Научная статья на тему 'Нетрадиционные приемы колокольного звона в современной православно-церковной практике'

Нетрадиционные приемы колокольного звона в современной православно-церковной практике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1043
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН / ЗВОННИЦА / КОЛОКОЛА / СИСТЕМЫ ЗВОНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тосин Сергей Геннадьевич

В статье впервые рассматриваются нетипичные для православной традиции приемы колокольного звона. Их описание основано на материалах, собранных автором в экспедициях последних лет. Наряду с нетрадиционными ручными приемами игры на колоколах в работе дается характеристика принципиально новых систем (механических, электрических и компьютерных), используемых сегодня храмами для воспроизведения церковных звонов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные приемы колокольного звона в современной православно-церковной практике»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160).

Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 183-187.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНО-ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКЕ

В статье впервые рассматриваются нетипичные для православной традиции приемы колокольного звона. Их описание основано на материалах, собранных автором в экспедициях последних лет. Наряду с нетрадиционными ручными приемами игры на колоколах в работе дается характеристика принципиально новых систем (механических, электрических и компьютерных), используемых сегодня храмами для воспроизведения церковных звонов.

Ключевые слова: колокольный звон, звонница, колокола, системы звона.

При изучении традиций колокольного звона большое значение имеют материалы, собираемые в полевых условиях. В таких материалах, как представляется, важны любые, даже самые незначительные, на первый взгляд, детали. Натурные исследования, проводившиеся автором настоящей статьи в последние годы, исследования, связанные с изучением нынешнего состояния православной колокольно-звонной культуры, во многих аспектах, в том числе и в плане выявления любопытных подробностей, оказались весьма результативными. Сказанное относится, в частности, к современной практике воспроизведения колокольных звонов. Здесь нередко встречаются нетипичные для национальной традиции приемы звукоизвле-чения, предполагающие иногда использование оригинальных конструктивных систем. Описанию этих приемов и систем как раз и посвящена данная статья.

Следует отметить, что в большинстве своем они так или иначе нарушают традиционные устои православно-колокольного звона. Однако некоторые из приемов звона вполне вписываются в традицию и могут интерпретироваться как ее развитие. С последних мы и начнем изложение материала.

Прежде всего напомним, что звонница как звукоинструмент представляет собой определенную акустико-механическую систему, порой достаточно сложную в конструктивном отношении. Среди приспособлений, традиционно присутствующих в ее механизме, следует указать на педали, с помощью которых ногами управляются языки самых крупных колоколов инструмента. Обычно таких педалей в звоннице одна или две. Однако в последние годы обращают на себя внимание многопедальные устройства. Они представляют собой несколько относительно небольших дощечек (педалей),

соединенных с языками колоколов тросовыми или веревочными тягами и расположенных под ногой, как правило, в один ряд. Размеры и механика таких педалей в каждой звоннице индивидуальны и не поддаются обобщающему описанию. По всей вероятности, рассматриваемые устройства - нововведение ХХ века, ранее в известных источниках данные механические конструкции не упоминались. Несомненно, они, подобно русской звоннич-ной клавиатуре1, значительно расширяют возможности игры на колоколах, при всем том не влияя принципиально на характер православного звона. Пока многопедальные устройства встречаются редко. Нам известны пять таких образцов: на колокольнях церквей Александра Невского в пос. Колывань и Никольской в пос. Нижняя Ельцовка Новосибирской области (по три педали), при звонницах церкви св. муч. Евгения в Новосибирске и Троицкого собора в Томске (по четыре педали), а также на Большой колокольне Троице-Сергиевой лавры (пять педалей).

Новосибирский и лаврский звоны исполняются по обычаю, стоя. Тут звонари перебирают педали одной ногой. В остальных приведенных примерах звонари нажимают на педали обеими ногами (поочередно), что вынуждает их звонить уже сидя. Такое положение при звоне в колокола до нас не фиксировалось и не изучалось другими специалистами. Тем не менее не будем останавливаться на нем подробно, поскольку результаты авторских исследований по данному вопросу фигурируют в ряде публикаций последних лет2. К тому же отметим, что пока не совсем ясно, связан ли звон в положении сидя с дореволюционной традицией.

Звонничные многопедальные устройства описанного типа очень напоминают педаль-

ную систему карильона3. Но еще больше сближает с этим западноевропейским «колокольным органом» другое конструктивное новшество, появившееся в последние годы при некоторых наших звонницах, - пульт, снабженный рядом рычагов ручного звона. От этих рычагов так же, как и в карильоне, к языкам колоколов протянуты тросовые приводы. В России нам известно о существовании двух звонниц с такими пультами - в Ярославле и в Гатчине, под Санкт-Петербургом.

В качестве примера рассмотрим Большую звонницу Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Эта звонница располагает восемнадцатью колоколами (данные 1999 года). В их числе: три зазвонных4, четыре клавиа-турных5 - русского типа, два педальных и, наконец, шесть колоколов, которые включены в, условно говоря, карильонно-клавишную систему специально для данной звонницы сконструированного пульта. Клавиши этой системы представляют собой рычаги, изготовленные из деревянных брусков длиной 30-50 см. Расположены они параллельно в один ряд (на уровне несколько ниже пояса) на расстоянии 10-15 см друг от друга. Играет здесь отдельный звонарь, стоя у пульта и нажимая, не без определенных усилий, на рычаги - преимущественно поочередно обеими руками.

На наш взгляд, такая механическая система и прием игры, хотя и представляют определенный интерес, не типичны для традиционной звонницы. Введение в звонницу клавиатур, изготовленных по подобию западноевропейского карильона, вызывает чувство некоторой обеспокоенности, так как появление новых конструктивных систем, внедряющих в практику православного звона чуждые в техническом отношении принципы игры, чревато отходом от национальной традиции.

Как окончательно порывающую связи с церковным каноном надо признать практику употребления в некоторых храмах электрического способа колокольного звона. Так, в одесском Свято-Пантелеймоновском монастыре (данные 1999 года), наряду с «живыми» звонами, используются и звоны электрифицированные, причем двух разновидностей. Поскольку в специальной литературе такой способ звона другими авторами еще не описывался, остановимся на нем подробно.

Принцип действия электрифицированных звонов основан на применении электромагнитов. В виду того, что электромагнитная

система «работает» не с любым металлом, вместо колоколов используются железные газовые баллоны, обрезанные снизу. В звоннице монастыря их восемь. Они подвешены в двух рамах (стойках с перекладинами), поставленных друг против друга, образуя таким образом два параллельных ряда - по четыре баллона в каждом.

В нескольких сантиметрах от внешней стороны отдельно взятого баллона параллельно его стенке (вертикально) расположен железный прут, на нижнем конце которого укреплен электромагнит. Прут с электромагнитом выполняет роль ударника, газовый баллон

- функцию вибратора. В момент замыкания электрической цепи магнит с силой ударяет по стенке баллона, извлекая из него звук. Баллон с ударником являются оконечной частью цепи. На ее входе, то есть на противоположном конце электроцепи, установлена система управления. Собственно, в названном монастыре их две, поэтому мы и говорим о двух разновидностях электрифицированных звонов, которые по принципу их воспроизведения кардинально отличаются друг от друга.

Первая система управления представляет собой небольшую самодельную клавиатуру, состоящую из одного ряда небольших деревянных брусков - клавиш. На ней играют, нажимая на клавиши пальцами рук, как на пианино. Клавиатура подключена к электросети, и нажатие клавиши приводит к возникновению контакта, то есть замыканию электроцепи.

Другая система управления основана на ротации барабана, который приводится в движение электродвигателем. Система аналогична механической, используемой в старинных курантах, только штифты на барабане здесь заменены электрическими контактами, расположенными в соответствующем порядке. Таким образом, как и в курантах, в данной системе кодируются любые нужные звоны, которые затем многократно проигрываются в неизменном виде.

В отличие от механистичности последней, воспроизведение звона при помощи клавишной системы полностью зависит от воли исполнителя, в чем и заключается та принципиальная разница, о которой говорилось выше.

Рассмотренные электрические системы не имеют ничего общего с колокольноправославной традицией. Во-первых, звон производится не в колокола, а в газовые баллоны. Во-вторых, полностью игнорируется

традиционная техника и приемы исполнения. В дополнение сказанному отметим, что обе системы управления находятся не на колокольне, а во внутреннем помещении церкви, откуда звона не слышно; поэтому, в частности, игру на клавиатуре практически невозможно контролировать слухом.

Разумеется, подобные электрические способы озвучивания православных звонниц (назовем здесь еще и фонограммное воспроизведение звонов через выставленные на колокольнях акустические колонки) - вынужденная мера. Она, по-видимому, может быть оправдана с точки зрения исторической ситуации, в которой оказался колокольный звон к концу ХХ века. Однако в плане сохранения традиции такая модернизация самой формы его бытования, возможно, способна вызвать непредсказуемые последствия.

