Научная статья на тему 'Ничто на земле не проходит бесследно. . . '

Ничто на земле не проходит бесследно. . . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / SAMARA STATE SOCIO-PEDAGOGICAL UNIVERSITY / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / SCIENTIFIC SCHOOLS / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / PHYSICAL AND MATHEMATICAL FACULTY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Елена Валерьевна, Дмитриева Юлия Алексеевна, Ильичева Мария Александровна

Предлагается рецензия на уникальное «мемориальное» издание «Жизнь замечательных людей физико-математического факультета», посвященное генезису и основным этапам становления физико-математической школы в Самаре (Самарский государственный социально-педагогический университет). Дается подробный анализ представленного материала, который охватывает почти вековую историю развития физико-математической школы, начиная с 30-х годов XX века и вплоть до сегодняшнего времени. Акцентируется внимание на композиции книги, отражающей ее главную идею: показать преемственность поколений и значимость каждого преподавателя и как человека, и как ученого, и как педагога, внесшего вклад в развитие научной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Елена Валерьевна, Дмитриева Юлия Алексеевна, Ильичева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Nothing on Earth Passes without a Trace...”

The review of unique “memorial” edition “Life of Remarkable People of Physical and Mathematical Faculty” devoted to genesis and main stages of formation of physical and mathematical school in Samara (Samara State Socio-Pedagogical University) is presented. A detailed analysis of the presented material is made, which covers almost a century-old history of the physical and mathematical school, from the 1930s until today. Attention is focused on the composition of the book, reflecting its main idea: to show the continuity of generations and the importance of each teacher both as a person and as a scientist, as well as a teacher who contributed to the development of the scientific school.

Текст научной работы на тему «Ничто на земле не проходит бесследно. . . »

Абрамовских Е. В. «Ничто на земле не проходит бесследно...» / Е. В. Абрамовских, Ю. А. Дмитриева, М. А. Ильичева // Научный диалог. — 2018. — № 2. — С. 323—334. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-2-323-334.

Abramovskikh, E. V., Dmitriyeva, Yu. A., Ilyicheva, M. A. (2018). "Nothing on Earth Passes without a Trace.". Nauchnyy dialog, 2: 323-334. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-2-323-334. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ КО БИБЛИОТЕКА

jfrUBMjgjjl

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 378.12:51/53(470.43)(049.32)"19" DOI: 10.24224/2227-1295-2018-2-323-334

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

«Ничто на земле не проходит бесследно...»

© Абрамовских Елена Валерьевна (2018), orcid.org/0000-0003-3185-5354, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара, Россия), abramovskih@pgsga.ru.

© Дмитриева Юлия Алексеевна (2018), orcid.org/0000-0002-2081-2132, магистрант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара, Россия), dmitrieva.yu@psga.ru.

© Ильичева Мария Александровна (2018), orcid.org/0000-0002-9474-1955, студент филологического факультета, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара, Россия), ilcheva.mariya@psga.ru

Предлагается рецензия на уникальное «мемориальное» издание «Жизнь замечательных людей физико-математического факультета», посвященное генезису и основным этапам становления физико-математической школы в Самаре (Самарский государственный социально-педагогический университет). Дается подробный анализ представленного материала, который охватывает почти вековую историю развития физико-математической школы, начиная с 30-х годов XX века и вплоть до сегодняшнего времени. Акцентируется внимание на композиции книги, отражающей ее главную идею: показать преемственность поколений и значимость каждого преподавателя и как человека, и как ученого, и как педагога, внесшего вклад в развитие научной школы.

Ключевые слова: Самарский государственный социально-педагогический университет; научные школы; физико-математический факультет; педагогическое образование.

Вышло в свет уникальное четырехтомное «мемориальное» издание «Жизнь замечательных людей физико-математического факультета: изда-

ние, посвященное 100-летию Поволжской государственной социально-гуманитарной академии», содержащее материалы, позволяющие проследить основные этапы становления физико-математической школы, сформировавшейся в «Самарском государственном социально-педагогическом университете» (СГСПУ):

Идея этого удивительного издания заявлена в предисловии. В проникновенных словах Л. П. Токмаковой объясняется концепция книги, возникшая «от понимания недолговременности человеческой памяти, угрозы утраты преемственности поколений и, к великому сожалению, часто встречающегося равнодушия к прошлому и окружающим нас людям» [Жизнь ..., т. 1, с. 4].

