Научная статья на тему 'Неспецифические факторы суицидального риска'

Неспецифические факторы суицидального риска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харитонов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неспецифические факторы суицидального риска»

Суицидология и аддиктология

дестигматизации в психиатрической (суицидологической) службе; 4) разработка и усовершенствование учетно-отчетной документации; 5) регулярный отчет о работе, динамический анализ и оценка уровня суицидов, парасуицидов и «группы риска».

За период работы с 2009 по 2012 гг. выявляе-мость суицидентов в ПНД№10 возросла в 8,5 раз (с 34 до 288), как результат активной работы суицидологов с участковыми психиатрами психиатрической больницы и ОВД района обслуживания.

Зарегистрировано 218 суицидальных попыток, из них 144 случая (66%) - на «Д», 74 случая (34%)

- на «К» наблюдении. «Группу риска» составили 69 больных (24%), 49 (71%) из них на «Д», 20 (29%) - на «К» наблюдении.

В 2012 году было 25 случаев суицидальных попыток, 13 из них (52%) находятся на «Д», 12 (48%) - «К» наблюдении (первично). Из «группы риска» взято под наблюдение 6 больных, 4 - «Д», 2

- «К» наблюдении. Все больные, находящиеся на «Д» наблюдении, осмотрены суицидологом, ведется плановая работа с суицидентами и их родственниками.

Работа с суицидентами, находящимися на «К» наблюдении, вызывает большие трудности, т.к. многие из них на прием не являются. В 2012 г. был один случай завершенного суицида у больной, состоящей на «Д» наблюдении.

Организация преемственности в работе с кризисным отделением ГКБ №20, психологическим центром ЮАО, ПБ территориального прикрепления обеспечила информацию о 69 больных с суицидоопасными проявлениями за период с 2010 по 2012 гг. 44 из них (63,8%) находятся под наблюдением ПНД, 25 больных (56,8%) - на «Д» наблюдении, 19 больных (43,2%) - на «К» наблюдении.

Больные взяты под наблюдение суицидологом КСПП, но 29 больных (42%) к психиатрам и суицидологам не обращались, лечебно - реабилитационных мероприятий превентивного плана с ними не проводилось.

По результатам взаимодействия с органами ОВД ЮАО получены списки на 158 суицидентов, 113 из которых (71,5%) относятся к району обслуживания ПНД. Только 29 из них (25,3%) наблюдаются в ПНД (9 на «Д», 20 на «К»). Но 81 суици-дент (71,7%) в ПНД не обращались.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего сотрудничества, налаживания внутри- и межведомственной преемственности, повышения эффективности медико - социальной помощи и профилактических мер.

Большое внимание уделяем ознакомлению с факторами суицидального риска и профилактики суицидоопасных проявлений. Результаты прове-

денных 6 циклов курсов психиатрической грамотности для родственников больных с 2009 по 2012 гг. опубликованы в 4 статьях.

Для дальнейшего развития, функционирования и повышения эффективности работы КСПП необходимо наличие достоверной статистической информации. В дополнение к существующей сегодня системе, нами разработаны отчетные формы, отражающие учет всего контингента лиц, с указанием перечня ключевых моментов, характеризующих суицидальное поведение. Все это дает возможность проводить адресную лечебно - профилактическую работу по превенции суицидов, выявлять суицидоопасные проявления на каждом врачебном участке и по ПНД в целом.

Таким образом, организация суицидологической службы в ПНД требует дальнейшего развития, совершенствования, инновационного подхода во внутриведомственном, межведомственном взаимодействии и в статистической отчетности.

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

С.В. Харитонов

Московский НИИ психиатрии, г. Москва, Россия E-mail автора: drkharytonov@yandex.ru

Самоубийства при расстройствах личности имеют высокую распространенность, составляя до 1/3 от числа всех суицидов и вносят существенный вклад в формирование общей картины психического нездоровья. При том, что личностные расстройства между собой имеют значительные психопатологические различия представляется существенным ответ на вопрос, - существуют или нет общие для личностных расстройств клинические феномены суицидального поведения?

В структуре самоубийств можно выделить три, различных в деятельностном аспекте, группы: самоубийства без выраженного предшествующего суициду внутреннего суицидального поведения; самоубийства которым это поведение предшествовало; и внутреннее суицидальное поведение без суицидальной попытки.