Совсем недавно, в 2009 году, нами была зафиксирована абсолютно новая система звона, также исключающая традиционный подход к исполнению православного колокольного звона. Функционирование данной системы основано на новейших разработках в области компьютерных технологий. Ее главными компонентами являются специальная программа, введенная в компьютер, блок дистанционного управления, колокола. Впрочем, вместо колоколов тут могут использоваться любые металлофоны, в том числе и те же баллоны. Однако в описываемом случае это были именно колокола. Речь идет о новой церковной звоннице, расположенной на колокольне храма Семьи Царских Страстотерпцев в селе Верх-Падунское Кемеровской области. Специфика воспроизведения звона здесь заключается в следующем. В компьютер вводится программа с конкретными закодированными образцами православных звонов. С него сигнал передается на колокольню, где он преобразуется и реализуется в механическом движении молотков, в определенном порядке ударяющих по колоколам извне, как в западноевропейских курантах. Достаточно, находясь внутри храма либо вне него, но в пределах видимости, нажать на соответствующую кнопку дистанционного управления, и с колокольни зазвучит тот или иной звон (причем всегда в неизменном виде). Данную систему в 2008 году разработало и теперь начинает внедрять колокололитейное предприятие «Светолитие» (Новосибирск).

В наши дни отсутствие качественного колокольного подбора (или колоколов вообще)

на иных церковных колокольнях приводит к совершенно парадоксальным явлениям. Сказанное касается как конструктивных нововведений, рассмотренных выше, так и определенных ручных способов произведения православного звона. Например, в Одессе на колокольне церкви Григория Богослова в 1999 году автору пришлось столкнуться со странным, совсем не православным приемом звона в колокол (характерным скорее для традиции Юго-Восточной Азии). На данной колокольне висит благовестник6 без языка, поэтому благовест7 в этот колокол вынуждены бить обыкновенным столярным молотком

- по наружному краю.

Аналогичным способом звонят (когда звонят вручную) и в одесском Свято-Пантелеймоновском монастыре (данные 1999 года). На его колокольне (помимо звонных суррогатов) висят три колокола: благовест-ный и два небольших, типа корабельных рынд. У последних внутри отсутствуют подвесные языки, поэтому звук из этих колоколов звонарь извлекает ударами снаружи. Бьет он двумя ударниками, по материалу и форме похожими на колокольные языки, которые держит в обеих руках. Звонарь звонит дробно, имитируя традиционную по ритму партию зазвонных колоколов, на фоне мерных ударов благовестника, языком которого управляет второй звонарь.

Так же, держа в руках отдельные ударники, звонят в новосибирской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (данные 2003 года). Это небольшое архитектурное сооружение, построенное в 2001 году, не имеет колокольни. Поэтому церковная звонница, как предполагается, временного пользования, размещена прямо на земле, у северной стены храма. Звонница представляет собой несложную конструкцию, сваренную из металлических труб в форме полого куба. Ребро каждой стороны данной конструкции составляет 2 м. Сверху по диагонали, с угла на угол, горизонтально выставлена еще одна труба. Она находится на высоте 1,7 м от земли и предназначена для подвеса колоколов.

Благовещенская церковь не имеет колоколов, поэтому в звоннице их заменяют семь газовых баллонов, обрезанных снизу на разном уровне, а также фрагмент железнодорожного рельса. Все они выкрашены бронзовой краской и подвешены к упомянутой балке-трубе. В одном углу висит полутораметровый

рельс, далее, по убывающей длине, следуют баллоны. Их высота от среза до «плеча» (т. е. места загиба, переходящего в купол) характеризуется следующими показателями: 1 - 82 см, 2 - 80 см, 3 - 70 см, 4 - 62 см, 5 - 60 см,

6 - 55 см, 7 - 35 см. Тоны, соответственно: «ре-диез» второй октавы (dis2), «ми» второй октавы (e2), «фа-диез» второй октавы (fis2), «соль-диез» второй (gis2), «ля» второй (а2), «си» второй октавы (h2) и «си-бемоль» первой октавы (b1) (как ни странно, звучание наиболее короткого баллона оказалось самым низким). Тон рельса-«благовестника» - «ля» первой октавы (а1).

Внутри баллонов языки отсутствуют, поэтому, как было сказано, в баллоны звонят, ударяя по их корпусу двумя столярными молотками, которые держат в каждой руке. При этом из семи баллонов обычно задействуется не более четырех - со 2-го по 5-й включительно. В рельс бьют через педаль в виде небольшой деревянной плахи, которая находится под левой ногой звонаря. Посредством несложной системы веревочных растяжек данная педаль соединена с металлическим молотом, подвешенным за деревянную рукоять рядом с рельсом в полуметре от земли. При игре через педаль одна из веревок натягивается и приводит упомянутый молот в движение, ударяя им в рельс.

В связи с описанием фактической подмены колоколов всевозможными суррогатами следует упомянуть о порочной практике, введенной в последние годы Московским колокольным центром. Речь идет о так называемых «билах», которые с исторически сложившимися традиционными, в частности, православными билами имеют мало общего. Современные московские била достаточно просты в конструктивном отношении и не отличаются оригинальностью. Они представляют собой набор плоских четырехугольных металлических пластин, подвешенных на деревянной раме, по которым бьют специальными молотками. Аналогичный инструмент, имитирующий (подчеркнем, именно имитирующий) колокольный звон, был создан в Германии Э. Цумброхом в 1967 году8. Одиночные металлические пластины прямоугольной формы, предназначенные для подмены колоколов в профессиональной композиторской музыке, стали использоваться еще раньше. В музыкальном инструментоведении они именуются «белл-плейт» (англ. bell plate

- колокольная пластина)9.

