Научная статья на тему 'Невербальные способы выражения одобрения в блогосфере Интернет-дискурса'

Невербальные способы выражения одобрения в блогосфере Интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1058
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ / ВЕРБАЛЬНЫЙ / КЛИШЕ / ЭМОТИКОН / ПИКТОГРАММА ЭМОТИКОНА / ИКОНИЧЕСКИЙ / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / СLICHé / BLOG / BLOGOSPHERE / NONVERBAL / VERBAL / EMOTICON / PICTOGRAM OF EMOTICON / ICONIC / INTERNET-DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Загоруйко Илья Николаевич

Статья посвящена актуальной теме современной лингвистики – понятию невербального выражения эмоциональной составляющей (эмотикона) в блогосфере Интернет-дискурса. Помимо экскурса в историю понятия «эмотикон», рассматриваются также сопутствующие вербальные аспекты, выражающие одобрение в процессе коммуникативного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nonverbal means of representing of approval in Internet-discourse blogosphere

The article is devoted to topical theme of linguistics. These is nonverbal expressing of emotions (emoticons) while blogospheric communicating. Besides, excursus into history of emoticon, attendant verbal constructions are examined.

Текст научной работы на тему «Невербальные способы выражения одобрения в блогосфере Интернет-дискурса»

УДК 80:004.3

Загоруйко Илья Николаевич

Удмуртский государственный университет (г. Ижевск)

ilyazag@mail.ru

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОДОБРЕНИЯ В БЛОГОСФЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

Статья посвящена актуальной теме современной лингвистики — понятию невербального выражения эмоциональной составляющей (эмотикона) в блогосфере Интернет-дискурса. Помимо экскурса в историю понятия «эмотикон», рассматриваются также сопутствующие вербальные аспекты, выражающие одобрение в процессе коммуникативного взаимодействия.

Ключевые слова: блог, блогосфера, невербальный, вербальный, клише, эмотикон, пиктограмма эмотикона, ико-нический, Интернет-дискурс.

Интернет-пространство на современном этапе развития формирует новые коммуникативные практики, новые стратегии взаимодействия участников, реализуемые в современном коммуникационном пространстве посредством блогов. Блог представляет собой сайт с регулярно обновляемым содержанием и включает иллюстративный материал, видео, текст или мультимедиа контент (синтез видео-, аудио-, визуальных эффектов и текста). Термин «блог» был введен в обиход Интернета в 2002 году среди военного сообщества в сети, освещающего войну в Афганистане [5].

Блог, как единица Интернет-дискурса, обладает рядом характеристик: коммуникативной, социологической, развлекательной, глобализирующей, психологической, - связанных с распространением информации среди большого количества людей; презентацией нового материала писателями, музыкантами, художниками и просто пользователями Интернета для последующего получения важной оценочной информации от читателей, которая побуждает и способствует совершенствованию материала; развлекательным контентом, механизмом, который работает независимо от времени и места, возможностью создания образа иного Я, зачастую не имеющего ничего общего с реальным человеком. В результате создается совершенно новая информационная среда, в которой участник способен реализовать свою латентную эмоциональность, обойти природную скромность, вступив в полемику по острой проблеме.

В рамках Интернет-пространства блоги имеют тенденцию к объединению на основании хобби, важной социальной проблематики, сфер деятельности как авторов, так и читателей и др. Происходит не только их соединение, но и взаимодействие, что влечет за собой создание своеобразной совокупности, обладающей своей культурой, под названием блогосфера. В условиях пространства блогос-феры появляется возможность расширения диапазона использования каналов передачи и получения информации. Набирает популярность применение видеоряда при информировании читателей, пользователей, участников блогосферы в целом. Таким

образом, блогосфера как площадка взаимодействия коммуникантов оценивается в контексте синтеза устной и письменной коммуникации.

В устном общении, как известно, высок удельный вес невербальных средств - взгляда, мимики, интонации, подчеркивающих эмоции, и др. Как отмечает Г.Е. Крейдлин, «невербальная составляющая коммуникации является одной из важнейших областей функционирования знаков и занимает значительное место в жизни человека и общества» [1]. Однако в блогосфере Интернет-дискурса ведущим каналом передачи информации является текст, что не позволяет оперировать невербальными средствами, свойственными живому общению реального дискурса, таким образом, участники общения в Интернете выражают свои эмоции, используя письменные знаки.

