Научная статья на тему 'Уголовно правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации'

Уголовно правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8895
818
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / STATE BORDER / NATIONAL SECURITY / CRIMINAL LAW FORENSIC CHARACTERIZATION OF THE CRIME / THE ELEMENTS OF THE OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шервани Э.Н.К.

Статья посвящена проблемам охраны государственной границы Российской Федерации, анализу уголовно правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным пересечением государственной границы, а также уровню защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL DESCRIPTION OF CRIMINAL OFFENCES RELATING TO ILLEGAL CROSSING OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problems of the state border of the Russian Federation, the analysis of criminal characteristics of crimes related to the illegal crossing of the state border, as well as the level of protection of the state against external and internal threats

Текст научной работы на тему «Уголовно правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации»

Key words: expertise, research, application, pre-screening stage, probative value, a contradiction.

E.S. Chekulaev, Deputy. Head of the department of forensic examinations and methodological support, tel. 8 (4842) 50-22-21 (Russia, Kaluga, Forensic Science Center of Ministry of Internal Affairs of the Kaluga region)

УДК 343.98; 343.3

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Э.Н.К. Шервани

Статья посвящена проблемам охраны государственной границы Российской Федерации, анализу уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным пересечением государственной границы, а также уровню защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

Ключевые слова: государственная граница, национальная безопасность, уголовноправовая криминалистическая характеристика, состав преступления, элементы состава преступления.

Охрана Г осударственной границы - главная задача государства в сфере безопасности и обороноспособности, обеспечение суверенитета Российской Федерации. Важной функцией государства является защита национальной безопасности, неприкосновенности и неизменности территории страны, ее границ. Государственная власть начинается с границы, которая определяет пределы распространения государственного суверенитета, и в рамках которой правоохранительные органы и спецслужбы обеспечивают безопасность и обороноспособность государства и общества от внешних и внутренних вызовов. Можно отметить, что национальная безопасность начинается с обеспечения надлежащей охраны Государственной границы. Нестабильность на границе может самым негативным образом сказаться на обстановке в стране.

Чем больше протяженность линии границы, тем больше сопредельных государств, которые оказывают воздействие на все сферы жизни Российской Федерации, пытаются повлиять на международные, экономические, политические и другие связи государства. Пробелы, существующие в охране границы, неминуемо отражаются на уровне защищенности государства от внешних и внутренних угроз, замедляют поступательное развитие социально-

экономических реформ. Более того, незаконное пересечение Государственной границы часто сопряжено с совершением других тяжких и особо тяжких преступлений, таких как шпионаж, диверсия, терроризм, организация незаконной миграции, контрабанда оружия и наркотиков и т.д. Поэтому законодатель предусматривает уголовную ответственность за незаконное пересечение Государственной границы. Обязательными условиями

нормального функционирования пограничного режима являются: точное обозначение границы на местности и на картах, и установление специальных процедур по пересечению границы [1]. Ст. 27 Конституции РФ провозглашает право каждого свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Но использование этого права должно осуществляться с соблюдением установленных правил пересечения Государственной границы РФ, предусмотренных Законом РФ от 1 апреля 1993г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". Ее можно пересекать в специально отведенных пунктах пропуска, где осуществляется пограничный контроль, включающий проверку документов на право въезда или выезда и досмотр транспортных средств, а при необходимости - и другие виды контроля (таможенный, санитарно-карантинный и т.д.).

Общая протяженность Государственной границы РФ составляет 60933 км, а с учетом береговой линии островов - 104 тыс. км. Государственная граница бывшего СССР, перешедшая под юрисдикцию РФ и оформленная в международно-правовом отношении, составляет 9850 км (8 сопредельных государств). Протяженность морских границ России - 38 807,5 км. Она также имеет морские границы с США и Японией. Протяженность сухопутных границ 22 125,3 км, граница со странами СНГ составляет - 13 тыс. 600 км (8 сопредельных государств) [2].

Пограничная служба ФСБ Российской Федерации охраняет границу с шестнадцатью государствами. Государственную границу охраняют более 60 пограничных отрядов и 900 пограничных застав. Пропуск через границу лиц и транспортных средств осуществляется на более 380 пунктах пропуска через Государственную границу. Каждые сутки на защиту границы и континентального шельфа заступает порядка 11000 нарядов, около 100 пограничных кораблей и 90 самолетов и вертолетов [3].