По словам президента СГСПУ, профессора И. В. Вершинина, в Самаре сложилась «мощная физико-математическая школа, основоположниками которой были ученые еще в 30-е годы прошлого века» [Жизнь ..., т. 1, с. 3]. Представленное издание как нельзя лучше отражает эту идею.

Главный архивариус факультета — Владимир Николаевич Аниськин, декан факультета математики, физики и информатики СГСПУ, вдохновивший и объединивший большой коллектив на многолетний кропотливый труд.

Читатель найдет множество подтверждений тому, что факультет — это большая дружная семья, причем смена эпох не разъединяет преподавателей и студентов, а наоборот — объединяет.

Очень важно, что в подготовке издания участвовали студенты.

В первом томе содержатся сведения об истории университета, обо всех его факультетах и кафедрах. В галерее известных лиц — деканы физмата (С. Б. Сверженский, С. П. Пулькин, Б. Л. Кругляке, Н. А. Кащеев, Л. И. Кошкин, А. С. Дьячков, Н. Н. Назаров, Э. Ш. Хамитов, А. А. Полянский, К. А. Малыгин, В. М. Климкин, В. А. Бетев, В. А. Носов, В. В. Азовский, Е. П. Бельчикова, А. Н. Дозоров, Н. П. Рыжова, В. И. Пугач, В. Н. Аниськин), заведующие кафедрами факультета математики, физики и информатики (кафедра математического анализа, кафедра алгебры, кафедра геометрии и методики преподавания математики, кафедра общей физики и методики обучения физике, кафедра теоретической физики, кафедра информатики, прикладной математики и методики их преподавания), а также их сотрудники.

Том содержит уникальный фотоархив; редкие материалы, например, песни из студенческого спектакля конца 1950-х годов «Мой город над рекой», грустно-шуточная песня про студента физмата (на муз. А. Гурилёва «Раскинулся вектор по модулю пять, / Вдали интегралы стояли.»).

Интересные сведения и рекомендации можно найти в разделе «Что читать об истории вуза и замечательных людях ФМФИ».

Материалы второго тома юбилейного издания (2011) посвящены жизни факультета Педагогического института в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, составители сборника, преподаватели и студенты, уделили внимание особенностям развития науки, культуры, искусства в годы, когда г. Куйбышев (Самара) был «запасной столицей» страны.

Составители сборника мастерски отобрали ценнейшие материалы (фотографии, официальные приказы, дипломы, грамоты, вырезки из газет), чтобы показать долгую историю жизни физико-математического факультета ПГСГА, полную научных открытий, подвигов — военных, трудовых, научных, творческих. Сто лет со дня открытия факультета показаны в их многообразии и движении.

Ценность издания в обращении к малоизвестным и почти не изученным к страницам жизни университета.

Вначале предлагается историческая справка о третьем открытии педагогического института в Самаре в 1929 году. Представлены сведения о смене статуса и названия университета: с конца 1929 года институт приобретает статус краевого и носит название «Средне-Волжский государственный педагогический институт». Охарактеризованы особенности организации образовательного процесса в университете: приводятся данные о количестве факультетов (в 1931—1932 годах функционировало уже 11 отделений), о появлении новых форм образования (становление рабфака и заочного отделения происходит годом ранее), об открытии вечерних филиалов в Пензе, Бугуруслане, Мелекессе (Димитровграде). Подробно рассказывается, как происходило формирование факультетов — физико-математического, исторического, педагогического со школьным и дошкольным отделениями, естествознания, русского языка и литературы. Интересно, что в то время организовывается ускоренная двухгодичная подготовка учителей для неполных школ — образование в Самарской области расширяется и приобретает массовый характер.

Особое внимание уделяется рождению кафедры математики, основателем которой был С. Б. Сверженский. Тогда на факультете обучалось всего десять студентов, однако это не помешало ядру преподавательского корпуса — профессорам С. Б. Сверженскому, Б. Л. Кругляку, Н. П. Мыш-кину — развивать и совершенствовать преподавание физики и математики в стенах вуза. В сборнике размещены ценные материалы — воспоминания современников о становлении кафедры и преподавателях.

