7. Кузнецов В.Н. и др. // Мат-лы Рос. научно-практ. конф. «Узловые вопросы борьбы с инфекцией».- СПб.: ВМедА, 2004.-С. 138.
8. Малый В.П. и др. Грипп: пособие для врачей.- СПб.; Харьков, 2007.
9. Мельник Г.В. и др.// Инфекционные болезни.- 2005.-Т.3, №2.- С. 37-40.
10. Нагоев Б.С., Гаштов А.А. // Инфекционные болезни.-2006.- Т.4, №4.- С. 23-25.
11. Оразаев Н.// Мат-лы Рос.научно-практ. конф. «Узловые вопросы борьбы с инфекцией».- СПб.: ВМедА, 2004.- С. 179.
12. Семенов Б., Покровский В. // Врач.- 2004.- №2.- С. 10.
13. Смирнов В.С. Современные средства профилактики и лечения гриппа и ОРВИ.- СПб.: ФАРМиндекс, 2003.
14. Чешик С.Г. // Детск. инфекц.- 2005.- Т.4, №4.- С. 56.
15. FedsonD.S. // Clin. Infect. Dis.- 2003.- Vol.36.- P. 1552.
THE CLINICO-PATHOGENETIC ASPECTS OF INTOXICATION SYNDROM DEVELOPMENT AT A GRIPPE AND THE POSSIBILITIES OF ITS CORRECTION
V.F. PAVELKINA Summary
70 patients examined affected by influenza of middle degree of heaviness, and studied the influence of mexidol upon the indexes of endogenic intoxication. The mexidol was found to result in the normalisation of middle-mass molecules, circulating immune complexes, erythrocyte sorption ability, in a decrease of malonal dialdehyde, and in the increase in plasma catalasa and erythrocyte, in detoxication properties of albumins. The mexidol may be recommended in infec-tology for treatment of patients affected by influenza.
Key words: mexidol, infectology
УДК 616.833
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 3 -4 ЛЕТ, В СРАВНЕНИИ СО ЗДОРОВЫМИ
СВЕРСТНИКАМИ
Е.Н. ДЬЯКОНОВА, Ю.В. БАТУЕВА, Л.В. ЛОБАНОВА, Е.В. ТЕРЕХИНА, А.А.ЯЗЕВА*
Частота перинатальных поражений центральной нервной системы (ППЦНС) среди новорожденных детей составляет от 10 до 60% и продолжает расти.
Считается, что лишь тяжелое и средне-тяжелое перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ведет к нарушениям в развитии центральной нервной системы (ЦНС) [1-3]. Легкое гипоксически-ишемическое поражение вызывает функциональные нарушения ЦНС, которые компенсируются в 1-й год жизни ребенка, и такие дети не нуждаются в медикаментозной коррекции. Частым исходом легкого ППЦНС является формирование минимальной дисфункции мозга, которая проявляется синдромом дефицита внимания или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [2-7]. Расстройство возникает обычно в течение первых 5 лет жизни. Пик обращений к специалистам приходится на 6-7-летний возраст, когда, не смотря на высокие интеллектуальные возможности ребенка, плохо регулируемая активность становится препятствием в учебной деятельности. Все нарушения в поведении или в познавательной деятельности у 3-4-леток списываются на ранний возраст и реабилитация таких детей не ведется. Уточнение особенностей формирования когнитивных функций у детей 3-4 лет с последствиями гипоксически-ишемического поражения ЦНС имеет значение для диагностики и оптимизации лечебных мероприятий.
Цель исследования - выявление особенностей нейропси-хологического развития детей , 3-4 лет, имеющих в анамнезе легкую гипоксически-ишемическую энцефалопатию.
Для этого требуется осуществить клиническую, нейропси-хологическую оценку функционального состояния центральной нервной системы у детей 3-4 лет, имеющих в анамнезе легкую гипоксически-ишемическую энцефалопатию и определить необходимость медикаментозной коррекции выявленных нарушений.
