Научная статья на тему 'Netократия: власть в информационном обществе'

Netократия: власть в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2160
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НЕТОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NETOCRACY / INFORMATION SOCIETY / NETWORK SOCIETY / COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глазунова Светлана Александровна

В статье предпринята попытка анализа основных социальных последствий развития информационно-коммуникативных технологий. Показано, что власть в информационном обществе приобретает форму нетократии, что создает дополнительные угрозы для социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to analyze the major social consequences of developing the information and communication technologies. It is shown the power in the information society takes the form of netocracy that leads to additional threats to society.

Текст научной работы на тему «Netократия: власть в информационном обществе»

Светлана ГЛАЗУНОВА

^ТОКРАТИЯ: ВЛАСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье предпринята попытка анализа основных социальных последствий развития информационно-коммуникативных технологий. Показано, что власть в информационном обществе приобретает форму нетократии, что создает дополнительные угрозы для социума.

The article attempts to analyze the major social consequences of developing the information and communication technologies. It is shown that the power in the information society takes the form of netocracy that leads to additional threats to society.

Ключевые слова:

нетократия, информационное общество, сетевое общество, коммуникативные технологии; netocracy, information society, network society, communication technology.

Одним из понятий, которыми наука характеризует современ -ную эпоху, наряду с существующими понятиями постиндустриального, активного, постсовременного общества, стало понятие информационного общества. Наиболее яркие исследова -тели информационного общества — А. Турен, П. Серван - Шрайбер, М. Понятовский (Франция), М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. Маклюэн, Д. Белл, А. Тоффлер (США), Д. Масунда (Япония) и многие другие. В качестве основного условия создания информационного общества рассматриваются высокотехнологич -ные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Сам термин «информационное общество» указывает на специфику современного этапа развития общества, а именно подчеркивает роль и значение информации, которая сегодня «превращается в предмет массового потребления, используется как фактор власти и управления, влияет на изменения в социально политической сфере, становится причиной автоматизации и других техногенных процессов»1.

В результате технологизации и глобализации стало возможным появление нового социального пространства, получившего назва -ние виртуальной реальности. В свою очередь, процесс виртуализа -ции обусловил возникновение так называемого киберпространства (в терминологии писателя - фантаста Уильяма Гибсона), изменив -шего саму реальность, раздвоив ее на объективную и виртуаль -ную. У пользователей информационных сетей, проводящих зна -чительную часть времени в виртуальном пространстве, возникают новые интересы, мотивы, цели и установки, а также формы сетевой социально коммуникационной активности.

В 2002 г. вышла в свет книга американского публициста и соци -ального теоретика Говарда Рейнгольда «Умная толпа: новая соци -альная революция». Русскоязычное издание появилось четыре года спустя. Рейнгольд сделал впечатляющий обзор социальных по -следствий распространения информационно коммуникационных технологий. Он показал, как их массовая экспансия влечет за собой не только значимый количественный, но, что более важно, качественный социальный эффект, и соотнес перспективы их

1 Арляпова Е.В. Специфика коммуникации в информационном обществе // PR-технологии в информационном обществе : материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт- Петербург, 4—5 ноября 2003 г. — СПб. : Изд-во СПбГТУ, 2003, с. 3.

ГЛАЗУНОВА Светлана Александровна — к.филос.н., доцент; доцент кафедры управления рисками и страхования ТвГТУ sglаzunovа@ yandex.ru

повсеместного проникновения с транс формацией коллективного действия. Мобильные технологии информацион ного обмена формируют социальные сети нового типа, в которых лидерство опира ется на полученную репутацию и уровень доверия со стороны участников сети. Например, интернет система блогов (blog), самым известным из которых явля -ется Живой журнал (Livejournal), имеет собственных кумиров, чья репутация измеряется числом читателей сообще ний, размещаемых на личных страницах этих пользователей. Фактически сегодня блоги становятся реальной альтернати вой традиционным средствам массовой информации (в первую очередь, газетам и журналам). Многие читатели Живого журнала формируют свои потребитель ские предпочтения, исходя из советов и отзывов, полученных от других пользова -телей интернет ресурсов (блоггеров).