За десять предвоенных лет Куйбышевский государственный педагогический институт стал одним из крупнейших вузов Поволжья. В сборнике освещается жизнь факультета в 1930-е годы. Листая страницы, читатель видит коллективные фотографии студентов физмата (1934/35 учебный год) вместе с преподавателями С. Б. Сверженским, А. Г. Шустером, Н. Д. Ги-ленко. Мы видим и первых учителей, выпускаемых вузом, — на фотографии первого выпуска математиков вечернего сектора (1935).

Великая Отечественная война внесла большие изменения в жизнь института, однако он продолжал свою работу и в годы войны. Весь народ страны поднялся на защиту родины. Отправились на фронт и сотрудники Педагогического университета. Их доблестным подвигам посвящен один из разделов книги.

Первыми из преподавателей ушли на фронт А. И. Бойков (заместитель декана факультета), П. Д. Чуковенков (заведующий кафедрой физики), преподаватели кафедры физики Н. Н. Назаров, С. В. Доброхотов. По самым скромным подсчетам, не менее 430 преподавателей, сотрудников, студентов вуза являлись участниками боев с немецко-фашистскими захватчиками. Многие не вернулись с фронта, отдав свою жизнь за родину. Погибли и сотрудники, студенты физико-математического факультета: В. П. Андросов (умер в немецком плену), А. И. Бойков (погиб в 1944 году), Е. А. Гвоздев, Н. Ф. Гончаров, В. Н. Доронин, В. П. Лисин, П. Г. Тонников, М. И. Фомин, Н. С. Чернышев (пропали без вести на фронте), А. Г. Гусы-нин (погиб в бою за город Кенигсберг), С. В. Доброхотов (погиб у стен завода «Красный Октябрь» в 1942 году), А. В. Зиновьев (погиб в боях под Москвой в 1942 году, похоронен в братской могиле), Г. В. Самарин (погиб в бою в марте 1945 года), Н. И. Черкасов (умер от ран, полученных в боях), И. В. Чипига (смертельно ранен), П. Д. Чуковенков (смертельно ранен в боях за освобождение Крыма).

Авторы сборника смогли найти и представить читателям фотографии с фронта: «А. С. Дьячков, командир орудийного расчета, на позиции (1945)», «Капитан Сергеев Н. И. с сослуживцем (осень 1943)», «Из фронтовой газеты (1945)», «В. А. Бетев у Боевого Красного знамени (1945)».

Особого внимания на страницах издания удостоилась история Е. А. Гвоздева. Обучался Евгений Гвоздев на физико-математическом факультете один учебный год — 1939/40. В 1940 году был призван на военную службу. Пропал без вести на фронте в Прибалтике летом 1941 года.

Семья Гвоздевых знакома не только студентам физико-математического, но и филологического факультета и факультета специального образования. А. Н. Гвоздев, отец Евгения, вел активную научную деятельность

в такое трудное время: изучал русские говоры Пензенской губернии, где проживала семья Гвоздевых, исследовал процесс усвоения ребенком родного языка, наблюдая за речью собственного сына. В это время А. Н. Гвоздевым закладываются основы теоретического осмысления принципов русской орфографии. Вторая половина его жизни связана с г. Куйбышевом, где он продолжает свои исследования в области диалектологии, фонологии, орфографии, стилистики, детской речи. Научный и человеческий подвиг

A. Н. Гвоздева трудно переоценить, ведь исследователь завершал изучение детской речи уже после гибели Евгения на фронте в первый месяц войны.

Особо ценными для читателя становятся письма Евгения Гвоздева с фронта, где он делится с родителями впечатлениями от войны и планами на будущее: «... я жив, здоров и весел... надеюсь повоевать, а затем вернуться домой и лет через несколько окончить Политехнический институт. настроение у меня бодрое».

Читатель знакомится с редкими материалами из архива ПГСГА (СГСПУ), документами из музея истории ПГСГА (СГСПУ). Ученики и коллеги вспоминают А. Н. Гвоздева и то горе, которое принесла в его семью война. Так, Н. А. Пискунова, ассистент кафедры русской и зарубежной литературы Самарского пединститута, вспоминает, как встретил победу в Великой Отечественной войне А. Н. Гвоздев: «9 мая 1945 года. Победа. Все ликовали, ранним утром студенты пришли в институт, был митинг, а потом все вышли на улицу. С нами был и Александр Николаевич, он купил корзину только что расцветших подснежников и подарил нам. Было тепло и весело от внимания учителя. Он тоже радовался, но в глубине его глаз просматривалась грусть от неутешного горя: его любимый сын Женя погиб на войне.»