* Ивановская ГМА, г. Иваново пр. Ф. Энгельса д.8
Работа выполнена на базе МДОУ Центра развития ребенка № 22, детского неврологического отделения областной клинической больницы г. Иваново. Всем детям проводилось традиционное клинико-неврологическое обследование со сбором анамнеза, оценкой жалоб, неврологического статуса. Нейропсихологиче-ское исследование проводили с помощью стандартных тестов для детей данного возраста. Каждому ребенку в индивидуальном порядке предлагалось семь заданий - игр, которые выполнялись, при необходимости, с помощью взрослого. Каждое задание оценивалось по нескольким параметрам (6,7): «Пирамида» - ребенку предлагалось собрать пирамиду, состоящую из пяти колец, называя их цвета (красный, зеленый, синий, желтый, черный); «Вкладыши» - сопоставление пластиковых вкладышей прямоугольной формы по размеру, собрать одна в другую называя цвет; составить картинку различной степени сложности (из двух, трех, четырех частей). Пример: кружка, гриб, кошка; «Почтовый ящик» -фигуры различной формы необходимо опускать в коробку с аналогичной формой отверстиями (ромб, квадрат, кружок, овал, крестик); «Доска Сегена» - предлагалось называть предметы, изображенные на доске, и вставлять их в соответствующие гнезда (груша, елка, девочка, часы, собака, юла, матрешка, яблоко); предлагалась иллюстрация с животными и домиками, в которых они живут. Оценка памяти проводилась по количеству правильных комбинаций ответов, которые запомнил ребенок; «Нарисуй»
- на листке бумаги изображались ручей и кораблик, от ребенка требовалось в пределах ручейка показать (нарисовать), как плывет кораблик, не врезаясь в берега.
Обследовано 76 детей от 3 до 4 лет. Отбор детей проводили с учетом данных амбулаторных карт.
Основную группу составили 36 детей с легким гипоксиче-ски-ишемическим поражением ЦНС в анамнезе, в группу сравнения вошли 28 детей с тяжелым и средне-тяжелым поражением ЦНС в анамнезе, и в контрольную группу - 15 детей, в обменной карте которых нет указаний на гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. По итогам неврологического обследования у большинства были отмечены черты незрелости ЦНС и рассеянная микросимптоматика без признаков очагового поражения.
Нейропсихологическое исследование проводили в утренние часы, через 30-60 минут после завтрака.
Знание цвета оценивалось в задании «пирамида» и «вкладыши». В основной группе 61,1% детей называли правильно все цвета, в группе сравнения 50%,ив группе контроля 80%, достоверные отличия получены только между группой контроля и группой сравнения (р<0,05). Испытывали затруднение и путались в группе сравнения 17,7% детей, в основной 25% и 20% в группе контроля. Не знали цвета в основной группе 5 человек, в группе сравнения - 3 человека, в контроле таких детей нет.
Уровень дифференциации исследовали в заданиях: «пирамида», «вкладыши», «почтовый ящик». Хороший уровень дифференциации показали только дети основной и контрольной групп - 50% и 73,3% соответственно, что достоверно выше, чем в группе сравнения (Р<0,001). Средний уровень дифференциации был ниже у детей в группе контроля и 26,6% и в основной группе
- 44%, чем в группе сравнения 67% (р<0,01 и р<0,02). Сниженный уровень дифференциации, не соответствующий возрасту, достоверно выше, чем основной (5,56%)и в группе контроля (6,67%), наблюдался в группе сравнения 32,14%(Р<0,05).
Способ действия оценивался по заданиям: «пирамида», «вкладыши», «почтовый ящик», «разрезные картинки». Правильно соотносили по размерам и форме, что соответствовало нормальному уровню развития, в основной группе 66,6% детей, в группе сравнения - 35,7%, что оказалось ниже, чем в контрольной группе (73,3%), но достоверные отличия были только с группой сравнения (Р<0,02, Р<0,05). Метод проб и ошибок использовали в основной группе 10 человек (27,7%) и 4 ребенка (26,67%) в группе контроля, что ниже, чем в группе сравнения, где метод применили 64,29% детей (Р<0,02, Р<0,05 соответственно).
Промеривание фигур в основной группе использовали двое детей, а в группе сравнения и в контроле не использовал никто.
Ошибки по величине в количестве 1-2, что соответствует нормальному уровню развития, допускали в основной группе 83,3% детей, в контрольной - 93,3% , что лучше, чем в группе сравнения - 32,14% (Р<0,001). Много ошибок (>5) в основной группе допускали16,67% детей, в контрольной 6,67%,что ниже, чем в группе сравнения, где их допускали 67,86% детей (Р<0,001). Моторика исследовалась по заданиям: «пирамида»,
«вкладыши», «почтовый ящик», «доска Сегена», «кораблик», «разрезные картинки». Хороший показатель отмечен у 80,0% детей контроля, у 50% детей основной (Р<0,05) и лишь у 32,14% детей группы сравнения (Р<0,02.) (рис. 1).
личие от детей группы контроля, где данный показатель выявлен лишь у 20% детей ( р<0,02 и р<0,05 соответственно).
