Научная статья на тему 'Нетарифные методы регулирования торговли в условиях ВТО'

Нетарифные методы регулирования торговли в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ / СУБСИДИИ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ / АНТИДЕМПИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрадина Т.И.

Рассмотрены нетарифные методы регулирования внешней торговли, допускаемые механизмом ВТО, включая технические барьеры, субсидии и компенсационные меры и антидемпинговые процедуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетарифные методы регулирования торговли в условиях ВТО»

^ новой модели экономики, относятся, во-первых, не-^ эффективность существующей структуры занятости о населения, во-вторых, недооценка истинной значи-^ мости отраслей, формирующих человеческий капитал ^ нации, что проявляется в их «остаточном финанси-о_ ровании», сдерживающем развитие социального сек-^ тора. Издержки производства многих продуктов со-< циального сектора превышают доходы от их реали-х зации на рынке, что предполагает государственную § поддержку и формирование механизмов бюджетного ^ финансирования. Необходимо ясно понимать зави-х симость состояния российской экономики от развития > социальной сферы, что подчеркивают многие иссле-х дователи. «В условиях глобализации и информаци-о онно-технологической революции расходы государства на науку, культуру, образование следует рассматривать как одни из самых эффективных инвестиций» [11, с. 319].

В перспективе влияние образования, профессиональных знаний, физического и психического здоровья, стиля жизни, нравственного развития, структуры ценностей различных групп населения на результаты деятельности фирм, развитие регионов и экономики в целом будет лишь усиливаться. Возросшие требования к качеству человеческого капитала предполагают интенсивное развитие социальной инфраструктуры. Рост российской экономики в посткризисный период все более будет определяться отраслями сферы услуг, что требует формирования необходимых условий и предпосылок. На современной стадии развития услуги превращаются в преобладающий сектор экономики как по доле в структуре занятости, так и по удельному весу в производстве ВВП (табл. 1).

Российский сектор услуг менее развит, чем, например, в США или странах Западной Европы. Производительность труда в сфере услуг значительно ниже, чем в экономически развитых странах, и составляет чуть более половины от уровня соответствующего показателя в российской промышленности. Одной из причин отставания является недостаточно развитая конкурентная среда в секторе услуг, что сдерживает повышение интенсивности и качества труда. Кроме того, слабое развитие в сфере услуг получили ассоциирующиеся с высокими рисками наукоемкий и венчурный бизнесы. Развитие сферы услуг в перспек-

тиве должно базироваться на использовании высокопроизводительного оборудования во всех отраслях и внедрении информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, в качестве приоритета экономической стратегии РФ необходимо рассматривать задачу уменьшения степени зависимости экономики от сырьевых отраслей, топливно-энергетического комплекса и усиление позиций высокотехнологичных отраслей, наукоемких технологий, сектора услуг и инфраструктуры. Структурные сдвиги позволят диверсифицировать экономику, занятость и источники доходов населения. Инструментами преобразований могут выступить структурная и промышленная политика, которые в условиях кризиса позволяют преодолеть сложившиеся диспропорции в относительно короткие сроки. Важнейшими направлением структурной политики являются диверсификация экспорта, стимулирование вывоза продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе и экспортными кредитами, поддержка науки и образования как отраслей генерирования потенциала инновационной экономики, расширение экспорта научных и образовательных услуг.

Литература

1. Эксперт. 23 февраля — 1 марта 2009. № 7 (646).

2. Экономические и социальные перемены в регионе: Факты, тенденции, прогноз. Вып. 45. Вологда, 2009.

3. Российская газета. 2009. 26 февр. № 4856.

4. В поисках выхода... Эксперты обсуждают перспективы формирования устойчивой финансовой системы России // Банковское дело. 2009. № 2.

5. Голубкин В. Н., Календжян С. О., Клева Л. П. Три подхода к управлению знаниями в ходе трансформации современной экономики // Проблемы прогнозирования. 2006. № 6.

6. Экономика и управление. 2009. № j спецвыпуск (40).

7. BellD. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. № 7.

8. Устиян И. Мировой продовольственный кризис: серьезный вызов начала XXI в. // Экономист. № 10. 2008.

9. Сколько стоит Россия. М.: Изд-во Экономика, Изд. центр Елима. 2004.

10. Инновационная экономика. М.: Наука. 2004.

11. Рубинштейн А. Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса. СПб.: Алетейя. 2008.