Читатель увидит фотографии Евгения Гвоздева в детстве, их дома в Пензе, мальчишеские лица одноклассников, семейные снимки с родителями, сестрой, братом, тетей и последние фотографии Жени, сделанные в декабре 1940 года.

Сотрудники физико-математического факультета раскрываются в издании не только как деятели науки, боевые товарищи, доблестные воины, но и как люди искусства. В книге представлены фронтовые зарисовки Виктора Анатольевича Кондакова, который, находясь на фронте, служа в артиллерии, запечатлел картины военной жизни в своих рисунках: «Военный лагерь в Прибалтике», «В разведке», «Август 1941 г. Контрнаступление под Старой Руссой», «Ждем атаку», «Отбиваемся», «Чистка орудия», «На формировании», «Знакомство с новой техникой: САУ-122», «В окопах».

B. А. Кондаков оставил след в истории физико-математического факуль-

тета как кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания физики и технических средств обучения Куйбышевского пединститута. Был ветераном Великой Отечественной войны.

Человеком искусства можно назвать и Г. М. Данилочкина. Он воевал на Северо-Западном фронте в качестве наводчика миномета, однако в тяжелейшее военное время находил силы на творчество. В издании представлены его картины: «В землянке», «Фронтовые дороги», «Артиллерия в бою». После войны окончил и Художественное училище в Пензе (1956), и физико-математический факультет Куйбышевского пединститута. Остался в Самаре, где продолжал свою педагогическую деятельность: работал в школах и политехникуме преподавателем математики, рисования и черчения.

Составители издания показывают, что победа в войне — заслуга не только солдат на передовой, но и работников тыла. Совершали трудовые подвиги и сотрудники физико-математического факультета.

Л. М. Агапова после войны поступила в Куйбышевский педагогический институт, где осталась работать старшим лаборантом кафедры алгебры. Во время войны просилась на фронт, считала, что именно там ее место. Ее определили в женский артиллерийский зенитный дивизион, затем она стала оператором станции орудийной наводки. Стояла на охране и в обороне завода в г. Познань. Впоследствии Агаповой присвоили звание «ветеран труда», однако она свои заслуги перед родиной не признавала: «Подвигов не совершала. Другие в разведку ходили, раненых из огня вытаскивали... Нет, подвигов не совершала» (из газеты «Молодой учитель», 8 марта 1978 года).

Отдана дань памяти Виктора Филипповича Волкодавова. Многие годы жизни он посвятил Самарскому педуниверситету, где вырос от ассистента, аспиранта до старшего преподавателя, доцента, профессора. Война вошла в его жизнь, когда он был ребенком. Окончив семилетку, в 1943 году мальчик пришел работать на завод «Красный Октябрь». Через год работы токарем потерял зрение из-за аварии в цеху. Однако это не помешало ему увлеченно заниматься научной деятельностью, которую он совмещал с педагогической работой. На протяжении всей жизни он изучал дифференциальные уравнения с частными производными, уравнения гиперболического типа, эллиптического типа и смешанного эллиптико-гиперболического типа. Редакторы сборника приводят отрывки из повести Степана Кузьмен-ко «Розы и мужество», посвященной Волкодавову. Читателя заинтересует анкета Волкодавова, не оставят равнодушными слова о войне: «Мечтаю, чтобы никогда не было войны, чтобы дети мои выросли достойными людьми, чтобы удалось мне в науке оставить след».

Сопровождают биографические справки стихотворения Булата Окуджавы, Анны Ахматовой, Юлии Друниной.

Представлены фотографии памятных мест города (площадь Куйбышева) и Самарской области (Мемориальный комплекс «Материнская доблесть» в поселке Алексеевка города Кинель, фото В. А. Ишутина), фотоснимки Педагогического университета (здание физмата на ул. Льва Толстого, 47, фото из личного архива А. Н. Гвоздева) и его окрестностей («Ломоносовская аллея», фото Л. И. Бордуновой).

