Научная статья на тему 'О некоторых вопросах сокращения размера санитарно-защитных зон промышленных предприятий в Российской Федерации'

О некоторых вопросах сокращения размера санитарно-защитных зон промышленных предприятий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛЬГОТЫ / SANITARY PROTECTION ZONE / DESIGN / RECONSTRUCTION / TECHNICAL RE-EQUIPMENT / OPERATION / BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES / BENEFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мунтяну Павел Вадимович

В статье анализируются некоторые положения санитарного и иного законодательства в части регулирования вопросов установления и сокращения размера санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Определяется значимость правильно рассчитанного размера санитарно-защитной зоны для здоровья людей, окружающей среды и промышленного предприятия. Выделяются случаи возникновения обязанности по установлению санитарно-защитной зоны. Каждый из случаев установления санитарно-защитной зоны имеет свои особенности и поэтому рассматривается отдельно. Исследуются причины установления санитарно-защитной зоны для действующего, эксплуатируемого предприятия. Способы сокращения размера санитарно-защитной зоны условно подразделяются на традиционные и новые. Рассматривается возможность применения наилучших доступных технологий как потенциально перспективного механизма сокращения размера санитарно-защитной зоны, исследуются меры стимулирующего воздействия при их внедрении. Аргументируется вывод о необходимости расширения перечня областей применения наилучших доступных технологий и подготовки соответствующих информационно-технических справочников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мунтяну Павел Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF REDUCING THE SIZE OF SANITARY PROTECTION ZONES OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes some provisions of sanitary and other legislation in terms of regulating the issues of establishing and reducing the size of sanitary protection zones of industrial enterprises. The importance of a correctly calculated size of a sanitary protection zone for human health, environment and an industrial enterprise is determined. There are cases of the obligation to establish a sanitary protection zone. Each case of the establishment of a sanitary protection zone has its own characteristics and therefore is considered separately. The reasons for the establishment of a sanitary protection zone for an operating, exploited enterprise are investigated. Ways to reduce the size of a sanitary protection zone are conventionally divided into traditional and new. The possibility of using the best available technologies as a potentially promising mechanism for reducing the size of a sanitary protection zone is being considered, and measures are being considered to stimulate their implementation. The conclusion about the need to expand the list of areas of application of the best available technologies and the preparation of relevant information and technical directories is argued.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах сокращения размера санитарно-защитных зон промышленных предприятий в Российской Федерации»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

201

УДК 349 П.В. Мунтяну

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОКРАЩЕНИЯ РАЗМЕРА САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются некоторые положения санитарного и иного законодательства в части регулирования вопросов установления и сокращения размера санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Определяется значимость правильно рассчитанного размера санитарно-защитной зоны для здоровья людей, окружающей среды и промышленного предприятия. Выделяются случаи возникновения обязанности по установлению санитарно-защитной зоны. Каждый из случаев установления санитарно-защитной зоны имеет свои особенности и поэтому рассматривается отдельно. Исследуются причины установления санитарно-защитной зоны для действующего, эксплуатируемого предприятия. Способы сокращения размера санитарно-защитной зоны условно подразделяются на традиционные и новые. Рассматривается возможность применения наилучших доступных технологий как потенциально перспективного механизма сокращения размера санитарно-защитной зоны, исследуются меры стимулирующего воздействия при их внедрении. Аргументируется вывод о необходимости расширения перечня областей применения наилучших доступных технологий и подготовки соответствующих информационно-технических справочников.

Ключевые слова: санитарно-защитная зона, проектирование, реконструкция, техническое перевооружение, эксплуатация, наилучшие доступные технологии, льготы.

Санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) является одним из двадцати восьми видов зон с особыми условиями использования территорий, перечисленных в ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации [1]. Устанавливается СЗЗ вокруг промышленных объектов и производств, за пределами границ которых оказывается вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека. По классификации охранных зон, предложенной О. А. Золотовой, СЗЗ относится к числу охранных зон, установленных с целью защиты окружающей среды, жизни и здоровья населения [2. С. 134]. В связи с этим следует отметить, что при правильной организации СЗЗ возможно и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, и уменьшение территории земель с низким качеством окружающей среды.

