Научная статья на тему 'НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННОГО ТРУДА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1'

НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННОГО ТРУДА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейротехнологии / осознанное внимание / готовность к труду / neurotechnology / conscious attention / readiness to work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкая Наталья Олеговна

Профессиональное образование призвано помочь человеку в освоении необходимых компетенций, характеризующих его готовность к труду, которые в будущем составят основу его трудовой деятельности. Многочисленные исследования теории готовности представляют различные модели этого состояния, наборы личностных психологических качеств и характеристик, необходимых для готовности к деятельности и решению поставленных задач. В настоящей статье мы рассмотрим общую готовность к деятельности, которая определяет, насколько эффективными будут освоенные в профессиональном образовании модели трудовой деятельности, личностные навыки, качества в изменяющихся условиях смешанной предметно-цифровой среды. Представлен анализ влияния фоновой нейронной активности внутренней речи на готовность к деятельности (трудовой, профессиональной). Внутренняя речь — один из важных механизмов становления речи и мыслительной деятельности человека. Вместе с тем в цифровую эпоху внутренняя речь выполняет ряд качественно новых функций в сознательной и бессознательной обработке цифровой информации. Фоновые проявления нейронной активности внутренней речи в современном мире называются внутренним диалогом. Это фоновый речевой шум из обрывков недообработанной и неосознанной информации. Внутренний диалог является результатом участия внутренней речи как автоматизированного когнитивного стереотипа. Для исследования влияния фоновой остаточной нейронной активности на готовность к труду с 2014 г. по настоящее время в рамках лаборатории нейропилотирования Уральского государственного лесотехнического университета и впоследствии в нейроцентре развития профессиональной надежности «Ресурс» методом электроэнцефалографических исследований было обследовано 118 человек различных возрастов в процессе подготовки и занятия трудовой деятельностью. Смешанная предметно-цифровая реальность в значительной степени размывает эти состояния в реальных условиях. Работа с практическими нейротехнологиями — новое явление, находящееся в стадии исследования. Вместе с тем реальность цифровой эпохи диктует необходимость их изучения и применения уже сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вербицкая Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROTECHNOLOGIES OF CONSCIOUS WORK IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: READINESS FOR ACTIVITY

Vocational education is designed to help a person master the necessary competencies that characterize his readiness for work, which in the future will form the basis of his work activity. Numerous studies of the theory of readiness present various models of this state, sets of personal psychological qualities and characteristics necessary for readiness for activity and solving assigned tasks. In this article, we will consider the general readiness for activity, which determines how effective the models of work activity mastered in vocational education, personal skills, and qualities will be in the changing conditions of a mixed subject-digital environment. An analysis of the infl uence of background neural activity of internal speech on readiness for activity (labor, professional) is presented. Inner speech is one of the important mechanisms for the development of human speech and mental activity. At the same time, in the digital era, inner speech performs a number of qualitatively new functions in the conscious and unconscious processing of digital information. Background manifestations of neural activity of internal speech in the modern world are called “internal dialogue”. This is background speech noise made up of fragments of underprocessed and unconscious information. Internal dialogue is the result of the participation of inner speech as an automated cognitive stereotype. To study the infl uence of background residual neural activity on readiness for work, from 2014 to the present, within the framework of the neuropiloting laboratory of the Ural State Forestry Engineering University and subsequently at the neurocenter for the development of professional reliability “Resource”, 118 people of various ages were examined using the method of electroencephalographic studies in the process of preparation and training labor activity. Mixed object-digital reality largely blurs these states in real conditions. Working with practical neurotechnologies is a new phenomenon that is under research. At the same time, the reality of the digital era dictates the need to study and apply them today.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННОГО ТРУДА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 26-33. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):26-33. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 004

НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННОГО ТРУДА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НН^^Н!

