Научная статья на тему 'Нейротеология новое направление медицины'

Нейротеология новое направление медицины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2066
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОТЕОЛОГИЯ / НЕЙРОНАУКИ / РЕЛИГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / NEUROTHEOLOGY / NEUROSCIENCES / RELIGION / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трошин Владимир Дмитриевич

На основании нейрофизиологических и нейропсихологических исследований обосновывается выделение нового направления в медицине нейротеология. Духовная деятельность обусловлена деятельностью неокортекса в тесной взаимосвязи с социумом и Вселенной, Творцом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neurotheology a new trend in medicine

The new trend in medicine has been founded on the basis of neurophysiologic and neuropsychological researches neurotheology. Spiritual activity is stipulated by neocortex activity in a close connection with society and the Universe, Creator

Текст научной работы на тему «Нейротеология новое направление медицины»

ЕЮ

УДК 616.8:21

НЕЙРОТЕОЛОГИЯ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ

В.Д. Трошин, ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоиразвития»

Трошин Владимир Дмитриевич - e-mail: nnsma@sandy.ru

На основании нейрофизиологических и нейропсихологических исследований обосновывается выделение нового направления в медицине - нейротеология. Духовная деятельность обусловлена

деятельностью неокортекса в тесной взаимосвязи с социумом и Вселенной, Творцом.

Ключевые слова: нейротеология, нейронауки, теология, религия, духовность.

The new trend in medicine has been founded on the basis of neurophysiologic and neuropsychological researches - neurotheology. Spiritual activity is stipulated by neocortex activity in a close connection with society and the Universe, Creator.

Key words: neurotheology, neurosciences, theology, religion, spirituality

Достижения нейронаук и генетики приближают нас к Богу.

Прежде чем говорить о взаимосвязи нейронаук и теологии необходимо рассмотреть взаимосвязь между такими общими понятиями, как наука и религия.

Наука - есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. «Наука - это система, т. е. не случайный набор знаний, а стройное, упорядоченное сочетание. Оно достигается классификацией, т. е. распределением однородных данных по группам и обобщениям, то есть установлением тех общих формул и законов, которым подчиняется природа»1. Научная деятельность движется, она есть процесс «созидания истины путем опыта и умозрения». Этот процесс в науке есть нечто динамическое, становящееся. И только знания, то есть подлинные отражения действительности, составляют установленное, статическое содержание науки, знания, то есть доказанные, общеобязательные, общепризнанные, объективные суждения, оправданные и логически, и эмпирически, и умозрением, и опытом. Знание больше, чем наука, оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это, прежде всего, интуиция, то есть непосредственное чутье истины. Она-то и ведет нас в другую, высшую область духа, - то есть в религию.

Религия, в широком смысле, есть отношение к

Абсолютно-му, к Тому, Кого мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого - даже атеиста - то и принято говорить, что у всякого есть своя религия.

По существу, религия - есть общение с Богом (воссоединение). Религия как переживание очень сложна. Это непосредственное переживание, дающее общение с Богом, -есть молитва. Откуда же происходит мнение, что наука противоречит религии? Его причина в поверхностном знании, как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него».

Если брать религию по существу, то есть как внутреннее переживание, как преклонение перед Богом и общение с Ним, то мы должны согласиться, что наука не только не противоречит религии, но и приводит к религии. Если мы не ограничимся кропотливым собиранием фактов, как ученый-специалист Вагнер у Гете, но, как Фауст, дадим простор всей человеческой жажде знаний, которая стремится постигнуть все тайны бытия и обладать этими тайнами, то мы неизбежно придем к религии. Именно наука доказывает нам ее необходимость. Она ставит те же самые вопросы, на которые отвечает религия. Она по закону причинности приводит нас к Первопричине мира, а религия отвечает, Кто является этой творческой Первопричиной не только мира, но и человека. Она говорит нам, что мы происходим от Бога. Наука приводит к необходимости какого-

то разумного смысла в жизни, какого-то высшего назначения жизни. Религия отвечает - это Бог.

Наука обосновывает не только естественные законы, по которым мир существует, но также и нормативные законы, по которым он должен существовать в интересах сохранения жизни (этика - наука о нормах поведения). Медицина также обосновывает правила поведения, она доказывает необходимость чистой, нравственной жизни, но не указывает источника самодисциплины.

Значит, должна быть такая сила, которая бы служила для нас источником и света, и энергии в духовном отношении, источником духовного удовлетворения. Эта сила в Боге.

