Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
УДК 327.7 Пётр ОСКОЛКОВ
НИДЕРЛАНДЫ В ЛАБИРИНТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается позиция граждан и политического руководства Нидерландов по отношению к европейской интеграции на современном этапе. Спустя 13 лет после отрицательного итога референдума по Конституции ЕС Нидерланды могли бы сменить Великобританию на месте «главного обструкциониста» Союза, но пока что королевство остаётся на позициях осторожного еврооптимизма при условии ограничения дальнейшего расширения ЕС, жёсткого применения наднационального регулирования в отношении новых стран-членов и сохранения нейтральной роли Еврокомиссии.
Ключевые слова: Нидерланды, европейская интеграция, межправительственный подход, Еврокомиссия, евроскептицизм.
В 2005 г. Нидерланды стали одной из стран, вынесших вопрос о принятии Конституции ЕС на общенародный референдум, и одним из двух европейских государств, наряду с Францией, которое отклонило этот проект, позволивший бы трансформировать институциональную структуру Евросоюза в направлении большей федерализации и политической интеграции. Брекзит нарушил сложившийся баланс внутри Европейского союза1; после анонсирования Великобританией процедуры выхода из ЕС Нидерланды могли бы сменить эту страну на посту «главного обструкциониста». Газета Financial Times уже в 2011 г., наряду с эпитетом «Калифорния Европы» (имея в виду роль Нидерландов как «законодателя мод» в европейском идейном поле), наклеила на Нидерланды ярлык «самой обструкционистской страны» Европейского союза2, а Wall Street Journal назвал Нидерланды «самым слабым звеном» европейской интеграции . Но этого ли хочет королевство в настоящий момент?
Исследования демонстрируют, что Нидерланды, стоявшие у истоков европейской интеграции, остаются в целом весьма еврооптимистической страной: 50% нидерландцев доверяют Европейскому союзу (этот показатель выше, чем в среднем по ЕС - 42%), 75% имеют положительное (42%) или нейтральное (35%) мнение о ЕС, 70% чувствуют себя гражданами Евросоюза4.
Несмотря на это, в стране действует ряд откровенно евроскептических акторов: Партия свободы Геерта Вилдерса, по результатам парламентских выборов 2017 г. ставшая второй по числу мест партией в нижней палате Генеральных штатов, и Форум за демократию Тьерри Бодэ. Евроскептицизм характерен и для многих партий, не имеющих репутации антисистемных - таких как Социалистическая партия и Реформатская партия. Вилдерс и Бодэ призывают к Nexit - выходу Нидерландов из ЕС по примеру Великобритании. Премьер-министр стра-
© Осколков Пётр Викторович - младший научный сотрудник Отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Преподаватель кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, преподаватель кафедры региональных проблем мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: p.oskolkov@inno.mgimo.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420186266
1 Бабынина Л.О. Значение Brexit для Европейского союза. Современная Европа. №4, 2016. С. 24.
2 Spiegel P. European Integration is Unravelling. The Financial Times. 30.05.2011. URL: https://www.ft.com/content/ 82033480-8aea-11e0-b2f1-00144feab49a.
3 Nixon S. Dutch Skepticism About the EU Remains a Force. Wall Street Journal. 28.01.2018. URL: https://www.wsj. com/articles/dutch-skepticism-about-the-eu-remains-a-force-1517168906.
4 Standard Eurobarometer 89. Spring 2018. URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/ Sur-vey/getSurveyDetail/instruments/STANDARD/surveyKy/2180.
ны Марк Рютте, представитель либеральной Народной партии за свободу и демократию, также делал осторожные заявления против дальнейшего развития Евросоюза по федералистскому сценарию. Многие жители Нидерландов, как и других стран ЕС, обвиняют, по выражению журнала Elsevier, «большого злого волка в Брюсселе» в экономических трудностях, большая часть которых является результатом национальной экономической политики1. Примером таких трудностей является так называемое «весеннее соглашение», подписанное в 2012 г. крупнейшими нидерландскими партиями в целях снижения бюджетного дефицита страны до предусмотренных Пактом стабильности и роста 3% от ВВП. Соглашение, в том числе, подразумевало повышение НДС и пенсионного возраста и снижение расходов на здравоохранение.
