Научная статья на тему 'Невозможное как медиатор обучения'

Невозможное как медиатор обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МЕДИАТОР ОБУЧЕНИЯ / НЕВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ / КОНТРАСТНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Субботский Е. В.

Под невозможными событиями и существами (НС) я буду понимать события, которые не имеют аналогов в реальном мире. Под контрастными возможными существами и событиями (КВС) я понимаю прямую противоположность НС существа и события, существующие как в воображении, так и в реальности. Например, для такого НС как яблоко, самопроизвольно взлетающее вверх, КВС будет яблоко, падающее на землю. Цель исследования выяснить, какие эффекты НС или КВС являются более эффективными медиаторами, при обучении. Например, какой способ наглядного обучения закону гравитации будет более эффективным: показ ребенку яблока самопроизвольно взлетающего вверх, или яблока, падающего вниз? Результаты трех исследований подтвердили гипотезу о том, что НС являются более эффективным усилителем обучения, чем КВС (эффект «невозможное над возможным») проявляется в отношении разных когнитивных функций мышления, восприятия и памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невозможное как медиатор обучения»

Невозможное как медиатор обучения

Субботский Е.В.

Доктор психологических наук Ридер по психологии развития (эмеритус) Университет Ланкастер, Ланкастер, Великобритания

Аннотация: Под невозможными событиями и существами (НС) я буду понимать события, которые не имеют аналогов в реальном мире. Под контрастными возможными существами и событиями (КВС) я понимаю прямую противоположность НС - существа и события, существующие как в воображении, так и в реальности. Например, для такого НС как яблоко, самопроизвольно взлетающее вверх, КВС будет яблоко, падающее на землю. Цель исследования - выяснить, какие эффекты - НС или КВС - являются более эффективными медиаторами, при обучении. Например, какой способ наглядного обучения закону гравитации будет более эффективным: показ ребенку яблока самопроизвольно взлетающего вверх, или яблока, падающего вниз? Результаты трех исследований подтвердили гипотезу о том, что НС являются более эффективным усилителем обучения, чем КВС (эффект «невозможное над возможным») проявляется в отношении разных когнитивных функций - мышления, восприятия и памяти.

Ключевые слова: невозможное событие, медиатор обучения, когнитивное развитие

Невозможные и возможные эффекты

-^Эффективность обучения зависит от психологических орудий опосредствующих этот процесс, таких как методы обучения, учебники, стиль общения и т.п.

+Это верно как для обучения людей, так и животных

-кЕсть однако медиатор обучения который специфичен для человека. Это существа и события, которые в реальном мире невозможны.

+Под невозможными эффектами (НЭ) я буду понимать эффекты, в которых нарушаются фундаментальные законы физики, биологии и психологии.

^Животные, говорящие человеческим голосом, летающие слоны, младенцы, обсуждающие вопросы квантовой физики - это НЭ

+НЭ - существа и события, которые не имеют аналогов в реальном мире.

+Под контрастными возможными эффектами (КВЭ) я понимаю прямую противоположность НЭ - существа и события, существующие как в воображении, так и в реальности.

^Например, для такого НЭ как яблоко, самопроизвольно взлетающее вверх, КВЭ будет яблоко, падающее на землю, для НЭ как кентавр - КВЭ будет лошадь или человек.

Проблема исследования

+Какие эффекты - НЭ или КВЭ - являются более эффективными медиаторами, усиливающими эффективность обучения?

+Образование, экономика, юриспруденция, политика и др. практические области используют как НЭ так и КВЭ эффекты как усилители действия.

+Какой из двух типов медиаторов - НЭ или КВЭ - является более эффективным?

^Например, какой способ наглядного обучения закону гравитации будет более эффективным: показ ребенку яблока самопроизвольно взлетающего вверх, или яблока, падающего вниз?

Гипотеза 1

+КВЭ - более эффективен, так как он соответствует ежедневному

эмпирическому опыту ребенка +

Гипотеза 2

+НЭ - более эффективны

+Основание: КВЭ существует лишь в одном измерении - измерении реального

мира

+Напротив, НЭ существуют в двух измерениях - измерении сверхъестественного мира и измерении реального мира.

