Научная статья на тему 'Невербальный компонент русско- и китайскоязычных туристических сайтов'

Невербальный компонент русско- и китайскоязычных туристических сайтов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристская деятельность / Интернет / интернет-технологии / интернеткоммункация / интернет-дискурс / интернет-тексты / интернет-ресурсы / веб-сайты / невербальная коммуникация / русский язык / китайский язык / туристические сайты / tourism / tourist business / Internet / Internet technologies / Internet communication / Internet discourse / Internet texts / Internet resources / websites / non-verbal communication / Russian language / Chinese language / travel websites

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Инь Цзысюань

Анализируются средства невербальной коммуникации на русско- и китайскоязычных туристических веб-сайтах. Автором приводится краткая характеристика коммуникативного процесса с учетом использования современных информационных технологий, а также отличительные особенности веб-сайтов. Особое внимание уделяется такой категории, как интерактивность, позволяющей пользователям самостоятельно управлять предоставляемой информацией, просматривать фотографии, рисунки, иллюстрации, видеоматериалы и т. д. В статье также анализируются визуальные элементы туристических веб-сайтов и их важность для пользователя. В результате установлено, что важными визуальными элементами для туристического веб-сайта как на русском, так и на китайском языках являются средства мультимедиа, использование аудио- и видеоматериалов, цветовая палитра сайта, которая отражает культуру народа, использование фотографий, рисунков и иллюстраций, отражающих контекст представленной информации и расположенных в логическом порядке на основе привычек восприятия информации, сложившихся у китайцев и россиян, а также использование унифицированных пиктограмм. Выявлено, что на русскоязычном сайте фотографии, иллюстрации и рисунки сначала содержат общую информацию о достопримечательности, в то время как на китайском языке общая информация располагается в конце. При планировании визуального наполнения сайта также необходимо учитывать, что современный пользователь чаще использует для посещения сайта смартфон или планшет с экраном малого размера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Инь Цзысюань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Non-verbal Component of Russianand Chinese-Language Travel Websites

The article analyzes the means of non-verbal communication on Russianand Chinese-language travel websites. The author provides a brief description of the communication process, taking into account the use of modern information technologies, as well as the distinctive features of these websites. Special attention is paid to such a category as interactivity, which allows users to independently manage the information provided, view photos, drawings, illustrations, videos, etc. The article also analyzes the visual elements of travel websites and their importance for the user. As a result, it has been found that the important visual elements of a travel website in both Russian and Chinese are the multimedia, the use of audio and video materials, the color palette of the site that reflects the culture of the people, the use of photographs, drawings and illustrations reflecting the context of the information presented and arranged in a logical order based on the habits of perception of information by the Chinese and the Russians, as well as the use of unified pictograms. It has been revealed that on the Russian-language website, photographs, illustrations and drawings first contain general information about the sight of interest, while in Chinese, general information is located at the end. When planning the visual content of the site, it is also necessary to take into account that the modern user more often uses a smartphone or tablet with a small screen to visit the site.

Текст научной работы на тему «Невербальный компонент русско- и китайскоязычных туристических сайтов»

Политическая лингвистика. 2024. № 3 (105). Political Linguistics. 2024. No 3 (105).

