УДК 80:004.3
Загоруйко Илья Николаевич
Удмуртский государственный университет (г. Ижевск)
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОДОБРЕНИЯ В БЛОГОСФЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА
Статья посвящена актуальной теме современной лингвистики — понятию невербального выражения эмоциональной составляющей (эмотикона) в блогосфере Интернет-дискурса. Помимо экскурса в историю понятия «эмотикон», рассматриваются также сопутствующие вербальные аспекты, выражающие одобрение в процессе коммуникативного взаимодействия.
Ключевые слова: блог, блогосфера, невербальный, вербальный, клише, эмотикон, пиктограмма эмотикона, ико-нический, Интернет-дискурс.
Интернет-пространство на современном этапе развития формирует новые коммуникативные практики, новые стратегии взаимодействия участников, реализуемые в современном коммуникационном пространстве посредством блогов. Блог представляет собой сайт с регулярно обновляемым содержанием и включает иллюстративный материал, видео, текст или мультимедиа контент (синтез видео-, аудио-, визуальных эффектов и текста). Термин «блог» был введен в обиход Интернета в 2002 году среди военного сообщества в сети, освещающего войну в Афганистане [5].
Блог, как единица Интернет-дискурса, обладает рядом характеристик: коммуникативной, социологической, развлекательной, глобализирующей, психологической, - связанных с распространением информации среди большого количества людей; презентацией нового материала писателями, музыкантами, художниками и просто пользователями Интернета для последующего получения важной оценочной информации от читателей, которая побуждает и способствует совершенствованию материала; развлекательным контентом, механизмом, который работает независимо от времени и места, возможностью создания образа иного Я, зачастую не имеющего ничего общего с реальным человеком. В результате создается совершенно новая информационная среда, в которой участник способен реализовать свою латентную эмоциональность, обойти природную скромность, вступив в полемику по острой проблеме.
В рамках Интернет-пространства блоги имеют тенденцию к объединению на основании хобби, важной социальной проблематики, сфер деятельности как авторов, так и читателей и др. Происходит не только их соединение, но и взаимодействие, что влечет за собой создание своеобразной совокупности, обладающей своей культурой, под названием блогосфера. В условиях пространства блогос-феры появляется возможность расширения диапазона использования каналов передачи и получения информации. Набирает популярность применение видеоряда при информировании читателей, пользователей, участников блогосферы в целом. Таким
образом, блогосфера как площадка взаимодействия коммуникантов оценивается в контексте синтеза устной и письменной коммуникации.
В устном общении, как известно, высок удельный вес невербальных средств - взгляда, мимики, интонации, подчеркивающих эмоции, и др. Как отмечает Г.Е. Крейдлин, «невербальная составляющая коммуникации является одной из важнейших областей функционирования знаков и занимает значительное место в жизни человека и общества» [1]. Однако в блогосфере Интернет-дискурса ведущим каналом передачи информации является текст, что не позволяет оперировать невербальными средствами, свойственными живому общению реального дискурса, таким образом, участники общения в Интернете выражают свои эмоции, используя письменные знаки.
Блогеры-коммуниканты, помимо информирования и получения информации, преследуют цель оценки происходящих событий, расставляя графические акценты, идентифицирующие индивидуальную эмоциональную оценку статьи, комментариев в рамках обсуждения статьи и т.п. Возможность реализации эмотивной и оценочной составляющей в процессе общения в блогосфере Интернет-дискурса опосредовано эмотивно-оценочным типом языковых клише, представляющим собой комплексную структуру, в которой находит свое выражение невербальный способ передачи информации - эмотикон.
Наиболее часто в паре с эмотиконами блогеры-коммуниканты используют клише-одобрение - языковые единицы лексического и синтаксического уровней, объединенные в группы, характеризующиеся нейтральностью и неформальностью:
1. Нейтральные клише:
a. (русск.) отлично, прекрасно, здорово, очень хорошо;
b. (англ.) well done, very well, that’s wonderful, well said.
