В целом результаты исследования подтвердили, что детям с ОНР необходимо целенаправленное совершенствование произвольного внимания в структуре логопедического воздействия по преодолению недоразвития речи.
Список литературы
1. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. -СПб.: КАРО, 2007. - 544 с.
2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. -4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
3. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 245 с.
4. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
5. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
О. В. Рябова
Нейропсихологический подход в логопедической работе с детьми с ОВЗ в условиях ППМС-центров
Актуальность комплексной диагностики дошкольников и младших школьников доказана с каждым годом возрастающим количеством обращений родителей с детьми, которые испытывают трудности при усвоении дошкольной и школьной образовательных программ.
Первая проблема, которую видят родители и педагоги, это то, что «ребёнок плохо говорит», «пишет с ошибками», «медленно и с ошибками читает». Соответственно логопед оказывается первым специалистом, к которому идёт родитель со своим ребёнком.
Таким образом, перед логопедом ставится задача не только комплексной диагностики, но и определение перспективы (прогноза) развития ребёнка, а также выбор оптимальной коррекционной программы для каждого ребёнка с ОВЗ и не только.
Благодаря исследованиям учёных и активному распространению нейропсихологического подхода в диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения у детей (как школьников, так и дошкольников) мы имеем больше возможностей помочь детям с ОВЗ. Современные ведущие нейропсихологи (Т.В. Ахутина, С.Н. Котягина, Ю.В. Микадзе, Н.Н. Полонская, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, Л.В. Яб-локова и др.) разработали различные методики, благодаря которым мы имеем возможность [1]:
- выявить сильные и слабые компоненты ВПФ (высших психических функций) ребёнка;
- спрогнозировать, в какой мере выявленные особенности будут влиять на дальнейшее развитие ВПФ и обучение ребёнка;
- построить эффективную коррекционную работу с детьми с ОВЗ.
В нейропсихологии психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечёт за собой системные изменения и компенсаторные перестройки (удачные и ложные) в работе всей системы. Такой комплексный характер картины актуального развития психических функций ребёнка вызывает потребность синдромного анализа, т. е. выявления первичного дефекта, его вторичных следствий и третичных перестроек [1].
Этот принципиальный подход характерен для нейропсихологии как отечественной, так и зарубежной (А.Р. Лурия, 1969, 1973; Goodglass, Kaplan, 1972; Hecaen, Albert, 1978 и др.).
Возрастная сформированность психических функций является важным фактором успешности обучения, поскольку учебные программы ориентируются на возможности некого среднего ученика, достигшего этой возрастной зрелости. Несформированность любого из функциональных звеньев (компонентов) системы по-разному влияет на развитие функции в целом. Анализ особенностей формирования функций у детей одного возраста при сравнении результатов обнаруживает их неравномерное развитие, которое является вариантом нормального развития ребёнка [2]. И здесь многое зависит от окружения ребёнка: его семьи, воспитания, обучения.
Но порой выраженная неравномерность развития функций, достигая степени парциальных нарушений отдельных функций, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой школьной успеваемости [2].
В обоих случаях нейропсихологическая диагностика и качественный анализ результатов исследования позволят выбрать правильный маршрут коррекционной работы и спрогнозировать возможные перспективы развития ребенка как при выборе этого маршрута, так и без него.
Структура работы специалиста (нейропсихолога).
1. Тестирование ребёнка при помощи многофункциональных проб:
- Фигура Рея - Остеррица.
- Кубики Коса.
- Сюжетные картинки.
- «Горошины Незнайки».
- Чтение и запись текста под диктовку.
Это так называемый «горизонтальный срез», который позволяет получить довольно полный обзор возможностей ребёнка.
2. Дополнительное обследование с использованием специальных тестов (по сферам):
- Гнозис.
- Праксис.
- Память, внимание.
- Устная и письменная речь.
- Счётные операции и мышление.
Это уже «вертикальный срез», он позволяет углубиться в изучение специфики развития конкретного ребёнка.
Данная методология характерна также для подхода в рамках «дерева решений» (Mattis, 1992).
Таким образом, нейропсихологический подход позволяет выяснить механизмы трудностей обучения у детей с ОВЗ и на этой основе разработать программу помощи. В нашем Центре работают высококвалифицированные специалисты: психологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологии.
Нашими специалистами разработаны следующие программы:
1. Программа нейропсихологической помощи детям с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- определить уровень сформированности психических функций, т. е. достиг ли ребёнок необходимой зрелости для успешного обучения в школе;
- провести коррекционную работу с учётом выявленных особенностей у детей.
2. Программа нейропсихологической помощи детям с ОВЗ младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- выявить несформированные функциональные звенья (компоненты) психических функций;
- провести коррекционную работу с учётом выявленных особенностей у детей.
Список литературы
1. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общ. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.
2. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Полонская. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 192 с.
3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей: метод. альбом / Л.С. Цветкова. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 72 с.
4. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л.С. Цветкова. - М.: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 1995. -304 с.