Научная статья на тему 'Нейрофизиологические показатели траектории развития педагогов разных возрастных групп'

Нейрофизиологические показатели траектории развития педагогов разных возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / INDIVIDUAL TRAJECTORY / PERFORMANCE / PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова Наталья Анатольевна, Осолодкова Елена Владимировна, Корчемкина Юлия Валерьевна

В статье представлена оценка интегральных характеристик центральной нервной системы учителей различных возрастных групп. Анализируя латентные периоды простой зрительно-моторной реакции на используя методику вариационной хронорефлексометрии оценили функциональное состояния центральной нервной системы и уровень работоспособности индивида. В результате исследования выявили снижение всех функциональных показателей у учителей второй возрастной группы, что можно интерпретировать как состояние утомления. Анализ работы кинестетической и зрительной сенсорные систем индивида, способствующих реализации сложных моторно-опознавательных действий, позволит успешно проектировать собственную траекторию развития педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белоусова Наталья Анатольевна, Осолодкова Елена Владимировна, Корчемкина Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neurophysiological indicators of the trajectory of development of teachers of different age groups

The article presents the assessment of the integral characteristics of the central nervous system of the teachers of different age groups. By analyzing the latent periods of the simple visual-motor reaction to using the technique of variational chronoreflexometry, we evaluated the functional state of the central nervous system and the level of individual performance. As a result of the study, a decrease in all functional indicators among teachers of the second age group was revealed, which can be interpreted as a state of fatigue. Analysis of the kinesthetic and visual sensory systems of the individual, contributing to the implementation of complex motor-recognition actions, will allow you to successfully design your own development path for the teacher.

Текст научной работы на тему «Нейрофизиологические показатели траектории развития педагогов разных возрастных групп»

педагогика. - 2018. - № 2. - С. 77-82.

2. Артамонова, Т. В. Сравнительный анализ показателей личности юношей, занимающихся и не занимающихся спортом / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 403-406.

3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

4. Гилев, Г.А. Психологическая подготовка спортсмена / Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 291-294.

5. Мережников, А.П. Особенности направленности личности, смысложизненных ориента-ций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе / А.П. Мережников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 341-344.

6. Толстая, Е.Н. Влияние спорта на формирование личности / Е. Н. Толстая // Молодой ученый. - 2018. - № 43. - С. 294-296.

REFERENCES

1. Aprosimov, V.A., Nakhodkin, V.V. and Prokopyev, V.E. (2018) "Comparative analysis of personal characteristics of high-class athletes", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 2, pp. 77-82.

2. Artamonova, T.V. and Shevchenko Т.А. (2018), "Comparative analysis of indicators of personality young people entry and not a sports master", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp. 403-406.

3. Boldov,A. S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Gilev, G.A., Gladkov, V.N. and Vladykina, V.V. (2018), "Psychological preparation of the athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 291-294.

5. Merezhnikov, A. P. (2017), "Features of the orientation of personality, meaning of life orientations and their interrelations in boys and girls of the first year of study at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 341-344.

6. Tolstaya, E. N. (2018), "Influence of sport on personality formation", Young scientist, No. 43, pp. 294-246.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2019

УДК 159.91

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент,

Елена Владимировна Осолодкова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск

Аннотация

В статье представлена оценка интегральных характеристик центральной нервной системы учителей различных возрастных групп. Анализируя латентные периоды простой зрительно-моторной реакции на используя методику вариационной хронорефлексометрии оценили функциональное состояния центральной нервной системы и уровень работоспособности индивида. В результате исследования выявили снижение всех функциональных показателей у учителей второй возрастной группы, что можно интерпретировать как состояние утомления. Анализ работы кинестетической и зрительной сенсорные систем индивида, способствующих реализации сложных моторно-опознавательных действий, позволит успешно проектировать собственную траекторию развития педагога.

Ключевые слова: индивидуальная траектория, работоспособность, психологическое

здоровье.

NEUROPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF THE TRAJECTORY OF DEVELOPMENT OF TEACHERS OF DIFFERENT AGE GROUPS

Natalia Anatolievna Belousova, the doctor of biological sciences, the senior lecturer, Elena Vladimirovna Osolodkova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article presents the assessment of the integral characteristics of the central nervous system of the teachers of different age groups. By analyzing the latent periods of the simple visual-motor reaction to using the technique of variational chronoreflexometry, we evaluated the functional state of the central nervous system and the level of individual performance. As a result of the study, a decrease in all functional indicators among teachers of the second age group was revealed, which can be interpreted as a state of fatigue. Analysis of the kinesthetic and visual sensory systems of the individual, contributing to the implementation of complex motor-recognition actions, will allow you to successfully design your own development path for the teacher.

