Научная статья на тему 'НИГИЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ'

НИГИЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНЫ / ИДЕАЛИЗМ / НИГИЛИЗМ / ЗАКОН / БЮРОКРАТИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НОРМЫ ПРАВА / РЕФОРМЫ / LEGAL POLICY / REGIONS / IDEALISM / NIHILISM / LAW / BUREAUCRACY / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / NORMS OF LAW / REFORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зрячкин Александр Николаевич

В статье анализируется влияние идеализма и нигилизма на регионально-правовую политику. Подчеркивается, что обе деформации правосознания становятся сдерживающим фактором для улучшения качества жизни населения. Обозначается необходимость комплексного подхода к разрешению сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIHILISM AND IDEALISM IN REGIONAL LEGAL POLICY

The article analyzes the influence of idealism and nihilism on regional legal policy. It is emphasized that both deformations of legal consciousness become a limiting factor for improving the quality of life of the population. The necessity of an integrated approach to the resolution of the situation is indicated.

Текст научной работы на тему «НИГИЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

УДК 34°Л Александр Николаевич Зрячкин,

доцент кафедры теории государства и права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: alnikol@yandex.ru

Aleksandr Nikolaevich Zryachkin, associate Professor of the department of theory of state and law FSBEI of HE «Saratov State Law Academy», candidate of law, associate Professor

НИГИЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ

В статье анализируется влияние идеализма и нигилизма на регионально-правовую политику. Подчеркивается, что обе деформации правосознания становятся сдерживающим фактором для улучшения качества жизни населения. Обозначается необходимость комплексного подхода к разрешению сложившейся ситуации.

Ключевые слова: правовая политика, регионы, идеализм, нигилизм, закон, бюрократия, правосознание, правовая культура, нормы права, реформы.

NIHILISM AND IDEALISM IN REGIONAL LEGAL POLICY

The article analyzes the influence of idealism and nihilism on regional legal policy. It is emphasized that both deformations of legal consciousness become a limiting factor for improving the quality of life of the population. The necessity of an integrated approach to the resolution of the situation is indicated.

Key words: legal policy, regions, idealism, nihilism, law, bureaucracy, legal consciousness, legal culture, norms of law, reforms.

Российская региональная правовая политика, понимаемая как комплекс мер, осуществляемых федеральным центром по отношению к субъектам Российской Федерации и связанных с совершенствованием законодательства о развитии регионов, проведением конституционно-правовой и судебной реформ, организацией изучения правовых знаний в регионах, характеризуется на настоящий момент в том числе тем, что на уровне социально-правовой жизни субъектов РФ, которая собственно и выступает объектом соответствующей правовой политики, наблюдается значительное количество деформаций правового сознания, главными из которых выступают нигилизм и идеализм. Как полагает Н.М. Добрынин, у граждан страны утвердилась заманчивая юридическая иллюзия: закон все может, и при этом к нему укоренилось повсеместное неуважительное отношение1. Эта позиция согласуется с мнением В. А. Туманова, согласно которому нет никаких оснований полагать, что лицо, впитавшее в себя юридико-нигилистические установки, будучи наделенным властью, тотчас избавится от них. Нередко случается как раз наоборот - слишком благоприятна почва для их активного бюрократического проявления2.

По мнению некоторых авторов, обострение проблемы правового нигилизма в значительной степени детерминировано аномизацией всего общества в условиях стремительных социальных перемен, которые сопровождаются крушением прежних идеалов, перестройкой

всей системы социального контроля, состоянием, когда «прежние боги стареют или умира-

3 л

ют, а новые еще не родились» . В результате отмечается широкое распространение правового нигилизма в российском обществе.

1 См.: Добрынин Н.М. О сущности правового нигилизма и правового идеализма: антропология права и взгляды Н.И. Матузова // Государство и право. 2015. № 12. С. 90.

2 См.: Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10. С. 25.

3 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц., сост., послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М., 1995. С. 331.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2019. Вып. 2

Справедливости ради стоит отметить, что на федеральном и региональном уровнях предпринимаются определенные шаги с целью преодоления сложившейся ситуации. Так, в начале 2010-х годов в Тамбовской области была проведена серия круглых столов, посвященных роли общественных организаций в повышении правовой культуры населения. Участники заседаний остановили внимание на важности развития правовой грамотности и правосознания среди населения, формирования юридических знаний, умений и навыков у подрастающего поколения1.

Правовой идеализм, напротив, представляет собой переоценку возможностей права, стремление ко всеобщей урегулированности социальных отношений правовыми средствами. Основы его лежат в излишне позитивной оценке объективной действительности и реалий права. На юридические нормы возлагаются непомерные, несбыточные надежды, с помощью права, в частности, новых законов или ведомственных актов, стремятся решать любую проблему.