90-
80
70
60
50-
40
30
20
■ Основная □ Сравнения □ Контроля
Рис. 1. Сравнительная характеристика наиболее успешных нейропсихоло-гических параметров
Показатели среднего развития моторики в основной и в группе сравнения составили приблизительно одинаковый процент 44,44 и 42,86% соответственно иу20% детей контрольной группы, достоверных отличий не найдено. Плохих показателей моторики не было в контроле и выявлено у 5,56% детей основной и у 25% детей группы сравнения (Р<0,05, Р<0,01 соответственно) (рис. 3). Самостоятельность ребенка контролировалась во всех заданиях-играх. Хорошая самостоятельность, соответствующая возрасту, была в основной группе - у 50%, в контроле - у 73,33% и лишь у 35,71% детей группы сравнения (Р<0,05). Средний уровень самостоятельности в 27,7% и 21,43%показали дети основной и группы сравнения и лишь 13,33% детей контрольной группы. Низкая самостоятельность была у 42,86% детей группы сравнения, что ниже, чем в группе контроля 13,33% (Р<0,05) и у 22,22% детей основной группы (без достоверных отличий).
90 80 -70 -60 -% 50 -
° 40 -
30 -20 -
■ Основная и Сравнения и Контроля
Рис. 2. Сравнительная характеристика наиболее успешных нейропсихоло-гических параметров
Способность к обучению оценивалась во всех заданиях, так как каждую игру-задание в начале исследования необходимо провести вместе с ребенком. Принимали помощь взросло-го94,44% детей основной группы, в контрольной группе все 100% детей и лишь85,71% в группе сравнения (Р<0,05). Отказывались принимать помощь взрослого лишь дети основной 5,56% и дети группы сравнения 14,29%. Предпочтение в действиях левой рукой было выявлено достоверно выше в основной 25%(Р<0,05) и в группе сравнения 53,57% (Р<0,001), чем в группе контроля (6,67%). Координацию определяли по заданиям: «пира-мида»,«вкладыши», «почтовый ящик», «доска Сегена». Хорошую координацию показали дети основной (77,78%) и контрольной групп (80%) и лишь 57,14% детей группы сравнения, но достоверных отличий не получено. Низкий уровень координации показали 42,86% детей группы сравнения, что в 2 раза выше, чем в основной и контрольной группах. Интерес оценивался в заданиях: «пирамида»,«вкладыши», «почтовый ящик», «доска Сегена», «разрезные картинки». Высокий познавательный интерес выявлен во всех группах и составил в основной 72,22%, в контрольной группе -80% и 71,43% в группе сравнения.
Коммуникативный интерес проявляли в основной группе 25% детей, в контрольной - 20% и в группе сравнения - 28,57% детей. Внимание контролировалось во всех играх, в этом возрасте важно привить ребенку усидчивость, способность сосредотачивать внимание на конкретном предмете или действии. Хороший уровень внимания показали 55,56% детей основной группы, что в 1,4 раза меньше, чем в группе контроля, но в 1,9 раз выше, чем в группе сравнения. Рассеянное внимание чаще показывали дети группы сравнения 71,43% и дети основной группы 44,44% в от-
■ Основная □ Сравнения □ Контроля
Рис.3. Сравнительная характеристика низких нейропсихологических пара метров
Настойчивость исследовали по заданиям: «почтовый
ящик», «разрезные картинки», «доска Сегена». В основной группе 86,11% обладали настойчивостью, что достоверно выше, чем в группе сравнения, где данный уровень показали 60,71% детей (р<0,05), что в 1,4 раза ниже, чем в группе сравнения, но без достоверных отличий. Показатель снижения настойчивости в основной группе, как и в контроле, имели 13,89% и 13,33% детей соответственно, что меньше, чем в группе сравнения, где этот показатель был у 32,14% детей (р<0,05 и р<0,02 соответственно).
Словарный запас 3-летнего ребенка должен состоять из простых слов, используемых дома и в детском дошкольном учреждении. Такие слова: яблоко, груша, собака, елка, девочка, юла, матрешка, часы, пирамида. Это исследование велось с помощью «доски Сегена» с изображением этих предметов. Словарный запас нормальный для данного возраста имели 93,33% детей группы контроля, 80,56% детей основной группы, что выше, чем в группу сравнения, где данный показатель имели лишь 57,14% детей. Достоверные отличия получены только между группой сравнения и группой контроля (р<0,05). Словарный запас ниже нормы в основной группе имели 13, 89% детей, 6,67% в группе контроля и достоверно большее число детей в группе сравнения 39,29% (р<0,05 и р<0,02соответственно). Чаще дети не могли назвать: юлу, матрешку, часы, грушу.
