Научная статья на тему 'Принципы стандартизации процессов учета и отчетности в условиях инкорпорированного бизнеса'

Принципы стандартизации процессов учета и отчетности в условиях инкорпорированного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ПО ОТЧЕТНОСТИ / КОНСАЛТИНГОВЫЙ БИЗНЕС / RARPORATE REPORTING / GLOBAL REPORTING INITIATIVE / CONSULTING BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланг Ю. А.

В статье представлены результаты исследования теоретических и методических аспектов корпоративной отчетности, отражены различные стадии ее становления и тенденции развития, как основы длястратегического планирования деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING AND REPORTING PRINCIPLES OF STANDARDISATION IN THE CONDITIONS OF INCORPORATED BUSINESS

The article presents the results of a study of the theoretical and methodological aspects of the corporate reporting, described various stages of its development, and key upcoming trends, as a basis for strategic planning of the organization.

Текст научной работы на тему «Принципы стандартизации процессов учета и отчетности в условиях инкорпорированного бизнеса»

ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКОРПОРИРОВАННОГО БИЗНЕСА

Ланг Ю.А., аспирантка кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»

В статье представлены результаты исследования теоретических и методических аспектов корпоративной отчетности, отражены различные стадии ее становления и тенденции развития, как основы длястратегического планирования деятельности организации.

Ключевые слова: корпоративная отчетность; глобальная инициатива по отчетности; консалтинговый бизнес.

ACCOUNTING AND REPORTING PRINCIPLES OF STANDARDISATION IN THE CONDITIONS OF INCORPORATED BUSINESS

Lang Y., the post-graduate student of accounting, analysis and audit FGBU VPO «State University of Management»

The article presents the results of a study of the theoretical and methodological aspects of the corporate reporting, described various stages of its development, and key upcoming trends, as a basis for strategic planning of the organization.

Keywords: rarporate reporting; global reporting initiative; consulting business.

Понятие «корпоративная», или «публичная» отчетность вошло в экономическую литературу России в конце XIX - начале XX столетия, в период бурного расцвета акционерной формы бизнеса. Первая регламентация публичной отчетности была закреплена Торговым уставом (1867 г.) и Положением о государственном налоге (1898 г.). Эти законодательные акты определяли состав, адреса представления, порядок опубликования, правовую ответственность за сокрытие и искажение данных отчетности. В 20-е годы прошлого столетия работа по упорядочиванию публичной отчетности была продолжена. Постепенное усовершенствование законодательной базы публичной отчетности привело к тому, что «Правила публичной отчетности промышленных и торговых предприятий и кредитных учреждений» (утвержденные СНК СССР 24.08.1926 г.) регламентировали достаточно полный порядок опубликования бухгалтерских отчетов. К сожалению, в 30-е годы статус публичной отчетности был упразднен.

Сложившаяся к настоящему времени мировая практика составления годового отчета представляет его в трех форматах: описательная, Management Discussion and Analysis (MD&A), финансовая. В описательной части отражаются нефинансовые показатели деятельности компании. В части MD&A топ-менеджмент анализирует итоги финансово-хозяйственной деятельности, сравнивает их с результатами предыдущих периодов и демонстрирует умение принимать управленческие решения на основе приведенного анализа. Финансовая часть включает в себя аудиторское заключение, финансовую отчетность и примечания к финансовой отчетности. Причем в последнее время нефинансовые показатели деятельности становятся не менее важными, чем финансовые.

Как правило, корпоративная отчетность представляет собой консолидированный вариант управленческой и финансовой отчетности компаний с разветвленной организационной структурой[1,2,6,7,8,9]. Механизм консолидации корпоративной отчетности позволяет формировать решать задачи финансового планирования и бюджетирования в условиях многофилиальных предприятий и холдингов. Наличие консолидированной отчетности корпорации позволяет повысить финансовую и социально-экономическую управляемость им, иметь объективную картину деятельности объединения в целом и каждого его участника в частности, осуществлять инвестирование средств в действительно перспективные направления развития экономики.