Keywords: individual trajectory, performance, psychological health.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе своего развития образование предъявляет особые требования не только к организации образовательного процесса, содержанию образования, но и к состоянию как психологического, так и физического здоровья, уровню умственной работоспособности всех участников процесса образования [1; 2].

Результативность образовательно-воспитательной деятельности учителя зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от физического и психофизиологического благополучия, адекватного отношения как к здоровью учащихся, так и своему здоровью [3].

Научные исследования, проводимые в настоящее время, [4; 5] говорят о том, что показатели физического и психологического здоровья учителей как представителей одной профессиональной группы являются крайне низкими и снижаются с увеличением педагогического стажа [8]. В среде современного образования деятельность педагогов средних общеобразовательных школ наполнена множеством стрессогенных факторов (ненормированная продолжительность рабочего времени, постоянная ответственность за здоровье и жизнь учеников, высокая плотность межличностных контактов и др.), которые могут приводить к истощению нервно-психического состояния учителей и появлению синдрома «эмоционального выгорания» [1; 2]. С увеличением педагогического стажа у педагога происходит увеличение частоты дезадаптационных процессов и психопатологических состояний психопатического или невротического характера [7]. Изменить данную ситуацию можно, используя индивидуальную траекторию развития педагога, в основу построения которой мы предлагаем положить показатели функционального состояния центральной нервной системы.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено на базе школ г. Копейска Челябинской области и г. Челябинска. В работе приняли участие 58 учителей женского пола, дифференцированных на две группы по критерию возрастной периодизации: первую группу (I гр.) составили женщины возраста 28,6±1,3 лет, вторую группу (II гр.) - женщины возраста 48,7±1,0 лет.

Исследование функционального состояния ЦНС уровень работоспособности было проведено с помощью компьютеризированной методики "Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека («ИМАТОН», г. Санкт-

Петербург) [6]. На основе показателя простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) проанализировали: латентный период, функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции, характеризующей устойчивость ЦНС и отражающей степень концентрации внимания (УР), показатель уровня функциональных возможностей, отражающий способность организма формировать и удерживать адекватную выполняемому заданию функциональную систему (УФВ).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Хронорефлексометрические показатели характеризуют скорость распространения возбуждения и уровень возбудимости центральных элементов соответствующих рефлекторных дуг [6]. Среднестатистические характеристики показателей ПЗМР (ФУС, УР, УФВ) учителей были сопоставлены с рекомендуемыми нормативными значениями (Мороз М.П., 2007) [6].

Таблица 1 - Показатели функционального состояния центральной нервной системы учителей разных возрастных групп, (М±т) __

Показатель I группа (п=23) II группа (п=35) р-уровень

ФУС, у.е. 2,7±0,2 2,6±0,2 -

УР, у.е. 1,4±0,1 0,9±0,1 * 0,02

УФВ, у.е. 2,6±0,2 2,2±0,2 -

Примечание: *р-уровень - достоверные различия среднегрупповых показателей между исследуемыми группами (при р<0,05).

На следующем этапе исследования нами был проведен анализ уровня работоспособности по данным оценки функционального состоянии центральной нервной системы (ЦНС) (рисунок 1).

Частотное распределение индивидуальных показателей работоспособности центральной нервной системы выявило достоверные различия в учительской популяции первой и второй групп (х2=8,45; р=0,04).

Анализ результатов диагностики уровней работоспособности учителей показал, что для большинства обследованных первой группы (порядка 70%) свойственен оптимальный уровень работоспособности. При этом у 40% обследованных первой группы учителей отмечен незначительно сниженный уровень работоспособности, который возникает на начальных стадиях утомления и характеризуется ослаблением психомоторного обеспечения деятельности, перцептивных процессов, увеличением времени выполнения задания и числа ошибок.

60% -

50% -

40% -

30% -

20% -

10% 4,3% 0%

0,0%

Значительно сниженная

Уровни работоспособности

57,1%

Сниженная

Незначительно сниженная

30,4%

I

8,6%

1 группа

2 группа

Нормальная

Рисунок 1 - Распределение учителей обследованных групп по уровню работоспособности ЦНС, %

При выполнении работы в данном состоянии происходит незначительное напряжение регуляторных механизмов организма обследуемых. Неудовлетворительные

показатели работоспособности свойственны 30% обследованных учителей первой группы. Крайние проявления уровней работоспособности, говорящие о преобладании глубокого торможения в ЦНС, зарегистрированы в единичных случаях от общей массы, обследованных первой группы.

Показатели нормального уровня работоспособности свойственны менее 10% учителей второй группы. Сниженная работоспособность, возникающая на начальных стадиях заболевания или при переутомлении и имеющая отличительной особенностью преобладание тормозных процессов в центральной нервной системе, была выявлена у превалирующего (более 55% обследованных) числа учителей данной возрастной группы. Примерно у трети обследованных выявлен незначительно сниженный уровень работоспособности.