УДК 811.161.1 '42+811.581 '42+81 '38

ББКШ141.12-51+Ш171.1-51+Ш105.551.5 ГРНТИ 16.21.33 Код ВАК5.9.8

Инь Цзысюань

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия, sunny65@internet.ru

Невербальный компонент русско- и китайскоязычных туристических сайтов

АННОТАЦИЯ. Анализируются средства невербальной коммуникации на русско- и китайскоязычных туристических веб-сайтах. Автором приводится краткая характеристика коммуникативного процесса с учетом использования современных информационных технологий, а также отличительные особенности веб-сайтов. Особое внимание уделяется такой категории, как интерактивность, позволяющей пользователям самостоятельно управлять предоставляемой информацией, просматривать фотографии, рисунки, иллюстрации, видеоматериалы и т. д. В статье также анализируются визуальные элементы туристических веб-сайтов и их важность для пользователя. В результате установлено, что важными визуальными элементами для туристического веб-сайта как на русском, так и на китайском языках являются средства мультимедиа, использование аудио- и видеоматериалов, цветовая палитра сайта, которая отражает культуру народа, использование фотографий, рисунков и иллюстраций, отражающих контекст представленной информации и расположенных в логическом порядке на основе привычек восприятия информации, сложившихся у китайцев и россиян, а также использование унифицированных пиктограмм. Выявлено, что на русскоязычном сайте фотографии, иллюстрации и рисунки сначала содержат общую информацию о достопримечательности, в то время как на китайском языке общая информация располагается в конце. При планировании визуального наполнения сайта также необходимо учитывать, что современный пользователь чаще использует для посещения сайта смартфон или планшет с экраном малого размера.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: туризм, туристская деятельность, Интернет, интернет-технологии, интернет-коммункация, интернет-дискурс, интернет-тексты, интернет-ресурсы, веб-сайты, невербальная коммуникация, русский язык, китайский язык, туристические сайты.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Инь Цзысюань, аспирант, Южно-Уральский государственный университет; 454080, Россия, Челябинск, пр-т Ленина, 76; email: sunny65@internet.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Инь, Цзысюань. Невербальный компонент русско- и китайскоязычных туристических сайтов / Инь Цзысюань. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2024. — № 3 (105). — С. 218225.

Yin Zixuan

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, sunny65@internet.ru

The Non-verbal Component of Russian- and Chinese-Language Travel Websites

ABSTRACT. The article analyzes the means of non-verbal communication on Russian- and Chinese-language travel websites. The author provides a brief description of the communication process, taking into account the use of modern information technologies, as well as the distinctive features of these websites. Special attention is paid to such a category as interactivity, which allows users to independently manage the information provided, view photos, drawings, illustrations, videos, etc. The article also analyzes the visual elements of travel websites and their importance for the user. As a result, it has been found that the important visual elements of a travel website in both Russian and Chinese are the multimedia, the use of audio and video materials, the color palette of the site that reflects the culture of the people, the use ofphotographs, drawings and illustrations reflecting the context of the information presented and arranged in a logical order based on the habits of perception of information by the Chinese and the Russians, as well as the use of unified pictograms. It has been revealed that on the Russian-language website, photographs, illustrations and drawings first contain general information about the sight of interest, while in Chinese, general information is located at the end. When planning the visual content of the site, it is also necessary to take into account that the modern user more often uses a smartphone or tablet with a small screen to visit the site.

KEYWORDS: tourism, tourist business, Internet, Internet technologies, Internet communication, Internet discourse, Internet texts, Internet resources, websites, non-verbal communication, Russian language, Chinese language, travel websites.

AUTHOR'S INFORMATION: Yin Zixuan, Post-Graduate Student, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

FOR CITATION: Yin Zixuan. (2024). The Non-verbal Component of Russian- and Chinese-Language Travel Websites. In Political Linguistics. No 3 (105), pp. 218-225. (In Russ.).

© Инь Цзысюань, 2024

Предоставление большого количества информации о туристических направлениях и достопримечательностей в настоящее время является жизненно важной задачей для улучшения экономического и социального развития городов, регионов и стран, поскольку туризм стал важной частью экономики в большинстве стран мира. В рамках туристического дискурса в настоящее время используется термин «дестинация», который можно определить как «географическое пространство, в котором существует кластер туристических ресурсов» [Кирьянова 2012: 134]. Продвижение дестинаций среди фактических и потенциальных посетителей является одной из ключевых ролей организаций, занимающихся туристическим маркетингом. Однако возникает задача привлечения туристов в связи со стремительным развитием информационных технологий и использования сети Интернет и использованием как вербальных, так и невербальных средств общения. При этом одним из способов невербального общения в сети Интернет является использование визуальных средств, так как современный человек получает информацию не только из текстов, но и фотографий, иллюстраций, видео- и аудиомате-риалов, цветового оформления материала и т. д. [Смагина 2017: 3]. Именно поэтому в настоящее время в рамках изучения туристического дискурса анализируются вопросы относительно словесного и образного аспекта усвоения получаемой информации. А. А. Зенкин отмечает, что данный процесс ускоряется посредством вербального (последовательность символов) и невербального (картины-образы) способа представления информации, особенно в рамках выбора места посещения определенной страны, города или достопримечательности [Зенкин 2018: 71].

