Научная статья на тему 'Протекционизм во внешней торговле'

Протекционизм во внешней торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / протекционизм / нетарифные меры регулирования внешней торговли / Европейский Союз / Республика Беларусь.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Протекционизм во внешней торговле»

Турбан Г.В.1

ПРОТЕКЦИОНИЗМ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

Ключевые слова: внешняя торговля, протекционизм, нетарифные меры регулирования внешней торговли, Европейский Союз, Республика Беларусь.

Несмотря на международные усилия по либерализации торговых связей, по данным ВТО к началу 2016 года среди стран-участниц ВТО продолжало действовать 1915 ограничительных мер, вступивших в силу после кризиса 2008 года (рис. 1).

По данным «Обзора событий в международной торговле», подготовленного ВТО, более 75 процентов ограничительных мер, принятых странами мира после кризиса 2008 г., все еще остаются в силе. Более того, общее число ограничительных мер, действующих в 2016 г. почти на 17% увеличилось по сравнению с данными ежегодного обзора за предыдущий период [1].

2010

2016

Действующие Устраненные

Рисунок 1.

Количество действующих и устраненных мер, ограничивающих торговлю в 2010 г. и 2016 г.

Протекционизм принимает новые формы и не ограничивается только мерами тарифного и нетарифного регулирования. Основное внимание ВТО уделяет мерам, непосредственно сдерживающим импорт. Организация GTA (Global Trade Alert), базирующаяся в Лондоне под руководством Центра исследования экономической политики (CEPR), под протекционизмом понимает любые меры, которые наносят ущерб коммерческим интересам другой страны. Ими могут быть как предотвращение банкротства отечественных предприятий с помощью государства, субсидии на зарплату, возврат НДС и пошлин на экспорт, кредиты экспортерам и финансирование предприятий государственными банками. Поддержка государством отечественного производителя угрожает продажам их конкурентов. GTA утверждает, что в среднем 400 мер из области скрытого протекционизма вводится в действие каждый год, начиная с 2009, и эта тенденция набирает обороты.

Но многие страны не спешат заявлять в ВТО о скрытом протекционизме. Как правило, если один из торговых партнеров начинает применять незаконное субсидирование какой-нибудь из отраслей, то и второй прибегает к тому же. В связи с этим данные ВТО по протекционистским мерам значительно занижены. По данным GTA реальное количество принимаемых протекционистских мер на 44% больше [2].

Данные GTA подтверждают, что многие страны, чтобы избежать использования протекционистских мер напрямую и сдерживания импорта в открытую, прикрываются промышленной политикой.

В 2015 году произошел всплеск субсидирования экспорта: правительствами «Большой двадцатки» было выплачено 170 кредитов и субсидий местным производителям. Подобное субсидирование замедляет стабилизацию в отраслях, где есть избыток производственных мощностей, таких как производство алюминия, стали и кораблестроение. В отличие от защитных мер, правительственное субсидирование и льготное кредитование наносит больший ущерб

1 Турбан Галина Владимировна - к.э.н., доцент, зав. кафедрой международного бизнеса Белорусского государственного экономического университета, Минск. E-mail: TurbanGV@mail.ru

свободной торговле, так как влияет на решения по ценообразованию и инвестированию на зарубежных и местных рынках. Они позволяют отобрать часть рынка у конкурентов, но в то же время приводят к снижению мирового товарооборота. Но если политика по поддержке отечественного производителя прозрачна, понятна и направлена только на увеличение экспорта, то в ней нет ничего плохого.

Европейский союз, на долю которого приходится около 30% мирового ВВП, с одной стороны, как член ВТО, предпринимает усилия по либерализации мировой торговли, уменьшая количество используемых мер нетарифного регулирования, с другой стороны, защищает своих производителей, повышая требования к качеству импортируемых товаров.

По данным ВТО на 31.12.2016 в Европейском союзе действовало и было инициировано 1897 нетарифных мер [3].

Наибольшее распространение имеют санитарные и фитосанитарные меры (133 меры), технические барьеры в торговле (149), антидемпинговые меры (111), квоты на тарифы (87), специальные защитные меры (27). Что касается инициированных мер, то в лидерах технические барьеры в торговле (898) и санитарные и фитосанитарные меры (458).

