ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
УДК 343.721
НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Н. И. Архипцев И. Н. Архипцев
Белгородский
государственный
университет
e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу преступности иностранных граждан и лиц без гражданства при незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации. Проводится исследование элементов состава преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, рассматриваются квалифицирующие признаки данного посягательства, формулируются условия нераспространения указанного деяния, обосновывается предложение по совершенствованию действующего законодательства.
Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, незаконное пересечение государственной границы России, въезд в РФ, выезд из РФ, объект посягательства, объективная сторона преступления, субъект преступления, субъективная сторона деяния, торговля людьми, совершенствование законодательства.
Сегодня, несмотря на довольно значительный интерес к теме преступности иностранных граждан и лиц без гражданства со стороны отечественных ученых в области уголовного права и криминологии, она по-прежнему относится к числу наименее исследованных и, пожалуй, более всего мифологизированных. В научной литературе, можно встретить полярные оценки, связанные с криминогенным воздействием со стороны данной категории граждан, однако статистические данные убедительно показывают их неуклонный рост в последние годы.
Заметим, что по данным МВД России в стране в 2008 году правоохранительными органами было зарегистрировано 3 209 862 преступлений (что составляет 89,6% к 2007 году), в том числе, тяжких и особо тяжких 851 392 преступлений (98,9%)х. В свою очередь,
1 Эл. ресурс]http://www.mvd.ш/stats/l0000l48/l0000230/6l66/?prmt.
с января по сентябрь 2009 года в России было зарегистрировано 2 320 974 преступления, что на 6,1 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года2.
На Белгородскую область в 2008 году пришлось 19 138 преступлений (снижение на 9,7%), из них тяжких и особо тяжких 4 521 (снижение на 9,4%). Причем, уровень преступности на 100 000 населения на территории региона, остается одним из самых низких в ЦФО и составляет 1 259,8 преступления (в Центральном федеральном округе данный показатель равен 1 863,7, а в целом по России - 2 2б0,3)3.
По официальной статистической информации МВД России иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации было совершено в 2000 году - 65 120 преступлений, в 2001 - 37 166, 2002 - 35 712, 2003 - 40 570, 2004 - 48 927, 2005 - 51 225, 2006 - 53 014, 2007 - 50 139, а в 2008 году - 53 876 (прирост к 2007 году - 7,5%), из них, гражданами государств-участников СНГ 48 801 преступлений (прирост - 7,6%), за январь-сентябрь 2009 года - 43 473 (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 11,8%)4. В тоже время, преступления, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства составляли в 2008 году 3,1 процента от всех раскрытых в стране преступлений, а за первый квартал 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта цифра немного возросла и составляет 3,8 процента5.
Как видно, начиная с 1993 года, преступность иностранцев в России увеличилась в три раза (до 311,4 %). В свою очередь, преступность россиян против иностранцев тоже увеличилась, но лишь на 37 %, вместе с тем, за январь-сентябрь 2009 года рост составил 0,3 %б.
Кроме того, преступность граждан СНГ и других стран, образовавшихся после распада СССР, против россиян увеличилась более чем в три раза (324,2 %). Бывшие «советские» сограждане составили 88,5 % в структуре всех преступлений иностранцев. В то же время граждане России совершили преступлений против иностранцев, включая жителей СНГ, в 3,4 раза меньше, чем иностранцы против наших граждан7.
Вместе с тем считаем, что показатели официальной статистики в полном объеме не отражают реальной ситуации с преступностью иностранцев и лиц без гражданства. В частности, по своей структуре преступность анализируемой группы лиц не совпадает с ее официально зарегистрированной частью. Анализ практики выявил группы как хорошо раскрываемых и регистрируемых преступлений, так и группы, выявление которых значительно затруднено, а регистрация отражает лишь определенную часть от реально совершенных посягательств. Например, реальный уровень самых распространенных в регистрации преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ намного превосходит зарегистрированную их часть. Это связано, в первую очередь, с тем, что данные преступления сложно выявляются и раскрываются по сравнению с иными, характерными, именно, для рассматриваемой категории граждан. Так, по данным ФМС России за январь-сентябрь 2009 года было зарегистрировано 11 миллионов 200 тысяч въездов в страну и около шести миллионов выездов. Однако по информации указанной службы около 30 процентов людей из этого числа пересекают границу по нескольку раз, не проходя соответствующей регистрации8.