А. Н. Веракса отмечает, что образный характер познавательной деятельности необходим для «ориентировки в различных новых сложных ситуациях при отсутствии у субъекта адекватной ориентировочной основы» [Веракса 2016: 26]. В свою очередь, А. А. Зенкин придерживается мнения, что создание образов и их язык становятся важным средством моделирования проблемной ситуации, которая применительно к нашему материалу выражается в формировании представления о той или иной дестинации [Зенкин 2018: 74]. С точки зрения невербальной коммуникации необходимо отметить, что зрительная система человека обладает элементом синтеза информации [Мартынова 2014: 230]. Первый аспект заключается в общем охвате представленной проблемной си-

туации, в то время как второй — в выделении необходимой информации, связанной с решением поставленной задачи. В связи с этим визуальный ряд приобретает характер важной составляющей процесса восприятия получаемой информации.

Для достижения этой цели важную роль играют официальные веб-сайты дестинаций, форумы и социальные сети, поскольку туристы используют их для планирования поездок и выбора направлений. Таким образом, представляется крайне важным оценить их качество и проанализировать, как пользователи взаимодействуют с предоставленной информацией с точки зрения невербальной коммуникации.

В условиях все более жесткой конкуренции и в стремлении привлечь туристов специалисты в данной области изучают целесообразность использования брендинга дести-нации. Он включает в себя такие процессы, как анализ сегментации рынка, позиционирование туристического направления, исследование потребителей, отношения с заинтересованными сторонами, разработка и реализация имиджа посредством использования информационных технологий, т. е. маркетинг.

Одна из ключевых задач, стоящих перед организациями, занимающимися маркетингом туристических направлений, заключается в разработке официальных веб-сайтов для того, чтобы предоставить пользователям подходящую информацию посредством не только текста, но и визуального языка. Цель данной деятельности в том, чтобы официальные веб-сайты дестинаций использовались в качестве канала для маркетинга продуктов и услуг, а также в качестве платформ для обмена информацией и опытом между их потребителями [Глумова 2020: 12]. Актуальность веб-сайта как элемента туристической коммуникации побудила специалистов рассмотреть, какие элементы он должен содержать для того, чтобы считаться качественным средством обмена информации.

С этой точки зрения группа исследователей разработала модель оценки, которая позволила проанализировать веб-сайты туристических направлений с различных точек зрения, чтобы получить общее представление об их качестве [иеопд 2021: 78]. Результатом ее применения является индекс качества для создания рейтинга и сравнения одних веб-сайтов с другими. Такая аналитическая модель была разработана с учетом рекомендаций ВТО, а также различных методов веб-оценки, разработанных в рассматриваемой области. Ее результатом является методология анализа, которая оценивает

технические, коммуникативные и реляционные аспекты веб-сайта. Последняя область также включает в себя то, как веб-сайт использует интерактивные элементы и невербальную коммуникацию, связанные с наиболее эффективным усвоением получаемой информации.

Особую роль в повышении качества предоставляемой информации на веб-сайте дестинации является интерактивность. Она может быть определена как потенциал технологической системы для продвижения эффективных коммуникативных процессов, допускающих наличие элементов, которые придают процессу обмена информацией, опосредованному технологией, диалогич-ность [Прокин, Богатырская, Сергушина, Чи-няева 2018: 3]. Также существует и другое определение: «состояние или процесс общения, обмена, получения и/или изменения контента (например, идей, информации о дестинации) и/или его формы посредством носителя (например, компьютер, смартфон, планшет и т. д.), который отвечает коммуникативным потребностям аудитории, включая гипертекстовые ссылки, использование определенного визуального кода, аудио- и видеоматериалы, иллюстрации, фотографии и т. д.» [Кондакова, Михайлов 2019: 645].

А. А. Шакиров отмечает, что интерактивность способствует обработке информации, представленной на веб-сайте, и чем он интерактивнее, тем больше вероятность выбора продвигаемого на нем продукта, услуги и дестинации [Шакиров, Зарипова 2019: 87]. Он также пришел к выводу, что веб-сайты, посвященные достопримечательностям страны или города, имеют больше шансов на успех, если они содержат интерактивные элементы, такие как гиперссылки, карты, путеводители и т. д.

