что объём представляемой информации был увеличен, всё еще имеются существенные пробелы в её представлении. Существующая система отчётности не всегда имеет внутренние взаимосвязи и требует как от инвесторов, так и от менеджмента компании приложения серьёзных усилий по поиску нужных данных, что увеличивает транзакционные издержки. Для их снижения была предложена идея создания удобного комплексного инструмента - интегрированной отчётности.
Интегрированный отчёт представляет собой единый документ, в котором отражается существенная и точная информация о стратегии компании, системе корпоративного управления и показателях её деятельности в экономической, социальной и экологической сферах. Основной характеристикой интегрированной отчётности является сосредоточение внимания организации на шести ключевых ресурсах, которые она потребляет и создаёт:
- финансовых,
- производственных,
- человеческих,
- интеллектуальных,
- природных
- социальных.
Цель интегрированной отчётности состоит не только в анализе прошлой деятельности компании, но и оценке перспектив её роста по ряду ключевых направлений с позиции достижения стратегических целей и соответствующих действий в каждой из сфер, направленных на их реализацию.
Основной целью интегрированной отчётности является предоставление организациям указаний в отношении представления широкого спектра данных, которые необходимы инвесторам и другим заинтересованным лицам, чтобы они могли оценить долгосрочные перспективы организации. При этом представление данных должно производиться в чётком, точном, связном и поддающемся сравнению формате. Это позволит организациям и их инвесторам, а также иным лицам принимать более взвешенные решения на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
В настоящее время крупные российские корпорации составляют Годовые отчёты, в которых отражают информацию, необходимую инвесторам для принятия решения об инвестировании. В силу раскрытия большого объёма информации, отчёты компании очень длинные и с каждым годом становятся все объёмнее. Длина отчётов и их излишняя детализация затрудняют восприятие существенной информации. В результате анализа Годовых отчётов крупных компаний, публикующих финансовую и нефинансовую информацию, можно выделить ряд недостатков использования традиционной отчётности в двадцать первом веке:
- пробелы в представлении информации;
- отсутствие информационной взаимосвязи в результате того, что раскрытие нового направления в отчётности добавляется в существующую модель (в силу исполнения законодательства), а не интегрируется в неё;
- дублирование информации в нескольких отчётах;
- расхождения в практике отражения показателей в отчётности, что не позволяет инвесторам объективно сравнить данные;
- использование нефинансовой информации для «зелёного заговаривания» - декларации приверженности принципам корпоративной социальной ответственности ради улучшения корпоративной репутации, а не улучшения своей экономической, социальной и экологической результативности в интересах стейкхолдеров.
На фоне недостатков традиционной отчётности, можно выделить преимущества модели интегрированной отчётности:
- данные отчёта лучше согласуются с потребностями инвесторов;
- поставщикам информации доступны более точные данные нефинансового характера;
- более высокий уровень доверия в отношениях с основными заинтересованными лицами;
- лучшее определение возможностей;
- более тесные связи с инвесторами и другими заинтересованными лицами, в том числе с действующими и потенциальными работниками, что увеличивает привлекательность компании и обеспечивает удержание опытных кадров;
- более низкий уровень репутационных рисков и т.п.
В рамках научного исследования по данной теме были разработаны рекомендации крупным корпорациям по раскрытию информации в отчётности с целью приблизить её к интегрированной:
- в части раскрытия финансово-экономической информации добавить значения показателей деловой активности, рентабельности, финансовой устойчивости, ликвидности и продемонстрировать динамику на графиках;
- рассчитать прогнозные значения вышеуказанных финансово-экономических показателей и сравнить с текущими;
- преобразовать нефинансовую информацию в конкретные, осязаемые, сравнимые (приведенные) показатели, на базе которых строить схемы и графики для облегчения восприятия тестовой информации и возможности её сравнения.
Указанные выше рекомендации дадут результат в форме более эффективных инвестиционных решений, более высокой прибыли на инвестированный капитал в долгосрочной перспективе, а также более эффективного распределения капитала.
Литература
1. Лещинская К. А. Финансовая документация компании: на пути к интегрированной отчётности [Электронный ресурс]: /
К.А. Лещинская. - Электрон. дан. - М.: [б. и.], 2012. - Режим доступа: URL: http://fmgazeta.ru/discuss/50328/
2. Руководство по отчётности в области устойчивого развития [Электронный ресурс]: / Глобальная Инициатива по отчётности. - Электрон. дан. - М.: [б. и.], 2006. - Режим доступа: URL: https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/Russian-G3-Reporting-Guidelines.pdf
3. Ходорковский А.А. Годовой отчёт как сочетание стандартов, идей и технологий [Электронный ресурс]: / А.А. Ходорковский. - Электрон. дан. - М.: [б. и.], 2012. - Режим доступа: URL: http://www.annual-report.ru/analytics/region/
Албычаков С.И.1, Ткаченко А.В.2
1,2Студенты, кафедра менеджмента, Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
В статье исследуется понятие и виды невербальной коммуникации.
