Научная статья на тему 'НЕЗАВИСИМОСТЬ АФГАНИСТАНА И ВЛИЯНИЕ ПРАВОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ'

НЕЗАВИСИМОСТЬ АФГАНИСТАНА И ВЛИЯНИЕ ПРАВОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
АФГАНСКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СИРАДЖ АЛЬ-АХБАР / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майсам Махди

Социальная и культурная атмосфера Афганистана была хорошей площадкой для поддержки социалистической революции в России. Поддержка большевиков в Брест-Литовском договоре была первым шагом к независимости Афганистана от Великобритании. Афганское молодежное движение, состоявшее из реформистских сил, отстаивало и пропагандировало идеи русских революционеров в Афганистане. Газета «Сирадж аль-Ахбар», выступавшая представителем движения, сыграла конструктивную роль в культурно-политических связях афганского народа с Советской Россией. Отношения между двумя странами определялись на основе традиционных структур народов Центральной Азии, имеющих общую историю и культуру. Независимость Афганистана от Великобритании находилась под непосредственным влиянием советского правительства и ленинских социалистических идей. Прямая советская поддержка независимого Афганистана привела к тому, что Великобритания отказалась от своего колониального положения и признала Афганистан свободной страной. В статье рассматриваются факторы, повлиявшие на прочность советских культурно-правовых связей, приведших к независимости Афганистана от Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЗАВИСИМОСТЬ АФГАНИСТАНА И ВЛИЯНИЕ ПРАВОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ»

Майсам Махди

Белгу, Белгород, РФ Педагогический институт. кафедра всеобщей истории E-mail: mahdimaisam2020@gmail.com Научный руководитель: Лобанов К.Н., д.и.н. проф. НИУ «БелГУ»

НЕЗАВИСИМОСТЬ АФГАНИСТАНА И ВЛИЯНИЕ ПРАВОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ

Аннотация

Социальная и культурная атмосфера Афганистана была хорошей площадкой для поддержки социалистической революции в России. Поддержка большевиков в Брест-Литовском договоре была первым шагом к независимости Афганистана от Великобритании. Афганское молодежное движение, состоявшее из реформистских сил, отстаивало и пропагандировало идеи русских революционеров в Афганистане. Газета «Сирадж аль-Ахбар», выступавшая представителем движения, сыграла конструктивную роль в культурно-политических связях афганского народа с Советской Россией. Отношения между двумя странами определялись на основе традиционных структур народов Центральной Азии, имеющих общую историю и культуру. Независимость Афганистана от Великобритании находилась под непосредственным влиянием советского правительства и ленинских социалистических идей. Прямая советская поддержка независимого Афганистана привела к тому, что Великобритания отказалась от своего колониального положения и признала Афганистан свободной страной. В статье рассматриваются факторы, повлиявшие на прочность советских культурно-правовых связей, приведших к независимости Афганистана от Великобритании.

Ключевые слова

Афганское молодежное движение, Сирадж аль-Ахбар, Независимость, дипломатические отношения, общие традиции.

Известие о социалистической революции в России как об историческом событии в мире быстро нашло отражение в афганской прессе, и афганский народ, стремившийся восстановить полную независимость от Англии, воспринял эту новость как благую весть свободы. В народе существовало мнение, что новое правительство в России может помочь Афганистану спастись от британского господства. [Рубинштейн,1953. с. 391]

3 марта 1918 года был подписан Брест-Литовский мирный договор между большевиками и центральными державами во время Первой мировой войны во главе с Германией. Статья 7 включала, что «Иран и Афганистан являются двумя свободными и независимыми странами, стороны обязались уважать политическую и экономическую независимость и территориальную целостность Ирана и Афганистана» [Документы внешней политики СССР, 1957.с.123]. Это был первый международный документ, признавший Афганистан независимым государством после Второй англо-афганской войны (1878-1880 гг.), закончившейся ограничением афганских полномочий. Одной из основных причин регистрации этого документа были давние культурные и приграничные связи, которые страны южных окраин Советского Союза имели с Афганистаном, а революционное правительство России считало Афганистан частью своей традиционной территории. Который должен быть освобожден от британского колониального господства.