Согласно рекомендациям ВТО, интерактивность является одним из важнейших аспектов создания успешного туристического веб-сайта. В связи с этим некоторые авторы рассматривают данный аспект как переменную для анализа качества информации, предоставленной на конкретном портале. Д. Дасгупта разработал модель анализа, иллюстрирующую факт, что возможность настройки веб-сайта для потребностей потребителя, виртуальные туры и большое количество визуальных объектов является важным аспектом успеха туристической фирмы [Dasgupta 2016: 164]. Однако К. Хигальдо-Алказар отмечает,

что в их сравнительном анализе 30 целевых веб-сайтов существует общий пробел, связанный с внедрением интерактивных технологий в веб-сайтах направлений и повышением качества невербальной коммуникации [Hidalgo-Alcázar 2015: 359].

Веб-сайты дестинаций не должны быть изолированными страницами, на которых маркетинговые организации размещают исключительно текстовую информацию. Они должны представлять собой «окна», открытые для других платформ и инструментов в сфере социальных сетей, которые пользователь в настоящее время использует на регулярной основе для поиска информации или планирования поездок.

В пример можно привести портал «Rus-sia Discovery», который представляет собой сервис по подбору путешествий и экспедиций по России. Сайт разделен на несколько категорий: «коллекции путешествий», «новинки», «специальный сервис», «журнал путешествий». При этом необходимо отметить, что рубрика «журнал путешествий» представлена в официальном канале Telegram, где его участники могут ознакомиться с новыми турами, а также с расценками (рис. 1). Поэтому многие пользователи могут узнавать новости сервиса без посещения официального сайта. Примечательно, что желающие организовать тур или поездку могут связаться с представителями «Russia Discovery» посредством телефона, а также ранее упоминавшегося приложения Telegram и WhatsApp* (рис. 2).

В обзоре литературы, опубликованной в период с 2018 по 2022 год по использованию социальных сетей в сфере туризма, М. М. Романова, И. П. Кульгачев и Е. А. Блинова определяют использование этих инструментов как одну из мегатенденций, оказавших большое влияние на системы туризма в последние годы не только как источники информации перед поездкой, но и благодаря возможности использования во время и после поездок [Романова, Кульгачев, Блинова 2021: 6]. В рамках концепции социальных сетей они классифицируют такие платформы как блоги и микроблоги (Telegram, WeChat, TikTok), интернет-сообщества (VK, Sina Weibo, TripAdvisor), сайты обмена видеоинформацией (Flickr, YouTube) и порталы обмена знаниями в социальных сетях (Wikitravel, Nashaplaneta, Travelchinaguide Forum и др.).

RussiaDiscovery +

¿SZa 69K subscribers

839 О 19:00

rffi^E RussiaDiscovery

Золотое кольцо Алтая

Одно путешествие, которое собрало в себе всё, ради чего приезжают на Алтай. Бирюзовое озеро с «гейзерами» на дне, марсианские долины, Каменные Грибы — маршруты на микроавтобусах по самым знаковым локациям региона. А ещё сплав на рафтах по Катуни и фольклорная программа с мастер-классами

Ш Сколько: 107 000 руб./чел. Ш Когда: 3-11 августа 117-25 августа 131 августа - 8 сентября 114-22 сентября

Q, Search

RussiaDiscovery 4 Di*cev«ry @RussiaDiscovery

3.69K 2.22K 94 30 465

Subscribers Photos Videos Files Links

Официальный канал RussiaDiscovery. Более 200 приключенческих туров по всей России Ei Наш сайт:

https://clck.rn/36Snvu

ВК

https://vk.com/russiadiscovery

Появились вопросы по туру? Напишите

нам в чате: @RussiaDiscovery_bot

DOWNLOAD TELEGRAM

About Blog Apps Platform

Рис. 1. Официальный канал «Russia Discovery» в Telegram

Discovery +7 495 104-64-36 * ® P

Рис. 2. Способы связи с представителями «Russia Discovery» посредством телефона, Telegram и WhatsApp*

Независимо от того, насколько широко они используются, одной из основных характеристик этих медиа является их способность размещать и продвигать пользовательский контент. Эта информация в значительной степени заслуживает доверия и, как правило, воспринимается как более надежная, чем информация, предлагаемая коммерческими или институциональными источниками. Следовательно, это имеет отношение к тому образу, который пользователи создают в своем сознании относительно конкретного пункта назначения, даже если этот образ не обязательно соответствует тому, который стремятся создать организации, занимающиеся маркетингом дестинаций.

