Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
287
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ / АДАПТИВНАЯ ОСОЗНАННОМОДЕЛИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА / INCLUSIVE EDUCATION / INNOVATION / ADAPTATION TO LEARNING CONDITIONS / ADAPTIVE CONSCIOUS-MODELING GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Ирина Александровна, Червякова Елена Викторовна

Исследование было направлено на оценку адаптации школьников к условиям инклюзивного образования. Было выявлено, что все школьники инклюзивного пространства находятся в неблагоприятном психофункциональном состоянии. Установлена возможность коррекции психофункционального состояния школьников с помощью нетрадиционных технологий физического воспитания. Была предложена адаптивная осознанно - моделирующая гимнастика, реализация которой на занятиях по физическому воспитанию позволила повысить адаптационный потенциал, улучшить самооценку своего состояния и снизить уровень невротизации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONCONVENTIONAL TECHNOLOGIES OF PHYSICAL TRAINING IN SPACE OF INCLUSIVE EDUCATION

The study was aimed at assessing the adaptation of schoolchildren to the conditions of inclusive education. It was found that all schoolchildren in the inclusive space are in a disadvantaged psychofunctional state. The possibility of correcting the psychofunctional state of schoolchildren using non - traditional physical education technologies has been established. Adaptive conscious - modeling gymnastics was proposed, the implementation of which in physical education classes allowed to increase adaptive potential, improve self -esteem of one's condition and reduce the level of neurotization of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.879.6/796.012.612

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

NONCONVENTIONAL TECHNOLOGIES OF PHYSICAL TRAINING IN SPACE OF INCLUSIVE EDUCATION

Мищенко Ирина Александровна

кандидат биологических наук, доцент кафедра адаптивной физической культуры, физиологии

и медико-биологических дисциплин Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Mishchenko Irina Aleksandrovna candidate of biological Sciences, associate professor department of adaptive physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

Lipetsk, Russia

Червякова Елена Викторовна

аспирант

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Chervyakova Elena Viktorovna graduate student

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

Lipetsk, Russia

Аннотация. Исследование было направлено на оценку адаптации школьников к условиям инклюзивного образования. Было выявлено, что все школьники инклюзивного пространства находятся в неблагоприятном психофункциональном состоянии. Установлена возможность коррекции психофункционального состояния школьников с помощью нетрадиционных технологий физического воспитания. Была предложена адаптивная осознанно-моделирующая гимнастика, реализация которой на занятиях по физическому воспитанию позволила повысить адаптационный потенциал, улучшить самооценку своего состояния и снизить уровень невротизации школьников.

Abstract. The study was aimed at assessing the adaptation of schoolchildren to the conditions of inclusive education. It was found that all schoolchildren in the inclusive space are in a disadvantaged psychofunctional state. The possibility of correcting the psychofunctional state of schoolchildren using non-traditional physical education technologies has been established. Adaptive conscious-modeling gymnastics was proposed, the implementation of which in physical education classes allowed to increase adaptive potential, improve self-esteem of one's condition and reduce the level of neurotization of schoolchildren.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инновация, адаптация к условиям обучения, адаптивная осознанно-моделирующая гимнастика.

Keywords: inclusive education, innovation, adaptation to learning conditions, adaptive conscious-modeling gymnastics.

На современном этапе развития образования на первый план выходят проблемы социализации и адаптации обучающихся. Поэтому внедрение стандартов инклюзивного образования относят к числу характерных примеров результативной системной инновации.

Инклюзия - это прогрессивное направление развития образования на всех уровнях. Данная инновация затрагивает разные сферы деятельности образовательных организаций: руководства, сотрудничества педагогов, обучающихся, родителей, реализация связи с общественностью, анализом и информационным обеспечением инновационной деятельности. Системный подход в развитии инклюзивного обучения осуществляется и на уровне государственной политики в сфере образования и на уровне регионов [7, с. 31].

Изучение психофизического здоровья и особенностей адаптации школьников к условиям инклюзивного образования является актуальным направлением междисциплинарных исследований.