Во время правления Амира Хабибуллы-хана в Афганистане (1918-1901) у интеллектуалов и

борцов за свободу появилась хорошая возможность бороться за полную независимость от Великобритании, которая десятилетиями доминировала во внешней политике Афганистана. В основном этой группой называли бойцов (Афганское молодежное движение), которые работали в разных отрядах. [Губар, 2012.с. 720] Афганская газета «Сирадж аль-Ахбар» (Чераг Хабар), издаваемая Махмудом Тарзи, опубликовала полный текст Брест-Литовского мирного договора от 25 июня 1918 года. В газете публиковались статьи о поддержке Советской Россией Афганистана, которые сопровождались «благодарностями и признательностью афганскому народу» [Портянников, 1980.с. 242] Идеология афганского молодежного движения была создана Махмудом Тарзи и опубликована в газете того времени «Сирадж аль-Ахбар». [Фарханг,1988. с. 325] Взгляды афганской молодежи, выраженные в этой газете, были в основном антиколониальными и породили в Афганистане националистические и социалистические идеи. [Рубинштейн,1953. с. 27] Газета смогла донести до большинства населения значение взглядов России на независимость Афганистана и укрепить дух борьбы и сопротивления за независимость в Афганистане. Мир Гулам Мохаммад Гобар пишет: «Социалистическая революция в России и приход советского правительства коренным образом изменили всю политику, характерную для периода русского царизма. В Афганистане и большинстве азиатских стран эти изменения очевидны» [Гуревич, 1960.с.502] Внутренняя и внешняя политика революционного правительства Советской России широко доходила до народа Афганистана через среднеазиатские газеты, местных бизнесменов и путешественников. В частности, жители северного Афганистана, имевшие этническую и культурную общность с народами Средней Азии, каким-то образом испытали влияние нового революционного правительства в Советской России.26 мая 1918 года Махмуд Тарзи писал в газете «Сирадж аль-Ахбар», что «русская революция открыла очень большой и надежный путь для всех мусульман мира» [Портянников, 1980.с. 241]

После социалистической революции Совет РСФСР отказался узаконить нарушение Великобританией внешнеполитических прав Афганистана. Поскольку в то время в Советском Союзе бушевала гражданская война и добраться до Кабула из Москвы было трудно, РСФСР предложила Среднеазиатской Автономной Республике Туркестан (ТАССР) направить своих представителей в Кабул. Поскольку культурное взаимодействие и этническое сходство привели к прочным связям, в связи с этим поручением Центральный исполнительный комитет Туркестана направил в Афганистан специальных представителей. Но Амир Хабибулла-хан под давлением англичан не пустил таких представителей. Позднее советское туркестанское правительство по указанию Ленина вновь попыталось установить связь с афганским правительством. В конце 1918 года Туркестанский комиссариат иностранных дел подготовил письмо эмиру Афганистана. Письмо должно было быть отправлено в Кабул Ибрагим-ханом, сыном Исхак-хана, афганского принца, прожившего в Самарканде двадцать лет. В тексте письма говорилось, что «мы нашли возможность выразить наши искренние чувства и добрососедство и хотим установить дружеские отношения, которые принесут пользу обоим народам «В письме указывалось, что Советскому правительству чужды агрессивные и враждебные намерения, и отмечалась культурная близость народов двух сторон, отмечалась важность налаживания торговых обменов и обмена официальными представителями в Туркестане и Афганистане. Но и эта попытка установить дружеские отношения не удалась. Эмир Афганистана под давлением англичан выступил против въезда представителя Советского Туркестана. [Рубинштейн, 1953.с. 39]