Религия движет науку и в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. «Все испытывайте, хорошего держитесь», - говорит апостол Павел (1 Фее. 5, 21). В том-то и сила религии, что она пробуждает любовь к жизни, к природе, к человеку, освещая их светом вечного, непреходящего света. Религия потому движет науку, что в религиозном опыте мы вступаем в контакт с вечным Разумом, Голосом мира. Кто любит Бога, тому дано знание от Него. Не потому ли часть великих открытий и изобретений принадлежит тем, которые были и великими учеными, и великими христианами. Вспомним Ньютона, умевшего благоговейно внимать процессам природы там, где видели только падение яблока. Самые качества упорного исследования - самоотверженный труд, вера в конечный результат, смирение - являются более всего продуктами религии. Наука без религии - небо без солнца. А наука, облеченная светом религии - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира.

Н.И. Пирогов писал: «Мне нужен был отвлеченный недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которое я никогда не читывал..., я нашел для себя этот идеал. Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных. Веруя, что основной идеал учения Христа по своей недосягаемости останется вечным и будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни на минуту не сомневаемся и в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса». Наука и религия, по мнению Н.И. Пирогова, должны развиваться в содружестве. Вера в Бога как Источник жизни, Вселенский Разум нисколько не противоречит научным убеждениям. Человеческое «Я» не есть продукт химических и гистологичес-ких элементов, но олицетворение Божественного Разума, в котором заключено все, что открывает или изобретает ум человеческий. Воспитание должно исходить из развития внутреннего человека, и тогда его деятельность даст обильные, зрелые плоды. Человек должен научиться изо дня в день в течение всей своей жизни познавать себя и трудиться над возделыванием поля своей души. Для того чтобы научиться

1 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Наука и религия», Москва, 2007,

2 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Наука и религия», Москва, 2007,

работать над собой, необходимы духовные упражнения: внимание и молитва. Задача нравственного воспитания в детском возрасте заключается в том, чтобы добрые инстинкты детской натуры превратить в сознательное стремление к добру и правде2.

Что же касается взаимосвязи между нейронауками и теологией, то взаимоотношение естественнонаучной (медицинской) и теологической точек зрения на патологические проявления в психике человека в истории культуры было различным. Можно выделить три периода:

1. Первый период - господство религиозно-мистического понимания всех психопатологических проявлений. Психиатрии как медицинской дисциплины еще не существовало. Все психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола, бесоодержимость или как непос-редственный результат первородного греха (И. Гейнрот). Лечить их поэтому должны не врачи, а священники, философы, моралисты. Организационно этому донаучному периоду развития психологии соответствовал монастырский период психиатрии, который государство, не имея психиатрических больниц и врачей-психиатров, возлагало на монастыри.

2. Второй период - XIX век, становление психиатрии как научной медицинской дисциплины на основе рационалистических теорий (школа соматиков). По мнению сторонников этих теорий, психические болезни ничем не отличаются от соматических заболеваний. Только врач, исходя из чисто телесных, соматических и мозговых процессов, может понимать психопатологические проявления. Теолог и пастырь здесь ни при чем. Всякий немедицинский путь отвергается и осуждается как не имеющий познавательного значения.

3. Третий период - ХХ-ХХ1 век, когда в психологии и психиатрии возникает императивная необходимость синтетичес-кого рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия.

И на современном этапе развития общества в корне не обоснованно противопоставление нейронауки и религии. Так как достаточно еще раз упомянуть, что множество ученых были глубоко верующими людьми. Из русских ученых это И.П. Павлов, В.И. Вернадский, Н.П. Бехтерева и др. Эти ученые не находили противоречий между наукой и религией. С другой стороны, и служители религии часто были видными учеными, например, выдающийся русский богослов о. Павел Флоренский - ученый, инженер. Верующий ученый может удостоиться увидеть в той картине мира, которую он исследует своими методами, знаки Божественного Промысла. И он обязан это открытие донести людям.

Теология связана с духовным развитием личности, а теологическая психология интегрирует с медицинской

:. 11

:. 38-39.

2. Социум 2

3. Биосфера, Вселенная

4. Мозг человека.

РИС. Схема взаимоотношений человека и вселенной.

