Научная статья на тему 'Неявное знание: сущность и виды'

Неявное знание: сущность и виды Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5876
704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ / ПОЛАНИ / KNOWLEDGE / TACIT KNOWLEDGE / PERSONAL KNOWLEDGE / POLANYI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Губанова Елизавета Олеговна

В статье дается общая характеристика неявного знания. Отражаются попытки определить его сущность, рассматриваются его классификации. Отмечается значение неявного знания для формирования личности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the general characteristic of tacit knowledge. The author attempts to define its essence and examine its classifications. The significance of tacit knowledge for human personality formation is noted.

Текст научной работы на тему «Неявное знание: сущность и виды»

Неявное знание: сущность и виды

Е. О. ГУБАНОВА (Государственный университет управления)*

В статье дается общая характеристика неявного знания. Отражаются попытки определить его сущность, рассматриваются его классификации. Отмечается значение неявного знания для формирования личности человека.

Ключевые слова: знание, неявное знание, личностное знание, Полани.

Tacit Knowledge: Essence and Types

E. О. GUBANOVA

(THE STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT)

The article analyses the general characteristic of tacit knowledge. The author attempts to define its essence and examine its classifications. The significance of tacit knowledge for human personality formation is noted.

Keywords: knowledge, tacit knowledge, personal knowledge, Polanyi.

Свое начало изучаемая проблема берет в разделении знания на рациональное и интуитивное. Подобное разделение существовало еще в древности (например, античные логос и гнозис). Сегодня оно также сохраняется и не теряет своего значения. Долгое время истинным, настоящим в западной культуре считалось рациональное знание. Однако в последнее время определенный интерес вызывает интуитивное знание. Во многом это можно объяснить вниманием к восточной культуре, где этому знанию отводится немалая роль в развитии сознания.

Концепцию разделения знаний на явное и неявное предложил в конце 50-х годов ХХ в. британский философ и математик Майкл Полани, который в первую очередь различал объективные и субъективные знания. Объективные знания существуют, по его мнению, независимо от человеческого сознания и представлены, например, в виде текстов, схем, таблиц. Субъективные знания он рассматривал как личностные. Они-то и разделяются им на явное и неявное знание. При этом явное знание может выражаться языковыми средствами, быть вербализовано, существовать в виде текста. Оно прояв-

ляется в виде научных гипотез, различных теорий, теоретических моделей, экспериментальных законов и т. д.

В свою очередь, неявное знание — это такой вид знания, которое логически не оформляется и вербально не выражается. Неявное знание служит формой существования скрытых, нерационализированных представлений об окружающем мире и составляет особый этап в развитии сознания. Это знание можно также назвать периферийным. Оно особым образом проявляется, например, в практической деятельности и передается путем личных контактов, как правило, в результате обучения. В этом случае оно выступает как практическое знание, существующее в виде навыков, умений.

По словам М. Полани, мы живем в этом знании, «как живем в собственном теле» (Полани, 1985: 95). М. Полани очень подробно описывает особенности неявного знания, отмечает, что это знание широко применяется в жизни человека. Однако дать определение, раскрывающее его сущность, проблематично. Причина этого скрывается в том, что неявное знание является результатом многих факторов и, видимо, до конца не осознается. В целом теория М. Полани

* Губанова Елизавета Олеговна — аспирант кафедры философии Государственного университета управления. Тел.: +7 (495) 371-69-76. Эл. адрес: kharibdaa@yandex.ru

заложила основу для развития представлений о неявном знании.

Интересную попытку определить сущность неявного знания предприняли Т. Дэвенпорт и Л. Прусак. Они считают, что неявное знание можно охарактеризовать как изменчивую смесь практического опыта, индивидуальных ценностей, контекстной информации и интуиции, что создает основу для оценки и объединения нового опыта и новой информации (Мильнер и др., 2006: 64).

Особое место в процессе изучения неявного знания занял вопрос о разделении его на различные виды. Попытки классифицировать неявное знание позволяют углубить представление о его сущности и особенностях. Приведем в качестве примера некоторые классификации, предлагаемые в научной литературе.