Действия Амира Хабибуллы-хана вызвали гнев афганского народа и афганского молодежного движения. В ночь на 21 февраля 1919 года под городом Джелалабад был убит Амир Хабибулла-хан. Сын Хабибуллы-хана Аманулла-хан заявил на церемонии коронации 28 февраля 1919 года, что Афганистан ведет независимую внутреннюю и внешнюю политику. 3 марта 1919 года Аманулла-хан

направил Челмсфорду, вице-королю Индии, послание, в котором объявлял Афганистан независимым. [Ганковский, 1979.с. 218] Но Великобритания холодно отреагировала на письмо нового короля Афганистана, заявив, что не признает независимость Афганистана и что новый эмир должен выполнить предыдущие обязательства афганских эмиров. Но Советский Союз и независимый Афганистан установили дипломатические отношения, и советское правительство стало первой страной в мире, официально признавшей независимость и суверенитет Афганистана. [Документы внешней политики СССР, 1960.с. 7]

Письмо правительству Афганистана было направлено в Кабул 27 марта 1919 г. наркомом иностранных дел Туркестанской Советской Республики Е.Е. Богоявленским. Было объявлено, что РСФСР расторгла все царские договоры и соглашения, не служившие интересам Афганистана И отмечается, что: «Для осуществления этих принципов Российская Республика направляет своего представителя в Афганистан и Иран г-на Брауна, имеющего дипломатический опыт, знающего Восток, являющегося другом народов Востока, знакомого с персидским языком, и направляет его из Москвы в Ташкент». [Документы внешней политики СССР, 1960.с. 8] Признание Афганистана независимым государством Советским правительством создало больше возможностей для установления дипломатических отношений между двумя странами. Это признание перед всем миром и прежде всего перед Англией показало, что народ Афганистана не одинок в борьбе и может рассчитывать на поддержку первого социалистического правительства рабочих и крестьян. Советская поддержка афганского правительства значительно укрепила международное положение страны, что также способствовало укреплению авторитета нового режима внутри страны и открыло возможности, особенно для самостоятельного политического и культурного развития. Позиция людей двух земель, у которых были давние культурные и торговые связи, сблизила их, и Советы защищали Афганистан на международном уровне до официального подписания документов о независимости Афганистана. [Государственные и общественно-политические деятели Афганистана.. , 1967.с.71] Советы защищали независимость Афганистана по всем международным позициям, что было очевидно на Московской конференции. Когда в Москву прибыли полномочный представитель президента США и премьер-министр Великобритании, чтобы высказать свои взгляды на послевоенное урегулирование, Ленин потребовал, чтобы проект соглашения по Афганистану был обеспечен общим обязательством участников конференции не оказывать чрезмерного давления на новое правительство, но это предложение было изъято из текста соглашения. [Губар, 1967.с. 84].

7 апреля 1919 года король Афганистана Аманулла-хан и министр иностранных дел Махмуд Тарзи написали письмо Ленину президенту СССР и наркому иностранных дел Г. В. Чичерину. Аманулла Хан заявил в письме, что «во имя единства, мира и человеческого добра» «о единстве и дружбе» «немедленно необходимо». В письме содержалось послание о дружбе между народом Афганистана и близости двух стран. [Документы внешней политики СССР, 1957.с.175] Афганские делегаты вручили письмо местным властям в Советском Туркестане. 21 апреля 1919 г. ее делегатам был направлен ответ, основанный на установлении дружественных советско-афганских отношений. В письме подчеркивалось, что общение "должно быть установлено сначала между двумя соседями, а затем уже другими людьми". Новое афганское правительство понимало, что, если Советский Союз поддержит его, другие страны последуют его примеру. Провозглашение Амиром Аманулла-ханом независимости от Афганистана и его обращение к правительству РСФСР с предложением дружеских отношений нанесли серьезный удар по планам Англии в Азии. Став независимой страной, Афганистан вышел из британской сферы влияния, помимо того, что явился прекрасным примером для других азиатских стран, в первую очередь Британской Индии, где расширялись национально-освободительные движения. Вот почему Великобритания использовала все средства давления, вплоть до военной силы,

для самостоятельной борьбы с Афганистаном.