Консолидированная финансовая отчетность содержит информацию, характеризующую деятельность группы хозяйствующих субъектов, действующих в рамках единой экономической стратегии (по всем её слагаемым: финансовая, кредитная, страховая, маркетинговая и т.д. стратегии) и участвующих (в той или иной мере) в капитале друг друга. Она необходима всем, имеющим или предполагающим иметь финансовые интересы в данной группе компаний: инвесторам, кредиторам, поставщикам, заказчикам, персоналу компании, банкам, правительственным и местным органам власти и управления.

За последние годы в практике европейских компаний наметилась тенденция подготовки нескольких вариантов годовой корпоративной отчетности, причем, содержание каждого из них определяется

целевой аудиторией, для которой он предназначается[11,12,13,14]. Так, например, все больше британских компаний подготавливают три документа: годовой обзор (annual review), годовой отчет (annua lreport) и отчет о корпоративной социальной ответственности (corporate social responsibility report) - все они представляют собой формы корпоративной отчетности. Годовой обзор предназначен для мелких частных инвесторов и содержит только некоторые из разделов, которые входят в полную версию годовой корпоративной отчетности, причем, содержание этих разделов дано в сокращении. Как правило, такой обзор включает обращение руководителей компании, основные финансовые и операционные показатели деятельности, краткий обзор финансовой отчетности, персональный состав руководства, краткий отчет о его вознаграждении, а также подробную информацию о продукции и брендах компании. Годовой корпоративный отчет ориентирован на более профессиональных мелких частных инвесторов, а также на институциональных инвесторов. В нем приводится наиболее полная информация по всем аспектам деятельности компании, в том числе подробное описание бизнеса компании и его результатов, консолидированная финансовая отчетность с развернутыми комментариями и анализом, сведения о корпоративном управлении и пр. Отчет о корпоративной социальной ответственности предназначен для широкого круга заинтересованных в успешной деятельности компании сторон (стейкхолдеров) и содержит, как отмечалось выше, подробные сведения об особенностях корпоративной социальной политики и результатах ее осуществления.

Помимо развернутой версии корпоративного отчета и отчета о социальной ответственности компании континентальной Европы, ценные бумаги которых обращаются в США, как правило, подготавливают подробный отчет по форме 20-F, предусмотренной американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC).

Корректно сформированная корпоративная отчетность обладает следующим положительным эффектом: позволяет полноценно довести до целевой аудитории корпоративную философию, позиционировать компанию в своей рыночной нише, опубликовать результаты финансовой деятельности, осветить планы перспективного развития, создать положительный корпоративный имидж.

В различные периоды развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды, укреплению которых противодействовали несогласованность решений правительства и корпоративных структур, отсутствие опыта, неготовность менеджмента и работников воспринимать новые методы управления и хозяйствования. Каждый период олицетворял новое понимание руководством страны и предпринимательским сообществом макро- и микроэкономических проблем и выработки путей их решения, поэтому границы периодов, достаточно условны и в зависимости от применяемых критериев могут сдвигаться по периодам.

Развитие современного бизнеса невозможно без качественного информационно-аналитического сопровождения[10,15,16,17]. Именно адекватность и оперативность решений служат залогом успешной хозяйственной деятельности, средством формирования ориентиров в интегрированной экономической системе. Одним из

основных документов информационно-аналитического сопровождения корпоративного управления является годовой отчет акционерного общества, или корпоративная отчетность.

Огромное влияние на современное развитие корпоративной отчетности оказало созданное в 1997 г. Коалицией за экологически ответственный бизнес в партнёрстве с Программой ООН по окружающей среде движение (а впоследствии организация), получившее название Global Reporting Initiative (GRI) - Глобальная инициатива по отчётности [1]. Этот шаг был направлен на то, чтобы повысить качество, строгость и полезность отчётности в области устойчивого развития (sustainable development). Концепция устойчивого развития заключается в поиске равновесия экономически, социально и экологически обоснованных целей развития. Изначально направленная на увеличение ответственности корпораций в вопросах экологической безопасности, Глобальная инициатива по отчетности в целом повысила «культуру» составления и отношения к корпоративной отчетности.

