Научная статья на тему 'NEW METHODS OF TEACHING ANATOMY'

NEW METHODS OF TEACHING ANATOMY Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / КАРТИНКАМИ АНАТОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Бегалиев Б. С.

В статье рассматриваются новые методологий преподавания анатомии человека c использованием цветных фотографий натуральных анатомических препаратов. Об необходимостьи подготовики к изданию анатомических атласов нового типа- фотографические атласы анатомических препаратов, создать банки этих фотографий и использовать их для демонстраций на мониторах в учебных анатомических комнатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Бегалиев Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODS OF TEACHING ANATOMY

The article deals with new methodologies for teaching human anatomy using color photos of natural anatomical specimens. About the need for podgotovki for publication by anatomical atlases of a new type of photographic atlases of anatomical specimens, to establish banks of these photos and use them for demonstrations on monitors in the training of the anatomical rooms.

Текст научной работы на тему «NEW METHODS OF TEACHING ANATOMY»

УДК 614.23.07:611:617-089.11

Бегалиев Б.С., к.мед.н.

доцент, заведующий кафедры «Морфологии и физиологии человека» Международный Казакско-турецкий университет им.Х.А.Ясави

Казахстан, г. Туркестан НОВЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ Аннотация: В статье рассматриваются новые методологий преподавания анатомии человека c использованием цветных фотографий натуральных анатомических препаратов. Об необходимостьи подготовики к изданию анатомических атласов нового типа-фотографические атласы анатомических препаратов, создать банки этих фотографий и использовать их для демонстраций на мониторах в учебных анатомических комнатах.

Ключевые слова: анатомические препараты, анатомические структуры, рисунки многоцветные, картинками анатомических структур

UDC 614.23.07: 611: 617-089.11

Begaliev B.S. Candidate of Medical Sciences, Associate Professor Head of the Department of «Human Morphology and Physiology» International Kazakh-Turkish University. HA. Yasawi

Turkestan, Kazakhstan NEW METHODS OF TEACHING ANATOMY Abstract: the article deals with new methodologies for teaching human anatomy using color photos of natural anatomical specimens. About the need for podgotovki for publication by anatomical atlases of a new type of photographic atlases of anatomical specimens, to establish banks of these photos and use them for demonstrations on monitors in the training of the anatomical rooms.

Keywords: anatomical, anatomical structure, multi-color drawings, pictures of anatomical structures

В последнее время обеспечение многих анатомических кафедр анатомическими препаратами сократилось до минимума. На кафедрах если и остались анатомические препараты далекого прошлого, то и они по внешнему виду, консистенции и цвету больше напоминают египетские мумии, чем учебные анатомические препараты. В большинстве медицинских ВУЗов «захоронили» даже препараты анатомических музеев. Как в таких условиях изучить азы анатомии человеческого тела?

Молодые анатомы не умеют препарировать - им не на чем было учиться этому, ведь в 90-е годы были прекращены поставки бесхозных трупов. Как тогда обучать студентов?

В настоящее время полно анатомических учебников и атласов,

являющихся необходимой составляющей образовательного процесса, особенно, если рисунки многоцветные, с красными артериями, синими венами и желтыми нервами. Но ведь эти структуры внутри человеческого тела так не выглядят, и очень часто они выглядят совершенно по-другому, не так, как на красочных картинках в атласах. Атласы имеют высокое полиграфическое качество, но они не демонстрируют истинных структур человеческого тела. Студенты и молодые врачи не узнают на мониторах при эндоскопических исследованиях тела человека анатомические структуры, они их не видели при изучении анатомии, они видели только рисунки [1].

Просмотр новых изданий анатомических учебников, атласов с конца XX столетия показывает, что они полны «облегченных», «до минимума упрощенных», взятых из ранее опубликованных изданий, зачастую без указания источника, красочных цветных иллюстраций. Цена таких увесистых изданий изрядно подскочила, так что молодым коллегам анатомам и клиницистам они «не по карману».

Многие анатомические издания резко повернули в сторону клиники, физиологии, украсив их красочными графическими и цветными рисунками, не показывая истинных структур человеческого тела. Некоторые анатомические атласы пестрят клиническими терминами, понятиями, которые еще малопонятны студентам не только первого, но и второго года обучения в медицинском ВУЗе. Некоторые атласы забиты терминами на русском, латинском и английском языках, иногда их число доходит до 40 на странице. Естественно, такой атлас намного дороже, ведь это еще и учебник английского языка, да и вес одного тома превышает три килограмма.

Нет смысла ждать снабжения анатомических кафедр учебными анатомическими препаратами в ближайшие 5-6 лет. Многие анатомы старой школы ушли или уходят на пенсию, а молодым преподавателям необходимо еще учиться работать с анатомическим материалом и то, при условии, если они его получат.

Исходя из этого, разработка учебного анатомического материала вновь находится в центре внимания анатомов-профессионалов, и интерес к этому никогда не был так высок, как в настоящее время. К этому подключают, как компьютерные технологии, вплоть до «виртуальных трехмерных изображений» (хотя они и имеют вид пластмассовых роботов), так и профессиональных художников.

Известно, что практические навыки врачей при проведении лечебных манипуляций, исследованиях базируются первично на распознавании анатомических структур тела, а вторично - на приобретенных анатомических знаниях формы, топографии структур в определенной анатомической области. Поэтому очень важно, чтобы будущий врач, как можно раньше начал свое

профессиональное образование с реальных изображений реальных анатомических структур, чтобы они стали ему привычными и знакомыми по форме, положению [2].

В настоящее время медицинское образование в целом не соответствует этому, так как, практически, из обучения исчезли анатомические препараты, а имеющиеся анатомические атласы пестрят красочными картинками анатомических структур тела человека, которых в теле живого человека не увидишь. Без высококачественной истинной цветопередачи анатомических структур тела человека с сохранением их формы, положения невозможно изучать человеческое тело.

Базируясь на вышесказанном и принимая во внимание отсутствие натуральных учебных анатомических препаратов, мы предлагаем новую методологию преподавания анатомии человека с использованием цветных фотографий натуральных анатомических препаратов. Прежде всего, необходимо подготовить к изданию анатомические атласы нового типа-фотографические атласы анатомических препаратов, далее - на всевозможных цифровых носителях создать банки этих фотографий и использовать их для демонстраций на мониторах в учебных анатомических комнатах. Задача состоит не в написании нового учебника анатомии (их написано достаточно), не в замене, а в дополнении их наглядным пособием нового типа [3].

Таким образом, мы надеемся, что этим можно закрыть анатомическую брешь между имеющимися анатомическими атласами и практической действительностью в условиях отсутствия учебных анатомических препаратов. Глаз, как настоящий фиксатор, способен запомнить форму, размеры, цвет и положение анатомических структур. Студент изучает анатомию или хирург оперирует, или врач осматривает больного, всегда они имеют дело только с одной небольшой областью, и это все можно представить на фотографиях натуральных препаратов, где анатомические структуры выглядят как на человеческом теле.

Использованные источники:

1. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек «Методы обучения. Обучение в сотрудничестве» -С, 2014. -215 с.

2. Джон Дьюи «Демократия и образование» -М , 2010. -169 с

3. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр.- 2-е изд., - М, 2009.- 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.