MODERN ORIENTAL STUDIES
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
VOL.2 №3 2020
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
"NEW WOMAN" IN THE MODERN KOREAN NOVEL "VEGETARIAN" BY HAN KANG
«НОВАЯ ЖЕНЩИНА» В СОВРЕМЕННОМ КОРЕЙСКОМ РОМАНЕ
«ВЕГЕТАРИАНКА» ХАН ГАН
Аликберова Альфия Рафисовна, канд. ист. наук, доцент, Камина Дарья Сергеевна, студент, Кафедры алтаистики и китаеведения, Казанского (Приволжского) федерального университета [email protected]
АННОТАЦИЯ
Положение женщины и её роль в обществе менялись на протяжении всей истории Кореи и остаются противоречивыми и в наши дни. Движение «Новая Женщина» оказало своё влияние на жизнь женщин, а также внесли коррективы в роль мужчины, что повлекло за собой значимый переворот в обществе и раздвигание понятия «гендерная роль» в Корее. Под влиянием времени концепция «Новой Женщины» приобретала новые черты, поэтому целью нашего исследования стал анализ образа «Новой женщины» отражён в романе современной корейской писательницы Хан Ган «Вегетарианка».
Ключевые слова и фразы: Корея, литература, литература Кореи, женщина, мужчина, Новая Женщина, гендерные роли, феминизм, общество.
Для цитирования: Аликберова А.Р., Камина Д.С. «Новая женщина» в современном корейском романе «Вегетаринка» Хан Ган. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(3): 38-41
ABSTRACT
Woman's role in Korean society have changed throughout the history and still controversial nowadays. The "New Woman" movement influenced the lives of women, and adjusted the role of men, which entailed a significant upheaval in society and the expansion of the concept of "gender role" in Korea. Under the influence of time, the concept of "New Woman" acquired new features, so the aim of our study was to analyze the image of "New Woman" which was shown in the novel of the modern Korean writer Han Kang "Vegetarian".
This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).
Keywords and phrases: Korea, literature, Korean literature, woman, man, New Woman, gender roles, feminism, society.
For citation: Alikberova A.R., Kamina D.S. "New Woman" in the modern Korean novel "Vegetarian" by Han Kang. Modern oriental studies. 2020; 2(3): 38-41
«НОВАЯ ЖЕНЩИНА» В СОВРЕМЕННОМ КОРЕЙСКОМ РОМАНЕ И012 №3 2020
«ВЕГЕТАРИАНКА» ХАН ГАН в»: 2686-9675
философия и культура / АЛИКБЕРОВА А.Р., КАМИНА Д.С. / [email protected] / УДК 1751
ВВЕДЕНИЕ
Концепция «Новой Женщины» как феномен зарождается в начале 20-ого века и проникает в Корею в период японскои колонизации. «Новая женщина» была противопоставлением традиционному женскому образу, определяющего ее как самого маргинального члена общества, в контексте же кореиского общества образ «Новая Женщина» была связана с вестерниза-циеи и уходом от старых норм и устоев [3, 45].
Традиционнои ролью женщины в Корее являлось беспрекословное подчинение мужчине: в доме родителеи дочь подчинялась отцу, после замужества - супругу, в случае смерти мужа - старшему сыну. Такая строгая иерархия диктовалась конфуцианством, проникшим в Корею из Китая и взявшим под контроль многие аспекты общества на долгие годы [2, 7]. Смена вектора и первые попытки «раздвинуть границы» были предприняты во времена япон-скои колонизации кореискими писательницами, в чьих речах впервые были услышаны феминистские ноты [4, 213]. Они открыто ставили под сомнение господствующии конфуцианскии патриархальньш строи и традиции современного кореиского общества, осуждая двоиные стандарты, бесчеловечное обращение мужчин с женщинами и их настоичивое требование подчинения, а также зависимость женщины от мужа и детеи. Но такие радикальные, для того времени, идеи нравилась далеко не всем в Корее, поэтому со временем образ «Новои Женщины» стал подвергаться остракизму и считаться негативным последствием модернизации [2, 52].
ОБРАЗ «НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ» В РОМАНЕ «ВЕГЕТАРИАНКА»
В современном кореиском романе «Вегетарианка» писательницы Хан Ган, образ «Новои Женщины» выражается в персонаже Ёнхе, ничем не примечательнои женщине, которая в один день решает стать вегетарианкои и этим решением меняет свою жизнь и жизнь своего окружения. Ёнхе воплощает «Новую Женщину» через ее отказ от традиционных гендерных ожидании и ее борьбу за полныи контроль над собои и своим телом.
В «Вегетарианке» метафоричная борьба Ёнхе подвергается критике и не воспринимается всерьез, что является аллюзиеи на обращение к движению «Новои Женщины» в колониальныи период в Корее.
Во время ключевои сцены семеиного ужина в первои части романа, отец Ёнхе, устроив скандал и ударив ее, заставляет положить кусок мяса в рот [1, 50]. Этот момент насилия олицетворяет не только неодобрение ее семьи и отца по отношению к ее решению, но и конкретное неодобрение ее деиствии со стороны мужчин и, следовательно, патриархального общества в целом, представленного в лице отца Ёнхе.
Ёдинственныи человек, которыи не участвовал в этом акте насилия, - это зять Ён-хе, которыи несет ее к машине после того, как она режет запястье [1, 50]. Но хоть зять и не участвует в издевательствах, он все равно не видит ее как личность, которая ищет свои путь для побега от социальных ограничении, он лишь думает о том, насколько она отличается от других женщин в его жизни, тем самым превращая ее попытки самопознания в свою
MODERN ORIENTAL STUDIES U0L 2 №3 2020
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
сексуальную фантазию. Ее мысли «Новои женщины» воспринимается не как акт выражения ее собственных чувств, но как что-то привлекательное для него самого, потому что он видит ее идеи чем-то, извращенным и запретным, и лишь поэтому - притягательным.