Ключевые слова: невербальные, коммуникации, информации
Albychakov S. I., Tkachenko A.V.
1,2Students, Department of Management, Khakas State Univesity NON-VERBAL COMMUNICATION
This article examines the concept and types of non-verbal communication.
Keywords: non-verbal, communication, information
Аннотация
Abstract
18
За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что невербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять не вербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию психологическом и физическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации. [2]
Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой поток. Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию. Принято считать, что язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения. Однако с помощью языка мы передаем не более 45% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация».
Невербальная коммуникация - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей. [7]
Невербальные сигналы могут играть пять ролей:
1. Повторение: они могут повторить сообщение человека, которое он делает в устной форме.
2. Противоречие: они могут противоречить сообщениям индивида, которые он пытается передать.
3. Замена: они могут заменять собой устное послание. Например, глаза человека могут часто передать гораздо больше информации, чем слова.
4. Дополнение: они могут дополнять устное послание. Например: начальник, который похлопывает вас по спине в дополнение к похвале, может усилить воздействие вербального сообщения.
5. Акцентирование: они могут подчеркнуть устное послание. Например, начальник стучит по столу, когда ругает подчиненного.
Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:
Физиогномика — учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела;
Кинесика — изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика (позы, осанку, походку);
Просодика — ритмико-интонационное оформление речи;
Такесика — прикосновения в ситуации общения;
Проксемика — расположение людей в пространстве при общении;
Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.
Типы невербальной коммуникации (языка тела):
1. Мимика. Человеческое лицо очень выразительно. Не говоря ни слова, оно в состоянии выразить наши бесчисленные эмоции: счастье, печаль, удивление, страх, отвращение, гнев и др. Мимика, в отличие от некоторых форм невербального общения, является более универсальной.
2. Движения тела и осанка. Подумайте, как воспринимают вас люди, когда вы сидите, ходите, стоите или как держите голову. То, как вы двигаетесь, несет в себе огромное количество информации.
3. Жесты. Жесты вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, маним, жестикулируем руками, используем их, когда спорим или оживленно говорим, то есть выражаем себя с помощью жестов, часто не задумываясь об этом. Тем не менее, смысл жестов в разных культурах и регионах может быть очень разным, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного их толкования.
4. Визуальный контакт. Для многих из нас зрительный контакт является наиболее важным типом невербальной коммуникации. Когда мы смотрим друг на друга, то сообщаем многие вещи, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение. Зрительный контакт также играет важную роль в поддержании хода беседы и для измерения реакции другого человека.
5. Прикосновение. Часто наше общение происходит через прикосновение. Подумайте о сообщениях, которые даются слабым рукопожатием, робким похлопыванием по плечу, теплыми «медвежьими» объятиями, обнадеживающим похлопыванием по плечу, покровительственным поглаживанием по голове или крепким рукопожатием.
6. Пространство. Думаю, вы замечали, что, когда ваш собеседник стоит слишком близко к вам, то вы при этом чувствуете некоторую неловкость. Ваш собеседник как бы вторгается в ваше пространство. У каждого из нас есть потребность в физическом пространстве. Она отличается в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи многих различных невербальных сообщений, в том числе сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.
7. Голос. Важно не только то, что вы говорите, но и то как говорите. Ведь, когда мы говорим, другие люди в дополнение к нашим словам «читают» наш голос. Они обращают внимание на темп, тон и интонацию голоса, как громко мы говорим и т.п. Поэтому надо изучать, как тон голос другого человека может указывать, например, на уверенность в себе, привязанность или сарказм, иронию, гнев и т.д.
Мимика, жесты, поза, походка как элементы экспрессивного поведения являются одной из главных невербальных визуальных систем общения, усваиваемых с детства. Имеется много данных о приоритете "языка тела" над речевым языком. По данным антропологов и этологов информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объёма информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится до 38%). [3]
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. [1]
Литература
1. Лабунская В.А. Проблемы обучения интерпретации - кодированию невербального поведения. Психологический журнал №6, 1997-110 с.
2. Аминов И.И. Психология делового общения. - М.: Омега -Л, 2008. - 136 с.
3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 295 с.
19
4. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. - 256 с.
5. Почепцов Г.Г. "Теория коммуникации". - М., 2001. - 432 с.
6. Сорокина А.В. Основы делового общения. Конспект лекций. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 224 с.
7. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия "Учебники XXI века". - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. -401с.
Бабурян Л. M.
Студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК БУХГАЛТЕРСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются условия учета и оценки человеческого капитала в качестве нематериальных активов организации согласно российским стандартам бухгалтерского учета и международным стандартам финансовой отчетности. Ключевые слова: нематериальные активы, человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал.