Поступая в первый класс, даже школьники, не имеющие проблем со здоровьем, переживают стресс, попадая в новые непривычные условия - сложные учебные нагрузки, увеличение личной ответственности и новые социальные контакты. Одновременно с этим, школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), попадая в новые социально-образовательные условия, в несколько раз чаще чувствуют себя некомфортно и напряженно, соблюдая при этом дистанцию в общении с одноклассниками. Соответственно у них увеличивается тревожность, связанная с нахождением в незнакомой среде [2, с. 5].

Часто трудности обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования связаны с ухудшением функционального состояния их организма в процессе адаптации к учебным нагрузкам. Развитие напряжения адаптации и дезадаптивных состояний является фактором, способствующим снижению умственной и двигательной активности детей, обучающихся в условиях инклюзии.

По мнению многих исследователей, важное значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях современного образования приобретает физическая культура и спорт. Физическая культура может явиться эффективным средством улучшения адаптации к условиям инклюзивного обучения и коррекции психофункционального состояния школьников [3, с. 18; 5, с. 196].

Одним из важных условий нормального формирования и развития организма ребенка является движение. При помощи двигательной активности развиваются зоны коры больших полушарий мозга, улучшается межцентральная координация, становится возможной коррекция недостатков психофизического состояния, формируется двигательная взаимосвязь анализаторных систем и высших психических функций. Движение обеспечивает оптимальное функционирование организма школьника, а также повышает умственную и физическую работоспособность. Со-

гласно этому, важным направлением улучшения адаптации лиц с ОВЗ к условиям инклюзивного обучения является применение средств физической культуры для коррекции возникающего в процессе обучения психофизического напряжения. Вместе с тем, важно делать акцент на мобилизацию собственных компенсаторных механизмов, которая может быть осуществлена на основе изучения физиологических особенностей адаптации у лиц с ОВЗ к условиям инклюзивного образования [4, с. 170].

При этом, применение средств улучшения адаптации должна осуществляться на физиологически обоснованных принципах, в частности с учетом функционального состояния нервной системы и механизмов вегетативного обеспечения.

Исходя из этого нами было организовано исследование по изучению динамики показателей адаптации школьников к условиям инклюзивного обучения и возможности коррекции психофункционального состояния школьников с помощью нетрадиционных инновационных технологий физического воспитания.

К исследованию были привлечены 20 школьников с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития), обучающихся в 1-5 классах, и 159 нормально развивающихся сверстника из пяти общеобразовательных учреждений г. Липецка.

Для оценки показателей психофизической адаптации и психофункционального состояния школьников применялись следующие методики исследования:

- кардиоинтервалография. Анализ вариабельности сердечного ритма осуществлялся на электрокардиографе «Поли-Спектр-8/ЕХ» с программой «ПолиСпектр-Ритм». У исследуемых в положении лежа проводилась 5 -минутная запись электрокардиограммы. В период регистрации записи школьников информировали о том, что они не должны выполнять глубоких вдохов, кашлять и усиленно сглатывать слюну. После окончания 5 минут проводилась активная ортостатическая проба (АОП). Во время АОП также проводилась запись электрокардиограммы в течении 5 минут. Для оценки адаптационных процессов использовали показатель активности регуляторных систем (ПАРС). Расчет ПАРС проводился по пяти критериям: суммарному эффекту регуляции (по показателям частоты сердечных сокращений); суммарной активности регуляторных механизмов (по суммарной мощности спектра - ТР); вегетативному балансу (по показателям индекса напряжения, RMSSD, по мощности спектра высокочастотных колебаний - HF, индексу централизации); мощности спектра низкочастотных колебаний - LF и мощности спектра очень низкочастотных колебаний - VLF. Дополнительно проводили оценку функционального состояния (ОФС) школьников исходя из оценки общих резервов регуляции - ТР, резервов адаптации (по сумме мощности LF и HF в покое), рациональности расходования резервов при функциональной пробе (оценка «рациональное - нерациональное -истощение - подавление» по динамике мощности HF, приросту LF/HF и К30/15 при функциональной пробе по отношению к покою) и напряжению вегетативной регуляции (по произведению симпато-парасимпатического баланса в фоновой и ортопробе).

