Невозможное как медиатор обучения
Субботский Е.В.
Доктор психологических наук Ридер по психологии развития (эмеритус) Университет Ланкастер, Ланкастер, Великобритания
Аннотация: Под невозможными событиями и существами (НС) я буду понимать события, которые не имеют аналогов в реальном мире. Под контрастными возможными существами и событиями (КВС) я понимаю прямую противоположность НС - существа и события, существующие как в воображении, так и в реальности. Например, для такого НС как яблоко, самопроизвольно взлетающее вверх, КВС будет яблоко, падающее на землю. Цель исследования - выяснить, какие эффекты - НС или КВС - являются более эффективными медиаторами, при обучении. Например, какой способ наглядного обучения закону гравитации будет более эффективным: показ ребенку яблока самопроизвольно взлетающего вверх, или яблока, падающего вниз? Результаты трех исследований подтвердили гипотезу о том, что НС являются более эффективным усилителем обучения, чем КВС (эффект «невозможное над возможным») проявляется в отношении разных когнитивных функций - мышления, восприятия и памяти.
Ключевые слова: невозможное событие, медиатор обучения, когнитивное развитие
Невозможные и возможные эффекты
-^Эффективность обучения зависит от психологических орудий опосредствующих этот процесс, таких как методы обучения, учебники, стиль общения и т.п.
+Это верно как для обучения людей, так и животных
-кЕсть однако медиатор обучения который специфичен для человека. Это существа и события, которые в реальном мире невозможны.
+Под невозможными эффектами (НЭ) я буду понимать эффекты, в которых нарушаются фундаментальные законы физики, биологии и психологии.
^Животные, говорящие человеческим голосом, летающие слоны, младенцы, обсуждающие вопросы квантовой физики - это НЭ
+НЭ - существа и события, которые не имеют аналогов в реальном мире.
+Под контрастными возможными эффектами (КВЭ) я понимаю прямую противоположность НЭ - существа и события, существующие как в воображении, так и в реальности.
^Например, для такого НЭ как яблоко, самопроизвольно взлетающее вверх, КВЭ будет яблоко, падающее на землю, для НЭ как кентавр - КВЭ будет лошадь или человек.
Проблема исследования
+Какие эффекты - НЭ или КВЭ - являются более эффективными медиаторами, усиливающими эффективность обучения?
+Образование, экономика, юриспруденция, политика и др. практические области используют как НЭ так и КВЭ эффекты как усилители действия.
+Какой из двух типов медиаторов - НЭ или КВЭ - является более эффективным?
^Например, какой способ наглядного обучения закону гравитации будет более эффективным: показ ребенку яблока самопроизвольно взлетающего вверх, или яблока, падающего вниз?
Гипотеза 1
+КВЭ - более эффективен, так как он соответствует ежедневному
эмпирическому опыту ребенка +
Гипотеза 2
+НЭ - более эффективны
+Основание: КВЭ существует лишь в одном измерении - измерении реального
мира
+Напротив, НЭ существуют в двух измерениях - измерении сверхъестественного мира и измерении реального мира.
+Это следует из контрастности мышления: как только возникает мысль о НЭ (яблоке, взлетающем вверх), возникает и мысли о КВЭ - яблоке, падающем вниз.
+Такая бифункциональность дает основания полагать, что усиливающее воздействие НЭ является более эффективным чем таковое КВЭ, поскольку усиливающе воздействие НЭ получает поддержку усиливающего воздействия КВЭ
+В этом сообщении я изложу исследования, в которых сопоставлены эффективность НЭ и КВЭ как усилителей функционирования трех разных когнитивных функций - мышления, восприятия и памяти. Исследование 1: Мышление
+Задача: сопоставить воздействие НЭ и ВКЭ на креативное мышление детей +В качестве НЭ были взяты магические эффекты показанные в фильме «Гарри Поттер и философский камень» В чем связь?
Основание для гипотезы исследования Эксперимент 1 Оценка креативности
+(1) Тест "Креативность в действии и движении" Торренса (ТКАМ), состоявший из 4-х субтестов (например, ребенка просили изобрести как можно больше способов передвижения из одного места в другое, или как можно больше способов использования бумажного стаканчика, скажем, в качестве барабана),
+(2) тест рисования несуществующего (невозможного в реальном мире) объекта (невозможное дерево, машина, человек).
+Мерой креативности было количество и качество предложенных вариантов (ТКАМ), или число необычных черт, привнесенных в рисунок.
Экспериментальное воздействие
+Детям показывали 15-ти минутный фильм, созданный на основе фильма "Гарри Поттер и Философский камень."
+Экспериментальной группе показывали Магический вариант фильма (МФ),включавший такие сцены, как говорящие звери, волшебники, осуществляющие магические операции с волшебними палочками, заклинаниями, и летающие на метле).
+Контрольной группе показывали Немагический вариант фильма (НФ), который показывал тех же героев фильма, но вовлеченных в обычные, немагические действия и коммуникации.
Пост-тесты
+После просмотра фильмов, детей тестировали по оставшимся трем субтестам
ТКАМ
+Шестилеток также просили нарисовать и прокомментировать несколько новых невозможных объектов (животное, машину, дом и растение). Не-существующая игрушка
+Кукла, которая оживает и говорит «Я тебя люблю». Может есть настоящую
пищу
+Щенок, розовый щенок, ест яблоки Не-существующий фрукт
+Волшебный банан - очисти его, и он из золота +Фиолетово-зеленый виноград, красно-зеленые яблоки
Средние суммарные оценки по ТСАМ (гибкость, оригинальность и сила воображения) как функция Типа воздействия (МФ и НФ), и возраста (4 и 6 лет) в Эксперименте 1 Резюме
+Результаты показали, что до показа фильмов креативность детей обеих групп была одинакова почти по всем показателям.
+После показа фильмов, в обеих возрастных категориях, дети экспериментальных групп продемонстрировали значительно (иногда в два раза) более высокие показатели креативности чем дети контрольных групп, почти по всем субтестам ТКАМ.
+ Та же тенденция была обнаружена и в рисуночном тесте.
Эксперимент 2
Метод
Средние суммарные оценки по ТСАМ (гибкость, оригинальность и сила воображения) как функция
Типа воздействия (МФ и НФ), и возраста (6 и 8 лет) в Эксперименте 2
Вера в магию, как функция Типа воздействия (МФ или НФ) и возраста (6 или 8
лет)
Резюме
Общее резюме
Исследование 2: Восприятие
Почему эта способность важна
Гипотеза
Метод
Среднее число правильных идентификаций (из 42 возможных) как функция возраста (6 и 9 лет), Группы (экспериментальная или контрольная) и времени тестирования (до или после показа фильмов)
Результаты Вывод
Исследование 3: Память
Задачи исследования Эксперимент Процедура опыта Результаты
Результаты: Распознавание брэндов сразу после показа фильмов
Распознавание через 2 недели после показа фильмов
Выводы
Заключение
+Результаты трех исследований подтвердили гипотезу о том, что НЭ являются более эффективным усилителем обучения, чем КВЭ
+Данный эффект (невозможное над возможным) проявляется в отношении разных когнитивных функций - мышления, восприятия и памяти