Научная статья на тему 'НЕСТАБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

НЕСТАБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19 / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филимонова И.В., Брострем В.О., Кобозева Д.Л.

Статья посвящена анализу последствий в социально-трудовой сфере, которые повлекла за собой вспышка коронавирусной инфекции COVID-19. Исследованы изменения трудовых отношений в период пандемии и преимущества новых норм о дистанционной работе. Рассмотрены влияние дистанционной работы на социально-трудовую сферу и перспективы разработки и внедрения эффективных механизмов дистанционной работы на ближайшие 10 лет. В ситуации пандемии удаленная работа зарекомендовала себя как важный фактор, необходимый для обеспечения непрерывности деятельности, имеющий преимущества в виде сокращения времени поездок на работу, возможности сосредоточиться на рабочих задачах вдали от отвлекающих офисных моментов, а также найти оптимальный баланс между работой и личной жизнью. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что создание возможностей получения достойных рабочих мест возможно только при условии проведения правильной социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филимонова И.В., Брострем В.О., Кобозева Д.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTABILITY OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS AND EMPLOYMENT PROBLEMS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article is devoted to the analysis of the consequences in the social and labor sphere, which were caused by the outbreak of the coronavirus infection COVID-19. The changes in labor relations during the pandemic and the benefits of the new regulation norms of the remote work are investigated. The impact of working remotely on the social and labor sphere and the prospects for the development and implementation of effective remote mechanisms over the next ten years are analyzed. In a pandemic situation, remote work has proven to be an important factor for business ongoing activity, with benefits in the form of reduced commuting time, the ability to focus on work tasks away from distracting office aspects, and finding an optimal work-life balance. The study concluded that creating decent job opportunities is only possible with the appropriate socio-economic policies.

Текст научной работы на тему «НЕСТАБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2021; 29(s1) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-s1-658-661

Employment and Human Resources during COVID-19 Pandemic

© Коллектив авторов, 2021 УДК 614.2

Филимонова И. В.1, Брострем В. О.2, Кобозева Д. Л.3

НЕСТАБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРИОД

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

'Финансовый университет при Правительстве РФ, 125993, Москва, Россия; 'Академия труда и социальных отношений, 119454, Москва, Россия; 3ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 117997, Москва, Россия

Статья посвящена анализу последствий в социально-трудовой сфере, которые повлекла за собой вспышка коронавирусной инфекции COVID-19. Исследованы изменения трудовых отношений в период пандемии и преимущества новых норм о дистанционной работе. Рассмотрены влияние дистанционной работы на социально-трудовую сферу и перспективы разработки и внедрения эффективных механизмов дистанционной работы на ближайшие 10 лет. В ситуации пандемии удаленная работа зарекомендовала себя как важный фактор, необходимый для обеспечения непрерывности деятельности, имеющий преимущества в виде сокращения времени поездок на работу, возможности сосредоточиться на рабочих задачах вдали от отвлекающих офисных моментов, а также найти оптимальный баланс между работой и личной жизнью. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что создание возможностей получения достойных рабочих мест возможно только при условии проведения правильной социально-экономической политики. Ключевые слова: угроза распространения COVID-19; социально-трудовая сфера; экономическая ситуация; дистанционная работа; цифровизация рабочего процесса.

Для цитирования: Филимонова И. В., Брострем В. О., Кобозева Д. Л. Нестабильность социально-трудовых отношений и проблемы занятости в период распространения пандемии COVID-19. Проблемы социальной гигиены , здравоохранения и истории медицины. 2021;29(спецвыпуск):658—661. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-S1-658-661

Для корреспонденции: Брострем Виктория Олеговна; e-mail: brostrem@yandex.ru

Filimonova I. V.1, Brostrem V. O.2, Kobozeva D. L.3 INSTABILITY OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS AND EMPLOYMENT PROBLEMS DURING

THE COVID-19 PANDEMIC

1Financial University under the aegis of the Government of the Russian Federation, 125993, Moscow, Russia;

2Academy of Labor and Social Relations, 119454, Moscow, Russia;

3N. A. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), 117997, Moscow, Russia

The article is devoted to the analysis of the consequences in the social and labor sphere, which were caused by the outbreak of the coronavirus infection COVID-19. The changes in labor relations during the pandemic and the benefits of the new regulation norms of the remote work are investigated. The impact of working remotely on the social and labor sphere and the prospects for the development and implementation of effective remote mechanisms over the next ten years are analyzed. In a pandemic situation, remote work has proven to be an important factor for business ongoing activity, with benefits in the form of reduced commuting time, the ability to focus on work tasks away from distracting office aspects, and finding an optimal work-life balance. The study concluded that creating decent job opportunities is only possible with the appropriate socio-economic policies.