Составители издания не раз обращались к книге К. А. Малыгина «О славе не думали.», что позволило обогатить сборник ценными сведениями.

Особое внимание авторы сборника уделяют успеху научной деятельности куйбышевских ученых в то время, когда город был «запасной столицей». После эвакуации правительственных учреждений, иностранных посольств, культурных организаций научная деятельность получила импульс для развития. Мы видим плеяду ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки в Куйбышеве: Н. П. Мышкин (который опытным путем доказывал существование биополя), А. И. Ахиезер (занимавшийся исследованиями в области ядерной физики, квантовой электродинамики и др.), М. Г. Крейн (разработавший теорию, изложенную в публикации «Теория самосопряженных расширений полуограниченных эрмитовых операторов», 1947). Таким образом, прибывшие в 1941—1942 годах в Куйбышев ученые оставили заметный след в истории научной жизни института.

В рамках подготовки к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне ПГСГА вместе с Управлением ФСБ России по Самарской области организовывала уникальный проект, посвященный неизвестным страницам второй мировой войны и самарской истории. В рамках этого проекта действовали и составители издания, отдельную главу сборника посвятив интересным и малоизвестным фактам истории Самары. Так, к примеру, приводятся сведения о деятельности знаменитой группы советской внешней разведки «Кембриджской пятерки»: двое из пяти разведчиков связаны с Куйбышевым.

Третий том книги «Жизнь замечательных людей Самарского физмата» посвящается студентам, преподавателям, сотрудникам, работавшим и обучающимся на физико-математическом факультете СГСПУ в 1950—2000-е годы. В этой книге, как и во всех предшествующих, представлены ценные исторические материалы о факультете, уникальные документы и фотографии.

В первом разделе третьего тома — «Становление, развитие и зрелость физико-математического факультета Куйбышевского института в период

1950—1980 гг.» — рассказывается о работе факультета в послевоенное время, когда в короткие сроки необходимо было нормализовать учебный процесс, и эта задача легла на плечи методистов, инженеров, лаборантов кафедр, таких как М. Д. Бакун, А. М. Салкина, М. В. Кокурина, Л. М. Агапова и др.

Сообщается об улучшении материально-технической базы факультета, открытии лабораторий по общему курсу физики и по методике физики; формировании новых научных направлений, например, изучении дифференциальных уравнений. Возрастает интерес к вычислительной математике, в практику внедряется работа вычислительных машин. Проводятся спецсеминары и спецпрактикумы, педагогические и производственные практики. Подробно рассматривается три основных направления деятельности СНО института, в которых физмат принимал активное участие: 1) научно-исследовательское; 2) научно-методическое; 3) пропаганда научных и педагогических знаний.

Кроме того, в разделе размещена информация о создании в 1963 году «Университета педагогических знаний», об аспирантуре, о преподавателях, являющихся выпускниками факультета. Приводятся краткие биографии деканов факультета 1962—1990-х годов.

В следующем разделе «Ректоры Самарского педвуза в 1970—1990 гг.» можно найти биографии, а также выдержки из их трудов Б. М. Симанкова, В. В. Рябова, В. Д. Зуева, сменявших друг друга на посту ректора в этот период.

Раздел «Поколение самарского физмата 50—70-х годов XX века» рассказывает о выпускниках факультета: В. В. Азовском — педагоге, ученом, декане; А. С. Барской — мастере спорта по лыжам, ветеране труда; М. Н. Беликовой — сотруднике кафедры математического анализа и лаборатории физмата; Д. Г. Березине — сотруднике научной лаборатории при кафедре экспериментальной физики и физики твердого тела; В. Е. Воскресенском — докторе физико-математических наук, профессоре; Р. М. За-йниеве — кандидате физико-математических наук, доценте кафедры высшей математики и др.

В раздел включены выдержки из книги профессора Ю. А. Кустова, в которой рассказывается о факультете, а также дана информация о кафедре православной педагогики и психологии Самарской духовной семинарии, которой заведует выпускник физмата — Архимандрит Георгий (Ше-стун Евгений Владимирович).