ВЫВОДЫ

1. Групповые показатели ФУС и УР соответствовали значениям сниженной работоспособности, показатель УФВ укладывался в диапазон незначительно сниженной работоспособности.

2. С увеличением возраста и стажа педагогической деятельности учителей отмечается выраженное снижение уровня функционального состояния ЦНС, которое можно интерпретировать как состояние утомления. Использование данных о функциональном состоянии позволит успешно проектировать индивидуальные траектории педагогической деятельности.

Работа выполнена по гранту рег. 29-05/2019 от 25.09.2019 "Психологические и нейрофизиологические критерии индивидуальной траектории развития педагогов».

ЛИТЕРАТУРА

1. Maltsev, V.P. Modern secondary school teachers' value-based attitude to health and emotional burnout / V.P. Maltsev, N.A. Belousova, N.N. Titarenko // ESPACIOS. - 2019. - No. 40 (29). - P. 11.

2. Belousova, N.A. Psychophysiological predictors of preservation of students' health under examination stress / N.A. Belousova, V.P. Maltsev, Yu.V. Korchemkina // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2018. - No. 10. - P. 2616-2620.

3. Бардахчьян, А.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей и его влияние на здоровье учащихся средних общеобразовательных учреждений : дис. ... канд. мед. наук / Бардахчьян А.В. - Ростов-на-Дону, 2007. - 174 с.

4. Белоусова, Н.А. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования / Н.А. Белоусова, В.П. Мальцев // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=25842 (дата обращения: 26.10.2019).

5. Звягина, В.В. Возрастные особенности качества жизни педагогов, связанного со здоровьем // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 4. - С. 29-33.

6. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека : методическое руководство / М.П. Мороз. - СПб. : ИМАТОН, 2007. - 40 с.

7. Хусаинова, Р.М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Хусаинова Р.М. - Казань, 2006. - 192 с.

8. Чимаров, В.М. Формирование здоровья субъектов образовательного процесса : учебное пособие / В.М. Чимаров, Е.В. Левитина. - Тюмень : Вектор Бук, 2008. - 231 с.

REFERENCES

1. Maltsev V.P., Belousova N.A. and Titarenko N.N. (2019), "Features of modern secondary school teachers' value-based attitude to health and emotional burnout", ESPACIOS, No. 40 (29), pp. 11.

2. Belousova N.A., Maltsev V.P. and Korchemkina Yu.V. (2018), "Psychophysiological predictors of preservation of students' health under examination stress", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research,, No. 10, pp. 2616-2620.

3. Bardakhchyan A.V. (2007), Hygienic assessment of the health status of teachers and its impact on the health of students in secondary schools, dissertation, Rostov-on-Don.

4. Belousova N.A. and Maltsev V.P. (2016), Health teachers of general education institutions as a social problem of modern quality of school education, Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25842.

5. Zvyagina V. V. (2008), "Age features of the quality of life of teachers related to health", Fundamental research, No. 4, pp. 29-33.

6. Moroz, M.P. (2009), Express diagnostics of human performance and functional state. Admission Recommendations: guide, IMATON, St. Petersburg.

7. Khusainova R.M. (2006), The dependence of the psychological health of the teacher on the age and experience of teaching, dissertation, Kazan.

8. Chimarov V.M. (2008), The formation of the health of subjects of the educational process, Vector Book, Tyumen.

Контактная информация: belousova@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2019

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

СОЦИАЛЬНОГО ВУЗА

Наталья Владимировна Белякова, кандидат психологических наук, доцент, Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Юрьевич

Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Дмитрий Анатольевич Иванов, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Авторами представлены результаты исследования мотивационной сферы студентов в процессе обучения их в социальном вузе. Результаты исследования не противоречат положениям теории самодетерминации, другим зарубежным исследованиям, проводимых в данном русле и позволяют использовать полученные результаты в работе по повышению мотивационной составляющей личности студентов при обучении в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотивация, учебные мотивы, базовые психологические потребности, тревожность, студенты первого года обучения.

STUDY OF EDUCATIONAL ACTIVITY MOTIVATION AMONG THE SOCIAL

UNIVERSITY STUDENTS

Natalia Vladimirovna Belyakova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Angela Vladimirovna Romanova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Russian State Social University, Moscow; Dmitriy Anatolievich Ivanov, the teacher, Moscow State University of

Psychology and education

Annotation

The authors present the results of the study of the student motivational sphere in process of teaching them in social university. The research results don't contradict the self-determination theory, other foreign studies carried out in this direction, and they allow using them at work to increase the motivational component of the student's personality throughout studying at university.

Keywords: motivational sphere, motivation, educational motives, basic psychological needs, anxiety, first-year students.

ВВЕДЕНИЕ

В различных психологических теориях мотивы и мотивация рассматриваются как ведущие составляющие поведения человека. В работе А. Маслоу «Мотивация и личность»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.