УДК 316.472
Б. А. Борсуковский Омская гуманитарная академия
НЕВОСТРЕБОВАННАЯ СТАРОСТЬ
В статье раскрываются социальные причины изменений отношения к людям пожилого возраста - утрата значимости глубины опыта и мудрости пожилого возраста перед бурными потоками информационных и технических преобразований. Обращается внимание на изменение образованности пожилых людей и сокращение разрыва в освоении современных систем использования информации и связи между пожилым и молодым поколениями, что указывает на увеличение возможностей активизации творческой деятельности пожилого поколения.
Ключевые слова: пожилой возраст, опыт, мудрость, активизация, востребованность.
Еще сто лет назад русской общественности одинокое проживание стариков, идея массового переселения стариков в дома-интернаты или геронтологические центры с удобствами для их проживания представлялись если не безумными, то маловероятными. В современном обществе примерно 80% стариков живут отдельно от семей своих детей и внуков, и отсутствуют какие-либо предпосылки для уменьшения этого состояния в будущем. Тысячелетия в народах мира состарившиеся родители до своих последних дней жили среди детей и внуков. Присутствие стариков в семьях было востребовано, было необходимостью, условием выживания народа, но не обузой. Потому что:
1. Старики - хранители ценнейшего опыта жизни, созданного предыдущими поколениями.
2. Старики - воспитатели внуков в семье.
Человек тяжелым трудом, в борьбе с природой, в конкуренции с соседними племенами, выживал в своей общине. Из года в год накапливался опыт жизни и труда, потеря которого могла поставить племя в ситуацию гибели или порабощения. В этой борьбе определились основные функции трех поколений, которые жили вместе и удачно дополняли друг друга. Исключение хотя бы одного из цепочки поколений создавало для племени тяжелую жизненную ситуацию. Дети - это символ роста и воспроизводства численности племени, они компенсируют естественные и неожиданные человеческие потери. Взрослые своим трудом обеспечивали родичей средствами жизни и защиту от врагов. Старики, потеряв часть трудоспособности, становились ценными хранителями опыта жизни, воспитателями и наставниками последующих поколений. Причем роль бабушек в воспитании детей могла быть даже значительней, чем матерей, последним большую часть времени приходилось заниматься непростым домашним хозяйством. Старики становились взыскательными наставниками для юношей и мужчин.
В условиях низкой производительности труда человек не мог создавать большие запасы продуктов, необходимых для выживания. Поэтому жизнь племени постоянно зависела от опыта и знаний, которыми оно владело, потеря которых приводила к тяжелым последствиям. Это было известно всем племенам, так как основные памятные события многие столетия устно передавались из поколения в поколение.
Носителями и хранителями накопленного опыта были старики. К нему они добавляли новые знания, полученные из событий своей жизни. Отпадала «шелуха» мелочного, все более четко формировались знания обобщенные, которые и составляли основу опыта и традиций рода.
Пока не сформировалась письменность, люди вынуждены были дорожить способностью помнить. Вот почему стариков слушали, уважали, заботились о них, что постепенно укрепляло их социальный статус. За советами шли к старейшинам,
беспрекословно выполняя их требования. Чтобы мудрейшие старики не отказались выслушать просьбу и дать совет, проявляли перед ними почтение и смирение. Строптивость молодых перед старостью могла быть осуждена и сурово наказана.
Появление письменности еще долгое время не могло значительно изменить сложившегося отношения к старикам. Грамотой владели единицы, а знания, которые можно было получить из письменных источников тех лет, были не существенны для практики жизни.
Но зерно раздора родилось. Грамотность, развитие книгопечатания постепенно стали забирать функцию сохранения части информации. Рукописи и книги становились все более содержательными и полезными для организации жизни общества. Конечно, роль стариков еще была велика, так как рукописные источники знаний нужно было дополнять конкретным опытом жизни отдельного рода.
Лиха беда начало. Великое достижение человечества, грамотность, постепенно становилось причиной потери востребованности опыта и мудрости стариков в обществе. Появлялись новые источники информации, доступные и понятные населению. Современные знания формируются в образовательных и научных учреждениях, а не в семьях. Хранителями и источниками информации стали книги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Содержательность и разнообразие этой информации на порядки выше того, что может предложить индивидуальная память. Обновление информации идет темпами, за которыми не угнаться человеческому уму. Станет ли одурманенная потоком информации, спесивая от образованности молодежь внимать опыту старшего поколения? Знания черпаются из учебников, справочников, журналов. Память жизненного опыта поколений становится маловостребованной. Устанавливаются отношения, где молодым -везде дорога, а старикам - имитация почета и уважения.