Размер - это важнейший параметр СЗЗ. Расстояние от источника загрязнения (воздействия) или границы земельного участка до внешней линии СЗЗ является размером СЗЗ. Рассчитывается такое расстояние по восьми направлениям (юг, юго-запад, север и т.д.) и может быть неодинаковым, поскольку на предприятии либо имеется несколько источников загрязнения с разными характеристиками выбросов, либо оказывает влияние преимущественное направление ветра и другие факторы. При определении размера СЗЗ учитываются следующие виды воздействия, превышающие санитарно-эпидемиологические требования:

- химические (выбросы газообразных веществ и аэрозолей);

- биологические (загрязнение вредными микроорганизмами, продуктами микробного синтеза, органическими веществами растительного происхождения);

- физические (шумовое, вибрационное, тепловое, электромагнитное, ионизирующее излучение).

Указанные виды воздействия присущи практически каждому предприятию, что обусловливает

многообразие сфер их деятельности, требующих установление СЗЗ. Так, исходя из санитарной классификации промышленных объектов и производств Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74 [3] (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), можно обобщить и выделить следующие девять сфер деятельности, в которых устанавливается СЗЗ: 1) промышленное производство (деревообрабатывающие предприятия, сельское хозяйство, пищевая промышленность и др.); 2) добыча руд и нерудных ископаемых; 3) торговля и оказание услуг; 4) энергетика; 5) транспортная инфраструктура; 6) объекты коммунального назначения; 7) спортивные объекты; 8) санитарно-технические объекты; 9) склады и места перегрузки, хранения грузов.

Исходя из изложенного, полагаем, что должным образом рассчитанный размер СЗЗ является результатом сложной профессиональной деятельности и служит одной из гарантий, в том числе правомерного функционирования предприятия.

Момент возникновения обязанности в разработке проекта и установления СЗЗ действующее законодательство связывает со строительными и технологическими этапами существования того или иного предприятия, отвечающего указанным выше признакам вредного воздействия. К таковым этапам можно отнести: проектирование предприятия, его реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию. При этом первый и последний из перечисленных этапов проходят абсолютно все предприятия, за исключением для некоторых предприятий (введённых в эксплуатацию до 15.03.2018 г.) этапа проектирования.

В случае проектирования предприятия проект СЗЗ и решение уполномоченного органа об её установлении являются частью проектной документации. Согласно подп. «б» п. 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 [4], разд. 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части обоснование границ сани-тарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка. В письме от 29.11.2018 г. № 52225-ОГ/08 [5] Минстрой России отмечает, что решение уполномоченного органа об установлении СЗЗ рассматривается как исходно-разрешительный документ, отсутствие которого является одним из оснований для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации. В таком случае необходимо учесть, что размер СЗЗ будущего предприятия определяется расчётным методом на основе принятых проектных решений.

Заканчивается данный этап выдачей разрешения на строительство. Так, в силу п.6 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 [6] (далее - Постановление № 222), заявление об установлении СЗЗ подаётся в уполномоченный орган не позднее чем за тридцать дней до дня обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство. В свою очередь Градостроительный кодекс Российской Федерации [7] в п. 9 ч. 7 ст. 51 предусматривает обязательное приложение к заявлению о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении СЗЗ.

Реконструкция предприятия по смыслу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подразумевает существенное изменение параметров одного или нескольких входящих в него зданий, сооружений в части высоты, количества этажей, площади, объёма и других характеристик, которые требуют выдачи соответствующего разрешения, аналогичного разрешению на строительство. Учитывая изложенное, при реконструкции предприятия Постановление № 222 также обязывает разрабатывать новый проект СЗЗ для изменения (корректировки) размера СЗЗ или обоснованного подтверждения его неизменности.