- оценка адаптационного потенциала (Р. М. Баевский);

- анкета самооценки состояния - для оценки психологических (эмоции, самочувствие, настроение) и физических (бодрость, усталость, сила, энергия) критериев качества жизни школьников.

- диагностика уровня невротизации - для анализа воздействия эмоциональных и вегетативных влияний на адаптивные реакции школьников.

Исследование проводилось в течение 2019-2020 учебного года, в начале октября 2019 г. и в конце февраля 2020 г. Результаты обследования школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей психофизической адаптации и психофункционального _состояния школьников в условиях инклюзивного образования_

№ п/п Показатели Нормально развивающиеся школьники Школьники с ОВЗ

в начале исслед. в конце исслед. в начале исслед. в конце исслед.

1. Кардиоинтервалография

показатель активности регуляторных систем (ПАРС), %

Состояние нормы или состояние удовлетворительной адаптации, ПАРС (1-3 балла) 13,84 80,50 10,0 65,0

Состояние функционального напряжения, ПАРС (3-6 балла) 61,64 16,35 50,0 25,0

Состояние перенапряжения или состояние неудовлетворительной адаптации, ПАРС (6-7 балла) 24,52 3,15 40,0 10,0

Состояние истощения регуляторных систем или срыв адаптации, ПАРС (7-11 баллов) - - - -

оценка функционального состояния (ОФС , %

Функциональное состояние отличное, ОФС (4,1-5 балла) 6,29 16,98 - 5,0

Функциональное состояние хорошее, ОФС (3,1-4 балла) 16,35 49,69 15,0 50,0

Функциональное состояние удовлетворительное, ОФС (2,1-3 балла) 72,33 32,70 65,0 35,0

Функциональное состояние снижено, ОФС (1,1-2 балла) 5,03 0,63 20,0 10,0

Функциональное состояние значительно снижено, ОФС (1 балл и менее) - - - -

2. Адаптационный потенциал, %

Удовлетворительная адаптация, АП (не более 2,1 у.е.) 23,27 63,52 5,0 60,0

Напряжение механизмов адаптации, АП (2,11 - 3,2 у.е.) 69,81 35,85 85,0 40,0

Неудовлетворительная адаптация, АП (3,21 -4,3 у.е.) 6,92 0,63 10,0 -

Срыв адаптации, АП (4,30 у.е. и более) - - - -

3. Самооценка состояния, %

хорошее 32,70 65,41 5,0 55,0

удовлетворительное 64,15 34,59 75,0 45,0

неудовлетворительное 3,15 - 20,0 -

4. Уровень невротизации, %

допустимый 13,84 83,02 5,0 80,0

повышенный 71,07 16,98 60,0 15,0

высокий 15,09 - 35,0 5,0

Результаты комплексной оценки адаптации по показателям активности регуляторных систем и адаптационному потенциалу подтверждают, что нарушения адаптационных процессов определяются как в группе школьников с ОВЗ, так и в группе нормально развивающихся обучающихся.

Так, в начале учебного года состояние нормы или удовлетворительной адаптации было зарегистрировано всего у 13,84% нормально развивающихся школьников и у 10,0% обучающихся с ОВЗ. Состояние функционального напряжения отмечалось более чем у половины исследуемых обеих групп - 61,64% в группе нормально развивающихся школьников и 50,0% в группе обучающихся с ОВЗ. Школьников с состоянием перенапряжения механизмов регуляции в группе обучающихся с ОВЗ было выявлено значимо больше по сравнению с нормально развивающимися сверстниками - 40,0% и 24,52% соответственно.