2. Неформальные клише:
a. (русск.) молодец, вот это да;
b. (англ.) how cool, good for you, well said.
Эмотиконы представляют собой последовательность из вспомогательных символов и знаков препинания, обозначающих эмоции пишущего - по-
© Загоруйко И.Н., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013
129
зитивные или негативные. Благодаря им, блогеры-коммуниканты способны выражать в письменной речи Интернет-дискурса жесты, мимику, сопутствующие ситуации эмоции. Впервые в 1969 году об эмотиконах, как универсальных средствах передачи невербальной составляющей речи, заявил В.В. Набоков, отметив, что его часто посещает мысль о создании некоего типографического знака, передающего улыбку [4]. Большинство эмотиконов, сопутствующих одобрению, - это вариации от основы :-). Тем не менее блогеры-коммуникан-ты прибегают к синтаксическим девиациям, понимаемым как увеличение количества функциональных знаков препинания в графических комплексах:
811ко1ш/а: // Школьница... я вас умоляю!... ;-)) Глаголом жечь сердца людей значительно эффективнее!
duch_nic: вот это да! Тут согласен! ;-))) [6].
Данное явление объясняется желанием участника коммуникации акцентировать внимание собеседника на передаваемом эмоциональном состоянии, маркирование значимой информации.
Если позволяют технические средства блога, то участники коммуникативного взаимодействия используют пиктограммы эмотикона (©, '). представляющие собой уникальное явление Интернет-дискурса: они помогают пользователю передать эмоциональную невербальную составляющую в процессе коммуникативного взаимодействия. С развитием технологий сайтов пиктограммы эмотиконов стали подвижными, анимированными, при общении в блогосфере Интернет-дискурса они включены непосредственно в структуру сайта. Чаще всего эмотикон, обладая определенным денотативным значением, не имеет смысловой самостоятельности вне соотнесения с клишированной языковой единицей. Коммуникативная значимость эмотикона стремится к смысловой наполненности, при доминировании вербальной составляющей.
Для понимания значимости применения эмотиконов необходимо рассмотреть, как ситуативно-обусловленное речевое действие одобрения выражается невербальным способом в процессе живой речи. Так, по мнению М.Д. Городниковой, Д.О. Доброволького, клише вот это да характерно для коммуникации в кругу близких друзей и сопровождается милой улыбкой [2]. Категориальные признаки клише, функционирующих в Интернет-
дискурсе, такие как ситуативность и высокая экспрессивность, вынуждают блогеров-коммуникантов в процессе общения максимально точно передавать их ситуативно-обусловленное состояние. Таким образом, пользователь под ником duch_nic использовал эмотикон ;-))), подчеркивающий интенцию одобрения. Отметим, что в графической традиции использования эмотиконов подобное сочетание знаков препинания считается девиацией. Изначально эмотикон «улыбка и подмигивание» изображался следующим образом ;-). Однако эмотиконы характерны в большей степени блогосфере, которая размещается в социальных сетях, чем самостоятельным сайтам, при этом иногда блогеры-коммуникан-ты максимально редуцируют объем высказывания до одного слова:
Jax: Some scientists wondered that how much life can be called down and still remain alive. I suppose that the true essence of life is not some handful of genes, but coexistence.
Allen Lacsina Carayo: Like:-) [9].
Аналогичное явление наблюдается в блогосфере Рунета:
Vashchenkov: Даже сейчас, на следующий год можно с небольшими изменениями сделать более правильный расчёт. Сдавая ЕГЭ, школьник получает не балл за ЕГЭ, а условный балл. Этот балл рассчитывается собственно из оценки по ЕГЭ с коэффициентом школы. А коэффициент школы рассчитывается из успешности её бывших учеников...