Наталья Олеговна Вербицкая, n.o.verbitskaya@usue.ru, ORCID 0000-0002-4749-1359

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Профессиональное образование призвано помочь человеку в освоении необходимых компетенций, характеризующих его готовность к труду, которые в будущем составят основу его трудовой деятельности. Многочисленные исследования теории готовности представляют различные модели этого состояния, наборы личностных психологических качеств и характеристик, необходимых для готовности к деятельности и решению поставленных задач. В настоящей статье мы рассмотрим общую готовность к деятельности, которая определяет, насколько эффективными будут освоенные в профессиональном образовании модели трудовой деятельности, личностные навыки, качества в изменяющихся условиях смешанной предметно-цифровой среды. Представлен анализ влияния фоновой нейронной активности внутренней речи на готовность к деятельности (трудовой, профессиональной). Внутренняя речь — один из важных механизмов становления речи и мыслительной деятельности человека. Вместе с тем в цифровую эпоху внутренняя речь выполняет ряд качественно новых функций в сознательной и бессознательной обработке цифровой информации. Фоновые проявления нейронной активности внутренней речи в современном мире называются внутренним диалогом. Это фоновый речевой шум из обрывков недообработанной и неосознанной информации. Внутренний диалог является результатом участия внутренней речи как автоматизированного когнитивного стереотипа. Для исследования влияния фоновой остаточной нейронной активности на готовность к труду с 2014 г. по настоящее время в рамках лаборатории нейропилотирования Уральского государственного лесотехнического университета и впоследствии в нейроцентре развития профессиональной надежности «Ресурс» методом электроэнцефалографических исследований было обследовано 118 человек различных возрастов в процессе подготовки и занятия трудовой деятельностью. Смешанная предметно-цифровая реальность в значительной степени размывает эти состояния в реальных условиях. Работа с практическими нейротехнологиями — новое явление, находящееся в стадии исследования. Вместе с тем реальность цифровой эпохи диктует необходимость их изучения и применения уже сегодня.

Ключевые слова: нейротехнологии, осознанное внимание, готовность к труду

Для цитирования: Вербицкая Н. О. Нейротехнологии осознанного труда в цифровой среде: готовность к деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 26-33.

Original article

NEUROTECHNOLOGIES OF CONSCIOUS WORK IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: READINESS FOR ACTIVITY

Natalya O. Verbitskaya, n.o.verbitskaya@usue.ru, ORCID 0000-0002-4749-1359

Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia

Abstract. Vocational education is designed to help a person master the necessary competencies that characterize his readiness for work, which in the future will form the basis of his work activity. Numerous studies of the theory of readiness present various models of this state, sets of personal

© Вербицкая Н. О., 2024

psychological qualities and characteristics necessary for readiness for activity and solving assigned tasks. In this article, we will consider the general readiness for activity, which determines how effective the models of work activity mastered in vocational education, personal skills, and qualities will be in the changing conditions of a mixed subject-digital environment. An analysis of the influence of background neural activity of internal speech on readiness for activity (labor, professional) is presented. Inner speech is one of the important mechanisms for the development of human speech and mental activity. At the same time, in the digital era, inner speech performs a number of qualitatively new functions in the conscious and unconscious processing of digital information. Background manifestations of neural activity of internal speech in the modern world are called "internal dialogue". This is background speech noise made up of fragments of underprocessed and unconscious information. Internal dialogue is the result of the participation of inner speech as an automated cognitive stereotype. To study the influence of background residual neural activity on readiness for work, from 2014 to the present, within the framework of the neuropiloting laboratory of the Ural State Forestry Engineering University and subsequently at the neurocenter for the development of professional reliability "Resource", 118 people of various ages were examined using the method of electroencephalographic studies in the process of preparation and training labor activity. Mixed object-digital reality largely blurs these states in real conditions. Working with practical neurotechnologies is a new phenomenon that is under research. At the same time, the reality of the digital era dictates the need to study and apply them today.

Keywords: neurotechnology, conscious attention, readiness to work

For citation: Verbitskaya NO. Neurotechnologies of conscious work in the digital environment: readiness for activity. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):26-33. (In Russ.).