Россия имеет самую большую протяженность Государственной границы в мире. И на ней отразилась вся сложность геополитической ситуации в стране. Защита и охрана Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации - важнейшая задача обеспечения национальной безопасности России в XXI веке. Нарастающие угрозы и вызовы международного терроризма России, национальной безопасности, рост трансграничной преступности требуют адекватного ответа государства. На современном этапе особую угрозу национальной безопасности России в ее пограничной сфере представляют

количественный и качественный рост трансграничной преступности, включая международный терроризм, нарастающий наркотрафик, незаконную миграцию, контрабанду и иную деятельность организованной преступности

[4].

Естественно, что вышеперечисленные обстоятельства вызвали значительное увеличение числа преступлений, связанных с незаконным пересечением российской Государственной границы. Показательной является статистическая информация по фактам незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации (далее РФ) на примере Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Приоритетным направлением деятельности для пограничных органов юга России в 2012 году стало проведение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр в городе Сочи.

В 2012 году пограничниками ЮФО и СКФО пропущено через государственную границу свыше 25 млн. человек и 3,5 млн. транспортных средств. Задержано около 170 нарушителей государственной границы, более 4300 нарушителей пограничного режима [5]. В этот период в Республике Дагестан отмечен рост посягательств на жизнь государственных и общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, лиц, осуществляющих правосудие, которые совершались хорошо подготовленными, организованными и многочисленными по своему составу преступными организациями, в состав которых входило достаточно большое количество иностранцев [6].

В настоящее время появилась объективная необходимость по-новому, с учетом изменений уголовного (Федеральным законом от 30.12.2012 г. №312-ФЗ статья 322 УК РФ дополнена ч. 2) и уголовно-процессуального законодательства РФ (Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ о сокращенном порядке дознания), совершенствования криминалистической методики дать сравнительную оценку незаконному пересечению Г осударственной границы РФ и Республики Ирак по следующим обстоятельствам.

1. Практически нет научно-обоснованных сравнительных методик по расследования фактов незаконного пересечения Государственной границы РФ и Республики Ирак .

2. Существующие отдельные методические рекомендации (2003-2007 годов) утрачивают свою актуальность ввиду быстро меняющихся условий реальной действительности (например, создание Таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, с условием отмены внутренних границ между государствами- участниками союза; военные конфликты на границах Ирака с сопредельными государствами - Сирией, Ираном, Курдистаном) и не отвечают потребностям следственных органов и органов пограничной службы в деле борьбы с незаконным пересечением Государственной границы.

3. Российский бизнес в сфере добычи и переработки нефти имеет свой интерес в Ираке.

Важность разрешения подобного вопроса в научно-практическом плане обосновывается потребностью составления научно-обоснованных рекомендаций следователям и дознавателям в целях повышения

эффективности раскрытия, расследования, а также для профилактики данного вида преступлений.

Понятие «криминалистическая характеристика незаконного

пересечения Государственной Границы РФ» означает сумму знаний о наиболее характерных и типичных закономерностях механизма подготовки, совершения и сокрытия следов конкретного вида преступления с учетом результатов следственной и судебной практики. О том, что состояние охраны границы чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ[7]. Содержание криминалистической характеристики преступления определяется видом совершенного

преступления.

Уголовно-правовую основу незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации составляет ст.322 УК РФ, которая предусматривает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов. Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что оно посягает на неприкосновенность Государственной границы РФ.

Основным объектом незаконного пересечения Государственной

границы Российской Федерации являются общественные отношения, в сфере обеспечения надлежащего функционирования Государственной границы РФ. По ч.3 ст.322 УК РФ дополнительным объектом выступает здоровье человека.

Объективная сторона незаконного пересечения Государственной границы заключается: а) в незаконном, с нарушением установленных правил, пересечении границы, т.е. въезде в Российскую Федерацию или выезде из нее без действительных документов либо б) пересечение Государственной границы РФ без надлежащего разрешения пограничной службы РФ.

Под действительными документами для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с последующими изменениями), а также п. 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 г. "Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы", понимаются документы, удостоверяющие личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых. К ним относятся действительный заграничный паспорт (дипломатический, служебный, обыкновенный, паспорт моряка (удостоверение личности моряка) либо иной документ,

удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве в Российской Федерации).

Для пересечения Г осударственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства необходимо получение визы, разрешения на въезд, пребывание или транзитный проезд через территорию Российской Федерации. Под надлежащим разрешением подразумевается наличие у иностранного гражданина и лица без гражданства именно визы.