Нидерландцы традиционно более всего опасаются дальнейшего расширения ЕС и неспособности новых стран-членов эффективно выстраивать свою экономическую политику в рамках еврозоны. Опрос Евробарометра весной 2018 г. показал, что двумя главными проблемами Евросоюза жители Нидерландов считают иммиграцию (45% опрошенных, на фоне 38% в ЕС-28) и состояние бюджета стран-членов (34%, что особенно выделяется на фоне 17% в среднем по ЕС). 59% нидерландцев настроены против дальнейшего расширения ЕС2. Такие настроения во многом объясняются тем, что, в то время как Нидерланды всегда жёстко придерживались правил, установленных Еврокомиссией, другие страны-члены, в первую очередь страны Южной Европы, их не выполняли. Гибкость европейских правил не устраивает не только население, но и политическое руководство Нидерландов3.
Нидерланды, традиционно выступавшие против политической федерализации Европы и против передачи существенной доли национального суверенитета наднациональным органам, имеют все основания опасаться дальнейших событий, судя по высказываниям Мартина Шульца, который, в продолжение идей Р. Куденхове-Калерги, призвал к 2025 г. создать Соединённые Штаты Европы4, и Эммануэля Макрона, заявившего о необходимости учреждения поста европейского министра финансов и создания европейской армии5. Поэтому сейчас Нидерланды стараются минимизировать риски для собственной экономики, и позиция правительства во многом совпадает с выявленной в ходе опроса Евробарометра обеспокоенностью граждан. В июне 2018 г. в ходе переговоров министров иностранных дел стран-членов представитель Нидерландов, в том числе, настоял на том, чтобы начало переговоров о вступлении в ЕС Албании и Македонии было отложено на год (ранее Еврокомиссия предложила начать переговоры уже сейчас). Нидерландский министр сослался на негативный опыт поспешной интеграции Румынии и Болгарии, а также противоречия с Польшей и Венгрией6. В мае 2018 г.
1 Dijkstra M. Waarom is iedereen zo negatief over de EU? Elsevier Weekblad. 23.12.2017. URL: https://www.elsevier weekblad.nl/economie/achtergrond/2017/12/570679-570679/
2 Standard Eurobarometer 89...
3 Schout A. Deepening EU integration and the Netherlands' EU narrative. Clingendael Paper. March 2018. P. 5. URL: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2018-03/Paper_Deepening_EU_integration.pdf.
4 Sommer B. Schulz: Voor 2025 Verenigde Staten van Europa. Elsevier Weekblad. 07.12.2017. URL: https://www. elsevierweekblad.nl/buitenland/achtergrond/2017/12/schulz-voor-2025-verenigde-staten-van-europa-566947/
5 Reijner T. Macron vindt EU «te zwak en te traag»: dit zegt hij in speech. Elsevier Weekblad. 26.09.2017. URL: https: //www.elsevierweekblad.nl/buitenland/achtergrond/2017/09/emmanuel-macron-vindt-eu-te-zwak-en-te-traag-544416/
6 Elshout A. Nederland houdt deur EU dicht voor Albanië en Macedonië. De Volkskrant. 26.06.2018. URL: https:// www.volkskrant.nl/nieuws-achtergrond/nederland-houdt-deur-eu-dicht-voor-albanie-en-macedonie~b4711795/
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
премьер-министр М. Рютте назвал неприемлемым проект очередного бюджета ЕС, так как, по его словам, расходы неравномерно распределены между странами-членами, и нагрузка на бюджет Нидерландов слишком высока. Также правительство не устроило, что существенная часть расходов по-прежнему направлена на сельское хозяйство и региональное развитие; по мнению нидерландских министров, за счёт этих статей должны быть увеличены расходы на инновации1.
Премьер-министру М. Рютте, изначально очень осторожному еврооптимисту, пришлось постепенно сдавать свои позиции: одним из предвыборных обещаний в 2012 г. был лозунг «не дадим больше денег Греции», но уже в 2015 г. премьеру пришлось согласиться на третий пакет финансовой помощи этой стране. Несмотря на отрицательные итоги референдума о ратификации Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной в 2016 г., соглашение всё же было ратифицировано. Изначально не присоединившись к инициативе по созданию Европейской прокуратуры (ЕРРО) в Люксембурге, нынешнее правительство Рютте в октябре 2017 г. заявило о своём участии в проекте. Подобные уступки создают ещё более благоприятную почву для ев-роскептических настроений и дают евроскептикам повод говорить о том, что от позиции Нидерландов ничего не зависит: караван европейской интеграции будет продолжать идти вперёд.