Это, в частности, и предопределило направленность нашего исследования, связанного с преступностью иностранцев и лиц без гражданства при незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации. Кроме того, проведенный нами анализ практики показал, что правоохранительные органы испытывают определенные
2 См. Голубкова М. Воруют всюду, но меньше / / Российская газета. 2009. 10 октября.
3 См. Шаповалов В. На приоритетных направлениях / / Белгородские известия. 2009. 28 января.
4 Эл. ресурс]http://www.mvd.ш/stats/l0000l48/l0000230/6l66/?prmt
5 См. Графова Л. Не сотвори себе врага / / Российская газета. 2009. 4 июня.
6 Лунеев В.В. Российский экстремизм: политика и реалии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2009. № 3.
7 Лунеев В.В. Российский экстремизм: политика и реалии / / Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2009. № 3, с.20.
8 См. Горяинов А.В. Методика расследования «незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации» в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 173; Зарипова А. Виртуальный ФМС // Российская газета.
2009. 23 октября.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
трудности при квалификации деяния, предусмотренного ст. 322 УК РФ, например, в установлении отдельных признаков посягательства и разграничении со смежными составами преступлений, объективная сторона которых может содержать действия, связанные с незаконным пересечением Государственной границы России, в том числе, и при осуществлении посягательства, квалифицируемого по п. «г» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ.
Как показывает судебная практика, в последние годы участились факты незаконного пересечения Государственной границы России гражданами сопредельных государств. Так, по России в 2001 г. число осужденных по ст. 322 УК РФ составило 376 человек, в 2002 г. - 455 человек, в 2003 г. - 485 человек, в 2004 г. - 830 человек, в 2005 г. -1043 человека9.
Исследуя вопрос о сфере общественных отношений, терпящих ущерб при совершении анализируемого преступления, заметим, что непосредственным объектом посягательства является неприкосновенность государственной границы Российской Федерации как составляющая порядка управления, в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации». Как известно, государственная граница Российской Федерации - это линия и проходящая: по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.
В юридической литературе сложилось мнение, что непосредственным объектом указанного преступления является иные общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
Так, некоторые юристы считают, что при пересечении Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нет посягательства на неприкосновенность границы, так как линия границы остается неизменной, незыблемой. В этом случае нарушается установленный порядок передвижения людей через государственную границу Российской Федерации, и именно этот порядок следует считать непосредственным объектом преступления10.
Нельзя не согласиться с тем, что при совершении рассматриваемого преступления нарушается установленный порядок пересечения границы. Однако нельзя не считаться и с тем, что этим одновременно нарушается и неприкосновенность границы, хотя фактического изменения ее на местности и не происходит. Тем не менее, неприкосновенность государственной границы нарушается и в случае ее незаконного пересечения.
Объективная сторона данного преступления характеризуется действием - пересечением Государственной границы Российской Федерации: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.
Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 04 декабря 2007 г.)11 и Законом Российской Федерации от 01 апреля1993г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»12.
9 См. Асмандиярова Н.Р. Борьба с незаконной миграцией на региональном уровне: Уголовноправовой и криминологический аспекты (по материалам Республики Башкортостан): Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008, с. 119.
10 См., например Советское уголовное право. Общая и Особенная части. М., 1981, с. 221; Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: коммент. Судеб. Практики и доктрин. толкование / А.В. Наумов. - М., 2005, с. 841; Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / отв. ред.
О.Г. Ковалев. М., 2007, с. 888; Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. М., 2005, с. 632.
11 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4029; 1998.-№30. -Ст. 3606; 1999. - № 26. -Ст. 3175; 2003.-№ 2, - Ст. 159; - № 27. - Ст. 2700; 2006. - № 3 (ч. 1). -Ст. 3420; 2007. - № 50, - Ст. 6240.
12 См. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 17, - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 16. Ст.1861; 1996.-№50. - Ст. 5610; 1999. - № 23. - Ст. 28oS; 2003.-№27, - Ст. 2700; 2004. - № 27. -Ст. 2711; 2005. - №10. - Ст. 763; 2006. - № 27. - Ст. 2877.