Необходимо согласиться с Н.И. Матузовым, полагавшим, что «само понятие правового идеализма до некоторой степени условно. Термин "идеализм" употребляется не в сугубо философском смысле (определенное мировоззрение), а в значении слов "идеализация", "идеалист", "идеальный", то есть, в качестве отрыва от действительности, наивности, непрактичности, прекраснодушных мечтаний о совершенном, но не реальном»2. Именно в таком ключе проводилась политика государства в отношении субъектов Российской Федерации в середине 1990-х годов; подобным же образом действуют некоторые государственные и региональные управленцы и в настоящее время. Да и массовое сознание социума требует принятия все новых и новых законов. Но вместе с ними зачастую подписываются указы, постановления или вводятся отдельные юридические нормы, которые заведомо невыполнимы, а отражают лишь стремление их авторов бежать «впереди паровоза». Например, в Саратовской области в целях повышения прибыли от использования общественного транспорта с января 2016 года была произведена замена безлимитных социальных проездных для студентов талонами на 50 поездок в месяц. Трехлетняя практика их применения показывает крайнюю непроработанность, поспешность принятой меры; юридический идеализм региональных должностных лиц становится постоянным источником и непосредственной причиной правового нигилизма различных слоев населения. Для преодоления сложившейся ситуации важно иметь четкое представление о пределах и реальных возможностях юридических законов, путях их воплощения в жизнь. Кроме того, стратегия правового развития страны и регионов должна быть сориентирована прежде всего на личность, ее права и законные интересы, свободу и ответственность. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет и прочность всей правовой системе.

Считаем возможным согласиться с утверждением о том, что корни деформаций правосознания находятся глубоко в российской действительности. В. А. Туманов обоснованно полагал, что юридический нигилизм - это «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии, отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Такие нигилистические установки у лиц, занимающих профессиональные должности с присущими им властными полномочиями, становятся слишком благоприятной почвой для их активного бюрократического проявления (в процессе выполнения служебных, чиновничьих обязанностей, когда допускаются «волокита», «мздоимство» и пр.)3.

Сопоставляя менталитет современных и дореволюционных чиновников, А.Е. Павлов пришел к выводу о значительной преемственности их черт: сохранилось негативное отно-

1 См.: В Тамбове попытались ликвидировать правовой нигилизм / ИА «ТамбовИнформ - новости Тамбова». иКЬ: http://www.taminfo.ru/people/14873-v-tambove-popytalis-likvidirovat-pravovoj-nigilizm.html (дата обращения: 23.08.2019).

2 Матузов Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. № 2 (8). С. 4.

3 Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10. С. 20, 25.

шение к народу, корпоративные отношения с сослуживцами, стремление к получению дохода из разных источников, игнорирование специфики решаемых служебных задач. Вместе с тем, имеются и отличия. Так, в процессе исполнения приказа вышестоящего начальства современный российский чиновник в отличие от дореволюционного собрата склонен проявлять инициативу; он ориентирован на получение профессионального образования1. Последнее способно иногда, как ни странно, послужить дополнительным источником отрицания законодательных установок, так как возрастает соблазн быть «выше» каких-либо общих правил, либо это может повлечь возникновение иной деформации правосознания -правового идеализма, который представляет собой переоценку возможностей права, стремление с его помощью решить все возможные вопросы окружающей жизни, подчинить все юридической регламентации и т. п. Основы этого лежат в излишне позитивном восприятии образа права как некоего всемогущего феномена, что позволяет на него возлагать все социальные чаяния и от него ждать разрешения всех коллизий и проблемных вопросов социума.

Фактором преодоления подобных негативных ментально-правовых отклонений является комплекс мер, направленный на совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности на всех уровнях и повышение компетентности представительной и исполнительной власти. К этим мерам могут быть отнесены и мероприятия по повышению профессионального уровня субъектов правотворчества, пропаганда правовых знаний в обществе и пр.

Основной критерий успешности указанных мероприятий - их комплексный, скоординированный характер. Если причины идеализма и нигилизма кроются в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества, то необходимо сначала устранять эти аномалии. Вместе с тем, не должно исключаться и применение принудительных мер к субъектам, чье поведение противоречит действующим нормам. Такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть деформации правосознания граждан.

М.И. Байтин отмечал: «Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, не означает, что правовое государство у нас уже создано. Оно рассматривается как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России» . Для скорейшего достижения указанной цели как раз и необходимо преодолевать такие негативные стороны российской действительности, как правовой нигилизм и правовой идеализм, в том числе на фоне региональной правовой жизни общества. Но лишь комплексный подход к изучению этой проблемы позволит отыскать и воплотить в жизнь пути ее решения.

Список литературы

1. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. - 416 с.

2. Добрынин Н.М. О сущности правового нигилизма и правового идеализма: антропология права и взгляды Н.И. Матузова // Государство и право. - 2015. - № 12. - С. 80-92.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц., сост., послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

4. Матузов Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2009. - № 2 (8). С. 4-13.

5. Павлов А.Е. Профессиональный менталитет российского чиновника: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 302-305.

6. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. - 1989. - № 10. - С. 20-27.

1 См.: Павлов А.Е. Профессиональный менталитет российского чиновника: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. С. 302-305.

2 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.