Блогеры-коммуниканты, помимо информирования и получения информации, преследуют цель оценки происходящих событий, расставляя графические акценты, идентифицирующие индивидуальную эмоциональную оценку статьи, комментариев в рамках обсуждения статьи и т.п. Возможность реализации эмотивной и оценочной составляющей в процессе общения в блогосфере Интернет-дискурса опосредовано эмотивно-оценочным типом языковых клише, представляющим собой комплексную структуру, в которой находит свое выражение невербальный способ передачи информации - эмотикон.

Наиболее часто в паре с эмотиконами блогеры-коммуниканты используют клише-одобрение - языковые единицы лексического и синтаксического уровней, объединенные в группы, характеризующиеся нейтральностью и неформальностью:

1. Нейтральные клише:

a. (русск.) отлично, прекрасно, здорово, очень хорошо;

b. (англ.) well done, very well, that’s wonderful, well said.

2. Неформальные клише:

a. (русск.) молодец, вот это да;

b. (англ.) how cool, good for you, well said.

Эмотиконы представляют собой последовательность из вспомогательных символов и знаков препинания, обозначающих эмоции пишущего - по-

© Загоруйко И.Н., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

129

зитивные или негативные. Благодаря им, блогеры-коммуниканты способны выражать в письменной речи Интернет-дискурса жесты, мимику, сопутствующие ситуации эмоции. Впервые в 1969 году об эмотиконах, как универсальных средствах передачи невербальной составляющей речи, заявил В.В. Набоков, отметив, что его часто посещает мысль о создании некоего типографического знака, передающего улыбку [4]. Большинство эмотиконов, сопутствующих одобрению, - это вариации от основы :-). Тем не менее блогеры-коммуникан-ты прибегают к синтаксическим девиациям, понимаемым как увеличение количества функциональных знаков препинания в графических комплексах:

811ко1ш/а: // Школьница... я вас умоляю!... ;-)) Глаголом жечь сердца людей значительно эффективнее!

duch_nic: вот это да! Тут согласен! ;-))) [6].

Данное явление объясняется желанием участника коммуникации акцентировать внимание собеседника на передаваемом эмоциональном состоянии, маркирование значимой информации.

Если позволяют технические средства блога, то участники коммуникативного взаимодействия используют пиктограммы эмотикона (©, '). представляющие собой уникальное явление Интернет-дискурса: они помогают пользователю передать эмоциональную невербальную составляющую в процессе коммуникативного взаимодействия. С развитием технологий сайтов пиктограммы эмотиконов стали подвижными, анимированными, при общении в блогосфере Интернет-дискурса они включены непосредственно в структуру сайта. Чаще всего эмотикон, обладая определенным денотативным значением, не имеет смысловой самостоятельности вне соотнесения с клишированной языковой единицей. Коммуникативная значимость эмотикона стремится к смысловой наполненности, при доминировании вербальной составляющей.

Для понимания значимости применения эмотиконов необходимо рассмотреть, как ситуативно-обусловленное речевое действие одобрения выражается невербальным способом в процессе живой речи. Так, по мнению М.Д. Городниковой, Д.О. Доброволького, клише вот это да характерно для коммуникации в кругу близких друзей и сопровождается милой улыбкой [2]. Категориальные признаки клише, функционирующих в Интернет-

дискурсе, такие как ситуативность и высокая экспрессивность, вынуждают блогеров-коммуникантов в процессе общения максимально точно передавать их ситуативно-обусловленное состояние. Таким образом, пользователь под ником duch_nic использовал эмотикон ;-))), подчеркивающий интенцию одобрения. Отметим, что в графической традиции использования эмотиконов подобное сочетание знаков препинания считается девиацией. Изначально эмотикон «улыбка и подмигивание» изображался следующим образом ;-). Однако эмотиконы характерны в большей степени блогосфере, которая размещается в социальных сетях, чем самостоятельным сайтам, при этом иногда блогеры-коммуникан-ты максимально редуцируют объем высказывания до одного слова:

Jax: Some scientists wondered that how much life can be called down and still remain alive. I suppose that the true essence of life is not some handful of genes, but coexistence.

Allen Lacsina Carayo: Like:-) [9].