Рекомендации GRI на русском языке, доступные в сети Интернет благодаря поддержке Министерства иностранных дел Великобритании и усилиям общественной организации «Эколайн», очень сложны и формализованы и могут рассматриваться скорее как информация о международных подходах, чем как руководство к действию для отечественных предприятий [2]. Впрочем, в предисловии разработчиков чётко сказано, что любая компания может использовать руководство в качестве неформального пособия или осуществлять рекомендации поэтапно. Однако документ содержит анализ тех тенденций, которые обусловили бурное развитие открытой отчётности в области устойчивого развития (далее - открытой отчётности). Представляет интерес более основательное рассмотрение данных тенденций, поскольку по мере их отчетливого проявления возникает необходимость вносить изменения в систему корпоративной отчетности детальнее.

Во-первых, это - влияние, оказываемое странами с развивающейся экономикой в глобальном масштабе. Те же тенденции, связанные с глобализацией, подотчетностью и управлением, которые имеют место в развитых странах, наблюдаются и в государствах с развивающейся экономикой. Такие страны, как Бразилия, Индия и ЮАР, являются полноценными участниками процесса глобализации. Технологические новшества и потоки капитала, которые служили двигателем глобализации на протяжении последнего десятилетия, к настоящему времени проникли и в эти страны, превратив их во влиятельных региональных и глобальных игроков на экономической сцене XXI века. В то же время общепринятые подходы к менеджменту и требования подотчётности распространяются по сложившимся глобальным цепям поставщиков, оказывая влияние на все сегменты цепи. Идея подотчётности корпораций, которая первоначально относилась только к крупным транснациональным корпорациям, трансформируется в широкое движение, которое затрагивает компании любых масштабов во всем мире.

Во-вторых, значительное влияние на изменение структуры корпоративной отчетности оказывает усиливающаяся заинтересованность государств в устойчивом развитии друг друга при заключении межправительственных соглашений в различных областях экономики, права и т.д. В 1997 г., когда делались первые шаги по созданию GRI, интерес правительств к интеграции экономической, экологической и социальной отчётности был незначительным. В настоящие время имеется множество добровольных, законодательно определенных и используемых при регулировании деятельности инициатив. В Австралии, США, Республике Китай (Тайване), Японии и ряде стран Европейского союза, таких, как Франция, Нидерланды, Великобритания, Дания, быстро развиваются требования и стимулы, направленные на расширение рамок традиционной финансовой отчетности и включение в неё нефинансовой информации. Движущей силой некоторых инициатив являются цели национальной экологической и социальной политики, других

- стремление инвесторов получить более полную информацию о результативности корпорации, используя механизмы регулирования оборота ценных бумаг.

Развитие рыночной экономики и гражданского общества в России, поэтапная интеграция России в мировое сообщество, выход на международные рынки, признание в России международных подходов к менеджменту (на уровне теории и практики) создают условия, в которых инициативы в области открытой отчётности не смогут не распространяться. Отчасти под давлением растущего спроса со стороны институциональных и индивидуальных инвесторов на

социально значимые и этически приемлемые финансовые инструменты каждый год появляются новые «социально ответственные» финансовые индексы. Одновременно с этим развиваются исследования связей между деятельностью корпорации в области устойчивого развития и стоимостью её акций. Связи между результативностью компании в области устойчивого развития и ключевыми факторами, определяющими ее ценность, такими, как репутация, имидж бренда и оценки будущих активов, побуждают широкие финансовые рынки к поиску новых инструментов анализа и предсказания ценности бумаг на рынках капитала.