При анализе исходного адаптационного потенциала отмечается аналогичная тенденция. В частности, удовлетворительная адаптация определена всего у 23,27% нормально развивающихся школьников и 5,0% обучающихся с ОВЗ. Большинству обучающихся на начало учебного года характерно напряжение механизмов адаптации - 69,81% нормально развивающимся обучающимся и 85,0% школьникам с ОВЗ. Состояние неудовлетворительной адаптации определялось у незначительного количества школьников, но более выраженно в группе обучающихся с ОВЗ.

Полученные данные подтверждают, что комплекс факторов пребывания в школьной инклюзивной среде вызывает напряжение регуляторных систем. Состояния функционального напряжения являются пограничными между нормой и патологией. Они могут предшествовать развитию болезни и отражают снижение адаптационных возможностей организма. Полученные результаты, свидетельствуют, что инклюзивная среда вызывает снижение адаптационных резервов у всех школьников инклюзивного пространства, что в свою очередь может приводить к физической детренированности, нервно-психической напряженности и повышенному утомлению.

Данный факт, подтверждают полученные данные об исходном функциональном состоянии школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования, по суммарной оценке, показателей вариабельности сердечного ритма. Так, на начало учебного года отличное функциональное состояние отмечено только у 6,29% нормально развивающихся школьников и отсутствует у обучающихся с ОВЗ. Отличное функциональное состояние характеризуется выраженным преобладанием парасимпатической нервной системы в управлении ритмом сердца, высокими резервами оперативного приспособления, экономичной работой организма школьника и рациональным расходованием резервов при функциональной пробе, а также низким напряжением механизмов вегетативной регуляции. Необходимо отметить, что отличное функциональное состояние является залогом высокой устойчивости к сложным, в психофизическим плане, условиям инклюзивной среды и хорошей способности адаптироваться к этим условиям.

Хорошее функциональное состояние проявляется в умеренном преобладании парасимпатической нервной системы в управлении ритмом сердца. При этом, резервы оперативного приспособления - выше среднего. Отмечается экономичная

работа организма обучающегося и рациональное расходование резервов при функциональной пробе. Напряжение механизмов вегетативной регуляции - ниже среднего. Вышеобозначенное функциональное состояние, на начало учебного года, определялось у 16,35% нормально развивающихся школьников и у 15,0% обучающихся с ОВЗ.

Удовлетворительное функциональное состояние диагностировано больше, чем у половины исследуемых школьников: 72,33% - в группе нормально развивающихся школьников и 65,0% - в группе обучающихся с ОВЗ. Оно отличается тем, что влияние парасимпатической нервной системы на сердечный ритм уравновешивается другими механизмами управления ритмом сердца, средними резервами оперативного приспособления, нерациональным расходованием резервов при функциональной пробе и средним напряжением механизмов вегетативной регуляции. При данном состоянии, может появляться различная степень адаптационных механизмов. Функциональные возможности организма в покое не снижены, но способность адаптироваться к нагрузкам, в том числе и учебным, уменьшена.

Сниженное функциональное состояние определено на начало учебного года у 5,03% нормально развивающихся школьников и у 20,0% обучающихся с ОВЗ. При сниженном функциональном состоянии наблюдается уменьшение активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы, выражена централизация управления ритмом сердца, резервы оперативного приспособления - ниже среднего. Отмечается неэкономичная работа организма школьника при функциональной пробе (истощение) и выше среднего напряжение механизмов вегетативной регуляции. Это функциональное состояние приводит к неудовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды. Функциональные возможности организма снижены. Гомеостаз сохраняется только за счет значительного напряжения регуляторных систем или включения компенсаторных механизмов.

Результаты исходного тестирования показали, что самооценка хорошего психофизического состояния в начале года оказалась на более высоком уровне у нормально развивающихся школьников (32,7% против 5,0% в группе с ОВЗ). Удовлетворительно оценили свое состояние большинство школьников: 64,15% -в группе нормально развивающихся школьников и 75,0% - в группе обучающихся с ОВЗ. Неудовлетворительно оценили собственное состояние всего 3,15% нормально развивающихся школьников, и в 6 раз больше обучающихся с ОВЗ (20,0%).