Если проследить динамику по применению нетарифных мер Европейским союзом за последние 5 лет (табл. 1), то складывается следующая картина: в то время как по количеству применяемых в ЕС специальных защитных мер, экспортных субсидий и квот на тарифы изменений не произошло, количество санитарных и фитосанитарных мер выросло более чем в 3 раза с 43 до 133 мер, число технических барьеров также увеличилось на 30 новых мер за данный период. Количество антидемпинговых мер снизилось со 118 в 2011 году до 111 по данным на 31.12.2016. При этом несмотря на уменьшение общего количества антидемпинговых мер количество вступивших в силу ограничений торговли данного вида за период с 2011 по 2016 гг. составило 42 меры против производителей из 15 стран (Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Япония, Филиппины, Шри-Ланка, РФ, Турция, США, Тунис, Аргентина, Южная Корея), что делает их одним из самых используемых средств регулирования внешней торговли в ЕС [3].

Таблица 1

Введенные нетарифные меры регулирования внешней торговли в ЕС в период с 31.12.2011 по 31.12.2016 гг.

Годы Сан. и фито- Тех. барьеры Антидем- Компен- Спец. защит- Колич. ограни- Квоты на Гос. торг. Экспортные

сан. меры в торговле пинг. меры сац. меры ные меры чения тариф предприятия субсидии

2011 43 119 118 10 27 6 87 1 20

2012 69 132 103 10 27 7 87 1 20

2013 75 137 108 13 27 11 87 1 20

2014 105 140 104 14 27 11 87 1 20

2015 119 143 110 12 27 11 87 1 20

2016 133 149 111 15 27 11 87 1 20

Антидемпинговые пошлины и расследования занимают лидирующее положение в числе защитных инструментов Европейского союза, оказывая значительное влияние на торговлю в тех секторах, где конкурентоспособность европейских компаний ниже конкурентов из третьих стран. Наиболее пострадавшими секторами экономики от введения данных мер являются химическая промышленность, сталелитейная промышленность. Товарами, на которые распространилось действие данных мер, являются биотопливо, стальные канаты, щавелевая кислота, а также трубопроводная арматура. Наиболее высокие ставки антидемпинговых пошлин были определены в отношении железных и стальных фитингов из Китая (74,1%), молибденовой проволоки (64,3%), некоторых вольфрамовых электродов из Китая (63,5%), сетчатые ткани из стекловолокна из Китая, Тайваня, Индии и Индонезии (62,9%), солнечных панелей из Китая (64,9%) и пероксосульфа-тов из Китая (71,8%) [4].

Компенсационные меры в течение исследуемого периода практически не применялись. В 2013-2014 годах были введены 4 новые меры по результатам расследований прошлых лет. Новые расследования, начатые в 2013 году, касались солнечных панелей, полиэфирных волокон и панелей из стекловолокна. Среди действующих на 31.12.2016 компенсационных мер 3 меры применяются более десяти лет, благодаря различного рода продлениям. Они касаются индийских изделий из полиэтилентерефталата (ПЭТ), сульфатиновой кислоты и графитовых электродных систем.

Широко распространено в странах ЕС также использование технических барьеров, которые доказали свою эффективность в регулировании торговли. Наибольшее количество технических ограничений, вступивших в силу в период с 2011 по 2016 годы, распространялось на косметическую продукцию, химикаты, моющие средства, электрическое и электронное оборудование, автотранспортные средств малой грузоподъемности, удобрения, биоцидные препараты, водяные насосы, органические продукты питания, кондиционеры и вентиляторы, табачную продукцию. Требования касались маркировки, защиты окружающей среды, безопасности человека, энергоэффективности и др.

Тарифные квоты используются в ЕС для защиты «чувствительных» секторов европейской экономики - сельского хозяйства. Тарифные квоты являются одним из самых непрозрачных инструментов протекционизма, поскольку имеют двойную составляющую - в пределах, установленных квотой, при ввозе товара взимается небольшая/нулевая пошлина, в то время как при превышении уровня квотирования импортная пошлина вырастает в десятки раз и фактически становится запретительной. По данным на 31.12.2016 в ЕС действует 87 тарифных квот на различные виды товаров сельского хозяйства.

Наряду с другими инструментами, в качестве механизма контроля над импортом и экспортом широко используется Интегрированная система для управления лицензиями на импорт текстильных изделий, одежды и сталелитейной продукции (БЮЬ). Европейская Комиссия получает информацию от представителей разных стран о количествах

ввезенных и вывезенных товаров и, в случае нарушения равновесия на внутреннем рынке, производит соответствующие изменения в лицензионном режиме. При резком увеличении объемов того или иного товара на внутреннем рынке Евросоюза, Европейская Комиссия сокращает срок действия импортных лицензий. Лицензирование ввоза распространяется на текстиль, обувь, одежду, сталь и древесину.

