Ё.Н. МАДЖИДОВА, У.Т. БАБАДЖАНОВА
Кафедра неврологии, детской неврологии и медицинской генетики Ташкентский педиатрический медицинский институт
УДК 616.8-008.434-053.2.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Нами было изучено особенности психомоторного развития у больных детей с соматической отягощенностью (заболевания желудочно-кишечного тракта, респираторной и сердечнососудистой систем). Исследования проводились с 60 больными в возрасте от 1 месяца до 3 лет в соматическом отделении в клинике ТашПМИ и 3-детской городской больнице. Диагноз основан на анамнестические данные, объективных, клинико-неврологических и психодиагностических исследований. В нашем исследовании мы использовали шкалу оценки нервно-психического развития Г. В. Пантюхиной - К. Л. Печоры - Э.Л. Фрухт (1983). Результаты по данным психодиагностической методике показали задержку сенсорного, речевого развития и нарушение мелкой моторики. Задержка психомоторного развития на 1 эпикризный срок в основной группе вы-явилась 34 больных детям (57%), из которых 19 (32%) мальчиков, 15 (25%) девочек. Задержка психомоторного развития на 1 эпикризный срок в контрольной группе составили 4 (16%) дети.
Ключевые слова: соматическая патология; психомоторного развития детей.
Актуальность. Распространенность задержки психомоторного развития (ЗПМР) среди детского населения составляет 8-10% в общей структуре психических заболеваний. Головной мозг и внутренние органы тесно взаимосвязаны. Любое неблагоприятное воздействие на организм нарушают процесс психомоторного развития ребенка. Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями [1]. Соматические заболевания чаще развивается у недоношенных и гипотрофичных детей, а также перенесших перинатальную гипоксию. В результате неблагоприятного воздействия, нарушения обмена веществ, накопления токсических продуктов и внутриутробной гипоксии поражаются нейроны головного мозга, и выпадает функция тех участков ЦНС (центральная нервная система), за которые они отвечали функционально [3]. При этом состояние нервной системы в начале функциональное, а затем переходит в органическое, обусловленные метаболическими расстройствами. А это, в свою очередь, приводит к нарушению психомоторного развития детей [2]. Имеется немало не изученных сторон неврологической патологии при соматических заболеваниях у детей. Проблема соматически обусловленных нарушений
психомоторного развития у детей широко изучается и в нашей стране. Однако недостаточно данных, касающихся клинических проявлений, возрастных особенностей динамики психосоматических расстройств у детей.
Цель исследования: изучить особенности психомоторного развития у больных детей с соматической отягощенностью.
Материалы и методы исследования: для
выполнения задач научного исследования была создана выборка с выделением двух групп клинического наблюдения: 60 детей основной группы с соматической патологией и 25 условно-здоровых детей группы сравнения. Исследование проводилось в соматическом отделении в клинике Ташкентский педиатрический медицинский институт и 3-детской городской больнице.
Средний возраст детей в основной группе был равен 14,0±9,3 мес, в групппе сравнения - 13,6±9,7 месяцев (р>0,05). Среди обследованных детей было 35 (58,3%) мальчиков и 25 девочки (41,7%). Основную группу составили дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Из группы исследования были исключены дети с острыми инфекционными воспалительными заболеваниями, тяжелыми формами хромосомных и генетических заболеваний, врожденными пороками развития в стадии декомпенсации.
Всем детям проводилось общепринятое клиническое обследование, включающее в себя сбор жалоб и анамнеза, общий осмотр, клинико-неврологических и психодиагностических исследований.