Необходимо также отметить 10 индикаторов, связанных с тремя формами взаимодействия. Взаимодействие пользователя и представленной информации иллюстрируется наличием шести элементов на вебсайтах (1—6); взаимодействие между поль-

зователями можно проиллюстрировать наличием двух элементов (7—8); анализ интерактивности завершается аспектами, касающимися взаимодействия пользователя и администратора веб-сайта (9—10):

1. Мультимедийное отображение направлений через виртуальные туры или веб-камеры.

2. Мультимедийное отображение пунктов назначения с помощью интерактивных или неинтерактивных видео. Этот элемент, наряду с предыдущим, составляет один из аспектов, который наиболее явно способствует приближению потенциального туриста к месту назначения, для которого запрашивается информация.

3. Такая информация, как туристические буклеты, карты и экскурсии, которые турист может загрузить бесплатно, чтобы помочь спланировать поездку или заранее лучше ознакомиться с потенциальным местом назначения.

4. Варианты загрузки мобильного приложения. Для туристов все более важной становится возможность загрузки мобильных приложений для доступа к необходимой им информации в любое время и из любого места.

5. Интерактивные ресурсы, которые пользователи могут оценить в положительном свете, такие как интерактивные карты, игры или он-лайн-музыка, телевизионные каналы, подкас-ты или приложения для прослушивания.

6. Планировщик поездок, позволяющий туристам включать собственную информацию или позволяющий им использовать информацию на веб-сайте.

7. Клубы, сообщества или группы пользователей из пункта назначения.

8. Истории, впечатления или отзывы о путешествиях от пользователей.

9. Возможность комментировать текстовый, фото- и видеоконтент.

10. Объем пользовательского контента, такого как текст, новости, статьи, фотографии или видео, для публикации на веб-сайте.

Особую роль также играет пользовательский интерфейс веб-сайта. Г. Я. Узилев-ский приводит следующее определение данного термина: «интерактивная, многоуровневая информационная система, которая образована на основе присущих человеку языков» (естественный язык, иконический язык, цветовой код и т. д.) [Узилевский 2022]. Из данного определения видно, что невербальные аспекты коммуникации играют немаловажную роль в формировании определенного образа в человеческом сознании, что является одной из задач веб-сайта дес-тинации. Необходимо также отметить такую категорию, как визуальная наглядность, которая, по мнению З. С. Беловой, делится на несколько элементов:

1. Наглядность феноменального характера, задачей которой является усиление наглядного образа, а также создание информативных точек, которые позволяют пользователю ориентироваться на странице веб-сайта (иконки, фотографии, иллюстрации и т. д.).

2. Наглядность структурно-логического характера, которая в качестве приема когнитивной визуализации отражает логику и со-подчиненность представленной на странице веб-сайта информации [Белова 2005: 169].

С точки зрения веб-дизайна визуальная информация делится на несколько категорий, которые представлены ниже:

1. Цветовой код (создание индивидуализированного внешнего вида).

2. Рисунок.

3. Схема (расположение информации в определенной логической последовательности для активации ассоциативного мышления).

4. Имиджевые (иллюстративный материал и дополнение текста) и навигационные (относятся к конкретному разделу веб-сайта и являются гиперссылками) пиктограммы [Морозов, Романов 2019: 79].

Особое внимание необходимо обратить на возможность использования мобильного приложения того или иного туристического портала. Данный элемент обозначается специальной иконкой (магазин приложений в зависимости от операционной системы устройства пользователя) либо в правом верхнем углу веб-страницы, либо в ее конце (рис. 3). Присутствие данной иконки повышает статус веб-сайта, так как в результате их анализа было установлено, что не у каждого сервиса есть собственное приложение.

^ GET IT ON

ЩР Google Play

Download on the

Щ Арр Store

Рис. 3. Иконки магазинов приложений

«Google Play» и «App Store»

Далее необходимо проанализировать пункт «интерактивные ресурсы». Ресурсы такого рода не пользуются большой популярностью среди туристов, так как им более важны иллюстрации при анализе информации о той или иной дестинации для формирования ее образа. Причина такого явления заключается в том, что современный пользователь сети Интернет использует смартфон и планшет для посещения веб-сайта, что не позволяет использовать все возможности виртуального тура или интерактивного путеводителя в связи с малым размером экрана устройства. Из этого можно сделать вывод, что с точки зрения невербальной коммуникации важны средства мультимедиа и видеоматериалы, которые выполняют функции наглядности феноменального характера, т. е. отражения объективной реальности на экране устройства.