Нетарифные методы регулирования торговли в условиях ВТО

УДК 339.5

Т. И. Фрадина

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна,кандидат технических наук, доцент

На фоне развития глобальной тенденции к снижению таможенного тарифа все большую актуальность в отношении конкурирующего импорта приобретают нетарифные ограничения. Термин «нетарифные ограничения» охватывает большую группу разнообразных мер торговой политики.

Правила ВТО, изложенные в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) [1], не запрещают использование некоторых видов нетарифных ограничений, но устанавливают определенные правила их применения.

Общепринято к соглашениям, регламентирующим нетарифные ограничения в рамках ВТО относить: Соглашение по техническим барьерам в торговле [2], Соглашение по процедурам импортного лицензирования [3], Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам [4], Соглашение по применению статьи У11 ГАТТ (таможенная очистка товаров) [6], Соглашение по правительственным закупкам [7], Соглашение по применению санитарных и фитоса-нитарных норм [8], Соглашение по правилам происхождения [9] и др.

Наиболее распространенны в настоящее время следующие нетарифные и административные меры:

• количественные и административные ограничения;

• нетарифные сборы;

• антидемпинговые и компенсационные пошлины;

• субсидии и другие дотации экспортерам;

• таможенные процедуры;

• технические барьеры.

Руководители многих промышленных предприятий ссылаются на такие меры, как госзаказ, льготные кредитные линии, субсидирование процентной ставки по кредитам на закупку оборудования, сырья и материалов, льготный налоговый режим для определенных предприятий, государственные закупки сырья и другие меры государственной поддержки. Рассмотрим, насколько и в каких формах государственная поддержка будет возможна при соблюдении правил ВТО.

Начнем с важнейшего элемента обязательство ВТО — финансовой помощи и субсидий. В структуре обязательств ВТО имеется «Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам» (ССКМ) [4], которое признает право правительства предоставлять субсидии для достижения различных политических и экономических целей, но устанавливает ограничения, а также правила использования ответных мер, направленных на компенсацию ущерба, нанесенного субсидированием. Это соглашение определяет субсидии, как «финансовый вклад государства или государственной организации, который ведет к образованию прибыли (гранты, займы, внесение средств в уставные капиталы организаций, гарантии возвратности займов, налоговые льготы, снабжение товарами и услугами, закупка товаров)».

В соответствии с этим документом, субсидии подразделяются на три основные категории:

• запрещенные «красные»;

• дающие основания для судебного расследования (влекут за собой возбуждение споров в ВТО или применение компенсационных мер) («желтые»);

• не дающие оснований для споров в ВТО («зеленые»).

В практике, при разделении субсидий на категории используется критерий специфичности (отдельных отраслей, предприятий и пр.). В соответствии с ССКМ объективными критериями считаются «критерии, которые являются нейтральными, не создают преимущества для некоторых предприятий... являются экономическими по характеру и горизонтальными по способу применения, как, например, число занятых или размер предприятия» [4]. Иными словами, неспецифической считается субсидия, одинаково доступная для всех предприятий, независимо от вида экономической деятельности и региона, а специфической — если она предоставляется отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям.

К субсидиям, не дающим оснований для споров в ВТО, относятся неспецифические или четко опре-

деленные специфические субсидии, предназначен- ^ ные:

• для базовых промышленных и прикладных иссле- о дований; ^

• для районов, находящихся в затруднительном по- ^ ложении в рамках государственной региональной к политики; ^

• для адаптации существующего оборудования к но- < вым требованиям в области защиты окружающей ^ среды. < Все остальные виды субсидий дают основания для о

судебных расследований в ВТО. Ввиду неоднознач- ^ ности формулировок ССКМ, при желании ВТО может ^ любую субсидию посчитать специфической. И дальше ^ уже все зависит от позиции страны — участницы со- ^ глашения — она может либо согласиться с компенса- ^ ционными мерами, направленными против нее, либо начать судебное расследование.

Категорически запрещенными считаются субсидии, влияющие на внешнеторговую деятельность — субсидии, стимулирующие использование отечественных товаров вместо импортных (импортозамещающие), и экспортные субсидии, включая льготное кредитование экспортируемых товаров.

При этом освобождение экспортеров от НДС и возврат «входного» НДС импортерами субсидией не считается. Кроме того, освобождение экспортируемых товаров от косвенных налогов является одним из оснований для применения к импортируемым товарам налогов, эквивалентных тем, которые применяются к аналогичным товарам местного производства.

