УДК 61
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ
ШИЗОФРЕНИИ
Потехина Елена Андрнниковна.
Россия, Забайкальский край, г. Чита, Краевая клиническая психиатрическая больница им В.Х. Кандинского, медицинский психолог, [email protected].
Аннотация: В работе впервые проведено нейропсихологическое исследование структуры дефекта при шизофрении у больных Забайкальского края; изучена специфика нейропсихологической структуры дефекта у указанного контингента; сделана попытка обосновать структуру расстройства ВПФ, изучена взаимосвязь нейропсихологической симптоматики с клиническими данными и результатами клинического обследования у больных с различной степенью дефекта.
Ключевые слова: нейропсихологическое исследование, структура дефекта, шизофрения, высшие психические функции.
NEUROPSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE DEFECT IN
SCHIZOPHRENIA
Elena Potekhina Andranikovna.
Russia, TRANS-Baikal territory, Chita, Regional clinical psychiatric hospital named after V. Kh. Kandinsky, medical psychologist, [email protected].
Abstract. For the first time neuropsychological study of the defect structure in schizophrenia in patients of Zabaikalsky Krai was carried out; the specificity of neuropsychological structure of the defect in this cohort was studied; an attempt was made to justify the structure of the VPF disorder, the relationship of neuropsychological symptoms with clinical data and the results of clinical examination in patients with varying degrees of defect.
Key words: neuropsychological research, defect structure, schizophrenia, higher mental functions.
На протяжении последних лет проблема структуры дефекта при шизофрении занимает одно из центральных мест среди актуальных вопросов, психологии, психиатрии, невропатологии. В исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых существуют различные подходы в изучении дефекта при шизофрении. В настоящее время под термином шизофрения (введенным Э. Блейером) понимают хроническое эндогенное прогредиентное психическое расстройство с признаками нарастающей аутизации, расщеплением психической деятельности и эмоционально волевым оскудением [1]. Клинико-психологическое изучение дефекта при шизофрении начато сравнительно недавно. Первым значительным исследованием в этой области были работы Р.Я Боворина,
А.Б.Смулевича, В.Е.Воробьева (1989), освещенные в их монографиях. Авторы описывали особенности структуры дефекта при шизофрении. В числе этих особенностей отмечались следующие: стойкие трудности в запоминании определенного рода информации, в редких случаях неадекватное поведение, но при этом в большинстве случаев интеллектуальные возможности больных сохранны[4]. Другие исследования указывали на то, что интеллектуальная недостаточность у больных является вторичной, обусловленной нарушением предпосылок интеллекта и памяти, внимания, речи, эмоционально-волевых и других характеристик личности (Jaspers K., 1989). Анализ зарубежных работ обнаруживает разные подходы к изучению дефекта при шизофрении и к выработке адекватных диагностических методов. Поиск дифференцированных средств для определения форм шизофрении, был направлен, в основном, на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп людей, страдающих шизофренией. Психологический подход к изучению дефекта при шизофрении мало изучен, но при этом психологические исследования структуры дефекта при шизофрении идут в основном в двух направлениях [3]. Для первого характерно изучение отдельных вариантов шизофренического процесса, второе направление состоит в поиске общих закономерностей протекания данного процесса. Такой подход к изучению данной проблемы имеет практическое значение, так как обнаружение психологических механизмов дефекта при шизофрении проливает свет на механизм патогенетического протекания данного процесса. Психологические исследования показывают, что именно выявленные в ходе эксперимента психологические характеристики могут быть рассмотрены как факторы, предпосылки, на основе которых может возникнуть шизофренический эпизод. Первые обобщения нейропсихологических данных о структуре дефекта при шизофрении возникли в результате комплексного исследования, проведенного в 60-х годах Научно исследовательским институтом (НИИ) психиатрии СССР. Результативность и продуктивность таких исследований была повышена за счет применение синдромного анализа (А.Р.Лурия1978). Сам по себе синдромный анализ может позволить нам в полной мере дополнить уже существующие представления о характере мозговых нарушений, которые и будут заложены в основу шизофренического дефекта [2]. Так же проведение объективных исследований морфологии и функционирования мозга при шизофрении дают ясную и полную картину нарушений при шизофреническом процессе.
В настоящее время шизофрения является одним из наиболее инвалидизирующих и нарушающих социальную адаптацию психических заболеваний (Вид В.Д. 1998). В связи с этим осознается необходимость нейропсихологической диагностики ВПФ у больных этой нозологической группы. Научные исследования последних лет подтверждают перспективность и плодотворность нейропсихологического подхода к изучению проблемы мозгового дефекта при шизофрении. В то же время именно нейропсихологические методы являются тончайшим инструментом, с помощью которого возможно получение информации о механизмах высших психических функций (ВПФ). Учитывая все факторы, нейропсихологическая диагностика дефекта при шизофрении в
настоящее время связана с рядом серьезных затруднений, основными причинами которых является: недостаточность изученности причин и характера патогенетического процесса лежащего в основе нарушения, клинико-терминологическая неопределенность симптомокомплекса
нейропсихологического дефекта при шизофрении (Богачев, 1996). Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью выявления особенности нарушения ВПФ у больных шизофрении. Основной целью исследования явилось: изучение нейропсихологической структуры дефекта при шизофрении. Для реализации поставленной цели нами было проведено исследование нейропсихологической структуры дефекта при шизофрении у больных, проходящих лечение в краевой психиатрической больнице г.Читы. В исследовании приняли участие 10 человек с разной формой шизофрении, в возрастном диапазоне от 20 до 57 лет (средний возраст 31,09±8,94). Исследования структуры дефекта проводилось с помощью следующих методов: эксперементально-психологический - представлен батареей
нейропсихологических проб А.Р.Лурия (модификации Цветковой; Симерницкой; Скворцовой; Адашинской; Нефедовой; Семинович), анамнестический (по данным медицинской документации и беседы с родственниками). На основании всей совокупности результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. У испытуемых обнаружено снижение темпа психической деятельности, которое определяется нарушением в корковых и стволово-подкорковых областей головного мозга, так же у большинства испытуемых выявлена слабость межполушарного взаимодействия и недостаточность мотивационной составляющей психической деятельности. Полученные данные способствуют более глубокому пониманию и расширению представлений о типологии и динамике дефектных состояний у пациентов с шизофренией, они согласуются с данными патопсихологического анализа структуры дефекта, указывая на заинтересованность лобных областей головного мозга в недостаточности мотивационного компонента психической деятельности. Эти данные позволяют практическим врачам и психологам более точно определять степень выраженности дефицитарных расстройств, прогнозировать дальнейшие изменения шизофренического дефекта. Результаты исследования могут быть использованы при построении индивидуальных программ коррекции в системе комплексной реабилитации, а также для контроля качества и результативности применяемых в клинике реабилитационных мер.
Библиографический список:
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник / Т.Г. Визель. - Москва: Наука, 2005. - 384 с.
2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие /А.Р.Лурия. - Москва: Академия, 2003. - 384 с.
3. Шизофренический дефект: хрестоматия / под. ред. Р.Я.Вовина.- 2-е изд. -Москва: Книга, 1998. - 171 с.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник / Е.Д.Хомская.- Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 259 с.