В настоящее время, учитывая выявившуюся гибкость европейских процедур в отношении «неблагополучных» стран-членов, Нидерланды всё больше тяготеют к межправительственному подходу к европейской интеграции, что, в том числе, демонстрируют дискуссии по поводу создания и работы Европейского стабилизационного механизма2. Недовольство вызывает и политизация деятельности Еврокомиссии: Нидерланды предпочитают видеть её в качестве нейтрального и независимого наблюдателя, в то время как под руководством Ж.-К. Юнкера этот орган всё более превращается в опору политической интеграции3. Показателем этого процесса стала т.н. система Spitzenkandidat («ведущего кандидата»), при которой тот, кто станет Председателем Комиссии ЕС, определяется не результатом переговоров лидеров стран-членов, а результатом выборов в Европарламент. Характерно, что М. Рютте был среди европейских лидеров, выступивших против применения подобной процедуры4; однако, судя по всему, новый Председатель Комиссии будет определён именно таким образом.
Подводя итог, можно сказать, что в целом Нидерланды остаются страной-еврооптимис-том, несмотря на наличие крупных евроскептических игроков, дополнительную плодородную почву для деятельности которых создают постепенные уступки правительства еврофедерали-стской стратегии и меры экономии, принятые с целью соответствия стандартам Евросоюза. Более всего в Нидерландах опасаются дальнейшего расширения ЕС и безответственного поведения ряда стран-членов, а также того, что в дальнейшем стране придётся отдавать Брюсселю больше денег и полномочий. Поэтому наиболее оптимальным политическому руководст-
1 Rutte vindt dat EU meer moet bezuinigen, omdat Nederland anders te veel betaalt. Business Insider Nederland. 03.05. 2018. URL: https://www.businessinsider.nl/rutte-vindt-dat-eu-meer-moet-bezuinigen-omdat-nederland-anders-te-veel-betaalt/
2 Schout A. Op. cit. P. 7.
3 Schout A. Op. cit. P. 8.
4 Потёмкина О.Ю. Выборы в Европейский парламент 2019 г.: состоится ли реформа? Аналитическая записка № 20 (116), 2018. С. 2. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2018/an116.pdf.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
ву Нидерландов в настоящий момент представляется межправительственный подход, который позволяет не допустить дальнейшего развития Европейского союза в формате «Соединённых Штатов Европы».
Список литературы
Бабынина Л.О. Значение Brexit для Европейского союза. Современная Европа. №4, 2016. С. 21-33. DOI: 10.15211/soveurope420162133.
Потёмкина О.Ю. Выборы в Европейский парламент 2019 г.: состоится ли реформа? Аналитическая записка №20 (116), 2018. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/ana litika/2018/an116.pdf.
Dijkstra M. Waarom is iedereen zo negatief over de EU? Elsevier Weekblad. 23.12.2017. URL: https://www.elsevierweekblad.nl/economie/achtergrond/2017/12/570679-570679/
Elshout A. Nederland houdt deur EU dicht voor Albanië en Macedonië. De Volkskrant. 26.06. 2018. URL: https://www.volkskrant.nl/nieuws-achtergrond/nederland-houdt-deur-eu-dicht-voor-al banie-en-macedonie~b4711795/
Nixon S. Dutch Skepticism About the EU Remains a Force. Wall Street Journal. 28.01.2018. URL: https://www.wsj.com/articles/dutch-skepticism-about-the-eu-remains-a-force-1517168906.
Reijner T. Macron vindt EU «te zwak en te traag»: dit zegt hij in speech. Elsevier Weekblad. 26. 09.2017. URL: https://www.elsevierweekblad.nl/buitenland/achtergrond/2017/09/emmanuel-mac ron-vindt-eu-te-zwak-en-te-traag-544416/
Rutte vindt dat EU meer moet bezuinigen, omdat Nederland anders te veel betaalt. Business Insider Nederland. 03.05.2018. URL: https://www.businessinsider.nl/rutte-vindt-dat-eu-meer-moet-bezuinigen-omdat-nederland-anders-te-veel-betaalt/
Schout A. Deepening EU integration and the Netherlands' EU narrative. Clingendael Paper. March 2018. URL: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2018-03/Paper_Deepening_EU_ integration.pdf.