Keywords: threat of COVID-19 spread; social and labor sphere; economic situation; remote work; digitalization of the work processes.

For citation: Filimonova I. V., Brostrem V. O., Kobozeva D. L. Instability of social and labor relations and employment problems during the COVID-19 pandemic. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(Special Is-sue):658—661 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-658-661 For correspondence: Brostrem Viktoria Olegovna; e-mail: brostrem@yandex.ru Source of funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Received 02.02.2021 Accepted 21.04.2021

Введение

В начале 2020 г. произошли беспрецедентные трансформационные процессы в мировой экономике и трудовой сфере. Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 г. объявила вспышку нового коронавируса пандемией и призвала правительства во всем мире со всей серьезностью отнестись к этой проблеме и подготовиться к первой волне чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения с помощью ряда радикальных мер, одной из которых во многих странах стал всеобщий режим самоизоляции.

По мере вступления в силу ограничительных мер большая часть работников получила распоряжение от работодателей оставаться дома и продолжать работу в дистанционном режиме, насколько это возможно с учетом выполняемых функций. Организации, которые уже применяли ранее дистанционный режим работы, а также организации, которые не были с ним знакомы, отправляли своих сотрудников домой, создавая тем самым условия для самого масштабного массового эксперимента по удаленной работе в истории. Хотя число работающих в дистанционном режиме неполный и полный рабочий день постепенно увеличивалось на протяжении

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(s1) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-s1-658-661

Проблемы занятости и кадрового обеспечения в период пандемии COVID-19

нескольких лет, пандемия, безусловно , ускорила признание работодателями дистанционного формата работы. В ситуации пандемии удаленная работа зарекомендовала себя как важный фактор, необходимый для обеспечения непрерывности деятельности, при этом в обычных условиях к ее преимуществам относится сокращение времени поездок на работу, возможность сосредоточиться на рабочих задачах вдали от отвлекающих факторов офиса, а также найти оптимальный баланс между работой и личной жизнью. Дистанционный режим предоставляет большую свободу в выборе графика работы, а также альтернативного рабочего места за пределами помещения работодателя. При этом существует ряд рисков, которые необходимо предвидеть и предотвращать, например, риск изоляции (это особенно касается одиноких людей) и риск потери контакта с другими сотрудниками1.

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении последствий в социально-трудовой сфере, обусловленных распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19, и изменений в сфере трудовых отношений, характеризующихся преимуществами и недостатками новых норм о дистанционной работе.

Материалы и методы

Анализ последствий на социально-трудовую сферу, обусловленных распространением СОУГО-19, проведен по материалам, подготовленным экспертами в трудовой сфере и в области дистанционной работы и обобщающим практический опыт последних месяцев, который необходим для дальнейшей организации дистанционной работы после пандемии.

Результаты

Привычный и знакомый образ жизни в начале 2020 г. резко изменился у большинства людей во всем мире, и правительства, вооруженные научными знаниями, должны были предпринять решительные действия для спасения жизней. Все мировое сообщество вступило в самый непростой период с точки зрения организации труда. Перед работодателями встала задача по поиску оптимального баланса между необходимостью защитить здоровье и жизнь людей и сохранением экономической стабильности. Меры физического дистанцирования с помощью закрытия образовательных организаций, остановка авиасообщения, отказ от проведения собраний и закрытие рабочих мест выступали лишь первым ша-

Распределение ответов на вопрос: «Как бы Вы оценили эффективность работы своих сотрудников на удаленке по сравнению с обычным режимом?», %.

гом в борьбе с распространением СОУГО-19. Дальнейшее ослабление и постепенное снятие ограничений не должно подвергать риску жизни людей или вызвать новую волну эпидемии.

До пандемии лишь небольшая часть работников периодически работала в дистанционном режиме , В Европейском союзе распространенность регулярной или эпизодической дистанционной работы (надомной и мобильной вместе взятых) варьировала от 30% и более в Дании, Нидерландах и Швеции до 10% и менее в Чешской Республике, Греции, Италии и Польше. По данным разных исследований, до 20% рабочей силы в США регулярно или периодически работали дома или в другом альтернативном месте, в Японии — 16%, а в Аргентине — всего 1,6% 2.