Введение

На первый взгляд, тема настоящей статьи выглядит несколько противоречиво и вызывает внутренние вопросы: труд — категория, относящаяся к процессам сознательной деятельности человека, так насколько правильно говорить об осознанном труде? Но ясность понимания процесса труда при более глубоком рассмотрении в приложении к современным условиям цифровой среды уже не кажется такой безусловной. Профессиональное образование направлено на помощь человеку в освоении необходимых компонентов, которые в будущем будут составлять основу его труда. Современные тенденции к введению демонстрационных экзаменов и конкретизации профессиональных компетенций, по сути, есть путь углубления осознания необходимых элементов деятельности, доведения некоторых из них до автоматизма и перевода во внутренний план мыслительных действий. Так формируется готовность к будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, если обратиться к фундаментальным знаниям о психических процессах, то мыслительное действие по мере его усвоения автоматизируется, переводится в динамический стереотип и «выпадает» (термин, использованный П. Я. Гальпериным в 1953 г) из сознания [1]. Поэтому чем более мы продвигаемся к состоянию готовности к труду, тем большая часть психических процессов переходит в режим бессознательной обработки информации

за счет сформированных когнитивных динамических стереотипов. В современных исследованиях, посвященных нейронной природе сознания, процессам бессознательной обработки информации [2] уделяется большое внимание в контексте их участия в процессах внимания, формирования образов и рабочей памяти [3].

Комплексно готовность к деятельности (профессиональной, трудовой) исследовалась в большом количестве работ, посвященных теории готовности [4]. Эта теория разрабатывалась для таких видов деятельности, как оборона, аварийно-спасательные работы, спорт, где неопределенность ситуации создает высокую перцептивную и когнитивную нагрузку [5]. Была разработана концепция когнитивной готовности [6], которая позволяет оценить возможности людей при работе в описанных выше ситуациях. В военном деле были определены уровни когнитивной готовности [7]. В целом же готовность и ее уровни представляют собой различное сочетание элементов — личностных качеств и характеристик, призванных обеспечить готовность к изменяющейся ситуации [8].

Материалы и методы исследования

В настоящей статье мы рассмотрим общую готовность к деятельности, которая определяет, насколько эффективными будут освоенные в профессиональном образовании модели трудовой деятельности, личностные навыки, качества и т. п. в конкретной ситуации, особенно в изменяющихся условиях. Для этого вспомним,

что в цифровую эпоху общим условием нашей жизни является смешанная предметно-цифровая среда. Процессы общения между людьми также являются смешанными и в значительной степени распределенными. Современный человек может находиться в процессе живого общения с другим человеком, группой, коллективом и в то же время находиться в состоянии внутренней готовности к общению в различных группах в мессенджерах, каналах и социальных сетях с использованием цифровых гаджетов. Такое состояние характеризуется фоновой нейронной активностью, тесно связанной с расширением функции внутренней речи в цифровой среде.

Остановимся подробнее на этом явлении. Внутренняя речь — один из важных механизмов становления речи и мыслительной деятельности человека [9]. Вместе с тем в современную цифровую эпоху внутренняя речь выполняет ряд качественно новых ролей в сознательной и бессознательной обработке цифровой информации. Нейронные механизмы внутренней речи участвуют в формировании дополненных цифровых образов, придавая им объемный и эмоционально окрашенный характер [10; 11]. Это делает цифровые образы, воспринимаемые нами в интернете и шире — в цифровом пространстве, привлекательными для восприятия и удержания осознанного и неосознанного внимания.

Проявлением непрерывной артикуляционной работы внутренней речи являются артикуляционные вибрации височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) и корня языка. Именно эти внешние проявления являются индикатором внутренних нейронных процессов фоновой активности мозга в процессе жизни человека, и они же являются источником для формирования и использования диагностических и корректирующих ней-ротехнологических инструментов исследования готовности человека к труду в цифровой среде.

С фоновыми проявлениями нейронной активности внутренней речи в современном мире знакомы практически все. Эти явления в житейском варианте называются внутренним диалогом. Не стоит путать его с внутренней личностной рефлексивной работой. Это фоновый речевой шум из обрывков недообработанной и неосознанной информации, которая вокруг современного человека заведомо в переизбытке. Внутренний диалог является результатом участия внутренней речи как бессознательного автоматизированного когнитивного стереотипа обработки цифровой информации, упомянутой нами выше. Если у нас создается впечатление, что при работе, например, в интернете, мы сос-

редоточенно молчим и просматриваем материал, то на самом деле внутри нас идет активная артикуляционная вибрационная работа нижней челюсти и корня языка по артикуляции внутренней речи. Это бессознательный когнитивный механизм, сформировавшийся еще в ранние годы развития и в периоды активной жизни в цифровой эпохе ставший одним из основных механизмов работы мозга в цифровом потоке.