Внутреннее суицидальное поведение и суицидальное поведение, реализуемое в виде суицидальных попыток, подготовки к суициду и завершенного суицида часто не имеют однозначной взаимной связи. Пассивные суицидальные мысли, замыслы или даже намерения не обязательно находят продолжение в виде суицидальной попытки. С другой стороны, суицидальные попытки, и

30

Тюменский медицинский журнал № 1, 2013

Суицидология и аддиктология

завершенные суициды часто развиваются внезапно. Интерпретируясь как “импульсивные” или внезапные самоубийства. При этом, в клиническом интервью часто не определяются предшествующие суицидальной попытке рефлексия и продумывание способов самоубийства. Иными словами, неожиданные самоубийства по своей клинической сущности могут считаться самоубийствами с очень коротким периодом пресуицида. Аналогичными являются и самоубийства, в основе которых лежит реакция эгоцентрического переключения. Когда суицидальная идея появляется в сознании очень быстро и этап выбора вариантов поведения свернут до момента.

Основная цель предпринятого исследования заключается в определении существования (или не существования) психических феноменов общих для всей группы личностных расстройств при разных формах суицидального поведения.

Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось с января 2004 года по март 2006 года на базе суицидологического отделения Московского НИИ психиатрии, Психиатрической больницы №4 г. Москвы и кризисного центра городской больницы №20 г. Москвы.

Выборку составили 186 пациентов с установленным диагнозом расстройство зрелой личности. Среди них, 127 больных совершили суицидальную попытку или вели подготовку к совершению самоубийства, еще 59 пациентов высказывали суицидальные мысли и намерения. Но не совершали инструментальных актов, которые могли бы свидетельствовать о подготовке или попытке самоубийства.

Оценка психического состояния проводилась на основании клинического интервью и психодиагностических тестов (Сонди, тест Стреляу, методика “Завершение предложений”, сравнение похожих рисунков по методике Дж. Кагана, визуальноаналоговые шкалы). Описание суицидального поведения включало сведения получаемые от больного, его ближайшего окружения и мед. персонала и применение опросника суицидального риска А. Бека.

Результаты и обсуждение:

Определено, что появление некоторых феноменов в клинической картине личностного расстройства сопровождается ростом суицидальной активности, а именно:

1. Когнитивные дисфункции (дихотомическое мышление и сужение сознания по дефинициям Э. Шнейдемана, а не Г. Груле).

2. Аффективная напряженность или склонность к формированию аффекта имеющего высокий “энергетический” потенциал (при этом, аф-

фект может не разряжаться или иметь неадекватно слабую экспрессивность).

3. Импульсивность, как индивидуальная особенность в склонности принимать быстрые либо медленные решения.

4. Склонность к контейнированию (накоплению) аффекта (подобный термин иногда употребляется в психодинамической практике и предполагает накопление аффекта и блокировку выражения чувств и эмоций).

5. Душевная боль.

Выявлена изменяемость уровня суицидального риска в зависимости от сочетаний тех или иных феноменов, чем более полной оказывалась пентада из перечисленных признаков, тем более высокий риск суицида прогнозировался по шкале суицидальных мыслей, а чем меньше феноменов обнаруживалось, тем ниже был и уровень суицидального риска.

Выводы:

Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, позволяют говорить о существовании, по крайней мере, нескольких определяемых корреляционной статистикой феноменов. Они оказываются общими для разных форм суицидальной активности и имеют разную частоту встречаемости в ряду: суициды без выраженной, предварительной внутренней суицидальной активности, - суициды с предваряющей их внутренней суицидальной активностью, - внутренняя суицидальная активность без суицидальных действий.

Полученные сведения указывают, что при нарастании суицидального риска происходит сглаживание различий связанных с вариантом личностного расстройства за счет увеличения роли неспецифических признаков пентады.

АДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ И СТРАХОВ СМЕРТИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В СУИЦИДОЛОГИИ

К.А. Чистопольская, С.Н. Ениколопов,

В.Н. Казанцева, Л.П. Пономаренко

МНИИП, НЦПЗ РАМН, г. Москва, Россия Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, г. Одесса, Украина

E-mail авторов: ktchist@gmail.com, enikolopov@mail.ru, Cherry-blossom88@yandex.ua, larpet@tenet.odessa.ua

Отношение человека к смерти - относительно новая, но важная тема исследований. Первые опросники по данной теме начали появляться с 60х годов XX века, но по большей части были одно-

№ 1, 2013 Тюменский медицинский журнал

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.