Baburyan L. M.
Student, Financial University under the government of the Russian Federation HUMAN CAPITAL AS ACCOUNTING CATEGORY
Abstract
The article considers conditions of the account and assessment of the human capital in the intangible assets of the organization according to the Russian standards of accounting and International Financial Reporting Standards.
Keywords: intangible assets, human capital, investments into the human capital.
Недостаточное применение организациями всех составляющих нематериальных активов является сдерживающим фактором их экономического благополучия и конкурентоспособности на рынке.
Сегодня такая форма капитала, как человеческий, является неотъемлемым элементом успешной деятельности любой организации, так как современные тенденции развития рынков труда и капитала ставят сферу услуг превыше производственной, и, следовательно, человеческий ресурс становится еще более востребованным. Значит, для эффективного развития любой компании необходимым является правильная и рациональная оценка и учет стоимости человеческого капитала.
Человеческий капитал можно понимать как совокупность всех способностей, знаний и опыта человека, которые в результате их использования приведут к получению дохода. Следовательно, человеческий капитал можно относить к объектам актива, в которые вкладываются другие активы (денежные средства) и которые подлежат амортизации. Но следует учесть, что в данном случае амортизируются такие свойства, как уровень накопленных знаний и опыт индивида.
Стоимость человеческого капитала может показаться достаточно абстрактным понятием, который оценивается сугубо субъективно, исходя из опыта собственно другого аналогичного объекта. То есть возникает ситуация, когда человек оценивает человека. С одной стороны, достаточно частое явление в жизни, с другой стороны, проявляется критерий честности и добросовестности.
Инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности любого предприятия.
Американские ученые К. Макконнелл и С. Брю в «Экономиксе» рассматривают три вида вложений в человеческий капитал:
1. Расходы на образование, в том числе на общее и профессиональное, повышение квалификации, проведение аттестационных мероприятий в организациях;
2. Расходы на поддержку здравоохранения и медицинское обслуживание;
3. Расходы на обеспечение миграционных процессов в связи перемещением населения из районов с низкой производительностью в районы с относительно высокой [3].
Перекладывая их на современные реалии можно выделить следующие направления вложений в человеческий капитал:
1) Расходы по первичному формированию человеческого потенциала (оплата специального образования, расходы по обеспечению стипендиальных и грантовых программ, повышение квалификации и др.);
2) Инвестиции в создание экономической мотивации сотрудников (проведение индивидуальных и групповых тренингов);
3) «Социальные» расходы: качественное медицинское обслуживание, пенсионное страхование, социальное страхование случаев временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тут, главным образом, к таковым расходам относятся выплаты работнику при его увольнении, т.е. «золотые парашюты».
В бухгалтерском учете человеческий капитал в силу определенных характеристик не может в полной мере удовлетворять всем условиям признания его в качестве нематериального актива, прописанным в ПБУ 14/2007. К тому же в нем прямо запрещается отнесение человеческого капитала к нематериальным активам [1]. Учитывая условия МСФО 38 «Нематериальные активы» объект для признания его нематериальным активом должен быть идентифицируемым.
Критериями идентифицируемости являются возможность объекта быть отделенной экономической ценностью от предприятия, и являться результатом договорных отношений. При чем, второй критерий не зависит ни коем образом от первого, что значит, объект может быть признан нематериальным активом при выполнении хотя бы одного условия МСФО 38 [2].
Таким образом, человеческий капитал в целом можно отнести к нематериальным активам по критериям МСФО 38, хотя бы при выполнении условия идентифицируемости.
Бухгалтерский учет человеческого капитала предполагает учет капитальных вложений в нематериальные активы, идентифицируемым как человеческий капитал. Себестоимость по формированию и развитию человеческого капитала экономические субъекты учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов» для человеческого капитала не применим, так как приобрести индивида нельзя. На наш взгляд, целесообразней выделить отдельный субсчет «Вложения в нематериальные активы для учета человеческого капитала».
Для наглядного отражения стоимости человеческого капитала на балансе организации в нем необходимо создать строку 111 «человеческий капитал» после строки 110 «Нематериальные активы».
Первоначальная стоимость вложений в человеческий капитал определяется по фактической себестоимости.
Вложения в человеческий капитал амортизировать можно, но это достаточно сложно, так как человеческий капитал рассматривается как коллектив работников, который состоит из отдельных индивидов, работоспособность и производительность которых рассчитать в общей массе нелегко.
Таким образом, в бухгалтерском балансе человеческий капитал нужно отражать по полной стоимости с учетом всех факторов. Для оценки человеческого капитала амортизация не является определяющим элементом. Вместо него можно использовать результаты тестирований работников по прошествии определенного времени.
Большинство исследований стоимость человеческого капитала определяют как дисконтированную величину будущих потоков денежных доходов в сопоставлении с общими затратами на обучение работников.
20