Постановлением № 222 предусмотрено обязательное проведение исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и биологического воздействия на атмосферный воздух объектов в случае технического перевооружения предприятия, изменения применяемых на нём технологий производства продукции, изменения вида разрешённого использования или назначения объекта. Если по результатам исследований (измерений) размер СЗЗ изменяется, то необходимо скорректировать ранее установленные границы СЗЗ. Думается, что выделение каждого из входящих в данный этап элементов в качестве самостоятельных нецелесообразно, поскольку они не основаны на изменениях и добавлении строительных конструкций.

В российском законодательстве определение понятия «техническое перевооружение» содержится в абз. 4 п. 2 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации [8]. К данному понятию относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. Изменение вида разрешённого использования объекта фактически приводит к изменению сферы деятельности предприятия, например, с производства на торговлю. Однако к изменению назначения объекта как основанию проведения исследования СЗЗ имеются вопросы.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [9] назначение зданий бывает нескольких видов: нежилое, жилое, многоквар-

тирный дом, жилое строение. Учитывая, что СЗЗ по своему режиму может устанавливаться лишь в отношении нежилых зданий и помещений, изменение назначения объекта должно привести к прекращению существования СЗЗ или, наоборот, к разработке проекта СЗЗ, а не к проведению исследований. Вместе с тем виды назначений сооружений указанным нормативным правовым актом не определяются. Следовательно, вопрос об обоснованности проведения исследования в случае изменения назначения сооружения остается открытым.

Установление СЗЗ для действующего, эксплуатируемого предприятия является скорее необходимостью для последнего, чем предусмотренной законом обязанностью, которая исполняется для того, чтобы избежать ответственности.

Проанализировав материалы судебной практики, а также общедоступную информацию с сайтов организаций, предоставляющих услуги по разработке проекта СЗЗ, можно выделить следующие причины установления СЗЗ для эксплуатируемого предприятия. Во-первых, в ориентировочной СЗЗ планируется застройка жилыми домами, школами, детскими садами и другими объектами, несовместимыми с режимом функционирования СЗЗ. Дело в том, что градостроительное законодательство допускает распространение СЗЗ на жилые, рекреационные и другие территориальные зоны, позволяющие осуществлять строительство объектов, запрещенных к размещению в границах СЗЗ. Однако фактически застроенная жилыми домами территория земель уже не может быть использована в качестве СЗЗ предприятия. По этой причине возникает необходимость в сокращении ориентировочного размера СЗЗ при её установлении. Кроме того, необоснованно большие размеры СЗЗ могут также повлечь за собой существенные затраты предприятия на возмещение убытков или выкуп ещё не застроенных земельных участков, но разрешённое использование и градостроительный регламент которых позволяет осуществить такое строительство. Считаем, что с принятием Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10], подробно регламентирующего порядок реализации права на возмещение убытков или выкуп земельного участка, заинтересованность действующих предприятий в надлежащем установлении СЗЗ существенно возрастёт.

Во-вторых, привлечение предприятия к административной ответственности за не установление СЗЗ. Статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [11] предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов. Размер ответственности определяется в виде штрафа, налагаемого на юридических лиц, в размере от десяти до двадцати тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Проверка предприятия территориальными органами Роспотребнадзора зачастую начинается в связи с поступлением жалоб от пользователей прилегающей территории на качество воздуха, громкость звуков и другие явления, производные от деятельности предприятия. Вместе с тем, по нашему мнению, однозначно говорить о том, что привлечение предприятия к данному виду ответственности будет стимулировать последнего к скорейшему установлению СЗЗ, не совсем верно. Экономические, правовые интересы отдельного предприятия в СЗЗ различны и зависят от размера ответственности, длительности административных процедур и других факторов.