Память оценивалась в игре «кто в каком домике живет?». Предлагалась иллюстрация различных животных в домиках, после двукратного повторения, ребенку предлагалось следующая иллюстрация, где животные стояли вместе, а домики были пустые. Показатель хорошей памяти (норма) в основной группе составил 72,22% в группе контроля 86,67% и 57,14 в группе сравнения. (рис. 2). Снижение памяти в основной группе выявлено у 10 детей (27,78%,) в группе контроля - у 13,33% и у 42,86% группы сравнения. Отличия определены по двум показателям только между группой сравнения и группой контроля (р<0,05) (рис.4).
45 _ _
40- I*-(\
3530-
ОЫЪ
ё | ° I 8 8 г
3
□ Сравнения □ Контроля
Рис. 4. Сравнительная характеристика низких нейропсихологических параметров
Степень сложности разрезных картинок исследована следующим образом: картинки с изображением чашки из 2 частей, гриба из 3 частей, кошки из 4 частей предлагалось собрать ребенку. Показатель нормы - если ребенок собирал самостоятельно все три картинки правильно, составил в основной группе 86,11% в контрольной группе 86,67%,что достоверно чаще, чем в группе сравнения, где только 57,14% детей справились с заданием (Р<0,05). Удовлетворительный результат - если собирали картинки из 2 и 3 частей, в основной группе составило 11,11%, ана-
0
логичный результат показали по трое детей контрольной 20% и группы сравнения 10,71%.В случае, если ребенок не мог составить картинку из 2 частей - это считался плохой показатель (ниже нормы), в основной группе лишь один ребенок не справился с заданием, в группе сравнения и 37,14% детей, в контрольной группе таких детей не было, Достоверные отличия получены между группами сравнения и контроля (P<0,001).
При исследовании нервно-психического развития детей от трех до четырех лет, имеющих в анамнезе легкое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС в сравнении с детьми, имеющими в анамнезе тяжелое и средне-тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, а также детьми, в анамнезе которых не было указаний на перинатальное поражение ЦНС закономерно получены следующие данные: психомоторное развитие соответствовало возрастной норме у 100% детей контрольной группы, у 88,9% детей с легким гипоксически-ишемическим поражением ЦНС и ниже - 39,29% - у детей группы сравнения (P<0,001); отставали от возрастной нормы 11,11%, из группы детей, имеющих в анамнезе легкое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС и больше, 60,71% - с тяжелыми и среднетяжелым гипокси-чески-ишемическим поражением ЦНС в анамнезе (P<0,001).
Анализ тестов показал, что дети, перенесшие легкое перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, интеллектуально сохранны. Они сохраняют хороший уровень обучаемости, имеют достаточный словарный запас, 72,22% имеют хорошую память и координацию (77,78%). У 50% детей снижены аналитические способности и моторика, такое же число детей недостаточно самостоятельны в сравнении со своими здоровыми сверстниками, 44,44% детей имеют рассеянное внимание.
С учетом данных анамнеза эти нарушения связаны с воздействием гипоксии на ранних этапах нейроонтогенеза, которое привело к снижению процессов метаболической активности в ряде участков мозга и вызвало запаздывание в созревании ЦНС. Реабилитацию детей с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС необходимо начинать как можно раньше на 1-м и продолжать на 2-м и 3-м годах жизни ребенка [5].
Легкое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС может служить показанием к проведению медикаментозной антиокси-дантной, антигипоксантной терапии.
Литература
1. Бaрaшнев Ю.И. Перинатальная неврология.- М.: Триа-да-Х, 2001.- 601 с.
2. Зaвaденкo H.H. // Прилож. к ж. Дефектология.- 2000.-№5.- 111 с.
3. Зaвaденкo H.H. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии.- М., 2002.- С. 103-116.
4. Зaвaденкo H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.- М.: Академия, 2005.- 256с.
5. Зыков B. П. и др. Лечение заболеваний нервной системы у детей.- М.,2003.- С.18-95.