психологией, используя ее положительное влияние на духовный мир человека. На современном этапе все человечество переживает духовно- нравственный и экологический кризисы. В связи с чем значительно возрастает роль духовных факторов в процессе жизнедеятельности человека и общества. Все это настоятельно требует создания специальной науки о духовном мире людей - спиритоло-гии. Спиритология в целом уже существует, однако, пока лишь в конгломеративном состоянии. О.М. Сичивица (1992) считает, что в системе наук необходимо выделение общей спиритологии, которая преследует изучение общей теории духа, его генезиса, природы и перспектив. Кроме этого определяются и специальные науки о различных сторонах духовного мира (человеко-интеллект, эмоциональная сфера личности, ценностное сознание, область подсознательного, воля и т. д.). При этом и в частных направлениях изучения духовности человека определяются свои иерархические уровни организации и упорядочения зна-

Генетические * влияния

ний. В частности, исследование эмоционального мира личности неизбежно потребует интегрального анализа религиозных, эстетических, патриотических, родительских, сексуальных и многих иных чувств и переживаний во всем богатстве их взаимосвязей и взаимовли-яний.

Занимаясь на протяжении многих лет изучением функций мозга здоровых и больных, мы считаем правомерным выделение нового направления в системе нейронаук: нейротеологии (нейроспиритологии), науки о структурнофункциональных связях мозга с духовной сферой человека [1]. Структурно-функциональные связи мозга и психики фундаментально прослежены А.Р. Лурия [2], выделив в специальноенаправлениенейропсихологию.Современные достижения нейронаук блестяще подтверждают эти идеи. В настоящее время доказано, что все высшие психические функции приурочены к определенным структурам. Несомненно, что и духовная деятельность человека связана с деятельностью мозга. При описании взаимосвязи

нейрофизиологических, нейропсихических и нейротеоло-гических процессов необходимо исходить из понимания самостоятельности и специфичности каждого из них. Духовное и психическое невозможно свести только к морфо-функциональным структурам мозга. Духовнопсихологическое отражает и воспроизводит не только физиологические процессы организма человека, а также внешнюю духовную социальную действительность.

Заслуга разработки теоретической модели, адекватно отражающей реальность духовно-психологического с реальностью физиологической, принадлежит А.А. Ухтомскому [3], предложившему понятие «функциональный орган». Функциональный орган - некое морфофункциональное объединение, в котором смысл морфологических единиц выводится из динамики нервного вещества.

Следовательно, за внешним действием индивида стоит целая совокупность осуществляющих его внутренних компонентов; для его реализации в организме формируется временный, динамический, функциональный орган. При этом указывалось на то, что отдельные компоненты функционального органа могут использоваться при осуществлении других форм поведения, входить в состав и в сотрудничество с другими рабочими группировками.

В качестве примера функционального органа

А.А. Ухтомский называет доминанту. Слово «доминанта» произошло от латинского слова «доминаре», что значит господствовать. Доминанта - временно господствующий набор рефлексов, который направляет в данный момент времени все поведение организма на решение одной наиболее важной для него задачи. Требуя времени для своего выполнения, доминанта изменяет и тормозит другие рефлексы, которые могли бы помешать ее осуществлению. В результате происходит своеобразный сдвиг в ранее уравновешенных реакциях организма, активное устремление их на разрешение лишь одной, доминирующей формы деятельности. Но в ходе этого процесса идет установление новых временных связей со средой, обогащение организма новыми возможностями.

Установление новых связей, новых функциональных органов на основе действующих доминант играет определяющую роль в жизнедеятельности организма, расширяет диапазон свободы его поведения.

В психологии идея функциональных органов получила дальнейшее развитие в исследованиях А.Н. Леонтьева [4]. Он обнаружил, что у человека функциональные органы реализуют «подлинные новообразования в его психическом развитии, а их формирование становится важнейшим принципом онтогенетического процесса», что «прижизненно возникающие органы ... раз сформировавшись далее функционируются как единый орган, что их существенная черта состоит в их относительной прочности», что, наконец, «они способны перестраиваться и ... отдельные их компоненты могут заменяться другими, причем

данная функциональная система как целое сохраняется. Иначе говоря, они обнаруживают высочайшую способность к компенсации». Отмеченные особенности функциональных органов позволяют рассматривать эти прижизненно складывающиеся образования как своеобразные органы, специфические отправления которых и выступают в виде психологических способностей и функций. По А.Н. Леонтьеву одновременно с формированием высших, специфических человеческих психических процессов формируются и осуществляющие их функциональные органы мозга.

Таким образом, в работах А.А. Ухтомского и А.Н. Леонтьева само психическое предстает как функциональный орган индивида, как реальность особого рода, имеющая собственные закономерности становления и формирования.

На новом уровне проблема соотношения психического и физиологического анализируется в работе Е.П. Велихова, В.П. Зинченко, В.А. Лекторского [5] - она

становится как проблема взаимоотношений функциональных органов индивида и функциональных органов нервной системы. Психическое, в соответствии со смыслом понятия «орган индивидуальности», рассматривается как развивающийся функциональный орган. Черты функциональных органов обнаруживаются не только при изучении двигательных актов, но и в актах познания, в когнитивной сфере.