Раздел «Дела давно минувших дней, преданья и воспоминанья (о физмате и о его замечательных людях)» содержит несколько подразделов,

включая: воспоминания А. С. Тарновского об учителях и коллегах; рассказ Л. В. Кучмы об истории кафедры геометрии и МПМ; воспоминания Е. И. Томиной об истории кафедры математического анализа и т. д.

В разделе «Студенты, аспиранты, сотрудники и преподаватели физмата и ФМФИ 1980—2000-х гг.» можно найти сведения о таких замечательных людях, как Н. И. Потапов, Е. А. Тимовская, О. В. Юсупова, Т. В. То-мина и др.

Последний раздел тома содержит поздравления и пожелания факультету, его работникам и выпускникам к юбилею и просто от души.

Библиографический список издания содержит воспоминания выпускников, научные доклады с конференций, материалы музея, а также архива вуза, авторские статьи об отдельных выпускниках и сотрудниках факультета.

В четвертом томе рассказывается о студентах, преподавателях, сотрудниках, работавших на физико-математическом факультете СГСПУ в 1930—2000-е годы.

В разделе «СГСПУ и физмат на рубеже веков» представлена история развития вуза в конце XX — начале XXI веков. Сообщается о появлении новых факультетов (дефектологического, психологического, экономического и др.), формировании научных школ (классических, дисциплинарных, проблемных), открытии Тольяттинского филиала Куйбышевского государственного педагогического института.

Особое внимание уделяется истории развития физико-математического факультета, конференциям, которые проводились в 1990-е годы, организации учебного процесса.

В разделе «Ректоры самарского педагогического.» представлена биография И. В. Вершинина, ректора вуза с 2000 по 2013 годы, ныне президента СГСПУ Здесь также можно увидеть фотографии из личного архива Игоря Владимировича, интервью, материалы сайтов и газет, в которых рассказывается о его деятельности.

Раздел «Физматовцы 1930—1940 годов» рассказывает о выдающихся выпускниках факультета: М. Н. Алексеевой, Д. М. Бакуне и др. Интересен материал, собранный здесь: выдержки из автобиографий и личных листков по учету кадров, характеристик выпускников, а также из других документов.

В разделах «Жизнь замечательных людей самарского физмата 1930— 1940 годов в документах, фотографиях и материалах музея истории ПГСГА» и «Поколения самарского физмата 50—70 годов XX века» собрано большое количество фотографий и материалов о выпускниках факуль-

тета. Здесь названы имена В. М. Григорьевой, А. Л. Мадорской, Л. В. Ми-шановой (1930—1940 гг.), Э. С. Баранкиной, Л. И. Громовой, В. Б. Черно-иванова, А. Н. Ярыгина (1950—1970 гг.) и др.

Раздел «Дела давно минувших дней, преданья и воспоминания... о самарском филиале и его замечательных людях» включает в себя воспоминания людей, учившихся на физико-математическом факультете. Это отзывы благодарных выпускников о преподавателях, рассказы об учебе, педагогических практиках, студенческом братстве. Впоследствии почти все выпускники работали по профессии. Для многих учеба в вузе переросла в работу в нем (например, для Н. С. Новичковой).

И. К. Михайлова вспоминает, что «любовь к математике и к тем, с кем училась и кто меня учил, я несу всю жизнь». С этими словами наверняка согласились бы и остальные выпускники факультета, о чем можно судить по их теплым воспоминаниям о годах студенчества и преподавателях.

Следующий, самый большой раздел «Турсекция КГПИ и физматов-цы», посвящен рассказу о туристическом объединении, существовавшем в вузе в то время. Многие выпускники вспоминают, что именно физматов-цы составляли ее ядро. Студенты ходили в походы выходного дня, а также участвовали в категорийных походах под наставничеством А. П. Веденёва и Ш. А. Акользина. Подробно повествуется о пеше-водном походе V категории сложности по р. Кижи-Хем (Саяны, 1965), пешем походе III категории сложности на Алтай (1967) и др. Опубликованы дневники путешествия-похода на Ямантау (архив Владимира Бормотова), где описан каждый из дней.

В следующем разделе размещены воспоминания В.Б. Бартосика, руководителя турсекции Куйбышевского государственного педагогического института. Рассказы о походах и туристской деятельности сопровождаются целой галереей фотографий.