Пропуск через государственную границу граждан и транспортных средств производится в специальных пунктах пропусков, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала (станции), морского, речного порта, аэропорта (аэродрома), открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля. В настоящее время в России существует 417 пунктов пропуска через государственную границу, а для решения насущных проблем въезда и выезда создано Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница)13.
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел Российской Федерации (российская виза), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Надлежащее разрешение означает, что у лица, выезжающего из Российской Федерации или въезжающего в нее, имеется действительный документ па право выезда или въезда.
Пересечение государственной границы Российской Федерации без установленных документов или надлежащего разрешения не образует состава преступления в случаях: а) вынужденного пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды, вынужденного влета в воздушное пространство воздушных судов, осуществляемых в силу чрезвычайных обстоятельств - несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажиров, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств14; б) прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в их действиях не содержится состав иного преступления (последнее основание сформулировано в примечании к ст. 322 УК РФ). Пересечение государственной границы РФ без установленных документов регламентируется также Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. N 245.
В случае захвата и угона за пределы Российской Федерации через ее Государственную границу воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава такое деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных данной статьей и ст. 211 УК РФ.
Важное значение для квалификации деяний, предусмотренных анализируемой статьей, имеет вопрос отграничения преступных действий от неприступных. Это связано с необходимостью различать приготовление к данному преступлению, что является ненаказуемым (см. содержание ч. 2 и 3 ст. 15 и ч. 2 ст. 30 УК РФ).
Покушением на совершение данного преступления следует считать начало выполнения конкретных действий, связанных с решением пересечь Государственную границу Российской Федерации тем или иным избранным способом, объективно и (или) субъективно оцениваемых достаточными для доведения преступления до конца (например, укрытие на иностранном судне вне зависимости от его вида).
13 См. Куликов В. Евроокна на границе / / Российская газета. 2009. 29 октября.
14 См. ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993, — № 17, - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 16. - Ст. 1861; 1996. -№50.-Ст. 5610; 1999. - № 23. - Ст. 2808; 2003.-№ 27 -Ст. 2700; 2004. - № 27. -Ст. 2711; 2005,-№ 10. - Ст. 763; 2006.-№27. - Ст. 2877.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
Преступление считается оконченным в момент пересечения линии государственной границы Российской Федерации без установленных документов или надлежащего разрешения (пешеходным способом, на любом виде транспорта, тайно или открыто, в местах пропуска через границу или вне мест такого пропуска).
Состав преступления отсутствует, если лицо не знало и по обстоятельствам дела не могло знать, что оно пересекает Государственную границу РФ (например, охотник заблудился в тайге и оказался на территории сопредельного государства). В том случае, когда умысел виновного был направлен на незаконное пересечение границы с проникновением в сопредельное государство для сбора дикорастущих, ягод, грибов, охоты и т.п. с последующим возвращением, такие действия следует рассматривать как единое продолжаемое преступление.
Если лицо несколько раз пересекает Государственную границу РФ и каждое последующее пересечение сопровождается возникновением самостоятельного умысла, то все факты пересечении образуют самостоятельные деяния, которые квалифицируются по совокупности преступлений.
Как уже было сказано, пересечение Государственной границы РФ признается незаконным и содержит состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК РФ, в том случае, если оно совершается с прямым умыслом без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации, либо без надлежащего разрешения. Состав преступления альтернативный. Преступным считается любое из указанных в диспозиции ст. 322 УК РФ деяний.
Преступление считается оконченным в тот момент, когда лицо физически пересекло Государственную границу. Предъявление, к примеру, подложных документов сотруднику пограничной службы для последующего получения разрешения на пересечение границы должно рассматриваться как покушение на совершение преступления. Использование подложных документов дополнительно квалифицируется по ч. 2 ст. 327 УК РФ, если лицо изготовило их само, и они выступают в качестве средства, облегчающего незаконное пересечение Государственной границы. Использование подложного документа, изготовленного иными лицами, надлежит дополнительно квалифицировать по ч. 3 ст. 327 УК РФ.