Анамнестические сведения были получены при приеме ребенка в отделение из амбулаторной карты (учетная форма 112/у) одновременно с активным опросом матери ребенка. Для оценки психомоторного развития детей мы использовали шкалу оценки нервно-психического развития Г. В. Пантюхиной - К. Л. Печоры - Э.Л. Фрухт. При этом расценивали отсутствие той или иной способности к выполнению того или иного действия в настоящем времени в 0 баллов, задержку развития способности по сравнению с возрастными нормативами на 2-3 эпикризных срока в 1 балл, наличие исследуемого навыка согласно возрастному нормативу в 2 балла. Статистическая обработка результатов проведена с применением ПО Microsoft Office Excel и Statistica. Результаты исследований и их обсуждение: при изучении социального анамнеза нами было выявлено, что каждый третий ребенок основной группы имел умеренную отягощенность социального анамнеза (36,7%), в то время как для детей группы сравнения характерна низкая отягощенность социального анамнеза (80%) (р<0,05). При анализе биологического анамнеза, как антенатальный период, было выявлено, что у матерей больных детей экстрагенитальные заболевания встречались в 64% случаев, а в группе сравнения у 14,5% женщин (р<0,01). Достоверно чаще отмечалась железодефицитная анемия (51,7%, р<0,01), хронический гастрит (60%, р<0,01),
хронический холецистит (20%, р<0,05), заболевание сердечнососудистой системы (3,3%, р<0,05), хронический пиелонефрит (31,7%, р<0,05), эутиреоидной зоб (36,3%, р<0,01), гипотиреоз (23,3%, р<0,01) у матерей больных детей, в то время как у матерей детей группы сравнения отмечалась железодефицитная анемия (6,6%, р<0,01) и гипотиреоз (9,3%, р<0,01). Частота раннего токсикоза беременных среди матерей детей основной группы составила (51,7%, р<0,01), позднего токсикоза (18,3%, р<0,01), гестоз беременных (6,7%, р<0,01) а среди матерей детей группы сравнения выявился только ранний токсикоз (6%, р<0,01). При этом не было тяжелых форм раннего токсикоза, требующих госпитализации. Патологическое течение беременности в виде угрозы прерывания (10% р<0,05) матери детей основной группы, у женщин детей группы сравнения не выявлено. При анализе особенностей интранатального периода нами было выявлено, что течение родов у матерей детей основной группы осложнилось слабостью родовых сил (35,6%, р<0,01) и кровотечением в послеродовом периоде (4,6%, р<0,05). Высокий процент кесарева сечения наблюдался у матерей детей основной группы по отношению к матерям детей группы сравнения (21,7%, р<0,05).
При изучении клинико-неврологических
особенностей больных детей было выявлено: синдром двигательных нарушений 10%, синдром нервно-рефлекторной возбудимости 20%, миотонический синдром 11,70%, вегета-висцеральный синдром 18,30%, синдром ММД 28,3% и церебрастенический синдром 31,7% . Задержка психомоторного развития на 1 эпикризный срок в основной группе выявилась 34 больных детям (57%), из которых 19 (32%) мальчиков, 15 (25%) девочек. Задержка психомоторного развития на 1 эпикризный срок в кон-трольной группе составили 4 (16%) дети.
Суммарная балльная оценка позволяет обобщенно оценить развитие высших психических функций. А количественная оценка определяет по каждому отдельному параметру. В результате количественной оценки психомоторного развития больных детей мы установили, что степень задержки варьирует по различным показателям развития ВПФ (высших психических функций).
Задержка становления моторной функции у детей основных групп, в среднем, составляла 1 эпикризный срок. У детей основных групп развитие крупной моторики оценивалось в 1,59 баллов, группа сравнения - в 1,93 балла (р>0,05), развитие мелкой моторики в 1,49 баллов, группа сравнения - в 1,84 балла (р>0,05). При оценке функции речи, мы установили, что в большей степени страдает функция активной речи, чем ее понимание. Во время обследования мы получили более низкую оценку формирования активной речи. Средняя оценка функции активной речи у больных детей была 1,36 -1,49 баллов. У детей группа сравнения активная речь оценивалось в 1,89 баллов (р>0,001). Функция способности к пониманию речи, у больных детей формировался с запозданием, в среднем на 1-2 эпикризных срока, средняя оценка составляет 1,4 -1,6 баллов (р>0,05). У детей группы контроля пассивная речь оценивалась на 1,9 баллов (р<0,001). При диагностике сенсорного развития детей основных групп формировалось с отставанием на 1 эпикризный срок по отношению к детям группы сравнения (р>0,05). Приобретение социальных навыков, развитие способностей к игре детей основных групп формировалось с отставанием на 1 эпикризный срок по отношению к детям группы сравнения (р>0,05). При изучении становления эмоциональной сферы статистически достоверно различалась. У детей основных групп преобладали негативные эмоции по отношению к детям группы сравнения, средний балл составлял 1,6 - 1,8 (р>0,05). Таким образом, проведение количественной оценки становления ВПФ у детей позволяет нам определить, какие функции страдают в большей степени, а значит, требуют большей коррекции. Результаты по данным психодиагностической методике показали задержку сенсорного, речевого развития и нарушение мелкой моторики.