Центральным концептом книги Г. Рейнгольда является понятие «умной толпы» (smartmob), состоящей «из людей, способных действовать согласованно, даже не зная друг друга. Люди, состав -ляющие умные толпы, сотрудничают невиданным прежде образом, благодаря имеющимся у них устройствам, кото рые обеспечивают связь и вычисления. Переносные устройства соединяют их владельцев как с другими информацион ными устройствами поблизости, так и с телефонами других людей»1.

Одной из разновидностей умной толпы Г. Рейнгольд считает «мобильную ситуа тивную общественную сеть» — новую форму общественной организации, став шую возможной благодаря соединению вычислительных средств связи, системы репутаций и знания своего местонахож дения. Мобильная сторона этого обра зования связана с технологическим про рывом, благодаря которому получили распространение «нательные» ИКТ. Определение «ситуативная» означает, что организация людей и их устройств ведется неформально, подобно тому как подростки координируют свои дей ствия на расстоянии с помощью SMS-сообщений. «Общественная сеть» озна чает, что каждый человек в умной толпе представляет собой «узел», имеющий

1 Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / пер. с англ. А. Гарькавого. — М. : Фаир- Пресс, 2006, с. 8.

социальные связи с другими людьми. Является ли появление умных толп, во -оруженных мобильными телефонами и другими ИКТ, благом и знаком улучше -ния общества? Ответ — «нет». Согласно Г. Рейнгольду, «умные толпы» несут, по меньшей мере, три вероятные угрозы. Во - первых, это угроза свободе, когда вез -десущая компьютеризация идет рука об руку с тотальным надзором; во - вторых, это угроза качеству жизни, когда новые технологии подозреваются в подрыве сложившегося социального порядка; в третьих, это угроза человеческому достоинству — симбиотическое общение с машинами разрушает саму природу и личность человека.

Первая из угроз вытекает из ставших традиционными рассуждений о появ лении дисциплинарного общества, где надзорные практики проникают в соци альную ткань так глубоко, что уже не ясно, откуда исходит источник надзора. Остальные причины носят скорее экзи стенциальный характер: предполагается, что человек обладает каким то естествен ным набором физических, психических и социальных черт, разрушаемых в процессе технологической эволюции.

С выходом в свет книги Г. Рейнгольда появилась технология флэш-моб. Феномен флэш - моб (англ. flash-mob — мгновенная толпа) является разновидно -стью умной толпы и представляет собой технологию, подразумевающую организа -цию толпы в рамках мегаполиса. В самом общем виде технологию флэш - моб можно описать следующим образом. Группа людей (анонимных пользователей) объ -единяется в сети Интернет с целью про ведения акции. Разрабатывается идея (сценарий), назначается дата и место ее проведения, а также несколько людей связных, которые должны стать источни ками информации для основной группы и передать всем участникам сценарий. Его можно узнать только за несколько минут до начала акции, что обеспечивает эффект неожиданности для окружающих. Собственно акция флэш моб длится не более пяти минут, после чего толпа рас ходится (исчезает). Обычно собравшиеся осуществляют некие парадоксальные действия, которые привлекают внима ние прохожих. После проведения акции участники могут оставить свои отзывы в сети Интернет.

Таким образом, очевидно, что среди сетевых ресурсов все большую роль играют онлайновые социальные сети, которые не только выполняют функции поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами, но в последнее время все чаще стано вятся объектами и средствами информа ционного управления. Вполне вероятно, что в недалеком будущем они неизбежно станут существенным инструментом информационного влияния, в т.ч. в целях манипулирования личностью, социаль ными группами и, возможно, обществом в целом.

Дискутируемый в научной литературе феномен «сетевого общества», обязанный своим признанием работам М. Кастельса, является историческим ответом на складывающуюся коммуникативную ситуа -цию. Определяющим фактором в сетевом обществе становится появление нового технологического базиса социального взаимодействия. Сеть — это специфиче -ский процесс протекания коммуникации в противоречивой ситуации коммуника ционной перегрузки. Преимущества сете -вого общения заключаются «в способно -сти охватывать становящийся все более тесным мир, в возможности фрагментиро вать коммуникацию, подстраивая ее под физиологические условия человеческого бытия: существуя в континууме времени и пространства, ставшем плотным и замкнутым, сеть оставляет открытыми горизонты и проекции коммуникации»1. Наконец, благодаря физической локальности сете вой коммуникации при ее одновременной коммуникационной глобальности, она формирует реальное коммуникационное сообщество.