Все иные действия, совершаемые до момента непосредственного пересечения границы или предъявления подложных документов, при установлении на это умысла виновного, должны рассматриваться как приготовление к совершению преступления. Но, в соответствии с действующим законодательством, приготовление наказуемо только к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 2 ст. 30 УК РФ). Преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой (ч. 1) и средней тяжести (ч. 2), поэтому приготовительные действия к ним ненаказуемы. В тех случаях, когда пересечение границы осуществляется вне пунктов пропуска, но при наличии действительных документов (общегражданских паспортов или иных документов), такие действия следует квалифицировать по ст. 18.1 КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации». В этой норме КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы, согласно которым ее пересекают в специально отведенных местах. По данной статье КоАП следует также квалифицировать, например, перемещение через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных без соответствующих документов (ст. 11 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»). В тех случаях, когда используются подложные документы (или они вовсе отсутствуют) для перемещения через таможенную границу контрабандных товаров, то содеянное образует состав преступления, предусмотренный ст. 188 УК РФ.
Под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского речного порта, аэропорта, аэродрома открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных15.
15 См. ст. 9 Федерального закона от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Если субъект пересекает границу без действительных документов в транспортном средстве, принадлежащем другому лицу, с его ведома и согласия, такое деяние квалифицируется по ст. 322 УК. Действия владельца транспортного средства или лица, которое имеет к нему доступ в силу служебных обязанностей, образуют соучастие в преступлении и квалифицируются как пособничество пересечению государственной границы (ч. 5 ст. 33, ст. 322 УК РФ).
Если транспортное средство любого вида используется правонарушителем для незаконного выезда из Российской Федерации без ведома для лица, управляющего транспортным средством и осуществляющего перевозку, состав уголовно наказуемого деяния в действиях последнего отсутствует. Но наступает административная ответственность по ст. 18.14 КоАП РФ «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации». В этой статье установлена ответственность за непринятие мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного выезда из Российской Федерации, сели это повлекло незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения границы.
На практике вызывает определенную сложность отграничение приготовления к незаконному выезду из РФ или переходу границы от покушения на данное преступление. Покушением являются действия, непосредственно направленные на переход границы, и когда такие действия совершаются вблизи линии границы (например, преступник преодолевает систему заграждений), то сомнений в их юридической оценке не возникает. Но дело в том, что подобные действия могут совершаться и на значительном удалении от линии государственной границы (например, в электропоезде, следующим из России на Украину).
Представляется, что для правильного решения вопроса о характере стадий данного преступления следует исходить из следующих положений. Покушение на незаконный въезд в РФ или выезд из РФ будет в том случае, когда лицо выполнило часть действий, входящих в объективную сторону преступления, когда неприкосновенность границы ставится непосредственно под угрозу нарушения как по времени, так и с точки зрения реальности, и когда субъект охватывает сознанием объективные моменты и стремится довести преступление до конца16.
Субъектом преступления может быть гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Не являются субъектами незаконного пересечения Государственной границы РФ согласно примечанию к ст. 322 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию РФ для использования права политического убежища (ст. 5 Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации)17, при условии отсутствия в их действиях состава иного преступления (например, против жизни или здоровья).
Субъективная сторона исследуемого посягательства характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет пересечение государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащею разрешения, и желает этого.
Часть 2 ст. 322 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за незаконное пересечение охраняемой государственной границы, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.
Следует иметь в виду, что преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, понимается в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.
Российской Федерации. - 1993. - № 17. - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, -
1994. - № 16. — Ст. 1861; 1996. - №50. - Ст. 5610; 1999. -№ 23. - Ст. 2808; 2003.-№ 27. - Ст. 2700; 2004. -№ 27. - Ст. 2711; 2005. - № 10. - Ст. 763; 2006. - № 27. - Ст. 2877.
16 См. Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления / общ. ред. и введение Л.И. Баркова. М., 1988, с. 152.
17 См. Указ Президента РФ № 763 от 26 июля 1995 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» / / Собрание законодательства РФ.
1995. № 31. Ст. 3095.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
Под насилием по смыслу настоящей нормы следует понимать физическое или психическое насилие как неопасное, так и опасное для жизни и здоровья, в том числе и причинение смерти в отношении лиц, препятствующих или сочтенных за могущих воспрепятствовать незаконному пересечению Государственной границы Российской Федерации. Наиболее частым является вооруженное насилие.