Достаточно простым и доступным нейро-технологическим приемом является осознанная фокусировка внимания на расслаблении нижней челюсти и корня языка (уважаемый читатель может провести небольшой эксперимент на себе в процессе прочтения данной статьи). Дальнейшее сохранение этого состояния субъективно воспринимается как «затихание цифрового диалогового шума в голове». Именно это состояние и является искомым для исследования и достижения необходимой готовности к деятельности. Далее с использованием технологий нейровизуализации мы покажем, насколько высоким может быть уровень фоновой нейронной активности и как приемы отключения ВНЧС и внутренней речи приводят к ее снижению и достижению нормальной готовности к деятельности.

Остановимся на влиянии фоновой нейронной активности внутренней речи на готовность к деятельности (трудовой, профессиональной). Именно она влияет на то, насколько в данный момент, в данной конкретной ситуации мы сможем реализовать, проявить имеющиеся у нас сформированные модели профессиональной деятельности, навыки, компетенции и т. п. Для активации, включения профессиональных трудовых действий нам необходим минимальный уровень осознанного внимания. Вместе с тем нам необходимо принять тезис о том, что направленный взгляд, молчание и внешнее проявление сосредоточенности не говорит об осознанном управлении вниманием. К сожалению, это может говорить о высоком уровне фоновой нейронной активности внутренней речи, с помощью которой мозг «дорабатывает» избыток неосознанной информации.

В этом случае, если мы начнем производить профессиональные действия (рис. 1), то на первый план выйдут ранее сформированные автоматизированные стереотипы, «выпавшие» из сознания (левая часть рисунка). При этом те элементы труда/деятельности, которые не доведены до автоматизма или не допускают его, будут составлять зону профессиональных рисков неправильных или даже опасных действий.

При применении нейротехнологических методов отключения (минимизации) фоновой нейронной активности внутренней речи (правая сторона рисунка) рабочий уровень нейронной активности позволяет осуществлять осознан-

ные профессиональные действия. Отметим, что их объем несколько меньше, чем в левой части рисунка, так как автоматизированные бессознательные рабочие действия существуют практически во всех видах деятельности.

Рис. 1. Схема соотношения осознанного внимания и бессознательной активности в использовании нейротехнологии готовности к деятельности

Результаты исследования

Для исследования влияния фоновой остаточной нейронной активности на готовность к труду нами в период с 2014 по 2023 г. и в настоящее время в рамках лаборатории нейропи-лотирования Уральского государственного лесотехнического университета и впоследствии в ООО «Нейроцентр развития профессиональной надежности „Ресурс"» было обследовано более 118 человек различных возрастов в процессе подготовки и занятия трудовой деятельностью методом электроэнцефалографических исследований. Для получения данных применялись два типа электроэнцефалографического оборудования: «Энцефалан ЭЭГР-19/26», предполагающий возможность автономного съема и потоковую обработку данных съема, и CON-TEC KT88-3200 для исследований в стационарных условиях, предполагающий стандартную обработку данных съема. Использовалась стандартная международная схема отведения 10-20 %, 32 канала.

Для целей настоящей статьи нами проанализированы 56 электроэнцефалограмм (ЭЭГ) молодых людей в возрасте от 17 до 24 лет, об-

учающихся по различным инженерно-техническим, информационно-технологическим, экономическим, гуманитарным направлениям. Здесь мы приведем наиболее показательные примеры изменения фоновой активности мозга в процессе минимизации бессознательной обработки цифрового диалогового шума при подготовке к профессиональной деятельности.

Для обучения осознанному управлению участники программ обучаются нейротехноло-гическим приемам контроля напряжения ВНЧС и управления осознанным вниманием.