В российской практике в предкризисные годы применялись такие виды субсидирования из бюджетов разного уровня, как экспортные субсидии, включая льготное кредитование экспортеров; прямые трансферты, бюджетное кредитование по субсидированным ставкам, субсидирование процентной ставки по кредитам на закупки оборудования и сырьевых ресурсов; инвестиционные налоговые кредиты, целевые программы с элементами субсидий, отсрочка налоговых платежей, поручительства по кредитам и займам, закупка сырья для отдельных видов промышленности.

Все эти виды субсидии либо запретительные, либо требующие судебного разбирательства.

В отношении стран с развивающейся экономикой предусмотрен льготный режим и для отмены запретительных субсидий устанавливается срок до 7 лет. Но все это достигается путем переговоров, в ходе которых необходимо убедить ВТО в необходимости льготного режима.

На практике против страны с переходной (развивающейся) экономикой, использующей субсидии, может быть возбуждено расследование и применены компенсационные меры, если будет установлено, что такая субсидия аннулирует тарифные уступки и затрудняет импорт аналогичного товара из другой страны — члена ВТО на рынок субсидирующей и это причинит ущерб промышленности импортирующей страны.

Субсидии, дающие основания для судебного разбирательства, страна с переходной экономикой может применять в течение тех же семи лет. Она имеет возможность безнаказанно применять субсидии, не превышающие 5% в стоимости товара. Развивающимся и наименее развитым странам предоставляются более льготные условия.

Россия решает вопрос о вступлении во Всемирную торговую организацию. Учитывая намерение ее вступить в ВТО на стандартных условиях, предусмо-

^ тренных для стран с рыночной экономикой, получение ^ субсидий предприятиями будет затруднено по многим о причинам.

^ Механизм применения ССКМ можно рассмотреть ^ на примере судебного разбирательства между США к и Бразилией по правительственным субсидиям, вы-=Ц плачиваемым производителям хлопка [10]. В свое

< время с жалобой на субсидии в ВТО обратилась Бра-^ зилия, утверждая, что финансовая поддержка, которую

< правительство США оказывает своим производитесь лям хлопка, создает неравные условия на рынке, что =Ц ведет к увеличению производства хлопка в США и ^ позволяет американским фермерам продавать его ¡Е по более низкой цене по сравнению с иностранными ^ производителями.

^ При рассмотрении этого спора, который тянется с 2002 г., арбитражный и апелляционный органы ВТО приняли решение в пользу Бразилии.

В 2005 г. США заявили, что выполняют решение арбитражного органа ВТО. Однако бразильская сторона посчитала, что США не приняли адекватных мер по выполнению указанного решения, потребовала проверки его исполнения, оставляя за собой право на ответные меры: наложить пошлины на американские товары и ввести «перекрестные ответные меры» в отношении сферы услуг и интеллектуальной собственности.

Комиссия ВТО по разрешению споров, проведя расследование, вынесла решение, о том, что США не реформировали свои программы субсидирования производства хлопка до той степени, чтобы они соответствовали предыдущему решению, что потенциально дает зеленый свет для санкций Бразилии.

В 2007 г. арбитражный орган ВТО установил, что США «не приняли надлежащих мер по устранению вредных последствий» субсидий и программ поддержки сельскохозяйственных производителей, ликвидировав лишь платежи, предназначенные хлопкопере-рабатывающим заводам и экспортерам, с помощью которых стимулировались закупки более дорогого американского хлопка, сохранив другие программы субсидирования.

США подали апелляцию на решение арбитражного органа ВТО, которую ВТО отклонила, постановив, что США должны привести размер субсидий в соответствие с правилами международной торговли. Это означает, что США проиграли торговый спор о «хлопковых субсидиях», и Бразилия сможет ввести санкции против США.

Кроме Бразилии многие другие развивающиеся страны, особенно западноафриканские производители хлопка, в рамках переговоров раунда Доха требуют существенного сокращения американских субсидий на хлопок.

Как видно из приведенного примера, отстаивание своих интересов любой страной в рамках ВТО — процесс сложный и длительный, требующий наличия необходимой информации для доказательства своей позиции и хорошо подготовленных экономистов и юристов.

Представителям российских деловых кругов в период переговорного процесса целесообразно и даже необходимо заблаговременно готовится к работе в соответствии с методами и принципами ВТО. Для того чтобы вовремя обнаружить ущерб производителя отечественных товаров от экспансии импорта, от продажи товаров по демпинговым ценам, использования субсидий, необходимо создание системы мониторинга, позволяющего своевременно собирать информацию по экспортно-импортным потокам, правового режима

внешней торговли, правового статуса иностранных фирм и инвесторов, арбитражной практики.