Под угрозой насилия следует понимать угрозу ограничения физической свободы, причинения физической боли, любого вреда здоровью или жизни.
Применение указанных форм насилия, при наличии в таких случаях признаков другого состава преступления, влечет за собой квалификацию деяния по совокупности фактически совершенных преступлений. В указанную совокупность могут входить преступления, предусмотренные ст. 105, 109, 111, 112, 117, 127, 205, 206, 209, 211, 222, 317, 318 УК РФ и др.
Если насилие или угроза насилием при пересечении Государственной границы Российской Федерации не применялись непосредственно для облегчения незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации либо преодоления сопротивления представителей власти или уклонения от ответственности, то такое деяние следует квалифицировать по ч. 1 ст. 322 (при отсутствии иных квалифицирующих признаков) и одной из статей Особенной части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против жизни и здоровья.
Законодатель исключил из ч. 2 ст. 322 УК РФ слово «охраняемой», чем усилил уголовную ответственность за незаконное пересечение Государственной границы РФ.
Как отмечалось нами ранее, примечание к данной статье содержит исключение из общего правила пересечения Государственной границы Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства для использования ими права политического убежища в соответствии со ст. 63 Конституции РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления. В указанном случае такие лица не подлежат уголовной ответственности.
Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо:
1) преследуется за пределами Российской Федерации за деяние, признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
2) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории Российской Федерации;
3) прибыло из «третьей страны», где ему не грозило преследование;
4) представило заведомо ложные сведения;
5) имеет гражданство «третьей страны», где ему не грозило преследование (см. ст. 5 Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 763)18.
Целесообразно провести разграничение анализируемого преступления от иных деяний, ответственность за которые была введена в уголовное законодательство сравнительно недавно.
Так, один из квалифицированных составов торговли людьми включает в качестве обязательного признака перемещение потерпевшего через Государственную границу РФ (п. «г» ч. 2 ст. 127.1 УК), которое может выражаться в незаконном ее пересечении, т.е. с использованием поддельных документов, удостоверяющих личность преступника или без визы). Считаем, что содеянное должно квалифицироваться одновременно по п. «г» и «д» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ, а дополнительной квалификации действий по ст. 322 УК не требуется, так как нарушение установленных правил въезда или выезда в этом случае выступает в качестве способа осуществления квалифицированного состава торговли людьми. Как известно, в одних случаях людей провозят через границу нелегальным путем или без законного разрешения на проживание, в других - легальным, в качестве туристов, буду-
18 См. Указ Президента РФ № 763 от 26 июля 1995 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» / / Собрание законодательства РФ.
1995. № 31. Ст. 3095.
щих жен, артистов, домашней прислуги, а также соискателей убежища - в зависимости от законодательства того или иного государства.
В заключении заметим, что международное законодательство предусматривает меры по защите таких пострадавших лиц. Например, международные правовые документы призывают государства предусмотреть в своем законодательстве возможности, не допускающие судебного преследования, заключения под стражу или наказания ставших предметом торговли людей в связи с незаконным въездом или проживанием. Согласимся с мнением Т. Устиновой, которая предлагает пострадавших от рассматриваемого преступления не привлекать к уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ и считает целесообразным дополнить примечание к ст. 322 УК новым пунктом, включив в него положение, в соответствии с которым лица, ставшие жертвами торговли людьми, не подлежали бы уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ19.
Конец XX - начало XXI вв. характеризуется не только высокой криминальной активностью российского общества, но и активным творческим поиском со стороны специалистов как причин такой активности, так и эффективных мер по ее нейтрализации. Данное обстоятельство привело к формированию внутри российской криминологической науки новых отраслей и частных научных направлений (криминологических теорий), изучающих отдельные виды преступности. Изменения коснулись не только отечественной криминологической теории, но и практики противодействия преступности. Этими изменениями ставятся под сомнение устоявшиеся взгляды на базовые криминологические явления: преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступности, образующие основной предмет отечественной криминологии. Поэтому данная публикация, посвященная особенностям уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, как представляется, внесет соответствующий вклад в противодействие преступности указанной категории граждан.
