Научная статья на тему 'Нетрадиционные формы проведения уроков технологии'

Нетрадиционные формы проведения уроков технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
NON-TRADITIONAL FORMS OF THE LESSON / SUBJECT OF TECHNOLOGY / TRAINING / METHOD / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА / ПРЕДМЕТ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД / ПРИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенжаев Шерзод Мамматжумаевич

Статья посвящена о проблемы нетрадиционные формы проведения уроков технологии. Урок гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. Нетрадиционные формы урока технологии реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.The article is devoted to the problem of non-traditional forms of technology lessons. A lesson is a flexible form of training organization. It includes a variety of content, in accordance with which the necessary teaching methods and techniques are used. Non-traditional forms of technology lesson are realized, as a rule, after studying a topic or several topics, performing the functions of educational control. Such lessons are held in an unusual, unconventional setting. Such a change in the familiar environment is advisable, because it creates a festive atmosphere when summing up the work done, removes the mental barrier that arises in traditional conditions due to the fear of making a mistake.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы проведения уроков технологии»

Самостоятельная работа учащихся на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. В зависимости от содержания, характера учебного материала задания могут быть простыми, требующими от учащихся интенсивной познавательной деятельности.

Список литературы / References

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.: Издательский центр «Академия», 2011 192 с.

NON-TRADITIONAL FORMS OF TECHNOLOGY LESSONS Kenjayev Sh.M. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Kenj [email protected]

Kenjayev SherzodMammatjumayevich - Teacher, DEPARTMENT OF METHODOLOGY EXACT AND NATURAL SCIENCES, KHOREZEM REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PUBLIC EDUCATION WORKERS, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the problem of non-traditional forms of technology lessons. A lesson is a flexible form of training organization. It includes a variety of content, in accordance with which the necessary teaching methods and techniques are used. Non-traditional forms of technology lesson are realized, as a rule, after studying a topic or several topics, performing the functions of educational control. Such lessons are held in an unusual, unconventional setting. Such a change in the familiar environment is advisable, because it creates a festive atmosphere when summing up the work done, removes the mental barrier that arises in traditional conditions due to the fear of making a mistake. Keywords: non-traditional forms of the lesson, subject of technology, training, method, method.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ Кенжаев Ш.М. (Республика Узбекистан)

КенжаевШерзодМамматжумаевич - преподаватель, кафедра методики точных и естественных наук, Хореземский Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена о проблемы нетрадиционные формы проведения уроков технологии. Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. Нетрадиционные формы урока технологии реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Ключевые слова: нетрадиционные формы урока, предмет технологии, обучения, метод, прием.

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок - дело не простое. Искусство

проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение технологии преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование.

Нетрадиционные формы урока технологии реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока технологии осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

• осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

• обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

• предусматривается минимальное участие в уроке учителя.

Методически высоко эффективным, реализующим нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок - игра.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра % кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале % для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». [1]

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку % как творческую задачу.

25 ■ Еигореап Баепсе № 3 (52)

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний % важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала % кроссворды. Работать с ними можно с первого класса.

Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного вычерчивания.

Список литературы / References

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 6. 1949. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t6_1949/ (дата обращения: 08.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.