Научная статья на тему 'НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ РИСКОВ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА С УЧАСТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ РИСКОВ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА С УЧАСТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
локальные интегрированные образований / образовательные организации / риски локализации / модель «тройной спирали» / производство знаний / local integrated entities / educational organizations / localization risks / “triple helix” model / knowledge production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Хайруллин

В статье представлен анализ причин формирования интегрированных образований с участием промышленных предприятий, образовательных и научно-исследовательских организаций. Целью исследования является выявление изменения роли образовательных организаций, которые наряду с функцией ретрансляции знаний принимают участие в их производстве. Особое внимание уделено роли государства как субъекта институционального проектирования. Доказано, что коллаборативные взаимодействия в рамках локальных систем выступают источником конкурентных преимуществ их участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUTRALIZING THE RISKS OF INDUSTRIAL PRODUCTION LOCALIZATION WITH THE PARTICIPATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article presents an analysis of the reasons for the formation of integrated entities with the participation of industrial enterprises, educational and research organizations. The purpose of the study is to identify changes in the role of educational organizations, which, along with the function of relaying knowledge, take part in their production. Particular attention is paid to the role of the state as a subject of institutional design. It has been proven that collaborative interactions within local systems are a source of competitive advantages for their participants.

Текст научной работы на тему «НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ РИСКОВ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА С УЧАСТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ РИСКОВ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА С УЧАСТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.А. Хайруллин, старший преподаватель Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-2-130-132

Аннотация. В статье представлен анализ причин формирования интегрированных образований с участием промышленных предприятий, образовательных и научно-исследовательских организаций. Целью исследования является выявление изменения роли образовательных организаций, которые наряду с функцией ретрансляции знаний принимают участие в их производстве. Особое внимание уделено роли государства как субъекта институционального проектирования. Доказано, что коллаборативные взаимодействия в рамках локальных систем выступают источником конкурентных преимуществ их участников.

Ключевые слова: локальные интегрированные образований, образовательные организации, риски локализации, модель «тройной спирали», производство знаний.

Локализация промышленного производства, обусловленная дефрагментацией глобальных цепочек создания стоимости и санкционными ограничениями, введенными в отношении России со стороны ряда недружественных государств, способствует развитию взаимодействий между субъектами реального сектора экономики, образовательными и научно-исследовательскими организациями. Это выступает одним из факторов поступательного социально-экономического развитию территории их размещения, вовлечения в производственные и инновационные процессы материальных и трудовых ресурсов, а также инициирует внешние эффекты. Указанные экстерналии проявляются, в том числе, в производстве новых знаний, которые могут стимулировать разработку и внедрение инноваций. Инновационным процессам способствует внедрение более сложных форм сотрудничества между промышленными предприятиями и образовательными организациями, основанных на коллективном обучении, а также реализация принципов «тройной спирали». Реализация потенциала нелинейных инновационных процессов способствует накоплению человеческого капитала, динамичному развитию урбанизированных территорий, а также реализации сравнительных и абсолютных преимуществ региона раз-

мещения. В этой связи государство основное внимание уделяет промышленной политике, которая способствует появлению новых форм альянсов, сетей, партнерства, позволяющих ускорить процессы локализации на локальном уровне.

Новая промышленная политика (политика реиндустриализации российской экономики) направлена на повышение региональной конкурентоспособности, что проявляется в повышении инвестиционной привлекательности территории, в увеличении расходов на адресную профессиональную переподготовку, в софинансиро-вании инновационных проектов государством и субъектами бизнеса и др. Эта конкурентоспособность основана на способности субъектов локальных производственных систем разрабатывать и внедрять инновации, а также на открытости регионов к сотрудничеству. Реализация этой политики позволяет создать благоприятные условия для развития инновационных процессов.

Локализация промышленного производства создает новые возможности для предприятий. Деятельность локальных производственных систем направлена не только на диверсификацию состава поставщиков, но и на аутсорсинг деятельности и развития молодых компаний - малых инновационных предприятий, стартапов и

др. Этому способствуют мероприятия, реализуемые региональными органами государственного управления, которые вкладывают средства в модернизацию местной инфраструктуры, способствующей формированию новых предприятий. Реконверсия локальных производственных систем связана с поощрением и поддержкой развития частного сектора, развитием инструментов координации и механизма коллаборации между их участниками. Большую роль при этом играют образовательные организации, которые обеспечивают подготовку высококвалифицированных кадров, а также занимаются производством и ретрансляцией знаний. В целом, эта конверсия возможна в процессе децентрализации и возникновения сетевой экономики, которые способствуют развитию отношений географической и пространственной близости участников производственной, научно-исследовательской и образовательной деятельности. Таким образом, локализация промышленного производства ведет к появлению новых полюсов роста и усилению межрегиональной дифференциации. Экономический и социальный дисбаланс между регионами свидетельствует о необходимости разработки стратегии пространственного развития с учетом новых реалий.