Важную роль в экономике страны играет закупка товаров для собственных нужд — госзаказ. Документом, определяющим права и обязанности применительно к национальному законодательству, регулирующим процесс в области государственного заказа, является Соглашение по правительственным закупкам (СГЗ) [7].

Главная идея этого соглашения заключается в том, чтобы исключить любую дискриминацию, для чего правительства стран-участников обязаны предоставить товарам и услугам любой из сторон соглашения режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется национальным товарам, для чего необходимо странам-участницам обеспечивать прозрачность норм и процедур в сфере государственных закупок.

В российской экономике федеральные и региональные государственные заказы являются важным элементом. Это важный инструмент содействия развитию отечественного предпринимательства. Иностранные фирмы юридически имеют право участвовать в торгах, но это не исключает их ограничений и дискриминации.

В литературе, в отношении предприятий, производящих текстиль, одежду и обувь, как правило, высказываются две точки зрения: растянуть переходный процесс на 10-12 лет или обеспечить мощную государственную поддержку. Государственная поддержка, безусловно, необходима, в первую очередь, для модернизации активной части основных производственных фондов.

Так как большинство современного технологического оборудования выпускается за пределами России, то одной из протекционистских мер в области таможенной политики, отраслью лоббировалась отсрочка, рассрочка или полная отмена таможенных пошлин и входного НДС при ввозе оборудования. Но как показала практика, частичное введение этой меры в отношении отдельных видов технологического оборудования не привело к существенному увеличению темпов технического перевооружения отрасли.

Другая проблема, которую трудно решить без помощи государства — это стоимость заемных средств, без которых у предприятий отрасли нет возможностей для технического перевооружения. Для этого необходимы активные действия государства по предоставлению льготных кредитов в различных формах, налоговых кредитов, гарантий и поручительств.

С точки зрения правил ВТО, все вышеназванные меры могут рассматриваться как импортозамещающие, они, по сути, и направлены на вытеснение импорта с внутреннего рынка. И поэтому государственная поддержка должна оказываться сегодня, во время переговорного процесса, потому что после вступления в ВТО действия государства по защите производителей могут трактоваться как запретительные либо приводить к судебным расследованиям.

Кроме того, степень защиты интересов отечественных товаропроизводителей в переходный период зависит от того, насколько сильна позиция России в период переговорного процесса и от квалификации специалистов, участвующих в переговорах. Знание и грамотное использование юридических тонкостей имеет исключительно важное значение для выработки механизма и условий вступления в ВТО.

Обобщая высказывания ряда экономистов и хозяйственных руководителей, можно отметить, что наиболее ожидаемые ими меры государственной поддержки

связаны с льготным кредитованием и возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку технологического оборудования и сырьевых ресурсов за счет бюджетных средств. К сожалению, все эти меры противоречат принципам ВТО и при вхождении в ВТО не могут применяться.

На наш взгляд целесообразны следующие меры государственного участия, не запрещаемые напрямую механизмом ВТО и способствующие конкурентоспособности отрасли.

1. Разработка реальных программ инвестиций в развитие конкурентоспособных производств, в том числе с участием иностранного капитала.

2. Государственная программа подготовки кадров, способных действовать в соответствии с правилами экономического поведения, диктуемыми механизмом ВТО.

3. Активизация денежно-кредитной политики и ее переориентация на организацию реальных доступных кредитов отечественным предприятиям путем создания соответствующих финансово-кредитных структур.

4. Создание российским бизнесом транснациональных компаний.

5. Налоговые льготы для инвесторов российских и иностранных.

Теперь об антимонопольном регулировании в условиях ВТО. Цель национальной политики в области конкуренции, как правило, состоит в том, чтобы установить правила и нормы применительно к соглашениям между фирмами, ограничивающими конкуренцию либо злоупотребляющими доминирующим положением на рынке.

Пакет документов ВТО не содержит антимонопольных соглашений. Но в действующем соглашении (ГАТТ) есть несколько положений, затрагивающих эту сферу:

• при принятии обязательств по связыванию тарифов при наличии монополии на импорт, меры по осуществлению такой монополии не должны приводить к усилению протекционизма;

• обязательства по предоставлению национального режима обеспечивают равные условия конкуренции для импорта отечественных товаров. Положение ГАТТ о государственных торговых предприятиях накладывает определенные обязательства на поведение компаний, находящихся в государственной собственности или получивших от государства исключительные привилегии.