Существует несколько категорий виз в зависимости от субъекта, цели въезда и пребывания в Российской Федерации: дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная, виза временно проживающего лица. Каждая из них имеет свой правовой режим, присущий только ей срок действия. Между государствами может быть заключено соглашение о безвизовом пересечении государственной границы. В этом случае для ее пересечения требуется лишь действительный документ, который удостоверяет личность гражданина. Виза, оформленная с нарушением предъявляемых к ней требований, считается недействительной. Если лицо пересекло Государственную границу по туристической визе, с иной официальной целью, а затем осталось на территории России в качестве незаконного мигранта, то состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК РФ, отсутствует.

Состав преступления будет отсутствовать и в том случае, если лицо не знало и по обстоятельствам дела не могло знать, что оно пересекает Государственную границу РФ (например, охотник заблудился в тайге и оказался на территории сопредельного государства).

Уголовная ответственность за пересечение Государственной границы исключается в тех случаях, когда подобные действия совершаются в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастный случай, авария, сильный шторм, спасение людей и иные ситуации чрезвычайного характера, поскольку в таких ситуациях применяются правила крайней необходимости (ст. 39 УК).

В том случае, когда умысел виновного был направлен на незаконное пересечение границы с проникновением в сопредельное государство для сбора дикорастущих ягод, грибов, охоты и т.п. с последующим возвращением, такие действия следует рассматривать как единое продолжаемое преступление.

Для характеристики объективных признаков состава незаконного пересечения Государственной границы имеет значение такой факультативный признак объективной стороны состава, как место совершения преступления. Местом совершения преступления является Государственная граница. Термин «Г осударственная граница» отражает сложное социально-политическое явление. Он состоит из двух относительно самостоятельных понятий -«граница» и «государство». Государственная граница обозначает не только территориальный предел государства, но и места разграничения двух государств, соприкасающихся и взаимодействующих между собой, а также места разграничения территории государства и международного моря [8].

В тех случаях, когда пересечение границы осуществляется вне пунктов пропуска, но при наличии действительных документов (общегражданских

паспортов или иных документов), такие действия следует квалифицировать по ст. 18.1 КоАП РФ "Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации". В этой норме КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы, согласно которым ее пересекают в специально отведенных местах. По данной статье КоАП следует также квалифицировать, например, перемещение через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных без соответствующих документов (ст. 11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации").

Под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Если субъект пересекает границу без действительных документов в транспортном средстве, принадлежащем другому лицу, с его ведома и согласия, такое деяние квалифицируется по ст. 322 УК. Действия владельца транспортного средства или лица, которое имеет к нему доступ в силу служебных обязанностей, образуют соучастие в преступлении и квалифицируются как пособничество пересечению государственной границы (ч. 5 ст. 33, ст. 322 УК РФ).

Если транспортное средство любого вида используется правонарушителем для незаконного выезда из Российской Федерации без ведома для лица, управляющего транспортным средством и осуществляющего перевозку, состав уголовно наказуемого деяния в действиях последнего отсутствует. Но наступает административная ответственность по ст. 18.14 КоАП РФ "Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации". В этой статье установлена ответственность за непринятие мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного выезда из Российской Федерации, если это повлекло незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения границы.

Федеральным законом от 30.12.2012 г. №312-ФЗ статья 322 УК РФ дополнена ч. 2: «Пересечение Государственной границы Российской

Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Уголовная ответственность за пересечение Государственной границы по ч. 2 предусматривает специального субъекта - иностранного гражданина или лицо без гражданства, который раннее уже нарушил российское законодательство и был депортирован за пределы РФ.

Пересечение Государственной границы, сопровождающееся угрозой применить насилие к сотруднику пограничной службы или сопряженное с фактическим применением такового, если оно повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои, охватывается ч. 3 ст. 322 УК. Причинение тяжкого вреда здоровью или смерти образует совокупность преступлений, квалифицируемых по соответствующим частям ст. 322 и ст. 111 или ст. 317 УК.

Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения линии Государственной границы РФ (пешеходным способом, на любом транспорте, тайно или открыто, легально или нелегально).

Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу и желает осуществить такое деяние.