К психическим реалиям можно и нужно подходить как к особым органам, организованным в сложную систему. Эти органы вполне реальны, они развиваются, функционируют, распадаются, восстанавливаются по особым законам. Они обладают свойством предметности (восприятие чего, память на что, внимание к чему, мышление о чем). Их нельзя непосредственно осязать, ощупать, хотя они также, как и морфологические органы, входят в схему нашего тела.

Психологическая реальность по своей структуре оказалась не менее сложной, чем реальность физиологическая. Она выступает как система функциональных органов индивида, как своего рода «душевно-духовный организм». Таким же организмом является и индивидуальное сознание, порождаемое в совместной деятельности индивидов и становящееся органом этой деятельности. Как отмечают авторы, в психологической науке появилась своя анатомия, морфология, синтаксис, семантика и прагматика.

Касаясь проблемы соотношения психологического и физиологического исследования, авторы отмечают, что представления об органах индивида и органах нервной системы продолжают развиваться относительно независимо друг от друга и между ними необходимо наводить мосты. Понимание психического как функционального органа индивида, по мысли авторов, «открывает новые возможности и перспективы в установлении законообраз-

ЕЮ

ных связей внутри единого телес-ного и духовного организма, способствует преодолению примитивного разделения души и тела».

Авторы отмечают, что представления о функциональных

органах индивида, наделение таких органов свойствами телесности, отличной от телесности анатомо-морфо-логических органов и тканей, имеет важное значение для разработки фундаментальных проблем развития человека и его способностей. В связи с этим они указывают на существующее противоречие в индивидуальном развитии организма и психики. С одной стороны, каждая новая стадия онтогенеза закрывает прежние степени свободы. С другой стороны, возможности индивидуального развития безграничны. Примером может служить развитие фонематического слуха. Ухо младенца «открыто» для усвоения фонематического строя любого из существующего на земле языков. Однако по мере усвоения родного языка створки «закрываются», выделение фонем чужого языка становится все более трудной задачей. Ее решение, однако, возможно. Для этого необходимы организация деятельности и общения, с помощью которых преодолевается возникшая в ходе развития «глухота» к фонематическому строю чужого языка. Другими словами, строится новый орган индивидуальности, в результате чего появляются новые степени свободы. Например, образ мира как интегральный орган индивида обладает свойствами открытости. С увеличением числа образцов нарастает свобода оперирования ими.

С учетом этих соображений проблематика развития человеческих способностей выступает двояко. С одной стороны, необходима система мер, препятствующих преждевременному «окостенению» или атрофии избыточных степеней свободы телесного организма. С другой стороны, не менее важна разработка систем приемов, направленных на развитие, сохранение и умножение степеней свободы функциональных органов индивида [6, 7].

В процессе жизни человека формируются функциональные органы духовности на основе социальнопсихологических, нейропсихологических, нейрофизиологических и нейрогеномных структур с целью достижения жизненных целей человека.

Э. Ньюберг и Ю. Акили, используя однофотонную эмиссионную компьютерную томографию, анализировали активность разных частей головного мозга в лабораторных условиях францисканских монахинь и буддийских монахов. Во время молитвы у них, с одной стороны, резко повысилась электрическая активность в тех частях мозга, которые регулируют внимание (и в том числе, возможно, глубокую медитацию), а с другой - уменьшилась в тех, которые ответственны за ориентацию в пространстве. Уменьшение активности этих отделов мозга объясняется тем, что человек во время молитвы или медитации отрешается от окружающего мира, погружается в себя. Имели

место некоторые отличия в мозгу верующих буддистов и монахинь. Мозг последних при молитве активизировался в тех областях, которые контролируют языковые функции. О подобных изменениях ЭЭГ во время молитвы отмечали

В.Б. Слезин и его сотрудники (1999). Американские ученые считают, что им удалось обнаружить если не присутствие Бога в мозгу человека, то биологические зачатки религиозных чувств. Ньюберг говорит, что «мы не утверждаем, что мозг создает Бога - мы отмечаем, что наш мозг естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт». Речь идет о том, что наблюдаемые во время молитв изменения активности головного мозга происходят в так называемой лимбической системе, которая имеет очень давние эволюционные корни. Она же страдает во время эпилептических припадков.