В России в период пандемии из-за необходимости соблюдения режима самоизоляции, а также в целях оптимизации расходов коммерческому сектору предприятий пришлось пересмотреть кадровый состав. Каждый третий работодатель отправлял работников в отпуск без сохранения заработной платы (34%), снижал размер платы труда (32%). В каждой пятой организации (21%) была отменена дополнительная система мотивации. Треть предприятий (33%) перевели сотрудников на удаленный формат работы. Микропредприятиям это удавалось реже (24% в компаниях со штатом до 15 человек), средним и крупным предприятиям — чаще (39% в компаниях со штатом 16—100 человек, 67% — со штатом более 250 человек) 3.

Большинство предприятий, которые полностью или частично перевели штат на удаленный формат, отметили снижение эффективности сотрудников — об этом заявили 82% руководителей бизнес-структур. Каждый третий при этом отметил, что эффективность работы снизилась сильно (рисунок).

1 Организация Объединенных Наций. Дистанционная работа во время и после пандемии COVID-19. 2020. URL: https://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/ documents/publication/wcms_754535.pdf (дата обращения: 11.04.2021).

2Организация Объединенных Наций. Сфера труда и COVID-19. 2020. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/sg_policy_brief_ world_of_work_and_covid_19_russian.pdf (дата обращения: 11.04.2021).

3 Аналитический центр НАФИ. Российский бизнес и коронави-рус. Часть вторая. Человеческий капитал: сокращения персонала и удаленный формат работы. 2020. URL: https://nafi.ru/projects/ predprinimatelstvo/rossiyskiy-biznes-i-koronavirus-vtoraya-chast-chelovecheskiy-kapital-sokrashcheniya-personala-i-udal (дата обращения: 11.04.2021).

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2021; 29(s1) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-s1-658-661

Employment and Human Resources during COVID-19 Pandemic

Факторы, влияющие на благополучие и производительность сотрудников и команд

Факторы

Меры

Рабочее время и Подготовка работниками индивидуальных планов дистанционной работы;

организация ра- разъяснение приоритетов и исключение из числа приоритетных целей, которые в данных обстоятельствах не являются суще-боты ственными или достижимыми;

создание единой системы оповещения о готовности к работе; группировка мелких межфункциональных групп; создание системы предупреждения риска эмоционального выгорания; обсуждение с работниками процесса выполнения работы; обмен опытом эффективного планирования рабочего дня между работниками Четкая формулировка ожидаемых результатов; регулярная оценка работы сотрудников; поощрение по поводу хорошо выполненной работы;

использование видеосвязи для обеспечения невербальной коммуникации

Анализ потребностей сотрудников, работающих дома, в технологиях и ресурсах, а также их навыков доступа к технологиям и их применению в работе;

включение в политику в отношении дистанционной работы условий возмещения затрат или финансовой поддержки работников для обеспечения их оборудованием, доступом в Интернет и средствами связи;

предоставление работникам возможности обучаться использованию инструментов, необходимых им для работы; предоставление работникам информации о связи со службой технической поддержки

Создание централизованной электронной базы для хранения всех основных изменений и обновлений внутренней политики и процессов;

установление требований к коммуникации; использование всего спектра доступных средств связи; поощрение и поддержка сотрудников

Уточнение и обновление списка обязанностей работодателей по охране труда дистанционных работников посредством анализа опасных факторов и рисков для здоровья и безопасности, окружающей среды домашнего офиса, оборудования, эргономики, а также стресса и других аспектов психического здоровья;

обучение руководителей и дистанционных работников делать достаточное количество перерывов для отдыха в течение рабочего дня;

поощрение здоровых привычек питания

Информирование работников и оказание им поддержки в обращении за получением финансовой помощи от государства; пересмотр льгот работников с учетом дистанционного режима работы;

разъяснение вопросов, связанных с подоходным налогом и социальными выплатами, в случае, если дистанционный работник находится в стране, отличной от места нахождения работодателя Регулярные опросы о проблемах и потребностях дистанционных работников; организация дистанционных курсов обучения, вебинаров и консультаций; обмен идеями и рекомендациями в отношении эффективной дистанционной работы