Выводы: соматические заболевания у детей могут приводить к поражению нервной системы в результате гипоксии в условиях неустойчивого гомеостаза. Неустойчивость гомеостаза особенно характерна для детей перенесших перинатальную гипоксию, у которых поражение нервной системы при соматических заболеваниях возникает быстрее и отличается относительной устойчивостью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: сб. докладов. - М.: 1998. - 198 с.
2 Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа Здоровья. - 1999. - Т.6. -№1. - С. 8-24.
3 Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии. - 2002. - №4. -С.111-119.
Е.Н. ИДДЖИДОВА, УХБАБАДЖАНОВА
Ташкент Балалар медицина институты
СОМАТИКАЛЬЩ АУРУЛАР НЭРЕСТЕЛЕРДЕГ1 НЕВРОЛОГИЯЛЬЩ Б¥ЗЫЛЫСТАР
ТYЙiн: Бiз соматикалы; ауыртпалы; балаларга (ас;азан-шек аурулары, тыныс алу жэне журек-тамыр ЖYЙелерiнiн,) бар нау;астарда психомоторлы даму сипаттамаларын зерттеген. Зерттеулер клиника TashPMI жэне 3 ;алалы; балалар ауруханасында соматикалы; бeлiмшесiнде 3 жыл 1 айга аралыгындагы 60 нау;астармен ЖYргiзiлдi. Диагностика ауру тарихы, объективтi, клиникалы; жэне психо-неврологиялы; зерттеулер непзшде ЖYзеге асырылады. KL саласын Печоре - EL Бiздiн, зерттеу, 6i3 психикалы; даму Г.В. Пантюкина ау;ымды багалау пайдаланылады Frucht (1983). Эдiсi бойынша нэтижелер психикалы; квдр^ жанасуды, сейлеу дамуын жэне уса; моториканы бузу кeрсетiлген. Зерттеу тобында психомоторлы; мэцпру 1 эпикриз мерзiмi 19 (32%), улдар, 15 (25%) ;ыздар 34-сiз нау;ас балаларга (57%) курады. ба;ылау тобынын, психомоторлы; мэцпру 1 эпикриз мерзiмi 4 (16%) балалар болды.
ТYЙiндi сездер: соматикалы; патология; балалардын, психомоторлы; дамуы.
Y.N. MAJIDOVA, U.T. BABADJANOVA
Tashkent Pediatric Medical Institute
NEUROLOGICAL DISORDERS IN SOMATIC DISEASES INFANTS
Resume: We have studied the characteristics of psychomotor development in patients with somatic burdened with children (gastrointestinal disease, respiratory and cardiovascular systems). It has been studied 60 patients aged from 1 month to 3 years old are in the somatic ward at the clinic TashPMI and 3-children's city hospital. Diagnosis is based on anamnesis, objective, clinical and neurological and psycho-diagnostic research. In our study, we used a scale for assessing neuropsychological development GV Pantyukhina - KL Pechory- EL Frucht (1983). The results of these diagnostics instruments showed the touch delay, speech development and disturbance of fine motor skills. Psychomotor retardation 1 epicrisis period in the study group revealed 34 children patients (57%), of which 19 (32%) boys, 15 (25%) girls. Keywords: somatic pathology; psychomotor development of children.
Ё.Н. МАДЖИДОВА, И.К. АБДУКАДЫРОВА
Кафедра неврологии с детской неврологией и медицинской генетикой Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан
ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
УДК 616-053.2-616.8:617.7-07.
Целью работы являлось изучение клинико-неврологических и клинико-офтальмологических особенностей зрительных расстройств у больных с детским церебральным параличом. Клинико-функциональное исследование детей с ДЦП показало, что зрительные нарушения были обусловлены повреждением не только структур мозга, входящих в состав зрительного анализатора, но и оптической системы глаза.
Ключевые слова: зрительные расстройства, нейроофтальмологические нарушения, детский церебральный паралич.
При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения корковых функций, речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, глазодвигательные мышцы [1].
Мозговой органический дефект, составляющий основу ДЦП, возникает рано, в период незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает
сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.
У большинства больных отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущение верхнего века (птоз). Двигательная недостаточность мешает
формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к