Ниже на рисунках приведены примеры ЭЭГ в начале подготовки к профессиональной деятельности различных типов для проверки эффективности нейротехнологических методов. ЭЭГ обезличены для сохранения конфиденциальности и защиты персональных данных. На рисунке 2 представлены фрагменты ЭЭГ в двух состояниях. Первое (слева на рис. 2) — это обычное состояние молодого человека в его повседневной жизни с активным использованием смартфонов и цифрового общения. Нас более всего интересует шкала слева (это снимок данных ЭЭГ после обработки и визуализации

в форме картирования нейронной активности) — амплитуда сигналов ЭЭГ. Напомним, что молодой человек находится в состоянии покоя, не разговаривает, в момент исследования не использует гаджеты, глаза для целей исследования открыты. Мы наглядно можем наблюдать высокий уровень фоновой нейронной активности — более 717 мкВ при усредненной относительной

На втором этапе молодым людям предлагается использовать нейротехнологические приемы расслабления ВНЧС, контроля дыхания и перехода к осознанному вниманию. На рисунке 2 (правая часть) мы видим результаты — снижение фоновой мозговой активности до нормального состояния (87 мкВ), которое субъективно участники программы описывают как состояние спокойной готовности и тишины в голове. Это соответствует снижению фоновых бессознательных процессов, показанных на рисунке 1 (правая часть).

На рисунке 3 мы представили фрагменты динамики изменения амплитуды в процессе применения нейротехнологических приемов. Можно увидеть, как в течение небольшого

норме от 50 до 70-90 мкВ. Аналогичные данные мы можем наблюдать практически у всех участников исследования, за тем исключением, что фоновая амплитуда у всех различная и определяется индивидуальным характером нейронной активности мозга. В силу этого средние значения не являются информативными для целей исследования.

промежутка времени фоновая активность снижается до состояния, позволяющего включить осознанное внимание и начать процесс труда (профессиональной деятельности).

Заключение и дискуссия

В ограниченных рамках научной статьи мы сделали попытку показать, что состояние готовности к труду является важнейшим процессом в современных цифровых условиях. Как мы отмечали выше, многочисленные исследования теории готовности представляют различные модели этого состояния, наборы личностных психологических качеств и характеристик, которые необходимы для готовности к деятельности и решению поставленных задач.Но смешанная предметно-цифровая реальность в значительной степени размывает

Рис. 2. Данные электроэнцефалографического исследования до начала подготовки к деятельности (слева) и после применения нейротехнологических приемов (справа)

эти состояния в реальных условиях. Мы можем освоить навык, сформировать компетенцию и достичь в ней высоких результатов, но в реальных условиях оказаться в состоянии повы-

шенной фоновой нейронной активности и получить не просто резкое ухудшение результата, но также риск непредвиденных неосознанных действий, приводящих к ошибкам.

17:28:51 17:28:52 17:28:53

Рис. 3. Данные фрагментов, демонстрирующих динамику изменения амплитуды ЭЭГ-сигналов в процессе применения нейротехнологических приемов

Отметим еще один момент, касающийся амплитуды фоновой активности. Ее в значительной степени усиливает эмоциональная окраска «цифровых» образов, которую придает как раз бессознательная обработка внутренней речью. Мы «переживаем» фоновым шумом ситуации и образы, застрявшие в мозге, и посредством бесперебойной работы внутренней речи тратим на это значительное количество нейронной энергии.

Как это отражается на нашем труде (профессиональной деятельности)? На первый план выходят бессознательные автоматизированные навыки, при этом оперативное внимание к реальной ситуации снижено в силу отвлечения мыслительной энергии на фоновую обработку; снижается общий темпоритм выполнения трудовых действий. Такая ситуация, когда мы сосредоточенно читаем на экране одну и ту же строку, хорошо знакома многим читателям статьи. Это

является индикатором отвлечения нейронной энергии на фоновую работу внутренней речи.

Подводя итог, скажем, что работа с практическими нейротехнологиями — явление новое, находящееся в стадии исследования. Вместе с тем реальность цифровой эпохи диктует необходимость их изучения и применения уже се-

годня, так как эффективность освоения профессий и новых видов деятельности упирается уже не только в мотивацию, личностные или интеллектуальные качества, а и в возможности управлять своим вниманием и регулировать фоновые процессы избыточной обработки информации, которая повседневно нас окружает.

Список источников

1. Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 4. С. 3-20.

2. Conway C. M. How does the brain learn environmental structure? Ten core principles for understanding the neurocognitive mechanisms of statistical learning // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2020. Vol. 112. P. 279-299.