Например, в исследовании, проведенном Г. Стариковой, предлагается несколько вариантов данной классификации. Один из них определяется принадлежностью неявных знаний тому или иному субъекту. В результате неявное знание подразделяется на личностное, парадигмальное, объективированное и транссубъективное (Старикова, 2001: 64).

Личностное знание представлено некон-цептуализируемыми, иррационально-личностными, неявными, глубинными феноменами, не вербализуемыми на данном этапе развития науки. Это знание противостоит рационально-личностному знанию, которое поддается отображению концептуальными средствами современной науки.

Парадигмальное знание — это такое неявное знание, которое принадлежит определенному научному сообществу. Такое знание нельзя свести к индивидуально-личностному. Это могут быть логические и лингвистические правила и нормы, общепринятый язык науки, общеизвестные фундаментальные законы и принципы, философско-мировоззренческие предпосылки, научная картина мира, стиль мышления.

Объективированное (интерсубъективное) знание — разновидность неявного зна-

ния, которое на определенном историческом этапе фиксируется в знаковой или иной форме. Примером могут быть общепонятные в данном культурном контексте символы.

Транссубъективное знание — неявное, принадлежащее «субъекту — человечеству». Оно представляет собой скрытые, предельно общие основания познавательной деятельности, универсальные идеалы и нормы, без которых невозможно существование и развитие самого феномена познания.

Г. Старикова классифицирует неявные знания также по степени неявности. В этом случае они разделяются на знания: а) которые не могут быть осознаны ни при каких условиях; б) осознание которых весьма затруднено в силу внутреннего психологического сопротивления либо из-за того, что они изначально получались индивидом в неявной, неосознаваемой форме; в) элементы которых доступны осознанию с помощью самоанализа, рефлексии либо с помощью специальных психиатрических методов. В целом к таким неявным знаниям, по мнению исследователя, относятся периферическое, инструментальное, контекстное, пред-посылочное, объективированное, парадиг-мальное и скрываемое знания.

Существуют и другие классификации. Например, А. О. Карпов выделяет следующие виды неявного знания (Карпов, 2007).

Имплицитное знание. Это знание является результатом практических действий индивида, оно не осознано и образуется в его «личном бессознательном». Карпов считает, что проявления имплицитного знания можно видеть, например, в приобретенных навыках управления сложными многопараметрическими системами, что оно ощущается личностью как интуитивная активность. При этом термин «имплицитное» (подразумеваемое) введен для того, чтобы отличать неявное знание от «подсознательного» или «бессознательного», которые описывают в психоанализе феномены, связанные с вытеснением из сознания неприятных, травмирующих переживаний. Имплицитное знание

формируется в результате успешного опыта его применения. Если человек справляется со сложной задачей, но при этом не задумывается над тем, как он выполняет работу, то считается, что он опирается на имплицитное знание. Если человек способен предвосхищать ошибки, его внимание носит непроизвольный характер и специалист реагирует на малозаметные признаки, даже не отдавая себе в этом отчета, то это принято называть интуицией. Если порядок и способ работы осознаются, то используется термин «эксплицитное» (явное) знание.

Интуитивное знание. В отличие от имплицитного интуитивное знание существует на уровнях «личного и коллективного бессознательного». Например, это понимание и ощущение ситуации посредством схватывания ее реликтовыми формами «коллективного бессознательного», посредством архетипов.

Реликтовое знание. Представляет собой содержание наследуемых форм «коллективного бессознательного», т. е. архетипов и инстинктов. У человека это знание проявляется в интуитивных действиях в экстремальных ситуациях, в системе неконтролируемых отношений к ребенку в семье, в социальной группе. Реликтовое знание одинаково у всех особей одного биологического вида (в том числе и человека).

Интегрированное знание. Это синтез знания рационального, интуитивного и реликтового. Профессиональная деятельность различного рода требует знания разной глубины.

Кроме того, в научной литературе широко используется термин «фоновое знание», который характеризует определенный вид неявного знания, противопоставляемый знанию вербализованному. Фоновое знание — это обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой языкового общения. Фоновые знания образуют часть того, что социологи называют массовой культурой, представляют собой сведения безусловно известные всем членам общности.