Всплеск использования санитарных и фитосанитарных мер также служит инструментом защиты внутреннего рынка: большинство мер, принятых в период с 2011 по 2016 год, касалось усиления требований к сырью и готовой продукции, к сокращению применения химических добавок и гормонов, уменьшению применения химических удобрений и пестицидов в растениеводстве.

Отдельным пунктом можно выделить такую меру, препятствующую свободной торговле, как «государственное торговое предприятие». Данное предприятие носит название Systembolaget, было создано в 1955 г., расположено в Швеции, является государственной сетью магазинов алкогольных напитков. Это единственный розничный продавец, которому разрешено продавать алкогольные напитки, содержащие более 3,5% алкоголя по объему.

Несмотря на политику содействия свободной торговли, в ЕС осуществляется государственная поддержка целого ряда отраслей: авиастроение, производство искусственного волокна, угольная промышленность. Формы поддержки могут быть разными: государственные гарантии по кредитам, участие государственных органов в инвестиционных проектах, возмещение расходов на НИОКР.

Другим инструментом дискриминации иностранных компаний является система государственных закупок. Несмотря на многочисленные попытки унификации подхода к государственным закупкам в ЕС анализ европейских нормативов показывает, что в них существует ряд пробелов, создающих неопределенность в вопросе торговли ЕС с третьими странами, которые широко используются отдельными членами как инструменты протекционизма наиболее характерными примерами ограниченного доступа являются поставки высокотехнологичного оборудования для оборонных отраслей и коммунальных предприятий.

Таким образом, перечень нетарифных мер, применяемый в ЕС, чрезвычайно разнообразен.

Антидемпинговые меры ЕС в отношении белорусских товаров имеют многолетнюю практику. В 2009 г. они распространялись на три вида отечественной продукции - хлористый калий, карбамидно-аммиачную смесь и стальные сварные трубы. На сегодняшний день антидемпинговые пошлины действуют в отношении стальных труб из Республики Беларусь, они была введены в действие 19 декабря 2008 года в размере 38,1% [3]. Кроме того, 31 марта 2016 года было начато антидемпинговое расследование против «Белорусского металлургического завода» (БМЗ) по горячекатаной арматуре. По данным БМЗ за 2015 год, доля ЕС в экспорте в стоимостном выражении составила почти 60%. Основной объем поставок (около 70% от европейского экспорта) приходится на Германию, Польшу, Литву, Латвию, Италию и Нидерланды [5].

В отношении текстильных изделий из Республики Беларусь в ЕС применяются квоты. Республика Беларусь и ЕС до 2010 года работали по двустороннему соглашению, в рамках которого квоты на ввоз белорусского текстиля в страны ЕС определялись путем переговоров, с учетом позиции белорусского правительства. В 2010 году, после вступления Республики Беларусь в Таможенный союз (ТС), Минск отказался от использования этого соглашения, поскольку оно нарушало обязательства страны в рамках ТС. Тогда ЕС ввел для Республики Беларусь автономные квоты по 34 позициям текстильной продукции, в том числе синтетическим, шерстяным и полушерстяным тканям и пряже. Однако фактически полностью использовались квоты только по льняным тканям [3].

Потенциал продвижения белорусских товаров на рынки стран Европейского союза далеко не исчерпан. Соседство с ЕС мотивирует белорусских производителей активно внедрять европейские нормы и стандарты при производстве собственной продукции.

Список литературы

1. Overview of Developments in the International Trading Environment / World Trade Organization. 2015. - https://www.wto.org/ english/res_e/its2016.pdf

2. Global Trade Alert: The Global Trade Disorder: The 16th GTA Report. 2016 - https://europa.eu/european-union/topics/single-market_en

3. I-TIP Goods: Integrated analysis and retrieval of notified non-tariff measures / World Trade Organization. 2017. - https://i-tip.wto.org/goods

4. Official Journal of the European Union Regulation (EU) 2016/1036 of the European Parliament and of the Council on protection against dumped imports from countries not members of the European Union (codification) of 8 June 2016. - https://europa.eu/european-union/topics/

5. Trade in goods with Belarus / Directorate-General for Trade European Commission. 2017. - https://europa.eu/european-union/topics/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.