Проектирование новых институты способствует развитию сотрудничества между участниками локальных производственных систем, что позволяет уменьшить неопределенность, существующую в условиях рыночной экономики, и облегчить принятие решений. Развитие институциональной среды в реконверсируемых регионах позволяет развивать экономику транзакций, в которой компании могут использовать возможности для роста, вступая в отношения коллаборации с университетами нового типа и с научно-исследовательскими организациями. Согласно теории тран-закционных издержек, отношения в рамках локальных интегрированных образований позволяют снизить непроизводственные издержки, прежде всего те, которые связаны с координацией деятельности (издержки поиска информации, ведения переговоров, подготовки контрактов и

др.). Сотрудничество между субъектами реального сектора экономики, университетами и научно-исследователь-скими организациями в рамках моделей нелинейного типа способствует распространению информации и инновационным процессам [1]. Выбор в пользу участия в локальных производственных системах создает условия для формирования ключевых компетенций у предприятий, разработке и продвижению инноваций. Выгода от сотрудничества превышает аналогичный показатель индивидуальных действий. Участие в локальных системах позволяет компаниям получить доступ к дополнительным специфическим активам и конкурентным преимуществам, которые способствуют снижению издержек и получению дополнительной выгоды. В свою очередь, образовательные организации получают доступ к дополнительному финансированию со стороны предприятий, нуждающихся в высококвалифицированных кадрах, и со стороны потенциальных обучающихся (их семей), которые планируют свою профессиональную карьеру в границах региона размещения университета. Тем самым, снижаются риски «утечки мозгов».

Промышленная политика российского государства и принятые им нормативные правовые акты инициировали компании к реорганизации. Крупные компании, которые составляли ядро локальных производственных систем, передали часть своей деятельности на аутсорсинг в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства. В контексте данной проблемы аутсорсинг принял форму возложения ответственности на других участников локальных систем за управление доменом или производство услуг, которые крупная компания ранее выполняла собственными силами. В рамках политики локализации региональные органы государственного управления оказали поддержку в реорганизации местных предприятий, развитии новых экономических структур и стимулирования взаимодействия между резидентами данного территориального образования. Малые и средние предприятия были привлечены для обновления локаль-

ной производственной системы. Это способствовало появлению нового интегрированного образования, основанного на связях малых и средних предприятий с крупными компаниями. Это повысило конкурентоспособность локальной экономики, стимулировало обмен навыками, знаниями, ноу-хау между участниками интегрированных образований, что привлекло инвесторов из других регионов и других государств. Приток капитала позволяет внедрять новые технологии, что проявляется в модернизации производственных мощностей. Наличие административных и эко-

номических барьеров для вступления в отрасль способствует решению компаний об интеграции в состав локальных интегрированных образований. Сотрудничество между предприятиями позволяет защитить их от конкуренции, которая замещается отношениями сотрудничества, а также способствует диверсификации и увеличению объемов производства. Обучение, в котором задействована совокупность заинтересованных сторон, позволяет обеспечить функционирование и развитие инновационной среды за счет потока знаний, ноу-хау и инноваций.

Библиографический список

1. Клыпин А.В., Агамирова Е.В., Жарова Е.Н. Модель «квалифицированного заказчика» в сфере НИОКР в России: определение основных свойств и характеристик // Управление наукой и наукометрия. - 2019. - Т. 14. № 2. - С. 224-247.

NEUTRALIZING THE RISKS OF INDUSTRIAL PRODUCTION LOCALIZATION WITH THE PARTICIPATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

I.A. Khairullin, Senior Lecturer Kazan (Volga Region) Federal University (Russia, Kazan)

Abstract. The article presents an analysis of the reasons for the formation of integrated entities with the participation of industrial enterprises, educational and research organizations. The purpose of the study is to identify changes in the role of educational organizations, which, along with the function of relaying knowledge, take part in their production. Particular attention is paid to the role of the state as a subject of institutional design. It has been proven that collaborative interactions within local systems are a source of competitive advantages for their participants.

Keywords: local integrated entities, educational organizations, localization risks, "triple helix" model, knowledge production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.