В Москву выехали делегация из девятнадцати афганских делегатов во главе с Чрезвычайным и Полномочным послом Афганистана генералом Мохаммадом Вали Ханом Дарвази [Мурабов, 1981.с. 226]. 14 октября 1919 года Ленин принял делегатов Афганистана. Присутствовали и другие, такие как Карахан и Нариманов. Состоялась теплая и откровенная беседа между Председателем Советского правительства и представителями правительства Афганистана. [Ленин, 1919.с. 227] 7 ноября 1919 года Чрезвычайный и Полномочный Посол Афганистана генерал Мохаммад Вали Хан Дарвази выступил с речью в Театре большевиков, где проходило заседание ЦИК России. Мохаммад Вали Хан сказал: «Хотя мы и не коммунисты, мы, как и все другие народы, всегда будем готовы пролить кровь в борьбе с империализмом». [Асланов,1963. с.3-23]. В конце ноября 1919 года Ленин вновь встретился с главой афганской делегации и заверил его, что Советская Россия поддержит Афганистан. В письме шаху Афганистана Ленин отмечал, что: «В настоящее время Афганистан процветает как единственная независимая мусульманская страна в мире. На народе Афганистана лежит великий исторический долг объединить вокруг себя рабские мусульманские народы и привести их к свободе и независимости». [Стрейт пегги и пьер, 1969.с. 286]. Советские дипломаты во главе с Брауном прибыли в Кабул 14 декабря 1919 года. Представителей Советской России тепло встретили [Иоффе, 1968.с. 68].

В марте 1921 г. над всеми представительствами РСФСР в Афганистане были подняты красные флаги [Документы внешней политики СССР, 1957.с.664-5]. Народ Афганистана считал этот флаг символом дружбы и сопереживания. В культуре городских и сельских жителей Афганистана красный цвет отныне занимал особое место, так что он был символом мужества и величия.

Дружественный договор между РСФСР и Афганистаном от 28 февраля 1921 г. явился большой победой ленинской дипломатии и патриотического народа Афганистана, поскольку он был основан на принципах равноправия. Взаимное уважение и невмешательство во внутренние дела друг друга, этот договор стал надежной гарантией укрепления и сохранения национальной независимости Афганистана, а также развития дружественных отношений и расширения культурных и экономических отношений между двумя странами. Можно даже сказать, что это был поворотный момент в истории отношений советского правительства со странами Востока. Это проложило путь для многих договоров и соглашений не только с Афганистаном, но и с другими постколониальными правительствами. Соглашение (статьи 4 и 5) предусматривало учреждение консульств РСФСР в Афганистане в городах Герат, Маймана, Мазари-Шариф, Кандагар и Газни, причем Афганистан мог иметь консульства в Ташкенте и Петрограде, Казани и Самарканде. [Документы внешней политики СССР, 1957.с.414]. 21 ноября 1921 г. Документы о полной независимости Афганистана подписываются в Кабуле министром иностранных дел Афганистана Махмудом Тарзи и представителем Великобритании Генри Доббсом. В этом документе Великобритания признала полную независимость Афганистана и согласилась открыть политические представительства Афганистана и Великобритании как двух независимых государств в Лондоне и Кабуле. Эта политическая победа афганского народа была достигнута благодаря щедрой помощи Советского Союза Близость культуры и обычаев народов двух стран обусловила институционализацию дальнейших глубоких отношений.