Субъектом преступления может быть вменяемое, достигшее 16 лет физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Незаконное пересечение границы нередко сочетается с контрабандой оружия или наркотических средств, особенно когда государственная и таможенная границы РФ практически совпадают и через них одновременно перемещаются люди и товары. В таком случае деяние квалифицируется по совокупности ст. ст. 2261 (2291) и 322 УК РФ. Совокупность преступлений имеется и тогда, когда незаконное пересечение границы связано с угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ) или убийством пограничника сопредельного государства

В соответствии с примечанием к ст. 322 УК не подпадает под действие этой статьи пересечение Государственной границы РФ с нарушением установленных правил, если иностранный гражданин или лицо без гражданства использует право политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в деяниях этих лиц нет состава иного преступления.

Необходимо разграничивать незаконное пересечение границы от иных, схожих составов преступлений. Так, один из квалифицированных составов торговли людьми включает в качестве обязательного признака перемещение потерпевшего через Государственную границу РФ (п. "г" ч. 2 ст. 127.1 УК), которое может выражаться в незаконном ее пересечении, т.е. с использованием поддельных документов, удостоверяющих личность преступника (или без визы). В этом случае содеянное квалифицируется одновременно по п. "г" и "д" ч. 2 ст. 127.1 УК. Дополнительной квалификации действий по ст. 322 УК не требуется, так как нарушение установленных правил въезда или выезда в этом случае выступает в качестве способа осуществления квалифицированного состава торговли людьми. В одних случаях людей провозят через границу нелегальным путем или без законного разрешения на проживание, в других - легальным, в качестве туристов,

будущих жен, артистов, домашней прислуги, а также соискателей убежища - в зависимости от законодательства того или иного государства.

Международное законодательство предусматривает меры по защите таких пострадавших лиц. Например, международные правовые документы призывают государства предусмотреть в своем законодательстве возможности, не допускающие судебного преследования, заключения под стражу или наказания ставших предметом торговли людей в связи с незаконным въездом или проживанием. Таким образом, следуя стандартам международного права, пострадавших от рассматриваемого преступления не следует привлекать к уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ. Видимо, было бы целесообразно дополнить примечание к ст. 322 УК новым пунктом, включив в него положение, в соответствии с которым лица, ставшие жертвами торговли людьми, не подлежали бы уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ.

Пособничество незаконному пересечению Государственной границы РФ следует отграничивать от организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ). Объективную сторону незаконной миграции составляют действия, связанные с организацией незаконного въезда в РФ лишь иностранных граждан или лиц без гражданства, а также их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Как правило, такие действия носят систематический характер, совершаются неоднократно и поэтому выделены законодателем в качестве самостоятельного состава преступления.

Список литературы

1. Приказ ФСБ России от 15.10.2012 N 515 "Об утверждении Правил пограничного режима" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2012 N 26042) // "Российская газета", N 295, 21.12.2012.

2. Пограничная служба России. Энциклопедия. Биографии: — Москва, Военная Книга, ПНИЦ ФСБ России, 2008 г. С. 28.

3. Лапшин Г. М. Методика расследования незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации: Автореферат дис... канд. юрид. наук. СПб.,2002. С. 3.

4. Минаков В.Н. Задачи пограничных органов по обеспечению надежной охраны и защиты государственной границы. Электронный ресурс/ http: //uv-granica.ru/index.php?id=3 3 0

5. Федеральная служба безопасности РФ. Официальный сайт. http://ps.fsb.ru/smi/news/more.htm!id%3D10320955@fsbMessage.html

6. Идаятов Р.И. Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации: Уголовно-правовые и криминологические проблемы : Региональный аспект: Автореферат дис.к.ю.н., М.,2008. С.18.

7. Величин Я.С. Расследование незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации // Правоведение. 2006. №1. С.31.

8. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 2007. С. 25.

Э.Н.К. Шервани, аспирант кафедры Судебной экспертизы и таможенного дела Тульского государственного университета, тел. 8(4872)35-39-97 (Россия, Тула, ТулГУ)

LEGAL DESCRIPTION OF CRIMINAL OFFENCES RELATING TO ILLEGAL crossing of the state border of the Russian Federation E.N.K. Shervani

The article deals with the problems of the state border of the Russian Federation, the analysis of criminal characteristics of crimes related to the illegal crossing of the state border, as well as the level of protection of the state against external and internal threats.Keywords: state border, national security, criminal law forensic characterization of the crime, the elements of the offense.

E.N.K. Shervani, graduate student forensics and customs of the Tula State University, tel. 8 (4872) 35-39-97 (Russia, Tula, Tula State University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.