Поддержание разделения работы и личной жизни путем четкого определения ожидаемых результатов работы и предоставления работникам свободы в организации своего рабочего графика на основе индивидуальных потребностей;

стимулирование работников отключаться от работы во время, отведенное для отдыха и личной жизни, без негативных последствий для их карьеры;

поощрение открытого общения и сотрудничества между работниками и руководителями в вопросах организации рабочего времени, готовности к выполнению работы и установления границ между работой и личной жизнью внутри команд

Источник: Организация Объединенных Наций. Дистанционная работа во время и после пандемии COVID-19. 2020. URL: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_754535.pdf (дата обращения: 11.04.2021).

Управление производительностью

Цифровизация

Коммуникация

Охрана труда

Правовые и договорные аспекты

Обучение

Баланс между работой и личной жизнью

В настоящее время в большинстве российских компаний существуют определенные трудности с адаптацией рабочих задач к внедрению дистанционной работы и обеспечением при этом благополучия сотрудников и высокого уровня производительности труда. В таблице представлены факторы, влияющие на благополучие и производительность сотрудников и команд, и меры, направленные на их достижение.

Таким образом, знание ключевых факторов, влияющих на благополучие сотрудников и производительность отдельных работников и команд, поможет организациям в адаптации рабочих механизмов, что позволит защитить работников и содействовать усилиям правительства по выравниванию кривой новых случаев заболевания и, следовательно, снижению распространения СОУГО-19.

Обсуждение

Угроза распространения СОУГО-19 вызвала серьезные изменения в привычной жизни людей, и, хотя пандемия еще полностью не побеждена, уже на

текущем этапе можно отметить некоторые важные результаты.

В связи с пандемией, начавшейся в начале 2020 г., правительствами многих стран реализовы-вались меры в различных направлениях внутренней политики: финансовой, денежно-кредитной и социально-трудовой 4. Меры носили чрезвычайный характер, предусматривали решение в комплексе таких задач, как сохранение бизнеса и поддержка занятости, социальная защита и охрана здоровья населения, на основе активизации взаимодействия центральных и региональных правительств путем как прямой, так и косвенной поддержки граждан и бизнес-структур.

Прямая поддержка граждан и домохозяйств предусматривает:

• увеличение размеров социальных выплат;

4 Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Социальная политика в зарубежных странах в условиях пандемии. 2020. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/social/ social.2020.3.pdf (дата обращения: 11.04.2021).

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(81)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-s1-658-661 661

Проблемы занятости и кадрового обеспечения в период пандемии COVID-19

• предоставление субсидий, грантов, ваучеров, льготное кредитование;

• отсрочку выплаты налогов, иных обязательных платежей;

• облегчение условий получения страховых выплат (по безработице, социальному и медицинскому страхованию).

Косвенная поддержка граждан и предпринимательской деятельности осуществляется путем поддержки бизнеса, в том числе с целью сохранения рабочих мест и сдерживания безработицы, и осуществляется посредством:

• различных финансовых и налогово-кредитных механизмов, ориентированных на наиболее пострадавшие отрасли экономики, малые и средние предприятия, а также на самозанятых (льготные кредиты, гранты, снижение налога на добавленную стоимость, налоговые каникулы и пр.);

• стимулирования государством применения нестандартных форм и условий занятости (временная безработица, повременный кредит, кратковременная и удаленная работа);

• субсидирования заработной платы работников.

Заключение

Проведенное исследование последствий на социально-трудовую сферу, которые повлекло за собой

распространение СОУГО-19, позволило сделать вывод, что создание возможностей получения достойных рабочих мест возможно только при условии проведения правильной социально-экономической политики. Необходимость создания рабочих мест и источников средств к существованию для миллионов людей требует баланса при взаимодействии социально-экономической и экологической систем, вложений в повышение квалификации работников, инфраструктуру и технологии производственной сферы, содействии переходу к более ориентированной на человека и всеохватывающей цифровизации, росту инвестиций в деятельность по предоставлению услуг и созданию более экологичной и учитывающей вопросы гендерного равенства экономики для всех.

Таким образом, экономический спад, вызванный СОУГО-19, прервал набиравшие силу позитивные тренды в социально-трудовой сфере, но открыл возможности новым способам организации рабочего процесса, способствуя ускорению цифровизации в сфере труда.

Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 02.02.2021 Принята в печать 21.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.