Российское законодательство в большей степени обеспечивает прямое рассмотрение случаев нарушения правил конкуренции, чем аналогичное законодательство большинства развитых стран и регулирует вопросы ограничения деятельности монополий по следующим направлениям:

• запрещает несправедливую конкуренцию;

• защищает права потребителей;

• регулирует рекламную деятельность.

Но, не смотря на жесткую регламентацию государственного регулирования, вступление в ВТО укрепляет роль государства в регламентировании внешней торговли за счет появления у него новых правовых и организационных возможностей для защиты интересов экономики. Россия может рассчитывать на использование потенциала ВТО для пресечения недобросовестной конкуренции на ее внутреннем рынке и участвовать в выработке правил торговли.

В регулировании торговых связей особое место занимают антидемпинговые и компенсационные

меры в рамках ВТО [6]. В отношении России из g нетарифных мер защиты наиболее часто применя- s ются антидемпинговые меры (около 60%) от общего q числа ограничительных мер, а также компенсацион- g ные пошлины и прочие нетарифные меры. В целом ^ на Россию приходится около 4% всех возбужденных к в мире антидемпинговых процедур при ее доле в ^ мировом экспорте менее 2%. <

ГАТТ определяет демпинг [6] как продажу по цене s ниже сравнимой цены на аналогичный товар, при < обычном течении торговли, когда товар предназнача- о ется для потребления в экспортирующей стране, или ^ при отсутствии такой внутренней цены ниже, либо: ^

• наивысшей сравнимой цены на аналогичные това- ^ ры для экспорта в какую-либо третью страну, при ^ обычном течении торговли, либо: ^

• стоимости производства в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли.

В ходе Уругвайского раунда антидемпинговое соглашение вошло в правовую базу ВТО как Антидемпинговый кодекс [6]. Соглашение включает методику определения факта демпинга, правовые мотивы, дающие основания применить антидемпинговую пошлину, а также критерии ее применения.

Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально и только после того, как будет проведено антидемпинговое расследование.

Ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой (dumping margin).

Последствия антидемпингового расследования могут быть тяжелыми для страны, так как оно проводится не в отношении конкретных предприятий-нарушителей, а в отношении всей отрасли. Процедура антидемпингового процесса такова, что антидемпинговой пошлиной облагается весь данный товар производства конкретной страны.

Анализ деятельности российских предприятий-экспортеров текстиля, одежды, кожевенного сырья и обуви позволил выявить ряд специфических российских проблем, которые не позволяют аргументировано квалифицировать антидемпинговые меры, применяемые к российским товарам, как дискриминационные. К ним относятся:

• наличие посредников при приобретении сырьевых ресурсов, услуг (электроэнергия, грузоперевозки);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие посредников при экспорте приводит к тому, что производители зачастую не знают всей географии своего экспорта;

• дифференцированные тарифы на электроэнергию, теплоэнергию и грузоперевозки по регионам страны;

• экономически необоснованное включение затрат в себестоимость продукции.

Все эти факторы приводят к завышению внутренних цен и, как следствие, к обвинениям в демпинге, которые в таких ситуациях могут быть обоснованы, даже при полном соблюдении общепринятых норм в отношении России. Внутренние факторы могут стать серьезной причиной сохранения ограничительных мер для российского экспорта и после присоединения России к ВТО

Антидемпинговые механизмы в рамках ВТО претерпевают изменения, что находит отражение в процессе переговоров в ходе Дохийского раунда. Между членами организации существуют разногласия по применению антидемпинговых мер. Особенно спорным

^ является вопрос «обнуления» — методики, которая ^ применяется главным образом США при расчете о ставок антидемпинговых пошлин. Хотя судебными ^ органами ВТО неоднократно выносились решения о ^ несоответствии указанной практики правилам меж-к дународной торговли, представители США утверж-=Ц дают, что данные решения основаны на ошибочном

< толковании существующих правил, и настаивают на ^ сохранении практики обнуления. Ряд стран такие, как

< Тайвань, Китай, Южная Африка, Индонезия, Корея, о Гонконг, Швейцария, Чили, Индия, Япония и др., не =Ц менее категорично настаивают на запрещении прак-^ тики обнуления.