3. Chan A. et al. Flights and Perchings of the BrainMind: A Temporospatial Approach to Psychotherapy // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. DOI 10.3389/fpsyg.2022.828035.

4. Chang E., Kim H. T., Yoo B. Virtual reality sickness: a review of causes and measurements // International Journal of Human-Computer Interaction. 2020. Vol. 36, № 17. P. 1658-1682.

5. Crameri L., Hettiarachchi I., Hanoun S. A review of individual operational cognitive readiness: theory development and future directions // Human factors. 2021. Vol. 63, № 1. P. 66-87.

6. Preddy J. E., Stefaniak J. E., Katsioloudis P. The convergence of psychological conditioning and cognitive readiness to inform training strategies addressing violent police-public encounters // Performance Improvement Quarterly. 2020. Vol. 32, № 4. P. 369-400.

7. Aidman E. Cognitive fitness framework: towards assessing, training and augmenting individual-difference factors underpinning high-performance cognition // Frontiers in human neuroscience. 2020. Vol. 13. P. 466.

8. Marlina E., Hidayanto A. N., Purwandari B. Towards a model of research data management readiness in Indonesian context: An investigation of factors and indicators through the fuzzy delphi method // Library & Information Science Research. 2022. Vol. 44, № 1. P. 101-141.

9. Ушакова Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. Москва : Когито-Центр, 2011.

10. Pearson J. The human imagination: the cognitive neuroscience of visual mental imagery // Nature reviews neuroscience. 2019. Vol. 20, № 10. P. 624-634.

11. Herbet G., Duffau H. Revisiting the functional anatomy of the human brain: toward a metanetworking theory of cerebral functions // Physiological Reviews. 2020. Vol. 100, № 3. P. 1181-1228.

References

1. Galperin PYa. Experience in studying the formation of mental actions. Vestnik Moskovsk-ogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya = Bulletin of Moscow University. Episode 14. Psychology. 2017;(4):3-20. (In Russ.).

2. Conway CM. How does the brain learn environmental structure? Ten core principles for understanding the neurocognitive mechanisms of statistical learning. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2020;112:279-299. (In Engl.).

3. Chan A. et al. Flights and Perchings of the BrainMind: A Temporospatial Approach to Psychotherapy. Frontiers in Psychology. 2022; 13. DOI 10.3389/fpsyg.2022.828035. (In Engl.).

4. Chang E, Kim HT, Yoo B. Virtual reality sickness: a review of causes and measurements. International Journal of Human-Computer Interaction. 2020; 36(17):1658-1682. (In Engl.).

5. Crameri L, Hettiarachchi I, Hanoun S. A review of individual operational cognitive readiness: theory development and future directions. Human factors. 2021;63(1):66-87. (In Engl.).

6. Preddy JE, Stefaniak JE, Katsioloudis P. The convergence of psychological conditioning and cognitive readiness to inform training strategies addressing violent police-public encounters. Performance Improvement Quarterly. 2020;32(4):369-400. (In Engl.).

7. Aidman E. Cognitive fitness framework: towards assessing, training and augmenting individual-difference factors underpinning high-performance cognition. Frontiers in human neuroscience. 2020;13:466. (In Engl.).

8. Marlina E, Hidayanto AN, Purwandari B. Towards a model of research data management readiness in Indonesian context: An investigation of factors and indicators through the fuzzy delphi method. Library & Information Science Research. 2022;44(1):101-141. (In Engl.).

9. Ushakova TN. Rozhdenie slova. Problemy psikhologii rechi i psikholingvistiki = The Birth of the Word. Problems of speech psychology and psycholinguistics. Moscow: Cogito Center; 2011. (In Russ.).

10. Pearson J. The human imagination: the cognitive neuroscience of visual mental imagery. Nature reviews neuroscience. 2019;20(10):624-634. (In Russ.).

11. Herbet G, Duffau H. Revisiting the functional anatomy of the human brain: toward a metanetworking theory of cerebral functions. Physiological Reviews. 2020;100(3):1181-1228. (In Russ.).

Информация об авторе

Н. О. Вербицкая — профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, доктор педагогических наук, профессор.

information about the author

N. O. Verbitskaya — Professor of the Department of Labor Economics and Personnel Management, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 25.01.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 01.02.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.