1. [Эл. ресурс]http://www.mvd.ru/stats/l0000l48/l0000230/6l66/?print
2. См. Голубкова М. Воруют всюду, но меньше // Российская газета. 2009. 10 октября.
3. См. Шаповалов В. На приоритетных направлениях // Белгородские известия. 2009. 28 января.
4. См. Графова Л. Не сотвори себе врага // Российская газета. 2009. 4 июня.
5. Лунеев В.В. Российский экстремизм: политика и реалии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2009. № 3.
6. Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1996. - № 34.- Ст. 4029; 1998.-№30. - Ст. 3606; 1999. -№ 26. -Ст. 3175; 2003.-№ 2, - Ст. 159; - № 27. - Ст. 2700; 2006. - № 3 (ч. 1). -Ст. 3420; 2007,- № 50, - Ст.6240.
7. См. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 17, - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 16. Ст.1861; 1996.-№50. - Ст. 5610; 1999. - № 23. - Ст. 28oS; 2003.-№27, - Ст. 2700; 2004. - № 27. - Ст. 2711; 2005. - №10. - Ст. 763; 2006. - № 27. - Ст. 2877.
8. См. ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993, — № 17, - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 16. - Ст. 1861; 1996. - №50.-Ст. 5610; 1999. - № 23. - Ст. 2808; 2003.-№ 27—Ст. 2700; 2004. - № 27. - Ст. 2711; 2005,-№ 10. - Ст. 763; 2006. - №27. - Ст. 2877.
9. См. ст. 9 Федерального закона от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17. - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, - 1994. - № 16. — Ст. 1861; 1996. -№50.-Ст. 5610; 1999. -№ 23. - Ст. 2808; 2003.-№ 27. - Ст. 2700; 2004. - № 27. - Ст. 2711; 2005. - № 10. - Ст. 763; 2006. - № 27. - Ст. 2877.
10. См. Устинова Т. Незаконное пересечение Государственной границы РФ // Законность. -2006, - № 4, - С. 17-18.
19 См. Устинова Т. Незаконное пересечение Государственной границы РФ / / Законность. - 2006, -№ 4, - С. 17-18.
Список литературы
Серия Философия. Социология. Право.
2010. № 2 (73). Выпуск 11
11. См. Горяинов А.В. Методика расследования «незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации» в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 173; Зарипова А. Виртуальный ФМС // Российская газета. 2009. 23 октября.
12. См. Куликов В. Евроокна на границе // Российская газета. 2009. 29 октября.
13. См., например Советское уголовное право. Общая и Особенная части. М., 1981, с. 221; Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: коммент. Судеб. Практики и доктрин. толкование / А.В. Наумов. - М., 2005, с. 841; Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / отв. ред. О.Г. Ковалев. М., 2007, с. 888; Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. М., 2005, с. 632.
14. См. Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления / общ. ред. и введение Л.И. Баркова. М., 1988, с. 152.
15. См. Указ Президента РФ № 763 от 26 июля 1995 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 3095.
16. См. Асмандиярова Н.Р. Борьба с незаконной миграцией на региональном уровне: Уголовно-правовой и криминологический аспекты (по материалам Республики Башкортостан): Дисс. . канд. юрид. наук. - М., 2008, с. 119.
RUSSIAN FEDERATION STATE BORDERS ILLEGAL CROSSING: PECULIARITIES OF THE CRIMES OF THE FOREIGNERS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP
N. I. Arhiptsev I. N. Arhiptsev
The article is devoted to the analysis of the crimes of the foreigners and persons without citizenship during illegal crossing of Russian Federation state border. The elements research of the constitution of the crimes provided for the paragraph 322 of the Criminal Code of Russian Federation is conducted; the signs of the attempting on person’s life are looked for; the causes of the unspeaking of this crime are formulated; the proposal of improving or the acting legislation is substantiated.
Belgorod State University
e-mail:
Key words: foreigners, persons without citizenship, Russian Federation state border’s illegal crossing, entry in Russian Federation, departure from Russian Federation, object encroachment, objective aspect crime, subject crime, subjective aspect crime, trade people, perfection legislation.