Многие столетия на стариках лежала ответственность за воспитание в первую очередь внуков. В современных семьях один-два ребенка. Большую часть времени развитием детей занимаются специалисты детских садов и школ. Участие старших членов семьи в воспитании внуков значительно сократилось. Да и возраст дедушек и бабушек нередко от 40 лет - вполне трудоспособный. По этой причине расширение социальной роли детских учреждений в воспитании детей объяснимо.
Несколько веков назад, когда средняя продолжительность жизни жителей планеты равнялась 40-45 годам, поколение стариков довольно четко отвечало своей социальной роли. В современном обществе эта роль впору прадедушкам и прабабушкам, а дедушки и бабушки (социальный статус), вырастившие своих детей, еще не могут в силу трудовой занятости освободиться для воспитания внуков.
На территории небольшой квартиры происходят столкновения двух трудоспособных поколений, отличающихся друг от друга своими взглядами, привычками, темпами жизни. Возникают предпосылки к бытовым конфликтам. Каждое из поколений способно обеспечить самостоятельный быт. Для разрыва находится удобная мотивация. Родители желают отдохнуть от забот о детях. Дети стремятся жить самостоятельно.
Цивилизация сделала наш мир мобильным. Получив образование, профессию в одном городе или государстве, молодой специалист может найти работу в другом месте, за сотни и тысячи километров от родительского дома. Переезд оправдывается не только личным желанием молодежи, но и социальной и производственной необходимостью, что постепенно рождает привычку жить самостоятельно как у молодежи, так и у родителей.
Напрашивается поразительный вывод: развитие цивилизации, в частности, одной из ее основных составляющих - информационности социальной системы обучения и воспитания, бурными темпами поставило большинство стариков в положение социальных изгоев общества.
Чем заниматься человеку, вышедшему на пенсию или, как говорится, на «заслуженный отдых»? Вероятность трудоустройства, тем более по специальности, по которой накоплены профессиональные знания и опыт, мала. Где, как «перебиться» еще каких-то лет двадцать - двадцать пять до конца жизни?
Социальный портрет старости в последние годы претерпевает существенное изменение. Лет тридцать-двадцать назад на пенсию выходило поколение, родившееся в двадцатых - тридцатых годах, для которого уровень «несколько классов начальной школы» был достаточен, а восьмилетнее образование считалось довольно высоким. Начиная с 2000 г. на пенсию по старости выходит послевоенное поколение, которое настойчиво стремилось получить среднее и высшее профессиональное образование. Довоенное поколение стариков могло довольствоваться «отдыхом» на дачах и у телевизоров, для поддержания которого требовались незначительные, доступные материальные ресурсы. Послевоенное поколение не теряет надежду быть полезным обществу своими профессиональными знаниями, опытом и тяготится отсутствием или недостаточностью условий для этого. Если человек на активном этапе жизни «горел» трудом, то тлеть на «заслуженном отдыхе» ему непривычно и некомфортно. Чтобы в жизни «тлеть», требуется, чтобы ее «пламя» погасло.
Современное поколение пожилых надеется на продолжение активности своей творческой жизни. Результаты проведенного нами опроса показывают, что пенсионеров не устраивает сформировавшийся уровень социальной жизни. Они отмечают отсутствие социальной инфраструктуры для пожилых людей, подчеркивают актуальность и значимость социальной активности своей жизни. Девизом для многих остаются слова песни: «Жить, а не существовать...». При этом важны не только материальные условия.
Последние десятилетия молодежь, переполненная информацией, не задумываясь над содержанием и значением понятий «информация» и «знания», скептически посматривает на старческую мудрость: что вы, старики, можете понимать в современной жизни. Технический прогресс должен был окончательно вытеснить пожилое поколение на обочину социальной активности. Однако информация - это еще не знания, тем более не мудрость, о которой, правда, сейчас мало вспоминают.
Уровень образованности пожилого поколения значительно вырос и продолжает расти. Многие ветераны не уступают молодежи в умении владеть электронными источниками информации и связи. Активность физическая все более заменяется творческою активностью в Интернете, которую доступно проявлять, не покидая дома. Мы не призываем закрывать стариков дома, у компьютеров, а указываем на развивающуюся тенденцию востребованности знаний, опыта и мудрости пожилого поколения, способствующую гармонии развития современного общества.
Невостребованность старости чрезвычайно опасна, так как обесцениваются, безвозвратно теряются знания, опыт и мудрость. Отношение к старости есть вектор, указывающий направление развития общества, ценность, последовательность и системность всех этапов жизни. Практическая значимость завершающего этапа не столько в материальном экономическом продукте, сколько в духовном наполнении культуры своего народа и выражается различными формами благодарности старикам и созданием экономических и социальных условий для активности людей в течение всей жизни.
© Борсуковский Б. А., 2010
Автор статьи - Борис Александрович Борсуковский, кандидат педагогических наук, доцент, НОУ ВПО «ОмГА».
Рецензент - Е. П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, ФГОУ ВПО ОмГПУ.