6. Cmребелевa Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2005.- 160с.
7. Barkley R.A. Clinical Child & Family Psychology Review.- 2002.- № 5.- P. 89-111.
NEUROLOGIC-AND-BEHAVIORAL DEVELOPMENT IN CHILDREN OF
3-4 YEARS OLD WITH PERINATAL AFFECTION OF CENTRAL NERVOUS SYSTEM CONSEQUENCES IN COMPARISION WITH THEIR COEVALS IN GOOD HEALTH
E.N. DYAKONOVA, U.V. BATUEVA, L.V. LOBANOVA,
E.V. TEREKHINA, A.A. YAZEVA
Summary
Neurologic-and-behavioral maturation among children of 3-4 years old with perinatal affection of central nervous system consequences in comparison with their coevals in good health. The frequency of perinatal affection of central nervous system among neonates is 10 - 60% and it continues to grow. These behavioral or cognitive activity disorders among children of 3-4 years old refer to an early age and they are not rehabilitated.
Key words: neurologic-and-behavioral development
УДК 616.61-002.3-036.12-07-097-053.2
ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ИММУНОБИОХИМИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ И МОЧЕ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМ ПИЕЛОНЕФРИТОМ В СТАДИИ ОБОСТРЕНИЯ
О.М. ГОРБЕНКО, Н.А.ПЕКАРЕВА, О.О. ОБУХОВА, А.П. ШВАЮК*
Современные представления о патогенезе пиелонефрита позволяют говорить о значимой роли в механизмах развития этиологических факторов бактериальной природы, общей и иммунной резистентности организма, о влиянии внешних экологических и ксенобиотических факторов. Процессы выраженной хронизации заболевания связываются с воздействием неблагоприятных экофакторов, несвоевременным лечением острых инфекционно-воспалительных процессов, развивающихся на фоне иммунной недостаточности, несовершенного иммунного ответа на возбудителей, обладающих слабоиммуногенными свойствами [1-7]. В научной литературе представлен большой массив данных, посвященных изучению различных иммунопатофизиологи-ческих аспектов реагирования организма при острых и обострениях хронического пиелонефрита, но многие аспекты иммунопатогенеза этого процесса у детей остаются не раскрытыми [8-10].
Цель - изучение изменений иммунобиохимических показателей, отражающих активность иммуновоспалительного процесса на локальном и организменном уровне у детей с хроническим пиелонефритом в стадии обострения.
Материалы и методы. Обследовано 80 детей в возрасте от 10 до 14 лет с верифицированным диагнозом хронический пиелонефрит в стадии обострения (длительность заболевания составляла 3-7 лет). Диагнозы верифицированы заведующей отделением старшего детского возраста ОГУЗ Областная клиническая больница г.Новосибирск Н.А. Пекаревой. У родителей пациентов получено информированное согласие на использование данных обследования в научных целях и согласие этического комитета на проведение исследования. Определение уровней ИЛ-1р, ИЛ-4, ИЛ-8 и ИНФ-у в сыворотке крови и моче выполняли методом иммуноферментного анализа на тест-системах производства ООО «Цитокин» г. С-Петербург, концентраций лактоферрина, 1§Д в сыворотке крови и б^А в моче велось на тест-системах производства «Вектор-Бест» (НСО, п. Кольцово). В качестве нормативных величин показателей использованы данные лаборатории иммунологии репродукции ГУ Научный центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН.
Таблица
Концентрации иммунобиохимических показателей в сыворотке крови и моче обследованных детей с обострением хронического пиелонефрита в сравнении с нормой
Концентрации, пг/мл Кровь Моча
Норма Обострение Норма Обострение
ИЛ-1р 45 142 18 25
ИЛ-8 7,5 35 4,0 12
«Средняя» концентраций лактоферрина 5GG 14GG 8G 21G
Статистическая обработка включала вычисление средних арифметических величин (М) и ошибку репрезентативности средней арифметической (т). В работе использовали методы непараметрической статистики. Достоверным считали различия между сравниваемыми рядами с уровнем вероятности 95% (р<0.05). В результате исследований у вышеуказанной группы больных получены следующие данные. Концентрации основного провоспалительного цитокина ИЛ-1р в сыворотке крови и моче обследованных детей с хроническим пиелонефритом в стадии обострения достоверно превышали значения нормативных показателей (р<0.05). Аналогичная тенденция к повышению концентраций хемокина (ИЛ-8), имеющего провоспалительные свойства, выявлена в тестировании его содержания в сыворотке крови и моче обследованных детей (рис. 2) с обострением патологического процесса (р<0.05). Тестирование уровня ИЛ-4, цитокина, участвующего в развитии гуморального иммунного ответа, имеющего высокую значимость при ИВЗ бактериальной этиологии, к которым относится изучаемый патологический процесс, в сыворотке крови и моче обследованных позволило выявить достоверный рост его содержания в обеих биологических жидкостях.
*Новосибирский ГМУ, ГУ Научный центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН