СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА ОМЕЛЬЧЕНКО
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета, главный редактор научно-популярного журнала Метеор-Сити, г. Челябинск, Россия
НЕЙРОЭСТЕТИКА И ФАСЦИНАЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЛА-ЛА-ЛЕНД»)
Аннотация. В статье произведено сравнение принципов нейроэстетики и фасцинации, действующих в процессе восприятия художественных явлений. В качестве примера культурного явления послужил фильм-мюзикл "Ла-Ла Ленд" (2017).
Ключевые слова: фасцинация, нейроэстетика, воздействие культурного явления, восприятие, повторяемость, креативность, метафоризация.
Цель данного исследования — анализ культурного явления посредством принципов нейроэстетики и фасцинативного воздействия. Объектом исследования являются воздействующие процессы, репрезентируемые в вербальных и невербальных средствах. Материалом исследования послужил американский трагикомедийный фильм-мюзикл «Ла-Ла Ленд» (англ. La La Land), снятый Дэмьеном Шазеллом. Мировая премьера ленты состоялась 31 августа 2016 года на Венецианском международ-
ном кинофестивале, на российские экраны фильм вышел в сентябре 2017 года. Фильм рассказывает о джазовом пианисте и молодой актрисе, которые встретились и полюбили друг в друга в Лос-Анджелесе. Слоган фильма — «Бесстрашным мечтателям посвящается...» Фильм завоевал 6 премий «Оскар», 5 премий BAFTA, и рекордные 7 «Золотых глобусов». В главных ролях Эмма Стоун и Райан Гослинг, композитор Джастин Гурвиц [1].
Определим терминологическую базу:
Под фасцинацией мы понимаем коммуникативное явление, имеющее глубинную нейрофизиологическую, воздействующую природу. Как коммуникативный процесс, фасцинация представляет собой воздействие с целью интенсификации восприятия и освоения информации слушателем [4].
Нейроэстетика — это новая отрасль науки, изучающая реакции мозга на художественные явления. Авторами нейроэстетики являются профессор нейробиологии в Университетском колледже (Лондон) Се-мир Зеки и индийский невролог, психолог, доктор медицины, доктор философии, директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности, Вилейанур Рамачандран, назвавшие базовые принципы восприятия красоты. Сравним их с основными принципами фасцинации как нейрофизиологического феномена [3].
Сравним некоторые законы нейроэстетики с принципами фасцинации.
I. Закон решения проблем восприятия —
этот закон подразумевает получение эстетического наслаждения от самостоятельного поиска смысла и последующей творческой интерпретации. Сознание стимулируется попытками найти ответы на проблемные вопросы. Этот процесс сопоставим с принципами майевтичности, диалогично-сти, т.к. в коммуникации с фасцинативной составляющей осуществляется раскрытие креативных способностей личности и превращение объекта воздействия в активный субъект самостоятельной эвристической деятельности. Этот процесс связан с развитием автокоммуникации и дальнейшим приращением смысла информации.
II. Закон порядка, ритма, повторяемости.
Ритмизация как воздействующий феномен была рассмотрена Ю.В. Кнорозовым. Она приводит, в конечном счете, к изменению личностных конструктов: в процессе восприятия зритель (слушатель) достигает необычного субъективного состояния — умиротворения, равновесия, ощущения безопасности или наоборот возбуждения, со-
пряженного с утратой сознательного контроля. Это объясняется архетипами сознательного и бессознательного. Повторяемость и ритмизация являются мощными фасцинативными сигналами, способными создавать эффект завораживания, затягивания, эмоционального кружения. Таким образом, вышеназванный закон напрямую связан с фасцинацией, а также с эмоциональным и эмпатическими факторами воздейственности.
III. Отвращение к сходному мнению. Этот закон объясняет стремление личности к самостоятельности и самовыражению. Отклонение от ожидаемого результата развивает интерпретационную линию, стимулирует попытку нахождения выхода из иллюзорного лабиринта, возникающего при восприятии художественного явления. В сути это стремление личности к разрушению стереотипов, которые позволяют изменить и расширить рамки познания. Этот закон связан с такими фасцинативными принципами, как парадоксальность, амбивалентность, контраст, изменение стереотипов и установок восприятия.
VI. Метафора. Метафоризация — это «сенсорное пересечение явлений». Вслед за Д. Лакоффом, подчеркнем, что метафора — это сложный когнитивный механизм, связанный с трансформацией смысла, последующим его поиском, раскрытием некой тайны, формирование семантического поля коннотаций, новых образов и ассоциаций. В основе метафори-зации лежит процесс субъективного познания явлений мира.
Принципы Принципы
нейроэстетики фасцинации
Майевтичность,
Решение проблем парадоксальность,
восприятия самостоятельный поиск истины
Повторение, ритм, Повторяемость,
порядок ритмизация
Отвращение к сходному мнению Уход от стереотипизации, индуцирование креативности
Метафора Метафоризация
Таким образом, в процессе реализации законов нейроэстетики и принципов фас-цинации в коммуникации имеется общий механизм, расширяющий восприятие и понимание явлений. На наш взгляд, он таков:
Формирование повышенного внимания зрителя («фасцинативный триггер») — попытка познать первоначальный смысл явления, замысел автора — развитие автокоммуникации — индуцирование активности, креативности, самостоятельности, поиска — интерпретация замысла автора и поиск нового смысла информации — возникновение особого эмоционального состояния, позволяющего эмпатически воспринять художественное явление («фасцинативная воронка»).
Таким образом, можно утверждать, что законы нейроэстетики напрямую связаны с феноменом фасцинации как нейрофизиологическим явлением и коммуникативным процессом.
Приведем некоторые примеры из фильма.
С одной стороны мы отмечаем соблюдение рамок классического жанра мюзикла (love story, поющие и танцующие лирическое герои, параллелизм музыки и ситуаций). С другой стороны — явное отступление от финала «хеппи-энд», содержание мюзикла все более наполняется философскими мотивами (столкновение мечты и реальности, сложные взаимоотношения героев, прагматический или эмоциональный выбор личности). Таким образом, можно говорить о жанрово-сюжетном парадоксе.
В нем происходит смена стереотипа, к которому привык зритель — стремление к признанию, достижение успеха, следование любовной линии. Традиционный сюжет имеет своеобразное воплощение, поэтому зритель вынужден не просто воспринимать, а размышлять, делать собственный выбор, определять доминанту рассудка или эмоций лично для себя, что в целом формирует сверхсмысл произведения, «надстройку» над замыслом режиссера.
На наш взгляд, фильм пронизан метафорами. Таковой является название фильма. Оно восходит к идиоме, которая имеет двойной смысл: 1. Разговорное название Лос-Анджелеса и 2. Определение состояния человека, живущего в придуманном мире. То есть название фильма метафорично.
Начало фильма — это изображение огромной автомобильной пробки на дороге. Однако вместо нервного пребывания в ней герои находят выход в фееричном танце и песне, что может быть рассмотрено как образ: «Кто-то воспринимает жизнь как душную пробку, а кто-то найдет счастливый выход из любой проблемы». Название песни — главного лейтмотива фильма — также символично: звезды ночного города сопровождают главных героев в романтическом свидании, и одновременно возникает коннотативное значение слова «звезда» (известная, культовая персона, человек, добившийся успеха).