Mad_ghost: Плюсую :-)!!! [7]
Клише-одобрение создает ситуацию, когда бло-геры-коммуниканты организовываются в группы, позволяющие им беспрепятственно высказывать одобрение, не вызывая негодования со стороны оппонентов. Это негласное соглашение воспринимается всей блогосферой как важный элемент коммуникации. Рассматриваемое явление обусловлено спонтанностью и желанием блогеров-коммуни-кантов привнести в блогосферу естественную живую речь, максимально быстро реагировать на слова собеседника.
Достаточно часто одобрение используется совместно с пиктограммами эмотиконов:
Rick: Well said J The way you say it was the President's idea, like that is supposed to mean something, indicates that you really don’t understand.
Таблица 1
Эмотикон Транзакции речи
:-) - радость, эмотивная составляющая эмотикона возрастает при увеличении количества закрывающих скобок, например, :-))). (русск.) отлично, прекрасно, здорово, очень хорошо (англ.) well done, very well, that’s wonderful, well said
:-0 - радость и смех.
[ ] - объятия, используется чаще всего совместно с эмотиконом, выражающим радость :-).
о-8^ - плясать от радости.
, 8-) - эйфория, радость
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013
Matt: That’s wonderful. Only some kind of guy living in another universe would say that J [8].
Становится возможным выявить характерные невербальные реакции собеседников в момент выражения одобрения, представленные следующими эмотиконами (табл. 1).
Эмотикон [ ], представленный в таблице, дейкти-чен и содержит в себе аллюзию на обозначаемое явление. В настоящее время участники Интернет-опосре-дованного общения прибегают к нему крайне редко.
Эмотиконы и пиктограммы эмотиконов являются примерами специфического применения знакового разнообразия клавиатуры с целью репрезентации эмоционального состояния собеседника, опосредованного оценочной составляющей [3], выраженной клише-одобрение, но также свидетельствуют об иконичности, основанной на ассоциации по сходству.
Эмотиконы, используемые в паре с эмотивно-оце-ночным клише-одобрение в блогосфере Интернет-дискурса, позволяют выразить желание пользователей сети Интернет перенести повседневное общение в блогосферу. Эмотиконы совместно с рассматриваемым типом клише несут в себе экспрессивную информацию, помогающую блогерам-коммуникан-там выражать свои эмоции и отношение к обсуждаемым явлениям при затрудненном или отсутствующем звуковом и визуальном каналах передачи сигналов. Данные графические конструкции востребованы участниками блогосферы: при условии их корректного использования они способствуют организации коммуникационного пространства блогосфе-ры Интернет-дискурса, активизируют положительное взаимодействие блогеров-коммуникантов, насыщают информационное пространство в соответствии с принципом языковой экономии, способствуя тем самым успешности Интернет-коммуникации.
Библиографический список
1. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - С. 5.
2. Городникова М.Д., Добровольский Д.О. Немецко-русский словарь речевого общения. - М.: «Русский язык», 1998. - 332 с.
3. Макарова П.М. Интернет-коммуникация в лингвистических описаниях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - М.: Московский государственный лингвистический университет, 2009. - С. 219-230.
4. Nabokov V. Nabokov's interview. - The New York Times. - 1969. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/NABOKOW/Inter11.txt (дата обращения: 12.04.2013).
5. [Электронный ресурс]. - http:// ru.wikipedia.org/wiki/Блог (дата обращения: 18.06.2013).
6. Блог Олега Макаренко в Живом Журнале. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fritzmorgen.livejournal.com/ (дата обращения:
12.07.2012).
7. Блог Тины Канделаки в Живом Журнале. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tikandelaki.livejournal.com/ (дата обращения:
02.05.2013).
8. Блог Charles M. Blow в блогосфере газеты
The New York Times. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //
campaignstops.blogs.nytimes.com/2012/11/01/liberty-to-lie/#postComment (дата обращения: 29.04.2013).
9. Блогосфера газеты The New York Times в социальной сети facebook. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.facebook.com/nytimes (дата обращения: 22.12.2012).
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013
131