Анализ уровня невротизации показал, что в начале учебного года повышенный уровень невротизации был отмечен у значительной части всех обучающихся (71,07% у нормально развивающихся школьников и 60,0% - школьников с ОВЗ). Высокий уровень невротизации выявлен у 15,09% нормально развивающихся школьников и у 35,0% обучающихся с ОВЗ. При этом, необходимо заметить, что допустимый уровень невротизации определяется всего у 13,84% нормально развивающихся школьников и только у 5,0% обучающихся с ОВЗ.

По нашему предположению, повышенный уровень невротизации в группе нормально развивающихся школьников, может объясняться недостаточным уровнем развития необходимой эмпатии по отношению к школьникам с ОВЗ, который вызы-

вает негативные и неадекватные эмоции, направленные в сторону таких детей и, как следствие, высокий уровень невротизации.

Таким образом, результаты исходного исследования показали, что все школьники, обучающиеся в условиях инклюзии находятся в неблагоприятном психофункциональном состоянии. Поэтому и коррекция данного состояния должна проводиться в двух группах обучающихся - с ОВЗ и нормально развивающихся школьников.

Как уже отмечалось, физическая культура обладает огромным потенциалом улучшения функционального состояния обучающихся, повышения их адаптационных возможностей и нормализации психоэмоционального состояния. К сожалению, традиционные средства физической культуры, применяемые в образовательных учреждениях, не позволяют полностью решать проблемы успешной адаптации школьников к условиям инклюзивного образования. Нами была предпринята попытка включить в структуру урока физической культуры нетрадиционные инновационные средства физической культуры. Применительно к педагогическому процессу в сфере физической культуры, инновация - это использование нового в цели, содержании, методах и формах обучения, организация интерактивной деятельности учителя и учащегося [1]. В общем плане, под инновационной технологией, понимают деятельность по созданию, освоению и использованию каких-либо новшеств [6, с. 43].

Результаты собственных исследований по выявлению особенностей психофизической адаптации и психофункционального состояния школьников, обучающихся в условиях инклюзивного обучения позволили определить основные направления коррекционной работы, поставить частные задачи и подобрать наиболее эффективные, инновационные средства коррекции психофункционального состояния. Нами была предложена адаптивная осознанно-моделирующая гимнастика, упражнения которой включалась в подготовительную, основную и заключительную части урока физической культуры. Структура адаптивной осознанно-моделирующей гимнастики представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура адаптивной осознанно-моделирующей гимнастики

В подготовительной части урока применялась антистрессовая дыхательная гимнастика. Использовались 10 дыхательных упражнений, выполняемых в определенном порядке и направленных на повышение жизненного тонуса, улучшение настроения, снижение стрессового воздействия, связанного с условиями инклюзивного обучения. Выполнение антистрессовой дыхательной гимнастики занимало 3-4 минуты.

В основную часть урока по физической культуре была включена адаптированная гимнастика INTENSATI, основанная на осознанных намерениях. Ее содержание заключается в том, что при выполнении разнонаправленных физических упражнений, громко произносятся аффирмации - краткие фразы, содержащие вербальную формулу. Многократное и систематическое повторение данных формул позволяет закреплять требуемый позитивный образ психофизического состояния, влияющего на улучшение психофизиологического состояния, выработку установки на успешность и моделирование оптимальных стереотипов поведения. На гимнастику INTENSATI отводилось около 6 минут.

В заключительной части урока применялись телесно-ориентированные упражнения или суставной самомассаж. Общим в использовании методов телесно-ориентированной терапии являлось включение в процессе коррекции кинестетической сферы школьника, основанное на представлении о неразрывной связи тела и духовно-психической сферы. Воздействуя на бессознательный компонент регуляции действия, телесно-ориентированные техники способствовали коррекции дезадап-тивных стереотипов, влияя на образ действия через систему обратной связи и процессы рефлексии.