По степени своей распространенности в литературных произведениях выделяют три вида фонового знания: общечеловеческие фоновые знания, региональные и страноведческие. Фоновые знания можно квалифицировать по принципу их содержания: житейские, донаучные, научные, литературно-художественные. Фоновые знания подразделяются также на тривиальные и нетривиальные. Тривиальные знания в тексте, как правило, не вербализуются, они могут быть реализованы лишь в особом учебном тексте, например при обучении ребенка. Фоновые знания могут также перемещаться из одного типа в другой.

Существует классификация Б. Хазлет, которая выделяет четыре типа фоновых знаний, влияющих на процесс коммуникации: 1) обыденные знания, или наивная картина мира; 2) культурные знания, тесно связанные с ценностями родной культуры; 3) знания о правилах взаимодействия в ситуации общения; 4) лингвистические знания (языковая компетенция) (Шеина, 2009: 20).

Обобщая сказанное, можно отметить, что неявное знание не является однородным. Оно имеет разные формы своего проявления. При этом точной классификации неявного знания пока не существует, поскольку нет четкой границы между различными видами неявного знания. В результате усложняется раскрытие сущности и толкование неявного знания. Вместе с тем определенные характеристики исследуемого знания могут быть установлены. Неявное знание — это скрытые, нерационализированные представления об окружающем мире. Неявное знание — это знание, которое связано с практической деятельностью человека. Это знание, которое обусловлено существованием человека в том или ином обществе. Это знание, которое получено человеком в результате его деятельности и которое во многом зависит от психологии конкретного носителя данного знания.

Не очень ясна связь неявного знания и «бессознательного». С одной стороны, когда речь идет о «бессознательном», пред-

полагается деятельность инстинктов, которые являются врожденными, в отличие от неявного знания, приобретаемого в течение жизни. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой получаемая человеком информация в процессе осмысления и освоения переходит на бессознательный уровень. «Бессознательное» и неявное знание оказываются некоторым образом взаимосвязанными.

Неявное знание, как и «бессознательное», имеет немалое значение для формирования личности человека. Неявные знания проявляются во всей жизнедеятельности человека, практической деятельности, общении, познании, физических действиях. Неявные знания могут носить мировоззренческий характер, заключая в себе представления о мире и человеке. Это такие знания, которые обеспечивают фундамент для последующей познавательной деятельности. Это знания о приемах, методах научно-исследовательской деятельности. Это как общепринятые и общеизвестные знания, так и знания, разработанные самой личностью в результате собственного познавательного опыта. Это «инструментальные» знания о средствах, используемых в познавательном процессе, «умственные» навыки, умения. Это «специализированные» знания, связанные с отдельными отраслями. Например, в подсознании человека происходит формирование динамического стереотипа, который позволяет разгрузить внимание,

память, существенно повысить скорость выполнения действий, при этом сознание может быть сконцентрировано на решении параллельных или посторонних задач. Примечательно, что рутинные, устойчивые процедуры выполнения работы имплицируются быстрее всего. Таким образом, неявное знание имеет ряд проявлений и определенное значение для формирования сознания и личности человека, вследствие чего заключает в себе исследовательский интерес.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Карпов, А. О. (2007) Интегрированное знание в современной школе [Электронный ресурс] // Portalus.ru URL: http://www.por-talus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?sub-action=showfull&id=1193747498&archive=1196 814959 (дата обращения: 10.05.2010).

Мильнер, Б. З. и др. (2006) Управление знаниями в корпорациях / Б. З. Мильнер, З. П. Румянцева, В. Г. Смирнова, А. В. Блинникова. М. : Дело.

Полани, М. (1985) Личностное знание. На пути к посткритической философии. М. : Прогресс.

Старикова, Г. Г. (2001) Природа и гносеологические функции личностного неявного знания : дис. ... канд. философ. наук. Харьков.

Шеина, И. М. (2009) Роль фоновых знаний в понимании иноязычного текста // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 6. С. 111-117.

Новые книги

Журавлев, А. Л. Социальная психология : учебник [Текст] / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. — М. : Инфра-М ; Форум, 2010. — 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.