В-третьих, на развитие корпоративной отчетности повлияло, формирование так называемого учёта нового поколения. В конце XX века были достигнуты впечатляющие результаты в гармонизации финансовой отчётности во всем мире. Именно богатый опыт поддержания транспарентности финансовой отчётности, постоянно развивающейся с целью адекватного отражения финансового состояния компании, послужили основанием для становления и развития GRI. Однако в настоящее время многие наблюдатели, включая и специалистов в области финансов, признают, что методики, разработанные для отражения традиционной экономики прошлого, не могут послужить основой для описания информационной экономики наших дней. Оценка традиционных материальных активов (зданий, оборудования и материалов) должна быть дополнена оценкой нематериальных активов: человеческого капитала, экологического капитала, соглашений и партнёрств, брендов и репутации. Некоторые консалтинговые группы начали новые программы в таких категориях, как «деловая отчётность» или «анализ нематериальных активов», для того чтобы исследовать, как должны быть модифицированы стандарты учёта с целью отражения и этих факторов стоимости. Ожидается появление новых концепций риска, возможности и неопределённости.

Описанные тенденции известны менеджерам, стремящимся повысить конкурентоспособность своих компаний в условиях глобализации. Для более чем двух тысяч компаний, развивающих экономическую, экологическую и социальную отчётность, экономическая оправданность такой отчётности является хорошо известным фактом. Хотя вряд ли каждая компания сможет получить полный спектр потенциальных выгод от внедрения такой отчётности, наблюдатели указывают на распространенность в деловом сообществе нескольких позиций, подчеркивающих серьезную значимость открытой отчётности для развития менеджмента организаций и тем самым выступающих в качестве мотивов её разработки и распространения.

Стратегические и текущие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются компании, требуют непрерывного диалога с инвесторами, потребителями, поставщиками, общественностью и сотрудниками. Отчётность является ключевым элементом, необходимым для построения, поддержания и постоянного развития взаимодействия с заинтересованными сторонами. Отчёты могут послужить инструментом информирования об экономических, экологических и социальных возможностях и трудностях организации, причем гораздо более совершенным, чем простые ответы на запросы заинтересованных сторон. Открытость и откровенный диалог по вопросам результативности, приоритетов и планов на будущее, связанных с устойчивостью, позволяют развивать партнёрские отношения и укреплять доверие.

Отчётность в области устойчивого развития позволяет совершенствовать способности менеджеров оценивать вклад своей организации в природный, человеческий и социальный капитал. Такая оценка существенно расширяет возможности, предоставляемые традиционной финансовой отчётностью, и формирует более полную картину долгосрочных перспектив. Отчётность помогает выявить социальный и экологический вклад организации, а также «ценность предложения с точки зрения устойчивого развития», связанную с её продукцией и услугами. Такая оценка необходима для поддержания и укрепления «этического мандата» существования компании.

Отчётность в области устойчивого развития может способствовать снижению нестабильности и неопределенности цен на акции открытых акционерных компаний, а также уменьшению стоимости привлечения капитала. Более полное и регулярное раскрытие информации, включая значительную часть тех сведений, которые аналитики стремятся получать от менеджеров по конкретным поводам, может повысить финансовую стабильность компании, избежав существенных изменений в поведении инвесторов в качестве реакции на несвоевременное или неожиданное раскрытие информации.

Таким образом, на современном этапе корпоративная отчетность из обычного корпоративного документа, содержащего ключевые параметры деятельности предприятия в отчетном году, превращается в действенный инструмент коммуникаций и управления репутацией компании. От правильной подачи информации, содержащейся в этом документе, во многом зависит отношение к бизнесу партнеров, инвесторов, клиентов и аналитиков.

Обновление требований законодательства в области раскрытия информации и меняющиеся предпочтения инвесторов в отношении получения данных о деятельности компаний приводят к изменениям в содержании корпоративной отчетности: появлению новых разделов, изменению объема и качества раскрываемых сведений. Такими новыми разделами стали, например, более подробные разделы о рисках, с которыми сталкиваются в своей деятельности компании, разделы о стратегии развития компании. Основными факторами, определившими такую динамику, стали, по мнению опрошенных, усиление соответствующих требований со стороны инвесторов, государства и регуляторов фондовых рынков, более глубокое понимание компанией потребностей инвесторов, а также тот факт, что больше информации о стратегии стало раскрываться конкурентами компании.

