ГЛАВА IV ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4.1. Актуальные вопросы эпидемиологии
УДК 614.78.71
Е. А. Бадаева, И. Д. Булавина
НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ
САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕКТОВ И ИНЫХ СООРУЖЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, Санкт-Петербург, Россия, badaichik@mail.ru
Резюме. Несмотря на совершенствующуюся в последние годы нормативно-правовую базу в области установления санитарно-защитных зон, остается ряд не решенных вопросов, требующих решения, как на региональном, так и на федеральном уровне. В настоящей статье приводятся наиболее актуальные проблемы санитарного законодательства в области установления санитарно-защитных зон, выявленные по результатам работы органа инспекции ФБУН СЗНЦ гигиены и общественного здоровья за период 2018-2020 годы. Ключевые слова: санитарно-защитная зона, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, контур объекта.
Abstract. Badaeva E. A., Bulavina I. D. Imperfection of legislation in the field of establishing sanitary protection zones of enterprises, facilities and other structures based on the results of sanitary and epidemiological expertise of projects.
Despite the improvement of the regulatory framework in the field of establishing sanitary protection zones in recent years, there are still a number of unresolved issues that need to be addressed, both at the regional and Federal levels. This article presents the most urgent problems of sanitary legislation in the field of establishing sanitary protection zones, identified by the results of the work of the inspection body of the Federal state budgetary INSTITUTION SZNC of hygiene and public health for the
period 2018-2020.
Key words: sanitary-protective zone, the sanitary-epidemiological examination, the contour of the object.
Основные санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке установлены ст. 12 ФЗ [1], согласно которому при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Организация санитарно-защитных зон (СЗЗ) является одним из основных элементов предотвращения воздействия предприятий, сооружений и иных объектов на среду обитания населения.
В рамках работы органа инспекции ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» с момента выхода в свет последнего из нормативных актов в области установления СЗЗ - Постановления Правительства [2], определившего основные требования к разработке и порядку установления санитарно-защитных зон, была осуществлена санитарно-эпидемиологическая экспертиза более 1500 проектов.
На основании результатов экспертизы были проанализированы основные проблемы, связанные с установлением СЗЗ.
Постановлением Правительства [2] внесены изменения в уже сложившуюся практику установления санитарно-защитных зон. Действие законодательства в сфере установления санитарно-защитных зон, стало распространяться только на существующие, проектируемые, строящиеся и вводимые в эксплуатацию промышленные объекты и производства, объекты капитального строительства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания.
Указанное положение позволило проследить четкую и однозначную взаимосвязь использования данного документа в совокупности с нормами Градостроительного кодекса РФ [3] и постановления Правительства РФ №2 87 [4].
Однако, за пределами действия требований по установлению СЗЗ остались объекты некапитального строительства, априори являющиеся источниками воздействия на среду обитания населения (таких как, перегрузочные комплексы на воде, добыча полезных ископаемых и т.д.). Постановление также не распространяется на организацию СЗЗ/санитарно-защитных полос для линейных объектов (например, автомобильные и железнодорожные пути сообщения).
324
Указанное упущение приводит к разногласиям при согласовании проектов СЗЗ и установлении зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), не смотря на значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха и уровней физического воздействия.
Санитарно-защитная зона представляет собой зону с особыми условиями использования территорий, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами и до величин приемлемого риска для здоровья населения, в случаях, предусмотренных настоящими санитарными правилами.
Логично, если санитарно-защитная зона устанавливается по изолинии достижения гигиенических нормативов за границей контура объектов при определении ее с учетом максимальной производственной мощности объекта.
Однако, не определен верхний предел при установлении размера СЗЗ для объектов I и II класса, что может способствовать возникновению риска непрогнозируемого увеличения размера СЗЗ, и соответственно, ограничению использования земельных участков в границах СЗЗ, а также принесет риски избыточного регулирования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Установление СЗЗ неизбежно повлечет обязанность для правообладателей объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению и изменению СЗЗ, по возмещению убытков правообладателям земельных участков, объектов капитального строительства, в границах таких зон в соответствии со статьями 57, 57.1 Градостроительного кодекса [3].
В соответствии со ст. 106 Земельного кодекса требования к предельным размерам ЗОУИТ и (или) правила определения размеров зон определяются правительством Российской Федерации, которое утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, что необходимо учесть при внесении изменений в Постановление [2].
Во избежание недоразумений в постановление требуется внести расшифровку понятия «контур объекта», от которого устанавливается СЗЗ, особенно для участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда в соответствии с законодательством размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута.
Особого внимания заслуживает необходимость учета биологического воздействия на среду обитания при разработке проектов СЗЗ. При отсутствии
325
официально разработанных методик (за исключением ГН 2.1.6.3537-18. «Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в атмосферном воздухе городских и сельских поселений») предъявление требований к оценке биологического воздействия только в части загрязнения почвы и природных вод по результатам натурных исследований без учета накопительного ущерба, становится не корректным.
Подпункт «б» п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон [5], регламентирует запрет размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Роспотребнадзор письмом «О рассмотрении обращения» от 17.07.2019 г. исх. № 09-8846-2019-19 разъяснил, что требования к упомянутой продукции регламентируются техническими регламентами. Кроме того, приложением 3 к ГОСТУ [6] предусмотрен перечень химических веществ 1 и 2 классов, попадающих в почву из выбросов предприятий. Предложено оценку проектов проводить с учетом данных по инвентаризации источников выбросов, действующих техрегламентов на пищевую продукции.