Аналогичное явление наблюдается в блогосфере Рунета:

Vashchenkov: Даже сейчас, на следующий год можно с небольшими изменениями сделать более правильный расчёт. Сдавая ЕГЭ, школьник получает не балл за ЕГЭ, а условный балл. Этот балл рассчитывается собственно из оценки по ЕГЭ с коэффициентом школы. А коэффициент школы рассчитывается из успешности её бывших учеников...

Mad_ghost: Плюсую :-)!!! [7]

Клише-одобрение создает ситуацию, когда бло-геры-коммуниканты организовываются в группы, позволяющие им беспрепятственно высказывать одобрение, не вызывая негодования со стороны оппонентов. Это негласное соглашение воспринимается всей блогосферой как важный элемент коммуникации. Рассматриваемое явление обусловлено спонтанностью и желанием блогеров-коммуни-кантов привнести в блогосферу естественную живую речь, максимально быстро реагировать на слова собеседника.

Достаточно часто одобрение используется совместно с пиктограммами эмотиконов:

Rick: Well said J The way you say it was the President's idea, like that is supposed to mean something, indicates that you really don’t understand.

Таблица 1

Эмотикон Транзакции речи

:-) - радость, эмотивная составляющая эмотикона возрастает при увеличении количества закрывающих скобок, например, :-))). (русск.) отлично, прекрасно, здорово, очень хорошо (англ.) well done, very well, that’s wonderful, well said

:-0 - радость и смех.

[ ] - объятия, используется чаще всего совместно с эмотиконом, выражающим радость :-).

о-8^ - плясать от радости.

, 8-) - эйфория, радость

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

Matt: That’s wonderful. Only some kind of guy living in another universe would say that J [8].

Становится возможным выявить характерные невербальные реакции собеседников в момент выражения одобрения, представленные следующими эмотиконами (табл. 1).

Эмотикон [ ], представленный в таблице, дейкти-чен и содержит в себе аллюзию на обозначаемое явление. В настоящее время участники Интернет-опосре-дованного общения прибегают к нему крайне редко.

Эмотиконы и пиктограммы эмотиконов являются примерами специфического применения знакового разнообразия клавиатуры с целью репрезентации эмоционального состояния собеседника, опосредованного оценочной составляющей [3], выраженной клише-одобрение, но также свидетельствуют об иконичности, основанной на ассоциации по сходству.

Эмотиконы, используемые в паре с эмотивно-оце-ночным клише-одобрение в блогосфере Интернет-дискурса, позволяют выразить желание пользователей сети Интернет перенести повседневное общение в блогосферу. Эмотиконы совместно с рассматриваемым типом клише несут в себе экспрессивную информацию, помогающую блогерам-коммуникан-там выражать свои эмоции и отношение к обсуждаемым явлениям при затрудненном или отсутствующем звуковом и визуальном каналах передачи сигналов. Данные графические конструкции востребованы участниками блогосферы: при условии их корректного использования они способствуют организации коммуникационного пространства блогосфе-ры Интернет-дискурса, активизируют положительное взаимодействие блогеров-коммуникантов, насыщают информационное пространство в соответствии с принципом языковой экономии, способствуя тем самым успешности Интернет-коммуникации.

Библиографический список

1. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - С. 5.

2. Городникова М.Д., Добровольский Д.О. Немецко-русский словарь речевого общения. - М.: «Русский язык», 1998. - 332 с.

3. Макарова П.М. Интернет-коммуникация в лингвистических описаниях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - М.: Московский государственный лингвистический университет, 2009. - С. 219-230.

4. Nabokov V. Nabokov's interview. - The New York Times. - 1969. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/NABOKOW/Inter11.txt (дата обращения: 12.04.2013).

5. [Электронный ресурс]. - http:// ru.wikipedia.org/wiki/Блог (дата обращения: 18.06.2013).

6. Блог Олега Макаренко в Живом Журнале. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fritzmorgen.livejournal.com/ (дата обращения:

12.07.2012).

7. Блог Тины Канделаки в Живом Журнале. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tikandelaki.livejournal.com/ (дата обращения:

02.05.2013).

8. Блог Charles M. Blow в блогосфере газеты

The New York Times. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //

campaignstops.blogs.nytimes.com/2012/11/01/liberty-to-lie/#postComment (дата обращения: 29.04.2013).

9. Блогосфера газеты The New York Times в социальной сети facebook. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.facebook.com/nytimes (дата обращения: 22.12.2012).

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.