Практика показала, что одним из основных недостатков содержания корпоративной отчетности является невысокий уровень раскрытия информации о структуре бизнеса и основных направлениях деятельности компаний, о рынках, на которых они действуют, и о занимаемом ими положении на этих рынках. В корпоративной отчетности редко встречается сопоставление результатов деятельности компании с ее конкурентами, а отдельных случаях отсутствует даже упоминание о существовании и масштабах конкуренции.

Корпоративная отчетность необходима компаниям, которые динамично развиваются и испытывают необходимость в привлечении средств - заемных или прямых инвестиций. Отчетность также необходима компаниям, которые имеют не одного или нескольких связанных между собой собственников, а принадлежат большому количеству акционеров, среди которых есть те, кто не принимает непосредственного участия в управлении бизнесом. Особенно серьезно подходят к созданию годового отчета банки, финансовые структуры, компании по управлению активами, другие игроки фондового рынка, крупные консалтинговые компании, а также мобильные операторы.

Литература:

1. Sustainability Reporting Guidelines, Global Reporting Initiative 2002. http://www.globalreporting.org; Станьте открытыми. Начните внедрение открытой отчётности в соответствии с принципами GRI. http://www.14000.ru/reporting

2. Андреева Л. Нюансы отражения выручки в учете по МСФО // Сб. документов и публикаций компании «Прайсвотерхау-сКуперс Аудит». 2012

3. Бодяко А.В. Развитие методики учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда: монография. - М.: Информационновнедренческих центр «МАРКЕТИНГ», 2011. - 135 с. - 8,5 п.л.

4. Бодяко А.В. Развитие системы внутреннего контроля вознаграждений работникам в организациях сферы услуг (печатн.) // Вестник университета (Государственный университет управления).

- М.: ГУУ, № 16 - 2010. - С. 221-225. - 1,1 п.л.

5. Бодяко А.В. Разработка методики аудита вознаграждений работникам (печатн.) // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, № 8 - 2010. - С. 290-298. - 1,1 п.л.

6. Бодяко А.В. Формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (печатн.) // Микроэкономика - М.: ж. Микроэкономика, № 6 - 2011. - С. 174180. - 1,1 п.л.

7. Бодяко А.В. Формирование социальной отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с МСФО (печатн.) // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, № 9 - 2011. - С. 279-283. - 0,9 п.л.

8. Гусева Т.В., Молчанова Я.П., Виниченко В.Н. Новые инициативы деловых кругов: отчётность в области устойчивого развития // Менеджмент в России и за рубежом № 6, 2003.

9. Мироненко В.М. Бухгалтерский учет деятельности товариществ собственников жилья и факторы, влияющие на ее организацию. Вестник Казахского университета экономики, финансов

и международной торговли Астана 2012 № 1-2, с.44-50, 0,8

10. Мироненко В.М. Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета деятельности товариществ собственников жилья (статья) Вестник университета, серия М.- ГУУ, 2012 № 3 с. 186-190 0,7

11. Пономарева С.В. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами [Текст] / С.В. Пономарева. - М. : КНОРУС, 2013. - 422 с. - 22,5.п.л.

12. Рогуленко Т.М. Методика и технология проведения

подтверждающего аудита. Аудиторские ведомости. 2013. № 1. С. 15-32.

13. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике//Транспортное дело России. -2011. -№10. -С. 189-191.

14. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности

15. Рогуленко Т.М., Ланг М.М. Разработка системы аналитического учета организации для целей финансового и управленческого учета/Вестник университета (ГУУ). 2008. № 11.,с.300-304.

16. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности [Текст] / М. : Издательский дом «Экономическая газета», 2011. - 14,3 п.л. в т.ч. авт. 9,1 п.л.

17. Рогуленко Т.М., Слиняков Ю.В. Развитие методологии управления сферой жилищно-коммунальных услуг в целях ее адаптации к рыночным условиям (статья) /Вестник университета, серия М.- ГУУ, 2010 № 10 с. 158-165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.