В-третьих, исполнение решения суда о понуждении к установлению СЗЗ. В данном случае речь идёт о том, что уполномоченный орган может обратиться в суд за принудительным принятием предприятием мер по организации СЗЗ. Из рассмотренных материалов судебной практики следует, что обращение уполномоченного органа в суд является вынужденной мерой в тех ситуациях, когда привлечение предприятия к административной ответственности не заинтересовало последнего разработать проект СЗЗ [12]. При таких обстоятельствах можно говорить о принудительном характере установления СЗЗ и применении более строгих мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Таким образом, рассмотренные случаи проектирования и установления СЗЗ позволяют сделать вывод о том, что законодатель в значительной степени старается предупредить на каждом жизненном этапе существования предприятия превышение химического, биологического и физического воздействия на здоровье человека. Более того, по нашему мнению, предусмотренные законодательством меры ответственности и возмещения, а также плотность застройки и привлекательность удобного места осуществления производства на определённой территории в целом подталкивают предприятия на любом из рассмотренных этапов осуществить комплекс мер, направленных на сокращение размера СЗЗ. В

данной процедуре законодатель не ограничивает в конкретных, максимально допустимых величинах сокращение СЗЗ. Поэтому выбор способов, технологий, оборудования и других мер по уменьшению размера территории вредного воздействия остается на усмотрение предприятия. Единственным условием подтверждения сокращения размера СЗЗ законодатель называет не превышение за пределами её границ 0,1 предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней.

К мероприятиям, позволяющим сократить размер СЗЗ, можно отнести внедрение традиционных способов уменьшения зоны вредного воздействия путём установки шумозащитных экранов, очистных сооружений и т.п., а также наилучших доступных технологий (далее - НДТ). При этом следует иметь в виду, что, согласно п. 3.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, временное сокращение объёма производства не является основанием к пересмотру принятого размера СЗЗ для максимальной проектной и фактически достигнутой мощности.

В рамках данной статьи особый интерес представляет исследование НДТ как особого способа сокращения СЗЗ. Поэтому остальные способы сокращения СЗЗ, давно применяемые на практике, в статье рассматриваться не будут.

Защита населения от источников вредного воздействия процессов производства промышленных предприятий обеспечивается не только соблюдением комплекса санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды. Среди экологических требований к промышленным предприятиям особую роль занимают НДТ и правовой механизм их внедрения. Согласно абз. 35 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [13] (далее -ФЗ № 7), наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения. Следует отметить, что области применения НДТ весьма обширны и включают в себя перечень хозяйственной деятельности и применяемые при её осуществлении технологические процессы, оборудование, технические способы и методы. Указанный перечень областей утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 2674-р [14], который, судя по тому, как часто вносятся в него изменений, находится в постоянном развитии.

Сведения о НДТ содержатся в информационно-технических справочниках, имеющих статус стандартов. В настоящее время подготовлено 50 справочников по самым разным областям: от производства драгоценных металлов до пищевой промышленности. Важным аспектом определения НДТ является критерий наименьшего уровня негативного воздействия на окружающую среду и экономическая эффективность её внедрения и эксплуатации.

ФЗ № 7 устанавливает обязанность применять НДТ только в отношении самых опасных предприятий (объекты I категории опасности). С 01.01.2019 г. у данных предприятий исчисляется семилетний, а в некоторых случаях, четырнадцатилетний срок для обязательного внедрения НДТ. В связи с тем, что внедрение НДТ является дорогостоящей процедурой, необходимо рассмотреть существующие в настоящее время меры государственной поддержки.

1. Предоставление налоговых льгот

На федеральном уровне при исчислении налога на прибыль организации применяются специальные повышающие (понижающие) коэффициенты к норме амортизации. Применительно к технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, может применяться амортизация с повышающим коэффициентом [8. Подп. 5 п. 1 ст. 259.3]. При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 1299-р [15] утверждён отдельный перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ. В указанном распоряжении содержится информация о наименованиях технологического оборудования, его существенных характеристиках и количественных показателях.

Однако, как отмечают некоторые авторы [16], существуют реальные опасения отрицательного применения данной нормы налоговыми органами и судами. Это обусловливается как возможностью двойного толкования нормы, так и другими особенностями реализации фискальной функции государства.