Далее необходимо рассмотреть визуальный дизайн веб-сайта с точки зрения невербальной коммуникации. Для проведения данного анализа использовались следующие компоненты, которые наиболее часто используются с точки зрения визуального дизайна:

1) цветовая палитра сайта;

2) использование фотографий, рисунков и иллюстраций;

3) логическая последовательность визуальных материалов;

4) информационные пиктограммы;

5) имиджевые пиктограммы.

Так, самым важным элементом невербальной коммуникации является цветовая палитра веб-сайта. Это связано с тем, что использование традиционных цветов в русской и китайской культурах отражают культурные представления двух народов, в результате чего повышается уровень доверия к конкретному порталу, предоставляющему информацию относительно той или иной дестинации. Так, для китайскоязычных туристических сайтов характерны следующие цвета: белый, черный, красный, сине-зеленый и желтый. Они основаны на теории «пяти элементов», влияют друг на друга, соответствуют законам взаимопорождения и взаимопредоления. На русскоязычных сайтах чаще всего используются следующие цвета: красный, синий, зеленый, желтый и белый. При этом необходимо отметить, что красный цвет как на русскоязычных, так и ки-тайскоязычных туристических сайтах используется для обращения внимания посетителя. В таком цвете могут быть: важные новости, логотип туристической компании и т. д. Однако в большинстве случаев используются синий, зеленый и желтый цвета как более спокойные и создающие атмосферу комфорта. Роль белого цвета на всех проанализированных веб-сайтах состоит в создании фона веб-страницы для придания ей чувства лаконичности и минимализма, что отвечает современных трендам веб-дизайна.

Что касается категории «использование фотографий, рисунков и иллюстраций», то ни один туристический сайт не может обойтись без их применения. При этом представленные фотографии, иллюстрации и рисунки должны создавать определенное настроение, направленное на возникновение желания посещения той или иной дестинации. Необходимо отметить, что их содержание должно зависеть от вида туризма (экскурсионный — фотографии маршрута, групп туристов, туристических автобусов, места встречи и т. д.; гастрономический — интерьер ресторана, бара, столовой, еды, напитков и т. д.; природный — фотографии местности, пейзажи, интересные места и т. д.).

В качестве примера можно привести сервис «Travel China», на котором представлено большое количество видов туров (экскурсионных, гастрономических и природных). При этом все они сопровождаются тематическими фотографиями. На рисунке, представленном ниже, тематические туры распределены по следующим категориям:

1) достопримечательности Всемирного наследия;

2) достопримечательности Шелкового пути;

3) достопримечательности Великой стены;

4) ледяные сооружения в Северном Китае;

5) город на воде в провинции Цзяннань;

6) пейзажи Линнаня — исторического названия юго-восточной части Китая (рис. 4).

Рис. 4. Тематические туры, представленные на сайте «Travel China»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Гастрономические туры и примеры блюд китайской кухни

На сайте также представлены и гастрономические туры, которые разделены на несколько категорий и подкрепляются названиями известных блюд:

1) сычуаньская кухня;

2) кухня Шаньдун;

3) кантонская кухня;

4) кухня Цзяньсу;

5) кухня Чжэцзян;

6) кухня Фуцзян;

7) кухня Хунань (рис. 5).

Следующая категория, требующая рассмотрения — это «логическая последовательность визуальных материалов». Необходимо отметить, что она отличается у туристических сайтов на русском и китайском языках. Так, на русскоязычном сайте фотографии, иллюстрации и рисунки сначала содержат общую информацию о достопримечательности, в то время как на китайском языке общая информация располагается в конце, что связано с привычной для двух народов логикой расположения данных.