Однако, законодательством в области требований к качеству почвы сельскохозяйственного назначения и рекомендациях по их использованию (прил. 2 СанПиН [7]), предусмотрена возможность использования почвы для выращивания сельскохозяйственной продукции не только на чистых, а также и на загрязненных почвах (от «допустимого» до «опасного» уровня загрязнения). Действующие техрегламенты на пищевую продукцию не во всех случаях предусматривают контроль химических показателей, сопоставимый с перечнем выбрасываемых загрязняющих веществ рядом расположенных промышленных предприятий и объектов.
Обоснование размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды в проектах СЗЗ должно осуществляться исходя из отсутствия превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и биологических агентов, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а также с учетом того, что превышения физических факторов воздействия не влияют на качество лекарственных средств, продовольственное сырье, пищевую продукцию, качество воды.
Особое затруднение вызывает необходимость учета при расчете рассеивания загрязняющих веществ фонового загрязнения атмосферного воздуха, что отмечают многие эксперты [8]. Предоставляемый Росгидрометом стандартный и довольно ограниченный перечень загрязняющих веществ не позволяет соблюсти требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха, отсутствие на существующее положение сводных томов предельно допустимых выбросов также не решает проблему, в связи с чем представляется необходимым Роспотребнадзору совместно с органами власти и уполномоченными природоохранными организациями определиться с перечнем градообразующих предприятий, возле которых в обязательном порядке должны быть установлены посты наблюдения за атмосферным воздухом с учетом специфики выбросов предприятий, за счет внедрения автоматической системы мониторинга выбросов [9].
Представляемые в составе проектов СЗЗ результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов зачастую не соответствуют требованиям РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» и ГОСТ 17.2.3.01-86 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы (ССОП). Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» по периодичности и кратности отбора проб в течение суток, количеству дней исследований [10, 11].
В попытке ускорить получение решения по установлению СЗЗ исследования атмосферного воздуха проводятся до проведения экспертизы проектов СЗЗ по несогласованным программам исследований без учета специфики выбросов и времени проведения измерений.
Существующие в настоящее время нормативно-правовые акты в области обеспечения химической безопасности не способны полноценно реализовать
327
конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья в связи с несовершенством федерального и специального законодательства [12-14].
Учитывая, что правовое регулирование санитарно-защитных зон на территории Российской Федерации носит межотраслевой характер, необходимо совершенствование не только санитарных правил и нормативов, но и документов других ведомств, затрагивающих вопросы установления санитарно-защитных зон в комплексе [15-17].
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон .№52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
2. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (с изменениями и дополнениями);
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020);
4. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями и дополнениями);
5. Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утв. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222);
6. ГОСТ 17.4.1.02-83 Охрана природы (ССОП). Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения (переиздание август 2008г.);
7. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (с изменениями от 25 апреля 2007 г.)
8. Об использовании фоновых концентраций загрязнения атмосферного воздуха при экспертизе проектов обоснования границ санитарно-защитных зон. В. И. Зайцев, А. В. Габидулин. Здоровье населения и среда обитания. 2012 №10 (235), с. 24-25.
9. Автоматизированная система мониторинга выбросов предприятий нефтеперерабатывающего профиля. Штриплинг Л.О., Баженов В.В. Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2014. № 7. С. 5-10.
10. Современное состояние контроля загрязнения атмосферного воздуха населенных мест. Винокуров М. В. Гигиена и санитария. 5/204. С. 29-32.
328
11. Организация натурных лабораторных исследований и измерений при обосновании границ санитарно-защитных зон. Зайцев В. И., Мишина А. Л. Здоровье населения и среда обитания. 2008. №10 (187). С. 29-31.
12. Особенности санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов санитарно-защитных зон. А. Ю. Ломтев, Г. Б. Еремин, М. Ю. Комбарова, Н. А. Мозжухина, В. А. Никонов. Здоровье населения и среда обитания. 2014 №10 (259). С. 53-56;
13. Теоретические аспекты санитарно-эпидемиологической экспертизы. Еремин Г. Б., Гюльмамедов Э. Ю., Никонов В. А, Мозжухина Н.А., Менеджер здравоохранения. 2013. №3. С.42-46;
14. Проектирование и организация санитарно-защитных зон в Российской Федерации. Прошлое, настоящее и будущее. Ломтев А. Ю., Карелин А. О., Еремин Г. Б., Волкодаева М. В., Наумов И. А. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т.12. №2. С. 794-754;
15. Проблемы правового регулирования организации санитарно-защитных зон на урбанизированных территориях. И. В. Май, Э. В. Седусова, М. С. Муфтиева. Вестник ПНИПУ. Урбанистика. 2013. №2. С.33-45;
16. Правовое регулирование санитарно-защитных зон в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития. П. В. Мунтяну. Вестник Удмуртского института. 2018. Т.28, вып. 3. С 437-445;
17. Новые требования к установлению санитарно-защитных зон. Бабина Ю. В. Экология производства. 2018г. №5. С. 22-31.