Фильм изобилует повторяемостью. В основе ее лежит возрождение жанра мюзикла, который отсылает зрителя к известным шедеврам «Шербургские зонтики», «Вест-сайдские истории». Можно считать такого рода повторяемость сюжетно-жанровой прецедентностью. Это подготавливает зрителя к восприятию легкого музыкального зрелища, наполненного прекрасными видами, песнями, танцами. В качестве яркого примера повторяемости и режиссерской находки можно рассмотреть мощный фасцинативный прием — параллельные ситуации встречи и расставания главных героев. Миа поражена игрой Себастьяна и высказывает свои эмоции. В завершаю-
щем эпизоде эта сцена является «индуктором» нарастания эмоций зрителя, который внимательно ждет развития сюжета, идущего параллельно, и настроен на «хэппи-энд». В кульминационной точке он понимает, что финал фильма не соответствует жанру. Повторяющаяся музыка — основной саундтрек мюзикла «City of stars» — исполняется главным героем сольно, затем в дуэте с Миа, а в эпилоге остается только музыка, что в символичной форме свидетельствует о расставании героев.
Показательным является параллелизм в развитии разных сюжетных линий: достигший успеха Себастьян остается одиноким, Миа выходит замуж и становится известной актрисой. Для зрителей, желающих продолжения счастливой любовной истории, автор сценария включает сюжет, представляющий идеализацию взаимоотношений главных героев. Параллельная история начинается с поцелуя главных героев, трудно понять — сон это или реальность. Развитие данного сюжета происходит на сцене, в ускоренном темпе, зритель осознает, что это иллюзорно, а реальность совсем иная. И лишь взгляды расстающихся героев говорят о том, что на самом деле происходит в их душах. Это обусловливает определение жанра фильма как трагикомедии. Герои счастливы, мечта покорилась им, но что-то мешает назвать завершение фильма «хэппи эндом».
Финал фильма породил целую дискуссию. Парадокс заключается в том, что реальная жизнь вторгается в мир героев мюзикла. Мнения относительно эпилога фильма различны, однако множественные точки зрения можно свести к одной. Как бы того ни хотелось зрителю — если бы герои остались вместе, они предали бы мечту. В этом случае любовь является, вероятно, не самоцелью, не смыслом, а статусом, объединивших людей-мечтателей. В этом ракурсе показательно, что начало любовных отношений Себастьяна и Миа изображено режиссером образно, вне реального пространства, в звездном небе, в планетарии. Это одна из ярких, красивейших сцен фильма, где герои буквально парят в ночном небе.
Словенский культуролог, философ Славой Жижек в статье «Ла-ла-ленд в зеркале фрейдомарксисзма» обратил внимание на то, что в любовном фильме отсутствует эротика [2]. Сцена в планетарии символизирует их внутреннюю близость в стремлении к мечте, высоту полета и фантазии. Поэтому любовь в фильме, скорее, — это окружение мечты, романтический ореол мечтаний. И в этом смысле она вечна.
Тематика текстов романтическая. В них отражено стремление не идти на поводу общества потребителей, а всегда быть собой и стремиться к мечте. Общий анализ текстов песен, создающих музыкальное пространство фильма, показал следующее. В лирических песнях доминантной лексемой оказывается глагол «to know», а не «to feel», что само по себе может быть начальной точкой размышлений о фильме — выбора между рациональным и эмоциональным.
Рассмотрим некоторые примеры из текстов песен, определяя в них средство воз-действенности.
Какая разница, что эти двое ты и я, а не другие парень и девушка, Полюби это сверкающее небо, но это только ты и я, и между нами нет искры,
это только ты и я, И ты не в моем вкусе...
И глаза не горят, как бездарно растрачена эта восхитительная ночь.
Может быть, это подошло бы кому-нибудь не на каблуках,
Или любой девушке, которая почувствовала бы, что у нее есть шанс.
Но честно говоря, я ничего не чувствую (парадоксальность, антитеза)
В этом фрагменте текста происходит нарушение привычного сюжета и возникает эффект «обманутых ожиданий». С точки зрения смысла фраза «ты и я» чаще выражает особые любовные отношения и создание единого мира влюбленных. В этом случае все — встреча молодых людей, ро-
-fascination
55
мантическая обстановка ночного города, общность стремлений и нацеленность на мечту — способствует их сближению. Но, как свидетельствует «музыкальная исповедь» героев, этого не происходит, что позволяет переориентировать зрителей на путь слома стереотипа, подготовить его к нетипичному развитию событий в мюзикле.