Имиджевые и информационные пиктограммы не всегда являются важным элементом веб-сайта в связи с тем, что для них устанавливается унифицированный код. Это необходимо для того, чтобы они были понятны для любого пользователя без необходимости понимания иностранного языка (иконка «домой» — главная страница, иконки социальных сетей и мессенджеров также не нуждаются в разъяснении для пользователя,

иконка «звезда» — создать вкладку в браузере и т. д.). Что касается имиджевых пиктограмм, то они могут представлять собой логотипы, фотографии дестинации, карты, схемы проезда, а также пиктограммы, характеризующие определенный вид туризма.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. В настоящее время визуальный ряд обретает характер важного элемента процесса анализа и усвоения информации во многих сферах, в частности, туристической. В связи с этим возрастает актуальность туристических веб-сайтов, представление визуальной информации на которых является их важным элементом для формирования представления о той или иной дестинации и желания его посетить. Было также установлено, что интерактивность веб-сайта представляет собой важную особенность, которую необходимо использовать в процессе его создания. При этом страницы вебсайта должны выполнять функцию «окна», открытого для других платформ и инструментов в сфере социальных сетей с точки зрения поиска актуальной информации о конкретной дестинации. Большую роль в контексте невербальной коммуникации играет пользовательский интерфейс сайта, который должен отвечать определенным критериям. Важными визуальными элементами для туристического веб-сайта как на русском, так и на китайском языках являются средства мультимедиа, использование ау-

дио- и видеоматериалов, цветовая палитра сайта, которая отражает культуру народа, использование правильных фотографий, рисунков и иллюстраций, расположенных в логическом порядке с учетом традиционных для китайцев и россиян правил восприятия информации, а также использование унифицированных пиктограмм. За счет учета этих особенностей закладывается база более успешной невербальной коммуникации.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Сервис обмена сообщений, принадлежит компании Meta, чья деятельность признана в РФ экстремистской.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белова, З. С. Визуализация научно-теоретического знания / З. С. Белова. — Чебоксары : Чувашский университет, 2005. — 237 с. — Текст : непосредственный.

2. Веракса, А. Н. Роль символического и знакового в познавательном развитии / А. Н. Веракса. — Текст : непосредственный // Вопросы психологии. — 2016. — № 6. — С. 24-30.

3. Глумова, Я. Г. Ключевые особенности туристического маркетинга / Я. Г. Глумова. — Текст : непосредственный // Практический маркетинг. — 2020. — № 11 (285). — С. 9-15.

4. Зенкин, А. А. Когнитивная компьютерная графика / А. А. Зенкин. — Москва : Наука, 2018. — 192 с. — Текст : непосредственный.

5. Кирьянова, Л. Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы / Л. Г. Кирьянова. — Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 1. — С. 131-137.

6. Кондакова, А. А. Интерактивный веб-дизайн v.2.0 / А. А. Кондакова, А. С. Михайлов. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2019. — С. 644-648.

7. Мартынова, Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения / Е. М. Мартынова. — Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2014. — № 8. — С. 227234.

8. Морозов, М. Д. Роль эстетики в веб-дизайне / М. Д. Морозов, В. В. Романов. — Текст : непосредственный // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2019. — № 2 (68). — С. 77-81.

9. Прокин, А. А. Перспективы развития интерактивных web-сайтов / А. А. Прокин, А. П. Богатырская, Е. С. Сергу-шина, К. В. Чиняева. — Текст : непосредственный // E-Scio. —

2018. — № 4 (19). — С. 1-7.

10. Романова, М. М. Основные тенденции и закономерности развития международного туризма / М. М. Романова, И. П. Кульгачев, Е. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Вестник евразийской науки. — 2021. — № 1. — С. 1-11.

11. Смагина, Е. С. Невербальные способы воздейственности в интернет-коммуникации / Е. С. Смагина. — Текст : непосредственный // Метеор-Сити. — 2017. — № 2. — С. 1-5.

12. Узилевский, Г. Я. Основания, цели, задачи и потенциал эргономической семиотики / Г. Я. Узилевский. — Текст : электронный // Стратег.ру. — URL: http://stra.teg.ru/library/ strategics/7/10/0 (дата обращения: 25.10.2022).

13. Шакиров, А. А. Современные тенденции web-раз-работки / А. А. Шакиров, Р. С. Зарипова. — Текст : непосредственный // Russian Journal of Education and Psychology. —

2019. — № 3. — С. 85-89.