Безусловно, все дело в интерпретации таких данных -религиозному человеку кажутся бессмысленными попытки доказать существование Бога, самого Бога с помощью изучения мозга, просто потому, что Бог создал в том числе и мозг. Атеист охотно признает возникновение разных галлюцинаций (в том числе и религиозных) под действием магнитного тока, таблеток или просто особого настроя, воспоминаний и заклинаний.

Представление человека о Боге - очень старая идея, которая передается из поколения в поколение с помощью устного и письменного слова, подкрепленного великой музыкой и изобразительным искусством. На взгляд Докинса (автора книги «Эгоистический ген»), выживаемость веры в Бога обуславливается его большой психологической привлекательностью. Идея Бога дает, на первый взгляд, приемлемый ответ на глубокие и волнующие вопросы о смысле существования. Она позволяет надеяться, что несправедливость на этом свете может быть вознаграждена на том свете, что в минуту слабости нас всегда поддержат...

Майкл Винкельман [8] из Аризонского университета, изучающий влияние шаманизма на человека, утверждает, что в результате этих действий существенно улучшается состояние мозга. Дополнительно выбрасываются серотонин и опиоды, которые в норме присутствуют в головном мозгу человека. Более того, он утверждает, что серотониносодержащие препараты, наркотики так широко распространены в современном обществе потому, что ичезли из нашей жизни шаманы. Но верит ли наш мозг в Бога или нет, никто не будет спорить с тем, что соблюдение 10 заповедей еще никому не помешало.

При самозабвенной молитве или глубокой медитации подавляется активность участка мозга, фиксирующего угрозы и вызывающего страхи, - отсюда состояние покоя и радости, вплоть до неописуемого счастья. Точно так же приглушается деятельность части мозга, ответственной за ориентацию в трехмерном пространстве и дающей ощущение отдельности своего «я» от остального мира, - отсю-

да ощущение слияния «я» со Вселенной, с Богом.В лобной части мозга отключаются участки, ответственные за ориентацию во времени, - отсюда ощущение причастности к вечности.

Среди нейротеологов, которые как бы колеблются: то ли процессы в мозгу порождают религиозные переживания, то ли религиозные переживания порождают эти процессы. Колеблющиеся, как правило, сопровождают свои выводы вопросительными знаками. Но есть и откровенно неверующие (их, кажется, больше), которые вопросительных знаков не ставят, а утверждают, что не Бог создал мозг, а мозг создает Бога. Вера в то, что нам представляется бого-постижением, с их точки зрения, является всего лишь следствием некоторых совершенно естественных процессов, происходящих в нейронах. Тут вспоминается XIX век и увлечения вульгарным материализмом, когда говорили, что мозг производит мысль так же естественно, как печень желчь. Теперь вот пошли дальше и пришли к выводу, что мозг, так сказать, производит веру, религию, Бога, который существует только в наших головах и нигде более. Один из величайших ученых ХХ столетия, создатель квантовой теории Макс Планк сказал: «Как бы мы ни взглянули, между религией и естественными науками нет никакого противоречия. Как раз в самых решающих моментах здесь наблюдается полное согласие. Они не исключают друг друга, как думают сегодня многие, а дополняют и обусловливают друг друга. Бог для верующих находится в начале пути, для физика - в конце». Таким образом, уче-

ный находит в науке аргументы, подтверждающие существование Бога, помогающие ему поверить в Бога [8]. Проблема взаимосвязи мистического и функций мозга активно обсуждалась в телепередаче «Тайны мозга» по каналу «Культура» (28.11.05 г.). В процессе обсуждения подтверждается выделение нового направления в медицине - нейротеологии, науки о взаимосвязи мистического с работой головного мозга (неокортексом). К этому выводу в последние годы пришла и академия Н.П. Бехтерева [9]. Схема взаимосвязи человека и Вселенной представлена нами схематично (рис.). В заключение следует отметить, что проблема взаимосвязи науки о мозге и теологии нуждается в дальнейшем изучении. Однако бесспорно, что головной мозг имеет важнейшую значимость и в формировании духовной деятельности человека. из

ЛИТЕРАТУРА

1. Трошин В.Д. Нейроспиритология - новое направление в системе нейронаук. В кн.: Синдромы поражения нервной системы. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 1994. С. 79-85.

2. Лурия А. Р. Основны нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 374 с.

3. Ухтомский А.А. Собрание сочинений в 4 томах. Л. 1954.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.

5. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание - опыт междисциплинарного подхода. Вопросы Философии. 1988. № 11.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

7. Уолш Р. Основания духовности. М.: ООО "Изд-во АСТ", 2004. 381 с.

8. Блиев Ю.П. Медицинская газета. 2004.

9. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.