+Это следует из контрастности мышления: как только возникает мысль о НЭ (яблоке, взлетающем вверх), возникает и мысли о КВЭ - яблоке, падающем вниз.

+Такая бифункциональность дает основания полагать, что усиливающее воздействие НЭ является более эффективным чем таковое КВЭ, поскольку усиливающе воздействие НЭ получает поддержку усиливающего воздействия КВЭ

+В этом сообщении я изложу исследования, в которых сопоставлены эффективность НЭ и КВЭ как усилителей функционирования трех разных когнитивных функций - мышления, восприятия и памяти. Исследование 1: Мышление

+Задача: сопоставить воздействие НЭ и ВКЭ на креативное мышление детей +В качестве НЭ были взяты магические эффекты показанные в фильме «Гарри Поттер и философский камень» В чем связь?

Основание для гипотезы исследования Эксперимент 1 Оценка креативности

+(1) Тест "Креативность в действии и движении" Торренса (ТКАМ), состоявший из 4-х субтестов (например, ребенка просили изобрести как можно больше способов передвижения из одного места в другое, или как можно больше способов использования бумажного стаканчика, скажем, в качестве барабана),

+(2) тест рисования несуществующего (невозможного в реальном мире) объекта (невозможное дерево, машина, человек).

+Мерой креативности было количество и качество предложенных вариантов (ТКАМ), или число необычных черт, привнесенных в рисунок.

Экспериментальное воздействие

+Детям показывали 15-ти минутный фильм, созданный на основе фильма "Гарри Поттер и Философский камень."

+Экспериментальной группе показывали Магический вариант фильма (МФ),включавший такие сцены, как говорящие звери, волшебники, осуществляющие магические операции с волшебними палочками, заклинаниями, и летающие на метле).

+Контрольной группе показывали Немагический вариант фильма (НФ), который показывал тех же героев фильма, но вовлеченных в обычные, немагические действия и коммуникации.

Пост-тесты

+После просмотра фильмов, детей тестировали по оставшимся трем субтестам

ТКАМ

+Шестилеток также просили нарисовать и прокомментировать несколько новых невозможных объектов (животное, машину, дом и растение). Не-существующая игрушка

+Кукла, которая оживает и говорит «Я тебя люблю». Может есть настоящую

пищу

+Щенок, розовый щенок, ест яблоки Не-существующий фрукт

+Волшебный банан - очисти его, и он из золота +Фиолетово-зеленый виноград, красно-зеленые яблоки

Средние суммарные оценки по ТСАМ (гибкость, оригинальность и сила воображения) как функция Типа воздействия (МФ и НФ), и возраста (4 и 6 лет) в Эксперименте 1 Резюме

+Результаты показали, что до показа фильмов креативность детей обеих групп была одинакова почти по всем показателям.

+После показа фильмов, в обеих возрастных категориях, дети экспериментальных групп продемонстрировали значительно (иногда в два раза) более высокие показатели креативности чем дети контрольных групп, почти по всем субтестам ТКАМ.

+ Та же тенденция была обнаружена и в рисуночном тесте.

Эксперимент 2

Метод

Средние суммарные оценки по ТСАМ (гибкость, оригинальность и сила воображения) как функция

Типа воздействия (МФ и НФ), и возраста (6 и 8 лет) в Эксперименте 2

Вера в магию, как функция Типа воздействия (МФ или НФ) и возраста (6 или 8

лет)

Резюме

Общее резюме

Исследование 2: Восприятие

Почему эта способность важна

Гипотеза

Метод

Среднее число правильных идентификаций (из 42 возможных) как функция возраста (6 и 9 лет), Группы (экспериментальная или контрольная) и времени тестирования (до или после показа фильмов)

Результаты Вывод

Исследование 3: Память

Задачи исследования Эксперимент Процедура опыта Результаты

Результаты: Распознавание брэндов сразу после показа фильмов

Распознавание через 2 недели после показа фильмов

Выводы

Заключение

+Результаты трех исследований подтвердили гипотезу о том, что НЭ являются более эффективным усилителем обучения, чем КВЭ

+Данный эффект (невозможное над возможным) проявляется в отношении разных когнитивных функций - мышления, восприятия и памяти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.