В то же время интенсивное использова ние интернет ресурсов приводит к изоли рующему эффекту в социальных трансак циях. Кастельс упоминает результаты двух групповых исследований, проведенных в США2. Най и Эрдринг (2000) отследили модель угасания межличностного взаимо

1 Назарчук А.В. Новая коммуникативная ситуация: рождение сетевого общества // Философия и будущее цивилизации : тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая 2005 г. В 5 т. Т. 3. - М. : Современные тетради, 2005, с. 101.

2 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева, под ред. В. Харитонова. — Екатеринбург : У- Фактория, 2004, с. 149.

действия и потери связей с социальным окружением у активных пользователей Интернета, причем большинство респон дентов не испытывали сколько - нибудь ощутимых изменений в своей жизни. Краут и др. (1998) в рамках группового исследования выборки из 169 семей уста -новили, что использование Интернета ослабило контакты пользователей с чле нами их семей в домохозяйстве, привело к сокращению размеров их социального круга и углубило у них чувство депрессии и одиночества.

Сети как коммуникационная основа существуют с древних времен (широко известны сеть дорог в Древнем Риме, почтовые сети в средневековье, желез нодорожные, телеграфные и, наконец, телефонные сети). Но только в начале XXI столетия появляется термин «нето -кратия» (англ. net — сеть) — новая форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются информа ция и структуры, ее сохраняющие, обраба тывающие и передающие3. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками социума. Впервые новый правящий класс был назван нетократией в работе А. Барда и Я. Зодерквиста: «Новый правящий класс — NETократия — вышел на арену. В связи с тем, что капиталистический способ производства больше не будет являться доминирующим, необходимо ожидать появления и развития нового низшего класса. Вместо ранее существовавшего пролетариата нарождается новый “потре -бительский” класс — консьюметариат. На наш взгляд, господство интерактивности в качестве главного атрибута информаци -онного обмена приведет к полной смене самих основ установившегося порядка или, говоря научным языком, к изме нению парадигмы существования, что в свою очередь приведет к изменению меха -низмов распределения власти в обществе и переходу ее от одного правящего класса к новому»4.

Нетократия становится «стратегическим

3 Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г.

Социальные сети: модели информационного

влияния, управления и противоборства. — М. : МЦНМО, 2010, с. 3.

4 Бард А., Зодерквист Я. №1ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / пер. с англ. — СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге, 2004, с. 7.

субъектом 21 - го века»1, который является источником управляющего воздействия по отношению ко всем без исключения социальным группам. Основной опасно стью установления власти информацион ных сетей, как отмечалось выше, является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг индивида «виртуального информационного про странства», а также возможности исполь зования различных технологий воздей ствия на его деятельность. Кроме того, возникает угроза и для информацион ной безопасности. Кураторы социально информационных сетей имеют прямой доступ к огромному массиву персональ ных данных пользователей, что расширяет

1 Денисов А.А. Нетократия как стратегический субъект 21 века // Проблема субъектов рос -сийского развития : материалы международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход». г. Звенигород, 16—19 октября 2006 г. / под ред. В.Е. Лепского. — М. : Когито- Центр, 2006, с. 48.

возможности для скрытого сбора инфор -мации, составляющей личную и семейную тайну, сведений о частной жизни.

Таким образом, в процессе социальной эволюции культура протекания коммуни кации постоянно меняет свою конфигу рацию, что приводит к появлению каче -ственно новых форм организации власти в социуме. Человечество должно каждый раз заново приспосабливаться к новым условиям коммуникации. Задача филосо -фии — своевременно опознавать и прогно -зировать эти условия, разрабатывая новые социальные структуры, соответствую -щие формам коммуникации и власти. Безусловно, сетевая коммуникация — это продуктивный способ решения некото рых противоречий, в которых существует информационное общество. Современная философия должна сконцентрироваться на исследовании коммуникационного общества, предельно дисперсного и ком плексного, постижение природы которого требует разработки новых подходов и кон цепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.