Наборы этих самых белл-плейт, которые Московский колокольный центр называет билами и предлагает как исторически оправданную альтернативу колоколам, по большому счету ведут свое происхождение от гонгов

- традиционных ударных инструментов, широко распространенных в Юго-Восточной Азии. Там известны большие национальные оркестры, где значительная роль отводится множеству разнообразных гонгов. Например, в Индонезии такого типа оркестр называется гамеланом (от яванского gamel - ударять, стучать)10.

Теперь сделаем уточнение относительно исторических реалий, на которые постоянно ссылается указанный колокольный центр в лице его руководителя В. Шарикова. По его утверждению, била на Руси появились гораздо раньше колоколов11. На самом же деле била введены у нас через заимствование устава Студийского Константинопольского монастыря во второй половине XI века. К этому же времени относится и первое летописное упоминание о новгородских колоколах (1066 год)12. Отсюда следует, что и колокола, и била вошли в употребление на Руси практически в одно время. Кстати, последние в многосоставных наборах, расположенных на колокольнях и звонницах, как это предлагает Московский колокольный центр, никогда по традиции не использовались.

Именно поэтому (в связи со всем сказанным относительно «бил» упомянутого центра) здесь указывается на порочность практики употребления названного инструмента в православном звоне. Звонница - наш, сугубо национальный звукоинструмент, инструмент исключительно колокольный. И замена колоколов суррогатами, если она все же имеет место, может носить лишь временный, вынужденный характер. По крайней мере, она не должна быть запланированной акцией с долгосрочной и широкоохватной перспективой, на что, судя по размаху деятельности, рассчитывает Московский колокольный центр. Иначе когда-нибудь с наших колоколен вместо православного звона мы услышим некое подобие индонезийского гамелана.

Итак, согласно вышеизложенному, приемы воспроизведения колокольного звона, обозначенные нами как нетипичные, тесно увязываются с современностью. Исключение может составлять, пожалуй, лишь звон сидя, где не все пока ясно за недостаточностью полево-

го и архивного материала. Мы считаем, что описанные образцы нетрадиционного звона сами по себе весьма любопытны и, возможно, требуют дальнейших исследований, специальной, более детальной разработки данной темы.

Примечания

1 В звоннице клавиатурой называют веревочные тяги от языков средних по величине колоколов, сведенные к пульту - невысокому столбику, расположенному перед звонарем; играют на клавиатуре (по веревкам-клавишам, расположенным веером, почти горизонтально) кистью или кулаком левой руки.

2 Тосин, С. Г. : 1) Колокола и звоны в России. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2002. С. 52-53; 2) Звонница на рубеже тысячелетий. Новосибирск, 2003. С. 33, 47, 112; 3) Традиционный звонничный инструментарий в начале XXI в. // Православные традиции в народной культуре восточнославянского населения Западной Сибири в конце Х1Х-ХХ вв. Новосибирск, 2005. С. 70.

3 Карильон - колокольный многоголосный музыкальный инструмент западноевропейского происхождения. Главные элементы его конструкции: исполнительский пульт (с ма-нуалами и педальной клавиатурой, как у органа) и набор не менее 20-ти колоколов.

4 Зазвонные колокола - группа самых мелких колоколов звонницы, исполняющих в звоне наиболее дробную по ритму партию, часто напоминающую трель.

5 Клавиатурные колокола - средние по величине колокола, веревки от языков которых организованы в клавиатуру.

6 Благовестник - один из самых крупных колоколов звонницы.

7 Благовест - мерные (равными длительностями) удары в благовестник; производится с целью призыва христиан в храм, для оповещения о начале богослужения.

8 [Яковлева Н.П.] Русские звоны на Западе // Колокол. мир. Валдай, 2002. № 2 (11). С. 1.

9 Дмитриев, Г. Ударные инструменты : Трактовка и современное состояние. М., 1976. С. 97.

10 Гамелан // Музыкал. энцикл. : в 6 т. М., 1973. Т. 1. С. 896.

11 Шариков, В. Г. Использование бил в православном звоне / В. Г. Шариков, А. И. Жихарев, П. Г. Маркелов. М., 1996. С. 14; Шариков, В. Г. Практическое руководство для звонарей православных храмов / В. Г. Шариков, В. Наумов и др. М., 1997. С. 8, 47.

12 См.: Рыбаков, С. Церковный звон в России // Колокольные звоны России / сост. В. С. Мартышин. М., 1990. С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.