Sommer B. Schulz: Voor 2025 Verenigde Staten van Europa. Elsevier Weekblad. 07.12.2017. URL: https://www.elsevierweekblad.nl/buitenland/achtergrond/2017/12/schulz-voor-2025-verenig de-staten-van-europa-566947/
Spiegel P. European Integration is Unravelling. The Financial Times. 30.05.2011. URL: https:// www.ft.com/content/82033480-8aea- 11e0-b2f1 -00144feab49a.
Standard Eurobarometer 89. Spring 2018. URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopi nion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/instruments/STANDARD/surveyKy/2180.
References
Babynina L.O. Brexit's meaning for European Union [Znacheniye Brexit dlya Evropeyskogo Soyuza]. Sovremennaya Evropa, №4, 2016. P. 21-33. DOI: 10.15211/soveurope420162133.
Dijkstra M. Waarom is iedereen zo negatief over de EU? Elsevier Weekblad. 23.12.2017. URL: https://www.elsevierweekblad.nl/economie/achtergrond/2017/12/570679-570679/
Elshout A. Nederland houdt deur EU dicht voor Albanië en Macedonië. De Volkskrant. 26.06.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
2018. URL: https://www.volkskrant.nl/nieuws-achtergrond/nederland-houdt-deur-eu-dicht-voor-al banie-en-macedonie~b4711795/
Nixon S. Dutch Skepticism About the EU Remains a Force. Wall Street Journal. 28.01.2018. URL: https://www.wsj.com/articles/dutch-skepticism-about-the-eu-remains-a-force-1517168906.
Potemkina O.Yu. Vybory v Evropeyskiy parlament 2019 g.: sostoitsya li reforma? [European Parliament Elections in 2019: Will Reform Take Place?] Analytical report №20 (116), 2018. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2018/an116.pdf.
Reijner T. Macron vindt EU «te zwak en te traag»: dit zegt hij in speech. Elsevier Weekblad. 26.09.2017. URL: https://www.elsevierweekblad.nl/buitenland/achtergrond/2017/09/emmanuel-ma cron-vindt-eu-te-zwak-en-te-traag-544416/
Rutte vindt dat EU meer moet bezuinigen, omdat Nederland anders te veel betaalt. Business Insider Nederland. 03.05.2018. URL: https://www.businessinsider.nl/rutte-vindt-dat-eu-meer-moet-bezuinigen-omdat-nederland-anders-te-veel-betaalt/
Schout A. Deepening EU integration and the Netherlands' EU narrative. Clingendael Paper. March 2018. URL: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2018-03/Paper_Deepening_EU_ integration.pdf.
Sommer B. Schulz: Voor 2025 Verenigde Staten van Europa. Elsevier Weekblad. 07.12.2017. URL: https://www.elsevierweekblad.nl/buitenland/achtergrond/2017/12/schulz-voor-2025-verenig de-staten-van-europa-566947/
Spiegel P. European Integration is Unravelling. The Financial Times. 30.05.2011. URL: https:// www.ft.com/content/82033480-8aea- 11e0-b2f1 -00144feab49a.
Standard Eurobarometer 89. Spring 2018. URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopi nion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/instruments/STANDARD/surveyKy/2180.
Netherlands in Labyrinth of European Integration
Author. Oskolkov Petr. Junior Research Associate, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. Lecturer, Department of Comparative Politics, MGIMO University; Lecturer, Department of Regional Issues of World Politics, Lomonosov Moscow State University. E-mail: p.oskolkov@inno.mgimo.ru.
Abstract. The position of citizens and political leadership of the Netherlands towards European integration in current circumstances is examined. 13 years after the «no» at the European Constitution referendum, the Netherlands could replace the United Kingdom as a «main obstructionist force» in the EU, but it still remains a careful eurooptimist, providing that further enlargement of the EU does not go too far, supranational rules are strictly applied to the new member states, and the European Commission stays a neutral supervisor.
Key words: the Netherlands, European integration, intergovernmentalism, European Commission, euroscepticism.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420186266
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4