Е Суть «обнуления» заключается в следующем. При ^ расчете величины демпинга импортируемого товара ^ торговые ведомства США не принимают во внимание (обнуляют) случаи, когда импортируемые товары продаются в США по более высоким, чем в стране происхождения, ценам. Учитываются только более низкие цены. По утверждению представителей стран, недовольных таким подходом, это ведет к увеличению демпинговой разности, что позволяет заинтересованным американским компаниям обеспечивать установление непропорционально высоких ставок антидемпинговых пошлин на импортируемые товары конкурентов.

По существующим антидемпинговым правилам ВТО, государственные антидемпинговые органы стран могут сравнивать затраты на внутреннем рынке и цены на экспортируемую продукцию либо на основе средневзвешенных цен, либо на основе цен ряда отдельных сделок.

Оппоненты США предлагают запретить обнуление, если демпинговая разница рассчитывается на основе средневзвешенных цен, но при этом допускает применение обнуления, если расчет производится на основе цен отдельных сделок или когда цены отдельных поставок товаров сравниваются со средневзвешенным нормальным параметром. Обнуление также допускается при проведении множественного сравнительного анализа и принятии решения о сокращении или постепенной отмене антидемпинговых пошлин. США не согласны с предложением о запрете обнуления в случае расчета с использованием средневзвешенных цен и твердо придерживаются своей позиции.

Страны — члены ВТО не имеют единого мнения и о других аспектах антидемпинговых мер:

• о введении автоматического запрета на применение антидемпинговых мер по истечении десяти лет;

• по проблеме принятия антидемпинговых положений, позволяющих странам распространять действие антидемпинговых пошлин, касающихся одного товара, на смежные товары в случае, когда импорт последних используется для ухода от антидемпинговых пошлин.

Из вышеизложенного можно сделать выводы, что для того, чтобы использовать антидемпинговые процедуры, предусмотренные механизмами ВТО для защиты национальных производителей, необходимы следующие мероприятия:

1) координация действий экспортеров, так как затрагиваются интересы не отдельного предприятия, а всех производителей тех или иных товаров;

2) государственная поддержка производителей при проведении антидемпинговых расследований;

3) ответные меры со стороны государства.

Самые жесткие санкции по результатам расследований применяют, как правило, к странам — нечленам

ВТО, так как можно не соблюдать международные правила в отношении их.

Теперь несколько замечаний о количественном регулировании и лицензировании. Положения Генерального соглашения по тарифам [1], касающиеся количественных ограничений в международной торговле, очень противоречивы и не создают четкой правовой основы, регулирующей порядок их применения. Статья XI содержит положения, требующие от всех стран отказаться от использования количественных ограничений в торговле. В то же время статья XII разрешает применять количественные ограничения «для обеспечения внешнего финансового ограничения и равновесия платежного баланса», по существу, разрешая применять количественные ограничения выборочно против отдельных стран.

Соглашение о процедурах импортного лицензирования направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче лицензий на недискриминационной основе [5].

Правила ВТО в отдельных случаях разрешают применять запреты ввоза и вывоза. Например, запрет или ограничение экспорта из ряда стран в связи с их нехваткой на внутреннем рынке. Но эти меры не должны быть скрытым ограничением международной торговли.

Принципы свободной торговли, за которые ратует ВТО, зачастую можно трактовать неоднозначно. В условиях свободной конкуренции страны с развитыми экономиками оказываются в заведомо выигрышных условиях. Но если обратиться к истории, то выяснится, что нынешние лидеры мировой торговли стали таковыми во многом благодаря именно системе государственного протекционизма.

Например, Япония, делая первые шаги в развитии автомобильной промышленности, экспортировала автомобили по цене ниже себестоимости, активно используя государственную поддержку.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что сложность правовых требований, заложенных в положения по субсидиям, применению антидемпинговых и защитных мер ВТО, затрудняет реализацию странами своих прав. С этой проблемой столкнется и Россия, и для того, чтобы использовать эффективно этот механизм, необходимо его тщательно изучить, для чего необходима подготовка соответствующих кадров.

Литература

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле // www. wto.ru.

2. Соглашение по техническим барьерам в торговле // www. wto.ru.

3. Соглашение по процедурам импортного лицензирования // www.wto.ru.

4. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам // www.wto.ru.

5. Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (антидемпинг) // www.wto.ru.

6. Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (таможенная очистка товаров) // www.wto.ru.

7. Соглашение по правительственным закупкам // www. wto.ru.

8. Соглашение по применению санитарных и фитосанитар-ных норм // www.wto.ru.

9. Соглашение по правилам происхождения // www.wto. ru.

10. США проиграли торговый спор о хлопковых субсидиях («РИА Новостей», 02.06.2008) // www.wto.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.