Кто сказал, что я не могу носить «конверсы» с платьем,
кто сказал, что я не могу быть одинокой и обязана ходить на вечеринки (парадоксальность, антитеза)
в мире звезд эта система работает, но я остаюсь прежней (парадоксальность, антитеза)
Она хватала чувства, небо без потолка, закат за рамой,
Она всегда жила в своей стихии и умерла с внутренним светом... Это пламя передалось мне (развернутая метафора)
Это относится к тем, кто пускает рябь по воде
(ломает стереотипы, сеет беспорядки, живет не по правилам), к художникам, поэтам, игрокам (парадоксальность, антитеза, метафора)
Через задымленные стекла переполненных ресторанов
Ты видишь любовь, город звезд, Это то, о чем мечтает каждый из нас (парадоксальность, метафоризация)
Порыв — взгляд — прикосновение — танец (разорванная метафора, выраженная коннотативной семантикой лексем)
Неважно, куда я иду,
но нужно, чтобы сильно стучало мое сердце, кто знает, это начало нового и удивительного или мечта, которую я так и не смог достичь (метафоризация, парадокс)
Этот вопрос в сути остается у зрителя в завершении фильма. Таким образом, можно утверждать, что как минимум парадоксальность, метафоризация, решение проблем восприятия (уход от стереотипи-зации) как принципы создания этого художественного явления служат одной из причин повышенного зрительского интереса.
Фильм получил высочайшую оценку зрителей и критиков. Рейтинг кинокритиков составил 93% в мире, 100% в России. Мюзикл вошел в рейтинг 250 лучших фильмов по данным «КиноПоиска». Приведем некоторые яркие высказывания:
«Чистая кинематографическая магия» (Антон Долин).
«Даже на руинах счастья будет играть джаз» (Алексей Комаров).
«Транквилизатор нового поколения» (Лариса Малюкова).
Станислав Зельвенский отметил появление нового типа героя — «рефлектирующий карьерист». На наш взгляд, есть смысл говорить и о рождении нового жанра — в рамках классического мюзикла развивается трагикомический сюжет. Очень важным показалось то, что многие критики согласились: фильм (мюзикл!) может быть «посредником», объясняющим жизненный выбор современных молодых людей, которые предпочтут жизненный успех романтическим чувствам.
Взгляд в глаза освещает небо, открывает мир и разворачивает его (делает другим)
(метафоризация, контраст, парадокс)
© Е.В. Омельченко, 2017
о
Метеор-Сити
НАУКА РАЗВИТИЯ
№2/201 7
Библиографический список
1. Ла-Ла Ленд [Электронный ресурс] / Википедия. URL: https://nj.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0-%D0%9B%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4 (дата обращения: 10.03.2017).
2. Авакова Ю. Ла-Ла Ленд" в зеркале фрейдомарксизма [Электронный ресурс] / RG.RU. URL:
https://rg.ru/2017/02/28/slavoj-zhizhek-rasskazal-o-svoem-videnii-razviazki-la-la-lenda.html (дата обращения: 10.03.2017).
3. Рамачандран В. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 224 с.
4. Омельченко Е.В. Фасцинативная коммуникативная стратегия в различных типах дискурса: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. 222 с.
Elena Vitalyevna Omelchenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor of Department Chair of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching of the South Ural State University of Humanities and Pedagogics, Editor-in-Chief of the Popular Science Journal Meteor-City, Chelyabinsk, Russia
Neuro-aesthetics and Fascination in the Perception of Artistic Phenomena (on the Example of the Musical Movie "La La Land")
Annotation. The author compares the principles of neuroesthetics and fascination, acting in the process of perception of artistic phenomena. As an example of the cultural phenomenon, the musical La La Land (2017) serves.
Key words: fascination, neuroesthetics, cultural phenomenon impact, perception, repeatability, creativity, metaphorization.