Сначала повествования ясно, что решение Ёнхе отказаться от общественнои нормы потребления мяса также становится метафорои ее отказа от гендерных ролеи, связанных с ожиданиями общества от женского тела: «Она высыхала с каждым днем. И без того выступающие скулы некрасиво заострились. Без макияжа кожа выглядела блеклои, как у больного [1, 28]». Для Ёнхе вегетарианство — это попытка вернуть контроль над собственным телом с однои стороны, и над собственнои личностью с другои, но она терпит неудачу раз за разом, потому что личность ее, женщины кореиского общества, создается под давлением внешних сил. Эта конструкция лучше всего представлена в сцене, когда ее муж говорит за нее на ужине в компании, объясняя коллегам «приемлемую» причину ее вегетарианства [1, 43]. В этом случае он лишает Ёнхе ее собственного взгляда и ее борьбы, создавая новую, более правильную для общества в целом концепцию. Это постоянное вторжение в путь самопознания Ёнхе заставляет ее сконцентрироваться на своеи физическои форме, чтобы наити контроль и свободу деиствии над созданием своеи собственнои личности.
Для Ёнхе воплощение образа «Новои Женщины» приходит к кульминации в третии части романа, когда она начинает полностью отказываться от своеи человеческои формы и сходит с ума: «Я уже не животное, сестра. Я теперь могу
вообще ничего не есть. Могу жить без еды. Лишь бы солнце светило» [1, 156]. Вместо того, чтобы преодолевать рамки, выстроенные для женщин в обществе, Ёнхе предпочитает сбежать от них. Она отказывается от сущности, которая принадлежала мужу, отцу, всем, но не ее и вопреки всем нормам и устоям, но самостоятельно, начинает думать о себе как о дереве.
Путешествие Ёнхе к самопознанию заканчивается неоднозначно, и читателю остается лишь предполагать, что она умерла. Последнии абзац романа иллюстрирует это, описывая деи-ствия глазами ее сестры: «Тихо, очень тихо раздается ее вздох. Она вглядывается в стоящие деревья, в тот огромныи зеленыи волнующии костер, ярко пылающии по обе стороны дороги, и еи кажется, что эти деревья, как звери, выпрямившие свои тела, тянутся вверх. Она сморит мрачно и настоичиво, словно ждет ответа. Нет, словно протестует против чего-то» [1, 187]. Инхе, кажется, протестует против мира, которыи уничтожил ее сестру с его правилами соответствия. Сравнение деревьев с животными намекает на то, что Ёнхе в конце концов достиг тои точки слияния с природои. Возрождение Ёнхе должно произоити в форме смерти ее земного тела и слияния ее духа с природои, как она и задумывала. Для нее путь становления «Новои Женщинои» должен закончиться ее полнои властью над своим телом, даже если это означает его разрушение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение персонажа Ёнхе показывает, что ценои подрыва социальных норм, особенно связанных с полом, становится полное уничтожение самого себя. Независимость Ёнхе подвер-
«НОВАЯ ЖЕНЩИНА» В СОВРЕМЕННОМ КОРЕЙСКОМ РОМАНЕ И01..2 №3 2020
«ВЕГЕТАРИАНКА» ХАН ГАН в»: 2686-9675
философия и культура / АЛИКБЕРОВА А.Р., КАМИНА Д.С. / [email protected] / УДК 1751
галась нападкам со стороны старых устоев, патриархата, выраженных в лице персонажей, окружающих ее, и чтобы обрести власть над собоИ еи пришлось и вовсе перестать быть человеком. Через ее персонажа проиллюстрирован тяжкии путь, проиденныи «Новои Женщины», чтобы утвердиться в патриархальном обществе. И даже спустя несколько десятилетии путь современнои кореискои женщины к лич-нои свободе, возможно, стал еще более сложным; «Новые Женщины» и сегодня испытывают насилие общества, которое является менее явным, но столь же разрушительным, как то, которое она испытала сто лет назад.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хан Г. Вегетарианка / Ли С.Ю. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 190 с.
2. Камина Д.С. Изменение положения женщин на примере работ Ким Иреп «Пробуждение» и Ын Хиген «Дуэт»: авто-реф. Курсовая / Д.С. Камина. - Казань, 2019. - 32 с.
3. Kim Y. "Questioning Minds: Short Stories by Modern Korean Women Writers" / Ed. Yung-Hee, Kim. Honolulu: University of Hawai'i Press, 2010. - 341 p.
4. Kwon I. "The New Women's Movement in 1920's Korea: Rethinking the Relationship Between Imperialism and Women". Gender & History. Vol.10, No.3, 1998. - 405 p.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Han K. Vegetarian / Lee S. U. - M.: Isdatelstvo AST, 2017. - 190 p.
2. Kamina D.S. Ismenenie polojenia jenshin na primere rabot Kim Iryuop "Probujdenie" i Yn Khigon "Duet": kyrsivaya / D.S. Kamina. -Kazan, 2019. - 32 p.
3. Kim Y. "Questioning Minds: Short Stories by Modern Korean Women Writers" / Ed. Yung-Hee, Kim. Honolulu: University of Hawai'i Press, 2010. - 341 p.
4. Kwon I. "The New Women's Movement in 1920's Korea: Rethinking the Relationship Between Imperialism and Women". Gender & History. Vol.10, No.3, 1998. - 405 p.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Alfiya Alikberova, Ph.D in Historical Sciences, associate professor,
Daria Kamina, student,
Department of Altaic Studies and Sinology,
Kazan (Volga region) Federal University
Принята к публикации: 30.03.2020 Submission Date: 30.03.2020