Осуществление мероприятий, направленных на внедрение НДТ, позволяет предприятию также получить инвестиционный налоговый кредит [17. Подп. 1 п. 1 ст. 67]. Под инвестиционным налоговым кредитом понимается возможность в течение определённого срока и в определённых пределах

уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатной суммы кредита и начисленных процентов. Данный способ изменения срока уплаты налога предоставляется на сумму кредита, составляющую сто процентов стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно в целях, в том числе, осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Следует отметить, что инвестиционный налоговый кредит может предоставляться только по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита варьируется от одного года до пяти лет и в случае включения предприятия в реестр резидентов зоны территориального развития - до десяти лет.

2. Предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [18], с 01.01.2020 г. в целях стимулирования предприятий к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению НДТ будут применяться специальные коэффициенты (0, 1, 25 и 100) к ставкам платы на негативное воздействие на окружающую среду.

За объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ будет применяться коэффициент к ставкам за негативное воздействие на окружающую среду, равный нулю. Кроме того, п. 11 ст. 16.3 ФЗ № 7 предусмотрен способ снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду путём вычитания из данной суммы затрат на реализацию, в том числе мероприятий по внедрению НДТ.

3. Выделение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [19] возможно предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в том числе с использованием НДТ. Указанным нормативным правовым актом также предусматривается возможность предоставления финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность по оказанию инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в том числе посредством использования НДТ [19. Ст. 12].

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что сокращение размера санитарно-защитной зоны следует рассматривать как положительную процедуру с точки зрения уменьшения территории с вредным воздействием на окружающую среду. Учитывая заинтересованность государства в улучшении экологической обстановки, полагаем необходимым расширить перечень областей применения НДТ и, соответственно, увеличить количество информационно-технических справочников для поддержки предприятий в проведении указанной процедуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ (в ред. от 25.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2. Золотова О.А. Правовой режим земель охранных зон: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 207 с.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74 (в ред. от 25.04.2014 г.) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» // Российская газета. 2008. 9 февр.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 (в ред. от 21.04.2018 г.) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 8. Ст. 744.

5. Письмо Минстроя России от 29.11.2018 г. № 52225-ОГ/08 «По вопросам проведения государственной экспертизы» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 (в ред. от 21.12.2018 г.) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 11. Ст. 1636.

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 25.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 25.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. ст. 3340.

9. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. от 25.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (ч. II). Ст. 4344.

10. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. II). ст. 5135.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

12. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.04.2015 по делу N 33-5124/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. ст. 133.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 2674-р (в ред. от 24.05.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (ч. III). Ст. 399.

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 1299-р (в ред. от 07.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 27. Ст. 4063.

16. Манкулова Ж. А. Меры поддержки при внедрении наилучших доступных технологий // СПС «Консультант-Плюс».

17. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

18. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4220.

19. Федерального закона от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (в ред. от 27.06.2018 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, № 1 (часть 1), ст. 41.

Поступила в редакцию 12.02.2019

Мунтяну Павел Вадимович, аспирант кафедры экологического, аграрного и природоресурсного права ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: muntyanupasha@mail.ru

P.V. Muntyanu

ON SOME ISSUES OF REDUCING THE SIZE OF SANITARY PROTECTION ZONES OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes some provisions of sanitary and other legislation in terms of regulating the issues of establishing and reducing the size of sanitary protection zones of industrial enterprises. The importance of a correctly calculated size of a sanitary protection zone for human health, environment and an industrial enterprise is determined. There are cases of the obligation to establish a sanitary protection zone. Each case of the establishment of a sanitary protection zone has its own characteristics and therefore is considered separately. The reasons for the establishment of a sanitary protection zone for an operating, exploited enterprise are investigated. Ways to reduce the size of a sanitary protection zone are conventionally divided into traditional and new. The possibility of using the best available technologies as a potentially promising mechanism for reducing the size of a sanitary protection zone is being considered, and measures are being considered to stimulate their implementation. The conclusion about the need to expand the list of areas of application of the best available technologies and the preparation of relevant information and technical directories is argued.

Keywords: sanitary protection zone, design, reconstruction, technical re-equipment, operation, best available technologies, benefits.

Received 12.02.2019

Muntyanu P.V., postgraduate student at Department of Environmental, Agrarian and Natural Resources Law Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: muntyanupasha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.