Синтез данных методик был назван нами, согласно основному принципу их действия, адаптивной осознанно-моделирующей гимнастикой.

После исходного обследования, предложенная нами методика была включена в учебной процесс по физической культуре и реализовывалась в течение 5 месяцев. Для оценки эффективности использования адаптивной осознанно-моделирующей гимнастики было организовано итоговое обследование школьников по показателям психофизической адаптации и психофункционального состояния (таблица 1).

По итогам проведенных исследований выявлено улучшение адаптационных процессов к условиям инклюзивного обучения по показателям активности регуля-торных систем и адаптационному потенциалу.

Так, в конце исследования состояние нормы или удовлетворительной адаптации было зарегистрировано у 80,5% нормально развивающихся школьников по сравнению с 13,84% в начале эксперимента, и у 65,0% обучающихся с ОВЗ, сравнительно с 10,0% выявленных изначально. Состояние функционального напряжения отмечалось в конце исследования всего у 16,35% в группе нормально развивающихся школьников и 25,0% в группе обучающихся с ОВЗ. Число школьников с состоянием перенапряжения или неудовлетворительной адаптацией значимо уменьшается в обеих группах - до 3,15% в группе нормально развивающихся школьников и до 10,0% у обучающихся с ОВЗ.

По уровню адаптационного потенциала также отмечается положительная динамика. Так, удовлетворительная адаптация регистрируется больше, чем у половины

школьников обеих групп - 63,52% нормально развивающихся школьников и 60,0% обучающихся с ОВЗ. Напряжение механизмов адаптации сохраняется в конце исследования у 35,85% нормально развивающих обучающихся и 40,0% школьников с ОВЗ. Состояние неудовлетворительной адаптации отмечается только у 0,63% школьников с нормативным развитием и отсутствует у обучающихся с ОВЗ.

Улучшение адаптационных процессов положительно повлияло и на функциональное состояние школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования. Так, по окончанию исследования число обучающихся с отличным функциональным состоянием увеличивается с 6,29% до 16,98% - у нормально развивающихся школьников, появляется в группе обучающихся с ОВЗ и достигает 5,0%. Количество обследуемых с хорошим функциональным состоянием значимо возрастает с 16,35% до 49,69% - у нормально развивающихся школьников и с 15,0% до 50,0% -у обучающихся с ОВЗ. Удовлетворительное функциональное состояние снижается наполовину по сравнению с исходным и достигает 32,70% - в группе нормально развивающихся школьников, и 35,0% - в группе обучающихся с ОВЗ. Сниженное функциональное состояние также значимо уменьшается с 5,03% до 0,63% - у нормально развивающихся школьников, и с 20,0% до 10,0% - у обучающихся с ОВЗ.

Анализ итоговых результатов показал улучшение самооценки психофизического состояния. В частности, в конце эксперимента показатели психофизического состояния школьников характеризовались самооценкой хорошего состояния у 65,41% нормально развивающихся школьников и у 55,0% обучающихся с ОВЗ, по сравнению с 23,27% и 5,0% в начале исследования соответственно. Удовлетворительно оценили свое состояние 34,59% нормально развивающихся школьников и 45,0% обучающихся с ОВЗ, в сопоставлении с исходными 64,15% и 75,0% соответственно. Неудовлетворительной самооценки собственного состояния при итоговом обследовании не было отмечено ни в одной группе исследуемых.

Наряду с оптимизацией параметров функционального состояния, отмечается снижение уровня невротизации у всех школьников, принимающих участие в эксперименте. Так, число обучающихся с высоким уровнем невротизации отсутствует в группе нормально развивающихся школьников и снижается до 5,0% у школьников с ОВЗ. Повышенный уровень невротизации выявлен всего у 15,09% нормально развивающихся школьников и у 15,0% обучающихся с ОВЗ, по сравнению с 71,07% и 60,0% в начале исследования соответственно. При этом, необходимо заметить, что допустимый уровень невротизации повышается в группе нормально развивающихся школьников с 13,84% до 83,02% и с у 5,0% до 80,0% - у обучающихся с ОВЗ.