14. Dasgupta, D. Assessing Tourism Website Effectiveness of Top ten Tourist attracting nations / D. Dasgupta. — Text : unme-diated // Information Technology & Tourism. — 2016. — № 4. — P. 151-175.

15. Hidalgo-Alcázar, C. How web interactivity influences the image of a tourist destination / C. Hidalgo-Alc zar. — Text : unmediated // Journal of Urban Regeneration and Renewal. — 2015. — № 8. — P. 356-366.

16. Jeong, S. R. Study and Evaluation of Tourism Websites based on User Perspective / S. R. Jeong. — Text : unmediated // Journal of Internet Services and Applications. — 2021. — № 22. — P. 65-82.

REFERENCES

1. Belova, Z.S. (2005). Vizualizatsiya nauchno-teoreticheskogo znaniya [Visualization of scientific and theoretical knowledge]. Cheboksary: Chuvashskiy universitet, 237 p. (In Russ.)

2. Veraksa, A.N. (2016). Rol' simvolicheskogo i znakovogo v poznavatel'nom razvitii [The role of symbolic and iconic in cognitive development]. Voprosypsikhologii, 6, 24-30. (In Russ.)

3. Glumova, Ya.G. (2020). Klyuchevye osobennosti turistiche-skogo marketinga [Key features of tourism marketing]. Prak-ticheskiy marketing, 11(285), 9-15. (In Russ.)

4. Zenkin, A.A. (2018). Kognitivnaya komp'yuternaya grafika [Cognitive computer graphics]. Moscow: Nauka, 192 p. (In Russ.)

5. Kir'yanova, L.G. (2012). «Turistskaya destinatsiya» kak kompleksnyy kontsept i klyuchevoy element turistskoy sistemy ["Tourist destination" as a complex concept and a key element of the tourism system]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1, 131-137. (In Russ.)

6. Kondakova, A.A., & Mikhaylov, A.A. (2019). Interaktivnyy veb-dizayn v.2.0 [Interactive web design v.2.0]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki, 644-648. (In Russ.)

7. Martynova, E.M. (2014). Neverbal'naya kommunikatsiya: teorii i mneniya [Nonverbal communication: theories and opinions]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumani-tarno-pedagogicheskogo universiteta, 8, 227-234 (In Russ.)

8. Morozov, M.D., & Romanov, V.V. (2019). Rol' estetiki v veb-dizayne [The role of aesthetics in web design]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2(68), 77-81. (In Russ.)

9. Prokin, A.A., Bogatyrskaya, A.P., Sergushina, E.S., & Chi-nyaeva, K.V. (2018). Perspektivy razvitiya interaktivnykh web-saytov [Prospects for the development of interactive websites]. E-Scio, 4(19), 1-7. (In Russ.)

10. Romanova, M.M., Kul'gachev, I.P., & Blinova, E.A. (2021). Osnovnye tendentsii i zakonomernosti razvitiya mezhdu-narodnogo turizma [Main trends and patterns of development of international tourism]. Vestnik evraziyskoy nauki, 1, 1-11. (In Russ.)

11. Smagina, E.S. (2017). Neverbal'nye sposoby vozdeystven-nosti v internet-kommunikatsii [Nonverbal methods of influence in Internet communication].Meteor-Siti, 2, 1-5. (In Russ.)

12. Uzilevskiy, G.Ya. (n.d.). Osnovaniya, tseli, zadachi i poten-tsial ergonomicheskoy semiotiki [Foundations, goals, objectives and potential of ergonomic semiotics]. Strateg.ru. Retrieved Oct. 25, 2022, from http://stra.teg.ru/library/strategics/7/10/0 (In Russ.)

13. Shakirov, A.A., & Zaripova, R.S. (2019). Sovremennye tendentsii web-razrabotki [Modern trends in web development].

Russian Journal of Education and Psychology, 3, 85-89. (In Russ.)

14. Dasgupta, D. (2016). Assessing Tourism Website Effectiveness of Top ten Tourist attracting nations. Information Technology & Tourism, 4, 151-175.

15. Hidalgo-Alcázar, C. (2015). How web interactivity influences the image of a tourist destination. Journal of Urban Regeneration and Renewal, 8, 356-366.

16. Jeong, S.R. (2021). Study and Evaluation of Tourism Websites based on User Perspective. Journal of Internet Services and Applications, 22, 65-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.