Заключение

Опыт национально-освободительной борьбы афганского народа за независимость подтверждает, что ее успешный исход во многом определялся укреплением отношений с СССР. Первым советским действием, выразившим поддержку афганскому народу и противодействие британскому колониализму, было включение статьи о независимости Афганистана в Брест-Литовский

договор. Афганское молодежное движение, состоявшее из придворной и не придворной интеллигенции, активно занималось этими вопросами и публиковало их в газете «Сирадж аль-Ахбар», которая была источником их антиколониальных взглядов. Советский Союз был первой страной, признавшей независимость Афганистана после декларации Амануллы-хана и установившей дипломатические отношения до того, как Великобритания официально подписала Договор о независимости. Дипломатические и культурные отношения между двумя странами через народы Средней Азии; в частности, возник Советский Туркестан, так что коренная культура и общность этих народов создали эффективную возможность для торговых и политических обменов. Прием жителей Туркестана, а затем и Москвы представителям Афганистана показал глубину культурных связей и близость двух земель, хотя по интеллектуальному устройству афганское правительство не относилось к сторонникам коммунизма. Советский Союз при поддержке нового правительства Афганистана укрепил международные отношения и независимость Афганистана от Великобритании, что продемонстрировало глубокие культурные связи и добрососедство между двумя странами. Список использованной литературы:

1. Асланов м. Г. «О формировании афганского национального языка» // В кн.: Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии. — М.-Л., 1963. — С. 3-23.

2. Ганковский ю. В. Афганистан: первый год революции.—«азия и африка сегодня». 1979, № 4.218.c

3. Государственные и общественно-политические деятели Афганистана [Текст] : Справочник / АН СССР. Ин-т народов Азии; [Ред. коллегия: А. П. Базиянц и др.]. - Москва: Наука, 1967. - 71с

4. Губар м. г. м. Афганистан на пути истории. Кабул, 1967 (на перс. Яз)84х

5. Губар м. г. м. Афганистан на пути истории. Кабул, 2012. 720. с.

6. Гуревич н. М. Межимпериалистическая борьба в афганистане в период второй мировой войны.— «краткие сообщения института востоковедения ан ссср». Вып. Xxxvii. М„ 1960.502.c

7. Документы внешней политики СССР.— т. I—xxi. М., 1957—1977.123.c

8. Документы внешней политики СССР.— т. I—xxi. М., 1957—1977 .175.c

9. Документы внешней политики СССР.— т. I—xxi. М., 1957—1977.664-5.c

10. Документы внешней политики СССР.— т. I—xxi. М., 1957—1977 .414.c

11. Иоффе а. Е. Внешняя политика советского союза, 1928—1932 гг. М.,1968.68.c

12. Ленин в. И. Беседа с афганским чрезвычайным послом мухаммед ва-ли-ханом 14 октября 1919 г.— т. 39.227.c

13. Мурабов г. А. Новый этап апрельской революции в афганистане.— «народы азии и африки». 1981, № 2.226.c

14. Портянников и. С. Развивающиеся страны: проблемы внешнеэкономических связей. М., 1980.242.c

15. Портянников и. С. Развивающиеся страны: проблемы внешнеэкономических связей. М., 1980.241.c

16. Рубинштейнн Л. Внешняя политика советского государства в 1921—1925 годах. М., 1953.391.c

[17]. Рубинштейнн. Л. Внешняя политика советского государства в 1921—1925 годах. М., 1953.27.c

[18]. Рубинштейнн. Л. Внешняя политика советского государства в 1921—1925 годах. М., 1953.39.c

[19]. Документы внешней политики СССР.— т. I—xxi. М., 1960—1965.7.c

[20]. Документы внешней политики СССР.— т. I—xxi. М., 1960—1965.8.c

[21]. Стрейтпегги и пьер. Битва в «мирной холодной войне».— «Журнал the Ni york times», 23-декабря 1960 г. 286.c

[22]. Фарханг М.С, Афганистан за последние пять веков, второе издание, США, 1988. 325.c

©Майсам Махди, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.