доктора Джекила и мистера Хайда: «В отношении Батая имеет место не двойственность, которую так и тянет вывести из единого основания, а именно нередуцируемая неоднородность, или, как он сам предпочитал говорить, гетерогенность» [5.

С. 5]. Батаевским идеям суверенности, гетерогенности, траты, воли к удаче и, наконец, идее невозможного релевантны не психология и не психоанализ, а онтология и экзистенциальная аналитика. Однако, если всерьез интерпретировать опыт скандального письма Ж. Батая как проект продуктивной нетрадиционной (в первую очередь контртрансценденталистской) онтологии субъективности, следует тем более внимательно соотносить негативную индиви-дуацию батаевского образца с философией критики и «возростания» субъекта у Ф. Ницше и далее, например у М. Фуко.

Поиск общей метафизической предпосылки в трактовке негативной субъективной свободы не случайно толкнул Ф. Ницше в сторону греческой архаики. Он ясно видел, что чаемая беспредпосылочность самой экзистенции, а не только ее проявлений - следствие «слабой» метафизической организации субъекта до-христианского образца. В этом субъекте в полной мере заявили о себе лишь собственно социально-политические априори (исторически поначалу - полисные, затем - имперские). Отсюда сама идея человеческой безос-новности, поистине варварской спонтанности, какой-то яростной и безостановочной экстатичности своим подлинным «основанием» имела настоящий анархический произвол и неупорядоченность жизнемирных (ценностных) полаганий. Поэтому мечта Ф. Ницше о будущем сверхчеловеке, конечно, отталкивается от мрачных нигилистических констатаций, от идеи о Ничто; однако подлинная суть трактовки сверхчеловеческого отнюдь не в учреждении инстанции сиюминутного произвола и иррационального своеволия, которые в конечном итоге всегда оборачиваются метафизикой зла и инфернальности, несмотря на все упреждающие заявления о приостановке морали и морального ценностного суждения.

М. Хайдеггер в главе «Нигилизм как история» так описывает «слаженную в себе сущностную полноту нигилизма»: «... двузначные праформы нигилизма (пессимизм), неполный нигилизм, крайний нигилизм, активный и пассивный нигилизм, активно-предельный и экстатически классический нигилизм» [2. С. 95]. На этом фоне ничтожащего становления истории, психологии, истории духа и, наконец, самой экзистенции М. Хайдеггер объединяет горизонты своего собственного критического и негативного истолкования европейской истории мысли с «антропоморфной» трактовкой западной метафизики у Ф. Ницше в вопросе: «. является ли безусловная субъективность в смысле безудержного расчета основанием для истолкования существования как воли к власти? Или, наоборот, проект существования как воли к власти - основание возможности для господства безусловной субъективности «тела», через которое впервые только и выводятся на свободный простор подлинные действенные силы действительности?» [2. С. 167]. Пожалуй, и в той, и в другой перспективе идея субъекта у Ф. Ницше лишь отчасти инспирирована гетерогенностью и многообразием. В гораздо большей мере она покоится на пусть бесконечной, но онтологически первичной воле к власти. Мера самоконтроля

этого нового субъекта достаточно велика: это касается и перспективных интерпретаций мира, и скрывающихся за ними разнообразных аффектов.

Поэтому, возвращаясь к опыту трансгрессивного письма у Ж. Батая как к опыту невозможного (в сущности, не-сущего), следует признать, что пример Ж. Батая скорее именно исторический, воочию случившийся, настоящий разрыв с традиционным, привычным европейским субъектом как действительным средоточием трансцендентальных априори христианской морали и христианской веры. Здесь косвенным подтверждением служит своеобразная «смерть читателя» как свидетельство невозможности доставки и получения поэтического сообщения. Тексты Ж. Батая невозможны для чтения в силу того обстоятельства, что в отличие, к примеру, от текстов А. де Сада, где по-истине имеет место нулевая степень литературного письма, опыты Ж. Батая невыносимы как раз в силу их литературной полноценности. Парадоксальным образом они не предназначены для эротизации читателя; от них действительно хочется отвернуться и уклониться. В утешение тем, кто отводит взгляд от подобных текстов и заподозрил себя в ханжестве (упрек, которого бежит современный интеллектуал и истина о себе, которую он скрывает из последних сил), следует сказать: подлинно порнографической эту прозу делает не только чудовищность сообщения, но в первую очередь то, что оно никому не предназначено.

Таким образом, сама стратегия названного письма имеет мало общего с литературой в привычном смысле слова. М.-К. Лала, давая оценку «невозможному» у Ж. Батая, пишет: «Содержание мысли (у Батая. - В.П.) отсылает к вечно сокрытому и убегающему означаемому, к «ничто», которое невозможно достичь как таковое и которое может быть схвачено дискурсом только опосредованно. Батай называет это «ничто» «невозможным», делая его одновременно тягостным и ничтожным. Тем самым речь идет о поддержании пустоты, непрестанно обнажаемой чрезмерностью желания и смерти» [6. С. 91]. Фактически Ж. Батай претворяет в жизнь «литературность» как одну из структуралистских стратегических максим, выдвинутых уже Р. Бартом. Дискурс здесь заявляет о себе как само историческое событие, как подлинное присутствие невозможного: это событие самой по себе невозможной истории. Невозможной, поскольку в ней нет места Другому. Поскольку этот Другой игнорируется всеми мыслимыми способами. Поскольку он не входит ни в одну из известных или просто предполагаемых схем и конфигураций исторического.

Вне всяких сомнений, подобная онтология субъективности служит торжеству нигилизма. И одновременно таким способом заданный и представленный вектор негативной автономизации и индивидуации ведет не просто к разрыву с традицией, к разрушению прежних условий диалога. Он блокирует саму идею того, что Ф. Ницше еще мыслил как совершенствование человеческой природы, как романтическую возможность «возгонки» субъекта. На этом фоне случай Ж. Батая - своего рода доказательство от противного, предупреждение относительно рисков исключительно эстетического измерения собственной свободы в отношении мира и себе подобных, не подкрепленного соображениями внимания, участия, сопереживания, лишенного естественного интереса и тяги к Другому.

Литература

1. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. : Весь Мир, 2003. 416 с.

2. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие : статьи и выступления. М., 1993. С. 63-176.

3. СедельникВ.Д. Дадаизм и дадаисты. М. : ИМПИ РАН, 2010. 552 с.

4. Сишер Б. Ницше Жоржа Батая // Предельный Батай : сб. ст. СПб., 2006. С. 235-251.

5. Дорофеев Д. Ю. Саморастраты одной гетерогенной суверенности // Предельный Батай : сб. ст. СПб., 2006. С. 3-38.

6. Лала М.-К. Царство невозможного // Предельный Батай : сб. ст. СПб., 2006. С. 89-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.