Научная статья на тему 'Нейроэстетика и фасцинация в восприятии художественных явлений (на примере фильма «Ла-ла-ленд»)'

Нейроэстетика и фасцинация в восприятии художественных явлений (на примере фильма «Ла-ла-ленд») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСЦИНАЦИЯ / НЕЙРОЭСТЕТИКА / ВОЗДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / ПОВТОРЯЕМОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / МЕТАФОРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омельченко Елена Витальевна

В статье произведено сравнение принципов нейроэстетики и фасцинации, действующих в процессе восприятия художественных явлений. В качестве примера культурного явления послужил фильм-мюзикл «Ла-Ла Ленд» (2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нейроэстетика и фасцинация в восприятии художественных явлений (на примере фильма «Ла-ла-ленд»)»

УДК 81

НЕЙРОЭСТЕТИКА И ФАСЦИНАЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЛА-ЛА-ЛЕНД»)

Е. В. Омелъченко

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогическийуниверситет,

г. Челябинск

В статье произведено сравнение принципов нейроэстетики и фасцинации, действующих в процессе восприятия художественных явлений. В качестве примера культурного явленияпослужил фильм-мюзикл «Ла-ЛаЛенд» (2017).

Ключевые слова: фасцинация, нейроэстетика, воздействие культурного явления, восприятие, повторяемость, креативность, метафоризация.

Цель данного исследования - анализ культурного явления посредством принципов нейроэстетики и фасцинативного воздействия.

Определим терминологическую базу:

Под фасцинацией мы понимаем коммуникативное явление, имеющее глубинную нейрофизиологическую, воздействующую природу. Как коммуникативный процесс, фасцинация представляет собой воздействие с целью интенсификации восприятия и освоения информации слушателем.

Нейроэстетика - это новая отрасль науки, изучающая реакции мозга на художественные явления. Авторами нейроэстетики являются профессор нейробиологии в Университетском колледже (Лондон) Семир Зеки и индийский невролог, психолог, доктор медицины, доктор философии, директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности, Вилейанур Рамачандран, назвавшие базовые принципы восприятия красоты. Сравним их с основными принципами фасцинации как нейрофизиологического феномена.

Сравним некоторые законы нейроэстетики с принципами фасцинации.

I. Закон решения проблем восприятия - этот закон подразумевает получение эстетического наслаждения от самостоятельного поиска смысла и последующей творческой интерпретации. Сознание стимулируется попытками найти ответы на проблемные вопросы. Этот процесс сопоставим с принципами майевтичности, диалогичности, т. к. в коммуникации с фасцинативной составляющей осуществляется раскрытие креативных способностей личности и превращение объекта воздействия в активный субъект самостоятельной эвристической деятельности. Этот процесс связан с развитием автокоммуникации и дальнейшим приращением смысла информации.

II. Закон порядка, ритма, повторяемости. Ритмизация как воздействующий феномен была рассмотрена Ю. В. Кнорозовым. Она приводит, в конечном счете, к изменению личностных конструктов: в процессе восприятия зритель (слушатель) достигает необычного субъективного состояния - умиротворения, равновесия, ощущения безопасности или наоборот возбуждения, сопряженного с утратой сознательного контроля. Это объясняется архетипами сознательного и бессознательного. Повторяемость и ритмизация являются мощными фасцинативными сигналами, способными создавать эффект завораживания, затягивания, эмоционального кружения. Таким образом, вышеназванный закон напрямую связан с фасцинацией, а также с эмоциональным и эмпатическими факторами воздейственности.

III. Отвращение к сходному мнению. Этот закон объясняет стремление личности к самостоятельности и самовыражению. Отклонение от ожидаемого результата развивает интерпретационную линию, стимулирует попытку нахождения выхода из иллюзорного лабиринта, возникающего при восприятии художественного явления. В сути это стремление личности к разрушению стереотипов, которые позволяют изменить и расширить рамки познания. Этот закон связан с такими фасцинативными принципами, как парадоксальность, амбивалентность, контраст, изменение стереотипов и установок восприятия.

VI. Метафора. Метафоризация - это «сенсорное пересечение явлений». Вслед за Д. Лакоффом, подчеркнем, что метафора - это сложный когнитивный механизм, связанный с трансформацией смысла, последующим его поиском, раскрытием некой тайны, формирование семантического поля коннотаций, новых образов и ассоциаций. В основе метафоризации лежит процесс субъективного познания явлений мира.

Принципы нейроэстетики Принципы фасцинации

Решение проблем восприятия Майевтичность, парадоксальность, самостоятельный поиск истины

Повторение, ритм, порядок Повторяемость, ритмизация

Отвращение к сходному мнению Уход от стереотипизации, индуцирование креативности

Метафора Метафоризация

Таким образом, в процессе реализации законов нейроэстетики и принципов фасцина-ции в коммуникации имеется общий механизм, расширяющий восприятие и понимание явлений. На наш взгляд, он таков:

Формирование повышенного внимания зрителя - попытка познать первоначальный смысл явления-развитие автокоммуникации - индуцирование активности, креативности, самостоятельности - интерпретация замысла автора и поиск нового смысла информации - возникновение особого эмоционального состояния, позволяющего осознанно и глубинно воспринять 'художественное явление.

Таким образом, можно утверждать, что законы нейроэстетики напрямую связаны с феноменом фасцинации как нейрофизиологическим явлением и коммуникативным процессом.

Приведем некоторые примеры.

С одной стороны, мы отмечаем соблюдение рамок классического жанра мюзикла (love story, поющие лирическое герои, параллелизм музыки и ситуаций). С другой стороны - явное отступление от сюжета хеппи энд, содержание мюзикла все более наполняется философскими мотивами (столкновение мечты и реальности, взаимоотношения героев, выбор личности). Таким образом, можно говорить о жанрово-сюжетном парадоксе.

В нем происходит смена стереотипа, к которому привык зритель - стремление к признанию, достижение успеха, следование любовной линии. Традиционный сюжет имеет своеобразное воплощение, поэтому зритель вынужден не просто воспринимать, а размышлять, делать собственный выбор, определять доминанту рассудка или эмоций лично для себя.

На наш взгляд, фильм пронизан метафорами. Таковой является название фильма. Оно восходит к идиоме, которая имеет двойной смысл: 1. Разговорное название Лос-Анджелеса и 2. Определение состояния человека, живущего в придуманном мире. То есть название фильма метафорично.

Начало фильма - это изображение огромной автомобильной пробки на дороге. Однако вместо нервного пребывания в ней герои находят выход в фееричном танце и песне, что

может быть рассмотрено как образ: «Кто-то воспринимает жизнь как душную пробку, а кто-то найдет счастливый выход из любой проблемы». Название песни - главного лейтмотива фильма - также символично: звезды ночного города сопровождают главных героев в романтическом свидании, и одновременно возникает коннотативное значение слова «звезда» (известная, культовая персона, человек, добившийся успеха).

Фильм изобилует повторяемостью. В основе ее лежит возрождение жанра мюзикла, который отсылает зрителя к известным шедеврам «Шербургские зонтики», «Вест-сайдские истории». Можно считать такого рода повторяемость сюжетно-жанровой пре-цедентностью. Это подготавливает зрителя к восприятию легкого музыкального зрелища, наполненного прекрасными видами, песнями, танцами. В качестве яркого примера повторяемости и режиссерской находки можно рассмотреть мощный фацсинативный прием - параллельные ситуации встречи и расставания главных героев. Миа поражена игрой Себастьяна и высказывает свои эмоции. В завершающем эпизоде эта сцена является «индуктором» нарастания эмоций зрителя, который внимательно ждет развития сюжета, идущего параллельно, и настроен на «хэппи-энд». В кульминационной точке он понимает, что финал фильма не соответствует жанру. Повторяющаяся музыка - основной саундтрек мюзикла - исполняется главным героем сольно, затем в дуэте с Миа, а в эпилоге остается только музыка, что в символичной форме свидетельствует о расставании героев.

Показательным является параллелизм в развитии разных сюжетных линий: достигший успеха Себастьян остается одиноким, Миа выходит замуж и становится известной актрисой. Для зрителей, желающих продолжения счастливой любовной истории, автор сценария включает сюжет, представляющий идеализацию взаимоотношений главных героев. Параллельная история происходит на сцене, в ускоренном темпе, зритель осознает, что она иллюзорна, а реальность совсем иная. И лишь взгляды расстающихся героев говорят о том, что на самом деле происходит в их душах. Это обусловливает определение жанра фильма как трагикомедии. Герои счастливы, мечта покорилась им, но что-то мешает назвать завершение фильма «хэппи эндом».

Финал фильма породил целую дискуссию. Основной парадокс заключается в том, что реальная жизнь вторгается в мир героев мюзикла. Мнения относительно эпилога фильма различны, однако множественные точки зрения можно свести к одной. Как бы того ни хотелось зрителю - если бы герои остались вместе, они предали бы мечту. В этом случае любовь является, вероятно, не самоцелью, не смыслом, а статусом, объединивших людей-мечтателей. В этом смысле показательно, что любовные отношения Себастьяна и Миа изображены режиссером образно, вне реального пространства, в звездном небе, в планетарии. Это одна из ярких, красивейших сцен фильма, где герои буквально парят в ночном небе.

Словенский культуролог, философ Славой Жижек в статье «Ла-ла-ленд в зеркале фрейдо-марксисзма» обратил внимание на то, что в любовном фильме отсутствует эротика. Сцена в планетарии символизирует их близость в стремлении к мечте, высоту полета и фантазии. Поэтому любовь в фильме - это окружение мечты, романтический ореол мечтаний.

Тематика текстов романтическая. В них отражено стремление не идти на поводу общества потребителей, а всегда быть собой и стремиться к мечте. Общий анализ текстов песен, создающих музыкальное пространство фильма, показал следующее. В лирических песнях доминантной лексемой оказывается глагол «to know», а не «to feel», что само по себе может быть начальной точкой размышлений о фильме.

Рассмотрим некоторые примеры из текстов песен, определяя в них средство воздей-ственности.

Какаяразница, что эти двое тыия,

а не другие парень и девушка,

Полюби это сверкающее небо,

но это только ты ия,и между нами нет искры,

это только тыия,Итынев моем вкусе...

В этом фрагменте текста происходит нарушение привычного сюжета и возникает эффект «обманутых ожиданий». С точки зрения смысла фраза «ты и я» чаще выражает особые любовные отношения и создание единого мира влюбленных. В этом случае все - встреча молодых людей, романтическая обстановка ночного города, общность стремлений и нацеленность на мечту - способствует их сближению. Но, как свидетельствует «музыкальная исповедь» героев, этого не происходит, что позволяет переориентировать зрителей на путь слома стереотипа, подготовить его к нетипичному развитию событий в мюзикле.

Кто сказал, что я не могу носить «конверсы» с платьем,

кто сказал, что я не могу быть одинокой

и обязана ходить на вечеринки (парадоксальность, антитеза)

в мире звезд эта системаработает,

но я остаюсь прежней (парадоксальность, антитеза)

Она 'хватала чувства, небо без потолка, закат зарамой,

Она всегда жила в своей стихии иумерла с внутренним светом...

Это пламя передалось мне (развернутая метафора)

Это относится к тем, кто пускаетрябь по воде

(ломает стереотипы, сеет беспорядки, живет не по правилам),

к художникам, поэтам, игрокам (парадоксальность, антитеза, метафора)

Через задымленные стекла переполненныхресторанов ты видишь любовь, город звезд, это то, о чем мечтает каждый из нас (парадоксальность, метафоризация)

Порыв - взгляд - прикосновение - танец

(разорванная метафора, выраженная коннотативной семантикой лексем)

Взгляд в глаза освещает небо,

открывает мир и разворачивает его (делает другим) (метафоризация, контраст, парадокс) Неважно, куда я иду,

но нужно, чтобы сильно стучало мое сердце, кто знает, это начало нового иудивительного

или мечта, которую я так и не смог достичь (метафоризация, парадокс)

Фильм получил высочайшую оценку зрителей и критиков. Приведем некоторые яркие высказывания:

«Чистая кинематографическая магия» (Антон Долин)

«Фильм показал, что искусство важнее жизни, важнее любви» (Станислав Зель-венский)

«Даже на руинах счастья будет играть джаз» (Алексей Комаров) «Транквилизатор нового поколения» (Лариса Малюкова).

Очень интересным показалось то, что многие критики согласились, что фильм (мюзикл!) может быть «посредником», объясняющим жизненный выбор и предпочтение современных молодых людей, которые предпочтут жизненный успех романтическим чувствам.

Список литературы

1. Ла-Ла Ленд [Электронный ресурс] // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9B%D0%B0-%D0%9B%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4 (датаобращения: 10.03.2017).

2. Авакова, Ю. Ла-Ла Ленд в зеркале фрейдомарксизма [Электронный ресурс] / Ю. Авакова II RG.RU. - URL: https://rg.ru/2017/02/28/slavoj-zhizhek-rasskazal-o-svoem-videnii-razviazki-la-la-lenda.html (датаобращения: 10.03.2017).

3. Рамачандран, В. Рождение разума. Загадки нашего сознания [Текст] / В. Рамачан-дран. - М.: Олимп-Бизнес, 2006. - 224 с.

NEUROAESTHETICS AND FASCINATION IN PERCEPTION OF ARTISTIC PHENOMENA (ON THE EXAMPLE OF THE FILM «LA-LA LEND»)

E. V. Omelchenko

South UralHumanitarianPedagogical University, Chelyabinsk, el.vital@mail.ru

The purpose of the author is to analyze a cultural phenomenon through the principles of neuroesthetics and fascination. The musical film «La La Land» serves as the example of the culturalphenomenon.

Fascination is communicative phenomenon having deep neurophysiological, impactful origin. As communicative process it is influence intensifying perception and mastering new information by the percipient. Neuroesthetics is a new scientific branch, studying brain reaction to artistic objects. Vilayanur S. Ramachandran developed the principles of the human artistic experience. The author compares them to thefascinationprinciples.

As a result it occurs some neuroesthetic and fascination principles coincides. They are perceptual problem solving and Socrates ' maieutic, paradox, independent search for true; repetition, rhythm and orderliness; metaphors; abhorrence of coincidence / generic viewpoint and avoidance of stereotypes, induction of creativity.

Both the principles of perception in neuroesthetic andfascination have a common mechanism that broadens the perception and understanding of cultural phenomena. It is as follows: the heightened attention of the viewer appears as an attempt to learn the original meaning of the phenomenon - the auto-communication starts - it induces activity, creativity and independence - then interpretation of the author's intention and the searchfor new meanings of information are launched - the percipient has the special emotional state that allows consciously and deeply perceive the artisticphenomenon.

Keywords: fascination, neuroaesthetics, the impact of cultural phenomenon, perception, repeatability, creativity, metaphorization.

References

1. La-La Land, in: Wikipedia, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/na-na_neHA, accessed 10.03.2017. (InRuss.).

2. Avakova, Yu. (2017) La-La Lend v zerkalefreydomarksizma [=La-La Land in the mirror of Freudo-Marxism], available at: https://rg.ru/2017/02/28/slavoj-zhizhek-rasskazal-o-svoem-videnii-razviazki-la-la-lenda.html, accessed 10.03.2017. (InRuss.).

3. Ramachandran, V. (2006) Rozhdenie razuma. Zagadki nashego soznaniya [=Birth of a Mind. Puzzles of our conscious], Moscow, Olimp-Biznes, 224 p.

Омелъченко Елена Витальевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. el.vital@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.