Проведенное исследование показало, что психофункциональное состояние школьников, обучающихся в условиях инклюзии, характеризуется неблагоприятными проявлениями. Эффективными средствами его коррекции могут стать инновационные педагогические технологии физического воспитания, в частности, апробированная в нашем исследовании адаптивная осознанно-моделирующая гимнастика.

Литература

1. Головинова И. Ю., Меркулова А. А. Инновационные технологии в физической культуре // Наука-2020. 2019. № 5 (30). С. 54-69. URL:https://cyberleninka.ru/article/ n/innovatsionnye-tehnologii-v-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 11.10.2020).

2. Коршунов С. Д. Физиологические особенности двигательной адаптации у детей с особыми возможностями здоровья, связанными с ограниченной подвижностью : дис. ... канд. биол. наук : 03.03.01; [Место защиты: ФГАОУВО Национальный исследовательский Томский государственный университет]. Томск, 2017.127 с.

3. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л. И. Лубышева. Москва : Академия, 2012. 240 с.

4. Инклюзивное профессиональное образование в России: социальные и физиологические барьеры : монография /Л. В. Капилевич, [и др.]. Томск : ТГУ, 2018. 250 с.

5. Паначев В. Д. Социализация личности с отклонениями в состоянии здоровья // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты : материалы III краевой студ. науч.-практ. конф. Пермь, 2011. С. 195-197.

6. Ульянова И. С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников // Молодой ученый. 2015. № 10.1 (90.1). С. 42-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Чепель Т. Л. Инклюзивное образование как инновационный проект: опыт Новосибирской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : Материалы международной научно-практической конференции. Москва : МГППУ, 2011. С. 30-32.

References

1. Golovinova I. Yu., Merkulova A. A. Innovatsionnye tekhnologii v fizicheskoy kul'ture [Innovative technologies in physical culture]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 5 (30). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-fizicheskoy-kulture (accessed: 11.10.2020).

2. Korshunov S. D. Fiziologicheskie osobennosti dvigatel'noy adaptatsii u detey s osobymi vozmozhnostyami zdorov'ya, svyazannymi s ogranichennoy podvizhnost'yu [Physiological features of motor adaptation in children with special health opportunities associated with limited mobility]. Dis. Cand. Biol. nauk. Tomsk, Federal state educational institution of higher education national research Tomsk state University, 2017. 127 p.

3. Lubysheva L. I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta [Sociology of physical culture and sports]. Moscow, Academy, 2012, 240 p.

4. Inklyuzivnoe professional'noe obrazovanie v Rossii: sotsial'nye i fiziologicheskie bar'ery [Inclusive professional education in Russia: social and physiological barriers] Tomsk, TSU Publ., 2018. 250 p.

5. Panachev V. D. Sotsializatsiya lichnosti s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya [Socialization of the individual with deviations in the state of health]. Sotsial'noe blagopoluchie cheloveka v sovremennoy Rossii: faktory riska i faktory zashchity. Materialy III kraevoy stud. nauch.-prakt. konf [Social well-being of a person in modern Russia: risk factors and protection factors. Materials of the III regional student scientific and practical conference]. Perm, 2011, pp. 195-197.

6. Ul'yanova I. S. Novye innovatsionnye tekhnologii v fizicheskom vospitanii shkol'nikov [New innovative technologies in physical education of schoolchildren]. Molodoy uchenyy - Young scientist, 2015, no. 10.1 (90.1), pp. 42-49.

7. Chepel' T. L. Inklyuzivnoe obrazovanie kak innovatsionnyy proekt: opyt Novosibirskoy oblasti [Inclusive education as an innovative project: experience of the Novosibirsk region]. Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tekhnologiya. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Inclusive education: methodology, practice, technology. Materials of the international scientific and practical conference]. Moscow, MGPPU Publ., 2011, pp. 30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.