Большое место в четвертом томе отводится воспоминаниям бывших студентов-туристов физико-математического факультета: семьи Канаевых, Л. А. Эгипти, З. П. Михайловой, И. А. Овчинниковой, А. Г. Коваленко, В. А. Тихоновой, Е. И. Томиной, С. Е. Соколовой.

В эпилоге содержатся документальные рассказы о первом председателе городской туристической секции Г. С. Орешко и о том, как зародилась традиция проведения фестиваля самодеятельной туристской песни им. Валерия Грушина.

Далее говорится о студентах, аспирантах, преподавателях и сотрудниках физмата и ФМФИ 1980—2000-х годов: О. В. Аллине, А. В. Андреевой, Л. С. Гусевой и др.

В разделе «Есть роли более пьедестальные, но кому-то надо.» размещены фотографии всех сотрудников физико-математического факультета, а также благодарственные письма его преподавателей и выпускников.

Таким образом, четвертый том книги из серии «Жизнь замечательных людей физико-математического факультета», как и предшествующие тома, является богатым источником материалов о жизни факультета и вуза в целом.

Поражает масштаб замысла издания «Жизнь замечательных людей физико-математического факультета», собравшего воедино материалы, которые так легко утратить. Его составители ставили перед собой сложную задачу: воссоздать историю физико-математического факультета сквозь призму человеческих судеб.

Литература

Жизнь замечательных людей физико-математического факультета : издание, посвященное 100-летию Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. — Самара : Изд-во ПГСГА, 2009—2015. — Том 1 / сост. : В. Н. Анись-кин, Л. И. Бордунова, Л. П. Токмакова ; отв. ред. В. Н. Аниськин. — Самара : Изд-во ПГСГА, 2009. — 573 с. — Том 2 / сост. В. Н. Аниськин, Л. И. Бордунова, А. С. Тарновский, И. А. Овчинникова, Л. П. Токмакова ; отв. редактор В. Н. Аниськин. — Самара : Изд-во ПГСГА, 2011. — 571 с. — Том 3 / сост. : В. Н. Аниськин, Л. И. Бордунова, Л. П. Токмакова ; отв. ред. В. Н. Аниськин. — Самара : Изд-во ПГСГА, 2012. — 615 с. — Том 4 / сост. : В. Н. Аниськин, Л. И. Бордунова, Л. П. Токмакова ; отв. ред. В. Н. Аниськин. — Самара : Изд-во ПГСГА, 2015. — 720 с.

"Nothing on Earth Passes without a Trace..."

© Abramovskikh Elena Valeryevna (2018), orcid.org/0000-0003-3185-5354, Doctor of Philology, associate professor, professor of Department of Russian, Foreign Literature and Methods of Literature Teaching, Samara State Socio-Pedagogical University (Samara, Russia), abramovskih@pgsga.ru.

© Dmitriyeva Yuliya Alekseyevna (2018), orcid.org/0000-0002-2081-2132, master's degree student, Department of Russian, Foreign Literature and Methods of Literature Teaching, Samara State Socio-Pedagogical University (Samara, Russia), dmitrieva.yu@psga.ru. © Ilyicheva Mariya Aleksandrovna (2018), orcid.org/0000-0002-9474-1955, student, philological faculty, Samara State Socio-Pedagogical University (Samara, Russia), ilcheva.mari-ya@psga.ru

The review of unique "memorial" edition "Life of Remarkable People of Physical and Mathematical Faculty" devoted to genesis and main stages of formation of physical and

[CC BY 4.0]

[HAyHHbM flMAHOr. 2018. № 2]

mathematical school in Samara (Samara State Socio-Pedagogical University) is presented. A detailed analysis of the presented material is made, which covers almost a century-old history of the physical and mathematical school, from the 1930s until today. Attention is focused on the composition of the book, reflecting its main idea: to show the continuity of generations and the importance of each teacher both as a person and as a scientist, as well as a teacher who contributed to the development of the scientific school.

Key words: Samara State Socio-Pedagogical University; scientific schools; physical and mathematical faculty; pedagogical education.

References

Zhizn' zamechatelnykh lyudey fiziko-matematicheskogo fakulteta: izdaniye, posvyash-chyonnoye 100-letiyu Povolzhskoy gosudarstvennoy sotsialno-gumanitar-noy akademii. 2009—2015. Samara: Izd-vo PGSGA. 1—4. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.